Рабочая программа внеурочной деятельности «Социально-эмоциональное развитие детей» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 7 February

 

«Согласовано»

 

Руководитель МО_______________

 

Протокол № от .

 

 

Утверждаю

 

Директор школы________________

 

 

Приказ № _____ _от

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 

 

внеурочной деятельности

«Социально — эмоциональное развитие детей»

 

в 5 классе

 

 

Терехова Юлия Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ярославль

 


 


 


 


 


 


 


 


 

Пояснительная записка

Образовательная программа “Социально — эмоциональное развитие детей” имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на 1 год обучения с детьми младшего подросткового возраста 11-13 лет. По программе занимается 7 -15 человек, занятия проводятся по 1 академическому часу в неделю в течение учебного года, общий объем нагрузки за год составляет 34 часа.

Цель программы:

- Создать атмосферу доверия и принятия в коллективе.

- Стимулировать участников на самопознание и саморазвитие.

Задачи:


 

Сформулировать Соглашение о взаимоотношениях.

Способствовать формированию ответственности подростка за собственное благополучие.

Создать условия для самопознания и самопринятия.

Содействовать свободному выражению мыслей участников.

Развивать навыки системной рефлексии.

Познакомить с некоторыми инструментами саморегуляции.

Создать условия для развития навыков коммуникации.

Содействовать осознанию собственных желаний, устремлений и ценностей.

Данная программа является компилятивной, разработана на основе программ:

Катеева, М. И. Развитие личностного потенциала подростков. 5—7 классы. Базовый модуль «Я и Ты» : методическое пособие / М. И. Катеева. — 2-е изд., перераб

Программа опирается на модель личностного потенциала профессора, доктора психологических наук Д. А. Леонтьева.

Планируемые результаты освоения программы УМК «Развитие личностного потенциала подростков» и входящего в него модуля «Я и Ты» соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в части достижения личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты заключаются в понимании подростком цели своей учебной деятельности, формировании и понимании своей системы ценностей, самоопределении. Метапредметные результаты тесно связаны со способностью подростка к самообразованию и саморазвитию, а также способностью к коммуникации и групповой работе. В контексте теории развития личностного потенциала планируемые результаты модуля «Я и Ты» для младших подростков соотносятся со следующими типами ресурсов подсистем личностного потенциала.

Мотивационные ресурсы:

Проявляет готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Ресурсы устойчивости:

Анализирует меру своего влияния на происходящие с ним события

Демонстрирует ответственное поведение как возможность и необходимость отвечать за себя, своё развитие и за общее дело

Инструментальные ресурсы :

Пытается предугадать вероятность того или иного события, высказывает догадки, почему это возможно или невозможно

Анализирует проблемы и предлагает варианты решения

При принятии решения ориентируется на собственные ценности и интересы

Учится адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны при выборе способа выполнения задачи

Ресурсы саморегуляции :

Учится произвольно регулировать своё поведение

Прогнозирует своё эмоциональное состояние (в том числе понимает эмоциональную обусловленность поведения)

Понимает важность как собственных реакций на ситуацию, так и обратной связи от сверстников и взрослых

Учитывает в поведении обратную связь от сверстников и взрослых

Анализирует собственные реакции на ситуацию

Учится слушать и слышать

Понимает, как его действия отразятся на другом человеке

Распознаёт эмоции, их причины и последствия; учится адекватно выражать эмоции

Учится в процессе общения реагировать на реплики собеседника с учётом его эмоционального состояния

Ресурсы подсистем личностного потенциала:

Учится соблюдать границы другого человека и устанавливать свои при взаимодействии Замечает в поведении окружающих признаки каких-либо чувств или взглядов; проверяет свои предположения, задавая окружающим вопросы Учится видеть возможности в новых и изменившихся обстоятельствах Учится уважительно относиться к многообразию людей, понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения Связывает ситуацию, идею с более широким контекстом; переносит ее в новый, в том числе непривычный контекст, может выстраивать связи между идеями, явлениями из разных сфер, неожиданные связи В ситуации неопределённости проявляет любознательность и стремится собрать информацию для разрешения ситуации .

Ресурсы трансформации :

Способен к рефлексии собственных действий Анализирует предыдущий опыт, связывает его с текущей задачей, старается поменять стратегию поведения с учётом предыдущих ошибок Умеет смотреть на ситуацию под другим углом.

