Рабочая программа внеурочной деятельности на тему «Академия художников»
ст. Багаевская Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2
«Утверждаю»
Директор МБОУ БСОШ № 2
Приказ от 30.08.2019 № 154/1
_________ /Леванчук Н.А./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Академия художников»
Внеурочная деятельность 6, 9 классы
Количество часов - 34 часа
Учитель Горбачева Ольга Ивановна
Программа разработана на основании примерной программы внеурочной деятельности « Художественное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов и авторской программы внеурочной деятельности «Академия художников» (автор Фролова Н. А.) , 2017
2019 -2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ», № 273-ФЗ от 29.12.2012 .
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.10 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. г. № 345 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования". Приложение к приказу - федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год.
Устав МБОУ БСОШ № 2.
Основная образовательная программа МБОУ БСОШ № 2.
Учебный план МБОУ БСОШ № 2 на 2019-2020 учебный год.
Положение МБОУ БСОШ № 2 «О рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)».
Рабочая программа «Академия художников» разработана для 5-9 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования второго поколения по изобразительному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности «Художественное творчество» Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2017. (Работаем по новым стандартам) и авторской программы внеурочной деятельности «Академия художников» (автор Фролова Н. А.) и является продолжением программы «Изобразительное искусство» во внеурочной деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере художественного творчества школьников обусловлена необходимостью разрешения реальных противоречий, сложившихся в теории и практике воспитания в новых социокультурных условиях, в частности ограниченности стратегии «приобщения к культуре» в условиях экспансии массовой культуры.
Возникшая в 20 веке и построенная на принципах коммертизации, тиражирования, стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности человечества.
Происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека требуется постоянное эстетическое самоопределение.
У отечественной педагогической теории и практики эстетического воспитания богатые традиции. Сложился ряд оригинальных и глубоких подходов к эстетическому воспитанию: системный, интегративный, диалоговый.
В то же время в массовом эстетическом воспитании господствующее положение продолжает занимать парадигма «приобщающей» передачи культурных норм и образцов, молчаливо признающая художественную культуру внешней по отношению к воспитаннику.
Реальная альтернатива данной парадигме – воспитание у школьника способности к эстетическому самоопределению. И главным здесь становится художественное творчество подростков. Создавая художественные произведения, они прямо выходят в пространство эстетического выбора: высокое или низкое, канон и отрицание канона, прекрасное и безобразное.
Программа внеурочной деятельности школьников по художественному творчеству для основной ступени общего образования основывается на принципах природообразности, культурообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника.
Основная идея программы внеурочной деятельности подростков в сфере художественного творчества состоит в том, что внеурочная художественная деятельность нацелена на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, а уже потом на развитие специальных предметных способностей художественного творчества. Именно поэтому внеурочная деятельность подростков в сфере художественного творчества строится вокруг синтетических видов художественного творчества и изобразительных видах искусства.
Синтетические виды художественного творчества – любительский театр, видеотворчество, фотография, дизайн и т.п. – позволяют вывести подростка на проблему управления социокультурным пространством своего существования за счет таких инструментов как сценирование, философия и технология дизайна. Изобразительные виды искусства позволяют реализовать художественные идеи в различных проектах синтетических видов искусства.
Направленность программы «Академия художников» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по времени реализации - трехгодичной.
Программа разработана на основе авторской программы «Академия художников» (изобразительное искусство и дизайн) Н.А. Фроловой, типовых программ по изобразительному искусству, внеурочной деятельности и является модифицированной.
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Основная цель программы «Академия художников»:
Знакомство школьников с наследием мировой художественной культуры, формирование у них способности управления социокультурным пространством своего существования в процессе создания и представления (презентации) художественных произведений.
Задачи:
воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; формирование способности «прочтения» жизненной ситуации межличностного взаимодействия по аналогии с художественным текстом. Развитие диапазона управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоения способов создания ситуаций гармоничного межличностного взаимодействия, тренировка сенсорных способностей.
художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Принцип природосообранности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.
Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческими ценностями. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом, в сфере искусства, в окружающем мире.
Принцип коллективности предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детско-взрослом коллективе дает юному человеку опыт жизни в обществе, взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.
Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой (в том числе художественной), природой родного края. Использование эмоционально окрашенных представлений ( образы политических, этнокультурных, эстетических явлений и предметов; собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые ориентируют младшего подростка на действия, приносящие благо Отечеству.
Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» подростка в самостоятельное проектное действие. В программе предусмотрены художественные, эстетические, социальные проекты.
Принцип диалога культур предполагает:
Рассмотрение художественного творчества как диалога культур поколения современных подростков с поколениями предшествующих эпох;
Рассмотрение самодеятельного коллективного художественного творчества как диалога культур всех участников коллектива;
Рассмотрение ситуаций представления зрителям продуктов художественного творчества.
Принцип поддержки самоопределения младшего подростка Самоопределение в художественном творчестве – процесс формирования личностью собственного и ответственного эстетического отношения к действительности. Все это происходит в ходе взаимного, открытого друг для друга эстетического восприятия, переживания, понимания, создание творческого «продукта».
А также:
принцип доступности;
принцип межпредметных связей;
принцип наглядности;
принцип системности и преемственности, обеспечивающий взаимосвязь и последовательность всех компонентов программы, определяющий соблюдение установок «от простого – к сложному», « от частного – к общему»;
принцип дифференциации и индивидуализации предусматривающий создание условий для максимального развития способностей и задатков каждого ребенка, предполагающий реализацию индивидуальных потребностей школьников.
Программа «Академия художников» позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения предметам филологического цикла, МХК, технологии, музыки, с воспитанием личности младшего подростка и развитием его творческого потенциала.
Программа является вариативной: педагог может вносить изменения в содержание тем ( выбрать ту или иную игру, форму работы, дополнять практические занятия новыми приемами и т.д.)
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 11-15 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Сроки реализации образовательной программы рассчитан на 4 года обучения.
Первый год ( для учащихся 5 классов) является вводным и направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.
Второй и третий год закрепляет знания, полученные на первом году обучения, даёт базовую подготовку для использования этих знаний в дальнейшем.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит несколько тем. В каждом разделе выделяют образовательную часть: (первоначальные сведения о декоративно-прикладном и изобразительном искусстве), воспитывающую часть: (понимание значения живописи, её эстетическая оценка, бережное отношение кпроизведениям искусства), практическая работа на занятиях, которая способствует развитию у детей творческих способностей (это могут быть наблюдения, рисунок с натуры, по представлению и т.д.).
Формы занятий. Базовые формы учебных занятий: информационные, практические, постановочные, коллективные, игровые. Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
С целью достижения качественных результатов желательно, чтобы весь процесс был оснащен современными техническими средствами, наглядностью, муляжами и реквизитами.
На реализацию задач программы нацелены основные формы работы в ее рамках:
проведение занятий (с использованием классических и интерактивных приемов);
проведение мастер-классов;
организация выставок, оформление праздников;
участие в детских творческих конкурсах и проектах, организация различных конкурсов;
выход на родительские собрания;
связь с представителями культурных центров.
Условия эффективности и результативности внеурочной деятельности:
Формы и методы
На занятиях используются методы:
• Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
• Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
• Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
• Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
• Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
• Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
• Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Режим занятий
Занятия по программе внеурочной деятельности «Академия художников» для учащихся 5 класса проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 35 часов в год
Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
В конце первого года (учащиеся 5 классов) обучения:
Ученик будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
Ученик будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;
- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
Личностные результаты
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать. Самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять рассуждать и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: открытые занятия, выставки на уровне ДДТ, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов.
На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.
Механизм оценки результатов по программе:
В процессе деятельности выработалась определенная система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы, разрабатывая авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце
1-го полугодия (декабрь) - промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.
Цель входной диагностики – выявить уровень развития:
- Координации и тонкой моторики;
- Умения изображать рисунок в цвете;
- Творческого мышления ребенка;
- Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.
Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» - адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого и второго годов обучения по программе.
В качестве форм подведения итогов применяются зачеты, зачетные итоговые работы, открытые занятия, конкурсы, выставки, защиты творческих работ.
- выполнение итоговых работ по результатам усвоения каждого блока;
- выполнение конкурсных и выставочных работ;
- подведение итогов по результатам каждого полугодия.
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
• просторный оборудованный кабинет;
• предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
• оборудование: компьютер, интерактивная доска, шкаф для хранения работ, материалов;
• коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
2. Методическое обеспечение:
• пополнение периодической литературы и книг по темам;
• дидактический материал;
• наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
• методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОТЫ КРУЖКА
Помещение и оборудование. Для занятий кружка требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. В помещении должен быть свободный доступ воздуха, оно должно легко проветриваться или иметь специальные вытяжки. Вечернее освещение лучше всего люминесцентное, близкое к естественному. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Все это дисциплинирует ребят, способствует повышению у них культуры труда и творческой активности.
Учебное оборудование включает мебель, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Столы следует размещать так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди. В помещении может быть настеленная дока, на которой мелом выполняются графические работы, объясняется композиция изделий, развешиваются плоские наглядные пособия, устраиваются кратковременные выставки детских работ. В шкафах должно быть место для хранения незаконченных работ, наглядных материалов, полочки для инструментов и приспособлений.
Кабинет изобразительного искусства оборудован для проведения кружковых и внеурочных занятий:
Комплект школьной мебели – 12,
стол учительский - 1,
стул учительский - 1,
- классная доска-1,
- шкафы-2,
жалюзи-2,
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ:
- Таблицы «Декоративно-прикладное искусство»-16,
- Таблицы «Введение в цветоведение»-16, Набор геометрических фигур– 1,
Набор геометрических фигур (гипсовых) – 1,
Набор муляжей – 1.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Диски:
- Изобразительное искусство 5-8 классы;
- Царское село. Дворцы и парки;
- Мировая художественная культура;
- Тематическое планирование, изобразительное искусство;
- Моя первая энциклопедия;
- Современное российское искусство;
- Энциклопедия Леонардо да Винчи;
- Сокровища мирового искусства;
- Шедевры русской живописи;
- Ю.С. Рябцев. Русская художественная культура 10-17 веков
- Программно-методический комплекс.Азбука искусства.
- Мировое искусство в лицах:
- Клод Моне;
- Гойя;
- Альбрехт Дюрер;
- А.Я. Головин.
- Реальный словарь классических древностей
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:
- Интерактивная доска с креплением;
- МФУ;
- Мультимедийный компьютер) - 1
- Мультимедийный проектор – 1
- Передвижной проекционный столик – 1
- Экран на штативе-1
Мольберты - 14
Картинная галерея – 13
Методические пособия -3
– «Этапы выполнения бабочки»;
– «Этапы выполнения кувшина»;
– «Этапы выполнения городецкой росписи»;
Натурный ряд из предметов быта
Коллекция журналов «Галерея»
ОЦЕНКА И АНАЛИЗ РАБОТЫ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ
Оценка и анализ работы кружка - за определенное время помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей в художественном творчестве. Так, в начале, некоторые дети приходят в кружок, практически не умея рисовать. Создавать задуманные образы для них сложная задача. Поэтому на первых занятиях используются простые приемы и способы росписи бумаги, не требующие особого умения в рисовании. Через несколько занятий основная часть кружковцев будет осваивать знания по композиции, технологии различных работ. Качество работ постепенно улучшается. Естественно, лучших результатов добиваются дети, ни разу не пропустившие занятий кружка. Поэтому время работы кружка должно быть удобно, прежде всего, детям.
Итогом освоения первого блока программы может быть серия индивидуальных работ, которые могут быть представлены на выставке в школе.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе основного минимума содержания образования, программ по дополнительному художественному образованию и требований к уровню подготовки обучающихся с учетом регионального компонента и особенностей школы.
Региональный компонент отражен в содержании заданий и упражнений:
Знакомство с различными изобразительными материалами (изображение природы Донского края).
Использование различных материалов (декоративно-прикладное искусство народных умельцев).
Изучение декоративно-прикладного искусства
народов Дона.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
06.09 |
Что необходимо знать, приступая к выполнению работ занятий по искусству |
1 |
13.09 |
Древние корни народного искусства |
1 |
20.09 |
Убранство русской избы |
1 |
27.09 |
Внутренний мир русской избы |
1 |
04.10 |
Красный угол в русской избе |
1 |
11.10 |
Предметы народного быта |
1 |
18.10 |
Прялка – предмет народного быта. |
1 |
25.10 |
Народный праздничный костюм |
1 |
01.11 |
Народные праздничные обряды |
1 |
15.11 |
Древние образы в современных народных игрушках |
1 |
22.11 |
Связь времен в народном искусстве |
1 |
29.11 |
Гжельская роспись |
1 |
06.12 |
Практическое занятие по гжельской росписи |
1 |
13.12 |
Городецкая роспись |
1 |
20.12 |
Практическое занятие по городецкой росписи |
1 |
27.12 |
Хохломская роспись |
1 |
10.01 |
Практическое занятие по хохломской росписи |
1 |
17.01 |
Народные художественные промыслы |
1 |
24.01 |
Древние образы в современных народных игрушках |
1 |
31.01 |
Дымковская игрушка |
1 |
07.02 |
Филимоновская игрушка |
1 |
14.02 |
Каргопольская игрушка |
1 |
21.02 |
Одежда говорит о человеке |
1 |
28.02 |
Декор в жизни человека |
1 |
06.03 |
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества |
1 |
13.03 |
Одежда говорит о человеке |
1 |
03.04 |
Древний Китай |
1 |
10.04 |
Средневековая Европа |
1 |
17.04 |
Искусство символики |
1 |
24.04 |
Эмблема моей семьи |
1 |
08.05 |
Декоративное искусство в современном мире |
1 |
15.05 |
Батик – художественная роспись ткани |
1 |
22.05 |
Квиллинг. Декупаж |
1 |
29.05 |
Создание коллективного панно «Мир искусства» |
1 |
|
|
|
|
|
34 часа |
|
|
|
Календарно – тематическое планирование 9 класс
Дата |
Тема занятия |
Кол-во часов |
06.09 |
Что необходимо знать, приступая к выполнению работ занятий по искусству |
1 |
13.09 |
Искусство вокруг нас |
1 |
20.09 |
Художественный образ – стиль - язык |
1 |
27.09 |
Наука и искусство |
1 |
04.10 |
Знание научное и знание художественное |
1 |
11.10 |
Искусство открывает новые грани мира |
1 |
18.10 |
Искусство рассказывает о красоте Земли |
1 |
25.10 |
Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись |
1 |
01.11 |
Зримая музыка |
1 |
15.11 |
Человек в зеркале искусства: жанр портрета |
1 |
22.11 |
Портрет в искусстве России |
1 |
29.11 |
Портреты наших великих соотечественников |
1 |
06.12 |
Как начиналась галерея |
1 |
13.12 |
Музыкальный портрет. Александр Невский |
1 |
20.12 |
Портрет композитора в литературе и кино |
1 |
27.12 |
Искусство как универсальный способ общения |
1 |
10.01 |
Мир в зеркале искусства |
1 |
17.01 |
Роль искусства в сближении народов |
1 |
24.01 |
Искусство художественного перевода – искусство общения |
1 |
31.01 |
Искусство – проводник духовной энергии |
1 |
07.02 |
Знаки и символы искусства |
1 |
14.02 |
Художественные послания предков. Разговор с современником. |
1 |
21.02 |
Символы в жизни и искусстве. |
1 |
28.02 |
Музыкально-поэтическая символика огня. |
1 |
06.03 |
Что есть красота. |
1 |
13.03 |
Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. |
1 |
03.04 |
Есть ли у красоты свои законы. |
1 |
10.04 |
Всегда ли люди одинаково понимали красоту. |
1 |
17.04 |
Великий дар творчества: радость и красота созидания. |
1 |
24.04 |
Как соотноситься красота и польза. |
1 |
08.05 |
Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. |
1 |
15.05 |
Преобразующая сила искусства. |
1 |
22.05 |
Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». |
1 |
29.05 |
Создание коллективного панно «Синтез искусств» |
1 |
|
|
|
|
|
34 часа |
|
|
|
|
|
|
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета МБОУ БСОШ № 2
МБОУ БСОШ № 2 ______________ /Рябова С.И./
от 30 августа 2019 года № 1 __30 августа __ 2019 года
___________/Полякович Н.А./