12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валеева Дания Рашитовна1101
Учитель русского языка и литературы высшей категории, работаю в школе 23 года, преимущественно в старших классах. Являюсь классным руководителем социально-гуманитарного класса, в классе - 28 человек.
Россия, Челябинская обл., Миасс
Материал размещён в группе «Литература ЕГЭ»






Рабочая тетрадь.

Литературные термины






t1586776087aa.jpg















Автор-составитель Валеева Д.Р.







Раздел 1

Художественный образ

Художественный образ — это творчески переосмысленные автором (через авторское восприятие) явления действительности и воссозданные в художественном произведении; форма отражения действительности через искусство.

Особенности художественного образа:

неотделим от изначального авторского прообраза;

отражает авторскую позицию на прообраз;

обладает функциональностью символа;

бывает авторским (основанным на мироощущении автора) и традиционным (заимствованным из мифов, легенд).

Прообраз — тот, кто послужил основой для создания литературного героя; прототип.


Типы художественного образа

По предметному содержанию:

Герои

система образов персонажей (образ Евгения Онегина)

Предметы

софа в комнате Раскольникова и его пальто

Природа

пейзаж в "Слове о полку Игореве"

Время и пространство

образы ночи, дня; пути.


По характеру обобщенности:

Индивидуальные образы

Неповторимые образы, созданные автором на основе индивидуальных

предпочтений ( образ Демона Лермонтова, Воланд в "Мастере и

Маргарита".

Характерные образы

Обобщающий образ каких-либо лиц в определенную эпоху/время

(персонажи драм А. Н. Островского)

Типичные образы

Образцовые образы для определенного времени ( Гамлет, Обломов)

Образы - мотивы

Темы, которые часто встречаются в творчестве того или иного автора

("Прекрасная Дама" А. Блока, ночь А. Фета)

Образы - символы

Самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально-

иносказательный смысл. Их понимание раскрывает подтекст

произведения.

(Ветка сирени в романе "Обломов")

Топосы

Общие образы, типы героев, создаваемые в литературе целой эпохи

( "лишний человек", "маленький человек")

Архетипы

Общечеловеческие образы, передающиеся из поколения в поколение

(мифы, легенды).

 


Художественные средства создания образов

Речевая характеристика героя:

 диалог – разговор двух, иногда более лиц;

 монолог – речь одного человека;

 внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.

Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.

Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.

 Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.

Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.

Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.

Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.


Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как "парус" или "тучки" у М. Ю. Лермонтова):

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

или

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.


Система образов. Средства создания художественного образа

 

I. СИСТЕМА ОБРАЗОВ (ПЕРСОНАЖЕЙ) - совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
ОБРАЗ АВТОРА - способ авторского существования в пределах произведения. Создается из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - в эпическом произведении способ изложения художественного материала от третьего лица. Автор-повествователь безличен, но всеведущ: "Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим" (Достоевский).
РАССКАЗЧИК - личность, от лица которой ведется повествование в художественном произведении. Рассказчиком может выступать кто-то из персонажей или автор, если он участвует в действии и высказывает эмоционально-оценочное отношение к происходящему.
ПЕРСОНАЖ, ГЕРОЙ - действующее лицо произведения.
ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ - лицо, упоминаемое в драматическом произведении, но не появляющееся на сцене.
ХАРАКТЕР - образ персонажа, представленный с достаточной полнотой.
ТИП - образ персонажа, являющийся закономерным для данной эпохи, народа, социальной группы, возраста, психологического или идейного склада.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - максимально приближенный к автору герой, от лица которого ведется повествование в лирическом стихотворении.


Персонаж, характер, тип

Персонаж — это любое действующее лицо в художественном произведении (также в видеоиграх, фильмах, спектаклях). Персонаж может быть человеком, животным, предметом, божеством.

Классификация персонажей

Название

Определение

Примеры

Главные

Основное действующее лицо в произведении, вокруг него строится сюжет.

Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья в "Горе от ума

" А. С. Грибоедова;
Раскольников в "Преступлении и наказании"

Ф. М. Достоевского.

Второстепенные

Не основное действующее лицо в произведении, способствует развитию действия, ближайшее окружение главных персонажей, раскрывают характер

Лиза, Скалозуб, Репетилов, Хлестова в "Горе от ума"

А.С. Грибоедова; Сафья Мармеладова, Семен

Мармеладов,

Авдотья Раскольникова в "Преступлении и наказании"

Ф. М. Достоевского.

Эпизодические

Персонажи, создающие фон произведения, подталкивают развитие сюжета в определенном эпизоде, не имеют характера и появляются на страницах крайне редко.

Тугоуховские, Горичи в "Горе от ума"

А. С. Грибоедова;
Лизавета, Настасья, Марфа Петровна в

"Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского.

Внесценические

Только упоминаются в произведении, не участвуют в действии.

Двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини

Тугоуховской, Фома Фомич, Максим Петрович князь

Григорий в "Горе от ума" А. С. Грибоедова.

 


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ
Виды речи как художественное средство создания образов
ПОВЕСТВОВАНИЕ - рассказ о чем-либо.
РАССУЖДЕНИЕ - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
ОПИСАНИЕ - изображение чего-либо (словесное рисование):


Автор-повествователь, образ автора, лирический герой


Автор в художественном произведении может проявляться по-разному.

Автор

Автор в реальном мире; имеет свою биографию.

А. С. Пушкин
1799 - 1837

Образ автора

Не идентичный с автором и авторской позицией герой, действующее лицо произведения. Может как сближаться с биографией автора, так и отдаляться от нее.

Образ автора в лирических отступлениях

"Евгения Онегина" А. С. Пушкина

Автор как создатель художественного произведения

Выступает в роли создателя произведения.

А. С. Пушкин, автор романа в стихах

"Евгений Онегин"


Образ автора


Название

Автор-повествователь

Автор - рассказчик

Лирический герой

Особенности

Это персонаж, который представлен писателем в произведении ( имеет свои особенности речи и характера). Не
тождественен
личности реального автора. Он не является участником описываемых событий и объектом изображения, существует в ином пространстве и времени.

Это персонаж, от имени которого ведется повествование. Автор-рассказчик является участником изображаемых событий и существует в пространстве и времени произведения. Иногда отражает авторскую позицию.

Образ поэта в лирическом

произведении, не идентичен

автору.

Примеры

Автор-повествователь в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин",

Рассказчик в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Лирический герой в "Лиличке!"

В. В. Маяковского.


Авторская позиция

Авторская позиция проявляется в:

отборе событий, на которые автор опирается в своем повествовании

выборе композиции произведения

отношении автора к героям. Оно выражается через использование психологизмов: портрета (внешнего и внутреннего), речевой характеристики, детали

изображении природы, символике (т.е внимание к пейзажу вокруг персонажа и как этот пейзаж влияет на его мироощущение, пример — роман И. А. Гончарова «Обломов», где пейзаж выполняет функцию смысловую и сюжетную и по разному сказывается на героях (автор показывает читателю,что природа является отражением чувств главных героев: яркая любовь между Ольгой и Обломовым — цветущая веточка сирени, расставание возлюбленных — гибель веточки сирени под снегом)).

использовании интерьера ( автор специально делает акцент на некоторых предметах, пример — роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», где изображены «шкаф» Раскольникова, запыленные книги на крашеном столе, грязные желтые обои (автор показывает читателю, что квартира не укрывает героя от невзгод и наоборот старается его выгнать на улицу)).

названии произведении ( Н. В. Гоголь «Мертвые души»)

использовании эпиграфа (Пословица в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина «Береги честь смолоду»)

герое — резонере или герое — идеологе ( герой — резонер — персонаж, не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему ( Слуга Осип в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»), герой — идеолог, персонаж, напрямую выражающий авторскую позицию или мнение зрителей ( Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).


Пейзаж


Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.


Виды пейзажа:

 

Название

Пояснение

Пример

"Идеальный"

Пейзаж эпохи классицизма. В высоком жанре оды гармонирует с лирическим (главным) героем, передает его ощущения или мировосприятие.

"Ода о непостоянстве мира"

В К. Тредиаковский

"Бурный"

Вызывает особый интерес у лирического(главного) героя. Встречается в романтизме.

"Гроза" М. Л. Лермонтов

"Унылый"

Встречается в романтических элегиях и в произведениях критического реализма. Чувства лирического героя и пейзаж соотносятся.

"Вечер" В. А. Жуковский


Как в литературе называется композиционный прием, основанный на изображении природы (например, утро после погони)?


