Проверочная работа по литературе в 11 классе «Литературный городок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей № 8 г.Тынды Амурской области
Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку
«Проверочная работа по литературе»
Проверочная работа по литературе в 11 классе на тему:
«Литературный городок»
Эпиграф:
«Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему».
Л.Н. Толстой
Федяева Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МОБУ Лицей № 8 города Тынды Амурской области
Цель для учителя
создать условия для выполнения проверочной работы, проконтролировать её.
Цель для учащихся
- демонстрация знаний по изученным темам программы;
Задачи:
Личностные УУД:
- знать приёмы отбора и систематизации программного материала;
- показать знания литературных терминов и понятий;
- продемонстрировать умение выделять главные, существенные аспекты писем Д.С. Лихачёва;
- показать умения делать самостоятельные выводы;
- умения давать развернутые ответы на вопросы;
- владение словарным богатством русского языка.
Познавательные УУД:
- формировать у учащихся собственное видение событий и героев литературных произведений;
- способствовать формированию активной жизненной позиции учеников, умения аргументировать собственную точку зрения.
Метапредметные УУД:
- овладевать различными приёмами отбора и систематизации литературного материала в соответствии с целью урока;
- извлекать информацию, представленную в разных формах и видах деятельности.
Коммуникативные УУД:
- проверить навыки самостоятельной интеллектуальной деятельности
Регулятивные УУД:
- воспитывать нравственные качества учащихся (внутренней красоты, благородства, милосердия);
- формировать эстетическое восприятие на примере произведений искусства;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к родному слову;
- создавать внутреннюю мотивацию к познанию мира и себя в нём.
Тип урока: контроль знаний и умений.
Оборудование:
- эпиграф: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему» Л.Н. Толстой;
- репродукции картин:
а) Сёмушкина А. «Дом у дороги»;
б) Цветкова В. «Не решила»;
в) Волошко К. «Отчий дом»;
- письма Д.С.Лихачева:
а) «Что объединяет людей»;
б) «Самая большая ценность – жизнь»;
в) «Цель и самооценка»;
- авторская работа «Литературный городок»;
- компьютер, проектор, экран.
Примечание:
1.Задание № 3 выполняется по группам; распечатки писем Д.С. Лихачёва лежат на столах.
2.Распечатки задания № 4. (Тест «Литературный городок») лежат на столах.
3.Подготовительный этап: учащиеся организованы работать в 3 группы.
Организационный момент.
Приветствие учителя.
Добрый день, ребята! В этом году вам предстоит пройти сложное испытание. Вы будете сдавать ЕГЭ. В этом судьбоносном деле вам поможет тщательная подготовка, постоянное совершенствование себя. Приведу высказывание Л.Н. Толстого: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему». Желаю вам удачи!
Ход проверочной работы.
Задание №1
Перед вами высказывания А.П. Чехова. Выберете одно из трех, прокомментируйте его.
1.«Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги».
А.П.Чехов
2.«Надо поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни».
А.П.Чехов
3.«Если вы будете работать для настоящего, то ваша работа выйдет ничтожной; надо работать, имея в виду только будущее».
А.П. Чехов
Задание №2
Прочтите высказывания. Назовите автора и героев этого произведения. Чья точка зрения вам ближе? Почему? Аргументируйте свой ответ.
1. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
(Аносов)
2. «И что это: любовь или сумасшествие?»
(Вера Николаевна)
3. «… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить… «Да святится имя твое…»
(Желтков)
4. «… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования».
(Шеин)
Задание № 3
(1 группа)
1. Прочитайте письмо Д.С. Лихачёва «Что объединяет людей».
2. Вы согласны с утверждением: «Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует выгоды и «умного результата».
3. Как вы понимаете выражение «чувство сострадания»? Есть ли оно у вас? («мозговая атака»).
4.Обозначьте ключевыми словами заботу о ближних, которой вы делитесь. Ключевое понятие «забота объединяет» запишите посередине листа и расположите подходы к его пониманию (кластер)
«Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека.
Человек рождается, и первая забота о нем – матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» – к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.
Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране…
Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.
Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота – объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т. д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества».
Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя – просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным… и т. д. и т. п.- все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо».
(2 группа)
1. Прочитайте письмо Д.С. Лихачёва «Самая большая ценность – жизнь».
2.Вы согласны с утверждением: «Жизнь - это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».
3.Как вы понимаете выражение «границы жизни?» Есть ли они у вас? («мозговая атака»).
4.Обозначьте ключевыми словами границы жизни, которым вы следуете. Ключевое понятие «границы жизни» запишите посередине листа и расположите подходы к его пониманию (кластер)
«Вдох – выдох, выдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от „отработанного воздуха“.
Жизнь – это прежде всего дыхание. «Душа», «дух»! А умер – прежде всего – «перестал дышать». Так думали исстари. «Дух вон!» – это значит «умер».
«Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.
Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы.
Надо быть открытым к людям, терпимым к людям, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», «заслоненную красоту» обогащает человека духовно.
Заметить красоту в природе, в поселке, городе, улице, не говоря уже в человеке, сквозь все заслоны мелочей – это значит расширить сферу жизни, сферу того жизненного простора, в которой живет человек.
Я долго искал это слово – сфера. Сперва я сказал себе: «Надо расширять границы жизни», – но жизнь не имеет границ! Это не земельный участок, огороженный забором – границами. Расширять пределы жизни – не годится для выражения моей мысли по той же причине. Расширять горизонты жизни – это уже лучше, но все же что-то не то. У Максимилиана Волошина есть хорошо придуманное им слово – «окоем». Это все то, что вмещает глаз, что он может охватить. Но и тут мешает ограниченность нашего бытового знания. Жизнь не может быть сведена к бытовым впечатлениям. Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за пределами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открывающегося или могущего нам открыться нового. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью».
(3 группа)
1.Прочитайте письмо Д.С. Лихачёва «Цель и самооценка».
2.Вы согласны с утверждением: «Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека?»
3.Как вы понимаете выражение «жизненная задача» Есть ли она у вас? («мозговая атака»).
4.Обозначьте ключевыми словами жизненные задачи, которые вы перед собой поставили. Ключевое понятие «жизненные задачи» запишите посередине листа и расположите подходы к его пониманию (кластер).
«Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то Цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает себе оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке – низкой или высокой.
Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура…
Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека.
Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. Да, радость! Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть?
Не тому помочь, кому следовало бы? Но много ли людей не нуждаются в помощи? Если ты врач, то, может быть, поставил больному неправильный диагноз? Такое бывает у самых лучших врачей. Но в сумме ты все-таки помог больше, чем не помог. От ошибок никто не застрахован. Но самая главная ошибка, ошибка роковая – неправильно выбранная главная задача в жизни. Не повысили в должности – огорчение. Не успел купить марку для своей коллекции – огорчение. У кого-то лучшая, чем у тебя, мебель или лучшая машина – опять огорчение, и еще какое!
Ставя себе задачей карьеру или приобретательство, человек испытывает в сумме гораздо больше огорчений, чем радостей, и рискует потерять все. А что может потерять человек, который радовался каждому своему доброму делу? Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было бы его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только от головы, не было бы одним только «принципом».
Поэтому главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
Означает ли это, что человек должен жить как аскет, не заботиться о себе, ничего не приобретать и не радоваться простому повышению в должности? Отнюдь нет! Человек, который совсем не думает о себе, – явление ненормальное и мне лично неприятное: в этом есть какой-то надлом, какое-то показное преувеличение в себе своей доброты, бескорыстия, значительности, в этом есть какое-то своеобразное презрение к остальным людям, стремление выделиться.
Поэтому я говорю лишь о главной жизненной задаче. А эту главную жизненную задачу не надо подчеркивать в глазах остальных людей. И одеваться надо хорошо (это уважение к окружающим), но не обязательно «лучше других». И библиотеку себе надо составлять, но не обязательно большую, чем у соседа. И машину хорошо приобрести для себя и семьи – это удобно. Только не надо превращать второстепенное в первостепенное и не надо, чтобы главная цель жизни изнуряла тебя там, где это не нужно. Когда это понадобится – другое дело. Там посмотрим, кто и к чему способен».
Задание № 4. (Тест «Литературный городок»)
Перед вами литературный городок. Каждое сооружение здесь снабжено вывеской-названием литературного произведения. На основании надписей определите авторов книг, любимых жителями этого чудесного городка. (Тест связан со знанием произведений русской и зарубежной литературы).
Ответы:
1.Роман Э. Казакевича «Дом на площади»
2.Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад»
3.Роман З. Ленца «Краеведческий музей»
4.Повесть А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий»
5.Пьеса Л. Зорина «Покровские ворота»
6.Роман И. Лажечникова «Ледяной дом»
7.Роман А. Хейли «Отель»
8.Повесть М. Слуцкиса «Добрый дом»
9.Повесть В. Катаева «Ленинградское шоссе»
10.Пьеса Г. Ибсена «Кукольный дом»
11.Пьеса А. Казанцева «Старый дом»
12. Пьеса В.В. Маяковского «Баня»
13. Водевиль А. Арбузова «Этот милый старый дом»
14. Комедия Р. Тагора «Клуб холостяков»
15.Роман Ч. Диккенса «Холодный дом»
16. Драма А. Штейна «Гостиница Астория»
17. Пьеса Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца»
18. Повесть Г. Березко «Дом учителя»
19. Повесть В. Катаева «Универмаг»
20.Пьеса В. Катаева «Отчий дом»
21. Роман Э. Мяннина «Серый дом»
22. Роман Э. Ремарка «Триумфальная арка»
23. Повесть А.П. Гайдара «Школа»
24. Повесть И. Виноградова и роман Ф. Абрамова «Дом»
25. Книга стихов М. Кузьмина и научно-фантастический рассказ С. Корнблата «Карточный домик»
26. Поэма А.Т. Твардовского «Дом у дороги»
27.Роман У. Фолкнера «Особняк»
28. Пьеса Г. Лорки «Дом Бернарды Альбы»
29. Пьеса Р. Ибрагимбекова «Дом на песке»
30. Поэма Ф. Френо «Дом ночи»
31. Роман О де Бальзака «Музей древностей»
32. Рассказ А.П. Чехова «Дом с мезонином»
Задание № 5
Соотнесите литературный термин с соответствующим ему определением:
КульминАция |
От лат. «ничто, ничего». 1. Полное отрицание всего общепризнанного, полный скептицизм. 2. Прогрессивное течение в русской жизни 19 в., отрицательно относившееся к традициям и устоям дворянского общества, к крепостничеству. |
ПрототИп |
1.У древних греков — условный вещественный опознавательный знак для определенной общественной группы или тайного общества. 2. Предмет, действие, служащие условным обозначением для какого-либо образа, понятия, идеи. 3. Художественный образ, воплощающий какую-либо идею. |
СИмвол |
1. Конкретное лицо или литературный герой, послужившие автору прообразом для создания литературного типа. 2.Кто или что-либо ., являющееся предшественником и образцом последующего. |
НигилИзм |
От лат. - «вершина». В искусстве яркий момент в развитии действия, предрешающий развязку; точка, момент наивысшего подъема, напряжения в развитии действия. |
Задание № 5 (дифференцированное)
Группа № 1
Напишите сочинение - рассуждение. Тезис сформулируйте самостоятельно, используя репродукцию картины Сёмушкина А. «Дом у дороги».
Сёмушкин А. «Дом у дороги»
Группа № 2
Напишите сочинение - рассуждение. Тезис сформулируйте самостоятельно, используя репродукцию картины Цветкова В. «Не решила»
Цветков В. «Не решила»
Группа № 3
Напишите сочинение - рассуждение. Тезис сформулируйте самостоятельно, используя репродукцию картины Волошко К. «Отчий дом»
Волошко К. «Отчий дом»
Задание № 6 ( Рефлексия)
(Оцените свои впечатления от урока с помощью написанного синквейна )
Синквейн
Цель жизни
Главная, мучительная
Думаешь, страдаешь , достигаешь
Приносить людям добро
Поступки
Итоги урока
Источники
1. Есин А.Б.Русская литература XIXвека. Задачи, тесты, полезные игры. М.: Флинта, 1998.
2. http://artnow.ru/r
3. http://www.liveinternet.ru/