Рабочая программа внеурочной деятельности «занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов» «Киноискусство» 1 год (9 класс)
Приложение к основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа
внеурочной деятельности
вариативной части для обучающихся
Направление: «занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов»
«Киноискусство»
1 год (9 класс)
Программу составила
педагог-библиотекарь
Пак Людмила Валентиновна
Пояснительная записка
«Кино — не только самое важное, но и самое массовое из искусств». Роль кинематографа трудно переоценить. Однако современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели оказываются мало востребованы массовым зрителем. Актуальность предлагаемого курса заключается в том, что работа школьного киноклуба позволит выстроить целостную систему организации образовательной среды, в которой найдут гармоничное сочетание педагогически значимое содержание, эффективность мультимедийной формы, возможности организовать «диалог поколений». Быстрое развитие ИКТ и средств мультимедиа, как и массовое оснащение школ компьютерной техникой, создают благоприятную среду для практического воплощения идеи школьного киноклуба.
Кинематограф является тем видом искусства, который способствует развитию мышления не менее, чем литература. Погружая зрителя в атмосферу произведения, он заставляет глубоко переживать чувства и мысли, заложенные в нем как ментальный посыл.
Немалое значение имеет и такая разновидность кинематографа, как «короткий метр» или, его более привычное название — короткометражный фильм. Программа включает, как короткометражные, так и полнометражные кинопроизведения. Выбор делается и как в пользу игровых фильмов, так и документальных. Фильмы, в хронометраже превышающие 30 минут, будут продемонстрированы в несколько этапов.
Стандартное занятие выстраивается в следующем алгоритме: вводная часть – знакомство с фильмом, его создателями, пред-история, основная часть – просмотр кинопродукта, заключающая – подведение итога занятия, коллективное обсуждение.
Помимо установленной заранее кинопрограммы, имеет место посильное участие детей в составлении списка фильмов.
В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся следующих компетенций:
- ценностно-смысловых,
- общекультурных,
- учебно-познавательных,
- информационных,
- коммуникативных,
-социально-трудовых,
-компетенций личностного самосовершенствования.
Цели программы – культурное воспитание учащегося, формирование умения рассуждать, создание условий выбора и его обоснования в процессе занятий кружка.
Образовательные задачи:
- развивать устойчивый интерес учащихся к кинематографу и культуре, в общем;
- активизировать мыслительную и познавательную деятельность;
- приобщать учащихся к духовно-нравственным базовым ценностям культурного и литературного наследия.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к культуре кинематографа, как к неотъемлемой части человеческой жизни;
- воспитывать любознательность, инициативу, самодисциплину;
- воспитывать у учащихся чувство коллективизма и умение сочетать индивидуальную работу с коллективной.
Развивающие задачи:
- формировать общий кругозор;
- расширять и углублять представления учащихся о мире.
Педагогические принципы:
-доступности,
-системности,
-преемственности,
-перспективности,
-развивающей направленности,
-учёт индивидуальных способностей,
- органического сочетания обучения и воспитания,
-практической направленности
- посильности
-учёт возрастных и психологических особенностей детей 16-17 лет
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны.
Неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Патриотического воспитания:Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России; ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных фильмах; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.
Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки.
Эстетического воспитания:Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; понимание эмоционального воздействия искусства.
Стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность).
Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья.
Трудового воспитания:Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого.
Уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:Овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира.
Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования.
Адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:Потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту
и знаниям других.
Потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.
Умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
Быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты включают:
Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории.
С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях.
Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.
Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
Применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев. Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления. Оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно.Общение:
Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.
Понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.
Публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта).
Совместная деятельность:
Понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи.
Принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.
Выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.
Оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия.
Сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Самоорганизация:Самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль: Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения. Учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. Оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: Различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других. Выявлять и анализировать причины эмоций. Принятие себя и других: Осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим.Предметные результаты:
1)Знать основные виды современного кинематографа, знать особенности киноязыка и кино-выразительности, взаимодействия кино с явлениями художественной культуры, уметь находить связи документального и художественного кино с литературой, понимать и устанавливать связи между художественными фильмами и литературой, актуализировать личностный культурный контекст в ходе интерпретации фильмов.
2)Аргументировать свою позицию, личностное отношение к просмотренным художественным фильмам, культурным явлениям и т.п.. - формулировать личное отношение и понимание при просмотре и обсуждении художественных фильмов, текста. - понимать значение метафор, культурных знаков, символов при просмотре и обсуждении художественных фильмов.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
3.Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
1 | Теоретическое занятие. История короткометражного кино | 0,5 |
2 | "Что-то с телефоном" (1979) (по рассказу К. Булычёва "Можно позвать Нину?") | 0,5 |
3 | "Телеграмма" (1957) (по одноименному рассказу К.Г. Паустовского) | 0,5 |
4 | Фильмы, предложенные учащимися | 1 |
5 | Кино-викторина "Знаешь ли ты фильмы, поставленные по мотивам произведений известных писателей?" | 1 |
6 | Человек и история в кинематографе. "Судьба человека" (1959) | 1,5 |
7 | "Герой нашего времени" (1967) | 1 |
8 | «Горе от ума» (1952) (по произведению А.С. Грибоедова). Сатира в кинематографе | 1 |
9 | Поговорим о любви. "Олеся" (1997) (по произведению А.И Куприна) | 1 |
10 | "Светлана" (1984) (по произв. В.А.Жуковского") | 1 |
11 | Мультипликационный филь «Слово о полку Игореве» | 1 |
12 | "Снегурочка" (1968) ( по пьесе А.Н. Островского) | 1 |
13 | Сатира в мультипликационном кинематографе. "Как один мужик двух генералов прокормил" (1965) (по сказке М.Е. Салтыкова- Щедрина) | 0,5 |
14 | "Собачье сердце" (1988) (по повести М.А.Булгакова). Сатира в кинематографе | 1 |
15 | Фильм, предложенные учащимися. | 1 |
15 | Поговорим о толерантности. "Чучело" (1981) | 1 |
17 | "Старший сын" (1975) (по пьесе А.Вампилова) | 1 |
17 | О документальном кино. Учимся познавать непознанное. "Великая тайна воды" (2006) | 1 |
18 | Просмотр музыкальных клипов | 0,5 |
| | |
| Итого | 17 часов |
Формы подведения итогов реализации программы
Одной из форм реализации программы может стать самостоятельный кинематографический продукт, созданный руками учащихся. Также это может быть самостоятельно составленный и организованный кинопоказ для одноклассников. Имеет место написание рецензий на наиболее понравившиеся произведения.
Материально-техническое обеспечение занятий.
Для реализации программы кружка необходимо:
Материально-техническое обеспечение | Методическое и дидактическое обеспечение |
Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, проектор | - Доступ в Интернет |
Список литературы и интернет-ресурсов
1. Андроникова М. И. Сколько лет кино? М.: Искусство, 1968.
2. Баженова Л. М. Наш друг экран. Вып. 1, 2. М.: Пассим, 1995. 77 с. + 74 с.
3. Баранов О. А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
4. Бондаренко Е. А. В мире кино. М., 2003.
Kinopoisk.ru
rutracker.org
wikipedia.org
adme.ru