Примеры использования автором пейзажа:

Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»);

Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднимались бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»);

Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков , листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь грубоватую мглу… (М. Горький «Старуха Изергиль»)

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)


Интерьер

Интерьер — это изображение обстановки героев (внутренней части помещения) в художественном произведении. Автор через интерьер передает атмосферу в доме героя (отставшая штукатурка, спущенные шторы, везде пыль, целый угол корок хлебы в углу в доме у Ильи Ильича в «Обломове» И. А. Гончарова) и общее настроение произведения (желтые обои и квартира, как шкаф у Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоеского.


Задание ЕГЭ с использованием интерьера

Обычно встречаются в заданиях на соответствие (№4)

t1586776087ab.jpg

Примеры использования автором интерьера:

С се­ре­ди­ны по­тол­ка ви­се­ла люст­ра в хол­стя­ном мешке, от пыли сде­лав­ша­я­ся по­хо­жею на шел­ко­вый кокон, в ко­то­ром сидит червяк. В углу ком­на­ты была на­ва­ле­на на полу куча того, что по­гру­бее и что не­до­стой­но ле­жать на столах (H. B. Гоголь «Мертвые души»);

В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в го­сти­ной сто­я­ла пре­крас­ная мебель, об­тя­ну­тая ще­голь­ской шел­ко­вой материей, которая, верно, сто­и­ла весь­ма недешево; но на два крес­ла ее недостало, и крес­ла сто­я­ли об­тя­ну­ты про­сто рогожею… (H. B. Гоголь «Мертвые души»).

Портрет

Портрет — это изображение внешности героя в художественном произведении. Портрет часто используется автором с целью характеристики персонажа.

Виды портрета:

Название

Пояснение

Пример

Динамический портрет

Изображение мимики, жестов, выражения лица, глаз.

Поведение Семена Захаровича из романа

Ф. М, Достоевского "Преступление и наказание":
“подпирает руками голову”, “склоняет на стол голову”,

восклоняется опять”.
Поведение Раскольникова из романа

Ф. М, Достоевского "Преступление и наказание":
“защёлкал зубами”, “дрожа как загнанная лошадь”.

Внешний портрет

Изображение элементов одежды: шляпы, костюма, обуви и т.п; лица, фигуры.

Внешний портрет Раскольникова из романа

Ф. М, Достоевского "Преступление и наказание":
"...он был замечательно хорош собою, с прекрасными

темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего,

тонок и строен...";
"...слишком уж на нем был скверен костюм, и,

несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму

была осанка...".

Внутренний портрет
(Психологический портрет)

Изображение чувств героя, его внутреннего мира и переживаний.

Поведение Семена Захаровича из романа

Ф. М, Достоевского "Преступление и наказание":
“…он понять не мог, откуда он взял столько

хитрости, тем более, что ум его как бы померкал

мгновениями,

а тела своего он почти и не чувствовал на себе”,
“Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало

им всё более и более почти с каждой минутой:

это было какое-то бесконечное, почти физическое

отвращение ко всему встречавшемуся и

окружающему, упорное, злобное, ненавистное.

Ему гадки были все встречные — гадки были их лица,

походка, движения”.

Задание ЕГЭ с использованием портрета

Как называется средство характеристики персонажа, основанное на описании внешности героя: «Вот вам сцена: идет Коваленко по улице, высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка»?

t1586776087ac.jpg

Цитаты (подсказки) в задании может и не быть:

В бланк ответа впишите название композиционного элемента, который позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Безухова.

t1586776087ad.jpg

Примеры использования автором портрета:

Подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом… (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

Её огром­ное тело сто­я­ло прямо, с опу­щен­ны­ми вниз мощ­ны­ми руками… толь­ко одно строгое, но кра­си­вое лицо сё танцевало (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)

взгляд его — непродолжительный, но про­ни­ца­тель­ный и тяжелый, остав­лял по себе не­при­ят­ное впечатление не­скром­но­го вопроса и мог бы ка­зать­ся дерзким, если б не был столь рав­но­душ­но спокоен (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок. (И. С. Тургенев «Отцы и дети»)


Речевая характеристика героя

Речевая характеристика — это отображение особенностей речи персонажа (использование книжной лексики, разговорной, просторечной, фразеологизмов, канцеляризмов) в художественном произведении. Речевая характеристика передается через монолог и диалог и способна дать читателю определенное впечатление о герое.

Задание ЕГЭ с использованием речевой характеристики:

Преимущественно встречается в заданиях на соответствие.

t1586776087ae.jpg

Примеры использования автором речевой характеристики:

Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету…Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся… — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.

(М. А. Шолохов «Тихий Дон»)

Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?— Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.— Вы кончили курс в здешней гимназии?— О нет! — ответила за неё Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.— А всё-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.— Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

(А. П. Чехов «Ионыч»)

По́д вечер, остановив её в дверях, я завёл с нею следующий разговор: «Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится». — «А как неравно напоёшь себе горе?» — «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». — Кто ж тебя выучил эту песню?» — «Никто не выучил; вздумается — запою: кому услыхать, тот услышит, а кому не должно слушать, тот не поймёт». — «А как тебя зовут, моя певунья?» — «Кто крестил, тот знает». — «А кто крестил?» — «Почему я знаю». — «Экая скрытная! а вот я кое-что про тебя узнал». (Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело). «Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег». И тут я очень важно пересказал ей всё, что видел, думая смутить её, — нимало! Она захохотала во всё горло: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком».

(М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)

Говорящая фамилия

Говорящая фамилия — это авторская (т.е отражает отношение автора) характеристика персонажа с помощью его имени или фамилии. Дает явный акцент на определенные стороны характера персонажа.

Задание ЕГЭ с использованием говорящей фамилии:

С термином «говорящая фамилия» мы сталкиваемся только в одиночных вопросах. При ответе не нужно писать полное выражение «говорящая фамилия» — достаточно лишь «говорящая/ие».

t1586776087af.jpg

Примеры использования автором говорящей фамилии:


Говорящая фамилия

Происхождение

Значение

Фамусов

от fama - молва

зависимость от общественного мнения

Чацкий

от "чад"

"отуманенность" героя

Молчалин

от "молчать"

отсутствие собственного мнения


Говорящая фамилия

Происхождение

Значение

Простакова

от "простой"

ничем не занятая, беспринципная

Скотинин

от "скотина"

грубый, подлый человек

Митрофан

от греч. "матерью данный"

избалованный матерью, эгоистичный


Ремарка


Ремарка — это авторское замечание, пояснение, сноска в драматическом произведении. В ремарке может быть отражена авторская позиция, психологическое состояние героев, может быть указано место действия, прошлое персонажей, их жесты и мимика. Она адресована читателям, режиссерам и исполнителям.

Некоторые драматурги придавали ремарке особенное значение. Например, Н. Гоголь в комедии «Ревизор» подробно описал персонажей во вступительных ремарках, а затем написал «Замечания для господ актеров», в которых уточнил смысл примечаний, данных по ходу пьесы, а особенно - финальной «немой» сцены: «Произнесенные слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст...».

Цель ремарки:
1)    обрисовать обстановку, в которой происходит действие (обычно в начале или конце действия, явления), дать физический или психологический портрет действующего лица, одновременно в ряде случаев дать авторскую оценку событий. Например, в конце III действия комедии Грибоедова "Горе от ума", после знаменитого обличительного монолога Чацкого "В той комнате незначущая встреча...", читаем: "Оглядывается: все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Этими двумя фразами Грибоедов дает понять очень многое. Во-первых, ясно, что в начале своего монолога герой находится в центре внимания персонажей. Внимание рассеивается по мере произнесения им своей патетической речи: никому, кроме него самого, она не интересна. Так "фамусовское общество" отторгает инородное тело. 

2) Помочь актеру и режиссеру при постановке пьесы пояснить детали декораций и костюмов, общую организацию сценического пространства, поведение актера на сцене, даже мимику и жесты. В ряде случаев ремарка служит непосредственным способом разделения пьесы на действия и явления. Она всегда оповещает о появлении и уходе со сцены того или иного действующего лица.

3) С течением веков пьеса начала мыслиться автором не только как спектакль, играющийся на театральных подмостках, но и как собственно текст, который читатель может воспринимать и наедине с собой, вне театрального пространства, читая, как любое произведение. Что же представляет собой ремарка в литературе в этом контексте? Это указание на обстановку, которую читателю следует представить себе для понимания происходящего. Тогда ремарка напоминает обычное прозаическое описание, данное в очень сжатом виде.

4) В истории литературы появление все более и более подробной, развернутой ремарки означает изменяющуюся трактовку личности автора. Если в древности автор - скорее проводник некоторого божественного действа и текста, то в последующие эпохи его деятельность осознается как личностная, его роль возрастает, оценки, раздумья, приоритеты и др. приобретают все большее значение. Ремарка в литературе обозначает процесс возрастания роли субъекта творчества.


Задание ЕГЭ с использованием ремарки

Преимущественно, термин «ремарка» встречается в заданиях без выбора ответа (№5 — №7)

Укажите термин, которым обозначаются авторские комментарии в тексте пьесы (почти шепотом; вся сцена вполголоса; бросается между ними; вся в слезах).

t1586776087ag.jpg

Останавливая ее; отходит, всплеснув руками; указывая на Милона — напишите название подобных авторских замечаний в тексте драматургического произведения.

t1586776087ah.jpg

Примеры использования автором ремарки:

Сатин только что проснулся, лежит на нарах и рычит («На дне» М. Горький)

Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел. Утро, чуть день брезжится. ( «Горе от ума» А. С. Грибоедов)

Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.;

Действие в деревне Простаковых ; Софья вошла, держа письмо в руке и имея веселый вид. (» Недоросль» Д.И. Фонвизин)


Деталь

Деталь — значимая подробность в художественном произведении. Позволяет показать социальное положение, психологическое состояние, уникальные черты характера персонажа и передать читателям мотивацию его действий.


Ниже представлены виды детали. Если в тестовом задании Вам необходимо ответить «деталь» — уточнения с ней (ее вида) не требуется. Данную таблицу можно смело использовать при написании сочинений 8,9,15,16,17.

Деталь бывает:

Предмета

Балахон с кистями у Базарова в "Отцах и детях" И. С. Тургенева;
Драдедамовый платок Сони Мармеладовой в "Преступлении и наказании"

Ф. М. Достоевского;
Книжка про любовь у Насти в пьесе «На дне» М. Горького;
Непредсказуемая и расстроенная шарманка Ноздрева в "Мертвых душах"

Н.В. Гоголя.

Цвета

Черный цвет в романе - эпопее "Тихий Дон" М.А.Шолохова;
Желтый цвет в "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского;
Синий цвет в повести "Митина любовь" И.А.Бунина

Интерьера

Открытые книги, ковры в пятнах, паутина на картинах и тарелка со

вчерашнего стола с обглоданной костью в "Обломове" И.А. Гончарова;
Сломанный стул и часы с остановившимся маятником в "Мертвых душах"

Н.В. Гоголя;
Комната - шкаф Раскольникова, желтые обои в "Преступлении и наказании"

Ф.М. Достоевского.

Пейзажа

Цветы и веточка сирени в романе "Обломов" И.А. Гончарова;

Старый дуб в "Войне и мире" Л.Н.Толстого;
Небо и земля Мелехова в романе-эпопее "Тихий Дон" М.А.Шолохова

Портрета

"...человек лет тридцати двух‑трех...", "...среднего роста, приятной наружности,

с темно‑серыми глазами, " Илья Ильич в романе "Обломов" И.А.Гончарова;
"...Одинцова была немного старше Аркадия, ей пошел двадцать девятый год..." ,

"...гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому

и свежему лицу..." Анна Одинцова в романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева,
"...он, свежий, оживленный и красивый, с подвязанною рукой, вошел в кабинет

Билибина..." "...невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире [...]

это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим

и похорошевшим..." Андрей Болконский в "Войне и мире" Л.Н.Толстого.

Действия

Прощание Базарова с Одинцовой (последний и откровенный разговор

осознание жизненных ценностей) в романе "Отцы и дети" И.С.Тургенева;
Движения рук лирической героини в стихотворении "Сжала руки под

темной вуалью..." А.А.Ахматовой;
Расставание лирического героя с возлюбленной в стихотворении

"Объяснение" Б.Л.Пастернака

Состояния (психологическая)

Метания Мелехова и его попытки отыскать истину ("мучительно

ста­рался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить")

в "Тихом Доне" М.А.Шолохова;
Чувства Татьяны Лариной "Когда б он знал, какая рана/Моей Татьяны

сердце жгла!" в романе "Евгений Онегин",
Терзания Раскольникова после убийства старухи-процентщицы в

"Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского

Речевая

Объяснение в любви Пьера на французском языке в "Войне и мире"

Л.Н.Толстого;

Частое использование цитат Актером в пьесе "На дне" М.Горького;

Речь оратора Стародума в пьесе "Недоросль" Д.И.Фонвизина

Деталь может относиться сразу к нескольким ее видам.

Задание ЕГЭ с использованием детали

С термином «деталь» мы обычно сталкиваемся в тестовых вопросах без выбора ответа. Цитата Вам может быть дана как развернутая, так и краткая:

развернутая цитата

t1586776087ai.jpg

краткая цитата

t1586776087aj.jpg

                                                                 Раздел 2

Художественный вымысел. Фантастика


Художественный вымысел — это образы, события, обстоятельства, придуманные автором в произведении. Вымысел основан на жизненном опыте писателя. Он изображает не то, что случилось, а то, что может случиться. Фантазия писателя, продемонстрированная в произведении, не противостоит действительности, а является особой формой отражения жизни.

С помощью художественного вымысла автор «отсеивает» неважные события, оставляя только значимые. Благодаря вымыслу автор не только вживается в своих персонажей, но и начинает верить в их существование : «Пока он не станет для меня хорошим знакомым, пока я не вижу его и не слышу его голоса, я не начинаю писать» (Л. Н. Толстой).

Многие авторы замечали, что процесс «вживания» определенной истории в героя может быть как долгим, так и вовсе не состояться. Иногда, только к концу произведения автор мог понять, что выбранный им жизненный путь для персонажа ему не подходит (в силу характера, сформировавшегося в течение повествования). Также, вполне вероятен и тот сценарий, где герой начинает жить самостоятельной от автора жизнью: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна! Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее» (А. Пушкин).

Количество вымысла в художественном произведении может быть различно. Эта мера зависит от личности автора и от замысла его произведения.

Таким образом, можно выделить главные особенности художественного вымысла:

связан с реальной действительностью

воспринимается читателями как возможные события

границы между худ. вымыслом и достоверностью условны

количество использованного художественного вымысла зависит от рода и жанра произведения

Фантастика

Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — вид художественной литературы, основанный на вымысле. Фантастика изображает неправдоподобные предметы и явления, не совпадающие с реальностью. Творец, используя фантастику, нарушает  естественные формы, связи и закономерности.

Особенности фантастики:

не связана с реальной действительностью

воспринимается читателем как выдумка

граница между фантастикой и достоверностью ясна

положена в основе многих сказок, легенд, мифов. Истоки фантастики — фольклор;

может быть использована во всех жанрах и направлениях (в том числе утопиях и антиутопиях);

существует особый ее вид — фэнтези (произведение с мистическим началом).

  Фантастика — изображение неправдоподобных предметов и явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, нарушение художником естественных форм, связей, закономерностей. Этот термин происходит от слова «фантазия» (в греческой мифологии Фантаз — божество, вызывавшее иллюзии, кажущиеся образы, брат бога сновидений Морфея). Фантазия — необходимое условие любого вида искусства, независимо от его характера (идеалистического, реалистического, натуралистического) и даже вообще всякого творчества — научного, технического, философского.

В искусстве можно выделить два вида фантастики:

1) явная: очевидная фантастичность художественных образов. Например, в «Носе» Гоголя одним из главных героев произведения является существо явно фантастическое — нос коллежского асессора Ковалева, который ведет совершенно самостоятельный образ жизни и даже имеет довольно высокий чин;

2) неосознанно фантастическое преломление действительности в сознании людей, которое может быть связано, например, с религиозностью мышления или суевериями. Такой вид фантастики характерен, например, для мифов. В отличие от сказки, которая воспринимается как вымысел, миф имеет установку на достоверность, воспринимается как отражение реального мира. Например, Данте в «Божественной комедии» изображает загробный мир (ад, чистилище и рай) как нечто совершенно подлинное, реальное.


Раздел 3

Конфликт

Конфликт — это столкновение взглядов, идей, характеров, обстоятельств; острое противоречие между героями в художественном произведении.

В конфликт вступают герои, чьи взгляды являются противоположными друг другу. Пример: конфликт Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым (конфликт двух поколений) в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Виды конфликтов:

разрешимый (герои приходят к соглашению или к попытке выяснить противоречия, внутренний конфликт теории Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского );

неразрешимый (обычно трагический, конфликт поколений в «Грозе» А. Н. Островский);

явный (его можно отследить на протяжении всего произведения и суть столкновения ясна);

скрытый (сложно отследить и часто связан с тематикой);

внешний (столкновения героев, характеров);

внутренний (противоречия в душе героя).


В конфликте находит выражение борьба нового и старого, общественного и антиобщественного. Так, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» основной конфликт — острое противоречие между изжившими себя принципами домостроевского быта и прогрессивными стремлениями к свободному проявлению естественных человеческих прав; резкое столкновение социальной рутины, духовного порабощения, косности, невежества с человеческим достоинством, просветительскими и демократическими взглядами. Наиболее отчетливо противоборствующие силы в произведении представлены в образах Дикого, Кабанихи, Феклуши, с одной стороны, Катерины и Кулигина — с другой. При этом основной конфликт «Грозы», его развитие зависит от частных конфликтов, подчиняющихся основному: Катерина — Кабаниха, Катерина — Тихон, Кулигин — Дикой, Борис — Дикой и др.

Конфликты порождаются определенными социально-политическими, историческими, бытовыми условиями, различиями в характерах героев, их жизненном положении и взглядах. Вот почему то или иное художественное произведение отличается своеобразным конфликтом.

Конфликты бывают разные:

а) социальные — столкновение интересов определенных общественных групп. Например, в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» противостояние «старых» («пошлых») и «новых» людей, то есть людей с буржуазно-мещанскими взглядами на жизнь (Розальская, Сторешников, Жюли и др.), и людей, готовящихся строить новое, подлинно человеческое, социалистическое общество, которое «светло и прекрасно» (Рахметов, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна);

б) нравственные — так, в романе В. П. Астафьева «Печальный детектив» конфликт заключается в столкновении главного героя — оперативного работника Леонида Сошнина, доброго, совестливого человека — с окружающим миром, в котором сместились нравственные нормы, преданы забвению этические правила;

в) психологические — борьба противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека. Например, мотивом поведения героя повести В. Г. Распутина «Живи и помни» — дезертировавшего из армии Гуськова — становится постоянный страх разоблачения, страх смерти;

г) философские — например, спор Иисуса Христа и Понтия Пилата в романе Ч. Айтматова «Плаха»;

д) социально-исторические — так, столкновение Чацкого с Фамусове кой Москвой, человека передовых убеждений — с косной, бездуховной, беспринципной социальной средой предстает у Грибоедова как конфликт основных тенденций и сил, противоборствующих в русской истории;

е) конфликт добра и зла, просвещения и невежества (в произведениях классицизма, например в «Недоросле» Д. И. Фонвизина);

ж) интимно-личные — борьба между личными желаниями и общественным долгом. Например, в характере Андрия из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — конфликт между любовью к Родине и любовью к женщине;

з) конфликт между характером и обстоятельствами. Например, отношение героев пьесы А. П. Чехова к судьбе вишневого сада;

и) конфликт характеров, то есть героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру. Например, столкновение между Троекуровым и старым Дубровским или между Гриневым и Швабриным;

к) конфликт противоборствующих сторон одного характера. Например, борьба в душе Катерины между страстным порывом к личной свободе и счастью и собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействием «темного царства», в частности религиозно осознанным законом супружеского долга.

Конфликты могут быть также производственные, семейно- бытовые, этические, религиозные, между «отцами» и «детьми» и др.

Наиболее рельефно и остро конфликт выражается в драматическом произведении. Конфликт в пьесе — та пружина, которая движет действие и заставляет проявлять характер (например, основной двигатель сценического действия комедии Н. В. Гоголя — страх «хозяев» города перед ревизором). Наличие конфликта — одно из важнейших условий драмы, в которой жизненные противоречия раскрываются с особым напряжением.

Конфликт непосредственно развивается в сюжете и композиции. Развитие конфликта составляет основу сюжета в литературном произведении, определяет его композицию.


Раздел 4

Вечные темы

Вечные темы — постоянные темы художественной литературы, отражают неисчерпаемые проблемы света.


Вечные темы в литературе:

семьи («Отцы и дети» И. С. Тургенева);

жизни («Человек в футляре» А. П. Чехова) ;

смерти («Светлана» В. А. Жуковского);

добра («Матренин двор» А. Солженицына);

зла («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова);

войны (также революции) («Василий Теркин» А. Т. Твардовский);

борьбы за мир («Война и мир» Л. Н. Толстого);

любви («Гранатовый браслет» И. А. Бунина);

ненависти («Война и мир» Л. Н. Толстого);

духовного развития или деградации («Обломов» И .А. Гончарова;

рвения к власти («Капитанская дочка» А.С. Пушкина);

дружбы («Евгений Онегин» А. С. Пушкина);

гордыни («»Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского);

греха («Гроза» А. Н. Островский);

трусости («Тихий Дон» М.А. Шолохова);

героизма ( «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака).

Вечные образы

Вечные образы — персонажи художественного произведения, которые имею внеисторическую значимость. В них отражены все главные качества и свойства личности.

Вечные образы в литературе:

Прометей (мифология, фольклор);

Одиссей (мифология, фольклор);

Каин (мифология, фольклор);

Фауст («Фауст» Иоганна Вольфганга Гете);

Мефистофель (мифология, фольклор);

Гамлет («Гамлет» Уильяма Шекспира);

Дон Жуан («Севильский распутник и каменный гость» Тирсо де Молины);

Дон Кихот ( «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса);

Тартюф и Журден («Тартюф» и«Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера);

Кармен («Кармен» П. Мериме);

Молчалин («Горе отума» А. С. Грибоедова);

Хлестаков, Плюшкин («Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя).​​​​​​​

Раздел 5

Пафос

Пафос — это общий настрой произведения, его эмоциональная насыщенность, рассчитанная на сопереживание читателя. Термин «пафос» не встречается в тестовых вопросах ЕГЭ. Его Вы сможете использовать только в заданиях с развернутым ответом (8,9,15,16,17).

Виды пафоса

Название

Пояснение

Пример

Героический

Утверждение величия подвига определенной личности. Обычно, главный герой претерпевает утраты, сталкивается с риском для жизни.

Гомер "Одиссея",
Гомер "Илиада",
М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Сентиментальный

Изображение нравственной чистоты, естественности и стремления к гармонии.

Гете "Страдания юного Вертера",
И. С. Тургенев "Му-му"

Романтический

Душевная восторженность, изображение двух миров героя - мечты и реальности.

М. Горький "Песня о соколе",
М. Горький "Данко"

Драматический

Изображение страданий персонажей, их борьба. Авторское сочувствие.

М. А. Булгаков "Бег",
В. Г. Распутин «Уроки французского»

Трагический

Изображение конфликта между душевными противоречиями героя.

А. Н. Островский "Гроза",
М. А. Булгаков "Белая гвардия"

Юмористический

Смех над недостатками, комические противоречия человеческих характеров.

А.П. Чехо­в «Медведь»

Сатирический

Насмешливое отрицание определенных жизненных явлений.

Произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Булгакова.



Раздел 6

Символ

Символ — знак, опознавательная примета. Символ не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на читателя, «внушить» определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность.

Задача символа — дать некий намёк, указать на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать «проводником» к нему. (Вяч. Иванов)

Символ, за счет своей условности и образности, близок к метафоре. Однако символ, в отличие от иносказания, заключает в себе не всегда однозначную трактовку — намек можно и не разгадать.


Символ встречается как в лирических произведениях, драматических, так и в эпических, лиро-эпических. Символом могут служить предметы быта ( шляпа, вуаль, ожерелья в  стихотворениях Анны Ахматовой), животные ( пес в поэме Блок «Двенадцать») , явления, например, стихия ( шторм в стихотворении «Черное море» Иннокентия Анненского, гроза в драме Островского «Гроза»), действия и др. Помимо устойчивых символов в литературе (весы — справедливость, держава и скипетр – монархия, власть; голубь — мир, козел — похоть, зеркало — иной мир, лев — сила, смелость, собака — преданность, осел — упрямство, роза — женская красота, лилия — чистота, невинность), писатели часто используют авторские ( последняя страница книги — забвение (А.А. Ахматова), поросшие травой стены — забытое прошлое (А. Н. Некрасов), солнце — чудесное превращение (Пришвин), ночь — причастность человека ко всей полноте бытия и одновременно с этим выступает в роли хаоса (Ф.И. Тютчев).


Раздел 7

Психологизм

Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.

Психологизм бывает открытым и неявным:

Открытый психологизм — включение автором речи персонажа (монологи, внутренние монологи), его чувств и переживаний, посредством возникающих перед ним образов («диалектика души» в произведениях Л.Н.Толстого).

Открытый психологизм передается через:

внутренний монолог;

диалог с самим собой;

поток сознания, сон;

самоанализ;

повествование от первого лица;

дневниковые записи;

письма;

воспоминания;

воображение и др.

Неявный психологизм — скрытое внутреннее состояние героев.

Неявный психологизм передается через:

детали быта, жилья, одежды;

портретную характеристику;

речь, мимику, жесты, походку;

пейзаж;

организацию синтаксиса


Подтекст

Подтекст — сокрытый cмыcл, нe выpaжeнный пpямo и oткpытo, a проистекающий из пoвecтвoвaния, требующий анализа и осмысления.



Использованная литература:

lit- ege.ru ›liricheskoe-otstuplenie/

Опубликовано в группе «Литература ЕГЭ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.