Рабочая программа "Школа будущего первоклассника"
Пояснительная записка
Рабочая программа «Готовлюсь к школе» для подготовки детей 6–7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Цель курса: подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка, преодоление факторов дезадаптации за счёт выравнивания стартовых возможностей каждого ребёнка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы.
Задачи курса:
1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности.
2. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, стремления оказывать друг другу помощь.
3. Развитие у детей наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Программа подготовки дошкольников к школе идёт по следующим направлениям:
1. Развитие внимания и памяти.
2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3. Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике, обучению грамоте и окружающему миру.
4. Развитие умственных способностей.
5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6. Развитие волевой готовности ребенка.
Перед каждым родителем пяти-шестилетнего ребёнка рано или поздно встаёт вопрос: как подготовить его к школе? Где это делать? Кто это будет делать? На наш взгляд, для наиболее благоприятной адаптации дошкольника к обучению в школе надо вести его на подготовительные занятия в ту школу, где он будет в дальнейшем получать образование. Многих детей пугает даже сам размер школьного здания. За год, проведённый в стенах школы, дети узнают расположение классных комнат, рекреаций и комнат сангигиены, видят многих учителей, знакомятся с ними. К тому же, учителя, работающие на курсах подготовки детей к школе, хорошо осведомлены о программах, по которым ведётся обучение в начальной школе, о специфике различных классов, подходов к обучению, о традициях школы. Это позволяет детям быстрее адаптироваться к условиям обучения в данной школе.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребёнок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа «Готовлюсь к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.
Общая характеристика программы
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребёнка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
Основные принципы построения программы: общее развитие с учётом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.
Место занятий в учебном плане
Программа «Готовлюсь к школе» предлагает систему занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте (чтение)», «Обучение грамоте (письмо)», «Математика», «Окружающий мир».
Данные занятия организуются на базе Средней школы № 38 и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.
Ценностные ориентиры
На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.
Ребёнок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:
физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;
знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.
Результаты освоения программы
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Ребенок получит возможность научится:
распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения;
называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;
пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;
составлять элементарный рассказ по серии картинок;
обсуждать нравственные стороны поступков людей;
участвовать в коллективных разговорах;
использовать принятые нормы вежливого речевого общения;
устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;
различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;
считать от 0 до 9 и в обратном направлении;
определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;
присчитывать и отсчитывать по одному, по два;
ориентироваться в пространстве;
ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
Содержание программы
Содержание занятий опирается на программные требования:
1. Ознакомление с окружающим миром:
Расширять представления детей о родной стране, области, городе, о труде людей; дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.
Расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.
Расширять и углублять представления детей о живой и неживой природе, об изменениях в ней и об её охране.
Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д.), отрабатывать дикцию.
Учить делить слова на слоги.
Дать первоначальные представления о предложении.
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
3. Развитие элементарных математических представлений:
Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.
Учить решать стихотворные задачи.
Дать первоначальные представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.
- Штриховка.
- Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.
- Рисование.
- Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку.
Программа раздела «Обучение грамоте (чтение) и «Обучение грамоте (письмо)» .
Данный курс помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание ориентировано на решение следующих задач:
— создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
— практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
— формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
— развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
— чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
— беседа о прочитанном по вопросам учителя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
— разучивание наизусть и выразительное чтение.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Ведётся работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчётливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.
Таким образом, программа решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Программа раздела «Математика».
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счёту и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Содержание программы
Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
Содержательно-логические задания на развитие:
— внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счёт», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
— воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
— памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
— мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Программа курса «Окружающий мир» имеет естественно-научную направленность
Она основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений и нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. При освоении курса дети овладевают такими важными для последующего обучения умениями, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, делить объекты на группы, составлять целое из частей, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется формирование предпосылок универсальных учебных действий (прежде всего - познавательных), необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Наибольшее внимание уделяется логическим действиям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, установлению причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений. Содержание программы – это синтез различных составляющих естественно - научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки детей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.
Курс «Окружающий мир» нацелен на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных процессов и интеллектуальных способностей.
Формы проведения занятий
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Используются такие виды деятельности как
инсценировка;
ролевая игра;
конкурс;
предметная игра.
Прогнозируемые результаты и формы контроля
В результате обучения по программе подготовительного курса ребёнок получит возможность научиться:
выделять из слов звуки;
находить слова с определённым звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения на заданную тему по опорным словам:
составлять рассказы, сказки по иллюстрации или серии картинок;
пересказывать сказку, рассказ с опорой на иллюстрацию;
ориентироваться на странице тетради;
писать основные элементы букв;
рисовать узоры и различные элементы
отчётливо и ясно произносить слова.
соотносить цифру с числом предметов;
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10
пользоваться арифметическими знаками действий;
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
измерять длину предметов с помощью условной меры;
составлять из нескольких треугольников (четырёхугольников) фигуры большего размера;
ориентироваться на листе клетчатой бумаги.
Распознавать знакомые растения и животных на рисунках и в природе;
перечислять в правильной последовательности времена года и суток;
называть основные признаки времён года.
Формой итогового контроля усвоения изученного материала является тестирование.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | УУД | Кол-во часов |
1 | Слева, справа, вверху, внизу. | Графическая работа. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа); | 1 |
2 | Слева, справа, вверху, внизу. | Графическая работа. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа); | 1 |
3 | Использование предлогов: на, в, под, между, перед, за, над. | Графические работы. Ориентироваться в пространстве. | 1 |
4 | Налево, направо, вверх, вниз. | Графические работы. Ориентироваться в направлении движения. | 1 |
5 | Число 1 и цифра 1. Первый, последний. Столько же. | Называть и записывать цифру натурального числа 1; правильно соотносить цифру с числом предметов. | 1 |
6 | Большой, маленький. Больше, меньше, столько же. | Сравнивать множества «больше», «меньше», «столько же»; | 1 |
7 | Число 2 и цифра 2. Пара. Решение примеров. Первый, второй. | Называть и записывать цифру натурального числа 2; правильно соотносить цифру с числом предметов. | 1 |
8 | Закономерность. Ближе, дальше. | Ориентироваться на плоскости. | 1 |
9 | Решение задач. | Правильно читать и слушать задачи; представлять ситуации, описанные в задаче; выделять условие задачи, её вопрос. | 1 |
10 | Больше, меньше, столько же. Знаки больше, меньше, равно. | Дорисовывание. Сравнивать группы предметов по количеству: больше, меньше, столько же, знать знаки >, <, =. наблюдать, проговаривать и делать выводы; приводить примеры, находить закономерность. | 1 |
11-12 | Круг. Окружность. Отношение: часть – целое. Понятия: внутри, вне, на стороне. | Уметь различать круг и окружность, оперировать понятиями: внутри, вне, на стороне. | 2 |
13 | Число 3 и цифра 3. Решение примеров. | Называть и записывать цифру 3; считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта. | 1 |
14 | Состав числа 3. Решение задач. | Знать термины, связанные с понятием «задача»; уметь выбирать действие при решении задачи; уметь логически мыслить; рассуждать; доказывать; обосновывать ответ. | 1 |
15 | Квадрат. | Знать геометрическую фигуру (квадрат), его особенности, распознавать в окружающей обстановке, оперировать понятиями «пересекаются», «не пересекаются». | 1 |
16 | Число 4 и цифра 4. | Читать печатные и письменные цифры; соотносить цифру и число предметов; называть и записывать цифру натурального числа 4; правильно соотносить цифру с числом предметов; уметь называть состав числа. | 1 |
17 | Состав числа 4. Решение задач. | Уметь присчитывать и отсчитывать единицу на числовом отрезке, уметь логически мыслить. | 1 |
18-19 | Подборка и запись чисел. Закрепление. | Умение ориентироваться в количественных отношениях множеств; | 2 |
20 | Выше, ниже. Одинаковой высоты. | Умение сравнивать предметы по величине. | 1 |
21-22 | Треугольник. Порядковый счёт. Пересечения. | Знать геометрические фигуры, их особенности; умение выделять признаки фигур. | 2 |
23 | Проверочная работа. | Уметь сравнивать предметы, закрепить вычислительные навыки, решать простые задачи . | 1 |
