Рабочая программа учебного предмета «Ручной труд» (1–4 класс)
Учредитель: Администрация муниципального образования
муниципального района «Сыктывдинский»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленецкая средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Руководитель ОУ
Протокол № __ от «___» ________ 20___г. __________ Дубняк М.А.
«___» __________ 20____г.
Рабочая программа учебного предмета
«Ручной труд»
по АООП НОО с УО (1 вариант)
(интеллектуальными нарушениями)
1-4 класс
Срок реализации: 4 года
Программу разработала: Драчева А.И.
с. Зеленец
2020г.
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Ручной труд» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
Учебный план МБОУ «Зеленецкая СОШ» с. Зеленец.
Авторская программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1 – 4 классы/ под редакцией В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013., в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью предмета «Ручной труд» является изучение индивидуальных трудовых возможностей обучающихся и формирование готовности к профессиональному обучению.
На уроках труда обучающиеся изготавливают изделия доступной сложности и понятного назначения. В процессе их создания, обучающиеся овладевают общетрудовыми умениями и навыками, знаниями о различных материалах и способах их обработки, осуществляется коррекция интеллектуальных и физических недостатков, реализуются задачи воспитания любви и привычка к разнообразным видам трудовой деятельности.
Задачами предмета «Ручной труд» являются:
воспитание положительных качеств личности обучающегося (трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе, уважение к людям труда);
получение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
формирование организованных умений в труде — вовремя приходить на занятия, организованно входить в кабинет; работать только на своём рабочем месте; правильно располагать на нём материалы, инструменты, приспособления; убирать их по окончании работы; знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы; санитарно-гигиенические требования.
На уроках предмета«Ручной труд» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности обучающихся:
ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Общая характеристика предмета
Программа по ручному труду в 1-IV классах определяет содержание и уровень основных знаний и умений обучающихся по технологии ручной обработки материалов (бумаги, картона, ткани, глины и т.д.), а также включает первоначальные сведения об элементах организации труда.
Программа составлена с учетом уровня обученности учащихся, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.
При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.
Место изучения предмета
Виды работы | Количество часов | ||||
1класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Всего | |
Работа с глиной и пластилином | 16 ч | 9 ч | - | - | 25 ч |
Работа с природными материалами | 7 ч | 5 ч | 4 ч | - | 16 ч |
Работа с бумагой и картоном. Картонажно – переплетные работы | 35 ч | 11 ч | 15 ч | 16 ч | 77 ч |
Работа с текстильными материалами. Ремонт одежды. Ручные швейные работы. | 8 ч | 9 ч | 6 ч | 12 ч | 35 ч |
Работа с древесиной | - | - | 3 ч | 2 ч | 5 ч |
Работа с проволокой | - | - | 3 ч | 2 ч | 5 ч |
Работа с металлоконструктором | - | - | 3 ч | - | 3 ч |
Работа с металлом | - | - | - | 2 ч | 2 ч |
Итого | 66 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч | 168 ч |
Класс | Количество учебных недель | Количество часов в неделю | Количество часов за год |
1 класс | 33 учебные недели | 2 часа | 66 |
2 класс | 34 учебные недели | 1 час | 34 |
3 класс | 34 учебные недели | 1 час | 34 |
4 класс | 34 учебные недели | 1 час | 34 |
| | | Всего: 168 |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения ручному труду является осмысление и интериоризация (присвоения) обучающимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через работу над текстами художественных и научно-популярных произведений литературы, включенных в учебники по чтению и развитию речи.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть языковых явлений, понимания закономерностей, лежащих в их основе; приоритета знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков».
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Положительное отношение и интерес к труду;
Понимание значения и ценности труда;
Отношение к труду как первой жизненной необходимости;
Понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновения эмоциональной реакции «красиво или некрасиво»;
Осознание своих достижений в области трудовой деятельности; способность к самооценке;
Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
Привычка к организованности, порядку аккуратности;
Устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
Установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности.
Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала
1 класс | 2 класс | 3 класс | класс |
Минимальный уровень знание правил организации рабочего места знание видов трудовых работ знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними с помощью учителя; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств с помощью учителя; определение способов соединения деталей с помощью учителя; составление стандартного плана работы по пунктам с помощью учителя; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью). Достаточный уровень - знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, правил техники безопасной работы с колющими режущими инструментами с помощью учителя. - знание приемов работы (разметки деталей) используемые на уроках ручного труда с помощью учителя - использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с помощью учителя; - осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий с помощью учителя; - выполнение общественных поручений по уборке класса с помощью учителя. | Минимальный уровень знание правил организации рабочего места, умение организовать свое рабочее место с помощью учителя в зависимости от характера выполняемой работы, знание видов трудовых работ знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними с помощью учителя; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств с помощью учителя; определение способов соединения деталей с помощью учителя; составление стандартного плана работы по пунктам с помощью учителя; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью). Достаточный уровень знание правил рациональной организации труда с помощью учителя; знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника с помощью учителя; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; подбор материалов по их физическим, декоративно - художественным и конструктивным свойствам с помощью учителя; использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с помощью учителя; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий с помощью учителя; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец) с помощью учителя; выполнение общественных поручений по уборке класса с помощью учителя. | Минимальный уровень знание правил организации рабочего места; умение организовать свое рабочее место с помощью учителя в зависимости от характера выполняемой работы, располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора); знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств с помощью учителя; определение способов соединения деталей; составление стандартного плана работы по пунктам с помощью учителя; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов. Достаточный уровень знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов художественных ремесел; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно - художественным и конструктивным свойствам; - отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов; использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с помощью учителя; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); выполнение общественных поручений по уборке класса. | Минимальный уровень знание правил организации рабочего места и умение организовать с незначительной помощью учителя свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте; знание видов трудовых работ; знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и применение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора); анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; составление стандартного плана работы по пунктам с помощью учителя; владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов с незначительной помощью учителя. Достаточный уровень знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради с помощью учителя; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при выполнении трудовых работ; использование в работе разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, схем, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия с помощью учителя; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы с помощью учителя; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и их результатами с помощью учителя; выполнение общественных поручений по уборке класса. |
Содержание учебного предмета
1 класс
Работа с пластилином
Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
2 класс
Работа с глиной и пластилином
Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед). Лепка дидактического материала с применением стеки и резака: кубик большой, кубик маленький, брусок высокий, брусок низкий. Складывание из вылепленных деталей башни, дома. Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: киянки (деревянный молоток), рубанка, молотка с квадратным бойком. Первое изделие выполняется по образцу, остальные с натуры. Лепка по образцу или с натуры игрушек: автобуса, грузового и легкового автомобиля. В конце занятия можно провести игру «Правила уличного движения», используя изделия детей. Слабые учащиеся лепят по образцу автобус, имеющий упрощенную форму.
Назначение глины и применение этого материала в промышленности. Глина — строительный материал (кирпич, черепица). Назначение инструментов: киянки, рубанка, молотка. Организация рабочего места при выполнении лепки.
предметов цилиндрической формы: кружки, стаканы для карандашей. Нанесение с помощью стеки геометрического орнамента из треугольников в полосе. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно. Первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. Лепка с натуры посуды конической формы: ведерка, цветочного горшка. Нанесение с помощью стеки орнамента из прямых и волнистых линий. Для слабых учащихся нанесение узора необязательно, первое изделие выполняется по образцу, остальные — с натуры. Лепка с натуры и по представлению чайной посуды в форме шара, цилиндра, конуса и круга (чайника для заварки, чашки с блюдцем, десертной тарелки). Нанесение узора с помощью стеки по выбору учащихся. Проведение игры «Накрой на стол». Слабые учащиеся выполняют работу с натуры.
Применение глины для изготовления посуды. Ознакомление учащихся с керамическими изделиями из глины: чайной и столовой посудой, декоративной посудой — кашпо, горшками, глиняными игрушками. Отделочные работы на изделиях из глины — нанесение орнамента стекой, окраска, роспись. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке.
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка, утки и гуся. Лепка по образцу стилизованных фигур животных: кошки и белки.
Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка, зайца, лисы. Для слабых учащихся лепка по образцу.
Пропорции лепных фигур птиц и животных. Понятие о динамике в скульптурных изображениях.
Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса», «Маша и медведь», «Лиса и журавль». Слабые учащиеся выполняют простые детали макетов.
Пространственное положение деталей на макете. Пропорциональное соотношение элементов макета. Значение цвета. Главное и второстепенное в изделии.
Обработка материала с применением резака. Обработка стекой плоскостей и ребер геометрических тел. Соединение деталей способом промазывания. Определение на глаз и с помощью линейки высоты, длины и ширины изделия.
Лепка посуды способом вдавливания и расплющивания стенок изделия пальцами. Обработка изделия стекой. Нанесение рисунка с помощью стеки. Отделка изделия цветным пластилином. Окраска изделий из глины гуашевыми красками. Расчленение формы изображения на простые геометрические формы. Нахождение пропорций в изделии. Обработка пластического материала руками и стекой с соблюдением пропорций. Соединение вылепленных деталей в одно целое способом примазывания.
Закрепление деталей макета на подставке способом примазывания. Лепка элементов макета по каркасу из палочек и тонкой проволоки. Пластическое и цветовое решение задания.
Работа с природными материалами
Работа с природными материалами (аппликационные работы и панно)
Экскурсии на природу с целью сбора природного материала. Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек или ослика из желудей, крылаток ясеня, палочек. Самостоятельное изготовление по образцу зайца, щенка из желудей, палочек, крылаток ясеня и проволоки. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя. Самостоятельное изготовление по образцу рыбки, черепахи из персиковой косточки, бумажных, поролоновых или кожаных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу при частичной помощи учителя. Самостоятельное изготовление по иллюстрации свиньи из кукурузной кочерыжки, еловой шишки, палочек и бумажных деталей. Слабые учащиеся выполняют работу самостоятельно по образцу.
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, твердость, особенности поверхности. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож, ножницы. Материалы, используемые для скрепления деталей: клей казеиновый, БФ, пластилин, палочки, проволока, нитки и т. д. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев, цветов, трав, соломы, бересты, мха, рыбьей чешуи, перьев, меха, ракушек, зерен, опилок на плотной подложке (декоративные узоры, сюжетные композиции к прочитанным сказкам и рассказам, фигурки животных). Слабые учащиеся выполняют работу по образцу.
Свойства засушенных листьев, цветов, трав, мха, перьев, используемых в работе. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Инструменты: нож, ножницы, игла, кисть. Правила работы с режущими инструментами и клеем. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований.
Коллективное изготовление макета к сказке «Теремок». Слабые учащиеся выполняют простейшие детали. Оформление макета с помощью учителя. Проведение игры по сказке. Изготовление макета к прочитанным сказкам группами в два человека.
Слабые учащиеся выполняют более простые детали макета.
Правила составления макета. Свойства и применение материалоотходов (проволока, бумага, пластилин и т. д.). Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Организация рабочего места. Соединение деталей с помощью клея, проволоки, ниток, палочек. Соблюдение пропорций. Прикрепление засушенных листьев, цветов, мха, соломы, коры, опилок, перьев на подложку (наклеивание, пришивание, прикрепление полосками бумаги). Составление композиции.
Закрепление отдельных деталей и фигур на подставке. Рациональное применение материалоотходов. Соблюдение пропорций в изделии и между деталями макета.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией. Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов. Разметка бумаги и тонкого картона по шаблонам. Резание ножницами по прямым и кривым линиям. Оклеивание картона цветной бумагой с одной стороны.
Применение и назначение картона.
Свойства и особенности картона: сгибается, ломается по сгибу, режется; впитывает влагу, более прочный, чем бумага; толщина картона; цвет. Элементарные сведения о короблении картона. Правила оклеивания. Клеящие составы для работы с картоном и бумагой (клейстер, казеиновый клей). Инструменты, применяемые для работы с картоном, их назначение: ножницы, кисть, гладилка, шаблон. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Изготовление закладки. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Резание бумаги и картона по линиям разметки, наклеивание на изделия из картона аппликации. Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений грибов, овощей, фруктов, рыб, птиц, животных, игрушек. Обклеивание их цветной бумагой с одной стороны. Слабые учащиеся ограничиваются изготовлением изделий с несложным контуром (по заделу).
Сырье, из которого вырабатывают бумагу и картон. Элементарные сведения о сортах картона: переплетный и коробочный картон; организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Изготовление закладки из тонкого картона. Разметка бумаги и картона по линейке, резание бумаги и картона по линиям разметки ножницами. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Изготовление аппликации (грузовик, автофургон) с разметкой подложки и деталей по линейке.
Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток, сувениров.
Экскурсия в картонажную мастерскую.
Правила склеивания картона бумагой с двух сторон. Клеящие составы. Рациональное использование материалоотходов и природных материалов при изготовлении поздравительных открыток. Сочетания цветов. Соблюдение пропорций.
Изготовление по образцу мебели (стол, кресло) из коробочек, картона и бархатной бумаги. Изготовление по образцу плоской модели трехсекционного светофора. Изготовление по образцу указателя «переход». Провести игру «Переход улицы», используя изделия учащихся.
Изготовление по образцу подушечки для иголок из картона, бархатной бумаги и ткани.
Применение различных материалов (ткань, вата) и предметов (коробки) в сочетании с бумагой и картоном. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Работа с текстильными материалами
Выполнение стежка «шнурок»: упражнения на полосе бумаги в клетку. Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками. Слабые учащиеся повторяют сметочный стежок.
Вышивание салфетки из канвы стежками сметочным и «шнурок». Слабые учащиеся выполняют вышивку сметочными стежками.
Виды отдельных ручных стежков: сметочный и «шнурок». Инструменты, применяемые при работе с тканями. Подбор ниток для вышивки по цвету, толщине. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Разметка по шаблону. Смазывание клеем бумаги по всей поверхности при оклеивании картона. Резание картона ножницами по линиям разметки. Синхронность работы обеих рук при резании по прямым и кривым линиям.
Разметка бумаги и картона по трафарету и шаблону, рациональная разметка. Склеивание игрушки из согнутых под прямым углом частей изделий. Использование задела работы. Закрепление нитки-петли.
Разметка бумаги и картона по линейке способом откладывания нужного размера на верхней и нижней кромке заготовки и проведения прямой линии между двумя точками параллельно обрезной кромке листа. Ведение отсчета от нулевого деления. Оклеивание картона бумагой с обеих сторон. Разметка деталей по линейке и шаблону. Склеивание коробок, наклеивание картонных и бумажных деталей. Выполнение стежка «шнурок» справа налево: сначала выполнить сметочный стежок, затем вводить иглу с ниткой того же цвета поочередно сверху вниз под каждый стежок первой строчки (перевив). Соблюдение порядка вышивания изделия.
Изготовление стилизованных ягод из связанных пучков нитей: плетение косички. Изготовление стилизованных фигурок (мальчика, девочки) из связанных пучков нитей, шпагата, тесьмы. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями — повторение приемов шитья (игла вверх-вниз). Завязывание узелка.
Применение и назначение ниток, тесьмы, шпагата, тонкой веревки, сутажа. Свойства ниток: цвет, толщина, разрезаются, разрываются, скручиваются, сплетаются (повторение). Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата или прямоугольника. Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона. Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок). Упражнения на полосе бумаги в клетку.
Вышивание закладки из канвы или ткани с крупным переплетением, раскроенной по самостоятельно составленной выкройке, сметочным стежком. Оформление концов закладки кисточками из оставленных длинных концов нитей вышивки.
Изготовление игольницы по самостоятельно вычерченной выкройке в форме квадрата из двух сложенных вместе кусочков ткани. Слабые учащиеся выполняют чертеж и последующую работу с помощью учителя.
Применение и назначение тканей в жизни людей. Элементарные понятия о сортах тканей и их назначении: ткани для верхней одежды, для белья, для вышивания. Свойства и особенности тканей как материала: мнутся, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей. Назначение ручных стежков, их виды. Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с текстильными материалами.
Намотка ниток на картон, связывание, перевязывание, разрезание, скручивание, плетение, витье шнурка. Завязывание узелка на конце нити. Пришивание пуговиц с подкладыванием палочки. Составление выкройки по заданным размерам под руководством учителя. Раскрой материала по выкройке. Рациональное использование материала. Выполнение сметочного стежка справа налево, поднимая на иглу и пропуская под нее одинаковое число нитей.
3 класс
Работа с природным материалом
Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов. Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.
Работа с бумагой и картоном
Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя. Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей. Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.
Работа с проволокой
Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом. Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается,
отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой. Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.
Работа с природными материалами
Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, проволоки, пластилина. Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе:
шило, нож (у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических
навыков. Правила безопасной работы. Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.
Работа с бумагой и картоном
Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации. Изготовление елочных игрушек. Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями. Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.
Работа с металлоконструктором
Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. Выполнение приемов работы ключом и отверткой. Сборка по образцу квадрата из двух больших скоб 5 и двух планок 5, прямоугольника из двух планок 3 и двух планок 9 Разборка собранных изделий. Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок 11 и четырех-пяти скобок. Разборка лесенки. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.
Технические сведения. Элементарные сведения о профессии слесаря. Ознакомление наборами «Школьник», «Металлический конструктор».ключ, отвертка. Правила безопасной работы. Приемы работы. Подбор планок по счету отверстий. Установка скоб, соединение деталей винтами и гайками. Завинчивание и отвинчивание рукой и инструментами. Правильная хватка инструментов.
Работа с бумагой и картоном
Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-
переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно- гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.
Работа с текстильными материалами
Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками. Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу. Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметываниекраев косым стежком). Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы. Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки- прихватки косыми стежками.
Работа с древесиной
Экскурсия в столярную мастерскую. Сбор стружки для поделок. Изготовление аппликаций из стружки. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнется, режется, раскалывается вдоль волокон. Организация рабочего места, правила безопасной работы и соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с древесиной. Инструменты и приспособления.
Работа с бумагой и картоном
Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и показу отдельных приемов работы учителем. Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы. Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом на линиях сгиба. Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.
Работа с текстильными материалами
Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д. Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места. Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.
4 класс
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина — строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин — материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная)
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).
Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).
Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ,отвертка).
Соединение планок винтом и гайкой.
Комбинированные работы с разными материалами
Виды работ по комбинированию разных материалов:
пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.
Тематическое планирование
Тематическое планирование 1 классТехнология. Ручной труд 66 ч
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Вводное занятие «Человек и труд». | 1 |
2. | «Урок труда» | 1 |
3. | Работа с глиной и пластилином. «Что надо знать о глине и пластилине, как работать с пластилином». | 1 |
4. | Аппликация «Яблоко» | 1 |
5. | Работа с природными материалами. Экскурсия в парк. | 1 |
6. | «Коллекция из листьев» | 1 |
7. | Аппликация «Бабочка» из листьев. | 1 |
8. | Работа с бумагой. Что нужно знать о бумаге. Коллекция образцов бумаги. | 1 |
9. | Складывание из бумаги «Елочки». | 1 |
10. | Работа с бумагой. Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу». | 1 |
11. | Складывание из бумаги «Наборная линейка». | 1 |
12. | Работа с глиной и пластилином «Домик» | 1 |
13. | Работа с глиной и пластилином «Елочка» | 1 |
14. | Работа с глиной и пластилином «Огурец», «Помидор». | 1 |
15. | Работа с бумагой. Вырезание ножницами по прямым и кривым линиям круга и квадрата. | 1 |
16. | Работа с бумагой. Геометрический орнамент из квадратов. | 1 |
17. | Работа с бумагой. Геометрический орнамент из кругов. | 1 |
18. | Работа с бумагой. «Парусник из треугольников» | 1 |
19. | Работа с глиной и пластилином «Морковь», «Свекла», «Репка». | 1 |
20. | Работа с глиной и пластилином «Пирамидка из четырех колец». | 1 |
21. | Работа с глиной и пластилином «Грибы». | 1 |
22. | Работа с природными материалами. «Ежик» | 1 |
23. | Работа с бумагой. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Осеннее дерево». | 1 |
24. | Работа с бумагой. Аппликация из обрывных кусочков бумаги «Умка на севере». | 1 |
25. | Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складным цветком. | 1 |
26. | Работа с бумагой. Складывание фигурок из бумаги. Открытка со складной фигуркой кошечки. | 1 |
27. | Работа с глиной и пластилином . «Цыпленок». | 1 |
28. | Работа с бумагой. Игрушка «Бумажный фонарик». | 1 |
29. | Работа с бумагой. Игрушка «Бумажный фонарик». | 1 |
30. | Работа с бумагой. «Декоративная веточка». | 1 |
31. | Работа с бумагой. «Декоративная веточка». | 1 |
32. | Работа с бумагой. «Флажки». | 1 |
33. | Работа с бумагой. «Бумажный цветок». | 1 |
34. | Работа с пластилином. Лепка из пластилина многодетальных фигурок «Котик». | 1 |
35. | Работа с бумагой. «Листочки». | 1 |
36. | Работа с бумагой. «Ветка рябины». | 1 |
37. | Работа с бумагой. «Цветы в корзине». | 1 |
38. | Работа с нитками «Клубок ниток». | 1 |
39. | Работа с нитками «Бабочка». | 1 |
40. | Работа с нитками «Кисточка». | 1 |
41. | Работа с бумагой. «Фрукты на тарелке». | 1 |
42. | Работа с бумагой. «Снеговик». | 1 |
43. | Работа с бумагой. «Гусеница». | 1 |
44. | Работа с бумагой. Игрушка «Цыпленок в скорлупе». | 1 |
45. | Работа с бумагой. «Пароход». | 1 |
46. | Работа с бумагой. «Стрела». | 1 |
47. | Работа с бумагой. «Плетеный коврик из полос бумаги». | 1 |
48. | Работа с бумагой. «Птичка». | 1 |
49. | Работа с бумагой. «Закладка для книг». | 1 |
50. | Работа с бумагой. «Самолет в облаках». | 1 |
51. | Работа с глиной и пластилином. Макет «Снегурочка в лесу». | 1 |
52. | Работа с глиной и пластилином. Макет «Дед Мороз». | 1 |
53. | Работа с природными материалами. «Ежик». Конструирование из тростниковой травы и пластилина. | 1 |
54. | Работа с природными материалами. «Ежик». Конструирование из тростниковой травы и пластилина. | 1 |
55. | Работа с бумагой. «Букет цветов». | 1 |
56. | Работа с бумагой. «Декоративная птица со складными крыльями». | 1 |
57. | Работа с бумагой. «Декоративная птица со складными крыльями». | 1 |
58. | Работа с нитками «Шитье по проколам». | 1 |
59. | Работа с нитками «Шитье по проколам». | 1 |
60. | Работа с нитками «Шитье по проколам «Квадрат»». | 1 |
61. | Работа с нитками «Шитье по проколам «Треугольник»». | 1 |
62. | Работа с нитками «Шитье по проколам «Круг»». | 1 |
63. | Вышивание «Домик». | 1 |
64. | Вышивание «Рыбка». | 1 |
65. | Вышивание «Цветок». | 1 |
66. | Вышивание обобщающий урок. | 1 |
Технология. Ручной труд 34 ч
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Вводный урок. Правила поведения и работы на уроках ручного труда | 1 |
2. | Экскурсия в лес с целью сбора природного материала. Работа с природными материалами. Расширение знаний о растительном мире. | 1 |
3. | Аппликация из листьев «Птичка» | 1 |
4. | Изготовление игрушки « Мишка» из шишек по образцу. Изготовление игрушек из скорлупы ореха «Кораблик», «Черепаха», «Рыбка». | 1 |
5. | Работа с глиной и пластилином. Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы «Брус». Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот. | 1 |
6. | Лепка столярных инструментов «Молоток». | 1 |
7. | Работа с бумагой и картоном. Виды и сорта бумаги. Правила работы с клеем и кистью. Изготовление подставки для кисти. Свойства и сорта картона. Правила работы с картоном и ножницами. Правила работы с шаблоном. | 1 |
8. | Изготовление аппликации из мятой бумаги «Дерево» | 1 |
9. | Складывание фигурок из бумаги «Маска собачки» | 1 |
10. | Работа с нитками. Свойства ниток и виды работ с нитками «Ягодки» | 1 |
11. | Пришивание пуговиц. | 1 |
12. | Лепка посуды цилиндрической формы «Кружка» | 1 |
13. | Лепка из пластилина предметов конической формы (конструктивный способ) | 1 |
14. | Аппликация из листьев «Мальчик», «Девочка» | 1 |
15. | Аппликация из обрывной бумаги «Рыба | 1 |
16. | Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей «Девочка», «Мальчик». | 1 |
17. | Лепка чайной посуды в форме шара «Чайник для заварки». | 1 |
18. | Изготовление бумажного шара из кругов. | 1 |
19. | Изготовление шара из 4-5 полос. | 1 |
20. | Сматывание ниток в клубок. | 1 |
21. | Лепка по образцу фигур животных «Медвежонок» (конструктивный способ) | 1 |
22. | Лепка фигурок птиц из целого куска «Утка» (пластический способ) | 1 |
23. | Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка. | 1 |
24. | Изготовление композиции «Пальма». | 1 |
25. | Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке. | 1 |
26. | Изготовление аппликации «Грузовик». | 1 |
27. | Познавательные сведения о тканях. Составление коллекции тканей. | 1 |
28. | Раскрой из ткани заготовки изделия. | 1 |
29. | Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (смёточными стежками). | 1 |
30. | Изготовление игольницы «Котик». | 1 |
31. | Изготовление поздравительной открытки «Сказочный цветок» | 1 |
32. | Работа с мозаикой. «Цветок» | 1 |
33. | Вышивка «Закладка». | 1 |
34. | Работа с тесьмой. | 1 |
Технология. Ручной труд 34 ч
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Вводный урок. Закрепление учебного материала первого и вторых классов. | 1 |
2. | Экскурсия в природу «Сбор природного материала» | 1 |
3. | Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей. | 1 |
4. | Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина | 1 |
5. | Окантовка картона полосками бумаги, листом. | 1 |
6. | Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы. | 1 |
7. | Экскурсия в школьную мастерскую. | 1 |
8. | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб. | 1 |
9. | Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок птиц. | 1 |
10 | Изготовление по замыслу объемных изделий из различных природных материалов. | 1 |
11. | Сборка по образцу треугольника из трех плоских планок. | 1 |
12. | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата. | 1 |
13. | Сборка по образцу лопатки из большого квадрата и планки. | 1 |
14. | Сборка по образцу лесенки из двух длинных планок. | 1 |
15. | Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. | 1 |
16. | Изготовление елочных игрушек. | 1 |
17. | Сборка стола по образцу. | 1 |
18. | Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. | 1 |
19. | Изготовление обложки для проездного билета. | 1 |
20. | Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки. | 1 |
21. | Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками. | 1 |
22. | Ознакомление с косым обметочным стежком. | 1 |
23. | Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам. | 1 |
24. | Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу. | 1 |
25. | Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. | 1 |
26. | Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. | 1 |
27. | Изготовление открытых коробок из тонкого картона. | |
28. | Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. | 1 |
29. | Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. | 1 |
30. | Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. | 1 |
31. | Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками. | 1 |
32. | Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками. | 1 |
33. | Самостоятельная сборка по образцу и техническому рисунку стола с перекрещенными ножками. | 1 |
34. | Самостоятельное изготовление по образцу и по представлению вагончика, тележки, машины. | 1 |
Технология. Ручной труд 34 ч
№ п/п | Тема урока | Количество часов |
1. | Работа с бумагой и картоном. Виды бумаги и картона, получение и их использование, свойства и цвет. Предметная аппликация «Дом» | 1 |
2. | Аппликация- орнамент (коврик) | 1 |
3. | Изготовление оригами «Собачка, рыбка» | 1 |
4. | Игра – «Геометрический конструктор» | 1 |
5. | Экскурсия с целью сбора природного материала. | 1 |
6. | Композиция «Осенний лес» | 1 |
7. | Что ты знаешь о ткани? Материалы, инструменты и приспособления. Виды ткани, свойства, цвет. Как ткани ткут. Виды работы с тканью. Технологические операции при работе с нитками и тканью | 1 |
8. | Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка». | 1 |
9. | Цветок из ниток. | 1 |
10 | Тамбурный стежок. Выполнение тамбурного стежка на образце. Стебельчатый стежок. Выполнение стебельчатого стежка на образце. | 1 |
11. | Изготовление салфетки выученными стежками. | 1 |
12. | Виды бумаги для изготовления ёлочных украшений. Складная снежинка(вычерчивание и вырезание квадратов) | 1 |
13. | Объёмное ёлочное украшение (деление круга на равные части с помощью угольника и линейки). | 1 |
14. | Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Игрушка «Птица», снежинки. | 1 |
15. | Изготовление новогоднего дерева из бисера. | 1 |
16. | Модель планера (объёмная игрушка) | 1 |
17. | Изготовление коробок разных размеров, раскрой по разметке, рицовка, оклеивание бумагой, украшающий орнамент. | 1 |
18. | Петельный стежок. Выполнение петельного стежка на образце. | 1 |
19. | Салфетки – прихватки. | 1 |
20. | Салфетки – прихватки. | 1 |
21. | Пришивание пуговиц. | 1 |
22. | Изготовление и пришивание вешалок. Стачивание распоровшегося шва. | 1 |
23. | Что ты знаешь о древесине? Материалы, инструменты. Заготовка древесины. Свойства древесины. | 1 |
24. | Аппликация из древесных заготовок(поделки из спичек, карандашной стружки). | 1 |
25. | Аппликация из древесных заготовок(поделки из спичек, карандашной стружки). | 1 |
26. | Лепка из пластилина фруктов и овощей. | 1 |
27. | Лепка из пластилина посуды. | 1 |
28. | Лепка из пластилина геометрических тел. | 1 |
29. | Набивная игрушка из готового кроя: рыбка | 1 |
30. | Набивная игрушка из готового кроя: рыбка. | 1 |
31. | Картонажные изделия. | 1 |
32. | Изготовление записной книжки раскладушки. | 1 |
33. | Изделие тряпичная игрушка «Подушка». | 1 |
34. | Изделие тряпичная игрушка «Подушка». | 1 |
Материально-техническое обеспечение
Учебно-методическое обеспечение | Название, автор, издательство, год издания |
Программы | Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. - М: Просвещение, 2011. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией И.И. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013. Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по учебному предмету «Технология» для I-IV классов. / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск: 2016. |
Учебная литература | Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2017 Технология. Ручной труд. 1-4 классы. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы |
Дополнительная литература | Методическое пособие «Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы». – М: « Просвещение», 2006. В.Г. Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению в 1 классе. Пособие для учащихся 1 класса. М.: Просвещение, 1999. |
Оборудование | Учебники, таблицы, гербарий, термометр, коллекция растений, предметные рисунки, сюжетные картинки, опоры – схемы натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.; компьютер, мультимедийный проектор, DVD-проектор; аудиозаписи. |