Рабочая программа внеурочной деятельности «занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов» «Киноискусство» 1 год (9 класс)

0
0
Материал опубликован 17 November 2023

Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования














Рабочая программа

внеурочной деятельности

вариативной части для обучающихся

Направление: «занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов»

«Киноискусство»

1 год (9 класс)









Программу составила

педагог-библиотекарь

Пак Людмила Валентиновна
















Пояснительная записка


«Кино — не только самое важное, но и самое массовое из искусств». Роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. Актуальность предлагаемого курса заключается в том, что работа школьного киноклуба позволит выстроить целостную систему организации образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически значимое содержание, эффективность мультимедийной формы, возможности организовать «диалог поколений». Быстрое развитие ИКТ и средств мультимедиа, как и массовое оснащение школ компьютерной техникой, создают благоприятную среду для практического воплощения идеи школьного киноклуба.

Кинематограф является тем видом искусства, который способствует развитию мышления не менее, чем литература. Погружая зрителя в атмосферу произведения, он заставляет глубоко переживать чувства и мысли, заложенные в нем как ментальный посыл.

Немалое значение имеет и такая разновидность кинематографа, как «короткий метр» или, его более привычное название — короткометражный фильм. Программа включает, как короткометражные, так и полнометражные кинопроизведения. Выбор делается и как в пользу игровых фильмов, так и документальных. Фильмы, в хронометраже превышающие 30 минут, будут продемонстрированы в несколько этапов.

Стандартное занятие выстраивается в следующем алгоритме: вводная часть – знакомство с фильмом, его создателями, пред-история, основная часть – просмотр кинопродукта, заключающая – подведение итога занятия, коллективное обсуждение.
Помимо установленной заранее кинопрограммы, имеет место посильное участие детей в составлении списка фильмов.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся следующих компетенций:

- ценностно-смысловых,

- общекультурных,

- учебно-познавательных,

- информационных,

- коммуникативных,

-социально-трудовых,

-компетенций личностного самосовершенствования.


Цели программы – культурное воспитание учащегося, формирование умения рассуждать, создание условий выбора и его обоснования в процессе занятий кружка.

Образовательные задачи:

- развивать устойчивый интерес учащихся к кинематографу и культуре, в общем;

- активизировать мыслительную и познавательную деятельность;

- приобщать учащихся к духовно-нравственным базовым ценностям культурного и литературного наследия.

Воспитательные задачи:

- воспитывать положительное отношение к культуре кинематографа, как к неотъемлемой части человеческой жизни;

- воспитывать любознательность, инициативу, самодисциплину;

- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Развивающие задачи:

- формировать общий кругозор;

- расширять и углублять представления учащихся о мире.


Педагогические принципы:


-доступности,

-системности,

-преемственности,

-перспективности,

-развивающей направленности,

-учёт индивидуальных способностей,

- органического сочетания обучения и воспитания,

-практической направленности

- посильности

-учёт возрастных и психологических особенностей детей 16-17 лет


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.

Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.

Представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Патриотического воспитания:

Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных фильмах; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

Духовно-нравственного воспитания:

Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.

Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки.

Эстетического воспитания:

Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства.

Стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).

Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.

Трудового воспитания:

Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого.

Уважение к труду и результатам трудовой деятельности.

Экологического воспитания:

Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы.

Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.

Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

Овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира.

Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования.

Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

Потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту

и знаниям других.

Потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.

Умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.

Быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.



Метапредметные результаты включают:

Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.

Готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.

С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях.

Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.

Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.


Работа с информацией:

Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.

Общение:

Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.

Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта).

Совместная деятельность:

Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи.

Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.

Оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.

Сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

Самоорганизация:

Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль: Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения. Учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. Оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других. Выявлять и анализировать причины эмоций. Принятие себя и других: Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим.


Предметные результаты:

1)Знать основные виды современного кинематографа, знать особенности киноязыка и кино-выразительности, взаимодействия кино с явлениями художественной культуры, уметь находить связи документального и художественного кино с литературой, понимать и устанавливать связи между художественными фильмами и литературой, актуализировать личностный культурный контекст в ходе интерпретации фильмов.

2)Аргументировать свою позицию, личностное отношение к просмотренным художественным фильмам, культурным явлениям и т.п.. - формулировать личное отношение и понимание при просмотре и обсуждении художественных фильмов, текста. - понимать значение метафор, культурных знаков, символов при просмотре и обсуждении художественных фильмов.


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности


Содержание курса

Форма организации

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

История короткометражного кино

Беседа, блиц -опрос

Участвовать во вступительной беседе.

Воспринимать информацию, запоминать исторические данные. Участвовать в блиц-опросе.


«Что-то с телефоном» (1979) (по рассказу К.Булычёва «можно позвать Нину?»)

Беседа, групповая работа

Просмотр фильма «Что-то с телефоном?» Обсуждать, характеризовать главных героев.


«Телеграмма» (1957) (по одноименному рассказу К.Г.Паустовского)


Вступительная беседа, ролевая игра

Участвовать во вступительной беседе по рассказу К.Г.Паустовского. «Телеграмма», участвовать в ролевой игре

Фильмы, предложенные учащимися

Дискуссия, групповая работа


Участвовать в групповой работе: знакомство с предложенными фильмами, участвовать в дискуссии

Кино-викторина «Знаешь ли ты фильмы, поставленные по мотивам произведений известных писателей

Вступительная беседа, лекция-дискуссия, групповая работа, кино-викторина

Участие во вступительной беседе и в демонстрации видеоматериалов. Участвовать в кино-викторине

Человек и история в кинематографе. «Судьба человека» (1959)

Лекция-дискуссия, командная работа, беседа

Просмотр фильма.

Участвовать в дискуссии «Какая главная мысль в рассказе «Судьба человека». Командная работа: «Каким должен быть человек?». Участвовать в беседе о героических качествах Соколова, по просмотру фильма.

Фильм по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»(1967)

Беседа, групповая работа

Просмотр отрывка фильма по произведению М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Знакомство с героями произведения. Участвовать в групповой работе.

Обмен мнениями о том, какое из предложенных высказываний ближе всего школьникам.

Фильм по произведению А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1952)

Дискуссия, блиц-опрос

Участие в дискуссии по просмотру отрывка фильма по произведению А.С.Грибоедова «Горе от ума». Обсуждение смысла произведения, который не разделяет а, наоборот, объединяет различных персонажей произведения Грибоедова и обстоятельства, в которых они оказываются. Участвовать в блиц-опросе.

Поговорим о любви. «Олеся» (1971) (по произведению А.И.Куприна)

Лекция-дискуссия, командная работа

Просмотр и обсуждение фильма «Олеся», участвовать в командной работе, составлять психологический портрет.

Фильм «Светлана»(1997) по произведению В.А.Жуковского

Дискуссия, групповая работа.

Дискуссия о смысле баллады «Светлана». Обсуждение в группах: Чему учит произведение?

Мультипликационный фильм «Слово о полку Игореве»

Дискуссия, блиц-опрос

Блиц-опрос: в чём основная мысль произведения «Слово о полку Игореве?», для чего было написано произведение Слово о полку Игореве? В чем историческая ценность Слова о полку Игореве?

Сатира в мультипликационном кинематографе. «Как один мужик двух генералов прокормил»(1965) (по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина)

Викторина, групповая работа

Просмотр и обсуждение сказки «Как один мужик двух генералов прокормил». Участвовать в викторине.

«Собачье сердце» (1988) (по повести М.Ф.Булгакова) Сатира в кинематографе

Вступительная беседа, групповая работа

Участвовать во вступительной беседе о том, что автор хотел сказать читателю то, что собака не может стать человеком; все должно быть так как заложено природой; не нужно ничего менять, придумывать, т.к. из этого не выйдет ничего хорошего. Участвовать в групповой работе.


Фильмы предложенные учащимися

групповая работа

Участвовать в групповой работе: знакомство с предложенными фильмами


Поговорим о толерантности. «Чучело» (1981)

Дискуссия, групповая работа

Участвовать в дискуссии о толерантности. Обсуждение проблемы которые поднимает В.К.Железников в произведении «Чучело»: такие проблемы, как детская жестокость, трусость и смелость; честность и предательство, умение бороться за свое место под солнцем. Жестокими в повести оказываются одноклассники Лены Бессольцевой, которые не принимают «новенькую», издеваются и смеются над ней.

«Старший сын» (1975) (по пьесе А.Вампилова)

Вступительная беседа, групповая работа.

Участвовать во вступительной беседе по пьесе А.Вампилова «Старший сын». Групповое обсуждение: какова проблематика в пьесе «Старший сын». А.В.Вампилов поднимает в пьесе извечные общечеловеческие проблемы справедливости, совести и добра, а кроме того, проблему человеческой правды и лжи. А.В.Вампилов поднимает проблемы семьи, рассматриваемые именно в контексте родства душ.

О документальном кино. Учимся познавать непознанное. «Великая тайна воды» (2006)

Дискуссия

Участвовать в обсуждении обсуждении содержания документального фильма. Фильм рассказывает о самом привычном для нас, и в то же время о самом до сих пор неизученном веществе. О воде.

Просмотр музыкальных клипов

Вступительная беседа, групповая работа.

Участвовать во вступительной беседе в обсуждении о просмотренных музыкальных клипов в групповой работе



3.Тематическое планирование



Тема занятия

Количество часов

1

Теоретическое занятие. История короткометражного кино

0,5

2

"Что-то с телефоном" (1979) (по рассказу К. Булычёва "Можно позвать Нину?")

0,5

3

"Телеграмма" (1957) (по одноименному рассказу К.Г. Паустовского)

0,5

4

Фильмы, предложенные учащимися

1

5

Кино-викторина "Знаешь ли ты фильмы, поставленные по мотивам произведений известных писателей?"

1

6

Человек и история в кинематографе. "Судьба человека" (1959)

1,5

7

"Герой нашего времени" (1967)

1

8

«Горе от ума» (1952) (по произведению А.С. Грибоедова). Сатира в кинематографе

1

9

Поговорим о любви. "Олеся" (1997) (по произведению А.И Куприна)

1

10

"Светлана" (1984) (по произв. В.А.Жуковского")

1

11

Мультипликационный филь «Слово о полку Игореве»

1

12

"Снегурочка" (1968) ( по пьесе А.Н. Островского)

1

13

Сатира в мультипликационном кинематографе. "Как один мужик двух генералов прокормил" (1965) (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина)

0,5

14

"Собачье сердце" (1988) (по повести М.А.Булгакова). Сатира в кинематографе

1

15

Фильм, предложенные учащимися.

1

15

Поговорим о толерантности. "Чучело" (1981)

1

17

"Старший сын" (1975) (по пьесе А.Вампилова)

1

17

О документальном кино. Учимся познавать непознанное. "Великая тайна воды" (2006)

1

18

Просмотр музыкальных клипов

0,5





Итого

17 часов



Формы подведения итогов реализации программы

Одной из форм реализации программы может стать самостоятельный кинематографический продукт, созданный руками учащихся. Также это может быть самостоятельно составленный и организованный кинопоказ для одноклассников. Имеет место написание рецензий на наиболее понравившиеся произведения.




Материально-техническое обеспечение занятий.


Для реализации программы кружка необходимо:


Материально-техническое обеспечение

Методическое и дидактическое обеспечение

Учебный кабинет,  учебные столы,  стулья, компьютеры,  проектор

- Доступ в Интернет

 


Список литературы и интернет-ресурсов


1. Андроникова М. И. Сколько лет кино? М.: Искусство, 1968.

2. Баженова Л. М. Наш друг экран. Вып. 1, 2. М.: Пассим, 1995. 77 с. + 74 с.

3. Баранов О. А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. 96 с.

4. Бондаренко Е. А. В мире кино. М., 2003.

Kinopoisk.ru

rutracker.org

wikipedia.org

adme.ru



























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации