Рабочий лист по теме "Паронимы"
Рабочий лист № 1 по теме: «Паронимы»
Задание 1: Рассмотрите рисунки, отгадайте изображённые там паронимы. Запишите их. С каждым отгаданным словом составьте предложения.
1. | 1. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
2. | 2. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
3. | 3. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
4. | 4. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
5. | 5. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Задание 2. Восстановите словосочетания. На месте пропуска впишите подходящие по смыслу слова из предложенных ниже ( см. слова для работы) Латвийский - _________________ латышский - __________________ Лирические - _________________ лиричный - ___________________ Личный - ____________________ личностные - ___________________ Логичный - __________________ логический - ____________________ Мелкие - ____________________ мелочные - _____________________ Нестерпимая - _______________ нетерпимая - ____________________ Ничейный - _________________ ничей - _________________________ Обеих - _____________________ обоих - ________________________ Объёмный - _________________ объёмистый- _____________________ Поступок - __________________ проступок - ______________________ Предоставить - _______________ представить - ____________________ Рекомендованное - ____________ рекомендательное - ___________________ Сборочный - _________________ сборный - ________________________ Скрытный - __________________ скрытый - _______________________ Сытный - ___________________ сытый - ________________________ Терпеливо - _________________ терпимо - ______________________ Туристский - ________________ туристический - _____________________ Цветные - ___________________ цветовые - _________________________ Экономный - ________________ экономические - ____________________ Эффектная - _________________ эффективная - ______________________ Надеть - ____________________ одеть - ____________________________ Слова для работы: язык, сыр, герои, интерес, тон, шаг, довод, отношения, деньги, инциденты, шляпу, мальчиков, согласиться, наблюдать, сына, вежлив, не придумаешь, счёт, ребёнок, ложь, боль, девочек, фирму, материал, портфель, предложение, с планами, с коллегой, яблоки, соревнования, композиции, карандаши, храма, в очереди мужчина, лёгкий, честный, в ряду стул, слово, к ордену, электроника, мера, инженер, письмо, пособие, пункт, агрегат, характер, дефект, завтрак, ждать, подход, лагерь, образ жизни, маршрут, участия, времени, реформы, внешность
Задание 3. В некоторых из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите его.
1) Не каждый ДРАМАТИЧЕСКИЙ актёр сможет сыграть комедийную роль. 2) Высокая ЭФФЕКТНОСТЬ некоторых противовирусных препаратов сочетается с достаточно большой вероятностью возникновения побочных эффектов. 3) ГАРАНТИЙНЫЙ срок устанавливается изготовителем или продавцом и исчисляетя с момента передачи товара покупателю. 4) Для работы лазерных принтеров необходим специальный КРАШЕНЫЙ порошок. 5) СКРЫТЫЙ человек избегает откровенности, малобщителен. 6) От запаха горячего мясного пирога во мне проснулся ЗВЕРСКИЙ аппетит. 7) По оценкам современных психологов, СЛОВАРНЫЙ запас учащегося средней школы составлят около 5000 слов. 8) Перед тем как ОДЕТЬ линзу, необходимо убедиться, что она влажная и чистая, что на ней нет разрывов, трещин и других видимых дефектов. 9) За два месяца в северном регионе выпала ГОДОВАЛАЯ норма осадков. 10) За полем виднелся ДОБРОТНЫЙ дом с мансардой, левее – две бедноватые хаты, за ними чернел лес 11) Между отцом и сыном на протяжении лет складывались ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ отношения. 12) Чего бы только он не совершил, чтобы ОГРАДИТЬ своих родных от новых бед и несчастий! 13) Как человек ПАМЯТНЫЙ, Иван Фёдорович проверил в своём уме, не упустиллион чего- нибудь. 14) Во всех статьях автор оращаетя к одним и тем же проблемам, в резльтат чего сборник больше напоминает ЦЕЛОСТНЫЙ текст.
Рабочий лист № 2 по теме: «Паронимы»
Задание 1: Рассмотрите рисунки, отгадайте изображённые там паронимы. Запишите их. С каждым отгаданным словом составьте предложения.
1. | 1. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
2. | 2. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
3. | 3. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
4. | 4. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
5. | 5. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Задание 2. Восстановите словосочетания. На месте пропуска впишите подходящие по смыслу слова из предложенных ниже ( см. слова для работы) Латвийский - _________________ латышский - __________________ Лирические - _________________ лиричный - ___________________ Личный - ____________________ личностные - ___________________ Логичный - __________________ логический - ____________________ Мелкие - ____________________ мелочные - _____________________ Нестерпимая - _______________ нетерпимая - ____________________ Ничейный - _________________ ничей - _________________________ Обеих - _____________________ обоих - ________________________ Объёмный - _________________ объёмистый- _____________________ Поступок - __________________ проступок - ______________________ Предоставить - _______________ представить - ____________________ Рекомендованное - ____________ рекомендательное - ___________________ Сборочный - _________________ сборный - ________________________ Скрытный - __________________ скрытый - _______________________ Сытный - ___________________ сытый - ________________________ Терпеливо - _________________ терпимо - ______________________ Туристский - ________________ туристический - _____________________ Цветные - ___________________ цветовые - _________________________ Экономный - ________________ экономические - ____________________ Эффектная - _________________ эффективная - ______________________ Надеть - ____________________ одеть - ____________________________ Слова для работы: язык, сыр, герои, интерес, тон, шаг, довод, отношения, деньги, инциденты, шляпу, мальчиков, согласиться, наблюдать, сына, вежлив, не придумаешь, счёт, ребёнок, ложь, боль, девочек, фирму, материал, портфель, предложение, с планами, с коллегой, яблоки, соревнования, композиции, карандаши, храма, в очереди мужчина, лёгкий, честный, в ряду стул, слово, к ордену, электроника, мера, инженер, письмо, пособие, пункт, агрегат, характер, дефект, завтрак, ждать, подход, лагерь, образ жизни, маршрут, участия, времени, реформы, внешность
Задание 3. В некоторых из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите его.
1) Дедушка никогда не искал для себя материальной ВЫГОДЫ. 2) Став кинологом, я быстро научился РАЗЛИЧАТЬ одну породу собак от другой. 3) Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом. 4) БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть. 5) Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезать у самого основания. 6) Современные историки утверждают, что родиной ДЕЛОВИТОГО этикета является Италия 7) Ответственным за мероприятие был назначен ДЕЛОВОЙ и энергичный инженер Карцев. 8) ПРАЗДНАЯ жизнь не нравилась Васильеву, поэтому он решил заняться делом. 9) И Одноглазый, забыв свой ПОЧТЕННЫЙ возраст и умудрённость опытом, тоже превратился в щенка, пожалуй, даже ещё более глупого, чем волчица. 10) Выдача этой награды была редким и ПАМЯТЛИВЫМ событием. 11) Этот же ОТРЫВОК из стихотворения мелькнул в её памяти ещё раз, но уже отчётливей. 12) Какой бы манёвр УКЛОНЕНИЯ лайнер ни избрал, везде его ждала пробоина в борту. 13) Волчицу ОБХВАТИЛО странное беспокойство, и она продолжала принюхиваться. 14) В зловонных трясинах полегли восемь тысяч латников ОТБОРНОЙ имперской пехоты.
Рабочий лист № 3 по теме: «Паронимы»
Задание 1: Рассмотрите рисунки, отгадайте изображённые там паронимы. Запишите их. С каждым отгаданным словом составьте предложения.
