Рабочая программа занятий с дошкольниками «Школа будущего первоклассника»

4
0
Материал опубликован 2 July 2019 в группе

Рабочая программа занятий с дошкольниками

«Школа будущего первоклассника»

Учитель: Пролубщикова Наталья Владимировна, учитель начальных классов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетным направлением современной системы образования является решение проблемы преемственности всех ее ступеней, и особенно преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку образовательные ступени являются значимыми для личности этапами ее духовного становления и должны быть взаимосвязаны. Независимо от того, где воспитывается ребенок: в семье или в дошкольном образовательном учреждении, важно создать все необходимые условия для его развития, обучения и воспитания.

Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, проходят определённую подготовку в дошкольном учреждении и перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к школе, проводимой учителями начальной школы, направленной на осуществление преемственности между детским садом и школой.

Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя таким образом определённые уже школьные, но ещё детские отношения.

При разработке программы с дошкольниками учитывались идеи Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о том, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.

Цель программы: создание условий для благоприятной адаптации детей к школьному обучению, формирование психологической готовности детей к школе.

Задачи:

· проведение занятий с дошкольниками, направленных на формирование «портрета будущего класса»;

· выявление причин тревожности у детей (если они есть);

· сотрудничество с семьёй по преодолению адаптационных трудностей у детей.

Режим работы

«Школы будущего первоклассника»

1.Период занятий март-май

2.Периодичность – 1 раз в неделю по субботам, по 2 занятия.

Всего 24 занятия.

3.Продолжительность занятия 30 мин.

4.Расписание звонков:

1 занятие: 11.00-11.30

2 занятие: 11.40-12.10

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

Занятия включают:

1. Интеллектуально – развивающие игры и упражнения.

Направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.

2. Дыхательно – координационные упражнения.

Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятия мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки.

Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты.

Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика.

Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления.

Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.

Каждое занятие включает в себя задания из всех блоков, тем самым осуществляется интеграция, обусловленная развитием психических процессов детей этого возраста.

За счёт интеграции в обучении решаются вопросы активизации детей на занятии, снижения утомляемости, продуктивности развития детей.

Направления:

1. Развитие речи

Цели и задачи: выявить умения детей осмысленно говорить, доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к книге.

· Речь (устная, письменная) – общее представление.

· Предложение и слово. Членение речи на предложения, слова, слоги.

· Слог и ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определение количества слогов в слове.

· Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произ­ношении гласных и согласных.

2. Математика

Цели и задачи: выявить первоначальные знания о числе и счете, про­странственных и временных представлениях, геометрических фигурах, умения решать задачи.

· Сравнение предметов по размеру.

· Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Направление движения.

· Временные представления.

· Сравнение групп предметов.

· Прямой и обратный порядковый счёт.

· Решение задач.

· Работа с геометрическим материалом (конструирование).

3. Рисование

Цели и задачи: выявить умения детей отображать окружающие явления и предметы, фантазировать, передавать своё отношение к окружающему миру.

· Отображение окружающей действительности.

· Отображение природных явлений.

· Отображение геометрических фигур (конструирование).

· Рисунки – фантазии.

· Рисунки – тесты.

4. Развитие мелкой моторики

Цели и задачи: способствовать подготовке руки к письму, развивать умение ориентироваться в клетчатом поле листа.

5. Развивающие игры

Цели и задачи: способствовать формированию приемов игровой деятельности, развитию высокого уровня нравственного становления (воспитанности, культуре поведения, общения…), развивать воображение, наглядно-образное мышление, память, речь, самооценку.

Игры включаются в каждое занятие в зависимости от темы и видов деятельности детей.

Каждые 2 занятия объединены одной темой и содержат все 5 направлений деятельности.


 

Тематическое планирование

№п/п

Тема

Содержание

1 день

«Первая встреча со школой. Знакомство».

Развитие речи, внимания, двигательной памяти. Правила приветствия. Игра «Снежный ком».

Развитие мелкой моторики руки.

Моделирование. Счёт порядковый и количественный.

2 день

«В гостях у сказки Сутеева «Под грибом».

Развитие пространственной ориентировки, мышления. Развитие мелкой моторики. Графический диктант. Пальчиковая гимнастика «Дождик»

Развитие умения слышать звуки и называть их, определять место звука в слове.

Счёт порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел.

3 день

«Идём на День рождения».

Звуки и буквы. Развитие слуховой памяти, внимания, пространственной ориентировки, мышления. Слово и слог.

Счёт прямой и обратный. Задачи в стихах.

Развитие мелкой моторики руки. Моделирование: игра «Выпекаем пиццу»

4 день

«Летим в космос»

(презентация)

Звуки и буквы. Слог и слово. Разучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин»

Развитие пространственной ориентировки, мышления. Развитие мелкой моторики. Графический диктант по слуху. Пальчиковая гимнастика «Все планеты».

Игра с элементами конструирования

« Посади зверей в ракету».

Аппликация «Созвездие «Дельфин»

5 день

«Пасхальный сувенир».

Определение количества звуков в слове.

Автоматизация звуков. Решение стихотворных задач и примеров вида: +1, -1.

Развитие пространственных представлений, мышления, слуховой и двигательной памяти.

Постановка руки.

Раскрашивание пасхальных яиц.

Аппликация «Пасхальный сувенир»

 

6 день

«Путешествие в стране «Логика»

Понятия: перед, между, за. Счёт предметов.

Два способа уравнивания групп предметов.

Работа с логическими таблицами.

Развитие речи. Слог и слово.

Графический диктант по схеме.

Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»

 

7 день

«Жители Африки»

Сравнение групп предметов, уравнивание.

Свойства геометрических фигур.

Повторение знаний о слове, слоге, звуках и буквах.

Развитие пространственных представлений, мышления, внимания, речи.

Графический диктант по схеме.

Головоломки со счётными палочками.

Объёмная аппликация из кругов «Попугай»

 

8 день

 

 

 

 

 

 

 

9 день

«Весна - красна»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Дорожная азбука»

Понятия «предыдущее и последующее число». Решение задач в стихах, запись решения с помощью чисел из кассы. Узоры на клетчатой бумаге, штриховка.

Развитие речи. Игра «Веснянка»

Разучивание стихотворения «Подснежник проснулся»

Рисование подснежника .

 

Счёт порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел. Состав чисел 3 и 4 (работа в группах). Игра «На улице»

Развитие пространственной ориентировки на листе, внимания, памяти. Графический диктант по слуху.

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.

Повторение правил перехода улицы.

Игра «Светофорик»

 

10 день

«Мы идём за покупками».

(презентация)

Прямой и обратный счёт. Решение задач.

Состав чисел 5 и 6.

Ориентировка в клетчатом пространстве.

Графический диктант по схеме.

Развитие фонематического слуха(разучивание стихотворения «Резиновая Зина»). Звуки гласные и согласные. Игра «Возьмём, не возьмём»

Развитие внимания, памяти, мышления.

Штриховка.

11 день

«Мы идём в цирк!»

(презентация)

Образование предыдущего и последующего числа. Решение задач в стихах, запись решения с помощью чисел из кассы. Состав чисел 7 и 8.

Логическая цепочка (по цвету).

Узоры на клетчатой бумаге, штриховка.

Работа с логическими таблицами.

Игра «Третий лишний»

12 день

«Скоро в школу!» (смотр знаний).

Прямой и обратный счёт. Решение примеров и задач. Состав чисел 9 и 10.

Фонематические упражнения. Звуки гласные и согласные.

Графический диктант по слуху, штриховка.

Логические задачи. Игра «Паутинка»

 

 

 


 

Литература.

1.Азбука. Обучающая пропись-раскраска.

2. Большая раскраска. Готовим руку к письму.

3. Граб Л. М. Развиваем графические навыки

4. Останкова Ю. В. Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе – Волгоград: Учитель, 2008г.

5. Серия «Умный малыш»: сравниваем предметы, последовательность событий,

классификация, противоположности.

6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль «Академия Развития», 1997.

7. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Логика.

8. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Математика.

9. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Окружающий мир

10. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Развитие речи.

11.Учим счёт до десяти. Обучающая пропись-раскраска.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.