Рабочая программа для школы будущего первоклассника по «Обучению грамоте»
Рабочая программа
к курсу «Обучение грамоте».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсу «Обучение грамоте».
Курс подготовки для дошкольников является начальным звеном непрерывного курса «Обучение грамоте - русский язык-чтение и литература» для 1-11 классов, который создаётся в рамках общеобразовательной системы. Он расчитан на 24 часа. Общая цель курса:
-подготовить в ходе дошкольного обучения функционально-грамотную личность, как показатель качественного обучения, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию;
- всестороннее развитие личности ребёнка, его ценностных представлений об окружающем мире, кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Одним из способов достижения этой цели видится создание непрерывных курсов. Применительно к обучению родному языку под непрерывностью мы понимаем наличие последовательной цепи учебных задач на протяжении всего процесса овладения языком, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное продвижение ребёнка вперёд на каждом из последовательных временных отрезков. Непрерывность же на границе «детский сад - школа» обеспечивает преемственность в обучении. Дошкольный подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе по учебникам общеобразовательной системы.
Задачи обучения:
формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;
развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца, работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;
развитие умений общения со взрослыми, со сверстниками, умение видеть мир глазами другого человека;
развитие умения говорения и слушания;
развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребёнка;
развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
развитие звуковой культуры речи
Решение этих задач решаются в процессе занятий и подготовке к обучению грамоте. Занятия проводятся по учебному пособию Натальи Николаевны Павловой «Азбука» с крупными буквами – М.:ОЛИСС, Эксмо, 2010.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ».
Основной целью курса является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием звуко - слоговой анализ слов.
Звуки
Понятие «звук».
Органы артикуляции, способы произнесения звука, его условное обозначение.
Акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
Выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных.
Выделение звука в начале, в конце и в середине слова, определение положения звука в слове.
Звуковой анализ состава слогов и слов.
«Чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.
Слоги
Понятие «слог», слоговой анализ слов.
Подбор слов на заданное количество слогов.
Выделение в словах первого и последнего слогов.
Составление прямых и обратных слов.
3. Буквы
Знакомство с буквами.
Дифференциация понятий «звук» и «буква».
Согласные и гласные буквы.
Соотнесение букв и звуков.
Связная устная речь
Обучение ответам на вопросы, диалогическая речь.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности - творческое мышление ребёнка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ПО ЧТЕНИЮ.
Личностные результаты.
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.
- Формирование чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.
- Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
- Развитие этических чувств, доброты и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных формах общения.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду и работе на результат.
Метапредметные результаты.
- Овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, по родовым признакам, установление причинно-следственных связей, построение предложений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать разные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный настрой в совместной деятельности, общей цели и путей ее достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты.
- Овладение звуками и буквами русского языка, оговаривание их основных различий (буквы видим и пишем, а звуки слышим и произносим).
- Умение вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, различать гласные и согласные звуки и буквы, правильно называть в слове и вне слова мягкие и твердые согласные звуки, знать способы их буквенного обозначения.
- Плавное, слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
Литература:
- учебное пособие Натальи Николаевны Павловой «Азбука» с крупными буквами – М.:ОЛИСС, Эксмо, 2010.
2.Коллекция презентаций.
Купцова Елена Александровна
Постникова Анжела Александровна