Рабочая тетрадь.
Литературные термины
Автор-составитель Валеева Д.Р.
Раздел 1
Художественный образ
Художественный образ — это творчески переосмысленные автором (через авторское восприятие) явления действительности и воссозданные в художественном произведении; форма отражения действительности через искусство.
Особенности художественного образа:
неотделим от изначального авторского прообраза;
отражает авторскую позицию на прообраз;
обладает функциональностью символа;
бывает авторским (основанным на мироощущении автора) и традиционным (заимствованным из мифов, легенд).
Прообраз — тот, кто послужил основой для создания литературного героя; прототип.
Типы художественного образа
По предметному содержанию:
Герои | система образов персонажей (образ Евгения Онегина) |
Предметы | софа в комнате Раскольникова и его пальто |
Природа | пейзаж в "Слове о полку Игореве" |
Время и пространство | образы ночи, дня; пути. |
По характеру обобщенности:
Индивидуальные образы | Неповторимые образы, созданные автором на основе индивидуальных предпочтений ( образ Демона Лермонтова, Воланд в "Мастере и Маргарита". |
Характерные образы | Обобщающий образ каких-либо лиц в определенную эпоху/время (персонажи драм А. Н. Островского) |
Типичные образы | Образцовые образы для определенного времени ( Гамлет, Обломов) |
Образы - мотивы | Темы, которые часто встречаются в творчестве того или иного автора ("Прекрасная Дама" А. Блока, ночь А. Фета) |
Образы - символы | Самостоятельный художественный образ, который имеет эмоционально- иносказательный смысл. Их понимание раскрывает подтекст произведения. (Ветка сирени в романе "Обломов") |
Топосы | Общие образы, типы героев, создаваемые в литературе целой эпохи ( "лишний человек", "маленький человек") |
Архетипы | Общечеловеческие образы, передающиеся из поколения в поколение (мифы, легенды). |
Художественные средства создания образов
Речевая характеристика героя:
- диалог – разговор двух, иногда более лиц;
- монолог – речь одного человека;
- внутренний монолог – высказывания одного человека, принимающие форму внутренней речи.
Авторская характеристика – оценочное отношение автора к рассказываемому.
Подтекст – невысказанное напрямую, но угадываемое отношение автора к изображаемому, неявный, потаенный смысл.
Портрет – изображение внешности героя как средство его характеристики.
Деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме.
Интерьер – внутренняя обстановка помещения, среда обитания людей.
Под образом нередко понимается элемент или часть художественного целого, как правило, такой фрагмент, который словно обладает самостоятельной жизнью и содержанием (например, характер в литературе, символические образы, как "парус" или "тучки" у М. Ю. Лермонтова):
Белеет парус одинокой или |
Тучки небесные, вечные странники! |
Система образов. Средства создания художественного образа
I. СИСТЕМА ОБРАЗОВ (ПЕРСОНАЖЕЙ) - совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.
ОБРАЗ АВТОРА - способ авторского существования в пределах произведения. Создается из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.
АВТОР-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ - в эпическом произведении способ изложения художественного материала от третьего лица. Автор-повествователь безличен, но всеведущ: "Предположить нужно автора существом всеведущим и не погрешающим" (Достоевский).
РАССКАЗЧИК - личность, от лица которой ведется повествование в художественном произведении. Рассказчиком может выступать кто-то из персонажей или автор, если он участвует в действии и высказывает эмоционально-оценочное отношение к происходящему.
ПЕРСОНАЖ, ГЕРОЙ - действующее лицо произведения.
ВНЕСЦЕНИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ - лицо, упоминаемое в драматическом произведении, но не появляющееся на сцене.
ХАРАКТЕР - образ персонажа, представленный с достаточной полнотой.
ТИП - образ персонажа, являющийся закономерным для данной эпохи, народа, социальной группы, возраста, психологического или идейного склада.
ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ - максимально приближенный к автору герой, от лица которого ведется повествование в лирическом стихотворении.
Персонаж, характер, тип
Персонаж — это любое действующее лицо в художественном произведении (также в видеоиграх, фильмах, спектаклях). Персонаж может быть человеком, животным, предметом, божеством.
Классификация персонажей | ||
Название | Определение | Примеры |
Главные | Основное действующее лицо в произведении, вокруг него строится сюжет. | Чацкий, Фамусов, Молчалин, Софья в "Горе от ума " А. С. Грибоедова; Ф. М. Достоевского. |
Второстепенные | Не основное действующее лицо в произведении, способствует развитию действия, ближайшее окружение главных персонажей, раскрывают характер | Лиза, Скалозуб, Репетилов, Хлестова в "Горе от ума" А.С. Грибоедова; Сафья Мармеладова, Семен Мармеладов, Авдотья Раскольникова в "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского. |
Эпизодические | Персонажи, создающие фон произведения, подталкивают развитие сюжета в определенном эпизоде, не имеют характера и появляются на страницах крайне редко. | Тугоуховские, Горичи в "Горе от ума" А. С. Грибоедова; "Преступлении и наказании" Ф. М. Достоевского. |
Внесценические | Только упоминаются в произведении, не участвуют в действии. | Двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, Фома Фомич, Максим Петрович князь Григорий в "Горе от ума" А. С. Грибоедова. |
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ
Виды речи как художественное средство создания образов
ПОВЕСТВОВАНИЕ - рассказ о чем-либо.
РАССУЖДЕНИЕ - умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.
ОПИСАНИЕ - изображение чего-либо (словесное рисование):
Автор-повествователь, образ автора, лирический герой
Автор в художественном произведении может проявляться по-разному.
Автор | |
Автор в реальном мире; имеет свою биографию. | А. С. Пушкин |
Образ автора | |
Не идентичный с автором и авторской позицией герой, действующее лицо произведения. Может как сближаться с биографией автора, так и отдаляться от нее. | Образ автора в лирических отступлениях "Евгения Онегина" А. С. Пушкина |
Автор как создатель художественного произведения | |
Выступает в роли создателя произведения. | А. С. Пушкин, автор романа в стихах "Евгений Онегин" |
Образ автора
Название | Автор-повествователь | Автор - рассказчик | Лирический герой |
Особенности | Это персонаж, который представлен писателем в произведении ( имеет свои особенности речи и характера). Не | Это персонаж, от имени которого ведется повествование. Автор-рассказчик является участником изображаемых событий и существует в пространстве и времени произведения. Иногда отражает авторскую позицию. | Образ поэта в лирическом произведении, не идентичен автору. |
Примеры | Автор-повествователь в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин", | Рассказчик в романе М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" | Лирический герой в "Лиличке!" В. В. Маяковского. |
Авторская позиция
Авторская позиция проявляется в:
отборе событий, на которые автор опирается в своем повествовании
выборе композиции произведения
отношении автора к героям. Оно выражается через использование психологизмов: портрета (внешнего и внутреннего), речевой характеристики, детали
изображении природы, символике (т.е внимание к пейзажу вокруг персонажа и как этот пейзаж влияет на его мироощущение, пример — роман И. А. Гончарова «Обломов», где пейзаж выполняет функцию смысловую и сюжетную и по разному сказывается на героях (автор показывает читателю,что природа является отражением чувств главных героев: яркая любовь между Ольгой и Обломовым — цветущая веточка сирени, расставание возлюбленных — гибель веточки сирени под снегом)).
использовании интерьера ( автор специально делает акцент на некоторых предметах, пример — роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание», где изображены «шкаф» Раскольникова, запыленные книги на крашеном столе, грязные желтые обои (автор показывает читателю, что квартира не укрывает героя от невзгод и наоборот старается его выгнать на улицу)).
названии произведении ( Н. В. Гоголь «Мертвые души»)
использовании эпиграфа (Пословица в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина «Береги честь смолоду»)
герое — резонере или герое — идеологе ( герой — резонер — персонаж, не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему ( Слуга Осип в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»), герой — идеолог, персонаж, напрямую выражающий авторскую позицию или мнение зрителей ( Чацкий в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
Пейзаж
Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.
Виды пейзажа: |
| ||
Название | Пояснение | Пример | |
"Идеальный" | Пейзаж эпохи классицизма. В высоком жанре оды гармонирует с лирическим (главным) героем, передает его ощущения или мировосприятие. | "Ода о непостоянстве мира" В К. Тредиаковский | |
"Бурный" | Вызывает особый интерес у лирического(главного) героя. Встречается в романтизме. | "Гроза" М. Л. Лермонтов | |
"Унылый" | Встречается в романтических элегиях и в произведениях критического реализма. Чувства лирического героя и пейзаж соотносятся. | "Вечер" В. А. Жуковский |
Как в литературе называется композиционный прием, основанный на изображении природы (например, утро после погони)?
Примеры использования автором пейзажа:
Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»);
Солнечные лучи с своей стороны забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы сосен, а листва их почти синела и над нею поднимались бледно-голубое небо, чуть обрумяненное зарей. (И.С. Тургенев «Отцы и дети»);
Ночь росла и крепла, наполняясь странными, тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков , листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь грубоватую мглу… (М. Горький «Старуха Изергиль»)
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад (А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Интерьер
Интерьер — это изображение обстановки героев (внутренней части помещения) в художественном произведении. Автор через интерьер передает атмосферу в доме героя (отставшая штукатурка, спущенные шторы, везде пыль, целый угол корок хлебы в углу в доме у Ильи Ильича в «Обломове» И. А. Гончарова) и общее настроение произведения (желтые обои и квартира, как шкаф у Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоеского.
Задание ЕГЭ с использованием интерьера
Обычно встречаются в заданиях на соответствие (№4)
Примеры использования автором интерьера:
С середины потолка висела люстра в холстяном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах (H. B. Гоголь «Мертвые души»);
В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею… (H. B. Гоголь «Мертвые души»).
Портрет
Портрет — это изображение внешности героя в художественном произведении. Портрет часто используется автором с целью характеристики персонажа.
Виды портрета: | ||
Название | Пояснение | Пример |
Динамический портрет | Изображение мимики, жестов, выражения лица, глаз. | Поведение Семена Захаровича из романа Ф. М, Достоевского "Преступление и наказание": “восклоняется опять”. Ф. М, Достоевского "Преступление и наказание": |
Внешний портрет | Изображение элементов одежды: шляпы, костюма, обуви и т.п; лица, фигуры. | Внешний портрет Раскольникова из романа Ф. М, Достоевского "Преступление и наказание": темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен..."; несмотря на всё принижение, всё еще не по костюму была осанка...". |
Внутренний портрет | Изображение чувств героя, его внутреннего мира и переживаний. | Поведение Семена Захаровича из романа Ф. М, Достоевского "Преступление и наказание": хитрости, тем более, что ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе”, им всё более и более почти с каждой минутой: это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное. Ему гадки были все встречные — гадки были их лица, походка, движения”. |
Задание ЕГЭ с использованием портрета
Как называется средство характеристики персонажа, основанное на описании внешности героя: «Вот вам сцена: идет Коваленко по улице, высокий, здоровый верзила, в вышитой сорочке, чуб из-под фуражки падает на лоб; в одной руке пачка книг, в другой толстая суковатая палка»?
Цитаты (подсказки) в задании может и не быть:
В бланк ответа впишите название композиционного элемента, который позволяет Толстому создать описание внешности Пьера Безухова.
Примеры использования автором портрета:
Подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом… (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
Её огромное тело стояло прямо, с опущенными вниз мощными руками… только одно строгое, но красивое лицо сё танцевало (Л. Н. Толстой. «Война и мир»)
…взгляд его — непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса и мог бы казаться дерзким, если б не был столь равнодушно спокоен (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
На нем был изящный утренний, в английском вкусе, костюм; на голове красовалась маленькая феска. Эта феска и небрежно повязанный галстучек намекали на свободу деревенской жизни; но тугие воротнички рубашки, правда не белой, а пестренькой, как оно и следует для утреннего туалета, с обычною неумолимостью упиралась в выбритый подбородок. (И. С. Тургенев «Отцы и дети»)
Речевая характеристика героя
Речевая характеристика — это отображение особенностей речи персонажа (использование книжной лексики, разговорной, просторечной, фразеологизмов, канцеляризмов) в художественном произведении. Речевая характеристика передается через монолог и диалог и способна дать читателю определенное впечатление о герое.
Задание ЕГЭ с использованием речевой характеристики:
Преимущественно встречается в заданиях на соответствие.
Примеры использования автором речевой характеристики:
— Не так играли, как оторвали! Ну да ладно, как умеем, так и могём. А вы бы, бабушки, служивым на дорогу ишо чего-нибудь дали. Поели мы хорошо, спаси Христос, да вот на дорогу у нас с собой никаких харчишек нету…Григорий очнулся от раздумья, вышел из-за угла. На нижней ступеньке крыльца сидели четверо молодых казаков; окружив их плотной толпой, стояли набежавшие из соседних дворов бабы, старухи, детишки. Слушательницы, всхлипывая и сморкаясь, вытирали слёзы кончиками платков, одна из старух — высокая и черноглазая, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице — протяжно говорила, когда Григорий подходил к крыльцу:— Милые вы мои! До чего же вы хорошо да жалостно поёте! И, небось, у каждого из вас мать есть, и, небось, как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольётся… — Блеснув на поздоровавшегося Григория жёлтыми белками, она вдруг злобно сказала: — И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?— Нас самих, бабушка, губят, — хмуро ответил Григорий.
(М. А. Шолохов «Тихий Дон»)
— Прекрасно! — сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. — Вы где учились музыке? — спросил он у Екатерины Ивановны. — В консерватории?— Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.— Вы кончили курс в здешней гимназии?— О нет! — ответила за неё Вера Иосифовна. — Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.— А всё-таки в консерваторию я поеду, — сказала Екатерина Ивановна.— Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.
(А. П. Чехов «Ионыч»)
По́д вечер, остановив её в дверях, я завёл с нею следующий разговор: «Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же, разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поётся, там и счастливится». — «А как неравно напоёшь себе горе?» — «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». — Кто ж тебя выучил эту песню?» — «Никто не выучил; вздумается — запою: кому услыхать, тот услышит, а кому не должно слушать, тот не поймёт». — «А как тебя зовут, моя певунья?» — «Кто крестил, тот знает». — «А кто крестил?» — «Почему я знаю». — «Экая скрытная! а вот я кое-что про тебя узнал». (Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело). «Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег». И тут я очень важно пересказал ей всё, что видел, думая смутить её, — нимало! Она захохотала во всё горло: «Много видели, да мало знаете, а что знаете, так держите под замочком».
(М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»)
Говорящая фамилия
Говорящая фамилия — это авторская (т.е отражает отношение автора) характеристика персонажа с помощью его имени или фамилии. Дает явный акцент на определенные стороны характера персонажа.
Задание ЕГЭ с использованием говорящей фамилии:
С термином «говорящая фамилия» мы сталкиваемся только в одиночных вопросах. При ответе не нужно писать полное выражение «говорящая фамилия» — достаточно лишь «говорящая/ие».
Примеры использования автором говорящей фамилии:
Говорящая фамилия | Происхождение | Значение |
Фамусов | от fama - молва | зависимость от общественного мнения |
Чацкий | от "чад" | "отуманенность" героя |
Молчалин | от "молчать" | отсутствие собственного мнения |
Говорящая фамилия | Происхождение | Значение |
Простакова | от "простой" | ничем не занятая, беспринципная |
Скотинин | от "скотина" | грубый, подлый человек |
Митрофан | от греч. "матерью данный" | избалованный матерью, эгоистичный |
Ремарка
Ремарка — это авторское замечание, пояснение, сноска в драматическом произведении. В ремарке может быть отражена авторская позиция, психологическое состояние героев, может быть указано место действия, прошлое персонажей, их жесты и мимика. Она адресована читателям, режиссерам и исполнителям.
Некоторые драматурги придавали ремарке особенное значение. Например, Н. Гоголь в комедии «Ревизор» подробно описал персонажей во вступительных ремарках, а затем написал «Замечания для господ актеров», в которых уточнил смысл примечаний, данных по ходу пьесы, а особенно - финальной «немой» сцены: «Произнесенные слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно излетает из дамских уст...».
Цель ремарки:
1) обрисовать обстановку, в которой происходит действие (обычно в начале или конце действия, явления), дать физический или психологический портрет действующего лица, одновременно в ряде случаев дать авторскую оценку событий. Например, в конце III действия комедии Грибоедова "Горе от ума", после знаменитого обличительного монолога Чацкого "В той комнате незначущая встреча...", читаем: "Оглядывается: все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам". Этими двумя фразами Грибоедов дает понять очень многое. Во-первых, ясно, что в начале своего монолога герой находится в центре внимания персонажей. Внимание рассеивается по мере произнесения им своей патетической речи: никому, кроме него самого, она не интересна. Так "фамусовское общество" отторгает инородное тело.
2) Помочь актеру и режиссеру при постановке пьесы пояснить детали декораций и костюмов, общую организацию сценического пространства, поведение актера на сцене, даже мимику и жесты. В ряде случаев ремарка служит непосредственным способом разделения пьесы на действия и явления. Она всегда оповещает о появлении и уходе со сцены того или иного действующего лица.
3) С течением веков пьеса начала мыслиться автором не только как спектакль, играющийся на театральных подмостках, но и как собственно текст, который читатель может воспринимать и наедине с собой, вне театрального пространства, читая, как любое произведение. Что же представляет собой ремарка в литературе в этом контексте? Это указание на обстановку, которую читателю следует представить себе для понимания происходящего. Тогда ремарка напоминает обычное прозаическое описание, данное в очень сжатом виде.
4) В истории литературы появление все более и более подробной, развернутой ремарки означает изменяющуюся трактовку личности автора. Если в древности автор - скорее проводник некоторого божественного действа и текста, то в последующие эпохи его деятельность осознается как личностная, его роль возрастает, оценки, раздумья, приоритеты и др. приобретают все большее значение. Ремарка в литературе обозначает процесс возрастания роли субъекта творчества.
Задание ЕГЭ с использованием ремарки
Преимущественно, термин «ремарка» встречается в заданиях без выбора ответа (№5 — №7)
Укажите термин, которым обозначаются авторские комментарии в тексте пьесы (почти шепотом; вся сцена вполголоса; бросается между ними; вся в слезах).
Останавливая ее; отходит, всплеснув руками; указывая на Милона — напишите название подобных авторских замечаний в тексте драматургического произведения.
Примеры использования автором ремарки:
Сатин только что проснулся, лежит на нарах и рычит («На дне» М. Горький)
Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают. Лизанька среди комнаты спит, свесившись с кресел. Утро, чуть день брезжится. ( «Горе от ума» А. С. Грибоедов)
Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца.;
Действие в деревне Простаковых ; Софья вошла, держа письмо в руке и имея веселый вид. (» Недоросль» Д.И. Фонвизин)
Деталь
Деталь — значимая подробность в художественном произведении. Позволяет показать социальное положение, психологическое состояние, уникальные черты характера персонажа и передать читателям мотивацию его действий.
Ниже представлены виды детали. Если в тестовом задании Вам необходимо ответить «деталь» — уточнения с ней (ее вида) не требуется. Данную таблицу можно смело использовать при написании сочинений 8,9,15,16,17.
Деталь бывает: | |
Предмета | Балахон с кистями у Базарова в "Отцах и детях" И. С. Тургенева; Ф. М. Достоевского; Н.В. Гоголя. |
Цвета | Черный цвет в романе - эпопее "Тихий Дон" М.А.Шолохова; |
Интерьера | Открытые книги, ковры в пятнах, паутина на картинах и тарелка со вчерашнего стола с обглоданной костью в "Обломове" И.А. Гончарова; Н.В. Гоголя; Ф.М. Достоевского. |
Пейзажа | Цветы и веточка сирени в романе "Обломов" И.А. Гончарова; |
Портрета | "...человек лет тридцати двух‑трех...", "...среднего роста, приятной наружности, с темно‑серыми глазами, " Илья Ильич в романе "Обломов" И.А.Гончарова; "...гладко зачесанные за уши волосы придавали девическое выражение ее чистому и свежему лицу..." Анна Одинцова в романе "Отцы и дети" И. С. Тургенева, Билибина..." "...невысокого, очень красивого брюнета в белом мундире [...] это был Болконский, который показался ей очень помолодевшим, повеселевшим и похорошевшим..." Андрей Болконский в "Войне и мире" Л.Н.Толстого. |
Действия | Прощание Базарова с Одинцовой (последний и откровенный разговор осознание жизненных ценностей) в романе "Отцы и дети" И.С.Тургенева; темной вуалью..." А.А.Ахматовой; "Объяснение" Б.Л.Пастернака |
Состояния (психологическая) | Метания Мелехова и его попытки отыскать истину ("мучительно старался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить") в "Тихом Доне" М.А.Шолохова; сердце жгла!" в романе "Евгений Онегин", "Преступлении и наказании" Ф.М.Достоевского |
Речевая | Объяснение в любви Пьера на французском языке в "Войне и мире" Л.Н.Толстого; |
Деталь может относиться сразу к нескольким ее видам. |
Задание ЕГЭ с использованием детали
С термином «деталь» мы обычно сталкиваемся в тестовых вопросах без выбора ответа. Цитата Вам может быть дана как развернутая, так и краткая:
развернутая цитата
краткая цитата
Раздел 2
Художественный вымысел. Фантастика
Художественный вымысел — это образы, события, обстоятельства, придуманные автором в произведении. Вымысел основан на жизненном опыте писателя. Он изображает не то, что случилось, а то, что может случиться. Фантазия писателя, продемонстрированная в произведении, не противостоит действительности, а является особой формой отражения жизни.
С помощью художественного вымысла автор «отсеивает» неважные события, оставляя только значимые. Благодаря вымыслу автор не только вживается в своих персонажей, но и начинает верить в их существование : «Пока он не станет для меня хорошим знакомым, пока я не вижу его и не слышу его голоса, я не начинаю писать» (Л. Н. Толстой).
Многие авторы замечали, что процесс «вживания» определенной истории в героя может быть как долгим, так и вовсе не состояться. Иногда, только к концу произведения автор мог понять, что выбранный им жизненный путь для персонажа ему не подходит (в силу характера, сформировавшегося в течение повествования). Также, вполне вероятен и тот сценарий, где герой начинает жить самостоятельной от автора жизнью: «Представь, какую штуку удрала со мной Татьяна! Она замуж вышла. Этого я никак не ожидал от нее» (А. Пушкин).
Количество вымысла в художественном произведении может быть различно. Эта мера зависит от личности автора и от замысла его произведения.
Таким образом, можно выделить главные особенности художественного вымысла:
связан с реальной действительностью
воспринимается читателями как возможные события
границы между худ. вымыслом и достоверностью условны
количество использованного художественного вымысла зависит от рода и жанра произведения
Фантастика
Фантастика (от греч. phantastike — искусство воображать) — вид художественной литературы, основанный на вымысле. Фантастика изображает неправдоподобные предметы и явления, не совпадающие с реальностью. Творец, используя фантастику, нарушает естественные формы, связи и закономерности.
Особенности фантастики:
не связана с реальной действительностью
воспринимается читателем как выдумка
граница между фантастикой и достоверностью ясна
положена в основе многих сказок, легенд, мифов. Истоки фантастики — фольклор;
может быть использована во всех жанрах и направлениях (в том числе утопиях и антиутопиях);
существует особый ее вид — фэнтези (произведение с мистическим началом).
Фантастика — изображение неправдоподобных предметов и явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, нарушение художником естественных форм, связей, закономерностей. Этот термин происходит от слова «фантазия» (в греческой мифологии Фантаз — божество, вызывавшее иллюзии, кажущиеся образы, брат бога сновидений Морфея). Фантазия — необходимое условие любого вида искусства, независимо от его характера (идеалистического, реалистического, натуралистического) и даже вообще всякого творчества — научного, технического, философского.
В искусстве можно выделить два вида фантастики:
1) явная: очевидная фантастичность художественных образов. Например, в «Носе» Гоголя одним из главных героев произведения является существо явно фантастическое — нос коллежского асессора Ковалева, который ведет совершенно самостоятельный образ жизни и даже имеет довольно высокий чин;
2) неосознанно фантастическое преломление действительности в сознании людей, которое может быть связано, например, с религиозностью мышления или суевериями. Такой вид фантастики характерен, например, для мифов. В отличие от сказки, которая воспринимается как вымысел, миф имеет установку на достоверность, воспринимается как отражение реального мира. Например, Данте в «Божественной комедии» изображает загробный мир (ад, чистилище и рай) как нечто совершенно подлинное, реальное.
Раздел 3
Конфликт
Конфликт — это столкновение взглядов, идей, характеров, обстоятельств; острое противоречие между героями в художественном произведении.
В конфликт вступают герои, чьи взгляды являются противоположными друг другу. Пример: конфликт Павла Петровича Кирсанова с Евгением Базаровым (конфликт двух поколений) в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Виды конфликтов:
разрешимый (герои приходят к соглашению или к попытке выяснить противоречия, внутренний конфликт теории Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского );
неразрешимый (обычно трагический, конфликт поколений в «Грозе» А. Н. Островский);
явный (его можно отследить на протяжении всего произведения и суть столкновения ясна);
скрытый (сложно отследить и часто связан с тематикой);
внешний (столкновения героев, характеров);
внутренний (противоречия в душе героя).
В конфликте находит выражение борьба нового и старого, общественного и антиобщественного. Так, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» основной конфликт — острое противоречие между изжившими себя принципами домостроевского быта и прогрессивными стремлениями к свободному проявлению естественных человеческих прав; резкое столкновение социальной рутины, духовного порабощения, косности, невежества с человеческим достоинством, просветительскими и демократическими взглядами. Наиболее отчетливо противоборствующие силы в произведении представлены в образах Дикого, Кабанихи, Феклуши, с одной стороны, Катерины и Кулигина — с другой. При этом основной конфликт «Грозы», его развитие зависит от частных конфликтов, подчиняющихся основному: Катерина — Кабаниха, Катерина — Тихон, Кулигин — Дикой, Борис — Дикой и др.
Конфликты порождаются определенными социально-политическими, историческими, бытовыми условиями, различиями в характерах героев, их жизненном положении и взглядах. Вот почему то или иное художественное произведение отличается своеобразным конфликтом.
Конфликты бывают разные:
а) социальные — столкновение интересов определенных общественных групп. Например, в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» противостояние «старых» («пошлых») и «новых» людей, то есть людей с буржуазно-мещанскими взглядами на жизнь (Розальская, Сторешников, Жюли и др.), и людей, готовящихся строить новое, подлинно человеческое, социалистическое общество, которое «светло и прекрасно» (Рахметов, Лопухов, Кирсанов, Вера Павловна);
б) нравственные — так, в романе В. П. Астафьева «Печальный детектив» конфликт заключается в столкновении главного героя — оперативного работника Леонида Сошнина, доброго, совестливого человека — с окружающим миром, в котором сместились нравственные нормы, преданы забвению этические правила;
в) психологические — борьба противоречивых мыслей и чувств в душе отдельного человека. Например, мотивом поведения героя повести В. Г. Распутина «Живи и помни» — дезертировавшего из армии Гуськова — становится постоянный страх разоблачения, страх смерти;
г) философские — например, спор Иисуса Христа и Понтия Пилата в романе Ч. Айтматова «Плаха»;
д) социально-исторические — так, столкновение Чацкого с Фамусове кой Москвой, человека передовых убеждений — с косной, бездуховной, беспринципной социальной средой предстает у Грибоедова как конфликт основных тенденций и сил, противоборствующих в русской истории;
е) конфликт добра и зла, просвещения и невежества (в произведениях классицизма, например в «Недоросле» Д. И. Фонвизина);
ж) интимно-личные — борьба между личными желаниями и общественным долгом. Например, в характере Андрия из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — конфликт между любовью к Родине и любовью к женщине;
з) конфликт между характером и обстоятельствами. Например, отношение героев пьесы А. П. Чехова к судьбе вишневого сада;
и) конфликт характеров, то есть героев, принадлежащих к одной социальной среде, но разных по характеру. Например, столкновение между Троекуровым и старым Дубровским или между Гриневым и Швабриным;
к) конфликт противоборствующих сторон одного характера. Например, борьба в душе Катерины между страстным порывом к личной свободе и счастью и собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействием «темного царства», в частности религиозно осознанным законом супружеского долга.
Конфликты могут быть также производственные, семейно- бытовые, этические, религиозные, между «отцами» и «детьми» и др.
Наиболее рельефно и остро конфликт выражается в драматическом произведении. Конфликт в пьесе — та пружина, которая движет действие и заставляет проявлять характер (например, основной двигатель сценического действия комедии Н. В. Гоголя — страх «хозяев» города перед ревизором). Наличие конфликта — одно из важнейших условий драмы, в которой жизненные противоречия раскрываются с особым напряжением.
Конфликт непосредственно развивается в сюжете и композиции. Развитие конфликта составляет основу сюжета в литературном произведении, определяет его композицию.
Раздел 4
Вечные темы
Вечные темы — постоянные темы художественной литературы, отражают неисчерпаемые проблемы света.
Вечные темы в литературе:
семьи («Отцы и дети» И. С. Тургенева);
жизни («Человек в футляре» А. П. Чехова) ;
смерти («Светлана» В. А. Жуковского);
добра («Матренин двор» А. Солженицына);
зла («Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова);
войны (также революции) («Василий Теркин» А. Т. Твардовский);
борьбы за мир («Война и мир» Л. Н. Толстого);
любви («Гранатовый браслет» И. А. Бунина);
ненависти («Война и мир» Л. Н. Толстого);
духовного развития или деградации («Обломов» И .А. Гончарова;
рвения к власти («Капитанская дочка» А.С. Пушкина);
дружбы («Евгений Онегин» А. С. Пушкина);
гордыни («»Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского);
греха («Гроза» А. Н. Островский);
трусости («Тихий Дон» М.А. Шолохова);
героизма ( «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака).
Вечные образы
Вечные образы — персонажи художественного произведения, которые имею внеисторическую значимость. В них отражены все главные качества и свойства личности.
Вечные образы в литературе:
Прометей (мифология, фольклор);
Одиссей (мифология, фольклор);
Каин (мифология, фольклор);
Фауст («Фауст» Иоганна Вольфганга Гете);
Мефистофель (мифология, фольклор);
Гамлет («Гамлет» Уильяма Шекспира);
Дон Жуан («Севильский распутник и каменный гость» Тирсо де Молины);
Дон Кихот ( «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса);
Тартюф и Журден («Тартюф» и«Мещанин во дворянстве» Ж. Б. Мольера);
Кармен («Кармен» П. Мериме);
Молчалин («Горе отума» А. С. Грибоедова);
Хлестаков, Плюшкин («Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя).
Раздел 5
Пафос
Пафос — это общий настрой произведения, его эмоциональная насыщенность, рассчитанная на сопереживание читателя. Термин «пафос» не встречается в тестовых вопросах ЕГЭ. Его Вы сможете использовать только в заданиях с развернутым ответом (8,9,15,16,17).
Виды пафоса | ||
Название | Пояснение | Пример |
Героический | Утверждение величия подвига определенной личности. Обычно, главный герой претерпевает утраты, сталкивается с риском для жизни. | Гомер "Одиссея", |
Сентиментальный | Изображение нравственной чистоты, естественности и стремления к гармонии. | Гете "Страдания юного Вертера", |
Романтический | Душевная восторженность, изображение двух миров героя - мечты и реальности. | М. Горький "Песня о соколе", |
Драматический | Изображение страданий персонажей, их борьба. Авторское сочувствие. | М. А. Булгаков "Бег", |
Трагический | Изображение конфликта между душевными противоречиями героя. | А. Н. Островский "Гроза", |
Юмористический | Смех над недостатками, комические противоречия человеческих характеров. | А.П. Чехов «Медведь» |
Сатирический | Насмешливое отрицание определенных жизненных явлений. | Произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Булгакова. |
Раздел 6
Символ
Символ — знак, опознавательная примета. Символ не рассчитан на постижение разумом или сознанием, а стремится вызвать ассоциации, эмоционально воздействовать на читателя, «внушить» определенное впечатление, настроение, состояние и тем самым заставить увидеть в предмете или явлении их глубинную, скрытую сущность.
Задача символа — дать некий намёк, указать на существование у изображаемого сокровенного смысла и стать «проводником» к нему. (Вяч. Иванов)
Символ, за счет своей условности и образности, близок к метафоре. Однако символ, в отличие от иносказания, заключает в себе не всегда однозначную трактовку — намек можно и не разгадать.
Символ встречается как в лирических произведениях, драматических, так и в эпических, лиро-эпических. Символом могут служить предметы быта ( шляпа, вуаль, ожерелья в стихотворениях Анны Ахматовой), животные ( пес в поэме Блок «Двенадцать») , явления, например, стихия ( шторм в стихотворении «Черное море» Иннокентия Анненского, гроза в драме Островского «Гроза»), действия и др. Помимо устойчивых символов в литературе (весы — справедливость, держава и скипетр – монархия, власть; голубь — мир, козел — похоть, зеркало — иной мир, лев — сила, смелость, собака — преданность, осел — упрямство, роза — женская красота, лилия — чистота, невинность), писатели часто используют авторские ( последняя страница книги — забвение (А.А. Ахматова), поросшие травой стены — забытое прошлое (А. Н. Некрасов), солнце — чудесное превращение (Пришвин), ночь — причастность человека ко всей полноте бытия и одновременно с этим выступает в роли хаоса (Ф.И. Тютчев).
Психологизм
Психологизм — способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
Психологизм бывает открытым и неявным:
Открытый психологизм — включение автором речи персонажа (монологи, внутренние монологи), его чувств и переживаний, посредством возникающих перед ним образов («диалектика души» в произведениях Л.Н.Толстого).
Открытый психологизм передается через:
внутренний монолог;
диалог с самим собой;
поток сознания, сон;
самоанализ;
повествование от первого лица;
дневниковые записи;
письма;
воспоминания;
воображение и др.
Неявный психологизм — скрытое внутреннее состояние героев.
Неявный психологизм передается через:
детали быта, жилья, одежды;
портретную характеристику;
речь, мимику, жесты, походку;
пейзаж;
организацию синтаксиса
Подтекст
Подтекст — сокрытый cмыcл, нe выpaжeнный пpямo и oткpытo, a проистекающий из пoвecтвoвaния, требующий анализа и осмысления.
Использованная литература:
lit-ege.ru›liricheskoe-otstuplenie/