В качестве долгосрочных эффектов программы можно выделить следующие: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; повышение уровня удовлетворённости различными сферами жизни; рост субъективного благополучия; улучшение психологического климата в коллективе; снижение уровня конфликтности подростков .

Для оценки эффективности занятий модуля «Я и Ты» предлагается несколько видов инструментов: 1) вопросы для саморефлексии педагога и подростков; 2) вопросы для наблюдения за изменениями для педагога и родителей; 3) тесты на самодиагностику для педагога и подростков. Подобная форма оценки решает следующие задачи: понимание педагогом эффективности предложенных в УМК инструментов развития; анализ достижений и дефицитов всех участников образовательного процесса для дальнейшего выстраивания траектории движения по программе; фокусирование внимания на решении поставленных задач; развитие навыков рефлексии как учеников, так и педагога; стимулирование интереса подростков к саморазвитию; профессиональный и личностный рост педагога; вовлечение родителей.

Программа носит практико-ориентированный характер: предусмотрены часы теоретических занятий, а также практические занятия.


 

Учебно-тематический план курса

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Введение в тему

1

2

Соглашение о взаимоотношениях

3

3

Мы разные, мы вместе

3

4


 

Чего я о тебе не знаю

3

5


 

Образ Я

3

6


 

Что я думаю о себе

3

7


 

Что я думаю о других

3

8

Я и Мы

 

3

9


 

Диалог

3

10

Давай с тобой поговорим

3

11

Сотрудничество

3

12

Шаг в будущее

3

итого 34 часа


 

Календарно-тематический план

Название темы

Количество часов

Дата проведения

1

Вводное занятие. Цели и задачи образовательной программы

1

 

2

Соглашение о взаимоотношениях

1

 

3

О негласных правилах

1

 

4

Соглашение о взаимоотношениях

1

 

5

Мы разные, мы вместе

1

 

6

О восприятии

1

 

7

Японский сад камней

1

 

8

Чего я о тебе не знаю

1

 

9

Три факта о себе

1

 

10

Тройка доверия

1

 

11

Образ Я

1

 

12

Если ты книга, то какая?

1

 

13

Мы похожи

1

 

14

Что я думаю о себе

1

 

15

В чем мне повезло

1

 

16

Мысли, которые я выбираю

1

 

17

Что я думаю о других?

1

 

18

Каково настроение вашего соседа?

1

 

19

Мозг доказывающий

1

 

20

Я и Мы

1

 

21

Ты и я. Мы вместе...

1

 

22

Скажи : « Стоп!»

1

 

23

Диалог

1

 

24

Трудности диалога

1

 

25

Четыре шага ненасильственного общения

1

 

26

Давай с тобой поговорим

1

 

27

Место встречи

1

 

28

Я глазами других

1

 

29

Сотрудничество

1

 

30

Скульптура «Сотрудничество»

1

 

31

Со мной можно сотрудничать

1

 

32

Шаг в будущее

1

 

33

Наши цветы

1

 

34

Я верю в себя

1

 


 


 


 


 

Список литературы:

1. Аллен Д., Уильямс М., Уоллас М. Как привести дела в порядок — в школе и не только. М., 2019.

2. Брегман П. Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других. М., 2019.

3. Бэтчел Б. Чего ты по-настоящему хочешь? Как ставить цели и достигать их. М., 2018.

4. Гельфанд М. Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы. М., 2019.

5. Грегерсен Х. Вопросы — это ответы. Как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни. М., 2019.

6. Д’Ансембур Т. Хватит быть хорошим! Как прекратить подстраиваться под других и стать счастливым. М., 2017.

7. Джексон Н. Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии. М., 2017.

8. Ньюмарк Д. Как воспитать эмоционально здоровых детей. М., 2008.

9. Паркер М. Важные вопросы: что стоит обсудить с детьми, пока они не выросли. М., 2017.

10. Саймон С. Почему мы так поступаем? 76 стратегий для выявления наших истинных ценностей, убеждений и целей. М., 2017.

11. Санд И. От всего сердца. Как слушать, поддерживать, утешать и не растратить себя. М., 2019.

12. Уинстон Р. Как помочь ребёнку повзрослеть. М., 2018.

13. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей. М., 2019.

 


 



 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации