Рабочая программа ПМ. 04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров МДК. 04.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»
Государственное Бюджетное профессиональное образовательное
учреждение самарской области «богатовское профессиональное училище»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
МДК. 04.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»
по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
с .Богатое, 2015
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта(далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 855. Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный № 29637
Организация-разработчик: ГБПОУ «Богатовское профессиональное училище»
Разработчики:
Владимирова Екатерина Евгеньевна - преподаватель ГБПОУ «Богатовское профессиональное училище»
Руководитель методической комиссии _______________ /______________/
Дата актуализации |
Результаты актуализации |
Подпись разработчика |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
стр. 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
7 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
8 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ |
26 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) |
28 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
МДК 04.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Транспортировка грузов и перевозка пассажиров соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. |
Управлять автомобилями категорий "В" и "С". |
ПК 4.2. |
Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. |
ПК 4.3. |
Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. |
ПК 4.4. |
Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. |
ПК 4.5. |
Работать с документацией установленной формы. |
ПК 4.6. |
Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. |
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- управления автомобилями категории «В» , «С»;
уметь:
соблюдать Правила дорожного движения;
безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;
уверенно действовать в нештатных ситуациях;
управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;
выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
соблюдать режим труда и отдыха;
обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;
получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно- транспортных происшествиях;
соблюдать требования по транспортировке пострадавших;
использовать средства пожаротушения;
знать:
основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;
правила эксплуатации транспортных средств;
правила перевозки грузов и пассажиров;
виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;
назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;
правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;
порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
правила обращения с эксплуатационными материалами;
требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
основы безопасного управления транспортными средствами;
порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;
порядок действий водителя в нештатных ситуациях;
комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;
приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
правила применения средств пожаротушения.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Максимальная учебная нагрузка –200 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной нагрузки -136 часа.
Самостоятельная учебная нагрузка – 66 час.
Учебной и производственной практики -144 часа.
2. Результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Транспортировка грузов и перевозка пассажиров, в том числе в том числе обладающими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 4.1. |
Управлять автомобилями категорий "В" и "С". |
ПК 4.2. |
Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров. |
ПК 4.3. |
Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования. |
ПК 4.4. |
Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств. |
ПК 4.5. |
Работать с документацией установленной формы. |
ПК 4.6. |
Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия. |
ОК 1. |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. |
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3. |
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4. |
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. |
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7. |
Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. |
ОК 8. |
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 04. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля |
Всего часов |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная часов |
Производственная по профилю специальности часов |
||||
Теор. обуч, часов |
лабораторные работы и практические занятия, часов |
Всего, часов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
9 |
10 |
ПК 4.1 |
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения |
33 |
20 |
10 |
|||
ПК 4.3-4.4 |
Раздел 2. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств |
26 |
18 |
12 |
|||
ПК 4.1, ПК 4.2 |
Раздел 3. Основы безопасного управления |
28 |
24(1) |
20 |
|||
ПК 4.2, ПК 4.5 |
Раздел 4. Организация перевозок |
14 |
- |
11 |
|||
ПК 4.6 |
Раздел 5. Первая помощь |
35 |
27 |
13 |
|||
Всего: |
136 |
46 |
90 |
66 |
72 |
72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объем часов |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
ПМ.04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров |
||||
Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения |
||||
МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В», «С» |
||||
Введение. Обзор законодательных актов |
1 |
1 |
||
Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах. Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении. |
||||
Практические работы: |
- |
|||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Тема 2. Дорожные знаки. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки. Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения. |
||||
Практические работы: |
- |
|||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : |
4 |
2 |
||
Практическое занятие № 1 Дорожные знаки. Дорожная разметка. |
||||
Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия: |
- |
|||
Тема 5. Регулирование дорожного движения. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практическое занятие : |
4 |
3 |
||
Практическое занятие №2 Регулирование дорожного движения. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие. |
||||
Тема 6. Проезд перекрестков. |
Содержание |
2 |
2 |
|
Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : |
- |
|||
Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств. |
||||
Лабораторные работы |
- |
3 |
||
Практическое занятие: |
- |
|||
Тема 8. Особые условия движения. |
Содержание |
5 |
2 |
|
Движение по автомагистралям. Запрещения, вводимые на автомагистралях. Приоритет маршрутных транспортных средств. Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами .Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Буксировка механических транспортных средств. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия: |
4 |
|||
Практическое занятие № 3 Особые условия движения Решение тематических задач . Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов, стендов. |
||||
Тема 9. Перевозка людей и грузов. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия: |
- |
|||
Тема 10. Техническое состояние и оборудование транспортных средств. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия: |
- |
|||
Тема 11. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения. |
Содержание Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями. |
4 |
2 |
|
Лабораторные работы |
- |
|||
Практические занятия: Практическое занятие № 4 Проезд перекрестков |
3 |
|||
Тема 12. Административное право. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу об АПН. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Тема 13. Уголовное право. |
Практическое занятие : |
1 |
||
Практическое занятие № 5: Понятие об уголовной ответственности. |
||||
Тема 14. Гражданское право. |
Практические занятия: |
1 |
||
Практическое занятие № 6 :Понятие гражданской ответственности. |
||||
Тема 15. Правовые основы охраны окружающей среды. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : |
- |
|||
Тема 16. О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. |
Практическое занятие : |
3 |
2 |
|
Практическое занятие № 7: Обзор законодательных актов. Порядок страхования. |
||||
Практическое занятие № 8: Заполнение бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП). |
||||
Самостоятельная работа при изучении раздела Решение комплексных задач. Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству. Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки. |
10 |
|||
Раздел 2. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (зачет) <1> |
26 |
|||
МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В»,«С» |
||||
Тема 1. Общее устройство транспортного средства. |
Содержание |
3 |
1 |
|
Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики грузовых автомобилей. Органы управления. Средства информационного обеспечения водителя. Системы автоматизации управления. Системы обеспечения комфортных условий в кабине. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : Практическое занятие № 9 Проверка технического состояния системы охлаждения |
2 |
|||
Тема 2. Общее устройство и работ системы питания карбюраторного двигателя. |
Содержание |
5 |
1 |
|
Назначение, устройство и работа систем питания карбюраторного двигателя (и работающего на газе). Виды топлив для автомобильных двигателей, их характеристики и свойства. Экологические требования к различным видам топлива. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : Практическое занятие № 10 Замена топливных фильтров Практическое занятие № 11 Разборка ,сборка и промывка масляных фильтров |
4 |
|||
Тема 3. Устройство, назначение и работа трансмиссии. |
Содержание |
3 |
2 |
|
Устройство и назначение трансмиссии. Схемы трансмиссии с одним или несколькими ведущими мостами. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : Практическое занятие №12 Проверка технического состояния передней подвески |
2 |
|||
Тема 4. Несущая система. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Ходовая часть. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : |
- |
|||
Тема 5. Тормозная система. |
Содержание |
5 |
2 |
|
Назначение тормозной системы. Особенности устройства и работы тормозной системы с гидравлическим приводом. Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом. Контроль давления воздуха в системе пневматического привода тормозов. Назначение, устройство и работа элементов вспомогательной тормозной системы. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия: Практическое занятие № 13 Проверка состояния и регулировка привода стояночного тормоза Практическое занятие № 14 Проверка герметичности тормозного привода |
4 |
|||
Тема 6. Рулевое управление. |
Содержание |
3 |
2 |
|
Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления:привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, рулевого механизма, привода управляемых колес. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : Практическое занятие № 15 Проверка люфта рулевого колеса |
2 |
|||
Тема 7. Системы активной и пассивной безопасности. |
Содержание |
1 |
2 |
|
Виды систем активной безопасности: антиблокировочная система (ABS). |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : |
- |
|||
Тема 8. Характерные неисправности и способы их устранения. |
Содержание |
5 |
2 |
|
Двигатель не запускается. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : Практическое занятие № 16 Проверка работоспособности свечи зажигания и их замена Практическое занятие № 17 Проверка давления в шинах. Замена колеса |
4 |
|||
Учебная практика Виды работ |
30 |
|||
Самостоятельная работа при изучении раздела 2 Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство и принцип работы автоматической коробки передач. Назначение и общее устройство рамы. Передний управляемый мост. Тягово-сцепное устройство. Принципиальная схема тормозной системы. Назначение, устройство и принцип работы турбокомпрессора. |
12 |
|||
Раздел 3. Основы безопасного управления транспортными средствами |
28 |
|||
МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В», «С» |
||||
Тема 1. Психологические основы деятельности водителя. |
Содержание |
2 |
1 |
|
Зрение, слух и осязание — важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания. |
||||
Лабораторные работы: |
- |
|||
Практические занятия : |
- |
|||
Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством. |
Практическое занятие : |
2 |
||
Практическое занятие № 18 Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание. |
||||
Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения. |
Практическое занятие : |
2 |
2 |
|
Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности. |
||||
Практическое занятие: |
3 |
|||
Практическое занятие № 19 |
||||
Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения. |
Практическое занятие : |
3 |
||
Практическое занятие № 20 Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством. |
||||
Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством. |
Практическое занятие: |
3 |
||
Практическое занятие № 21 Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки. |
||||
Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути. |
Практическое занятие : |
2 |
||
Практическое занятие № 22 Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции. |
||||
Тема 7. Техника управления транспортным средством. |
Практическое занятие : |
4 |
||
Практическое занятие № 23 Посадка водителя за рулем. Назначение органов управления, приборов и индикаторов. |
||||
Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством. |
Практическое занятие: |
4 |
||
Практическое занятие № 24 Действия водителя при управлении транспортным средством |
||||
Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях. |
Практическое занятие: |
3 |
||
Практическое занятие № 25 Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте. Пользование дорогами в осенний и весенний периоды. |
||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 3 Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы. |
20 |
|||
Раздел 4. Основы организации перевозок (зачет) <1> |
14 |
2 |
||
МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории « В» «С» |
||||
Тема 1. Основные показатели работы грузовых автомобилей. |
Содержание |
3 |
1 |
|
Технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей. Повышение грузоподъемности подвижного состава. Зависимость производительности труда водителя от грузоподъемности подвижного состава. Экономическая эффективность автомобильных перевозок. |
||||
Тема 2. Организация перевозок грузов и пассажиров. |
Содержание |
3 |
2 |
|
Централизованные перевозки грузов — основной метод использования автомобильного транспорта. Эффективность централизованных перевозок. Организация перевозок различных видов грузов. Принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов. |
||||
Тема 3. Диспетчерское руководство работой подвижного состава. |
Содержание |
3 |
2 |
|
Диспетчерская система руководства перевозками. Централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства. Контроль за выполнением графиков движения и работой подвижного состава на линии. Диспетчерское руководство работой грузового автомобиля на линии. |
||||
Тема 4. Режим труда и отдыха водителей. |
Содержание |
2 |
2 |
|
Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Нормальная продолжительность рабочего времени. График сменности работ водителей. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей. Работа в ночное время. Сверхурочные работы. |
||||
Тема 5. Охрана труда водителей. |
Содержание |
3 |
2 |
|
Основные положения законов о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Подготовка и проверка состояния рабочего места водителя. |
||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 4 Способы использования грузовых автомобилей. Перевозка грузов по рациональным маршрутам. Маятниковый и кольцевой маршруты. Челночные перевозки. Перевозка грузов по часам графика. Междугородные перевозки. Сквозное движение, система тяговых плеч. Перевозка грузов в контейнерах и пакетами. Пути снижения себестоимости автомобильных перевозок. |
11 |
|||
Раздел 5. Первая помощь |
35 |
|||
МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» ,«С» |
||||
Тема 1. Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП. Оказание первой психологической помощи пострадавшим в ДТП. |
Содержание |
4 |
||
Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП |
||||
Практические занятия: |
2 |
|||
Практическое занятие № 27 Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП |
||||
Тема 2. Оценка состояния пострадавшего. |
Содержание |
4 2 |
||
Правила и порядок осмотра пострадавшего |
||||
Практические занятия: Практическое занятие № 28 Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения. Последовательность осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника. Отработка приемов определения пульса (частота) на лучевой и сонной артериях. |
||||
Тема 3. Аптечка первой помощи (автомобильная). |
Содержание |
4 |
||
Средства первой помощи. |
||||
Практическое занятие: |
2 |
|||
Практическое занятие № 29 Средства первой помощи. Аптечка первой помощи(автомобильная) |
||||
Тема 4. Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля. Основные транспортные положения. |
Практическое занятие: |
2 |
||
Практическое занятие № 30 Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля. Отработка приема «спасательный захват» для быстрого извлечения пострадавшего из автомобиля и транспортировки. Извлечение пострадавшего из-под автомобиля приемом «натаскивания» на носилки. мост» и его варианты). |
||||
Тема5 . Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке. |
Содержание |
4 2 |
||
Ранения. Виды ран. |
||||
Практические занятия: Практическое занятие № 31 Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря». Компенсаторные возможности организма при кровопотере. Виды кровотечений: наружное, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки кровопотери. |
||||
Практическое занятие№ 32 Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения |
||||
Тема 6. Первая помощь при ранениях. |
Практическое занятие |
4 |
||
Практическое занятие № 33 Понятие о травмах, виды травм. Ранения, виды ран. Мероприятия первой помощи при ранениях: остановка кровотечения, наложение повязки, обезболивание (простейшие приемы). Виды повязок. |
||||
Практическое занятие № 34 Наложение повязок на различные области тела человека |
||||
Правила, особенности, отработка приемов наложения повязок. |
||||
Тема 7. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы. |
Практическое занятие |
6 |
||
Практическое занятие № 35 Понятие «травма опорно-двигательной системы»: ушибы, вывихи, повреждения связок, переломы (открытые, закрытые). Биомеханика автодорожной травмы. Основные признаки повреждения опорно-двигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых переломов. |
||||
Практическое занятие № 36 «Отработка приемов первой помощи при открытых и закрытых переломах» |
||||
Иммобилизация подручными средствами при скелетной травме верхних и нижних конечностей: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, бедренной кости, костей голени. |
||||
Тема 8 . Первая помощь при политравме. |
Содержание |
5 |
||
Практическое занятие: |
||||
Практическое занятие № 37 Решение ситуационных задач по теме: «Политравма» для повторения и закрепления приемов и порядка оказания первой помощи пострадавшим в ДТП. |
||||
Дифференцированный зачет |
2 |
|||
Самостоятельная работа при изучении раздела 5: Доклад: Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; Рефераты: Извлечение пострадавшего из-под автомобиля приемом «натаскивания» на носилки; Понятие кровотечение, острая кровопотеря. Виды кровотечений; Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении; Понятие о травмах, виды травм; Ушибы, вывихи, переломы. |
13 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ пм. 04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров»
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Программа профессионального модуля реализуется в учебных кабинетах: «Управление транспортными средствами», «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств», «Правила дорожного движения» и «Оказание первой медицинской помощи».
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО РАЗДЕЛУ «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ»
Тренажер – манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации;
Тренажер – манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;
Мотоциклетный шлем;
Аптечка первой помощи (автомобильная);
Средства для временной остановки кровотечения – жгуты;
Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь);
Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме;
Видеопроектор;
Экран для показа учебных фильмов.
ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ «C»
Бензиновый (дизельный) двигатель в разрезе с навесным оборудованием и в сборе со сцеплением в разрезе, коробкой передач в разрезе;
Комплект деталей кривошипно-шатунного механизма;
Комплект деталей газораспределительного механизма;
Комплект деталей системы смазывания;
Комплект деталей системы питания;
Комплект деталей системы зажигания;
Комплект деталей электрооборудования;
Комплект деталей тормозной системы;
Элементы колеса в разрезе;
Учебно-наглядное пособие «Схемы устройства и работы систем и механизмов транспортных средств»;
Учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»;
«Дорожная разметка»;
«Сигналы регулировщика;
«Схема перекрестка»;
«Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населенном пункте;
«Маневрирование транспортных средств на проезжей части»;
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Учебники:
Селифонов В.В. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник для нач. проф. образования /В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-400с.
Николенко В.Н. Первая доврачебная медицинская помощь: учебник водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е»/В.Н. Николенко, Г.А. Блауштейн, Г.М. Карнаухов. – 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-160с.
Новые ПДД Российской Федерации: по состоянию на 1 января 2016 года. – М,: Н76 Эксмо, 2016.-48с.
Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учебник для водителей категории С, D, Е. /О.В. Майборода. – М.: УКЦ МААШ, 2013.-398с.
Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей. Учебное пособие М.: Издательский центр «Академия», 2013
Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России, 2013г.
Дополнительные источники:
Учебники и учебные пособия:
Шестопалов С.К. Безопасное и экономичное управление автомобилем6 учеб. пособие. – М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 1999.-112с.
Экзаменационные билеты для приема теоретический экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «С» и «D» с комментариями. коллектив авторов: Г.Б. Громовский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др. – М.: «Рецепт-Холдинг», 2016.-224с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Обучение проводится в соответствии с Перечнем учебных материалов и технических средств обучения для подготовки водителей транспортного средства категории «В» ,«C»
Итоговая аттестация: комплексный экзамен по разделам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортным средством».
Экзамен по вождению транспортного средства в образовательном учреждении проводится за счет часов, отведенных на вождение.
Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 60 часов, из них: 6 часов на тренажере. При отсутствии тренажера — 60 часов на транспортном средстве.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Транспортировка грузов».
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
Мастера производственного обучения: наличие среднего профессионального образования с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Стаж вождения автотранспортных средств категории «С» не менее 1-го года.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Управлять автомобилем категории «В»,«С» |
- соблюдение Правил дорожного движения; -управление транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях; |
Текущий контроль в форме защиты лабораторных и практических занятий. Контрольные работы по темам МДК. Зачеты по разделам профессионально модуля. Комплексный экзамен по профессиональному модулю |
ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов |
- проведение погрузочно-разгрузочных работ; - прием, размещение, крепление и перевозка грузов; |
|
ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования |
- выполнение контрольного осмотра транспортных средств и работ по их техническому обслуживанию; - обращение с эксплуатационными материалами; - заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями; |
|
ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств |
- устранение мелких неисправностей, не требующее разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности; |
|
ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы |
- получение, оформление и сдача путевой и транспортной документации; |
|
ПК 4.6.Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия |
- принятие возможных мер для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированности профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений
Результаты (освоенные общие компетенции) |
Основные показатели оценки результата |
Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальная значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
Обучающийся проявляет интерес к своей будущей профессии и понимает ее социальную значимость. |
Мониторинг, внеаудиторная деятельность |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
Обучающийся умеет рационально организовывать свою деятельность, используя разнообразные способы для достижения цели |
Мониторинг, конкурс профессионального мастерства |
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы |
Обучающийся осознает и оценивает результаты своей работы |
Мониторинг, портфолио |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач |
Обучающийся умело использует справочную литературу, ресурсы Интернет. |
Мониторинг, индивидуальные и групповые проекты |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
Обучающийся владеет компьютером и извлекает необходимую информацию из Интернет ресурсов. |
Индивидуальные и групповые проекты |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
Обучающийся владеет техникой делового общения. |
Деловые игры. |
ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности |
Обучающийся знает и умет применять в своей деятельности требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и экологической безопасности. |
Мониторинг, конкурс профессионального мастерства |
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) |
Обучающийся осознает значимость профессиональных знаний во время исполнения воинской обязанности |
Учебные военные сборы, внеаудиторная деятельность |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ изменения, дата внесения изменения;№ страницы с изменением |
|
БЫЛО |
СТАЛО |
Основание: Подпись лица внесшего изменения |
|
№ изменения, дата внесения изменения;№ страницы с изменением |
|
БЫЛО |
СТАЛО |
Основание: Подпись лица внесшего изменения |
|
№ изменения, дата внесения изменения;№ страницы с изменением |
|
БЫЛО |
СТАЛО |
Основание: Подпись лица внесшего изменения |
|
6