Рабочий лист по теме «Правонарушение: признаки и виды» (9–10 класс)
Тема: Правонарушение: признаки и виды (раздел «Правовое регулирование в различных отраслях права»).
Рабочий лист
ученика ________________________
по теме «Правонарушение: признаки и виды»
1. Ученик Петров С., составляя список признаков правонарушения, назвал следующие:
- волевое поведение человека
- противоправность
- иногда порождает вредоносные последствия.
Поставьте знак «+», если считаете, что Петров выполнил задание верно. При необходимости дополните список и/или внесите в него изменения, уточнения.
2. Перед вами фрагменты художественных произведений. Соотнесите каждый фрагмент с указанными признаками правонарушения.
А) «В ** появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям. Меры, принятые противу них правительством, оказались недостаточными. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим. Не было безопасности ни по дорогам, ни по деревням. Несколько троек, наполненных разбойниками, разъезжали днем по всей губернии, останавливали путешественников и почту, приезжали в сёлы, грабили помещичьи дома и предавали их огню» (А.С. Пушкин «Дубровский»).
Б) «Городничий. Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, входящее и исходящее, знаете, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нем какого-нибудь донесения или просто переписки. Если же нет, то можно опять запечатать; впрочем, можно даже и так отдать письмо, распечатанное.
Почтмейстер. Знаю, знаю... Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Я вам скажу, что это преинтересное чтение. Иное письмо с наслажденьем прочтешь - так описываются разные пассажи... а назидательность какая... лучше, чем в «Московских ведомостях»!» (Н.В. Гоголь «Ревизор»).
В) По всей стране, вымогая и клянча, передвигаются фальшивые внуки Карла Маркса, несуществующие племянники Фридриха Энгельса, братья Луначарского, кузины Клары Цеткин или, на худой конец, потомки знаменитого анархиста князя Кропоткина. Отряды мифических родственников усердно разрабатывают природные богатства страны: добросердечие, раболепство и низкопоклонничество» (И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок»).
Г) «Он расстегнул пальто и высвободил топор из петли, но еще не вынул совсем, а только придерживал правою рукой под одеждой. Руки его были ужасно слабы; самому ему слышалось, как они, с каждым мгновением, всё более немели и деревенели. <…>. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом» (Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»).
Д) «- Итак, — продолжал Данглар, — если бы, например, после такого плавания, какое совершил Дантес, заходивший в Неаполь и на остров Эльба, кто-нибудь донес на него королевскому прокурору, что он бонапартистский агент…
<…> лучше всего просто, взять перо, вот так, обмакнуть его в чернила и написать левой рукой, чтобы не узнали почерка, маленький доносец следующего содержания.
И Данглар, дополняя наставление примером, написал левой рукой косыми буквами, которые не имели ничего общего с его обычным почерком, следующий документ.
«Приверженец престола и веры уведомляет господина королевского прокурора о том, что Эдмон Дантес, помощник капитана на корабле «Фараон», прибывшем сегодня из Смирны, имел от Мюрата письмо к узурпатору, а от узурпатора письмо к бонапартистскому комитету в Париже».
- Ну вот, - сказал Данглар, — это похоже на дело, потому что такой донос никак не мог бы обернуться против вас самих, и все пошло бы само собой. Оставалось бы только сложить письмо вот так и надписать: «Господину королевскому прокурору». И все было бы кончено» (А. Дюма «Граф Монте-Кристо»).
Признаки правонарушения
Признак | Соответствующий фрагмент литературного произведения |
Является актом, конкретным вариантом поведения человека | |
Является виновным деянием (с умыслом или по неосторожности) | |
Является действием противоправным, нарушающим требование закона | |
Всегда порождает вредоносные последствия для человека, общества, государства | |
Является общественно опасным деянием | |
3. Заполните таблицу
Номер фрагмента литературного произведения | Вид правонарушения | Вид соответствующей правонарушению юридической ответственности |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
* Какое наказание понесли бы правонарушители из названных литературных произведений, если бы были нашими современниками? К каким нормативным актам следует обратиться, чтобы выяснить это?
Проведите самопроверку, опираясь на образец. Выставите оценку за проделанную работу в соответствии с предложенными критериями.
Оцените сложность предложенной работы лично для вас
Очень сложно | Были небольшие затруднения | Работа была для меня несложной |
| | |