1. | 1. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
2. | 2. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
3. | 3. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
4. | 4. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
5. | 5. | __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ __________________________________________ |
Задание 2. Восстановите словосочетания. На месте пропуска впишите подходящие по смыслу слова из предложенных ниже ( см. слова для работы) Латвийский - _________________ латышский - __________________ Лирические - _________________ лиричный - ___________________ Личный - ____________________ личностные - ___________________ Логичный - __________________ логический - ____________________ Мелкие - ____________________ мелочные - _____________________ Нестерпимая - _______________ нетерпимая - ____________________ Ничейный - _________________ ничей - _________________________ Обеих - _____________________ обоих - ________________________ Объёмный - _________________ объёмистый- _____________________ Поступок - __________________ проступок - ______________________ Предоставить - _______________ представить - ____________________ Рекомендованное - ____________ рекомендательное - ___________________ Сборочный - _________________ сборный - ________________________ Скрытный - __________________ скрытый - _______________________ Сытный - ___________________ сытый - ________________________ Терпеливо - _________________ терпимо - ______________________ Туристский - ________________ туристический - _____________________ Цветные - ___________________ цветовые - _________________________ Экономный - ________________ экономические - ____________________ Эффектная - _________________ эффективная - ______________________ Надеть - ____________________ одеть - ____________________________ Слова для работы: язык, сыр, герои, интерес, тон, шаг, довод, отношения, деньги, инциденты, шляпу, мальчиков, согласиться, наблюдать, сына, вежлив, не придумаешь, счёт, ребёнок, ложь, боль, девочек, фирму, материал, портфель, предложение, с планами, с коллегой, яблоки, соревнования, композиции, карандаши, храма, в очереди мужчина, лёгкий, честный, в ряду стул, слово, к ордену, электроника, мера, инженер, письмо, пособие, пункт, агрегат, характер, дефект, завтрак, ждать, подход, лагерь, образ жизни, маршрут, участия, времени, реформы, внешность
Задание 3. В некоторых из приведённых ниже предложений неверно употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите его.
1) Это ПОПУЛЯРНОЕ зрелище устраивали примерно раз в месяц. 2) С виду офицер был небольшого роста, КОРЕНАСТЫЙ, с широкими плечами. 3) И.И. Шишкин любил писать ВЕЧНЫЕ дубы, стройные, золотящиеся на солнце сосны. 4) Это видение напоминало ОТРЫВОК старой и плохо сохранившейся фотографии. 5) Волчонка ОХВАТИЛ ужас, но он лежал без звука, без движения, застыв, окаменев. 6) Внутри КОНСКОЙ цепи на сложенные дрова, которые утрясли и выровняли, вскочил Гинц и обратился с речью к окружённым. 7) Впереди показалась ДВОЙСТВЕННАЯ стена поломанных вагонов. 8) Эти растения легко вырастить в нашей местности, но ПРАКТИЧЕСКОЙ пользы из них не извлечь. 9) В тесной каюте стало вдруг НЕСТЕРПИМО жарко. 10) Ему редко снились такие КРАСЯЩИЕ и яркие сны. 11) Он готов был выложить всю имеющуюся НАЛИЧНОСТЬ. 12) Он, повизгивая от холода и восторга – мама никогда бы такого не позволила! – плескался в ЛЕДЯНОЙ воде. 13) То была фигура человека, который сидел на корточках, положив голову на край сундука и ОХВАТИВ его обеими руками. 14) Я позорно УКЛОНЯЛСЯ от революционной работы, не видя в этом смысла.
Ответы
Задание 1.
Рабочий лист 1 1.Гористый – горный 2.Лесной – лесистый 3. Годичный – годовалый 4. Дипломат – дипломант 5. Ледовый - ледяной | Рабочий лист 2 1.Длинный – длительный 2.Водный – водяной 3. Яблочный - яблоневый 4.Абонент – абонемент 5. Дождевой- дождливый | Рабочий лист 3 1.Каменный – каменистый 2. Грецкий – греческий 3. Гимнаст – гимназист 4. Конный – конский 5. Изобретательный - изобретательский |
Задание 3. 2) эффективность 4) красящий 5) скрытный 8) надеть 9) годовая 13) памятливый | 2) отличать 5) корневые 6) делового 7) деловитый 10) памятным 13) охватило | Задание 3. 3) вековые 4) обрывок 6) конной 7) двойная 10) красочные 13) обхватив |
Шишкина Людмила Николаевна
Лазарева Ольга Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Куликова Ирина Геннадьевна
Лазарева Ольга Валерьевна
Ирина Владимировна Казарцева
Лазарева Ольга Валерьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Лазарева Ольга Валерьевна
Галина Владимировна
Лазарева Ольга Валерьевна