Рабочие листы для учащихся по родному русскому языку (за время дистанционного обучения)

5
0
Материал опубликован 17 May 2020

09.04.2020. Рабочий лист по теме «Жостовская роспись»

1. Чтение текста

(1)Жостовская роспись — один из самых извес…ных народных промыслов росписи подносов из металла. (2)Благодаря труду и мастерству русских умельцев, эти подносы из предметов повседневности стали настоящими произведениями декоративно-прикладного искус…тва.

(3)Родина народного промысла — деревня Жостово Московской области, а его история началась ещё в первые десятилетия XIX века.

(4)Подносы имеют различ…ные размеры и формы. (5)Они бывают огромные, размером со стол, и маленькие, не больше блюдца. (6)Самые ра…пространённые формы — овальная и круглая, но встречаются прямоугольные, квадратные, треугольные, многоугольные, комбинированные.

(7)Производят подносы из л…стового железа методом х…лодной ковки или с помощ…ю штамповки. (8)Перед роспис…ю изделие грунтуют и шпаклюют, затем тщательно шлифуют и неоднократно покрывают цветным лаком. (9)Подносы ра…писывают масляными красками, а после роспис… несколько раз наносят прозрачный лак.

(10)Основная т…матика жостовских росписей — большие букеты из крупных и мелких цветов.(11) Цв…точный букет расположен в центре подноса. (12)По борту подноса идет з…лотистый узор. (13)Букеты могут дополнят…ся изображениями ягод и радос…ных, разноцветных птиц. (14)Также встречаются сюжеты из народной жизни, пейзажи. (15)Издавна один из любимых сюжетов — удалая тройка лошадей.

(16)Фон подносов не только черный; он может быть тёмно-зелёного, ярко-красного, синего, золотистого и даже белого цветов.

(17)Праз…ничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как украшение.



2. Работа с текстом

Где и когда зародилась жостовская роспись?

Какую форму могут иметь жостовские подносы?

Опишите последовательность действий при изготовлении жостовского подноса.

Что чаще всего изображают на жостовских подносах?

Какие краски для росписи выбирают мастерицы? А фон?

Для каких целей используют жостовские подносы?



Спишите в тетрадь для домашних работ. Вставьте пропущенные буквы.

Графически объясните постановку тире в 1, 3, 10 и 15 предложениях (можно в самом тексте).

Выпишите из предложений 1, 6, 9, 11, 15 слова с орфограммой «Буквы –з и –с в приставках» , орфограмму обозначьте.

Из предложений 6, 13 выпишите сложные слова, обозначьте в них корни.

Выполните морфемный разбор слов радостных, народной, известных, золотистый, масляными.

Среди предложений 15-17 укажите такое, в котором есть только 1 главный член – сказуемое.

Выполните морфологический разбор слова подносы из 7 предложения.

3. Реши кроссворд (чтобы решить кроссворд, все слова нужно употребить в именительном падеже в единственном числе)

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жостовская роспись — один из самых известных народных … росписи подносов из металла.

Праздничные, яркие подносы используют не только в быту, но и как … .

Основная тематика жостовских росписей — большие … .

Жостовская роспись — один из самых известных народных … росписи подносов из металла.

Подносы имеют различные размеры и … . 

Производят подносы из листового … .

Издавна один из любимых сюжетов — удалая … лошадей.

После росписи несколько раз наносят прозрачный … .

Также встречаются сюжеты из народной жизни, … .

По борту подноса идет золотистый … .

Подносы расписывают масляными … .

4. Твори!

Создайте свой жостовский поднос, раскрасив любую иллюстрацию.



t1589723966aa.jpg



















t1589723966ab.jpg





t1589723966ac.jpg



































 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

у

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

е

 

р

 

 

 

 

1

и

с

к

у

с

с

т

в

о

 

 

 

 

 

 

 

 

к

 

 

 

 

м

 

 

 

7

 

5

ф

о

р

м

а

 

 

ы

 

 

 

т

 

 

 

 

а

 

 

 

 

с

 

 

 

р

 

 

 

 

ш

 

 

6

ж

е

л

е

з

о

 

 

 

 

е

 

 

 

 

л

 

 

 

й

 

 

 

 

н

 

10

 

 

 

8

л

а

к

 

 

 

 

и

 

у

 

 

 

 

 

 

а

 

 

9

п

е

й

з

а

ж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

к

р

а

с

к

а

 

 

 


































16.04.2020. Рабочий лист по теме «Гжель»

1. Чтение текста

(1)Морозный узор на белом снегу, трогательные сцены крестьянской жизни и незамысловатые пейзажи, отточенный стиль и особый мазок. (2) Все это – гжельская роспись.

(3)Само название Гжель – это название села Московского района. (4)Издавна это место было известно наличием глины высоких сортов. (5)Изначально гжельскую глину привозили в Москву для изготовления аптечной посуды.  (6)Позже в Гжели производили глиняные кирпичи, керамическую плитку для стен и каминов, повседневную посуду. (7)В большом количестве изготавливались детские игрушки и статуэтки в виде животных и птиц. (8)Изделия расписывались вручную, на каждом ставилась именная печать мастера. (9)Тематика росписей – цветы и растения. (10)Гжельскую роспись легко распознать. (11)Её характерный стиль – это синие и голубые узоры на ослепительно белом фоне.

(12)Самыми дорогими считались изделия из фарфора, который обжигали в печи, при очень высоких температурах, поэтому посуда получалась тонкая и прозрачная.

(1)В наши дни при нанесении рисунка на изделия из гжельской глины используются белые эмали и черный кобальт, который после обжига приобретает синий оттенок. (14)Художники разрисовывают изделия при помощи кистей разной толщины. (15)Художественная роспись гжельских изделий требует профессиональных навыков, точности и тонкости рисунка. (16)Технология оформления совершенствуется, используются высококачественные краски и современные эмали.

(17)Гжель — это исключительно качественные изделия. (18)Они высоко ценятся как в России, так и за рубежом.

2. Работа с текстом (устно ответьте на вопросы)

Как появилось название «гжель»?

Какие цвета являются основными для гжельской росписи?

Что изначально производили из гжельской глины?

Какие изделия могут быть расписаны гжельскими мастерами?

Что такое кобальт? Узнайте значение слова, посмотрев в толковом словаре.

Какова основная тематика гжельской росписи?

3. Работа с текстом (письменно ответьте на вопросы)

Графически объясните постановку тире в предложении 11.

Выполните морфемный разбор слов: роспись, морозный, аптечной, дорогими, тонкая.

Из предложения 16 выпишите сложное слово.

Выполните синтаксический разбор предложения 9.

Выпишите любое предложение с однородными членами, графически их обозначьте, постройте схему.

3. Д/з: «Твори!»

Подберите иллюстрации к сегодняшнему уроку.









































23.04.2020. Рабочий лист по теме «Хохлома»

1. Чтение текста.

(1)Невозможно представить себе русское народное искусство без промысла, которым восхищаются далеко за пределами России. (2)Хохломская роспись стала одним из символов своей страны, вознеся декорирование деревянных изделий на высочайший уровень.

(3)Хохлома – семейный промысел. Он зародился в 17 веке. (4)Хохлома представляет собой украшение росписью деревянных изделий.

(5)Родиной этого народного промысла считается Нижегородская область. (6)Именно там впервые стали украшать посуду, мебель и другие предметы обихода росписью в зеленых, золотистых и красных тонах.

(7)Особенность хохломы в том, что узоры изображаются на черном фоне. (8)Расписные изделия продавали на ярмарке в селе Хохлома. (9)Так этот народный промысел и получил свое название.(10)Зачастую на изделиях мастера изображают гроздья рябины, земляничные ягоды, цветы. (11)Можно встреть изображения животных, рыб и птиц.

(12)Хохлому не зря называют деревянным золотом.(13) Дерево, покрытое оловянным или серебряным порошком и мастерски украшенное росписью, действительно превращается в золотое произведение народного искусства при покрытии лаком.

(13)Этот народный промысел существует и сегодня, и красивые предметы домашней утвари радуют многих. 

2. Работа с текстом (устно ответьте на вопросы)

Когда зародился этот народный промысел?

Где?

Хохлома представляет собой украшение росписью … изделий.

Какие предметы украшали хохломской росписью?

Какие особенности хохломской росписи можете перечислить?

Какие изображения чаще в7сего встречаются?

Какие краски используются?

3. Работа с текстом (письменно ответьте на вопросы)

Графически объясните постановку тире в предложении 3.

Выполните морфемный разбор слов золотом, домашней, радуют, расписные, деревянным.

Из предложения 5 выпишите сложное слово.

Выпишите любое предложение с однородными членами, графически их обозначьте, постройте схему.

Постройте схему 13 предложения.

3. Д/з: «Твори!»

Раскрасьте иллюстрацию (по желанию)

t1589723966ad.jpg













































30.04.2020. Рабочий лист по теме «Родной язык»

1. Чтение текста.

(1)Родной язык – это язык, на котором мы говорим с самого раннего детства. (2)Это язык народа, к которому относит себя человек, это язык его дедов и прадедов, его матери и отца. (3)Дорога, дорога к каждому человеку - его родная речь. (4)Любовь к ней люди проносят через всю свою жизнь, как любовь к матери, к родине.

(5)Вся жизнь человека, его радости и печали, сказки и песни неразрывно связаны с родным языком. (6)В родном языке весь народ и вся его родина. (7)В нём небо отчизны, её воздух, её климат, её поля, горы и долины, её леса и реки, её бури и грозы. (8)Голос родной природы звучит в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов.

(9)В светлых, прозрачных глубинах родного языка отражается не только природа родной страны, но и вся история жизни народа.(10)Поколения народа проходят одно за другим, но результаты жизни каждого поколения остаются в языке.

(11)Язык – жизнь народа. ( По К. Ушинскому)

2. Работа с текстом (устно ответьте на вопросы)

Что для человека знание родного языка?

Какие ассоциации возникают при чтении текста? Почему?

Если бы нужно было изобразить свои ощущения от данного текста, какие краски выбрали бы? Почему?



3. Работа с текстом (письменно ответьте на вопросы)

Объясните постановку тире в предложении 11.

Выполните морфемный разбор слов: проходят, напевах, родном, проносят, раннего.

Укажите номер предложения с однородными членами. Постройте схему.

Укажите номер сложного предложения.



4. Д/з:

подберите высказывания о русском языке и запишите 2-3 из них в тетрадь для домашних работ



02.04.2020 Рабочий лист к уроку русского родного языка «Дымковская игрушка»

Интрига

Задание на развитие мыслительных процессов (решение ребуса):

,,8Я 7Я С,,,8Я

Какое слово получилось?

Объясните роль мягкого знака в нем.

Что для вас семья?

Как думаете, кто является центром семьи? Почему?

Подберите и запишите прилагательные, чтобы описать свое детство!



Какие ассоциации возникают со словом «детство»?





Работа с текстом





игрушка

(1)… игрушка — русская народная игрушка. (2) Зародилась она около четырёхсот лет назад в слободе Дымково. (3) Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка.

(4) Вначале были только свистульки. (5) Лепили их женщины и дети зимой, а весной продавали на ярмарках. (6) Сейчас в Кирове есть художественные мастерские … игрушки. (7) Делали игрушки из глины, сушили их, затем обжигали в печи. (8) Глина становилась крепкой. (9) Затем игрушку белили мелом, разведённым на молоке. (10) Сейчас же используют современные краски.

(11) Цвета на дымковской игрушке очень яркие: …

. (12) Узор очень простой! (13) Это круги, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. (14) Дымковская игрушка очень нарядная. (15) Когда игрушки раскрасят, на них «сажают золото». (16) Листики золота тоненькие, легче пуха.

(17) Кого лепят мастерицы? (18) Сейчас это …



(19) Самая большая коллекция дымковской игрушки находится в Кировском областном краеведческом музее.

Из предложений 9 и 15 выпишите слова с орфограммой «Буквы з и с в приставках»

Среди предложений 6-8 укажите номер предложения с однородными сказуемыми.

Среди предложений 7-9 укажите номера предложений с одном главным членом-сказуемым.

Укажите номер предложения с обобщающим словом при однородных членах.

В предложении 16 укажите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.



Как думаете, как называется такая народная игрушка? Почему?

Подумаем, какие же могут использоваться цвета? Почему?

Так, кого же лепят мастерицы? Раньше? Сейчас? Почему?

Как думаете, почему узор на игрушке очень прост?

Опишите процесс изготовления игрушки. Хотелось бы вам самостоятельно изготовить такую игрушку?

t1589723966ae.jpgt1589723966af.jpgt1589723966ag.jpg













t1589723966ah.jpg





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.