12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Черникова Елена Сергеевна47 Работаю в Шебекинском техникуме промышленности и транспорта преподавателем физики, естествознания, астрономии и математики, общительна, имею много друзей, люблю активный отдых на природе в любое время года, в общении с учениками даю им понять, что я больш Россия, Белгородская обл., город Шебекино |
Рабочая программа учебного предмета ОУП 09. Математика для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»
Рабочая программа учебного предмета
ОУП 09. Математика
для специальности
23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей,
систем и агрегатов автомобилей
2022
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413, примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.2016 № 2/16-з), Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, с учетом получаемой специальности среднего профессионального образования, а также Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, утвержденной Распоряжением Минпросвещения России от 30.04.2021 № Р-98.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УМР
_________ В.Н.Долженкова
« »_________ 2022 г.
Разработал преподаватель ____________ Е.С.Черникова
Рассмотрена на заседании ЦК __________________
Протокол № « »_________ 2022 г.
Председатель ЦК _________ В.Ф.Войтенко
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
| |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
| 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 8 |
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебного предмета | 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета | 16 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Математика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебного предмета является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС специальности СПО 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.
1.2. Место учебного предмета в структуре ППССЗ:
Предмет является профильным и входит в цикл общеобразовательной подготовки.
В соответствии с нормативными документами:
Распоряжение Минпросвещения России от 30.04.2021 N Р-98 "Об утверждении Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования"
приказы Минобрнауки России N 1430, Министерства просвещения России № 652 от 18.11.2020 "О внесении изменения в Положение о практической подготовке обучающихся"
в разделе 2 рабочей программы выделены занятия с профнаправленностью.
1.3. Цели и задачи учебного предмета – требования к результатам освоения учебного предмета:
Целью реализации рабочей программы является освоение содержания предмета Математика и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями, установленными ФГОС СОО.
Главными задачами реализации программы являются:
формировать представления о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
формировать основы логического, алгоритмического и математического мышления;
формировать умения применять полученные знания при решении различных задач, в том числе профессиональных;
формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Планируемые метапредметные результаты освоения рабочей программы (МР) представлены тремя группами универсальных учебных действий:
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
МР 01 - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
МР 02 - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
МР 03 - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
МР 04 - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
МР 05 - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
МР 06 - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
МР 07- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
МР 08 - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
МР 09 - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
МР 10- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
МР 11- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
МР 12- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
МР 13- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
МР 14- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
МР 15 - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
МР 16 - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
МР 17 - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
МР 18 - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
МР 19- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения рабочей программы для базового уровня изучения (ПРб):
В результате освоения учебного предмета выпускник на профильном уровне научится:
ПРб.1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
ПРб.2. Сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
ПРб.3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
ПРб.4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
ПРб.5. Сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
ПРб.6. Владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
ПРб.7. Сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
ПРб.8. Владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач
1.4. Планируемые личностные результаты освоения рабочей программы
Личностные результаты реализации программы воспитания (дескрипторы) | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций | ЛР 2 |
Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих | ЛР 3 |
Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ЛР 4 |
Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | ЛР 5 |
Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях | ЛР 6 |
Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | ЛР 7 |
Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях | ЛР 9 |
Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | ЛР 10 |
Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры | ЛР 11 |
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебного предмета:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 252 часа, в том числе: аудиторной учебной работы обучающегося - 234 часа, из них в форме практической подготовки – 50 часов; в том числе практических занятий - 40 часов; самостоятельной учебной работы обучающегося - 10 часов; консультаций - 7 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 258 |
Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего) из них в форме практической подготовки | 234
24(10,3%) |
в том числе: |
|
лекционные занятия | 194 |
лабораторные работы |
|
практические занятия | 40 |
контрольные работы |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в том числе: Индивидуальный проект | 10
10 |
Консультации | 7 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена |
Синхронизация предметных, личностных и метапредметных результатов с общими и профессиональными компетенциями
Наименование ОК, ПК согласно ФГОС СПО | Наименование личностных результатов согласно ФГОС СОО | Наименование метапредметных результатов согласно ФГОС СОО |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | ЛР 13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем | МР 07. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | ЛР 05. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР 09. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | МР 03. владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания |
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | ЛР 05. сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности | МР 07. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач | ЛР 05. сформированность основ саморазвития и самовоспитания соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; ЛР 07. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности; ЛР 09. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; ЛР 13. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем | МР 01. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МР 03. владение навыками познавательной, учебно- исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; МР 04. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; МР 09. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | ЛР 09. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | МР 04. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами | ЛР 07. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности | МР 02. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; МР 08. владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
ОК 8. Самостоятельно Определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | ЛР 09. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | МР 01. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; МР 09. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
Синхронизации предметных результатов УП с ПК с учетом профиля обучения
ПК 1.3 Проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией. | ПРб.01 ПРб.02 ПРб.03 ПРб.04 ПРб.05 |
ПК 2.1 Осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей. | ПРб.01 ПРб.02 ПРб.03 ПРб.04 ПРб.05 |
Преемственность образовательных результатов с учетом профессиональной направленности основной образовательной программы среднего профессионального образования
Образовательные результаты | Наименование учебной дисциплины общепрофессионального цикла | Наименование ПМ профессионального цикла |
знания, умения | знания, умения, практические навыки | |
- Оперировать на базовом уровне основными описательными характеристиками числового набора: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения; - оперировать на базовом уровне понятиями: частота и вероятность события, случайный выбор, опыты с равновозможными элементарными событиями; - вычислять вероятности событий на основе подсчета числа исходов. В повседневной жизни и при изучении других предметов: - оценивать и сравнивать в простых случаях вероятности событий в реальной жизни; - читать, сопоставлять, сравнивать, интерпретировать в простых случаях реальные данные, представленные в виде таблиц, диаграмм, графиков | ОУП.09 Математика уметь: моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат; знать: использования готовых компьютерных программ при решении задач | МДК.02.01. Техническая документация иметь практический опыт: осуществлять диагностику электрооборудования и электронных систем автомобилей. ОП. 01. Инженерная графика уметь: проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией; содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. ОП. 02. Техническая механика уметь: проводить ремонт различных типов двигателей в соответствии с технологической документацией; содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами |
Тематический план и содержание учебного предмета Математика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, консультации | Объем часов | Уровень освоения | Коды и личностных (ЛР), метапредметных (МР), предметных результатов (ПРб), ОК, ПК, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 семестр 89 ч. | ||||
