Рабочая программа занятий с дошкольниками «Школа будущего первоклассника»
Рабочая программа занятий с дошкольниками
«Школа будущего первоклассника»
Учитель: Пролубщикова Наталья Владимировна, учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетным направлением современной системы образования является решение проблемы преемственности всех ее ступеней, и особенно преемственности между дошкольным и начальным звеном, поскольку образовательные ступени являются значимыми для личности этапами ее духовного становления и должны быть взаимосвязаны. Независимо от того, где воспитывается ребенок: в семье или в дошкольном образовательном учреждении, важно создать все необходимые условия для его развития, обучения и воспитания.
Ребёнок, переступающий порог школы, должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости.
К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определённый кругозор, запас конкретных знаний, проходят определённую подготовку в дошкольном учреждении и перед ними встаёт проблема адаптации к условиям школьной жизни. А если учесть современные требования программ начального обучения, то становится ясным, что необходима организация подготовки детей к школе, проводимой учителями начальной школы, направленной на осуществление преемственности между детским садом и школой.
Данная программа представляет собой систему подготовки, основой которой являются интегрированные занятия, объединяющие все основные направления, развивающие необходимые качества, навыки, стимулирующие познавательные интересы, а главное, все занятия проходят «по-настоящему» - в школе, в классе, формируя таким образом определённые уже школьные, но ещё детские отношения.
При разработке программы с дошкольниками учитывались идеи Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина о том, что умственные процессы (восприятие, наглядно-образное мышление, продуктивное воображение и др.), определяющие готовность детей к школе, должны формироваться в свойственных для них привычных видах деятельности: игре, рисовании, конструировании, которые позволяют детям почувствовать себя активными, самостоятельными, способными решать постоянно усложняющиеся задачи и быстро адаптироваться к школе, к учебной деятельности.
Цель программы: создание условий для благоприятной адаптации детей к школьному обучению, формирование психологической готовности детей к школе.
Задачи:
· проведение занятий с дошкольниками, направленных на формирование «портрета будущего класса»;
· выявление причин тревожности у детей (если они есть);
· сотрудничество с семьёй по преодолению адаптационных трудностей у детей.
Режим работы
«Школы будущего первоклассника»
1.Период занятий март-май
2.Периодичность – 1 раз в неделю по субботам, по 2 занятия.
Всего 24 занятия.
3.Продолжительность занятия 30 мин.
4.Расписание звонков:
1 занятие: 11.00-11.30
2 занятие: 11.40-12.10
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Занятия включают:
1. Интеллектуально – развивающие игры и упражнения.
Направленные на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, внимания, восприятия.
2. Дыхательно – координационные упражнения.
Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятия мышечного напряжения.
3. Симметричные рисунки.
Направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.
4. Графические диктанты.
Направлены на развитие умений действовать по правилу и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.
5. Пальчиковая гимнастика.
Способствует развитию психических функций (вниманию, памяти, мышлению и речи), а также подвижности и гибкости кистей рук.
6. Упражнения для профилактики нарушения зрения и предупреждения зрительного переутомления.
Способствуют снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия.
Каждое занятие включает в себя задания из всех блоков, тем самым осуществляется интеграция, обусловленная развитием психических процессов детей этого возраста.
За счёт интеграции в обучении решаются вопросы активизации детей на занятии, снижения утомляемости, продуктивности развития детей.
Направления:
1. Развитие речи
Цели и задачи: выявить умения детей осмысленно говорить, доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к книге.
· Речь (устная, письменная) – общее представление.
· Предложение и слово. Членение речи на предложения, слова, слоги.
· Слог и ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определение количества слогов в слове.
· Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных.
2. Математика
Цели и задачи: выявить первоначальные знания о числе и счете, пространственных и временных представлениях, геометрических фигурах, умения решать задачи.
· Сравнение предметов по размеру.
· Пространственные представления, взаимное расположение предметов. Направление движения.
· Временные представления.
· Сравнение групп предметов.
· Прямой и обратный порядковый счёт.
· Решение задач.
· Работа с геометрическим материалом (конструирование).
3. Рисование
Цели и задачи: выявить умения детей отображать окружающие явления и предметы, фантазировать, передавать своё отношение к окружающему миру.
· Отображение окружающей действительности.
· Отображение природных явлений.
· Отображение геометрических фигур (конструирование).
· Рисунки – фантазии.
· Рисунки – тесты.
4. Развитие мелкой моторики
Цели и задачи: способствовать подготовке руки к письму, развивать умение ориентироваться в клетчатом поле листа.
5. Развивающие игры
Цели и задачи: способствовать формированию приемов игровой деятельности, развитию высокого уровня нравственного становления (воспитанности, культуре поведения, общения…), развивать воображение, наглядно-образное мышление, память, речь, самооценку.
Игры включаются в каждое занятие в зависимости от темы и видов деятельности детей.
Каждые 2 занятия объединены одной темой и содержат все 5 направлений деятельности.
Тематическое планирование
№п/п |
Тема |
Содержание |
1 день |
«Первая встреча со школой. Знакомство». |
Развитие речи, внимания, двигательной памяти. Правила приветствия. Игра «Снежный ком». Развитие мелкой моторики руки. Моделирование. Счёт порядковый и количественный. |
2 день |
«В гостях у сказки Сутеева «Под грибом». |
Развитие пространственной ориентировки, мышления. Развитие мелкой моторики. Графический диктант. Пальчиковая гимнастика «Дождик» Развитие умения слышать звуки и называть их, определять место звука в слове. Счёт порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел. |
3 день |
«Идём на День рождения». |
Звуки и буквы. Развитие слуховой памяти, внимания, пространственной ориентировки, мышления. Слово и слог. Счёт прямой и обратный. Задачи в стихах. Развитие мелкой моторики руки. Моделирование: игра «Выпекаем пиццу» |
4 день |
«Летим в космос» (презентация) |
Звуки и буквы. Слог и слово. Разучивание стихотворения В. Степанова «Юрий Гагарин» Развитие пространственной ориентировки, мышления. Развитие мелкой моторики. Графический диктант по слуху. Пальчиковая гимнастика «Все планеты». Игра с элементами конструирования « Посади зверей в ракету». Аппликация «Созвездие «Дельфин» |
5 день |
«Пасхальный сувенир». |
Определение количества звуков в слове. Автоматизация звуков. Решение стихотворных задач и примеров вида: +1, -1. Развитие пространственных представлений, мышления, слуховой и двигательной памяти. Постановка руки. Раскрашивание пасхальных яиц. Аппликация «Пасхальный сувенир»
|
6 день |
«Путешествие в стране «Логика» |
Понятия: перед, между, за. Счёт предметов. Два способа уравнивания групп предметов. Работа с логическими таблицами. Развитие речи. Слог и слово. Графический диктант по схеме. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка»
|
7 день |
«Жители Африки» |
Сравнение групп предметов, уравнивание. Свойства геометрических фигур. Повторение знаний о слове, слоге, звуках и буквах. Развитие пространственных представлений, мышления, внимания, речи. Графический диктант по схеме. Головоломки со счётными палочками. Объёмная аппликация из кругов «Попугай»
|
8 день
9 день |
«Весна - красна»
«Дорожная азбука» |
Понятия «предыдущее и последующее число». Решение задач в стихах, запись решения с помощью чисел из кассы. Узоры на клетчатой бумаге, штриховка. Развитие речи. Игра «Веснянка» Разучивание стихотворения «Подснежник проснулся» Рисование подснежника .
Счёт порядковый и количественный, прямой и обратный. Сравнение чисел. Состав чисел 3 и 4 (работа в группах). Игра «На улице» Развитие пространственной ориентировки на листе, внимания, памяти. Графический диктант по слуху. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Повторение правил перехода улицы. Игра «Светофорик»
|
10 день |
«Мы идём за покупками». (презентация) |
Прямой и обратный счёт. Решение задач. Состав чисел 5 и 6. Ориентировка в клетчатом пространстве. Графический диктант по схеме. Развитие фонематического слуха(разучивание стихотворения «Резиновая Зина»). Звуки гласные и согласные. Игра «Возьмём, не возьмём» Развитие внимания, памяти, мышления. Штриховка. |
11 день |
«Мы идём в цирк!» (презентация) |
Образование предыдущего и последующего числа. Решение задач в стихах, запись решения с помощью чисел из кассы. Состав чисел 7 и 8. Логическая цепочка (по цвету). Узоры на клетчатой бумаге, штриховка. Работа с логическими таблицами. Игра «Третий лишний» |
12 день |
«Скоро в школу!» (смотр знаний). |
Прямой и обратный счёт. Решение примеров и задач. Состав чисел 9 и 10. Фонематические упражнения. Звуки гласные и согласные. Графический диктант по слуху, штриховка. Логические задачи. Игра «Паутинка» |
|
|
|
Литература.
1.Азбука. Обучающая пропись-раскраска.
2. Большая раскраска. Готовим руку к письму.
3. Граб Л. М. Развиваем графические навыки
4. Останкова Ю. В. Система коррекционно – развивающих занятий по подготовке детей к школе – Волгоград: Учитель, 2008г.
5. Серия «Умный малыш»: сравниваем предметы, последовательность событий,
классификация, противоположности.
6. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль «Академия Развития», 1997.
7. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Логика.
8. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Математика.
9. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Окружающий мир
10. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Развитие речи.
11.Учим счёт до десяти. Обучающая пропись-раскраска.