Рабочая программа воспитателя. Средняя группа
Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение
Шатовский детский сад «Радуга»,
Арзамасский района, Нижеголодская область
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДЕНО:
На педагогическом совете№1 приказом заведующего
От «01» 09 2017г. № 45/1 от «01щ0» 09. 2017г.
Рабочая программа воспитателя,
Средней группы (4-5 лет)
На 2020-2021 учебный год
Составитель программы:
Булынкина Ольга Викторовна
2020 г.
Содержание программы
1. Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка ----------------------------------------------------------------------3
1.2. Цели и задачи Программы ---------------------------------------------------------------4
1.3.Принципы и подходы к формированию программы-----------------------------------4
1.4 Возрастные особенности детей 4-5 лет ----------------------------------------------------5
1.6.Целевые ориентиры-----------------------------------------------------------------------------7
1.7 Планируемые результаты по образовательным областям -----------------------------8
2. Содержательный раздел.
2.1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие-----------------11
2.2. Образовательная область «Познавательное развитие»--------------------------------.13
2.3. Образовательная область «Речевое развитие»--------------------------------------------15
2.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»----------------16
2.5. Образовательная область «Физическое развитие» --------------------------------------19
2.6.. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников. -----------------------------------23
3. Организационный раздел.
3.1. Планирование образовательной деятельности-------------------------------------------27
3.2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждение-----------29.
3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОУ…….....………-----------34
3.4.Условия реализации Программы-------------------------------------------------------------35
3.5 Мониторинг усвоения программы воспитанниками--------------------------------------35
4. Учебно-методическое обеспечение -----------------------------------------------------------------36
.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы МБДОУ Шатовский детский сад и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Подред. Н. Е. Веракса,
Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой, образовательной программы ДОУ - в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. Программа предназначена для детей 4-5 лет и рассчитана на 38 недель, что соответствует перспективному планированию по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, учебному плану ДОУ.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно -образовательного процесса детей средней группы и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
При разработке Программы учитывались следующие нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации » от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N 30384),
- Письмо Министерства образования и науки РФ и Департамента общего образования от 28 февраля 2014 года N 08-249 «Комментарии к ФГОС
дошкольного образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564),
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 N 30038)
- Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Шатовский детский сад».
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования и включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
1.2.Цели и задачи реализации Программы.
Цель Программы:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Цели и задачи программы. Цель Программы достигается через решение следующих задач:
Задачи на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС ДО:
1. охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2.обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
3.создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
4.объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5.формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
6.формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
7.обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
8.обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа строится на основе следующих педагогических принципов:
1)Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2)Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3)Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4)Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5)Сотрудничество Организации с семьёй;
6)Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7)Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8)Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9)Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В основе Программы лежат следующие методологические подходы:
1. Личностно-ориентированный подход (определяет развитие разносторонней личности, индивидуальности человека как магистральное направление педагогической деятельности):
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, разностороннее, свободное и творческое развитие каждого ребёнка, реализация его природного потенциала, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития воспитанников.
- целостное развитие дошкольников и готовность личности к дальнейшему развитию,
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
психологическая защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации,
- развитие ребёнка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями, создание условий для воспитания и обучения каждого воспитанника с учётом индивидуальных особенностей его развития (дифференциация и индивидуализация).
2. Системно-деятельный подход (определяет развитие ребенка в деятельности): построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
- формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитанников в различных видах деятельности; организация детской деятельности, в процессе которой воспитанники самостоятельно делают «открытия», узнают новое путём решения проблемных задач,
- креативность – «выращивание» у воспитанников способности переносить полученные знания в ситуации самостоятельной деятельности, инициирование и поощрение потребности детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций,
- овладение культурой: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства, обеспечение способности ребёнка ориентироваться в мире и действовать (или вести себя) в соответствии с интересами и ожиданиями других людей, социальных групп, общества и человечества в целом.
3. Компетентностный подход, в котором основным результатом образовательной деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.
4. Диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие его творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений.
5. Средовой подход, предусматривающий использование возможностей развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка
1.4. Возрастные особенности детей 4 - 5 лет.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых, большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонацию выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
В этом возрасте возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно возникает потребность в признании и уважении сверстника.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации. Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
В возрасте 4-5 лет начинают проявляться и складываться первые устойчивые интересы ребенка. Возникает первое аффективное обобщение, возникает замещение и переключение интересов, и на этой основе формируется избирательность (по отношению к содержанию, к действию, к способу и т.д.).
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
1.5.Целевые ориентиры освоения программы:
● ребёнок проявляет инициативность и самостоятельностью разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
● ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
● ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
● творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
● у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
● ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
● ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности
.
1.6.Планируемые результаты по образовательным областям
4-5 лет | Развитие игровой деятельности: -ребёнок умеет объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступает в соответствии с правилами и общим игровым замыслом; -проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками; выдвигает игровые замыслы, умеет договариваться со сверстниками, распределять между собой материал, согласовывает действия и совместные усилия для достижения результата; проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами; - проявляет творчество в создании игровой обстановки, в театрализации эпизодов любимых сказок, в имитации действий животных, сказочных героев и пр.; - в играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу; - доброжелателен в общении с партнёрами по игре. Социализация, развитие общения, нравственное воспитание: - ребёнок проявляет личное отношение к соблюдению элементарных моральных норм: взаимопомощи, сочувствия к ближнему и несогласия с действиями обидчика; одобрения действий того, кто поступил справедливо; - внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения; - в привычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «Вы»)Ребенок в семье и сообществе: - имеет представление о своём росте и развитии, о своём прошлом, настоящем и будущем; имеет представление о правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, в природе; - проявляет уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола; - имеет представление о семье и её истории. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание: - ребёнок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определённых действий для достижения результата; - умеет самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке детского сада. - ребёнок проявляет положительное отношение к труду взрослых, профессиям, технике; охотно отражает эти представления в играх; умеет выполнять индивидуальные и коллективные поручения, умеет договариваться о распределении коллективной работы с помощью воспитателя, заботиться о своевременном завершении совместного задания, ответственно относится к порученному заданию; Формирование основ безопасности: ребёнок с интересом познаёт правила безопасного поведения в играх с песком, в подвижных играх и при пользовании спортивным инвентарём; - в повседневной жизни стремится соблюдать правила безопасного поведения в помещениях и на улицах города; - умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения непредвиденных и опасных для жизни и здоровья ситуаций. |
| О.О. «Познавательное развитие» |
лет | - Знает своё имя, фамилию, имена родителей, адрес проживания - Рассматривает- иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним; - Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека; - Проявляет интерес к познавательно — исследовательской деятельности; - Ориентируется в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета, на плоскости); - Знает и называет диких и домашних животных, одежду, мебель, обувь, посуду, деревья; - Сравнивает количество предметов в группах до пяти на основе счёта, приложением, наложением; - Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме, назначению; - Понимает смысл слов «утро», «день», «вечер», «ночь», определяет части суток, называет времена года, их признаки последовательность; Имеет доступные представления о государственных праздниках, о Российской армии, воинах, которые охраняют наш Родину . |
| О.О. «Речевое развитие» |
4-5 лет | - доброжелательно общается с другими детьми; в быту, в самостоятельных играх посредством речи взаимодействует и налаживает контакты друг с другом; - умеет отчётливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями; -рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном, по вопросам составляет по картинке рассказ из 3-4 простых предложений; -умеет вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая взрослого; -умеет слушать новые сказки; рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает героям произведения; -совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи; - использует все части речи. простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами; -совместно со взрослым пересказывает знакомые сказки, читает короткие стихи; -слышит и интонационно выделяет звуки в слове с помощью взрослого. |
| О.О. «Художественно-эстетическое развитие» |
4-5 лет | -Способен преобразовывать постройки в соответствии заданием взрослого; - Проявляет интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги; -Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат, прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы; -Изображает предметы путем создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разного материала; - Объединяет предметы в сюжеты; - Знаком с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, может использовать в своей творческой деятельности; -Имеет предпочтения в выборе музыкального произведения для слушания; - Выполняет движения отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения; -Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскок, движения парами по кругу, кружение по одному и в парах; - Может выполнять движения с предметами; - Узнаёт песни по мелодии; - Может пусть протяжно, чётко произносить слова; - Может вместе с другими детьми - начать и закончит пение |
| О.О. «Физическое развитие» |
4-5 лет | -Знает о значении для здоровья для утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня; -Соблюдает элементарные правила личной гигиены, опрятности; -Умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, убирать одежду и обувь в шкафчик; -Ловит мяч с расстояния; -Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает о пол; -Строится по заданию взрослого в шеренгу по одному, парами, в круг; -Определяет положение предмета в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении, находит правую и левую руку. |
2.Содержательный раздел
Содержание образовательного процесса ДОУ построено на основе Общеобразовательной Программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – 4-е изд., испр. - М.: Мозаика - Синтез, 2016., разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области:
● социально-коммуникативное развитие;
● познавательное развитие;
● речевое развитие;
● художественно-эстетическое развитие;
● физическое развитие.
Задачи работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках организованной детской деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Воспитание и обучение в учреждении осуществляется на русском языке.
Целостность образовательного процесса в учреждении обеспечивается реализацией основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- 4 изд., испр. и доп.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016 г., разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Образовательный процесс обогащен за счет используемых в МДОУ программ и технологий, обеспечивающих разнообразие и вариативность содержания образования.
2.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая:
моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Методическое обеспечение образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
| Социализация развитие общения, нравственное воспитание | |||
| Сюжетно-ролевая | Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: Средняя группа». —М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016г. с.9-49 | ||
| Театрализованная игра | Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: Средняя группа». М. Мозаика- Синтез:, 2016г.. c.52-123 | ||
| Дидактическая игра | Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: Средняя группа». —М.: Мозаика- Синтез, 2016г. с. 141-145, с. 154 | ||
| Этическая беседа | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками. для занятий с детьми 4-7 лет». - М. Мозаика- Синтез:, 2016г. с, 12-14, с.26-29, 49-50 | ||
| Чтение художественной литературы | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками. для занятий с детьми 4-7 лет». - М. Мозаика- Синтез:, 2016г. с.71 | ||
Ребенок в семье и сообществе | ||||
Этическая беседа | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками. для занятий с детьми 4-7 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2016г. c.20-21 | |||
Чтение художественной литературы | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками. для занятий с детьми 4-7 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2016г. c.71 | |||
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание | ||||
Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 201 6г. „.48-57, с.82-89 | ||||
Дидактическая игра | Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: Средняя группа» - М. Мозаика- Синтез:, 2016г. с. 141-145, с. 154 Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет». М., Мозаика- Синтез- 201 5г. с. 106-109 | |||
Чтение художественной литературы | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками. для занятий с детьми 4-7 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2016г.с.71 | |||
Этическая беседа | В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками. для занятий с детьми 4-7 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2016 г. с.56, с-65-66 | |||
Формирование основ безопасности | ||||
Беседа | К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников. для занятий с детьми 2-7 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2016г. c.8-61 Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2016г. с. 17-24. с.68-69 | |||
Дидактическая игра | Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет». - М.: Мозаика- Синтез, 2016г.-. сл, с.74-75 | |||
Чтение художественной литературы | Т.Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет». - М. Мозаика- Синтез:, 2016г. с.83-103 |
2.2Образовательная область «Познавательное развитие»
Содержание образовательной работы по познавательному развитию предполагает:
сенсорное развитие;
развитие познавательно- исследовательской и продуктивной(конструктивной) деятельности;
формирование элементарных математических представлений;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
Формирование элементарных математических представлений | | ||
Организованная образовательная деятельность (фронтальная) | Конспекты занятий из расчета 1 раз в неделю-всего 36 занятий в год ИЛ. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа». - М. Мозаика- Синтез, 2016г. с. 54-55 Сентябрь: №1-12с,№2-13с.,№3-14с Октябрь : №1-15 с.,№2-17 с..№ 3-18с.,№4-19с. Ноябрь: №1-21с.№2-23с..№3-24 с.,№4-25 с. Декабрь: №1-28 с.. №2-29 с.,№3-31 с .,№4-32с. Январь: №1-33с., №2-34с.,№3-35с,№4-36с. Февраль: №1-37с..№2-39с.,№3-40с,№4-42с. Март: №1-43с.,№2-44с.,№3-45с.,№4-46с, Апрель: №1-48с.№2-49с,№3-50с.,№4-51с. Май: (4 занятия) повторение материала | ||
Дидактические игры и игровые упражнения | ИЛ. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа». - М. Мозаика- Синтез, 2016г. с. 54-55 Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: Средняя группа». - М.: Мозаика- Синтез, 6г, с. 135-140, с. 154 | ||
| Ознакомление с предметным и социальным миром |
Организованная образовательная деятельность (фронтальная) | «Ознакомление с окружающим» из расчета1 занятие в неделю — всего 36 занятий в год (в том числе ознакомление с соц. миром 18 занятий, ознакомление с природой 18 занятий. О.В.. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа». - М.: Мозаика –Синтез, 2016г. с .Сентябрь: (4 занятия) стр.12-15 Октябрь : (2 занятия) стр.15-21 Ноябрь: (4 занятия) стр.21-28 Декабрь: (4 занятия) стр.28-33 Январь: (4 занятия) стр33-37 Февраль: (4 занятия) стр37-42 Март: (4 занятия) стр43-47 Апрель: (4 занятия) стр.48-53 Май: (4 занятия) повторение материала |
Наблюдения | О.А. Соломенникова Ознакомление с природой в детском саду средняя группа». - : Мозаика –Синтез, 2016г. с.74-91 Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: Средняя группа». М. Мозаика –Синтез:, 2016 |
Дидактические игры | О.В. «Дыбина «Ознакомление с природным и социальным окружением. Средняя группа». - М. Мозаика –Синтез:, 2016г.с.61 -82 Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности: Средняя группа». - М.:, Мозаика –Синтез с. 128-131, 153-154 JI.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет». - М. Мозаика –Синтез . стр.. 12-l З, с. 28-29, С.32-39, 60-61 |
Беседа (обсуждения, исследования) | О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа». -М.Мозаика –Синтез:, 2016г..c.53-61 Е.Е. Крашенинников. «Развитие познавательных способностей дошкольников». - М.: Мозаика –Синтез, 2016 .с.8-65 |
Опыты-эксперименты | А.Е. Веракса, «Познавательно--исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет». - М. Мозаика –Синтез:, 2016. с.9-78 |
2.3Образовательная область «Речевое развитие»
Содержание образовательной работы по речевому развитию включает: владение речью как средством общения;
-обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
-развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
-воспитание интереса и любви к чтению;
-развитие литературной речи;
-воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Организованная образовательная деятельность (фронтальная) | Конспекты занятий «Развитие речи» из расчета раз в неделю — всего 36 занятий в год: Сентябрь №1-27с.,№2-28с., №3-29с.,№;-30с. Октябрь :№1-31с.,№2- 32с.,№3-33с.,№4-34с. Ноябрь №1-35с.,№2-36с.,№3-38с,№4-39с. Декабрь :№1-43с.,№2-44с.,№3- 45с.,№4-46с., Январь: №1-48с,,№2-49с.,№3- 50с.,№4-52с., Февраль :№1-53с.,№2- 53с.,№3-55с.,№4-56с. Март :№1-59с.,№2-60с.,№3-61с.,№4-62с.,. Апрель :№1-63с.,№263с.,№3-65с.,№4-65с., Май :№168с.№2-69с.,№3-70с.,№4-71с. В.В.. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа». - М.:Мозаика-Синтез, 2016г. |
Чтение художественной литературы | «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 4-5 лет» - М.Мозаика-Синтез,, 2017г. |
Дидактическая игра | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа». - М.: .:Мозаика-Синтез,, 201 (. с.73-75) Н.Ф. Г убанова «Развитие игровой деятельности: Средняя группа». - М. .:Мозаика-Синтез,, 2016г.c.131-135, c.153 |
2.4.Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Содержание образовательной работы в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает:
развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
развитие детского творчества;
приобщение к изобразительному искусству.
Методическое обеспечение образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование | |
Организованная образовательная деятельность | Конспекты занятий из расчета 1 раз в неделю — всего 36 занятий в год Сентябрь №1-23с.№2-25с.,№3- 27с.,№4- 30с. Октябрь №1-31с.,,№2-33с.,№3-34с,№4- 36с, Ноябрь :№1-77с,№2-40с.,№3-42с.,№4-43с., Декабрь:№1-45с.,№2-47с.,№3-48с.,№4-50с.. Январь:№1-51с.,№2-52с.,№3-56с.,№4-57с.. Февраль:№1-58с,,№2-60с.,№3-61с..№4-62с. Март №1-64с.,№2-68с.,№3-69с.,№4-71с. Апрель :№1-72с.,№2-74с.,№3-75с,№4-77с, Май :№1-78с.,№2-80с.,№3-81с,№4-82с Т, С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» Средняя группа М..:Мозаика-Синтез,2016г. |
| Дидактическая игра | Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: Средняя группа». - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 201613.c.148-152,c.154 | ||
| Лепка | |||
| Организованная образовательная деятельность фронтальная | Конспекты занятий из расчета 1 раз в 2недели — всего 18 занятий в год Сентябрь (2 занятия): №1-23с, №2-24с. Октябрь (2 занятия): №1-32с..№2-35с, Ноябрь (2 занятия): №1-39с.,№2-42с. Декабрь (2 занятия): №1-47с.,№2-48с., Январь (2 занятия): №1-51с.,№2-55с Февраль (2 занятия): №1-61с.№2-62с. . Март (2 занятия): №1-66с,№2-69с. Апрель (2 занятия): №1-73с,№2-76с. Май (2 занятия): №1-78с.,№2-82с Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа». - М.Мозаика-Синтез, 2016г. | ||
Аппликация | ||||
Организованная образовательная деятельность (фронтальная) | Конспекты занятий из расчета 1 раз в 2 недели — всего 18 занятий в год Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа». — М.: Мозаика –Синтез 2016г, Сентябрь (2 занятия): №1-.27с, №2-27с Октябрь (2 занятия): №1-.30с,№2-34с Ноябрь (2 занятия): №1-39с,№2-41с Декабрь (2 занятия): №1-46,№2-49с. Январь (2 занятия): №1-52с,№2-54с. Февраль (2занятия): №1-60с.,№2-63с. Март (2 занятия): №1-64с,№2-66с. Апрель (2 занятия): №1-73с,№2-75с. Май (2 занятия): №1-79с,№2-81с. | |||
Конструктивно-модельная | ||||
Реализация задач в режимных моментах | Л.В. куцакова Конструирование из строительного материала М.: Мозаика-Синтез, 2016 А.В. Куцакова «Конструирование из природного материала» Средняя группа .. М 2014г.(стр13-68) Л.Г. Комарова «Строим из Lego» (стр.40-51) | |||
Музыка | ||||
М.Б. Зацепина, Г.Е. Жукова. Музыкальное воспитание в детском саду. средняя группа М.: Мозаика-Синтез 2017. СЕНТЯБРЬ: 1-.Стр 39, 2- Стр 41, 3-СТР. 43, 4. Стр. 45, 5- Стр.46, 6- Стр.49, 7- СТР.51, 8-стр. 53. ОКТЯБРЬ: 9-Стр.55, 10.-Стр.57, 11 -Стр 59, 12-Стр.61, 13- СТР.63, 14- Стр.65,15- Стр.67, 16-Стр. 70. НОЯБРЬ : 17-Стр.74, 18.-СТР,76, 19-CTP.77, 20- СТР.79, 21- СТР.82, 22- СТР.83, 23- СТР.86, 24-СТР. 89. ДЕКАБРЬ: 25-СТР, 90, 26-СТР.92, 27-СТР.94, 28- СТР.96, 29- СТР.98, З0- Стр.99, 31- стр.101,. 32-СТР, 102. ЯНВАРЬ: 33-СТР.104, 34-СТР.106, 35-Стр.107, 36- стр. 109, 37- стр. 110 , 38- СТР. 113, 39- СТР.115, 40-стр.117. ФЕВРАЛЬ: 41- СТР. 1l9, 42-CTP.121, 43-СТР.125, 44- СТР.127, 45- СТР. 127, 46- СТР. 128, 47- СТР. 130, 48-СТР. 132. МАРТ: 49-СТР. 134, 50-СТР.136, 51-СТР.137, 52- СТР. 139, 53- СТР. 141, 54- СТР. 142, 55- СТР. 144,. 56-СТР. 146. АПРЕЛЬ: 57-стр.148, 58-СТР.150, 59- СТР. 152, 60- СТР.154, 61- СТР.156, 62- СТР.158, 63-СТР. 160, 64- СТР.162. Май: 65-СТР.165, 66-СТР.167, 67- СТР. 168, 68- СТР.170,69- СТР.172, 70 –СТР.173,71--СТР. 175, 72- СТР.176. | ||||
Конструктивно-модельная деятельность | ||||
Итоговые задания | Л,вВ. Куцакбва «Конструирование из строительного материала: | |||
| Средняя группа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014г. с.13-69 Л.В, Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском сад М.: ТЦ Сфера, 2016г. с.46-59 | |||
Дидактическая игра | Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности: Средняя г мпа». - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. с. 140-141, с. 154 |
2.5.Образовательная область «Физическое развитие»
Содержание образовательной работы по физическому развитию включает:
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей:
- продолжение работы по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций;
- проведение под руководством медицинских работников комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода). Обеспечение пребывания детей на воздухе в соответствии с режимом дня;
- организация и проведение различных подвижных игр (зимой - катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; в теплый период года - катание на велосипеде);
- при наличии условий обучение детей плаванию;
- ежедневная утренняя гимнастика продолжительностью 6-8 минут;
- создание эмоционального благополучного климата в группе.
Методическое обеспечение образовательной области «Физическое развитие»
4-5 лет | |
Организованная образовательная (еятельность (фронтальная | Л.и. Пензулаева Физическая культура в детском саду Средняя группа М.: Мозаика-синтез 20116. Сентябрь (8 занятий): стр. 20-30 Октябрь (8 занятий): стр. 31-39 Ноябрь (8 занятий): стр. 40-48 Декабрь (8 занятий): стр. 49-57 Январь (8 занятий): стр. 58-66 Февраль (8 занятий): стр. 66-73 Март (8 занятий): стр. 73-80 Апрель (8 занятий): стр.81-89 Май (8 занятий): 589-95 |
Утренняя гимнастика | Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика с 3-7 лет» м.: Мозаика-Синтез 2017. |
Гимнастика после сна | Т.Е.Харченко Бодрящая гимнастика для дошкольников С-П.: детство-Пресс, 2019 |
Подвижные игры | Э.Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр» - М.: Мозаика-Синтез,2017. |
Малоподвижные игры и игровые упражнения | М.М, Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» - М.Мозаика-Синтез, 2017 |
Формы и методы оздоровления детей средней группы .
Вид деятельности | Возрастные группы | Периодичность | Ответственный | ||||
1.Физкультурно- оздоровительная деятельность | |||||||
Утренняя гимнастика | Средняя группа (4-5 лет) | Ежедневно 6-8 мин | Воспитатели | ||||
Динамическая разминка в форме: физических упражнений; танцевальных движений; п/игры малой и большой подвижности | Средняя группа (4-5 лет) | 1 раз в неделю 20 мин | Воспитатели | ||||
Физминутки | Средняя группа (4-5 лет) | Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (2-3мин) | Воспитатели | ||||
Подвижные игры: Сюжетные Безсюжетные Игры-забавы Соревнования Эстафеты аттракционы | Средняя группа (4-5 лет) | Ежедневно в помещении и на прогулке 15-25 мин | Воспитатели | ||||
Подвижные игры во время утреннего приёма | Средняя группа (4-5 лет) | Ежедневно 5-7 мин | Воспитатели | ||||
Игровые упражнения: Подлезание пролезание перелезание Зоркий глаз | Средняя группа (4-5 лет) | Ежедневно в помещении и на прогулке. Форма организации и длительность зависят от индивидуальных особенностей и потребностей детей | Воспитатели | ||||
| | ||||||
Физические упражнения и игры: Игры с элементами логоритмики Пальчиковая гимнастика | | | | ||||
Средняя группа (4-5 лет) | Ежедневно сочетая упражнения по выбору 5-8 мин. | Воспитатели | |||||
Индивидуальная работа по развитию движений. | | | | ||||
Средняя группа (4-5 лет) | Ежедневно в помещении и на прогулке сочетая упражнения по выбору 5-8 м | Воспитатели Инструктор по физ.культуре | |||||
Гимнастика после сна с элементами корригирующих упражнений | Средняя группа (4-5 лет) | Ежедневно 6-8 мин | Воспитатели | ||||
Упражнения на релаксацию | Средняя группа (4-5 лет) | По необходимости в течение дня 2 -3мин | Воспитатели | ||||
2.Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре | |||||||
Физкультурные занятия: *сюжетно-игровые; *Игровые; *контрольно- проверочные | Средняя группа (4-5 лет) | 2 раза в неделю 20 мин | Инструктор по физ.культуре Воспитатели | ||||
Музыкально-ритмические движения | Средняя группа (4-5 лет) | На музыкальных занятиях 8-10 мин | Музыкальный руководитель Воспитатели | ||||
3.Организация самостоятельной двигательной деятельности | |||||||
.Самостоятельная двигательная деятельность | Средняя группа (4-5 лет | Ежедневно во всех группах в помещении и на открытом воздухе. Характер и продолжительность зависят от погодных условий, индивидуальных данных и потребностей детей. | Инструктор по физ.культуре Воспитатели | ||||
4.Физкультурно-массовые мероприятия | |||||||
Физкультурный досуг Спортивный праздник | | | | ||||
Средняя группа (4-5 лет) | 1 раз в месяц 30-40 мин | Инструктор по физ.культуре Воспитатели | |||||
Средняя группа (4-5 лет) | 2 раза в год 50-70мин | Инструктор по физ.культуре Воспитатели | |||||
| | |
2.6.Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих всестороннее развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольной организации заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
-открытость дошкольной образовательной организации для родителей;
-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
-дифференцированный подход к каждой семье;
-равная ответственность родителей и педагогов.
Основные задачи взаимодействия с семьей
Взаимопознание и взаимоинформирование.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
– изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
– знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
– информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
– создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
– привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (селе, области);
– поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их реализации в семье.
При сотрудничестве с родителями коллектив использует следующие формы работы:
1) Практические:
• Участие родителей в спортивных мероприятиях, походах;
• Участие родителей в творческих выставках, конкурсах, праздниках и развлечениях в детском саду;
• Участие родителей в групповых и общих родительских собраниях;
• Участие родителей в работе групповых родительских комитетов и родительского комитета детского сада;
• Добровольное участие в создании предметно- развивающей среды ДОУ.
2) Информационные:
• Информационные стенды;
• Папки- передвижки;
• Выставки детских работ;
• Фотовыставки;
• Открытые просмотры организованной образовательной деятельности.
• Педагогические консультации и беседы.
Перспективный план работы с родителями детей средней группы (4-5 лет) на 2020-2021 г
Месяц | Групповые консультации, индивидуальные беседы | Тематика наглядной информации | Активные формы работы |
Сентябрь | 1. Консультация -«Возрастные и психологические особенности детей среднего возраста» -«Режим дня в детском саду» -«Как одеть ребенка на прогулку осенью» 2.Беседа - «Как семья провела лето?» «Что умеет 4-летний ребенок» | 1.Оформление стенда «Для вас, родители».
2.Изготовление папки-передвижки «Безопасность ребенка на дороге» 3.Фотовыставка «Как мы провели лето». | Анкетирование «Мой ребенок: какой он». Родительское собрание «Цели и задачи учебно-воспитательной деятельности на учебный год» Конкурс плакатов «Я примерный пешеход» |
Октябрь | 1.Консультация: -«Как развить память, внимание, мышление ребенка» --«Профилактика ОРЗ в осенний период» - «Вредные привычки у детей: как с ними бороться» 2.Беседа -«Рациональное питание детей дошкольного возраста» -«Обследование речи детей», беседа по итогам обследования. | 1Фотовыставка «Бабушек мы крепко любим».
2.Наглядная информация «Особенности развития речи детей» 3.Изготовление папки-передвижки «Безопасный дом» | Досуг «День пожилого человека» Конкурс осенних поделок «Дары осени» Проведение осеннего праздника |
Ноябрь | 1.Консультация -«Какие игрушки нужны детям» -«Здоровье без лекарств» -«Вежливость воспитывается вежливостью” - «Приучаем ребенка к правилам личной гигиены». 2.Беседа -«Компьютер и телевизор: за и против» -«Коли семья вместе, так и душа на месте». | 1.Творческая выставка «Все умеют наши мамы». 2.Памятка «Профилактика простудных заболеваний». 3.Изготовление информационного стенда «Детский спорт» 4.Папка- передвижка «Игры на развитие мелкой моторики детей» | Экологическая акция «Поможем нашим друзьям - птицам».(изготовление кормушек) Праздник «День матери» |
Декабрь | 1.Консультация -«Зимние игры на прогулке с детьми» - «Как развивать речь младших дошкольников» -«Как одеть ребенка на прогулку зимой» 2. Практикум-беседа - «Артикуляционная гимнастика» -«Детское любопытство» 3.Беседа «Ребенок и домашние животные» . | 1. Изготовление папки-передвижки «Трудовое воспитание» 2.Информационный стенд: «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей». 3.Информационный стенд: «Безопасный Новый год». 4.Памятка «Как организовать детский праздник дома». | Новогоднее праздничное представление «Что такое Новый год» Творческая мастерская по изготовлению елочных игрушек. Помощь родителей в организации и проведении новогоднего праздника (оформление группы, изготовление костюмов). |
Январь | 1.Консультация -«Где найти витамины зимой» - «Двигательная активность, здоровье и развитие ребенка» -«Волшебный мир книги.» 2.Беседа -«Кому нужен логопед?» - «Давайте, пальчики, дружить» | 1.Фотовыставка «Нам праздник чудесный зима принесла». 2. Памятка «Учимся правильно накрывать на стол» 3.Изготовление папки-передвижки «Речевое развитие детей 4-5 лет» 4. Памятка «Осторожно, гололед». | Родительское собрание « Анкетирование |
Февраль | 1.Беседа -«Закаливание» - «Как провести выходные с ребенком» - «Как научить ребенка любить природу» 2.Консультация -«Гимнастика для глаз» - «Патриотическое воспитание»
| 1. Памятка для родителей: «Роль папы в воспитании детей». 2.Выставка «Мы с папой» 3.Изготовление информационного стенда «Ребенок и чужие люди» 4.Наглядный материал «Детские страхи» | . Утренник «Мой папа – защитник Отечества» Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. « Экологический досуг «Знатоки природы» |
Март | 1.Консультация -«Как отвечать на детские вопросы» -«Разный темперамент – разная эмоциональность». -«Приучаем ребенка к правилам личной гигиены». 2.Беседа «Значение рисования, лепки и аппликации для всестороннего воспитания и развития ребенка» - «Как преодолеть капризы» | 1.Фотовыставка «Я и моя мама» 2.Папка -передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка» 3.Памятка«Веселая математика в семье» 4.Наглядно – текстовая информация «Этикет». | Утренник «Праздник 8 Марта» Анкетирование «Какой Вы родитель?» Развлечение«Широкая Масленица» Экологическая акция «Скворечник» Праздник «День птиц» |
Апрель | 1. Консультация -«Экологическое воспитание в семье» - «Как научить ребенка любить книгу и заботиться о ней» - «Я и дорога». 2.Беседа«Дыхательная гимнастика детей с ЛОР заболеваниями» 3.Советы родителям «Домашний игровой уголок, его безопасность». | 1.Памятка «Создание благоприятной семейной обстановки». 2. Папка-передвижка «Здоровье всему голова» 3.Памятка для родителей «Наказание: польза или вред? ». 4. Наглядная информация для родителей «Домашние обязанности четырехлетнего ребенка» | Спортивный досуг «Спорт – это здоровье, сила, радость, смех». . Родительское собрание«Чему научились наши дети за прошедший год». Цель: ознакомление родителей с итогами работы ДОУ. |
Май | 1.Рекомендации «Летний отдых» 2.Беседа «Режим работы детского сада на летний период» 3.Консультация -«Как избежать неприятностей на природе» -«Причины детского непослушания». | 1.Изготовление папки-передвижки «9 Мая» .2.Фотогазета «Интересно мы живем» 3.Информационный стенд: «Первая помощь при ссадинах, порезах, укусах насекомых». . | 1Проведение досуга «Здравствуй лето» 2Анкетирование «Ваше мнение о работе ДОУ»;». Цель: выявление отношения родителей к работе ДОУ. 3.Экологическая акция «Озеленение участка, посадка цветов на клумбах.» |
3. Организационный раздел.
3.1. Планирование образовательной деятельности.
По действующему СанПиН2.4.1.3049-13 для детей пятого года жизни непосредственно образовательная деятельность составляет не более 11 занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут (всего 3 часа 40 минут в неделю). Занятия, требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (среда, четверг). Для профилактики утомления детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в средней группе не превышает 40 минут. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности – не менее 10 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физминутка, которая позволяет отдохнуть, снять мышечное и умственное напряжение. Занятия с детьми, в зависимости от программного содержания, проводятся фронтально, подгруппами, индивидуально.
Расписание непосредственно образовательной деятельности.
Организованная образовательная деятельность
на 2020 – 2021 учебный год
1. Познавательное развитие 9.00- 9.30 Ознакомление с природой(1 н.,3 н.) Познание предметного мира(2 н ., 4н. 2.Музыка 9.30- 9.50 Перерыв между занятиями -10мин | |
вторник | 1. Рисование 9.00-9.30 2.Физическая культура 9.40-10.00
|
среда | 1. Развитие речи 9.00-9.30 2. Физическая культура 9.40-10.00
|
четверг | 1. ФЭМП 9.00-9.30 2.Музыка 9.30-9.50 |
пятница | 1. Лепка(1н..3н,) 9.00-9.30 -Аппликация (2н.,4н.) 3. Физическая культура 9.30-9.50 (игровые упражнения) |
3.2. Организация режима пребывания детей в ДОУ.
Образовательный процесс в ДОУ организован в соответствии с:
• режимом дня;
• расписанием образовательной деятельности;
• системой оздоровительных мероприятий, включающей режимы двигательной активности дошкольников, системой закаливающих мероприятий.
Режим работы ДОУ определяется Положением о режиме дня и организации воспитательно-образовательного процесса.
Положение о режиме дня и организации воспитательно-образовательного процесса в Центре разработано в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях СанПиН 2.4.1.3049 – 13, Уставом ДОУ.
• Режим работы ДОУ – пятидневный.
• Часы работы – с 07.00ч. до 17.30 ч.
• Выходные дни – суббота, воскресенье, нерабочие праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.
• Основной структурной единицей Центра является группа общеразвивающей направленности для воспитанников:
Примерный режим дня
Режим дня воспитанников в ДОУ организован с учетом рациональной продолжительности и разумного чередования различных видов деятельности и отдыха в течение времени пребывания воспитанников в образовательном учреждении.
Ежегодно режим дня на холодный и теплый период утверждается приказом заведующего.
Режим дня на холодный период года.
Утро
Утром с 07.00 часов начинается прием детей и осмотр их воспитателями, взаимодействие педагогов с родителями. Организуется самостоятельная деятельность, индивидуальная работа. До завтрака проводится утренняя гимнастика в физкультурном и музыкальном залах (младшие, средние группы)
Завтрак
После утренней гимнастики идет подготовка к завтраку, которая включает в себя личную гигиену и формирование навыков самообслуживания. Далее организуется завтрак.
Подготовка к организованной образовательной деятельности. После завтрака организуется самостоятельная деятельность, игры, осуществляется подготовка к организованной образовательной деятельности (занятиям). В группах старшего возраста организуются дежурства по подготовке к занятиям (подготовка рабочего места, необходимых атрибутов). При организации дежурств учитываются
индивидуальные особенности детей.
Прогулка
Ежедневная продолжительность прогулки воспитанников раннего и дошкольного возраста составляет не менее 3-4 часов. Прогулка организуется 2 раза в день (в первую половину дня – до обеда, во вторую половину – перед уходом воспитанников домой).
При температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже – 15
С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет – при
температуре воздуха ниже – 17градусов С и скорости ветра более 15м/с.
Во время прогулки с детьми проводятся: наблюдение в природе, труд в природе, в быту, ролевые и дидактические игры, индивидуальная работа по развитию движений, подвижные и спортивные игры, спортивные упражнения. Подвижные игры проводят в
конце прогулки перед возвращением воспитанников в помещения ДОУ. Детям с повышенной активностью предлагаются игры на согласованность совместных движений, игры на изображение различных предметов и действий с ними, игры на развитие внимания и
самоконтроля.
Одно занятие по физической культуре во всех возрастных группах проводится на открытом воздухе и смещается на конец прогулки.
В режиме отражаются все изменения в организации образовательного процесса и утверждаются приказом заведующего.
Обед
После возвращения с прогулки идет самостоятельная деятельность детей, подготовка к обеду или организованной образовательной деятельности, которая включает в себя личную гигиену и формирование навыков самообслуживания. Далее организуются обед
После обеда проводятся закаливающие мероприятия (полоскание зева, обтирание рук до локтя, ходьба по ребристым дорожкам).
Сон
Продолжительность дневного сна воспитанников раннего возраста – не менее 3-х часов, дошкольного возраста – 2-2,5 часа.
Вечер
После сна дети поднимаются постепенно, проводятся воздушные, водные, гигиенические процедуры, бодрящая гимнастика после сна, закаливающие мероприятия (воздушные ванны).
Во второй половине дня в группах старшего дошкольного возраста осуществляется непосредственно образовательная деятельность, развлечения 1 раз в месяц: физкультурное и музыкальное. Также как и в первой половине дня проводятся игры, труд, самостоятельная деятельность, индивидуальная работа.
Режим дня на теплый период года.
В теплый период года режим дня меняется: вся жизнь детей организуется преимущественно на воздухе (кроме сна и питания), где проводятся разные виды деятельности, закаливающие процедуры.
Режим дня в средней группы на 2020-2021 учебный год
Режим дня на холодный период года.
Вид деятельности | Средняя группа |
Приход детей в д/с, свободная игра, самостоятельная деятельность, ситуативные беседы | 7.00-8.00 8.40-8.55 |
Утренняя гимнастика | 8.15-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25- 8.40 |
ООД Количество в неделю | 10 |
Длительность | 20 мин |
| 9.00-9.20 9.30-9.50 |
Самостоятельная деятельность детей, игры. | |
Второй завтрак | 9.15-9.25 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.00-12.10 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.10-12.25 |
Подготовка к обеду, обед | 12.25-12.50 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.50-15.00 |
Постепенный подъем после сна, воздушные процедуры | 15.00-15.20 |
Полдник | 15.20-15.40 |
Игры, чтение художественной литературы, самостоятельная и организованная детская деятельность | 15.40-16.45 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 16.45-17.30 |
Режим дня на тёплый период года.
Режим дня на тёплый период года составлен с учётом максимального пребывания детей на свежем воздухе и использование тёплого периода года для укрепления здоровья воспитанников.
Вид деятельности | Средняя группа |
Приём, осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00-8.25 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.25-8.50 |
Игры, продуктивная, музыкально – творческая деятельность, самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.30 |
Второй завтрак | 9.15-9.25 |
Прогулка: игры, физкультурные досуги, спортивные игры и упражнения, наблюдения, экспериментирование, экскурсии, продуктивная деятельность, праздники и развлечения | 9.30-12.15 |
Возвращение с прогулки, водные процедуры, самостоятельная деятельность детей | 12.15-12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.30-13.00 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.00-15.00 |
Постепенный подъём, воздушные процедуры, гимнастика после сна. | 15.00-15.25 |
Полдник | 15.25-15.50 |
Чтение художественной литературы, самостоятельная деятельность, игры. | 15.50-16.30 |
Подг. к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой | 16.30-17.30 |
| |
Режим двигательной активности детей.
№ п/п | Виды деятельности | |
Средняя группа | ||
1. | Самостоятельная двигательная активность во время приема | 35 мин |
2. | Утренняя гимнастика | 5-10 мин |
3. | Физкультурные занятия | 20 мин |
4. | Двигательная активность в перерыве между занятиями | 10 мин |
5. | Физкультминутки на занятиях | 2 мин |
6. | Подвижные игры и физические упражнения на дневной прогулке | 20-22 мин |
7. | Самостоятельная двигательная деятельность. на дневной прогулке | 45-50 мин |
Итого за первую половину дня | 149 мин | |
1. | Гимнастика после сна | 6-7 мин |
2. | Самостоятельные игры и прочие движения в помещении | 30 мин |
3. | Индивидуальная работа по развитию движений на вечерней прогулке | 15 мин |
4. | Самостоятельная двигательная деятельность на вечерней прогулке | 45-50 мин |
Итого за вторую половину дня | 96-102 мин | |
Итого за целый день | 251 мин |
3.3. Формы организации детских видов деятельности в ДОУ.
Каждый вид деятельности включает в себя следующие формы работы.
Двигательная деятельность: утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале.
Продуктивная деятельность: мастерские по изготовлению продуктов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии
Коммуникативная деятельность: беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги
Трудовая деятельность: поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд.
Познавательно- исследовательская деятельность: наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры.
Музыкально- художественная деятельность: слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале
Чтение художественной литературы - рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.).
Игровая деятельность: игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, малоподвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные).
3.4. Условия реализации Программы.
Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС)
Основой реализации Программы является развивающая предметно-пространственная среда, необходимая для реализации индивидуального потенциала ребёнка, развития его во всех специфических детских видах деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе подбиралась с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
В группе она построена так, чтобы обеспечить полноценное физическое, художественно - эстетическое, познавательное, речевое и социально – коммуникативное развитие воспитанников.
При создании предметной среды учитывали гендерную специфику и обеспечили среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.
Организация предметно-пространственной среды обеспечивает реализацию разных видов детской активности:
• Игровой
• Коммуникативной
• Познавательно-исследовательской
• Двигательной
• Конструирования
• Восприятия произведений словесного, музыкального и изобразительного творчества
• Продуктивной деятельности .
Требования к РППС
содержательно-насыщенная – включает средства обучения (в том числе технические и информационные), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
трансформируемая – обеспечивает возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов, мотивов и возможностей детей;
полифункциональная – обеспечивает возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
доступная – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
безопасная – все элементы РППС соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно - эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности, а также правила безопасного пользования Интернетом.
Образовательная область «речевое развитие»:
- центр речевого развития,
Образовательная область «художественно – эстетическое развитие»:
- уголок изобразительной деятельности,
- центр строительных и конструктивных игр,
- уголок музыкального развития,
- центр театрализации;
- уголок ряжения.
Образовательная область «познание»:
- центр математики,
-зона настольно – печатных игр,
- центр экспериментально – исследовательской деятельности,
- уголок природы.
Образовательная область «социально – коммуникативное развитие»:
- уголок уединения,
- центр сюжетно – ролевых игр,
- уголок нравственно – патриотического воспитания,
- уголок ПДД.
Образовательная область «физическое развитие»:
центр физического развития.
3.5. Мониторинг усвоения программы воспитанниками.
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Целью мониторинга освоения образовательной программы является изучение качественных показателей достижений детей, складывающихся в целесообразно организованных образовательных условиях.
Задачи:
1. Изучить продвижение ребенка в освоении универсальных видов деятельности.
2. Составить объективное и информативное представление об индивидуальной траектории развития каждого воспитанника.
3. Собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.
Педагогическая диагностика (мониторинг) направлена на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки зрения таких показателей, как знания и представления, умения и навыки.
Таким образом, в диагностических картах по предлагаемым показателям оцениваются достижения ребенка в качественном выражении, что реализует принципы мониторинга, определенные авторами программы «От рождения до школы».
.Учебно-методическое оснащение Программы
Перечень учебных издании, используемых в образовательном процессе при реализации Программы
Методическое обеспечение по 5-ти образовательным областям
Возрастная группа | Перечень учебных изданий |
О.О. «Физическое развитие» | |
Средняя группа | «От рождения до школы». основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Т.Е. Вераксы, Г.С. Комаровой. М.Л. .: Мозаика-Синтез . 2017г. Э. Я Степаненкова. Сборник подвижных игр — М.:.: Мозаика-Синтез, 20 16. Борисова М.М. Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей 3-7 лет, — М. .: Мозаика-Синтез:. 2016. Л.И.Пензулаева Оздоровительная гимнастика с 3-7 лет. М.: Мозаика-Синтез 2017 Л.И.Пензулаева Физическая культура в детском саду (средняя группа) М.: Мозаика-Синтез 201 М.М, Борисова «Малоподвижные игры и игровые упражнения» с 3-7 лет - М. .: Мозаика-Синтез, 2016 Т.Е. Харченко Бодрящая гимнастикадля дошкольников (после дневного сна) Детство-Пресс 2019 |
О.О. «Социально-коммуникативное развитие» | |
Средняя группа | От рождения до школы». основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М А. Васильевой. - М.:. .: Мозаика-Синтез 2016г. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Методическое пособие. - М.;, .: Мозаика-Синтез 2016. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. -.: Мозаика-Синтез. 2016. Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. М.: .: Мозаика-Синтез.. 2016. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду с3-7 лет. — М. .: Мозаика-Синтез., 2017 Н.Ф. Губанова Игровая деятельность в детском саду с2-7 лет М.: Мозаика-Синтез 2016 Н.Л.Стеркина. Формирование основ безопасности у дошкольников. Методическое пособие. - М.;. .: Мозаика-Синтез 2012 Социально-нравственное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В.Микляевой — М. Т.Ц.»Сфера» 2013 |
О.О. «Познавательное развитие» | |
Средняя группа | От рождения до школы». основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е. Вераксы, КС. Комаровой, МА. Васильевой Мозаика-Синтез -2016г Павлова Л.О. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. Дыбина О.В.. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез,2016 Помораева и.А. . Формирование элементарных математических представлений: Средняя группа. — М.: Мозаика-Синтез 2016 Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2016 |
О.О. Речевое развитие» | |
Средняя группа | «От рождения до школы». примерная основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н.Е.. Вераксы, ТС. Комаровой, МЛ. Васильевой.- М.:. Мозаика-Синтез, 2016г. Гербова В.В.. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. — М.. Мозаика-Синтез 2016. «Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома.4-5 лет» - М Мозаика-Синтез.. 2016г |
| О.О. «Художественно-эстетическое развитие» |
Средняя группа | От рождения до Школы». примерная основная образовательная программа дошкольного образования Под редакцией Н.Е. Вераксы, ТС. Комаровой, МЛ. Васильевой.- М. Мозаика-Синтез, 2016г.
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду (4-5 лег). средняя группа — М.: Мозаика-Синтез, 2016. Куцакова Л. ФРОС Конструирование из строительного материала. (4-5 лет).Средняя группа — М.: Мозаика-Синтез,2016. |