Введение | Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. | 2 | 1 | ПРб 1, ПРб 4, ПРу 2 ЛР 05, ЛР 09, ЛР 13 МР 01, МР 04, МР 09, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
,Тема 1 Развитие понятия о числе | Целые и рациональные числа. Действительные числа. | 8* | 2 | |
Приближенные вычисления. Комплексные числа. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Практико-ориентированные задачи технологического профиля | 2 | |||
Проценты в профессиональных задачах технологического профиля | 2 | |||
Практические занятия | 2 | 3 | ||
Практическое занятия №1 « Приближенные вычисления». | ||||
Тема 2 Корни, степени и логарифмы | Корни натуральной степени из числа и их свойства. | 22 | 2 | ПРб 02, ПРб 04, ПРу 02, ЛР 05, ЛР 08, ЛР 10, МР 03, МР 07, МР 08, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Степени с рациональными показателями, их свойства | 2 | |||
Степени с действительными показателями. | 2 | |||
Свойства степени с действительным показателем. | 2 | |||
Основное логарифмическое тождество. | 2 | |||
Десятичные и натуральные логарифмы. | 2 | |||
Правила действий с логарифмами. | 2 | |||
Переход к новому основанию. | 2 | |||
Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений. | 2 | |||
Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений. | 2 | |||
Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений | 2 | |||
Практические занятия | 6 | 3 | ||
Практическое занятие №2 «Вычисление и сравнение корней» | ||||
Практическое занятия №3 «Решение показательных уравнений». | ||||
Практическое занятия №4 «Решение логарифмических уравнений». | ||||
Тема 3 Прямые и плоскости в пространстве | Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. | 18* | 2 | ПРб 02, ПРб 03, ПРу 2 ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, МР 02, МР 04, МР 05, МР 08, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. | 2 | |||
Угол между прямой и плоскостью. | 2 | |||
Двугранный угол. | 2 | |||
Угол между плоскостями. | 2 | |||
Перпендикулярность двух плоскостей. | 2 | |||
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости. | 2 | |||
Параллельное проектирование. Изображение пространственных фигур. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся прямые в изделиях и продукции | 2 | |||
Практические занятия | 2 | 3 | ||
Практическое занятие №5 «Прямые и плоскости в пространстве». | ||||
Тема 4. Комбинаторика | Основные понятия комбинаторики. | 12* | 2 | ПРб 07, ПРб 08, ПРу 02, ПРу 03, ПРу 05 ЛР 05, ЛР 07, ЛР 13 МР 01, МР 05, МР 08, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. | 2 | |||
Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. | 2 | |||
Решение задач на перебор вариантов. | 2 | |||
Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Вероятность в задачах технологического профиля | 2 | |||
Тема 5. Координаты и векторы | Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. | 17* | 2 | ПРб 08, ПРу 02, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, МР 02, МР 04, МР 05, МР 08, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Уравнения сферы, плоскости и прямой. | 2 | |||
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. | 2 | |||
Сложение векторов. Умножение вектора на число. | 2 | |||
Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. | 2 | |||
Проекция вектора на ось. Координаты вектора. | 2 | |||
Скалярное произведение векторов. | 2 | |||
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Определение расстояния между точками изделия, используя метод координат | 2 | |||
2 семестр 145 ч. | ||||
Тема 6. Основы тригонометрии | Радианная мера угла. Вращательное движение. | 22* | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 02, ЛР 05, ЛР 08, ЛР 10, МР 03, МР 07, МР 08, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. | 2 | |||
Формулы приведения. | 2 | |||
Формулы сложения. | 2 | |||
Формулы удвоения Формулы половинного угла. | 2 | |||
Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. | 2 | |||
Простейшие тригонометрические уравнения | 2 | |||
Простейшие тригонометрические неравенства. | 2 | |||
Арксинус, арккосинус, арктангенс. | 2 | |||
Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Описание производственных процессов с помощью графиков функций | 2 | |||
Практические занятия | 6 | 3 | ||
Практическое занятие №6 «Радианный метод измерения углов вращения и связь с градусной мерой». | ||||
Практическое занятие №7 «Решение тригонометрических уравнений». | ||||
Практическое занятие №8 «Решение тригонометрических неравенств». | ||||
Тема 7. Функции, их свойства и графики | Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами. | 18 | 2 | ПРб 03, ПРб 04, ПРу 01, ПРу 02, ЛР 05, ЛР 08, ЛР 10, МР 03, МР 07, МР 08, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Свойства функции: монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. | 2 | |||
Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума функции. | 2 | |||
. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. | 2 | |||
Арифметические операции над функциями. | 2 | |||
Арифметические операции над функциями. | 2 | |||
Сложная функция (композиция). | 2 | |||
Понятие о непрерывности функции. | 2 | |||
Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции. | 2 | |||
Практические занятия | 2 | 3 | ||
Практическое занятие №9 «Исследование функций и построение графиков». | ||||
Тема 8. Многогранники и круглые тела | Вершины, ребра, грани многогранника. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера. | 30* | 2 | ПРб 01, ПРб 06, ПРу 02, ПРу 03, ЛР 06, ЛР 07, ЛР 08, МР 02, МР 04, МР 05, МР 08, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. | 2 | |||
Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр. | 2 | |||
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде. Сечения куба, призмы и пирамиды. | 2 | |||
Представление о правильных многогранниках (тетраэдре, кубе, октаэдре, додекаэдре и икосаэдре). | 2 | |||
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию. | 2 | |||
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере. | 2 | |||
Объем и его измерение. Интегральная формула объема. | 2 | |||
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. | 2 | |||
Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. | 2 | |||
Формулы объема шара и площади сферы. | 2 | |||
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Расчет объема вместимости веществ | 2 | |||
Примеры симметрий в профессиях и специальностях технологического профиля | 2 | |||
Площади и объемы комбинированных геометрических тел. | 2 | |||
Практические занятия | 2 | 3 | ||
Практическое занятие №10 «Многогранники». | ||||
Практическое занятие №11 «Определение объемов и площадей поверхностей многогранников и тел вращения». | ||||
Тема 9. Начала математического анализа | Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Суммирование последовательностей. | 18* | 2 | ПРб 01, ПРб 05, ПРу 02, ПРу 03, ПРу 04, ЛР 05, ЛР 09, ЛР 13, МР 01, МР 04, МР 09, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма. | 2 | |||
Понятие о производной функции, ее геометрический и физический смысл. | 2 | |||
. Уравнение касательной к графику функции. | 2 | |||
Производные суммы, разности, произведения, частного. | 2 | |||
Производные основных элементарных функций. | 2 | |||
Применение производной к исследованию функций и построению графиков. | 2 | |||
Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Физический смысл производной в профессиональных задачах технологического профиля | 2 | |||
Практические занятия | 4 | 3 | ||
Практическое занятие №12 «Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности». | ||||
Практическое занятие №13 «Производная: механический и геометрический смысл производной». | ||||
Тема 10. Интеграл и его применение | Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. | 10* | 2 | ПРб 01, ПРб 05, ПРу 02, ПРу 03, ПРу 04, ЛР 05, ЛР 09, ЛР 13, МР 01, МР 04, МР 09, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Формула Ньютона—Лейбница. | 2 | |||
Понятие об определенном интеграле как площади криволинейной трапеции | 2 | |||
Примеры применения интеграла в физике и геометрии. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Применения интеграла в задачах профессиональной направленности технологического профиля | 2 | |||
Практические занятия | 6 | 3 | ||
Практическое занятие №14 «Интеграл и первообразная» | ||||
Практическое занятие №15 «Теорема Ньютона—Лейбница» | ||||
Практическое занятие №16 «Применение интеграла к вычислению физических величин и площадей» | ||||
Тема 11. Элементы теории вероятности | Событие, вероятность события, сложение и умножение вероятностей. Понятие о независимости событий. Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины. | 6* | 2 | ПРб 07, ПРб 08, ПРу 02, ПРу 03, ПРу 05, ЛР 05, ЛР 07, ЛР 13, МР 01, МР 05, МР 08, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана.. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Вероятность в задачах технологического профиля. | 2 | |||
Практические занятия | 4 | 3 | ||
Практическое занятие №17 «Решение комбинаторных задач» | ||||
Практическое занятие №18 «Вычисление вероятностей» | ||||
Тема 12. Уравнения и неравенства | Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы. | 10* | 2 | ПРб 01, ПРб 04, ПРу 02, ЛР 07, ЛР 09, ЛР 10, МР 01, МР 02, МР 04, ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ОК.5, ОК.6, ОК.8 |
Равносильность уравнений, неравенств, систем. | 2 | |||
Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод). | 2 | |||
Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. | 2 | |||
Профессионально ориентированное содержание |
| |||
Нахождение неизвестной величины в задачах технологического профиля | 2 | |||
Практические занятия | 4 | 3 | ||
Практическое занятие №19 « Решение уравнений» | ||||
Практическое занятие №20 «Решение неравенств» | ||||
Повторение и обобщение материала. | 1 | 3 |
| |
| Всего часов | 234 |
|
|
| Консультации | 7 |
|
|
| Экзамен | 7 |
|
|
| Индивидуальный проект | 10 |
|
|
| Итого | 258 |
|
|
3. условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Учебного предмета
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебного предмета требует наличия учебного кабинета математики
Оборудование учебного кабинета:
− посадочные места по количеству обучающихся;
− рабочее место преподавателя;
− комплект учебно-наглядных пособий;
− комплект электронных видеоматериалов;
− задания для контрольных работ;
− профессионально ориентированные задания;
− материалы экзамена.
Технические средства обучения:
− персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
− проектор с экраном.
Рабочая программа может быть реализована с применением различных образовательных технологий, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
перечень учебных изданий, электронных изданий, электронных и Интернет-ресурсов, образовательных платформ, электронно-библиотечных систем, веб-систем для организации дистанционного обучения и управления им, используемые в образовательном процессе как основные и дополнительные источники.
Основные источники:
1.Мерзляк А.Г. Математика. Алгебра и начала математического анализа.10 класс: учебник: базовый уровень.- М.: «Просвещение»,2021.
2.Мерзляк А.Г. Математика. Алгебра и начала математического анализа.11 класс: учебник: базовый уровень.- М.: «Просвещение»,2021.
3.Мерзляк А.Г. Математика. Геометрия: 10 класс: базовый уровень: учебник.- М.: «Просвещение»,2021.
4.Мерзляк А.Г. Математика. Геометрия: 11 класс: базовый уровень: учебник.- М.: «Просвещение»,2021.
Дополнительные источники:
1.Дадаян А. А. Математика: учеб. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007
2. Дадаян А. А. Сборник задач по математике: учеб. пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007
3. Башмаков М. И. Математика: учеб. пособие/ – М.: Академия, 2013
Электронные издания (электронные ресурсы):
1.Дадаян А.А.Математика: учебник.- М.: ФОРУМ. ЭБС
2.Курс лекций по высшей математике. Форма доступа:
3.Высшая математика. Форма доступа:
Электронные издания (электронные ресурсы)
Дополнительные источники
Раздаточный материал для работы на уроке по всем темам курса
Мультимедийное обеспечение теоретического материала: презентации, электронные плакаты
Контролирующие материалы по дисциплине:
Индивидуальные варианты зачетных работ текущего контроля знаний по дисциплине;
Индивидуальные варианты зачетных работ итогового контроля знаний по дисциплине;
Индивидуальные варианты зачетных работ входного контроля остаточных знаний.
Веб-система для организации дистанционного обучения и управления им:
Система дистанционного обучения ОГАПОУ «Шебекинский техникум промышленности и транспорта»
4. Контроль и оценка результатов освоения Учебного предмета Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | 3 |
Умения: |
|
|
выполнять арифметические действия над числами, сочетая устные и письменные приемы; находить приближенные значения величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная); сравнивать числовые выражения; находить значения корня, степени, логарифма, тригонометрических выражений на основе определения, используя при необходимости инструментальные средства; пользоваться приближенной оценкой при практических расчетах; выполнять преобразования выражений, применяя формулы, связанные со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций; вычислять значение функции по заданному значению аргумента при различных способах задания функции; определять основные свойства числовых функций, иллюстрировать их на графиках; строить графики изученных функций, иллюстрировать по графику свойства элементарных функций; использовать понятие функции для описания и анализа зависимостей величин; находить производные элементарных функций; использовать производную для изучения свойств функций и построения графиков; применять производную для проведения приближенных вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение наибольшего и наименьшего значения; вычислять в простейших случаях площади и объемы с использованием определенного интеграла; решать рациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, сводящиеся к линейным и квадратным, а также аналогичные неравенства и системы; использовать графический метод решения уравнений и неравенств; изображать на координатной плоскости решения уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными; составлять и решать уравнения и неравенства, связывающие неизвестные величины в текстовых (в том числе прикладных) задачах решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул; вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов; распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве; изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы; проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач. | «5» - 100 – 90% правильных ответов «4» - 89 - 80% правильных ответов «3» - 79 – 70% правильных ответов «2» - 69% и менее правильных ответов | практические занятия, тестирование |
практические занятия, тестирование | ||
Знания: |
|
|
определений корня, степени, логарифма формул, связанных со свойствами степеней, логарифмов, тригонометрических функций свойств элементарных функций; производных элементарных функций определение вероятности событий взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве Определения основных многогранников и круглых тел | «5» - 100 – 90% правильных ответов «4» - 89 - 80% правильных ответов «3» - 79 – 70% правильных ответов «2» - 69% и менее правильных ответов | практические занятия, тестирование |
Приложение
Дидактический материал
Предметное содержание ОД | Наименование ПМ, МДК | Варианты междисциплинарных заданий |
Проценты в профессиональных задачах технологического профиля
Практико-ориентированные задачи технологического профиля
Параллельные, перпендикулярные и скрещивающиеся прямые в изделиях и продукции
Вероятность в задачах технологического профиля
Определение расстояния между точками изделия, используя метод координат
Описание производственных процессов с помощью графиков функций
Расчет объема вместимости веществ
Примеры симметрий в профессиях и специальностях технологического профиля
Площади и объемы комбинированных геометрических тел
Применения интеграла в задачах профессиональной направленности технологического профиля
Вероятность в задачах технологического профиля
Нахождение неизвестной величины в задачах технологического профиля
| ОП.04. Материаловедение
ОП.02. Техническая механика
МДК.01.01. Устройство автомобилей
ОП.02. Техническая механика
ОП.01. Инженерная графика
ОП.01. Инженерная графика
ОП.04. Материаловедение
ОП.01. Инженерная графика
ОП.04. Материаловедение
ОП.04. Материаловедение
МДК.01.05 Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электронных систем автомобилей
ОП.06. Информационные технологии в профессиональной деятельности
| 1. Цена на ремень ГРМ (ремень газораспределительного механизма) была повышена на 23% и составила 1845 рублей. Сколько рублей стоил ремень ГРМ до повышения цены?
2. Таксист за месяц проехал 6000 км. Стоимость 1 л бензина 34 рубля. Средний расход бензина на 100 км составляет 9 л. Сколько рублей потратил таксист на бензин за этот месяц?
3. Диаметр цилиндра паровой машины равен 330 мм, ход поршня 406 мм. Найти объем рабочей части цилиндра с точностью до 0,1 дм3 .
4. Два автомобилиста, независимо друг от друга, выезжают из пункта А в пункт В. Навигатор предлагает каждому из них 8 равноценных маршрутов, и автомобилисты выбираю маршрут случайным образом. Найдите вероятность того, что автомобилисты выберут различные маршруты.
5. Вычислить работу, совершаемую силой F=(1;2;3), при прямолинейном перемещении материальной точки из положения В(1;0;0) в положение С(10;1;2).
6. На диаграмме показано количество посетителей сайта для подбора автозапчастей и аксессуаров для автомобиля «Auto.ru» в течение каждого часа 8 декабря 2014 года. По горизонтали указывается часы, по вертикали — количество посетителей сайта за данный час. Определите по диаграмме, каким было наименьшее количество посетителей в час с 11:00 до 17:00 в этот день на сайте Бак, имеющий форму прямоугольного параллелепипеда, доверху заполнен бензином. Длина бака 3 м, ширина 1,5 м, высота 1,2 м (размеры внутренние). Плотность бензина 710 кг/м3. На сколько рабочих дней хватит этого бензина для заправки автомобиля ГАЗ-53, если средний расход бензина автомобилем за рабочий день 95 кг?
Сколько можно изготовить баков размерами 1,5*2*1 из куска жести размером 20*100 м?( припуски на швы составляют 2% от площади поверхности бака)
В цилиндрическую цистерну емкостью 12 т налито дизельное топливо. Сколько дизельного топлива содержится в цистерне, если ее высота равна 6 м, а уровень горючего 2 м?
Требуется изготовить поддон для слива отработанного ГСМ - открытую сверху коробку, вырезая по углам равные квадратики. Прямоугольный лист жести имеет длину 64 см и ширину 40 см. Каковы должны быть стороны вырезаемых квадратиков, чтобы вместимость поддона была максимальной.
Два автомобилиста, независимо друг от друга, выезжают из пункта А в пункт В. Навигатор предлагает каждому из них 8 равноценных маршрутов, и автомобилисты выбираю маршрут случайным образом. Найдите вероятность того, что автомобилисты выберут различные маршруты.
Составить математическую и компьютерную модель теории «трех биоритмов». Используя тригонометрические функции с помощью программы MSExcel разработать компьютерную модель, строящую графики биоритмов человека в зависимости от его даты рождения |
12