Рабочая программа учебного модуля «Узоры деда Мороза»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного модуля «Узоры Деда Мороза» для третьего и четвёртого класса разработана на основе авторской программы Швецовой М.Ф «Волшебная кисточка». Москва ,2011., концепции духовно - нравственного развития и воспитания в соответствии с ФГОС.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Цель программы - приобщение через изобразительное творчеству к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи программы:
Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество.
Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приёмов и решений в реализации творческих идей.
Освоение практических приёмов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
МЕСТО УЧЕБНОГО МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Срок реализации программы- 2 учебная четверть (14 часов).
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Личностные результаты:
формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе русского народа в культурное и художественное наследие мира;
формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов;
развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты:
развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое);
формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника;
развитие интереса к искусству разных стран и народов;
понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона.
освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Предметные результаты:
формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей;
проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях
изобразительного искусства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
Содержание учебного модуля «Узоры Деда Мороза» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и уровнем образовательной программы по изобразительной деятельности.
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ребёнка средствами курса изобразительного искусства. Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в тоже время у многих из них существуют проблемы с эмоционально- образным мышлением и восприятием красоты мира.
Программа поможет решить различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: умение осознанно использовать образно – выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
1 |
Новогодние фантазии |
7 |
2 |
Графика- один из видов изобразительного творчества |
7 |
ИТОГО |
14 часов |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата |
Тема урока |
Тип урока |
Основные элементы содержания |
Требования к уровню подготовки обучающихся |
|
Новогоднее настроение. |
Комбинированный урок. |
Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки) |
Воспринимать красоту художественного изображения; описывать красоту зимы и богатство красок, цветов. |
|
|
Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции. |
Комбинированный урок. |
«Каждая изба удивительных вещей полна». Предметный мир крестьянской избы. Обаяние и красота старинных вещей: поэзия и гармония жизни в предметах крестьянского быта. Знакомство с художественными произведениями в жанре натюрморта. Натюрморт: свет и тень, объем |
Расширять представление о натюрморте как |
|
|
Зимний вернисаж. Мир красоты. Русская зима. Пейзаж в графике. |
Комбинированный урок. |
Создание творческой композиции по теме урока, красоты зимнего пейзажа в установке на эстетическое восприятия окружающего мира, произведений искусства. |
Учиться передавать графическими средствами красоту зимнего пейзажа. |
|
|
Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция. |
Комбинированный урок. |
Композиция из новогодних игрушек. |
Воспринимать красоту художественного изображения; описывать красоту зимы и богатство красок, цветов. |
|
|
«Зима не лето в шубу одета». Связь декора с формой. Орнамент народов мира. |
Комбинированный урок. |
Работа над созданием декоративной композиции по мотивам народного орнамента. |
Учиться составлять орнамент по мотивам народных орнаментов. |
|
|
«Зима да морозы, а мы за праздники». Карнавальные новогодние фантазии. |
Комбинированный урок. |
Использование художественных средств выразительности праздничного настроения. |
Совершенствовать работу по владению живописно- графическими навыками. |
|
|
«Всякая красота фантазии да умения требует». Эскиз карнавальной маски. |
Комбинированный урок. |
Составление эскиза маски, украшение её различными материалами. |
Учиться создавать образы при помощи изобразительных приёмов. |
|
|
Твои новогодние поздравления. |
Комбинированный урок. |
Выполняют проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. |
Воспринимать красоту художественного изображения; описывать красоту зимы и богатство красок, цветов. |
|
|
Зимний колорит. Рисование на тему: «Зимний лес». |
Комбинированный урок. |
Использование художественных средств выразительности праздничного настроения. |
Совершенствовать работу по владению живописно- графическими навыками. |
|
|
Русская зима. Пейзаж в графике: черный и белый цвета. |
Комбинированный урок. |
Сезонные изменения Пейзаж в графике. Возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. Разнообразные штрихи и линии. Графические композиции А. Кравченко «Зима», Д. Шмаринова «Зимой», В.Прибыткова «Окраина в снегу». |
Расширят представление о графике как об одном из видов изобразительного творчества. Узнают о возможностях графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. Овладеют графическими и композиционными навыками (в передаче ажурности, декоративности заснеженных, заиндевевших деревьев, трав, кустов). Научатся передавать в самостоятельных творческих работах образы зимних растений графическими средствами. |
|
|
Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства. |
Комбинированный урок. |
Знакомство с традиционной зимней одеждой разных народов мира, Крайнего Севера. Орнамент народов мира. Природа как источник вдохновения народного мастера при создании традиционной одежды и орнамента. Связь де кора с формой (орнамент в украшении народной одежды). Функция и красота. Сетчатый орнамент: особенности построения композиционных схем. Знаки-символы в орнаменте народов Севера. Богатство красок орнамента. Последовательность работы над эскизом. |
Познакомятся с традиционной зимней одеждой разных народов мира, Крайнего Севера, разнообразием орнаментальных мотивов в украшении зимней одежды у разных народов. Получат представление об особенностях построения сетчатых орнаментов. Узнают значение знаков-символов в орнаменте народов Севера. Овладеют живописно-декоративными навыками в эскизе украшения |
|
|
Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация. |
Комбинированный урок. |
Новогодние праздники: история, традиции. Атрибуты новогоднего праздника. Изображение новогодних праздников в произведениях живописи отечественных художников. Сюжетно-тематическая композиция. Карнавальное шествие. Изображение людей в разных позах. Композиционные схемы сюжетно-тематических рисунков. Приемы работы с красками: удлиненный мазок, раздельный мазок, растяжение цвета, вливание цвета в цвет. |
Беседа о предстоящем новогоднем празднике, о подготовке к нему. Рассказ о традициях празднования Нового года у разных народов. Завершение композиции праздничного карнавала с использованием нарисованных фигурок для эскизов костюмов. |
|
|
По следам зимней сказки. Декоративная композиция. |
Комбинированный урок. |
Рисование дома для героев зимней сказки (Волшебница Зима, Снегурочка, Метелица, Дед Мороз, Морозко). |
Воспринимать красоту художественного изображения; описывать красоту зимы и богатство красок, цветов. |
|
|
Белоснежные узоры. Вологодские кружева. |
Комбинированный урок. |
Рисование на цветной бумаге белоснежный узор: цветы, ёлочку, дерево жизни, Снегурочку, Снежную королеву, птицу, зверя (по выбору). |
Воспринимать красоту художественного изображения; описывать красоту зимы и богатство красок, цветов. Различать элементы кружевного узора: гуличка , комар, звёздочка, ёлочка. |
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Книгопечатная продукция:
- авторская программа Швецовой М.Ф «Волшебная кисточка». Москва ,2011.
Технические средства обучения:
магнитная доска;
ноутбук;
принтер;
музыкальные колонки;
мультимедийный проектор.
Учебно-практическое оборудование:
простейшие школьные инструменты: ручка, карандаши цветные и простой, линейка, ластик;
набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой;
краски акварельные или гуашевые;
кисти беличьи № 5, 10, 20;
кисти из щетины № 3, 10, 13;
ёмкости для воды;
стеки (набор);
пластилин/ глина;
ножницы;
материалы: бумага (писчая), бумага (цветная), картон, ватман и т.д.