Рабочая тетрадь на тему «Алиса в стране чудес» (5 класс)

4
0
Материал опубликован 31 March в группе

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ 5 КЛАССА

«АЛИСА В СТРАНЕ ЧУДЕС»

 

Знакомы ли тебе эти стихи?

 

Бегал Петька по дороге,

По дороге,

По панели.

Бегал Петька по панели

И кричал он:

Гар—ра—рар!

Я теперь уже не Петька,

Разойдитесь, Разойдитесь!

Я теперь уже не Петька,

Я теперь автомобиль!

Даниил Хармс

 

Несчастная кошка порезала лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить,

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге,

Шумит, и кричит, и на кошку глядит.

А кошка отчасти идёт по дороге,

Отчасти по воздуху плавно летит!

Даниил Хармс

 

Я долго думал, откуда на улице взялся тигр.

Думал-думал,

Думал-думал,

Думал-думал,

Думал-думал,

В это время ветер дунул.

И я забыл, о чём я думал.

Так я и не знаю, откуда на улице взялся тигр.

Даниил Хармс

 

Беспримерный старик из Кабула

При неловком паденье с кобылы

Был разбит пополам.

Но умелым друзьям

Удалось его склеить, как было.

Эдвард Лир

 

Жила-была дама приятная,

На вид совершенно квадратная.

Кто бы с ней ни встречался,

От души восхищался:

До чего ж эта дама приятная.

Эдвард Лир

 

Нравятся ли тебе такие стихи? _________________________________________

Смешны ли они? Чем смешны?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Есть ли смысл в этих стихах? _________________________________________

 

А если нет смысла, значит это чепуха, бессмыслица.

Бессмыслица, нонсенс, от латинского поп (не) + sensus (смысл), нелепица.

Произнеси слова «бессмыслица», «нелепица», «нонсенс» так важно, как только можешь. Получилось?

 

Ты, конечно, уже знаком с нонсенсом. Это стихи известного английского поэта Эдварда Лира, русского поэта Даниила Хармса, сказки, авторов которых ты должен назвать:

«Винни Пух и все-все-все» _________________________________________

«Мэри Поппинс» _________________________________________

«Пеппи-Длинный чулок» _________________________________________

 

Попробуй сам сочинить нонсенс (по образцу стихотворений Эдварда Лира). В стихотворении должно быть пять строк:

первая строка называет героя и указывает, откуда он,

вторая строка рассказывает, какой он, этот герой,

третья и четвёртая - что с ним произошло,

пятая — чем всё закончилось.

Рифма — ААББА.

 

Вот тебе первая строка и рифмы:

 

Весёлый мальчик из Твери

_________________________________________ двери

_________________________________________ торчал

_________________________________________ ворчал

_________________________________________ двери

 

Жила старушка у причала

_________________________________________ кричала

_________________________________________

_________________________________________

_________________________________________сначала
 

Что же у тебя получилось? Стишки бессмысленные, невероятные, но
весёлые, смешные. А это уже немало.

 

Вот и сказка, которую мы собираемся прочитать вместе, — это сказка-нонсенс. Её автор Льюис Кэрролл, называется она «Алиса в стране чудес».

Но в сказке и должны быть чудеса, без чудесных приключений сказки
не бывает.

А вот в этой сказке всё необычно.

Во-первых, её автор вовсе не сказочник.

Чарльз Лютвидж Доджсон был профессором математики, священнослужителем, жил он в Англии во второй половине XIX в. Он очень любил театр, увлекался фотографией, сочинял логические задачи.

Во-вторых, рассказывая о фантастических приключениях смелой и независимой девочки по имени Алиса, автор сказки ведёт нас в странный, но такой узнаваемый, знакомый мир: полки со всякой снедью на стенах колодца, домик как домик, но даже одна девочка в нём не помещается. Алису окружают животные, фантастические существа, наделённые человеческими свойствами: Белый Кролик с часами в жилете, Ящерица Билли, Мышь, Мартовский Заяц и др.

Кроме того, никогда не знаешь, куда попадёшь в каждой новой главе, вообще непонятно, почему кто-то так себя ведёт, куда-то идёт, что и почему происходит. Главы сказки соединены свободно, их можно и переставить местами. Почему так?

Это ещё одна задачка, подобная тем, что математик Чарльз Л. Доджсон опубликовал под названием «Полуночные задачки».

Поэтому и мы не будем читать всю сказку, она довольно большая, а прочитаем лишь несколько глав. Надеемся, что ты заинтересуешься ею и прочитаешь всю сказку — в переводе А. А. Щербакова, или Н. Демуровой, или Б. Заходера, или в любом другом.

 

Итак, девочка лет семи-восьми, по имени Алиса (так звали одну из знакомых автору девочек), сидела без дела летним днём на берегу реки. Сестра читала книжку, в которую Алиса заглянула раз-другой. «Что толку в книжке, — подумала Алиса, — если в ней нет ни картинок, ни разговоров».

 

А ты как думаешь, может ли быть интересной книга без иллюстраций и диалогов?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Было скучно, Алису клонило в сон, и вдруг...

 

Придумай начало сказки, что могло произойти с Алисой вдруг?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

А в сказке Кэрролла ничего особенного не произошло - промелькнул
Кролик, Белый Кролик с красными глазами. Но Кролик что-то бормотал, явно спешил, вынимая из жилетного кармана часы. И конечно же, сгорая от любопытства, Алиса последовала за ним через лужайку и попала в большую нору, которая сначала шла прямо, как туннель, но потом круто обрывалась. И Алиса неожиданно провалилась во что-то похожее на глубокий колодец. Но падению пришёл конец, и Алиса оказалась в низком пустом зале со множеством дверей. За одной маленькой дверцей Алиса увидела узенький коридор, а за ним сад. Это был самый прекрасный сад на свете!

 

Нарисуй или начерти путь, который проделала Алиса.

 

 

Возможно, у тебя получится несколько кругов, соединённых прямоугольниками. Круг — любимая фигура математика Кэрролла. И Алиса, не сумев сразу попасть в чудесный сад, пройдя по кругу и увидев много необыкновенного и удивительного, вернётся в то место, с которого начала свое путешествие.

Итак, Алиса долго летела по колодцу и врезалась в кучу хвороста и сухих листьев. Падению пришел конец. Ей так хотелось прочь из этого низкого пустого зала, в котором она оказалась! И тут она увидела маленькую дверцу.

 

Алиса открыла дверцу. За ней начинался коридорчик, не шире крысиной норы. Став на колени, Алиса увидела, что он выходит в самый прекрасный сад на свете! Как захотелось Алисе прочь из мрачного зала к этим ярким цветникам и прохладным фонтанам, но в дверцу даже голова её, правда, чуть-чуть, но не проходила. «А впрочем, что толку, если бы и проходила, раз плечи уж никак не пройдут, — расстроенно думала Алиса.
— Вот стать бы мне складной, как подзорная труба! С удовольствием бы стала, честное слово, только бы знать, как это делается».

После того, как с тобой подряд приключится столько необычайного, поневоле начнёшь думать, что по-настоящему невозможных вещей на свете не так уж и много.

 

Чтобы достичь мечты, попасть в этот чудесный сад, надо совершить
невозможное, сложиться, как подзорная труба.

Возможно ли это?

Что думает автор о возможном и невозможном, о достижимом и недостижимом? Подчеркни эти слова прямо в тексте.

Прочитай продолжение этой главы.

 

Но ждать возле дверцы Алисе показалось бесполезным. Она вернулась к столику, смутно надеясь найти там либо другой ключ, либо, по крайней мере, руководство, как становятся складными наподобие подзорных труб. Но на столике обнаружился маленький флакончик. («А раньше, ручаюсь, там его не было», — сказала Алиса.) На горлышке флакончика была бумажная ленточка, а на ней большими красивыми печатными буквами было написано:

«ВЫПЕЙ МЕНЯ».

Сказать «ВЫПЕЙ МЕНЯ» — это всякий может, и умная маленькая Алиса спешить не собиралась.

Я сначала должна посмотреть, — сказала она, — нет ли тут
где-нибудь надписи «ЯД».

Алиса уже успела прочесть несколько очень милых историй о детях, которые были неосторожны с огнём или забирались прямо в пасть к диким зверям и с которыми происходили всякие прочие неприятности. И всё из-за того, что они не потрудились вспомнить простейших дружеских наставлений. А именно, что не следует слишком долго держаться за раскалённую кочергу — обожжёжься, что нельзя хвататься за нож - можно сильно порезаться и кровь потечёт, — и что если слишком много глотнуть из бутылки с надписью «ЯД», то сразу или не сразу, но это повредит весьма и неизбежно. А уж Алиса-то забывать о таких вещах не собиралась.

Но на флакончике надписи «ЯД» не было, и Алиса отважилась выпить глоточек. Ей очень понравилось (это была какая-то смесь, напоминавшая на вкус пирог с вишнями, сливочный крем, ананас, жареную индейку, помадки и горячие гренки с маслом), и флакончик вмиг опустел.

………………………………..

Какое забавное чувство! — сказала Алиса. — Должно быть, я
сложилась, как подзорная труба.

Какие скучные житейские правила уже усвоила восьмилетняя Алиса? Чего не следует делать детям? Выбери примеры из прочитанного отрывка.

1. _________________________________________

2. _________________________________________

3. _________________________________________

 

Что ты сам можешь добавить к этому скучному списку? Чего ещё
нельзя делать?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Эти правила, конечно же, надо выполнять.
Но если всегда-всегда следовать привычным разумным, правильным
советам, разве попадёшь в сад мечты?

 

Придумай и запиши антиправила, которым ты хотел бы следовать.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Посмотри, какой странный напиток был во флакончике. Что напоминал вкус напитка?

1. ___________________________

2. ___________________________

3. ___________________________

4. ___________________________

5. ___________________________

6. ___________________________
 

Можно ли соединять подобные продукты? Что из этого может
получиться? А что получилось?

_____________________________________________________________________________

 

Это и есть нонсенс — соединение несоединимого.

Составь свой рецепт напитка-нонсенса.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Как этот странный, неправильный напиток повлиял на Алису?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Вот нарушены привычные нормы, и Алиса может совершить невероятное: пройти через крохотную дверцу в восхитительный сад. Но теперь, став маленькой, Алиса не может достать ключик, который лежит на столике. Алисе настолько понравились здешние чудеса, «что обычная жизнь показалась ей скучной и неинтересной».

Алиса съедает пирожок и раздвигается, как самая большая подзорная труба. И теперь ключик-то со столика она взяла, но пролезть в дверцу опять не может.

Таков этот мир, в нём всё время что-то происходит, это настоящая
Страна чудес.

Не сумев попасть в чудесный сад, Алиса стала плакать и наплакала
целое море слёз, в котором она барахталась и пыталась плыть.

 

Прочитай отрывки из главы «Море слёз» и подчеркни в нём слова,
которые помогают представить поведение Алисы.

 

И я теперь наказана за это и, чего доброго, утону в собственных слезах. Невероятная история, честное слово! Но сегодня уж день такой невероятный.

Где-то неподалёку раздался всплеск, и Алиса поплыла туда посмотреть, что случилось. Вдруг это морж или бегемот! Но, вспомнив о постигшем её уменьшении, она только кивнула головой, увидев, что это всего-навсего мышка. Мышка, которая поскользнулась и упала в воду точно так же, как и она сама.

«Есть ли смысл к ней обращаться? - подумала Алиса. — Впрочем, здесь всё шиворот-навыворот, и она, вполне возможно, умеет говорить. Попытка не пытка. Попробуем».

И она начала:

О Мышь! Не знаете ли вы, как отсюда выбраться? О Мышь, я
очень устала плыть.

Алиса никогда до сих пор не обращалась к мышам и решила, что
«О Мышь» - это самые подходящие слова. У её брата в учебнике латинского языка было написано, как склоняется слово «мышь»: Именительный - мышь, Родительный - мыши, Дательный - мыши, Винительный - мышь, Звательный — О Мышь.

Мышь с любопытством оглянулась на Алису, вроде бы даже подмигнула, но промолчала.

«Наверное, она не понимает по-английски, — подумала Алиса. —
Вдруг это французская мышь, которая приплыла сюда с Вильгельмом Завоевателем?› (При всех своих познаниях в истории Алиса не очень ясно представляла себе, как давно это произошло.) И она сказала:

У... э... ма шат?

Это была первая фраза в её учебнике французского языка: «Где
моя кошка?›

Мышь чуть из воды не выпрыгнула и затряслась от страха.

Ой, простите пожалуйста! - торопливо воскликнула Алиса, поняв, что её слова задели Мышь за живое. - Я совсем забыла, что вы не очень любите кошек!

Не очень? — пронзительно и взволнованно пискнула Мышь. —
А вы на моём месте очень бы их любили?

Пожалуй, нет, - примирительно ответила Алиса. - Но вы не сердитесь. Я бы с удовольствием познакомила вас с нашей Диной. Вы совсем иначе стали бы относиться к кошкам. Она привела бы вас в восхищение! Ласковая! Спокойная! - Алиса плыла не спеша и, забывшись, продолжала: — Как она мило мурлычет у огня, как она облизывает лапки, как она умывается, как её приятно погладить - она такая мягонькая! А как она ловит мышей... О, простите, пожалуйста! - закричала Алиса, видя, как ощетинилась Мышь, теперь уже наверняка обиженная. - Раз вы не хотите, мы не будем говорить о кошке!

«Мы»! — воскликнула Мышь, дрожа до кончика хвоста. —
Ничего себе «мы»! Воля ваша, а я о ней и говорить не собиралась!
У нас в роду кошек не выносят! Противные, вульгарные, низкие существа! Я имени их слышать не хочу!

Я больше не буду! - сказала Алиса, торопливо придумывая, о чём бы ещё таком поговорить. — Давайте... Давайте поговорим о собаках! Вы любите собак?

Мышь не ответила, и Алиса бойко затараторила:

Возле нашего дома есть такая милая собачка! Хотите, я вас с ней познакомлю? Такой терьерчик с блестящими глазами! Шёрстка курчавая, коричневая! Бросите палку, а он принесёт. Он умеет служить и благодарить. Он ещё много-много что умеет, только я не помню. Его хозяин фермер говорит, что он стоит сто фунтов! Он очень полезный. Он охотится на крыс и... Ой! Я опять её обидела, — опечалилась Алиса. А мышь, подняв целую бурю, торопливо отплыла в сторону.

Тогда Алиса тихо и жалобно сказала:

Мышка, милая! Вернись, пожалуйста. Я больше ни слова не скажу ни о кошках, ни о собаках, раз ты их не любишь.

Услышав эти слова, Мышь повернула и медленно поплыла обратно. Она была бледная-бледная, наверное, от волнения, и сказала тихим, дрожащим голосом:

Вот доберёмся до берега, а там вы узнаете, почему я ненавижу
кошек и собак.

Откладывать это дело не следовало, потому что все море заполнилось птицами и животными, которые всё падали и падали в него.Тут были и Утя, и Додо-Каких-Уже-Больше-Нет, и Лори-лорочка, и Говорунья-Тилли, и другие любопытные создания. И вслед за Алисой вся компания устремилась к берегу.

 

Какой ты видишь в этом мире Алису? Напиши об этом, используя подчёркнутые слова.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

 

А вот другой эпизод, где описано, как вся эта компания пытается обсохнуть.

 

Я сказал, — обиделся Додо, — что, по-моему, нам пора бы устроить потасовку с подтасовкой. Прекрасная вещь. Мы бы мигом обсохли.

А что это такое? — спросила Алиса. Но не потому, что по-настоящему интересовалась, а потому, что Додо умолк, словно считая, что дальше должны говорить другие, а никто ничего как будто говорить не собирался.
Лучшее объяснение — это пример, — сказал Додо. (Вдруг вам как-нибудь зимой захочется попробовать, что это за штука; так я уж расскажу, что предложил Додо.)
Он начертил на земле что-то вроде большой окружности («точная форма совершенно не играет роли», как он сказал), и вся компания разместилась вдоль неё, кто где хочет. Никаких тебе команд «раз, два, три», каждый мог бежать вдоль линии в любую сторону, толкаться, налетать на кого угодно и когда угодно, мог и совсем ничего не делать, так что нелегко было понять, когда что началось и когда окончилось. Это продолжалось около получаса, все обсохли, а потом Додо вдруг провозгласил: «Потасовка окончена!» — и все столпились вокруг него, тяжело дыша и спрашивая, кто победил.

Прежде чем ответить на этот вопрос, Додо пришлось основательно подумать. Долго он стоял, приставив палец ко лбу (как Шекспир на портрете), а все молча ждали. Наконец он объявил:

Все победили, всем присуждены награды.

А где же они? — вопросил шумный хор.

Да вон у неё, — и Додо показал пальцем на Алису. И теперь вся компания столпилась вокруг растерявшейся Алисы и громко требовала наград.

Что делать, Алиса не знала. В отчаянии она сунула руку в карман, вытащила коробочку карамели (к счастью, соленая вода ей не повредила) и стала раздавать конфетки вместо наград. Как раз всем хватило по штучке.

Но ведь она тоже должна получить награду, — сказала Мышь.

Само собой разумеется. Сейчас, — сказал Додо и обратился к Алисе: — У тебя есть ещё что-нибудь в кармане?

Только напёрсток, — грустно ответила та.

Дай-ка его сюда, — попросил Додо.

И все снова столпились вокруг Алисы, а Додо торжественно про-
тянул ей напёрсток и сказал:

Мы очень просим вас, соблаговолите принять эту изящную вещицу!

На этом его приветственная речь окончилась, и все захлопали.

Алиса подумала: «Какая невероятная чепуха!» Но все были такие серьёзные! И она не осмелилась засмеяться. Не сумев придумать, что сказать в ответ, она молча поклонилась и взяла напёрсток, стараясь сделать это как можно торжественней.

 

Нравится ли тебе такая игра — без правил, без команд, но с
наградами? И почему?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Как ведёт себя Алиса, попав в столь необычную компанию?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Вот она думает: «Насколько всё же приятнее было дома. Никто тебя не уменьшал, не увеличивал, ни кролики тобой не командовали, ни мыши. Не лезла бы я в эту нору, как было бы хорошо! Хотя... хотя вообще-то жизнь тут интересная».

Согласен ли ты с нею? Что интересного в такой жизни?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Блуждая, Алиса увидела большой гриб, который был выше неё. Она приподнялась на цыпочки и увидела толстую сизую гусеницу Шелкопряда. Шелкопряд сидел на верхушке гриба, скрестив руки, и спокойно курил кальян, не обращая внимания ни на что.

 

Прочитай отрывок из главы «По подсказке Шелкопряда».

 

Глава пятая

ПО ПОДСКАЗКЕ ШЕЛКОПРЯДА

Некоторое время Шелкопряд и Алиса молча смотрели друг на друга. Наконец Шелкопряд неохотно вынул чубук изо рта и сонно спросил:

Ты кто такая?

Мало обнадёживающее начало для беседы. Алиса ответила, по-
жалуй, даже робко:

Я... я затрудняюсь сказать, сэр, кто я такая сейчас. Я знаю, кем я была утром, когда встала с постели. Но, по-моему, с тех пор меня несколько раз превращали в кого-то другого.

И ты сама это заметила? — спросил Шелкопряд.

Боюсь, сэр, что уже не я сама, — ответила Алиса. — Потому что, когда я заметила, что я не я сама, по-моему, я уже была не я сама.

Неясно, — сказал Шелкопряд.

Боюсь, что яснее мне не сказать, — очень вежливо молвила
Алиса. — Я не представляю даже, с чего начать. Столько раз в день менять размеры — поневоле растеряешься.

Не согласен, — сказал Шелкопряд

Просто вам ещё не случалось, — сказала Алиса. — Но когда вы в один прекрасный день превратитесь в куколку, — а этого-то вам не миновать, — а потом в бабочку, я думаю, вы немножко удивитесь, не правда ли?

Нимало, — сказал Шелкопряд.

Ну что же, с вами может быть иначе, — сказала Алиса. — А я удивилась бы.

Ты удивилась бы! — презрительно сказал Шелкопряд. — А ты кто такая?

И это вернуло их к самому началу беседы.

Алису несколько разозлила эта манера Шелкопряда выражаться уж слишком кратко, она выпрямилась и заявила раздельно и веско:

По-моему, это вам следовало бы сначала сказать, кто вы такой.

Почему? — спросил Шелкопряд

Этот вопрос был не менее затруднителен. Подходящего ответа
Алиса придумать не могла.

 

Какой главный вопрос стала задавать себе Алиса?

_____________________________________________________________________________

 

Интересен ли тебе этот вопрос? Важен ли?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Легко ли это, изменяясь в жизни, оставаться самим собой?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Сам Льюис Кэрролл считал Алису очень рассудительной, она придала бы сдержанность и упорядоченность этой всё расширяющейся Стране чудес, где привычные правила подвергаются сомнению.

 

Прочитай отрывок из главы «Перец и порося» и напиши, согласен
ли ты с этой мыслью писателя.

 

Глава шестая

ПЕРЕЦ И ПОРОСЯ

 

Некоторое время она стояла, разглядывала дом и думала, как дальше поступить. Но тут из лесу внезапно выбежал лакей в ливрее (она решила, что он лакей, потому что он был в ливрее; но, судя по его лицу, его можно было бы назвать рыбёшкой) и громко постучал в дверь. Дверь отворил другой лакей в ливрее, круглолицый и пучеглазый, как лягушка. Волосы у обоих лакеев, заметила Алиса, были завиты и напудрены. Алисе очень захотелось узнать, что всё это значит, она тихонечко подошла поближе и прислушалась.

Лакей-Рыбёшка начал с того, что извлёк из-под мышки огромный конверт, величиной чуть ли не с него самого. Он вручил его Лакею-Лягушке и торжественно произнёс:

Её Высочеству! Приглашение от Её Величества на партию в крокет!

Лакей-Лягушка тем же торжественным тоном повторил, чуть изменив порядок слов:

От Её Величества! Приглашение Её Высочеству на партию в крокет.

И они отвесили друг другу церемонный поклон, причём их кудри
потешно перепутались.

Алиса не выдержала, прыснула и убежала в лес, чтобы они не услышали, как она смеётся. Когда она снова выглянула из лесу, оказалось, что Лакей-Рыбёшка уже ушёл, а Лакей-Лягушка сидит на земле у дверей, тупо таращась в небо.

Алиса на цыпочках подошла к дверям и постучалась.

А стучать-то без толку, - сказал Лакей. — И по двум причинам. Во-первых, и я и вы - мы оба находимся по эту сторону дверей, а во-вторых, по ту сторону дверей такой шум, что вашего стука всё равно никто не услышит.

Действительно, из дома доносился шум, и притом весьма необычный: кто-то вопил, чихал и снова вопил, а время от времени раздавался жуткий грохот, словно блюдо или котёл разлетались на части.

Тогда объясните, пожалуйста, как мне войти? — попросила Алиса.

Имело бы смысл стучать, если бы двери разделяли нас. Если бы вы, скажем, как-то оказались внутри и изволили бы постучать, то Я бы вас немедленно выпустил наружу. — Лакей говорил, явно не обращая никакого внимания ни на Алису, ни на её слова и по-прежнему уставясь в небо. Это выглядело как-то особенно невежливо. «Впрочем, что поделаешь, — подумала она, — если у тебя глаза чуть ли не на макушке. Но отвечать на вопросы он все-таки обязан».

Как мне войти? — громко повторила она.

Я намерен сидеть здесь до завтра, — произнес Лакей.

И тут двери распахнулись, из дома вылетела большая тарелка, просвистела у Лакея перед носом, чуть не угодив ему в голову, и разлетелась на куски, ударившись о ближайшее дерево.

Или даже до послезавтра, — продолжал Лакей тем же тоном, словно ничего не случилось.

Как мне войти? - ещё громче спросила Алиса.

А следует ли вам входить? — сказал Лакей. — Вот о чём прежде всего надо было спросить, если хотите знать.

Несомненно, он был прав, но Алиса терпеть не могла, когда с ней так разговаривали. «Что за манера спорить у этих созданий! — проворчала она. — Это ужасно! С ума можно сойти!»

А Лакей, видимо, решив, что настал удобный случай, повторил свои слова с некоторыми изменениями.

Я намерен сидеть здесь время от времени, дни за днями, -
сказал он.

А мне что прикажете делать? — спросила Алиса.

Что хотите, то и делайте, — ответил лакей и стал насвистывать какую-то песенку.

С ним бесполезно разговаривать, — сказала Алиса, потеряв всякое терпение. — Он просто дурак, и всё.

И она открыла двери и вошла.

 

Как пытается себя вести Алиса, попав в столь непривычный мир?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Много интересных встреч произойдёт у Алисы в Стране чудес.

 

Но вот одна из самых интересных.

 

Алиса внезапно вздрогнула, завидя Чеширского Кота, сидящего
на суку неподалёку от неё.

Кот смотрел на Алису и улыбался. Вид у него был добродушный, но когти были очень уж длинные, а зубов — великое множество, так что с ним, вне всяких сомнений, следовало обращаться почтительно.

Мурчик-Чеширчик, — с некоторой робостью начала Алиса, не будучи уверена, что коту понравится это имя. Но кот ещё шире улыбнулся. «Значит, он пока доволен», — подумала Алиса и решила продолжать: — Будь так добр, скажи, пожалуйста, по какой дороге можно отсюда выбраться?

Это зависит от того, куда ты хочешь попасть, — ответил Кот.

Всё равно куда, — сказала Алиса.

Всё равно, по какой дороге идти, — сказал Кот.

Лишь бы куда-нибудь попасть, — пояснила Алиса.

Куда-нибудь ты наверняка попадёшь, если будешь идти достаточно долго, — сказал Кот.

Отрицать это было невозможно, и Алиса решила поставить вопрос иначе.

А кто тут поблизости живёт?

Там, - ответил Кот, вытянув правую лапу, — живёт Шляпочник. А там, - и он вытянул левую лапу, - живёт Заяц. Всё равно к кому идти. Они оба со сдвигом.

Но я к таким не хочу, - возразила Алиса.

Тут уж ничего не поделаешь, — сказал Кот. — Мы все здесь со
сдвигом. Я со сдвигом. Ты со сдвигом.

Почему ты решил, что я со сдвигом? - спросила Алиса.

Так должно быть, — ответил Кот. — Иначе бы ты сюда не попала.

Алиса не сочла это достаточным доказательством, но продолжала:

А откуда ты знаешь, что ты со сдвигом?

Будем исходить из того, что собака нормальна, — начал Кот. — Ты с этим согласна?

Пожалуй, да, — ответила Алиса.

Ну так вот, — продолжал Кот. — Собака рычит, когда злится, и виляет хвостом, когда довольна. А я, видишь ли, рычу, когда доволен, и виляю хвостом, когда злюсь. Стало быть, я со сдвигом.

 

А теперь прочитай этот же эпизод в переводе писателя Бориса Заходера.

 

...Вдруг она вздрогнула и остановилась.

В нескольких шагах от неё на ветке какого-то дерева сидел Чеширский Кот.

Кот тоже заметил Алису и только улыбнулся.

«На вид он не злой», — подумала Алиса.

И правда, вид у Кота был добродушный; но только уж очень длинные когти и зубов полон рот - всё это внушало почтение.

Чеширский Мурлыка... — заговорила Алиса несмело — она не знала, понравится ли ему такое обращение.

Кот в ответ улыбнулся ещё шире.

«Значит, не сердится», - подумала Алиса и продолжала:

Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил Кот.

Да мне почти всё равно, — начала Алиса.

Тогда всё равно, куда идти, — сказал Кот.

Лишь бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.

Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот, — конечно, если не остановишься на полпути.

Алиса почувствовала, что спорить тут не приходится, и решила
подойти к вопросу с другой стороны.

Скажите, а кто тут кругом живёт? — спросила она.

В этой стороне, — Кот помахал в воздухе правой лапой, — живёт некто Шляпа. Форменная Шляпа! А в этой стороне, — и он помахал в воздухе левой лапой, — живёт Очумелый Заяц. Очумел в марте. Навести кого хочешь. Оба ненормальные.

Зачем это я пойду к ненормальным? пролепетала Алиса. — Я их... Я лучше к ним не пойду...

Видишь ли, этого всё равно не избежать, — сказал Кот, - ведь
мы тут все ненормальные. Я ненормальный. Ты ненормальная.

 

Какой совет дал Чеширский Кот Алисе? Подчеркни в тексте обоих
переводов.

 

Как ты понимаешь этот совет Чеширского Кота?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Сравни эти два перевода. В чьём переводе этот совет тебе больше нравится?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Чеширский Кот постоянно то появляется, то исчезает.

 

...И я тебя очень прошу, не появляйся и не исчезай так внезапно.
У меня от этого голова немножко кружится.

Хорошо, — сказал Кот. И на этот раз он исчез постепенно, начиная с кончика хвоста и кончая улыбкой, которая была ещё видна некоторое время после того, как растворилось в воздухе всё остальное.

«Ну и ну, — подумала Алиса. — Котов без улыбок я видывала часто, а вот улыбку без кота! В жизни не видала такой интересной штуки!»

 

Попробуй нарисовать эту удивительную сцену: улыбку без кота.

 

 

 

А вот как нарисовал её художник Джон Тенниел, первый иллюстратор этой сказки.
t1711870721aa.jpg

 

Много чудесных приключений и превращений произойдёт с Алисой в сказке. Но не только с Алисой. Автор умел проделывать фокусы и со словами. Найди примеры таких фокусов в главе девятой.

В этой главе Грифон и Черепаха-Телячьи-Ножки вспоминают, как они ходили в школу.

 

Найди примеры фокусов со словами и подчеркни их.

 

 — Когда мы были маленькие, — наконец продолжил Черепаха-Телячьи-Ножки, успокоившись и всхлипывая время от времени, но гораздо слабее, - мы ходили в школу, в морскую школу. Учительницей была старая Черепаха, но мы обычно звали её Жучихой.

Почему же вы называли её Жучихой, если она не была Жучихой? — спросила Алиса.

Ведь она же учила нас! — разозлился Черепаха-Телячьи-Ножки. — Как вы несообразительны!

Постыдились бы задавать такие простые вопросы! — добавил
Грифон. Они оба умолкли и уставились на Алису, а она готова была сквозь землю провалиться. Наконец Грифон обратился к Черепахе-Телячьи-Ножки: — Давай, друг! Не топчись весь день на месте!

И Черепаха-Телячьи-Ножки продолжал:

Да, мы ходили в морскую школу, хотя вы мне и не верите...

Я этого не говорила! — вмешалась Алиса.

Нет, говорили! — сказал Черепаха-Телячьи-Ножки.

Помолчи-ка! — добавил Грифон, прежде чем Алиса успела возразить.

А Черепаха-Телячьи-Ножки продолжал:

Мы получили блестящее образование! Мы ходили в школу каждый день!

Я тоже хожу в школу, — сказала Алиса. — И нужды нет этим гордиться.

И у вас есть дополнительные предметы? — встревоженно спросил Черепаха-Телячьи-Ножки.

Да, — ответила Алиса. — Мы учим французский и музыку.

А ежедневное купание в ванне? — спросил Черепаха-Телячь-
Ножки.

Конечно же, нет! — рассердилась Алиса.

Ага, значит, ваша школа не так уж и хороша, — успокоился
Черепаха-Телячьи-Ножки. — А в объявлении о нашей школе в конце
объявления было написано: «Дополнительно: французский, музыка и ежедневное купание в ванне».

А зачем оно вам было нужно? — спросила Алиса. — На дне-то
морском.

Я не мог себе позволить изучать его, — вздохнул Черепаха-Телячьи-Ножки. — Я кончил только основной курс.

А что в него входило? — осведомилась Алиса.

Само собой разумеется, Хроматика и Лавиратура, — ответил
Черепаха-Телячьи-Ножки. — Потом четыре начала Арифметики: Солжение, Непочитание, Глупожение и Беление.

Я никогда не слышала о Глупожении, — осмелилась сказать
Алиса. — Что это такое?

Грифон от удивления встал на дыбы.

Ты никогда не слышала, что значит «глупожать»? — воскликнул он. — А что такое «умно жать», ты знаешь?

Да, — неуверенно сказала Алиса.

Ну, если ты не понимаешь, какая разница между словами «умножать› и «глупожать», то, значит, ты простофиля, и всё! — заявил Грифон.

У Алисы не хватило духу спорить по этому поводу. И она обрати-
лась к Черепахе-Телячьи-Ножки:

А что ещё вы проходили?

Ещё Мистерию, — ответил Черепаха-Телячьи-Ножки, пересчитывая предметы по когтям на передних ластах. — Мистерию древнюю и Мистерию новую. И Глубокологию. И ещё Трясование. Учителем Трясования был один старый угорь. Он приходил раз в неделю и преподавал нам Трясование, Ляпку и Сжимопись.

Хоть на что это похоже? - спросила Алиса.

Сам-то я этого показать не смогу, — сказал Черепаха-Телячьи-
Ножки. — Я слишком Толстый. А Грифон этого не проходил.

Не до того было, — сказал Грифон. — Я изучал классические
языки. У нас учителем был старый-престарый краб.

Я к нему так и не попал, — вздохнул Черепаха-Телячьи-Ножки. — Ходили слухи, что он преподавал Болтынь и Кречетский.

Преподавалвздохнул Грифон. — Говорят, он и Самскрип знал. — И оба опустили морды на ланы.

А сколько у вас было в день уроков? — торопливо переменила тему Алиса.

В первый день десять, — сказал Черепаха-Телячьи-Ножки, — на второй девять, на третий восемь и так далее.

Какое смешное расписание! — воскликнула Алиса.

Чем больше сразу учишься, тем меньше после мучишься, — заметил Грифон.

Эта мысль оказалась настолько новой для Алисы, что она немного подумала, прежде чем сказать:

Значит, на одиннадцатый день у вас уроков не было?

Само собой разумеется, - ответил Черепаха-Телячьи-Ножки.

А что было на двенадцатый день? — сгорая от любопытства,
спросила Алиса.

Хватит про занятия, — решительно вмешался Грифон, — расскажи ей, как мы развлекались.

 

 

Глава десятая, где Грифон и Черепаха-Телячьи-Ножки разговаривают о рыбах.

 

А про сухарики, так в море их смыло бы. Что на суше сушат, то в море морят. Что на суше сушёное, то в море морёное. На суше сушат сухари, а в море морят моржей. Они такие толстые, не очень-то ими обсыплешь, — сказал Грифон.

А я и не подозревала об этом, - проговорила Алиса.

Могу ещё кой о чём рассказать, если хочешь, - предложил
Грифон. - Ты, например, знаешь, почему линь оказался сзади?

Я об этом не думала, — сказала Алиса. — Почему?

Так и говорят: «Лини вы, потому и сзади». Любой рачишка
это знает, — объяснил Грифон.

Была бы я на месте сига, — Алиса всё ещё обдумывала песню, — я бы сказала линю: «Проходите вперед, пожалуйста. Не мешайте нам».

Не мог он так сказать, — откликнулся Черепаха-Телячьи-Ножки. — Это был очень длинный сиг. А за любой очень длинной рыбой в море всегда плавает линь. И без него она никуда!

Неужели? — удивилась Алиса.

Конечно, — сказал Черепаха-Телячьи-Ножки. — Именно потому таких рыб и называют «предлинными». И когда такая рыба подплывает, например, ко мне, я сразу вижу линя следом за ней и говорю: «Здравствуй, предлинная».

 

Найди и подчеркни примеры игры слов в этих отрывках:

 

«— Я исполню вам печальную канцонетту, — вздохнув, сказала
Мышь. — Канцонетту, потому что она короткая. — Почему же? Если конца нету, значит она должна быть очень длинной, — недоумённо возразила Алиса».

 

«...Алиса спросила Мышь:

А что дальше?

А дальше точка, — сердито ответила Мышь.

Точка? А что точили? — немедленно заинтересовалась Алиса».

 

«— Извольте сказать, что вы имеете в виду, — предложил Заяц.

Я ... я скажу, что я имею в виду, то есть я имела в виду, что скажу... хотя это, собственно, одно и то же, — поспешно начала Алиса.

Ни в коем случае! — перебил Шляпочник. — Или, по-вашему,
безразлично, как сказать: "ем, что вижу" или "вижу, что ем"?

Или безразлично, как сказать: "беру, что хочу" или "хочу, что
беру"? — добавил Заяц.

Или безразлично, как сказать: "дышу, когда сплю" или "сплю,
когда дышу"? — добавила Соня...»

 

«— Мой случай почище, — сказал Шляпочник.

Как и зачем надо мыть случай? - подумала Алиса».

 

Уж вам-то пора бы, — сказала Алиса.

Топора бы! Топора бы! И снять с неё голову! — закричал Король».

 

«— И вот эти три сестрички, они, так сказать, ели или пили... —
сказала Соня.

И лепили? Что? — спросила Алиса.

Сироп, — не задумываясь сказала Соня».

 

Таких примеров много в сказке, и, если ты прочитаешь её всю, сможешь вдоволь посмеяться.

Но не только посмеяться, а и задуматься.

 

Какой вывод для себя ты можешь сделать из этих примеров игры
слов и смыслов?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

А теперь сравни свои размышления с тем, что думал об этом автор сказки, Льюис Кэрролл:

«Словами следует пользоваться крайне осторожно и продуманно».

 

Теперь обобщим.

Что же даёт Алисе это путешествие?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

На чём же основан мир, в который попала Алиса? Подчеркни слово, которое ты выбираешь:

на фантазии;

на мечте;

на парадоксах;

на глупости;

на нонсенсах;

на свободе.

 

Объясни свой выбор.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Эту сказку Льюиса Кэрролла иллюстрировали многие художники, начиная со знаменитого иллюстратора Джона Тенниела, современника Кэрролла и отчасти даже соавтора «Алисы...», и кончая нашими современниками.

 

Рассмотри иллюстрации разных художников.

 

 

t1711870721ab.jpg

Рисунок художника В. Алфеевского

 

 

 

 

 

 

 

t1711870721ac.jpg

Рисунок художника Г. Калиновского

t1711870721ad.png

Рисунок художника Дж. Тенниела

 

t1711870721ae.jpg

Рисунок художника Дж. Тенниела

 

Какие эпизоды изображены на этих иллюстрациях? Подпиши их.

 

Какие из иллюстраций в большей степени отражают, по-твоему,
фантазию, нелепицы, которыми полна сказка Кэрролла?

Итак, напиши названия понравившихся тебе иллюстраций.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Нарисуй свои иллюстрации к сказке.

 

Обрати внимание на эти «правила»:

 

 

 

 

«Думай, что думаешь, сделаешь, что думаешь».

Черепаха.

 

«Отовсюду есть мораль, надо только уметь её извлекать».

Герцогиня.

 

«Чем больше сразу учишься, тем меньше после мучишься».

Грифон.

 

«Начни сначала, продолжи до конца, в конце остановишься».

Король.

 

«Из многих знакомых детей могут выйти отличные поросята».

Алиса.

 

«Никогда нельзя выходить из себя».

Крабушка-бабушка.

 

«Как мне войти? — спросила Алиса. — А следует ли входить? — сказал Лакей».

 

«Будь чем хочешь казаться».

 

Подчеркни то правило, которое тебе кажется самым мудрым.

Самым смешным.

 

А теперь прочитай несколько русских народных сказок.

 

ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.

 

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

 

Рассказать ли тебе докучную сказочку?

Расскажи.

Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи, рассказать ли тебе докучную сказочку?

Не надо.

Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо, рассказать ли тебе докучную сказочку? и т. д.

 

РЫБАЦКАЯ И ОХОТНИЧЬЯ БАЙКИ

Встретились рыбак и охотник и разговорились.

Раз, — говорит рыбак, — у меня клюнула щука. Я её тащить, а она такая сильная и большая, — думаю, её мне в лодку не втащить.
Взял топор, тюкнул — и разрубил пополам. Голова ушла, а хвост остался. Ну, взял хвост, принес домой... А на следующий год на этом же самом месте закинул блесну — опять эта щука схватила, без хвоста.

Бывает... А вот у меня была собака. Пойду на охоту, она заметит зайца, сделает стойку и поднимет лапу: один заяц, значит! А попадется два зайца - две лапы поднимет, три зайца - три лапы, а на одной стоит.

Ну a — четыре зайца?

Четыре? Тогда она четыре лапы поднимает.

А на чём же, — спрашивает рыбак, - она стоит

Как на чём?.. На хвосте!

 

ТРИ КАЛАЧА И ОДНА БАРАНКА

Одному мужику хотелось есть. Он купил калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Купил другой калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Он купил третий калач и съел — ему всё ещё хотелось есть. Потом он купил баранок и, когда съел одну, стал сыт.

Тогда мужик ударил себя по голове и сказал:

Экой я дурак! Что же я напрасно съел столько калачей. Мне бы надо сначала съесть одну баранку.

 

Подумай, что объединяет такие разные произведения — английскую сказку Льюиса Кэрролла и русские народные сказки?

 

Ответ запиши.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации