Рабочая программа ПМ. 04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров МДК. 04.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»

0
0
Материал опубликован 18 December 2017

Государственное Бюджетное профессиональное образовательное

учреждение самарской области «богатовское профессиональное училище»

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

МДК. 04.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»

по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

 

с .Богатое, 2015

Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта(далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 855. Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 августа 2013 г. Регистрационный № 29637

 

Организация-разработчик: ГБПОУ «Богатовское профессиональное училище»

Разработчики:

 

Владимирова Екатерина Евгеньевна - преподаватель ГБПОУ «Богатовское профессиональное училище»


 


 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии ГБПОУ «Богатовское профессиональное училище» Протокол методической комиссии № ____ от «____» _______________ 20___г.

Руководитель методической комиссии _______________ /______________/


 

Дата актуализации

Результаты актуализации

Подпись

разработчика

     
     
     

 

СОДЕРЖАНИЕ


 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

26

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

28

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ.04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

МДК 04.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»

 

1.1. Область применения программы

Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Транспортировка грузов и перевозка пассажиров соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1.

Управлять автомобилями категорий "В" и "С".

ПК 4.2.

Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 4.3.

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 4.4.

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 4.5.

Работать с документацией установленной формы.

ПК 4.6.

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.


 

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

- управления автомобилями категории «В» , «С»;

уметь:

 соблюдать Правила дорожного движения;

 безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

 уверенно действовать в нештатных ситуациях;

 управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками дорожного движения;

 выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;

 заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;

 устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

 соблюдать режим труда и отдыха;

 обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку, перевозку и высадку пассажиров;

 получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;

 принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно- транспортных происшествиях;

 соблюдать требования по транспортировке пострадавших;

 использовать средства пожаротушения;

знать:

 основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;

 правила эксплуатации транспортных средств;

 правила перевозки грузов и пассажиров;

 виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

 назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;

 правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств, проведении погрузочно-разгрузочных работ;

 порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;

 перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;

 приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;

 правила обращения с эксплуатационными материалами;

 требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;

 основы безопасного управления транспортными средствами;

 порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;

 порядок действий водителя в нештатных ситуациях;

 комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;

 приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

 правила применения средств пожаротушения.

1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:

Максимальная учебная нагрузка –200 часов, в том числе:

Обязательной аудиторной нагрузки -136 часа.

Самостоятельная учебная нагрузка – 66 час.

Учебной и производственной практики -144 часа.

2. Результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Транспортировка грузов и перевозка пассажиров, в том числе в том числе обладающими профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:


 

Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1.

Управлять автомобилями категорий "В" и "С".

ПК 4.2.

Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 4.3.

Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 4.4.

Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 4.5.

Работать с документацией установленной формы.

ПК 4.6.

Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)


 

3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 04. Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

Коды

профессиональных

компетенций

Наименования  разделов профессионального модуля

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная

часов

Производственная

по профилю специальности

часов

Теор. обуч,

часов

лабораторные работы и практические занятия,

часов

Всего,

часов

1

2

3

4

5

7

9

10

ПК 4.1

Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения

33

 

20

10

   

ПК 4.3-4.4

Раздел 2. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств

26

 

18

12

   

ПК 4.1, ПК 4.2

Раздел 3. Основы безопасного управления

28

 

24(1)

20

   

ПК 4.2, ПК 4.5

Раздел 4. Организация перевозок

14

 

-

11

   

ПК 4.6

Раздел 5. Первая помощь

35

 

27

13

   
               

Всего:

136

46

90

66

72

72


 


 

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ.04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ПМ.04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров

     

Раздел 1. Основы законодательства в сфере дорожного движения

   

МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В», «С»

   

Введение. Обзор законодательных актов

 

1

1

Тема 1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.

Содержание

1

2

Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил.

Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.

Обязанности участников дорожного движения. Порядок ввода ограничений в дорожном движении.
Документы, которые водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки сотрудникам милиции. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения.

Практические работы:

-

 

Лабораторные работы:

-

Тема 2. Дорожные знаки.

Содержание

1

2

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков. Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки.
Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения. Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака. Действия водителя при приближении к опасному участку дороги, обозначенному соответствующим предупреждающим знаком.
Знаки приоритета. Назначение. Название и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.
Запрещающие знаки. Назначение. Общий признак запрещения. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями запрещающих знаков.

Предписывающие знаки. Назначение. Общий признак предписания. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями предписывающих знаков. Исключения.
Знаки особых предписаний. Назначение, общие признаки. Название, назначение и место установки каждого знака.
Информационные знаки. Назначение. Общие признаки знаков. Название, назначение и место установки каждого знака. Действия водителей в соответствии с требованиями знаков, которые вводят определенные режимы движения.
Знаки сервиса. Назначение. Название и место установки.
Знаки дополнительной информации (таблички). Назначение. Название и размещение каждого знака.

Практические работы:

-

 

Лабораторные работы:

-

Тема 3. Дорожная разметка и ее характеристики.

Содержание

1

2

Значение разметки в общей организации дорожного движения, классификация разметки.
Горизонтальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки.
Вертикальная разметка. Назначение. Цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

4

2

Практическое занятие № 1

Дорожные знаки. Дорожная разметка.

Тема 4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств.

Содержание

1

2

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов. Правила подачи сигналов световыми указателями поворотов и рукой. Использование предупредительных сигналов при обгоне. Опасные последствия несоблюдения правил подачи предупредительных сигналов.
Начало движения, маневрирование. Обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием. Порядок выполнения поворота на перекрестке. Поворот налево и разворот вне перекрестка. Действия водителя при наличии полосы разгона (торможения). Места, где запрещен разворот.
Порядок движения задним ходом. Места, где запрещено движение задним ходом.
Опасные последствия несоблюдения правил маневрирования.
Расположение транспортных средств на проезжей части. Требования к расположению транспортных средств на проезжей части в зависимости от количества полос для движения, видов транспортных средств, скорости движения.

 

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия:

-

Тема 5. Регулирование дорожного движения.

Содержание

1

2

Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами. Реверсивные светофоры.
Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Порядок остановки при сигналах светофора или регулировщика, запрещающих движение.
Действия водителей и пешеходов в случаях, когда указания регулировщика противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и разметке.

Лабораторные работы:

-

 

Практическое занятие :

4

3

Практическое занятие №2

Регулирование дорожного движения. Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.

Тема 6. Проезд перекрестков.

Содержание

2

2

Общие правила проезда перекрестков. Случаи, когда водители трамваев имеют преимущества.
Регулируемые перекрестки. Взаимодействие сигналов светофора и знаков приоритета. Порядок и очередность движения на регулируемом перекрестке.
Нерегулируемые перекрестки. Порядок движения на перекрестках равнозначных дорог. Порядок движения на перекрестках неравнозначных дорог.
Очередность проезда перекрестка, когда главная дорога меняет направление.
Действия водителя в случае, если он не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.) и при отсутствии знаков приоритета.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

-

 

Тема 7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.

Содержание

1

2

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств. Железнодорожные переезды. Разновидности железнодорожных переездов. Устройство и особенности работы современной железнодорожной сигнализации на переездах. Порядок движения транспортных средств.

Лабораторные работы

-

3

Практическое занятие:

-

Тема 8. Особые условия движения.

Содержание

5

2

Движение по автомагистралям. Запрещения, вводимые на автомагистралях. Приоритет маршрутных транспортных средств. Правила пользования внешними световыми приборами и звуковыми сигналами .Случаи, разрешающие применение звуковых сигналов. Буксировка механических транспортных средств.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия:

4

Практическое занятие № 3

Особые условия движения

Решение тематических задач . Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием различных технических средств обучения, в том числе макетов, стендов.

 

Тема 9. Перевозка людей и грузов.

Содержание

1

2

Требование к перевозке людей в грузовом автомобиле. Обязанности водителя перед началом движения. Скорость движения при перевозке людей. Дополнительные требования при перевозке детей. Случаи, когда запрещается перевозка людей.
Правила размещения и закрепления груза на транспортном средстве. Перевозка грузов, выступающих за габариты транспортного средства.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия:

-

Тема 10. Техническое состояние и оборудование транспортных средств.

Содержание

1

2

Общие требования. Условия, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств.
Неисправности, при возникновении которых водитель должен принять меры к их устранению, а если это невозможно — следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Неисправности, при которых запрещено дальнейшее движение.
Опасные последствия эксплуатации транспортного средства с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия:

-

 

Тема 11. Государственные регистрационные знаки, опознавательные знаки, предупредительные надписи и обозначения.

Содержание

Требования к оборудованию транспортных средств государственными регистрационными знаками и обозначениями.

4

2

Лабораторные работы

-

 

Практические занятия:

Практическое занятие № 4 Проезд перекрестков

3

Тема 12. Административное право.

Содержание

1

2

Административное правонарушение (АПН) и административная ответственность. Административные наказания: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, административный арест и конфискация орудия совершения или предмета АПН. Органы, налагающие административные наказания, порядок их исполнения. Меры, применяемые уполномоченными лицами, в целях обеспечения производства по делу об АПН.

Лабораторные работы:

-

 

Тема 13. Уголовное право.

Практическое занятие :

1

Практическое занятие № 5: Понятие об уголовной ответственности.

Тема 14. Гражданское право.

Практические занятия:

1

Практическое занятие № 6 :Понятие гражданской ответственности.

Тема 15. Правовые основы охраны окружающей среды.

Содержание

1

2

Понятие и значение охраны природы. Законодательство об охране природы. Цели, формы и методы охраны природы.
Объекты природы, подлежащие правовой охране: земля, недра, вода, флора, атмосферный воздух, заповедные природные объекты.
Система органов, регулирующих отношения по правовой охране природы, их компетенции, права и обязанности.  Ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

-

Тема 16. О страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Практическое занятие :

3

2

Практическое занятие № 7: Обзор законодательных актов. Порядок страхования.

Практическое занятие № 8: Заполнение бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (ДТП).

Самостоятельная работа при изучении раздела

Решение комплексных задач.     Учебная езда. Условия, при которых разрешается учебная езда. Требования к обучающему, обучаемому и учебному механическому транспортному средству.     Опасные последствия несоблюдения правил остановки и стоянки.

10

 

Раздел 2. Устройство и техническое обслуживание транспортных средств (зачет) <1>

 

26

 

МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В»,«С»

     

Тема 1. Общее устройство транспортного средства.

Содержание

3

1

Назначение и классификация грузовых автомобилей. Общее устройство. Назначение, расположение и взаимодействие основных агрегатов, узлов, механизмов и систем. Краткие технические характеристики грузовых автомобилей. Органы управления. Средства информационного обеспечения водителя. Системы автоматизации управления. Системы обеспечения комфортных условий в кабине.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

Практическое занятие № 9 Проверка технического состояния системы охлаждения

2

 

Тема 2. Общее устройство и работ системы питания карбюраторного двигателя.

Содержание

5

1

Назначение, устройство и работа систем питания карбюраторного двигателя (и  работающего на газе). Виды топлив для автомобильных двигателей, их характеристики и свойства. Экологические требования к различным видам топлива.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

Практическое занятие № 10 Замена топливных фильтров

Практическое занятие № 11 Разборка ,сборка и промывка масляных фильтров

4

Тема 3. Устройство, назначение и работа трансмиссии.

Содержание

3

2

Устройство и назначение трансмиссии. Схемы трансмиссии с одним или несколькими ведущими мостами.
Назначение коробки передач. Назначение, устройство и работа делителя передач. Управление коробкой передач с делителем. Назначение, принцип действия, устройство и работа синхронизатора.
Особенности эксплуатации различных типов коробок переключения передач (механической, автоматической).

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

Практическое занятие №12 Проверка технического состояния передней подвески

2

Тема 4. Несущая система.

Содержание

1

2

Ходовая часть.
Виды подвесок, назначение и устройство. Назначение и работа амортизаторов. Назначение и устройство передней подвески автомобиля. Работа деталей передней подвески. Углы установки передних колес.  Устройство и работа задней подвески. Работа деталей подвески. Система регулирования давления воздуха в шинах. Виды кабин. Оперение. Платформа .Особенности устройства автомобилей-самосвалов. Лебедка.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

-

Тема 5. Тормозная система.

Содержание

5

2

Назначение тормозной системы. Особенности устройства и работы тормозной системы с гидравлическим приводом. Устройство и работа тормозной системы с пневматическим приводом. Контроль давления воздуха в системе пневматического привода тормозов. Назначение, устройство и работа элементов вспомогательной тормозной системы.

Лабораторные работы:

-

 
 

Практические занятия:

Практическое занятие № 13 Проверка состояния и регулировка привода стояночного тормоза

Практическое занятие № 14 Проверка герметичности тормозного привода

4

 

Тема 6. Рулевое управление.

Содержание

3

2

Назначение, расположение, общее устройство и работа рулевого управления:привода рулевого механизма, усилителя рулевого управления, рулевого механизма, привода управляемых колес.
Основные требования, предъявляемые к рулевым управлениям.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

Практическое занятие № 15 Проверка люфта рулевого колеса

2

Тема 7. Системы активной и пассивной безопасности.

Содержание

1

2

Виды систем активной безопасности: антиблокировочная система (ABS).

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

-

 

Тема 8. Характерные неисправности и способы их устранения.

Содержание

5

2

Двигатель не запускается.
Посторонние стуки в двигателе.
Перегрев двигателя.
Низкое давление масла.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

Практическое занятие № 16 Проверка работоспособности свечи зажигания и их замена

Практическое занятие № 17 Проверка давления в шинах. Замена колеса

4

Учебная практика

Виды работ

30

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 2

Назначение, устройство и работа коробки отбора мощности. Устройство и принцип работы автоматической коробки передач. Назначение и общее устройство рамы.  Передний управляемый мост. Тягово-сцепное устройство. Принципиальная схема тормозной системы. Назначение, устройство и принцип работы турбокомпрессора.

12

 

Раздел 3. Основы безопасного управления транспортными средствами

 

28

 

МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В», «С»

     

Тема 1. Психологические основы деятельности водителя.

Содержание

2

1

Зрение, слух и осязание — важнейшие каналы восприятия информации. Понятие о психических процессах (внимание, память, мышление, психомоторика, ощущение и восприятие) и их роль в управлении автотранспортным средством. Внимание, его свойства. Основные признаки потери внимания.
Свойства нервной системы и темперамент. Влияние эмоций и воли на управление транспортным средством. Психологические качества человека и их роль в возникновении опасных ситуаций в процессе вождения.
Обработка информации, воспринимаемой водителем. Прогноз развития ситуации как необходимый фактор обеспечения безопасности движения. Риск и принятие решений в процессе управления транспортным средством.
Качества, которыми должен обладать идеальный водитель. Ценности и цели водителя, обеспечивающие безопасное управление транспортным средством.

Лабораторные работы:

-

 

Практические занятия :

-

Тема 2. Основы саморегуляции психических состояний в процессе управления транспортным средством.

Практическое занятие :

2

 

Практическое занятие № 18 Психические состояния, влияющие на управление транспортным средством: утомление, монотония, эмоциональное напряжение. Работоспособность. Стресс в деятельности водителя. Приемы и способы управления эмоциями. Контролирование эмоций через самопознание.

Тема 3. Основы бесконфликтного взаимодействия участников дорожного движения.

Практическое занятие :

2

2

Общая культура человека как основа для безопасного поведения на дорогах. Этические качества личности. Этика водителя как важнейший элемент его активной безопасности.
Понятие конфликта. Источники и причины конфликтов. Динамика развития конфликтной ситуации. Профилактика возникновения конфликтов.

 

Практическое занятие:

3

 

Практическое занятие № 19 
Применение практических методов совершенствования психофизиологических и психологических качеств водителя. Анализ трудностей и успехов в водительской деятельности (примеры из практического обучения вождению обучаемых).

Тема 4. Планирование поездки в зависимости от целей и дорожных условий движения.

Практическое занятие :

3

 

Практическое занятие № 20

Влияние целей поездки на безопасность управления транспортным средством.
Влияние дорожных условий на безопасность движения. 
Понятие о дорожно-транспортном происшествии.

Тема 5. Оценка уровня опасности воспринимаемой информации, организация наблюдения в процессе управления транспортным средством.

Практическое занятие:

3

 

Практическое занятие № 21

Примеры составления прогноза (прогнозирования) развития штатной и нештатной ситуации. Ситуационный анализ дорожной обстановки.

Тема 6. Оценка тормозного и остановочного пути.

Практическое занятие :

2

 

Практическое занятие № 22

Время реакции водителя. Время срабатывания тормозного привода. Безопасная дистанция в секундах и метрах. Способы контроля безопасной дистанции.

Тема 7. Техника управления транспортным средством.

Практическое занятие :

4

 

Практическое занятие № 23

Посадка водителя за рулем.  Назначение органов управления, приборов и индикаторов. 
Приемы действия органами управления. Техника руления. 

Тема 8. Действия водителя при управлении транспортным средством.

Практическое занятие:

4

 

Практическое занятие № 24 Действия водителя при управлении транспортным средством

Тема 9. Действия водителя в нештатных ситуациях.

Практическое занятие:

3

 

Практическое занятие № 25 Условия потери устойчивости транспортного средства при разгоне, торможении и повороте.  Пользование дорогами в осенний и весенний периоды.

Самостоятельная работа при изучении раздела 3

Преодоление опасных участков автомобильных дорог: сужение проезжей части, свежеуложенное покрытие дороги, битумные и гравийные покрытия, затяжной спуск и подъем, подъезды к мостам, железнодорожным переездам и другим опасным участкам. Меры предосторожности при движении по ремонтируемым участкам дорог, применяемые при этом ограждения, предупредительные и световые сигналы.
Особенности движения ночью, в тумане и по горным дорогам.     Пуск двигателя. Прогрев двигателя.
Начало движения и разгон с последовательным переключением передач. Выбор оптимальной передачи при различных скоростях движения. Торможение двигателем.
Действия педалью тормоза, обеспечивающие плавное замедление в штатных ситуациях и реализацию максимальной тормозной силы в нештатных режимах торможения, в том числе на дорогах со скользким покрытием.
Начало движения на крутых спусках и подъемах, на труднопроходимых и скользких участках дорог. Начало движения на скользкой дороге без буксования колес.

20

 

Раздел 4. Основы организации перевозок (зачет) <1>

 

14

2

МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории « В» «С»

     

Тема 1. Основные показатели работы грузовых автомобилей.

Содержание

3

1

Технико-эксплуатационные показатели работы грузовых автомобилей. Повышение грузоподъемности подвижного состава. Зависимость производительности труда водителя от грузоподъемности подвижного состава. Экономическая эффективность автомобильных перевозок.

Тема 2. Организация перевозок грузов и пассажиров.

Содержание

3

2

Централизованные перевозки грузов — основной метод использования автомобильного транспорта. Эффективность централизованных перевозок. Организация перевозок различных видов грузов. Принципы организации перевозок массовых навалочных и сыпучих грузов. 

Тема 3. Диспетчерское руководство работой подвижного состава.

Содержание

3

2

Диспетчерская система руководства перевозками. Централизованная и децентрализованная системы диспетчерского руководства. Контроль за выполнением графиков движения и работой подвижного состава на линии. Диспетчерское руководство работой грузового автомобиля на линии.
Оформление и сдача путевых листов и товарно-транспортных документов при возвращении с линии. Обработка путевых листов. Оперативный учет работы водителей. Порядок оформления документов при несвоевременном возвращении с линии.

Тема 4. Режим труда и отдыха водителей.

Содержание

2

2

Основные положения законодательства о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Нормальная продолжительность рабочего времени. График сменности работ водителей. Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей. Работа в ночное время. Сверхурочные работы.

Тема 5. Охрана труда водителей.

Содержание

3

2

Основные положения законов о труде, относящиеся к работникам автотранспортных предприятий. Подготовка и проверка состояния рабочего места водителя.
Противопожарное оборудование и правила пользования им. Основные причины возникновения пожара на автотранспортных предприятиях и автомобилях. Правила тушения пожаров на стоянке и в пути и меры по их предупреждению.

Самостоятельная работа при изучении раздела 4

Способы использования грузовых автомобилей. Перевозка грузов по рациональным маршрутам. Маятниковый и кольцевой маршруты. Челночные перевозки. Перевозка грузов по часам графика. Междугородные перевозки. Сквозное движение, система тяговых плеч. Перевозка грузов в контейнерах и пакетами. Пути снижения себестоимости автомобильных перевозок.

11

 

Раздел 5. Первая помощь

 

35

 

МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» ,«С»

     

Тема 1. Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП. Оказание первой психологической помощи пострадавшим в ДТП.

Содержание

4

 

Оказание первой помощи пострадавшим в ДТП

   

Практические занятия:

2

 

Практическое занятие № 27 Порядок оказания помощи пострадавшим в ДТП

Тема 2. Оценка состояния пострадавшего.

Содержание

4

2

 

Правила и порядок осмотра пострадавшего

Практические занятия:

Практическое занятие № 28

Основные критерии оценки нарушения сознания, дыхания (частоты), кровообращения. Последовательность осмотра: голова, шея и шейный отдел позвоночника, грудь, живот, таз, конечности, грудной и поясничный отделы позвоночника. Отработка приемов определения пульса (частота) на лучевой и сонной артериях.

Тема 3.  Аптечка первой помощи (автомобильная).

Содержание

4

 

Средства первой помощи.

Практическое занятие:

2

 

Практическое занятие № 29

Средства первой помощи. Аптечка первой помощи(автомобильная)

Тема 4. Правила и способы извлечения пострадавшего из автомобиля. Основные транспортные положения.

Практическое занятие:

2

 

Практическое занятие № 30

Порядок извлечения пострадавшего из автомобиля. Отработка приема «спасательный захват» для быстрого извлечения пострадавшего из автомобиля и транспортировки. Извлечение пострадавшего из-под автомобиля приемом «натаскивания» на носилки. мост» и его варианты).
Приемы транспортировки пострадавших на руках одним и двумя спасающими.
Транспортировка пострадавшего при невозможности вызвать скорую медицинскую помощь.

Тема5 . Первая помощь при острой кровопотере и травматическом шоке.

Содержание

4

2

 

Ранения. Виды ран.

Практические занятия:

Практическое занятие № 31

Понятия «кровотечение», «острая кровопотеря». Компенсаторные возможности организма при кровопотере. Виды кровотечений: наружное, внутреннее, артериальное, венозное, капиллярное, смешанное. Признаки кровопотери.

Практическое занятие№ 32 Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения

Отработка приемов временной остановки наружного кровотечения

   

Тема 6. Первая помощь при ранениях.

Практическое занятие

4

 

Практическое занятие № 33

Понятие о травмах, виды травм. Ранения, виды ран. Мероприятия первой помощи при ранениях: остановка кровотечения, наложение повязки, обезболивание (простейшие приемы). Виды повязок.

Практическое занятие № 34

Наложение повязок на различные области тела человека

   

Правила, особенности, отработка приемов наложения повязок.

Тема 7. Первая помощь при травме опорно-двигательной системы.

Практическое занятие

6

 

Практическое занятие № 35

Понятие «травма опорно-двигательной системы»: ушибы, вывихи, повреждения связок, переломы (открытые, закрытые). Биомеханика автодорожной травмы. Основные признаки повреждения опорно-двигательной системы при травме. Достоверные признаки открытых переломов.

Практическое занятие № 36

«Отработка приемов первой помощи при открытых и закрытых переломах»

   

Иммобилизация подручными средствами при скелетной травме верхних и нижних конечностей: ключицы, плечевой кости, костей предплечья, бедренной кости, костей голени.

 

Тема 8 . Первая помощь при политравме.

Содержание

5

 

Практическое занятие:

Практическое занятие № 37

Решение ситуационных задач по теме: «Политравма» для повторения и закрепления приемов и порядка оказания первой помощи пострадавшим в ДТП.

 

Дифференцированный зачет

2

 

Самостоятельная работа при изучении раздела 5: Доклад: Соблюдение правил личной безопасности при оказании первой помощи; Рефераты: Извлечение пострадавшего из-под автомобиля приемом «натаскивания» на носилки; Понятие кровотечение, острая кровопотеря. Виды кровотечений; Порядок оказания первой помощи при сильном наружном кровотечении; Понятие о травмах, виды травм; Ушибы, вывихи, переломы.

13

 

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ пм. 04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров»

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Программа профессионального модуля реализуется в учебных кабинетах: «Управление транспортными средствами», «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств», «Правила дорожного движения»  и «Оказание первой медицинской помощи».

ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПО РАЗДЕЛУ «ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ»

Тренажер – манекен взрослого пострадавшего (голова, торс, конечности) с выносным электрическим контролером для отработки приемов сердечно-легочной реанимации;

Тренажер – манекен взрослого для отработки приемов удаления инородного тела из верхних дыхательных путей;

Мотоциклетный шлем;

Аптечка первой помощи (автомобильная);

Средства для временной остановки кровотечения – жгуты;

Перевязочные средства (бинты, салфетки, лейкопластырь);

Наглядные пособия: способы остановки кровотечения, сердечно-легочная реанимация, транспортные положения, первая помощь при скелетной травме, ранениях и термической травме;

Видеопроектор;

Экран для показа учебных фильмов.

ПЕРЕЧЕНЬ
УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА КАТЕГОРИИ «C»

Бензиновый (дизельный) двигатель в разрезе с навесным оборудованием и в сборе со сцеплением в разрезе, коробкой передач в разрезе;

Комплект деталей кривошипно-шатунного механизма;

Комплект деталей газораспределительного механизма;

Комплект деталей системы смазывания;

Комплект деталей системы питания;

Комплект деталей системы зажигания;

Комплект деталей электрооборудования;

Комплект деталей тормозной системы;

Элементы колеса в разрезе;

Учебно-наглядное пособие «Схемы устройства и работы систем и механизмов транспортных средств»;

Учебно-наглядное пособие «Дорожные знаки»;

«Дорожная разметка»;

«Сигналы регулировщика;

«Схема перекрестка»;

«Расположение дорожных знаков и средств регулирования в населенном пункте;

«Маневрирование транспортных средств на проезжей части»;

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Учебники:

Селифонов В.В. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: учебник для нач. проф. образования /В.В. Селифонов, М.К. Бирюков. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.-400с.

Николенко В.Н. Первая доврачебная медицинская помощь: учебник водителя автотранспортных средств категорий «А», «В», «С», «D», «Е»/В.Н. Николенко, Г.А. Блауштейн, Г.М. Карнаухов. – 4-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2013.-160с.

Новые ПДД Российской Федерации: по состоянию на 1 января 2016 года. – М,: Н76 Эксмо, 2016.-48с.

Майборода О.В. Основы управления автомобилем и безопасность дорожного движения: учебник для водителей категории С, D, Е. /О.В. Майборода. – М.: УКЦ МААШ, 2013.-398с.

Ламака Ф.И. Лабораторно-практические работы по устройству грузовых автомобилей. Учебное пособие М.: Издательский центр «Академия», 2013

Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения в России, 2013г.

Дополнительные источники:

 Учебники и учебные пособия:

Шестопалов С.К. Безопасное и экономичное управление автомобилем6 учеб. пособие. – М.: ИРПО; Издательский центр «Академия», 1999.-112с.

Экзаменационные билеты для приема теоретический экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «С» и «D» с комментариями. коллектив авторов: Г.Б. Громовский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др. – М.: «Рецепт-Холдинг», 2016.-224с.

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обучение проводится в соответствии с Перечнем учебных материалов и технических средств обучения для подготовки водителей транспортного средства категории «В» ,«C»

Итоговая аттестация: комплексный экзамен по разделам «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы безопасного управления транспортным средством».

Экзамен по вождению транспортного средства в образовательном учреждении проводится за счет часов, отведенных на вождение.

Вождение проводится вне сетки учебного времени в объеме 60 часов, из них: 6 часов на тренажере. При отсутствии тренажера — 60 часов на транспортном средстве.

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: наличие среднего или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Транспортировка грузов».

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных  дисциплин.

Мастера производственного обучения: наличие среднего профессионального образования с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным. Стаж вождения автотранспортных средств категории «С» не менее 1-го года.


 

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 4.1. Управлять автомобилем категории «В»,«С»

- соблюдение Правил дорожного движения;

-управление транспортными средствами в различных дорожных и метеорологических условиях;

Текущий контроль в форме защиты лабораторных и практических занятий.

Контрольные работы по темам МДК.

Зачеты по разделам профессионально модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю

ПК 4.2. Выполнять работы по транспортировке грузов

- проведение погрузочно-разгрузочных работ;

- прием, размещение, крепление и перевозка грузов;

ПК 4.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования

- выполнение контрольного осмотра транспортных средств и работ по их техническому обслуживанию;

- обращение с эксплуатационными материалами;

- заправка транспортных средств горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями;

ПК 4.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств

- устранение мелких неисправностей, не требующее разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

ПК 4.5. Работать с документацией установленной формы

- получение, оформление и сдача путевой и транспортной документации;

ПК 4.6.Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия

- принятие возможных мер для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

 

 

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированности профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальная значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Обучающийся проявляет интерес к своей будущей профессии и понимает ее социальную значимость.

Мониторинг, внеаудиторная деятельность

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Обучающийся умеет рационально организовывать свою деятельность, используя разнообразные способы для достижения цели

Мониторинг, конкурс профессионального мастерства

ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Обучающийся осознает и оценивает результаты своей работы

Мониторинг, портфолио

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач

Обучающийся умело использует справочную литературу, ресурсы Интернет.

Мониторинг, индивидуальные и групповые проекты

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Обучающийся владеет компьютером и извлекает необходимую информацию из Интернет ресурсов.

Индивидуальные и групповые проекты

ОК 6. Работать в команде,

эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Обучающийся владеет техникой делового общения.

Деловые игры.

ОК 7. Организовать собственную

деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности

Обучающийся знает и умет применять в своей деятельности требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и экологической безопасности.

Мониторинг, конкурс профессионального мастерства

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Обучающийся осознает значимость профессиональных знаний во время исполнения воинской обязанности

Учебные военные сборы, внеаудиторная деятельность


 

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№ изменения, дата внесения изменения;№ страницы с изменением

 

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

 
   

№ изменения, дата внесения изменения;№ страницы с изменением

 

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

 
   

№ изменения, дата внесения изменения;№ страницы с изменением

 

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица внесшего изменения

 
   

 

6

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации