РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» для 3 класса начального общего образования на 2024 – 2025 учебный год
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования науки Алтайского края
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ АДМИНИСТРАЦИИ КУЛУНДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МБОУ Кулундинская СОШ №1
РАССМОТРЕНО педсоветом школы протокол № 12 от «01» июля 2024 года | | УТВЕРЖДЕНО Врио директора школы Слепухина М.А. Приказ № 107- О от «31» июля 2024 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 5094627)
учебного предмета «Русский язык»
для 3 класса начального общего образования
на 2024 – 2025 учебный год
Составитель:Довбня Светлана Александровна,
учитель начальных классов
Кулунда, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 КЛАСС
Сведения о русском языке
Русский язык как государственный язык Российской Федерации. Методы познания языка: наблюдение, анализ, лингвистический эксперимент.
Фонетика и графика
Звуки русского языка: гласный (согласный); гласный ударный (безударный); согласный твёрдый (мягкий), парный (непарный); согласный глухой (звонкий), парный (непарный); функции разделительных мягкого и твёрдого знаков, условия использования на письме разделительных мягкого и твёрдого знаков (повторение изученного).
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительными ь и ъ, в словах с непроизносимыми согласными.
Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Орфоэпия[4]
Нормы произношения звуков и сочетаний звуков; ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Использование орфоэпического словаря для решения практических задач.
Лексика
Повторение: лексическое значение слова.
Прямое и переносное значение слова (ознакомление). Устаревшие слова (ознакомление).
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова; однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов; различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями; выделение в словах корня (простые случаи); окончание как изменяемая часть слова (повторение изученного).
Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Корень, приставка, суффикс ‑ значимые части слова. Нулевое окончание (ознакомление). Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса.
Морфология
Части речи.
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные мужского, женского и среднего рода. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Имена существительные 1, 2, 3го склонения. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам (кроме имён прилагательных на -ий, -ов, -ин). Склонение имён прилагательных.
Местоимение (общее представление). Личные местоимения, их употребление в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени.
Частица не, её значение.
Синтаксис
Предложение. Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении. Главные члены предложения ‑ подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Предложения распространённые и нераспространённые.
Наблюдение за однородными членами предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Орфография и пунктуация
Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов (повторение и применение на новом орфографическом материале).
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.
Правила правописания и их применение:
разделительный твёрдый знак;
непроизносимые согласные в корне слова;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (на уровне наблюдения);
безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (на уровне наблюдения);
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
раздельное написание частицы не с глаголами.
Развитие речи
Нормы речевого этикета: устное и письменное приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ и другое Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Речевые средства, помогающие: формулировать и аргументировать собственное мнение в диалоге и дискуссии; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контролировать (устно координировать) действия при проведении парной и групповой работы.
Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста, тема текста, основная мысль текста, заголовок, корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
План текста. Составление плана текста, написание текста по заданному плану. Связь предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но. Ключевые слова в тексте.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Жанр письма, объявления.
Изложение текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Изучающее чтение. Функции ознакомительного чтения, ситуации применения.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка;
проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:
устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 КЛАСС
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится:
объяснять значение русского языка как государственного языка Российской Федерации;
характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;
производить звукобуквенный анализ слова (в словах с орфограммами; без транскрибирования);
определять функцию разделительных мягкого и твёрдого знаков в словах; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я, в словах с разделительными ь, ъ, в словах с непроизносимыми согласными;
различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина); различать однокоренные слова и синонимы;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов; подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи;
распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
определять значение слова в тексте;
распознавать имена существительные; определять грамматические признаки имён существительных: род, число, падеж; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
распознавать имена прилагательные; определять грамматические признаки имён прилагательных: род, число, падеж;
изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имён существительных;
распознавать глаголы; различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глаголов: форму времени, число, род (в прошедшем времени); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени ‑ по родам;
распознавать личные местоимения (в начальной форме);
использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;
различать предлоги и приставки;
определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
распознавать распространённые и нераспространённые предложения;
находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); непроизносимые согласные в корне слова; разделительный твёрдый знак; мягкий знак после шипящих на конце имён существительных; не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами;
правильно списывать слова, предложения, тексты объёмом не более 70 слов;
писать под диктовку тексты объёмом не более 65 слов с учётом изученных правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
понимать тексты разных типов, находить в тексте заданную информацию;
формулировать устно и письменно на основе прочитанной (услышанной) информации простые выводы (1-2 предложения);
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (3-5 предложений на определённую тему, по результатам наблюдений) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; создавать небольшие устные и письменные тексты (2-4 предложения), содержащие приглашение, просьбу, извинение, благодарность, отказ, с использованием норм речевого этикета;
определять связь предложений в тексте (с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но);
определять ключевые слова в тексте;
определять тему текста и основную мысль текста;
выявлять части текста (абзацы) и отражать с помощью ключевых слов или предложений их смысловое содержание;
составлять план текста, создавать по нему текст и корректировать текст;
писать подробное изложение по заданному, коллективно или самостоятельно составленному плану;
объяснять своими словами значение изученных понятий, использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач;
уточнять значение слова с помощью толкового словаря.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | |
Всего | Контрольные работы | |||
1 | Общие сведения о языке | 1 |
| Библиотека ЦОК |
2 | Фонетика и графика | 2 | | Библиотека ЦОК |
3 | Лексика | 5 | | Библиотека ЦОК |
4 | Состав слова | 9 | | Библиотека ЦОК |
5 | Морфология | 43 | | Библиотека ЦОК |
6 | Синтаксис | 13 | | Библиотека ЦОК |
7 | Орфография и пунктуация | 50 | | Библиотека ЦОК |
8 | Развитие речи | 30 | | Библиотека ЦОК |
Резервное время | 17 | 5 | | |
Общее кол-во часов по программе | 170 | 5 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | |
Всего | К. р. | ||||
1 | Русский язык как государственный язык Российской Федерации | 1 | | 03/09 | Библиотека ЦОК |
2 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: признаки текста | 1 | | 04/09 | |
3 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: тема текста, основная мысль текста | 1 | | 05/09 | |
4 | Повторение и продолжение работы с текстом, начатой во 2 классе: заголовок | 1 | | 06/09 | |
5 | Определение типов текстов:повествование, описание, рассуждение | 1 | | 09/09 | |
6 | Отработка умения определять тип текста (повествование, описание, рассуждение | 1 | | 10/09 | |
7 | Определение типов текстов: обобщение | 1 | | 11/09 | |
8 | Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений | 1 | | 12/09 | |
9 | Предложение | 1 | | 13/09 | |
10 | Виды предложений по цели высказывания и интонации. Коллективное составление рассказа по картине К. Е. Маковского 17/09"Дети, бегущие от грозы | 1 | | 16/09 | |
11 | Обобщение знаний о видах предложений. Предложения с обращениями (общее представление | 1 | | 17/09 | |
12 | Связь слов в предложении | 1 | | 18/09 | |
13 | Главные члены предложения | 1 | | 19/09 | |
14 | Подлежащее | 1 | | 20/09 | |
15 | Сказуемое | 1 | | 23/09 | |
16 | Подлежащее и сказуемое | 1 | | 24/09 | |
17 | Второстепенные члены предложения | 1 | | 25/09 | |
18 | Предложения распространённые и нераспространённые | 1 | | 26/09 | |
19 | Однородные члены предложения | 1 | | 27/09 | |
20 | Однородные члены предложения с союзами и, а, но | 1 | | 30/09 | |
21 | Однородные члены предложения без союзов | 1 | | 01/10 | |
22 | Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы.Предложение и словосочетание (общее представление). Коллективное составление рассказа по картине В. Д. Поленова "Золотая осень" | 1 | | 02/10 | |
23 | Резерный урок по разделу синтаксис: отработка темы. Простое и сложное предложение (общее представление). Запятая между частями сложного предложения | 1 | | 03/10 | |
24 | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы | 1 | | 04/10 | |
25 | Работаем с толковыми словарями | 1 | | 07/10 | |
26 | Прямое и переносное значение слова | 1 | | 08/10 | |
27 | Наблюдаем за значениями слов в тексте | 1 | | 09/10 | |
28 | Устаревшие слова. Омонимы. Фразеологизмы | 1 | | 10/10 | |
29 | Ключевые слова в тексте. Подробное изложение с языковым анализом текста | 1 | | 11/10 | |
30 | Части речи. Обобщение и уточнение представлений об изученных частях речи. Имя числительное | 1 | | 14/10 | |
31 | Составление плана текста. Составление предложений. Сочинение по картине (по коллективно составленному плану) И. Т. Хруцкого "Цветы и плоды"]] | 1 | | 15/10 | |
32 | Однокоренные (родственные) слова; признаки однокоренных (родственных) слов | 1 | | 16/10 | |
33 | Характеристика звуков русского языка | 1 | | 17/10 | |
34 | Повторение изученных орфографических правил: гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч | 1 | | 18/10 | |
35 | Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | 21/10 | |
36 | Повторяем правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | | 22/10 | |
37 | План текста. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану | 1 | | 23/10 | |
38 | Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями | 1 | | 24/10 | |
39 | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание слов с двумя корнями | 1 | | 25/10 | |
40 | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: наблюдение за соединительными гласными о, е | 1 | | 2 четверть 05.11 | |
41 | Окончание как изменяемая часть слова | 1 | | 06.11 | |
42 | Нулевое окончание | 1 | | 07.11. | |
43 | Однокоренные слова и формы одного и того же слова. Диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | 08.11 | |
44 | Корень, приставка, суффикс — значимые части слова | 1 | | 11.11 | |
45 | Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса | 1 | | 12.11 | |
46 | Создание собственных текстов-описаний. Сочинение по картине А.А. Рылова "В голубом просторе" | 1 | | 13.11 | |
47 | Состав слова: обобщение | 1 | | 14.11 | |
48 | Изложение повествовательного текста с опорой на предложенный план | 1 | | 15.11 | |
49 | Резерный урок по разделу состав слова: проектное задание "Семья слов" | 1 | | 18.11 | |
50 | Повторяем правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | | 19.11 | |
51 | Повторяем правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова | 1 | | 20.11 | |
52 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова | 1 | | 21.11 | |
53 | Закрепление способов проверки написания слов с двумя безударными гласными в корне слова | 1 | | 22.11 | |
54 | Повторяем правописание парных по звонкости-глухости согласных в корне слова. Составление текста на основе личных наблюдений или по рисунку | 1 | | 25.11 | |
55 | Непроизносимые согласные в корне слова | 1 | | 26.11 | |
56 | Наблюдение за обозначением буквами непроизносимых согласных в корне слова | 1 | | 27.11 | |
57 | Отработка написания непроизносимых согласных в корне слова | 1 | | 28.11 | |
58 | Объяснительный диктант: отрабатываем написание слов с орфограммами корня | 1 | | 29.11 | |
59 | Правописание слов с удвоенными согласными | 1 | | 02.12 | |
60 | Отработка правописания слов с удвоенными согласными. Проверочный диктант | 1 | 1 | 03.12 | |
61 | Написание текста по заданному плану. Сочинение по картине В. М. Васнецова "Снегурочка" | 1 | | 04.12 | |
62 | Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание слов 06.12с орфограммами в корне" | 1 | | 05.12 | |
63 | Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание суффиксов ость, ов и др. | 1 | | 06.12 | |
64 | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание суффиксов | 1 | | 09.12 | |
65 | Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: правописание приставок группа приставок с "о" и группа приставок с "а" | 1 | | 10.12 | |
66 | Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове: закрепляем правописание приставок | 1 | | 11.12 | |
67 | Закрепляем правописание суффиксов и приставок | 1 | | 12.12 | |
68 | Продолжаем учиться писать приставки: пишем приставки. Диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | 13.12 | |
69 | Разделительный твёрдый знак | 1 | | 16.12 | |
70 | Знакомство с жанром объявления | 1 | | 17.12 | |
71 | Объясняющий диктант: повторение правил правописания | 1 | | 18.12 | |
72 | Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, не соединёнными союзами | 1 | | 19.12 | |
73 | Наблюдаем за знаками препинания в предложениях с однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами и, или | 1 | | 20.12 | |
74 | Вспоминаем нормы речевого этикета: приглашение, просьба, извинение, благодарность, отказ | 1 | | 23.12 | |
75 | Продолжаем учиться составлять план текста. Составление и запись текста по рисунку на одну из данных тем | 1 | | 24.12 | |
76 | Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | 25.12 | |
77 | Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | 26.12 | |
78 | Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | 27.12 | |
79 | Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами | 1 | | | |
80 | Ознакомительное чтение: когда оно нужно | 1 | | | |
81 | Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Части речи | 1 | | | |
82 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | | | |
83 | Изложение текста с опорой на коллективно составленный план | 1 | | | |
84 | Число имён существительных | 1 | | | |
85 | Имена существительные единственного и множественного числа. Имена существительные, имеющие форму одного числа | 1 | | | |
86 | Изменение имён существительных по числам | 1 | | | |
87 | Имена существительные мужского, женского и среднего рода | 1 | | | |
88 | Род имён существительных | 1 | | | |
89 | Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных | 1 | | | |
90 | Закрепляем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных» | 1 | | | |
91 | Отрабатываем правило «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных». Объяснительный диктант | 1 | | | |
92 | Изложение текста с опорой на коллективно составленный план | 1 | | | |
93 | Падеж имён существительных | 1 | | | |
94 | Создание собственных текстов-повествований. Составление рассказа покартине И. Я. Билибина "Иван-царевич и лягушка-квакушка" | 1 | | | |
95 | Падеж имён существительных: именительный падеж | 1 | | | |
96 | Падеж имён существительных: родительный падеж | 1 | | | |
97 | Падеж имён существительных: дательный падеж | 1 | | | |
98 | Пишем поздравительную открытку к празднику 8 Марта | 1 | | | |
99 | Падеж имён существительных: винительный падеж | 1 | | | |
100 | Падеж имён существительных: творительный падеж | 1 | | | |
101 | Падеж имён существительных: предложный падеж | 1 | | | |
102 | Изменение имён существительных по падежам и числам (склонение). Сочинение по картине | 1 | | | |
103 | Имена существительные 1, 2, 3-го склонения | 1 | | | |
104 | Изложение текста с опорой на самостоятельно составленный план | 1 | | | |
105 | Обобщение знаний об имени существительном. Коллективное составление текста по картине К. Ф. Юона "Конец зимы. Полдень" (по опорным словам | 1 | | | |
106 | Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | | | |
107 | Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | | | |
108 | Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | 1 | | | |
109 | Правописание безударных окончаний имён существительных 2-го склонения | 1 | | | |
110 | Наблюдение за правописанием безударных окончаний имён существительных 3-го склонения | 1 | | | |
111 | Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев | 1 | | | |
112 | Правописание безударных окончаний имён существительных 3-го склонения | 1 | | | |
113 | Правописание окончаний имён существительных во множественном числе | 1 | | | |
114 | Правописание безударных окончаний имён существительных: систематизация знаний | 1 | | | |
115 | Объяснительный диктант (безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных | 1 | | | |
116 | Правописание безударных окончаний имён существительных: обобщение | 1 | | | |
117 | Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных" | 1 | | | |
118 | Имя прилагательное: общее значение, вопросы, употребление в речи | 1 | | | |
119 | Резерный урок по разделу развитие речи: работаем с текстами-описаниями в научном и художественном стилях. Изобразительно-выразительные средства в описательном тексте. Работа с картиной М. А. Врубеля "Царевна-Лебедь" | 1 | | | |
120 | Изменение имён прилагательных по родам | 1 | | | |
121 | Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного | 1 | | | |
122 | Изменение имён прилагательных по числам | 1 | | | |
123 | Изменение имён прилагательных по падежам. Начальная форма имени прилагательного | 1 | | | |
124 | Склонение имён прилагательных | 1 | | | |
125 | Значения имён прилагательных | 1 | | | |
126 | Наблюдение за значениями имён прилагательных | 1 | | | |
127 | Значения имён прилагательных: обобщение. Составление сочинения-отзыва по картине В. А. Серова "Девочка с персиками" | 1 | | | |
128 | Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных в единственном числе | 1 | | | |
129 | Наблюдение за правописанием окончаний имён прилагательных во множественном числе | 1 | | | |
130 | Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе. Диктант с грамматическим заданием | 1 | 1 | | |
131 | Обобщение знаний о написании окончаний имён прилагательных | 1 | | | |
132 | Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных" | 1 | | | |
133 | Обобщение знаний о написании окончаний имён существительных и имён прилагательных | 1 | | | |
134 | Местоимение (общее представление) | 1 | | | |
135 | Личные местоимения | 1 | | | |
136 | Как изменяются личные местоимения | 1 | | | |
137 | Резерный урок по разделу морфология: отработка темы "Изменение личных местоимений" | 1 | | | |
138 | Употребление личных местоимений в речи | 1 | | | |
139 | Правописание местоимений с предлогами | 1 | | | |
140 | Правописание местоимений | 1 | | | |
141 | Знакомство с жанром письма | 1 | | | |
142 | Учимся писать письма | 1 | | | |
143 | Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте | 1 | | | |
144 | Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но | 1 | | | |
145 | Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи | 1 | | | |
146 | Значение и употребление глаголов в речи.Составление текста по сюжетным рисункам | 1 | | | |
147 | Неопределённая форма глагола | 1 | | | |
148 | Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов | 1 | | | |
149 | Настоящее время глаголов | 1 | | | |
150 | Будущее время глаголов | 1 | | | |
151 | Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме | 1 | | | |
152 | Наблюдение за связью предложений в тексте. Выборочное подробное изложение повествовательного текста по опорным словам и самостоятельно составленному плану | 1 | | | |
153 | Род глаголов в прошедшем времени | 1 | | | |
154 | Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | | | |
155 | Резерный урок по разделу морфология: отработка темы | 1 | | | |
156 | Частица не, её значение | 1 | | | |
157 | Правописание частицы не с глаголами | 1 | | | |
158 | Создание собственных текстов-рассуждений.Составление совета-рассуждения с использованием побудительных предложений и глаголов с частицей НЕ | 1 | | | |
159 | Правописание глаголов | 1 | | | |
160 | Резерный урок по разделу морфология: отработка темы. Диктант | 1 | 1 | | |
161 | Части речи: систематизация изученного в 3 классе | 1 | | | |
162 | Части речи: обобщение. Подробное изложение повествовательного текста | 1 | | | |
163 | Резерный урок по разделу морфология: проверочная работа | 1 | | | |
164 | Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью союзов и, а, но. Корректирование текста с нарушенным порядком абзацев | 1 | | | |
165 | Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях | 1 | | | |
166 | Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами | 1 | | | |
167 | Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | | |
168 | Резерный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности | 1 | | | |
169 | Резерный урок по разделу орфография: проверочная работа "Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе" | 1 | | | |
170 | Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным | 1 | | | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 170 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение», 2024.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сборник диктантов и творческих работ, 3-4 класс/ В.П. Канакина, В.Г. , Г.С. Щёголева, Москва «Просвещение», 2015.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f410de8