12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антонова Лариса Михайловна77
Россия, Курганская обл., Шмаково
4

Приёмы дифференцированного обучения на уроках русского языка во время дистанционного обучения

Приёмы дифференцированного обучения на уроках русского языка во время дистанционного обучения

Антонова Л.М, МКОУ «Шмаковская средняя общеобразовательная школа» Курганской области, Кетовского района, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.

Я никогда не учу своих учеников.

Я только даю им условия, при которых

они могут сами учиться.

Альберт Эйнштейн

В современной образовательной системе значительное место стали занимать дистанционные образовательные технологии. Использование дистанционных образовательных технологий – это новый уровень взаимодействия между учителем и учениками. На педагога ложится новая функция – роль помощника, консультанта и проводника.

Применяя дистанционные образовательные технологии, педагог решает задачи:

1) развитие у учащихся самостоятельности в учебном процессе;

2)развитие умения работать самостоятельно;

3) повышение мотивации;

4) развитие у учащихся умения объективно оценивать свои знания и умения, выявлять пробелы в знаниях;

5) самореализация личности.

Использование дистанционных образовательных технологий в обучении вместе с технологией ИСУД (индивидуального стиля учебно-познавательной деятельности ученика) позволяют индивидуализировать обучение, помогают учителю работать в индивидуальном режиме. Работать в индивидуальном режиме – это на протяжении всего обучения с помощью материала своего предмета, используя в обучении приёмы современных образовательных технологий, помогать учащемуся в освоении учебной программы, формировать у него УУД, развивать творческие способности, создавать условия для саморазвития, самосовершенствования, самореализации учащегося, не вредя его здоровья.

Эффективность дистанционного обучения зависит от учителя. Важно выбрать такую форму обучения, при которой каждому ученику будет комфортно работать. Для меня онлайн-урок – это живое общение с детьми, поэтому электронные образовательные ресурсы выступают в роли вспомогательного средства и для контроля знаний. Как сделать, чтобы онлайн-урок стал эффективным, чтобы материал, воспринимаемый учащимся во время урока, надолго оставался в памяти учеников? Работая в индивидуальном режиме, я могу сказать, что дети быстрее развиваются, работая в группе с детьми своего уровня развития. Дети с высоким уровнем развития могут целенаправленно работать по индивидуально-образовательному маршруту. Важно им указать путь, выбрать образовательную онлайн - платформу с онлайн-уроками и сервисы сети Интернет. Дети с средним и низким уровнем развития нуждаются в помощи учителя. Поэтому одновременное обучение детей во время дистанционного обучения с высоким, средним и низким уровнями развития не будет эффективным.

Для дистанционного обучения большое значение имеет мотивация учеников к самонаправленному обучению. При планировании онлайн-урока нужно выбрать цели, которые учащиеся будут достигать, и ресурсы, которые будут способствовать достижению целей. Во время дистанционного обучения важно не количество, а качество работы. Более эффективным является урок-маршрут. Нередко мы сталкиваемся с ситуацией отсутствия Интернета на дому у учащихся. Это достаточно серьёзна проблема, решать которую приходится в удалённом режиме с помощью физических носителей информации. Заранее учащимся в группу в whatsApе отправляю индивидуальные маршруты уроков на неделю. Отправляю каждый день голосовое сообщение с рекомендациями. Итоги работы подводим на последнем уроке на неделе. Обучающиеся имеют право вносить изменения в маршрут урока. Самое главное для них - достичь поставленной цели, продвигаясь по маршруту. Учащиеся с высоким и средним уровнем развития пытаются достичь всех целей урока, а с низким уровнем – только двух.

Например, в 5 классе 5 уроков русского языка в неделю. Формулирую общую цель на неделю. На 1, 2, 3 уроках учащиеся изучают материал, на 4 уроке обобщается изученное, а на 5 уроке подводятся итоги недели, выявляются пробелы, планируется работа по коррекции знаний и умений. Только на 5 уроке присутствуют учащиеся всех уровней развития. В начале учебного года каждому ученику раздаю листы контроля знаний и умений по разделам и дидактический материал для контроля знаний. Поэтому в течение недели учащиеся оценивают уровень знаний и записывают результаты в листы контроля. На дистанционном обучении я практикую балловую систему оценивания знаний и умений. Учащиеся знают критерии оценивания:1 балл – низкий уровень, 2 балла – средний уровень, 3 балла – высокий уровень. Прежде чем отправить работу учителю, учащиеся высокого и среднего уровня развития оценивает её сами, предлагают оценить родителям, если такая возможность есть. Учитель на индивидуальном занятии с учеником в whatsApе ( время занятий согласовывается с родителями ученика или с учеником) работает над ошибками. Учащиеся с низким уровнем развития работают на уроке только над достижением 1 и 2 целей

Маршрут уроков русского языка в 5 классе (5ч в неделю)

Цель недели: научиться объяснять правописание гласных а-о в корнях с чередованием

1 урок. Цель: научиться объяснять правописание гласных а-о в корнях с чередованием –лаг-(-лож-), -кас-(-кос-)

1. Цель: познакомиться с правилом §51 (РЭШ урок 63 5 класс)

2. Цель: развивать умение объяснять правописание гласных а-о в корнях с чередованием, обозначая орфограмму упр. 566, 570, 569

3. Цель: выявить уровень достижения цели урока. карточка или онлайн-тест РЭШ урок 63 5 класс

4. Цель д\з: развивать умение находить в тексте слова с чередованием гласных а-о в корнях –лаг-(-лож-), -кас-(-кос-) упр. 571

2 урок. Цель: научиться объяснять правописание гласных а-о в корнях с чередованием –раст-(-ращ-) - -рос-

1. Цель: познакомиться с правилом §51 . Выучить слова –исключения : росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, отраслевой.

2. Цель: развивать умение объяснять правописание гласных а-о в корнях с чередованием, обозначая орфограммуупр.573

3. Цель: выявить уровень достижения цели урока. упр. 575

4. Цель д\з: развивать умение находить в тексте слова с чередованием гласных а-о в корнях –раст-(-ращ-) - -рос- упр. 574

3 урок. Цель: научиться объяснять правописание гласных а-о в корнях с чередованием –гар-(-гор-), -зар-(-зор-)

1.Цель: познакомиться с правилом §51 (РЭШ уроки 33, 34 6 класс)

2. Цель: развивать умение объяснять правописание гласных а-о в корнях с чередованием, обозначая орфограмму упр. 579, карточка

3. Цель: выявить уровень достижения цели урока. карточка или онлайн-тест РЭШ уроки 33, 34 6 класс

4. Цель д\з: развивать умение находить в тексте слова с чередованием гласных а-о в корнях –гар-(-гор-), -зар-(-зор-)

4 урок. Цели (для детей с высоким и средним уровнем развития): обобщить изученное по теме «Правописание гласных а-о в корнях с чередованием», выявить пробелы в знаниях, обозначить пути их преодоления.

Учащиеся с низким уровнем развития на 4 уроке работают над 3 целью в уроках с 1по3.

1. Цель: обобщить правописание гласных а-о в корнях с чередованием –лаг-(-лож-), -кас-(-кос-); –раст-(-ращ-) - -рос-;–гар-(-гор-), -зар-(-зор-) упр.585.

2. Цель: выявить пробелы в знаниях, обозначить пути их преодоления.

разноуровневые карточки, онлайн - тест

3. Д\з. разработать материал для работы на 5 уроке в качестве учителя-дублёра.

5 урок. Цель: совершенствование знаний по теме «Правописание гласных а-о в корнях с чередованием».

Работа учителя словесника немыслима без пробуждения интереса у обучающихся к изучению русского языка и литературы. Ещё Демокрит заметил, что всякое познание начинается с удивления, а это и есть момент пробуждения интереса к предмету изучения. Поэтому в конце недели, подводя итоги, мои дети выступают в роли учителей-дублёров. Данный приём позволяет мне развивать одарённость.

Для успешной самореализации личности необходимо наличие у неё знаний, умений и творческих способностей, позволяющих наиболее полно реализовать себя в конкретной деятельности и разнообразных отношениях. Учащиеся высокого уровня разрабатывают карточки, потому что для них важно самореализоваться. Для них роль учителя во время дистанционного обучения – направляющая. Они умеют учиться и самостоятельно добывать знания. Такие дети осознанно ставят перед собой цель и стремятся к её достижению. Важно во время дистанционного обучения не затормозить процесс развития одарённости. Поэтому нельзя забывать о работе с ними во внеурочное время. С одарёнными детьми я работаю в 3 направлениях: «Мастера художественного слова», «Начинающие писатели», «Исследователи». Опыт работы с одарёнными детьми позволил мне быстро найти приёмы работы с детьми и во время дистанционного обучения. «Мастера художественного слова» создавали фонохрестоматии для урока литературы. Их актёрское чтение слушал весь класс. «Начинающие писатели» писали рассказы, диктанты на заданные орфограммы и пунктограммы, которые они представляли на уроках русского языка. «Исследователи» создавали продукт проектных работ: сценарий для конкурса чтецов, карточки для развития орфографических и пунктуационных знаний и умений. Читая художественное произведение, они выписывали предложения и группировали их по пунктограммам. Все работы одарённых детей оказали большое значение на повышение мотивации и снятию тревоженности во время дистанционного обучения.

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу»,- писал Р.Олдингтон. Для меня это путь к самосовершенствованию. Нужно убедить обучающегося в том, что без сформированных прочных орфографических и пунктуационных навыков, он не сможет в полную силу реализовать себя, проявить свои возможности. Поэтому во время дистанционного обучения главной задачей для меня является совершенствование орфографических умений и навыков. Приёмы использую разные: «орфографическое чтение», «узнай орфограмму», «проба пера», «сыщики», «морской бой», «догонялки», «марафон». Тексты для работы беру на сайте РЕШУ ВПР из задания 1 На основе их составляю разноуровневые карточки. Такие карточки находятся в распечатанном виде у каждого ученика.

Образец карточки для учащихся 5 класса.

В тундр.. — в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-под ни..ких обл..ков. Звенят большие(3) и малые руч..и со стоном взламывают..ся р..чушки в г..рах.

Вода всюду(1). Ступ..ш.. ногой в мох — и мох сочит..ся. Трон..ш.. мшист..ю коч..ку — и сверху появит..ся вода. Стан..ш.. ногой на л..док — и из-под л..дка брызн..т вода. Сейчас вся тундра это разр..стающееся б..лото. Оно ж..вёт в..хлипыва..т под с..погами. Оно мя..кое, п..крыто ж..лтой прошлогодн..й тра..кой и в..сенним мхом, похож..м на ц..плячий пух.

В..сна ро(б/п)ко вход..т в тундру оглядыва..т..ся(4). Вдруг зам..рает(2) под напором х..лодного ветра но (не)останавлива..т..ся а идёт дальше.

Высокий уровень

Прочитай внимательно текст, объясни правописание слов. Выпиши через запятую слова, в написании которых ты затрудняешься. За помощью обратись к ресурсам Интернет или учителю.

Раздели слова с пропущенными буквами на группы в зависимости от орфограмм. Ответ запиши в таблицу. Во время записи слов объясняй их правописание. В случае затруднения обращайся к учебнику «Практика»





Название орфограммы

Слова из текста



Средний уровень

Прочитай внимательно текст, выпиши через запятую слова, в написании которых ты затрудняешься. За помощью обратись к ресурсам Интернет или учителю. Найди в тексте слова на заданные в таблице орфограммы. Во время чтения текста распредели слова в таблице в соответствии с орфограммой. Помни! В случае затруднения обращайся к учебнику «Практика»

Название орфограммы

Примеры из текста

а) проверяемая безударная гласная в корне слова;


б) безударная гласная в личном окончании глагола;


в) проверяемые согласные в корне слова;


г) мягкий знак в окончании глагола 2 –го лица единственного числа;


д) глаголы с –тся, -ться.


Е) безударные гласные е-и в окончаниях имён существительных


Ж) гласные а-о в корнях с чередованием


з) непроверяемая безударная гласная в корне слова


И) непроизносимая согласная в корне слова


Низкий уровень

Прочитай внимательно название орфограмм, написанных во 2 колонке таблицы. Затем открой учебник «Практика» и найди данные орфограммы. Посмотри на графическое обозначение орфограммы, вспомни правило. Прочитай слова, записанные в 1 колонке таблицы. Устно объясни их правописание. Соотнеси группы слов с названием орфограммы. Проверь, правильно ли ты соотнёс слово с орфограммой . После этого заполни таблицу. Помни! Слова записываешь, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Примеры

Название орфограммы

1. Мох сочит(?)ся, вода появит(?)ся, весна оглядывает(?)ся, весна не останавливает(?)ся.

а) проверяемая безударная гласная в корне слова;

2. Солнце подмигива..т, брызн..т вода, болото в..хлипыва..т, в..сна вход..т

б) безударная гласная в личном окончании глагола;

3.В..сна, обл..ков, р..чушки, в г..рах. л..док,  в..сенним , х..лодного

в) проверяемые согласные в корне слова;


4. Ни..ких, мя..кое, тра..кой, ро(б/п)ко

г) мягкий знак в окончании глагола 2 –го лица единственного числа;

5. Ступ..ш.. Трон..ш.. Стан..ш..

д) глаголы с –тся, -ться.

6. В тундр.. 

е) безударные гласные е-и в окончаниях имён существительных

7. Со..нце

ж) гласные а-о в корнях с чередованием

8. Разр..стающееся, зам..рает

з) непроверяемая безударная гласная в корне слова

9. Б..лото, под с..погами

и) непроизносимая согласная в корне слова

ТАБЛИЦА ДЛЯ РАБОТЫ. Проверь, правильно ли ты соотнёс слово с орфограммой : 1)д, 2) б, 3) а, 4) в, 5) г, 6) е, 7) и, 8)ж, 9) з.

Название орфограммы

Примеры

а) проверяемая безударная гласная в корне слова;


б) безударная гласная в личном окончании глагола;


в) проверяемые согласные в корне слова;


г) мягкий знак в окончании глагола 2 –го лица единственного числа;


д) глаголы с –тся, -ться.


Е) безударные гласные е-и в окончаниях имён существительных


Ж) гласные а-о в корнях с чередованием


з) непроверяемая безударная гласная в корне слова


И) непроизносимая согласная в корне слова




Во время дистанционного обучения объективно оценить ученика очень трудно. При выполнении задания многие ученики выполняют его для оценки, а не для достижения цели. А ведь учебный процесс во время дистанционного обучения направлен на цель. Поэтому я разрабатываю листы контроля, которые позволяют ученику представлять весь маршрут изучения темы и правильно оценивать уровень своих знаний и умений. Во время дистанционного обучения я ставлю за работу, отправленную мне, не оценку, а баллы: 1б- низкий уровень знаний, 2б – средний уровень знаний, 3б – высокий уровень знаний. Также я указываю на раздел в листе контроля, над которым нужно поработать. Это позволяет мне продвигать ребёнка по его индивидуально-образовательному маршруту. Листы контроля позволяют мне учить детей учиться. Ведь во время дистанционного обучения в период пандемии в первую очередь испытывали трудности дети, которые не могли выполнять работу без помощи взрослых. И вся тяжесть легла на родителей, потому что они находились рядом с ребёнком, а учитель - на расстоянии. Имея опыт по проблеме вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, я применила выведенную мною формулу: «РОДИТЕЛИ +УЧЕНИК +УЧИТЕЛЬ =УСПЕХ» и во время дистанционного обучения.

Фрагмент листа контроля для учащихся 5 класса по разделу «Орфография». ( К- результаты контрольных срезов знаний и умений; С - самооценка; Р – результаты оценивания родителями; У – результаты оценивания учителем.

Знания и умения

к

с

р

у




1.

Знать наизусть все изученные орфограммы в 5 классе ( теория + примеры)







2.

Уметь объяснять правописание проверяемой гласной в корне слова







3.

Уметь находить в тексте слова на орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне слова»







4.

Уметь писать правильно словарные слова ( учебник «Практика» стр. 249-250)







5.

Уметь объяснять правописание проверяемой парной согласной в корне слова







6.

Уметь объяснять написание слов с непроизносимым согласным в корне слова







7.

Уметь находить в тексте слова с парными согласными в корне слова и с непроизносимыми согласными в корне слова.







8.

Уметь объяснять написание безударных гласных е – и в окончаниях имён существительных







9.

Уметь объяснять написание мягкого знака на конце существительных после шипящих







10.

Уметь объяснять написание гласной перед суффиксом –л- в глаголах







11.

Уметь объяснять написание мягкого знака в окончании глагола 2 лица единственного числа.







12.

Уметь объяснять правописание безударной гласной в личном окончании глагола







13.

Уметь объяснять правописание –тся- и –ться- в глаголах










Дистанционное обучение по индивидуальным образовательным маршрутам позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его индивидуальным стилем. Прав был Питер Друкер, который утверждал: « Сейчас мы можем сказать, что учиться – это непрекращаемый процесс, когда ты держишься рядом с изменениями. И самое сложное задание – это научить людей учиться».

9


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.