Рабочая программа внеурочной деятельности «Социально-эмоциональное развитие детей» (5 класс)
«Согласовано»
Руководитель МО_______________
Протокол № от . |
|
Утверждаю
Директор школы________________
Приказ № _____ _от |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Социально — эмоциональное развитие детей»
в 5 классе
Терехова Юлия Александровна
г. Ярославль
Пояснительная записка
Образовательная программа “Социально — эмоциональное развитие детей” имеет социально-педагогическую направленность, рассчитана на 1 год обучения с детьми младшего подросткового возраста 11-13 лет. По программе занимается 7 -15 человек, занятия проводятся по 1 академическому часу в неделю в течение учебного года, общий объем нагрузки за год составляет 34 часа.
Цель программы:
- Создать атмосферу доверия и принятия в коллективе.
- Стимулировать участников на самопознание и саморазвитие.
Задачи:
Сформулировать Соглашение о взаимоотношениях.
Способствовать формированию ответственности подростка за собственное благополучие.
Создать условия для самопознания и самопринятия.
Содействовать свободному выражению мыслей участников.
Развивать навыки системной рефлексии.
Познакомить с некоторыми инструментами саморегуляции.
Создать условия для развития навыков коммуникации.
Содействовать осознанию собственных желаний, устремлений и ценностей.
Данная программа является компилятивной, разработана на основе программ:
Катеева, М. И. Развитие личностного потенциала подростков. 5—7 классы. Базовый модуль «Я и Ты» : методическое пособие / М. И. Катеева. — 2-е изд., перераб
Программа опирается на модель личностного потенциала профессора, доктора психологических наук Д. А. Леонтьева.
Планируемые результаты освоения программы УМК «Развитие личностного потенциала подростков» и входящего в него модуля «Я и Ты» соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) в части достижения личностных и метапредметных результатов. Личностные результаты заключаются в понимании подростком цели своей учебной деятельности, формировании и понимании своей системы ценностей, самоопределении. Метапредметные результаты тесно связаны со способностью подростка к самообразованию и саморазвитию, а также способностью к коммуникации и групповой работе. В контексте теории развития личностного потенциала планируемые результаты модуля «Я и Ты» для младших подростков соотносятся со следующими типами ресурсов подсистем личностного потенциала.
Мотивационные ресурсы:
Проявляет готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Ресурсы устойчивости:
Анализирует меру своего влияния на происходящие с ним события
Демонстрирует ответственное поведение как возможность и необходимость отвечать за себя, своё развитие и за общее дело
Инструментальные ресурсы :
Пытается предугадать вероятность того или иного события, высказывает догадки, почему это возможно или невозможно
Анализирует проблемы и предлагает варианты решения
При принятии решения ориентируется на собственные ценности и интересы
Учится адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны при выборе способа выполнения задачи
Ресурсы саморегуляции :
Учится произвольно регулировать своё поведение
Прогнозирует своё эмоциональное состояние (в том числе понимает эмоциональную обусловленность поведения)
Понимает важность как собственных реакций на ситуацию, так и обратной связи от сверстников и взрослых
Учитывает в поведении обратную связь от сверстников и взрослых
Анализирует собственные реакции на ситуацию
Учится слушать и слышать
Понимает, как его действия отразятся на другом человеке
Распознаёт эмоции, их причины и последствия; учится адекватно выражать эмоции
Учится в процессе общения реагировать на реплики собеседника с учётом его эмоционального состояния
Ресурсы подсистем личностного потенциала:
Учится соблюдать границы другого человека и устанавливать свои при взаимодействии Замечает в поведении окружающих признаки каких-либо чувств или взглядов; проверяет свои предположения, задавая окружающим вопросы Учится видеть возможности в новых и изменившихся обстоятельствах Учится уважительно относиться к многообразию людей, понимает, что у разных людей могут быть различные интересы, предпочтения, мнения Связывает ситуацию, идею с более широким контекстом; переносит ее в новый, в том числе непривычный контекст, может выстраивать связи между идеями, явлениями из разных сфер, неожиданные связи В ситуации неопределённости проявляет любознательность и стремится собрать информацию для разрешения ситуации .
Ресурсы трансформации :
Способен к рефлексии собственных действий Анализирует предыдущий опыт, связывает его с текущей задачей, старается поменять стратегию поведения с учётом предыдущих ошибок Умеет смотреть на ситуацию под другим углом.
В качестве долгосрочных эффектов программы можно выделить следующие: осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; повышение уровня удовлетворённости различными сферами жизни; рост субъективного благополучия; улучшение психологического климата в коллективе; снижение уровня конфликтности подростков .
Для оценки эффективности занятий модуля «Я и Ты» предлагается несколько видов инструментов: 1) вопросы для саморефлексии педагога и подростков; 2) вопросы для наблюдения за изменениями для педагога и родителей; 3) тесты на самодиагностику для педагога и подростков. Подобная форма оценки решает следующие задачи: понимание педагогом эффективности предложенных в УМК инструментов развития; анализ достижений и дефицитов всех участников образовательного процесса для дальнейшего выстраивания траектории движения по программе; фокусирование внимания на решении поставленных задач; развитие навыков рефлексии как учеников, так и педагога; стимулирование интереса подростков к саморазвитию; профессиональный и личностный рост педагога; вовлечение родителей.
Программа носит практико-ориентированный характер: предусмотрены часы теоретических занятий, а также практические занятия.
Учебно-тематический план курса
№ п/п |
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
1 |
Введение в тему |
1 |
2 |
Соглашение о взаимоотношениях |
3 |
3 |
Мы разные, мы вместе |
3 |
4 |
Чего я о тебе не знаю |
3 |
5 |
Образ Я |
3 |
6 |
Что я думаю о себе |
3 |
7 |
Что я думаю о других |
3 |
8 |
Я и Мы
|
3 |
9 |
Диалог |
3 |
10 |
Давай с тобой поговорим |
3 |
11 |
Сотрудничество |
3 |
12 |
Шаг в будущее |
3 итого 34 часа |
Календарно-тематический план
№ |
Название темы |
Количество часов |
Дата проведения |
1 |
Вводное занятие. Цели и задачи образовательной программы |
1 |
|
2 |
Соглашение о взаимоотношениях |
1 |
|
3 |
О негласных правилах |
1 |
|
4 |
Соглашение о взаимоотношениях |
1 |
|
5 |
Мы разные, мы вместе |
1 |
|
6 |
О восприятии |
1 |
|
7 |
Японский сад камней |
1 |
|
8 |
Чего я о тебе не знаю |
1 |
|
9 |
Три факта о себе |
1 |
|
10 |
Тройка доверия |
1 |
|
11 |
Образ Я |
1 |
|
12 |
Если ты книга, то какая? |
1 |
|
13 |
Мы похожи |
1 |
|
14 |
Что я думаю о себе |
1 |
|
15 |
В чем мне повезло |
1 |
|
16 |
Мысли, которые я выбираю |
1 |
|
17 |
Что я думаю о других? |
1 |
|
18 |
Каково настроение вашего соседа? |
1 |
|
19 |
Мозг доказывающий |
1 |
|
20 |
Я и Мы |
1 |
|
21 |
Ты и я. Мы вместе... |
1 |
|
22 |
Скажи : « Стоп!» |
1 |
|
23 |
Диалог |
1 |
|
24 |
Трудности диалога |
1 |
|
25 |
Четыре шага ненасильственного общения |
1 |
|
26 |
Давай с тобой поговорим |
1 |
|
27 |
Место встречи |
1 |
|
28 |
Я глазами других |
1 |
|
29 |
Сотрудничество |
1 |
|
30 |
Скульптура «Сотрудничество» |
1 |
|
31 |
Со мной можно сотрудничать |
1 |
|
32 |
Шаг в будущее |
1 |
|
33 |
Наши цветы |
1 |
|
34 |
Я верю в себя |
1 |
|
Список литературы:
1. Аллен Д., Уильямс М., Уоллас М. Как привести дела в порядок — в школе и не только. М., 2019.
2. Брегман П. Эмоциональная смелость. Как брать ответственность на себя, не бояться сложных разговоров и вдохновлять других. М., 2019.
3. Бэтчел Б. Чего ты по-настоящему хочешь? Как ставить цели и достигать их. М., 2018.
4. Гельфанд М. Почему им можно, а нам нельзя? Откуда берутся социальные нормы. М., 2019.
5. Грегерсен Х. Вопросы — это ответы. Как искать прорывные идеи и решать сложные проблемы на работе и в жизни. М., 2019.
6. Д’Ансембур Т. Хватит быть хорошим! Как прекратить подстраиваться под других и стать счастливым. М., 2017.
7. Джексон Н. Классный учитель. Как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии. М., 2017.
8. Ньюмарк Д. Как воспитать эмоционально здоровых детей. М., 2008.
9. Паркер М. Важные вопросы: что стоит обсудить с детьми, пока они не выросли. М., 2017.
10. Саймон С. Почему мы так поступаем? 76 стратегий для выявления наших истинных ценностей, убеждений и целей. М., 2017.
11. Санд И. От всего сердца. Как слушать, поддерживать, утешать и не растратить себя. М., 2019.
12. Уинстон Р. Как помочь ребёнку повзрослеть. М., 2018.
13. Эйестад Г. Самооценка у детей и подростков. Книга для родителей. М., 2019.