24 | Число 5 и цифра 5. | Называть и записывать цифру натурального числа 5; правильно соотносить цифру с числом предметов; записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки | 1 |
25 | Состав числа 5. | Слушать, запоминать, записывать, соотносить цифру с числом предметов; приводить примеры; сравнивать предметы по размерам; знать состав числа 5. | 1 |
26-27 | Решение задач. Старше, младше. Закрепление. | Уметь составлять простые задачи и выражения по рисункам. | 2 |
28 | Короче, длиннее, одинаковой длины. | Умение выделять предметы по величине, без измерения. | 1 |
29 | Прямоугольник. Ориентация в пространстве и на плоскости. | Находить и распознавать геометрические фигуры; делать выводы; ориентироваться в пространстве и на плоскости. | 1 |
30 | Число 6 и цифра 6. | Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки; называть состав числа; сравнивать пары чисел. | 1 |
31 | Состав числа 6. | Уметь составлять математические выражения, знать о способах образования натуральных чисел; умение устанавливать взаимосвязи между ними. | 1 |
32 | Выше, ниже. Подборка и запись чисел. | Умение ориентироваться в количественных отношениях множеств | 1 |
33 | Толще, тоньше. Одинаковой толщины. | Уметь логически мыслить; доказывать. Классифицировать на отношения: шире, уже, толще, тоньше, одинаковой толщины. | 1 |
34 | Овал. Ориентировка в пространстве и на плоскости. | Знать геометрическую фигуру (овал), распознавать в окружающей обстановке, уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, располагать понятия: «впереди», «сзади», «на», «между». | 1 |
35 | Число 7 и цифра 7. | Называть и записывать цифру натурального числа 7; правильно соотносить цифру с числом предметов; записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки; | 1 |
36 | Состав числа 7 | Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки; называть состав числа; сравнивать пары чисел, называть числа по предшествованию и следованию. | 1 |
37-38 | Решение задач. | Знать термины, связанные с понятием «задача»; уметь выбирать действие при решении задачи; уметь логически мыслить; рассуждать; доказывать; обосновывать ответ. | 2 |
39 | Цвета радуги. Подборка и запись чисел. | Знать цвета радуги, правильно соотносить цифру с числом предметов. | 1 |
40 | Дни недели. Форма. | Уметь ориентироваться во времени: название дней недели; классифицировать предметы по форме. | 1 |
41 | Число 8 и цифра 8. | Называть и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 8; располагать предметы по порядку: устанавливать первый и последний, следующий и предшествующий (если они существуют) | 1 |
42 | Состав числа 8. | Уравнивать предметы; сравнивать группы предметов; называть состав числа; применять усвоенные практические навыки. | 1 |
43-44 | Решение задач. Ориентировка по плану. | Уметь составлять простые задачи и выражения по рисункам, ориентироваться по плану. | 2 |
45-46 | Подборка и запись чисел. Закрепление. | Уметь ориентироваться в количественных отношениях множеств | 2 |
47 | Рисование по клеточкам. Цвет. Изменение цвета. | Уметь ориентироваться на плоскости | 1 |
48 | Числа 1 – 8. Проверочная работа. | Отрабатывать навыки счета в пределах 8; развивать внимание, память, речь, творческие способности; совершенствовать вычислительные навыки. | 1 |
49 | Число 9 и цифра 9. | Называть и записывать последовательность чисел от 1 до 9; писать цифру 9, устанавливать порядок при счёте. | 1 |
50 | Состав числа 9. Решение задач. | Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки; называть состав числа; сравнивать пары чисел. Называть числа по предшествованию и следованию. | 1 |
51 | Подборка и запись чисел. Дорисовывание. | Уметь ориентироваться в количественных отношениях множеств | 1 |
52 | Изменение признаков – размера и формы. | Уметь различать предметы по величине, форме, пользоваться терминологией. | 1 |
53 | Число 0 и цифра 0. Решение числовой цепочки. | Записывать и решать примеры на сложение и вычитание с числом 0; считать предметы и сравнивать их пользоваться прямым и обратным счётом. | 1 |
54-55 | Решение задач. | Уметь составлять простые задачи и выражения по рисункам. | 2 |
56 | Подборка и запись чисел. Изменение признаков: размера, формы и цвета. | Уметь различать предметы по величине, форме, цвету, пользоваться терминологией. | 1 |
57 | Число 10 и цифра 10. | Называть и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 10; располагать предметы по порядку, устанавливать первый и последний, следующий и предшествующий (если они существуют); сравнивать числа. | 1 |
58 | Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. | Складывать и вычитать в пределах 10 (на наглядной основе); сравнивать любые два числа. | 1 |
59 | Решение задач. Подборка и запись чисел. | Записывать, соотносить цифру с числом предметов, составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. | 1 |
60 | Решение задач. Подборка и запись чисел. | Записывать, соотносить цифру с числом предметов, составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. | 1 |
61 | Повторение. Сборка целого из частей. | Уметь устанавливать взаимосвязи между частью и целым, совершенствовать умение вычислительных навыков, логически мыслить. | 1 |
62 | Повторение. Сборка целого из частей. | Уметь устанавливать взаимосвязи между частью и целым, совершенствовать умение вычислительных навыков, логически мыслить. | 1 |
63 | Проверочная работа. | Знать основные вопросы из пройденного материала | 1 |
64 | Готов ли я к школе? | Знать основные вопросы из пройденного материала | 1 |
Календарно-тематическое планирование
занятий «Обучение грамоте (чтение и письмо»
№ п/п | Тема занятия | УУД | Кол-во часов |
1-2 | Речь. Слово. Звуки. | Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании; обозначать слово схемой, сопоставлять схемы и слова; пользоваться учебником; соблюдать гигиенические требования посадки при чтении. | 2 |
3 | Гласные звуки. | Слышать, выделять гласные звуки, обозначать их схемой. | 1 |
4-5 | Согласные звуки. Гласные звуки. | Выделять звук (звуки) в слове; находить слова с заданным звуком; различать звуки и буквы: буква как знак звука, различать гласные и согласные. | 2 |
6-7 | Согласные звуки Буквы А, а | Озвучивать буквы; выполнять звуковой анализ слова; приводить примеры слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова. | 2 |
8-9 | Буквы У, у. | Выделять из речи гласный звук [у]; де-лить слова на слоги, определять на какой слог падает ударение. | 2 |
10-11 | Буквы О, о. Слог. Звуковой анализ слов. | Выделять звук [о] из речи в процессе звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова; делить слово на слоги, обозначать ударный слог в схеме слова. | 2 |
11-12 | Буквы И, и. | Правильно артикулировать и озвучивать букву и; проводить звуковой разбор слов; пересказывать знакомые детские произ-ведения. | 2 |
13 | Закрепление. | Повторение и закрепление изученного материала. | 1 |
14 | Буквы М, м и звуки [м], [м'].
| Выделять в речи согласные звуки [м], [м’], обозначать буквой, читать слоги, слова и предложения с изученной буквой; отвечать на вопросы по иллюстрации. | |
15 | Буквы М, м. Игра «Урожай». | Читать слоги и слова с изученными буквами; обозначать их в письменной речи, проводить звуковой анализ слов; составлять сюжетный рассказ по картинке; находить расположение звука в начале, середине, конце слова. | 1 |
16-17 | Буквы П, п. | Читать слоги и слова с изученными бук-вами; обозначать их в письменной речи; проводить звуковой анализ слов; состав-лять сюжетный рассказ по картинке. | 2 |
18 | Буквы Т, т и звуки [т], [т']. | Выделять в речи согласные звуки [т], [т’]; читать слова с изученными буквами; вести беседу по заданной тематике. | 1 |
19 | Буквы Т, т. Звуковой анализ слов. | Находить и объяснять местонахождение новых звуков в словах; разгадывать ребусы; отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации; составлять рассказ по сюжетным картинкам. | 1 |
20 | Буквы К, к и звуки [к], [к']. Звуковой анализ слов. | Находить новые звуки в словах; составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками; различать звуки по твердости и мягкости; читать слова с изученными буквами; пересказывать отрывки из знакомых сказок. | 1 |
21 | Буквы К, к. Ударение. | Находить и объяснять местонахождение новых звуков в словах; отвечать на вопросы учителя по тексту и иллюстрации; составлять рассказ по сюжетным картинкам. | 1 |
22-23 | Буквы Х, х и звуки [х], [х']. Звуковой анализ слов. | Выделять в словах звуки [х], [х’]; производить звуковой анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами плавно и безошибочно; отвечать и задавать вопросы по содержанию текста, озаглавливать текст. | 2 |
24-25 | Буквы С, с и звуки [с], [с']. Звуковой анализ слов. | Выделять звуки [с], [с’] в процессе звукового анализа, отмечать особенности их произнесения; различать согласные звуки и буквы; четко и правильно выражать свои мысли. | 2 |
26-27 | Буквы З, з и звуки [з], [з']. | Выделять в речи согласные звуки [з], [з’], обозначать их буквами; называть парные согласные, читать слоги и слова с изученными буквами; составлять рассказ по иллюстрации; читать текст и отвечать на вопросы. | 2 |
28 | Буквы Н, н и звуки [н], [н']. | Находить и объяснять местонахождение новых звуков в словах; разгадывать ребусы, различать слова мужского, женского и среднего рода. Изменять слова по числам (один–много). | 1 |
29 | Буквы Н, н. | Давать характеристику звукам | 1 |
30 | Буква ы. Звуковой анализ слов. | Выделять из речи гласный звук [ы]; наблюдать за позиционной сменой согласных звуков (твердые и мягкие согласные); выполнять звуковой анализ слова. | 1 |
31 | Буквы Б, б и звуки [б], [б']. | Вычленять в речи согласные звуки [б], [б’], читать слоги и слова с изученными буквами. | 1 |
32 | Урок – рефлексия. | Читать слоги и слова с изученными буквами; проводить звуковой анализ слов; составлять сюжетный рассказ по картинке; пересказывать маленькие тексты. | 1 |
33 | Буквы Л, л и звуки [л], [л']. | Находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать их по твердости и мягкости, читать слова с изученными буквами; составлять несколько связанных между собой предложений. | 1 |
34 | Буквы Ш, ш и звуками [ш]. | Познакомиться с правилом правописания сочетания ши, выделять в речи согласный звук [ш], читать слоги и слова с этим звуком, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твердый. | 1 |
35 | Буквы Ж, ж и звук[ж]. | Выделять согласный звук [ж], читать слоги и слова с этим звуком, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ж] звонкий и всегда твердый; составлять рассказ по сюжетной картине. | 1 |
36 | Буквы В, в и звуки [в], [в']. | Вычленять в речи согласные звуки [в], [в,], обозначать их | 1 |
37 | Буквы Ф, ф и звуки [ф], [ф']. | Вычленять в словах звуки [ф], [ф’], проводить звуковой анализ слов, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами. | 1 |
38 | Буквы Д, д и звуки [д], [д']. | Находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы с новыми согласными звуками, различать их по твердости и мягкости, читать слова с изученными буквами; составлять несколько связанных между собой предложений. | 1 |
39 | Буквы Г, г и звуки [г], [г']. | Вычленять в речи согласные звуки [г], [г’], проводить звуковой анализ слов, различать звонкие и глухие согласные звуки, твердые и мягкие; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами. | 1 |
40 | Буквы Р, р и звуки [р], [р']. | Вычленять в речи согласные звуки [р], [р’], обозначать их в письменной речи; проводить звуковой анализ слов; распространять предложения; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами; различать согласные звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости. | 1 |
41 | Буквы Й, й и звук [й']. | Вычленять в словах звук [й’], звуковой анализ слов, делать вывод: звук [й’] всегда мягкий; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами; соблюдать правила вежливого обращения к людям. | 1 |
42 | Буквы Э, э и звук [э]. | Вычленять в словах звук [э], проводить звуковой анализ слов; читать слоги, слова и с изученными буквами. | 1 |
43 | Буквы Е, е и звук [э]. | Находить слова с буквой е, которая обозначает мягкость согласного звука и звук [э]; читать слоги и слова с изученными буквами, выполнять звуковой анализ слова с гласным звуком [э] после мягкого согласного (с опорой на схему-модель), определять место буквы е на «ленте букв». | 1 |
44 | Буквы Е, е обозначают [й' э]. | Находить в словах позиции, где буква е обозначает два звука [й’э], (в начале слова и после гласной), обозначать эти звуки на письме буквами Е, е. | 1 |
45 | Буква ь. «Весенние прятки», «Составь предложение» | Читать слоги и слова с изученными буквами, производить звуковой анализ слов, составлять схемы; делать вывод: буква ь звука не обозначает, она нужна для обозначения мягкости предшествующего согласного звука; составлять предложения. | 1 |
46 | Буквы Я, я. | Находить слова с буквой я, которая обозначает мягкость согласного звука и звук [a]; читать слоги и слова с изученными буквами; выполнять звуковой анализ слова с гласным звуком [а] после мягкого согласного (с опорой на схему-модель); определять место буквы я на «ленте букв». | 1 |
47 | Буквы Я, я обозначают [й' а]. | Находить в словах позиции, где буква ё обозначает два звука [й’о], (в начале слова и после гласной), обозначать эти звуки на письме буквами Ё, ё. | 1 |
48 | Буквы Ё, ё. | Вычленять в словах звуки [й’о], обозначать эти звуки буквами Ё, ё; выполнять звуковой анализ слов; читать слова и небольшие тексты с изученными буквами. | 1 |
49 | Буквы Ё, ё обозначают [й' о]. | Находить в словах позиции, где буква ё обозначает два звука [й’о], (в начале слова и после гласной), обозначать эти звуки на письме буквами Ё, ё. | 1 |
50 | Буквы Ю, ю. | Вычленять в словах звуки [й’у], обозначать эти звуки буквами Ю, ю; выполнять звуковой анализ слов; давать характеристику изученным звукам; читать слоги, слова, предложения и небольшой текст с изученными буквами. | 1 |
51 | Буквы Ю, ю обозначают [й' у]. | Находить позиции, где буква ю обозначает два звука [й’у], (в начале слова и после гласной), обозначать эти звуки на письме буквами Ю, ю. | 1 |
52 | Буквы Ц, ц и звук [ц]. | Вычленять в словах звук [ц], выполнять звуковой анализ слов; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами. | 1 |
53 | Буквы Щ, щ и звук [щ']. | Вычленять в словах звук [щ’], выполнять звуковой анализ слов, делать вывод: звук [щ’] всегда мягкий; читать слоги, слова и небольшой текст с изученными буквами. | 1 |
54-55 | Буквы Ч, ч и звук [ч']. | Выделять в речи согласный звук [ч’], читать слоги и слова с изученными буквами; выполнять звуковой анализ слов. | 2 |
56-57 | Буква ъ. | Читать слоги и слова с изученными буквами; выполнять звуковой анализ слов, составлять схемы; делать вывод: буква ъ звука не обозначает (функция ъ) читать слова с ъ, небольшой текст с изученными буквами. | 2 |
58-62 | Чтение слов, предложений и текстов. | Читать слоги и слова с изученными буквами; выполнять звуковой анализ слов; составлять сюжетный рассказ по картинке, пересказывать маленькие тексты, оценивать свои достижения. | 5 |
63 | Урок – рефлексия. | Читать слоги и слова с изученными буквами; выполнять звуковой анализ слов; составлять сюжетный рассказ по картинке, пересказывать маленькие тексты, оценивать свои достижения. | 1 |
64 | Как хорошо уметь читать! (Как хорошо уметь писать!) | Урок-праздник. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
занятий «Окружающий мир»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | Игрушки и учебные вещи | 1 |
2 | Времена года. Осень. | 1 |
3 | Овощи. Фрукты. Ягоды. | 1 |
4 | Бельё, головные уборы, аксессуары | 1 |
5 | Пища. Напитки. | 1 |
6 | Посуда. | 1 |
7 | Одежда и обувь | 1 |
8 | Мебель и посуда | 1 |
9 | Цвета. | 1 |
10 | Растения. Деревья и кустарники. | 1 |
11 | Цветы и травы. | 1 |
12 | Грибы. | 1 |
13 | Дикие животные. | 1 |
14 | Домашние животные и птицы. | 1 |
15 | Птицы и птенцы. | 1 |
16 | Насекомые. | 1 |
17 | Рыбы и морские животные. | 1 |
18 | Охрана природы. | 1 |
19 | Времена года. Зима. | 1 |
20 | Продукты. | 1 |
21 | Электроприборы и инструменты. | 1 |
22 | Что из чего и что для чего. | 1 |
23 | Профессии. | 1 |
24 | Времена года. Весна. | 1 |
25 | Здания. | 1 |
26 | Транспорт. | 1 |
27 | Планета. Страны и города. | 1 |
28 | Мой город – Ульяновск. | 1 |
29 | Времена года. Месяцы. | 1 |
30 | Дни недели. Праздники. | 1 |
31 | Планеты Солнечной системы. | 1 |
32 | Человек. | 1 |