Работа над изложением в школе

1
0
Материал опубликован 19 December 2015

При обучении русскому языку учащихся младших классов одной из актуальных проблем остаётся разработка новых приёмов и средств развития речемыслительной деятельности.

Одной и закономерностей овладения родной речью состоит в том, что ребенок усваивает нормы употребления элементов языка в процессе подражания образцовой речи: он запоминает речевую норму непроизвольно, неосознанно. О человеке, который помнит, как принято употреблять элементы языка в речи и безошибочно следует традиционное принятой норме в своей речи, говорят как о человеке с чувством языка или с языковым чутьем. Следовательно, чувство языка - это осознанная интуитивная способность помнить норму речи.

Чувство языка начинает развивается с момента рождения: в раннем детстве он подражает речи родителей, дальше образцом для подражания становятся воспитатели, учителя, авторы книг, учебников. К концу окончания школы речь выпускника может быть хорошей - богатой, красивой, полной, правильной или плохой. Хорошей речь может быть только у того, кто воспитывался на хороших образцах речи, кого тренировали в подражании образцовой речи.

Тренировки в подражании образцам учитель организует, руководствуясь методическим принципом развития речи. Правильный подбор дидактического материала - образцов речи - оказывает решающее влияние на результат развития речи, на формирование индивидуального стиля учащегося. Дидактическим материалом для школьных упражнений в изложении могут быть прежде всего тексты художественных произведений.

Основными видами работ, направленных на развитие связной письменной речи, т.е. способствующих формированию комплексного умения создавать текст в письменной форме, являются изложения и сочинения.

Изложение — традиционная форма учебной деятельности, связанная с воспроизведением готового, «чужого» текста, нашедшая широкое применение практически во всех классах школы и получившая закрепление в качестве аттестационной работы по русскому языку. Популярность изложения объясняется прежде всего тем, что оно даёт возможность проконтролировать как уровень грамотности учащихся, так и их речевые возможности, способность связно выстраивать текст на заданную тему: при передаче чужого текста школьник должен максимально точно воспроизвести его словесный ряд и синтаксическую структуру, а значит, оказывается перед необходимостью обращения к тем или иным законам правописания. Тем самым учащиеся расширяют свой лексический запас, более сознательно (чем при написании диктанта) используют имеющиеся у них орфографические и пунктуационные сведения и навыки. Изложение (особенно с творческим заданием) представляет собой не механическую передачу чужого текста, а собственную вариацию на заданную тему (или собственную редакцию предложенного текста). Работая над изложением, школьники должны выявить проблематику текста, определить его тему и идею, проанализировать элементы сюжета, оценить композицию текста и образную систему произведения, составить план будущего изложения. В целом же выстроенный учащимся, текст позволяет в известной степени судить об уровне речевой подготовки автора.

В начальной школе используются разные по цели и разнообразные по содержанию исходного текста изложения. По цели это изложения контрольные и обучающие. Основное различие между ними в том, что перед обучающими изложениями проводится подготовительная работа, имеющая целью вооружить учащихся новыми для них знаниями или поупражнять в умениях и навыках, необходимых для передачи содержания исходного текста.

Что же положено в основу системы работы над изложением, что является ее определяющим началом? Необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, мы имеем в виду не порядок работы над сочинением или изложением, а такую последовательность обучения речемыслительной деятельности в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи (Ладыженская Т.А.).

Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся УУД, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) - одно из средств обучения связной речи, средств совершенствования УУД, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос чему обучать, работая над изложением, естественно ответить: обучать коммуникативным УУД. Формирование таких действий и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов.

Методика подготовительной работы к изложению определяется главным образом видом изложения. "Характер воспроизводящей деятельности, - пишет Т.А. Ладыженская, - зависит от объема исходного текста, от способа его восприятия, от того, насколько он знаком, от задачи, которая ставится перед воспроизведением". Т.А. Ладыженская [1, с. 222 ] предполагает классифицировать изложения:

  1. по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения;
  2. по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием;
  3. по осложненности языковыми заданиями: с лексическим, грамматическим, стилистическим и т.д. заданиями;
  4. по восприятию исходного текста: изложение прочитанного (воспринятого зрительно), услышанного (воспринятого на слух), воспринятого и на слух и зрительно;
  5. по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста и знакомого, известного учащимся.

Работа над изложением в начальной школе связывается прежде всего с наиболее простым, по мнению методистов и психологов, воспроизведением содержания текста - подробным. Вопрос о том, какое изложение труднее - сжатое или выборочное, следует решать, учитывая, какие мыслительные операции используются в том и другом изложении. Каждый этап обучения речи в школе решает свои задачи и предполагает использование разных, все усложняющихся видов работ, в частности изложений.

Таких этапов можно выделить три:

I. Подготовительный этап - I-III классы.
II. Систематический этап - IV-VIII классы.
III. Завершающий этап - IX - XI классы.

I. Подготовительный этап (начальный)

На этом этапе формируются такие умения, как умение определить тему и основную мысль несложного текста; умение выделить основное в его содержании, устно сжато передать содержание текста; выделить его смысловые части, составить план прочитанного; найти в тексте и объединить материал на ту или иную тему.

Выделяют несколько этапов работы над обучающим изложением. Мы рассмотрим подготовительный этап, более приемлемый для учащихся начальной школы.

I этап: подготовительный

Цель: помочь школьникам осмыслить текст и подготовить их к пересказу.

Приемы:

1) вступительная беседа

Цель: подготовить учащихся к восприятию текста.

Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.

Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.

2) восприятие текста

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

1. чтение текста учителем (или прослушивание магнитофонной записи);

2. чтение текста про себя учениками (в том случае, когда текст перед глазами);

3. параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием работы).

Задача перечисленных приемов работы - первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержания, например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван ...?», «как еще можно озаглавить текст?». [Тема текста— это то, чему посвящено его содержание. Основная мысль – это идея, которую автор хотел выразить этим текстом. Например, возьмем известную басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Ее темой можно назвать попытки животных сдвинуть с места тяжелый воз. Основная мысль этой басни заключается в том, что в любой коллективной деятельности всем участникам нужно действовать дружно и согласованно, только тогда они достигнут успеха. Тема текста часто бывает сформулирована (полностью или частично) в его заголовке.

Основную мысль читатель должен выяснять самостоятельно, ориентируясь на подсказки автора в тексте. Главная тема текста по ходу повествования может быть разбита не несколько микротем. Основная мысль в произведении всегда одна и не может быть поделена на части [6].

3) беседа по содержанию текста

Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста - дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» также вредно, как и отсутствие разбора.

Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными определяющими, каковы причинно-следственные связи
и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.

В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что ...», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение).

4) анализ структуры текста

Беседа должна вестись по узловым вопросам и направлена на понимание текста, как содержательного, структурного, типологического и стилистического единства.

Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.

Эта беседа сопровождается разными видами анализа текста:

  1. Содержательный анализ.
  2. Структурный анализ.

Цель такого анализа - помочь учащимся осознать структурные особенности текста. Текст делится на смысловые части.
Этот анализ сопровождается составлением плана. План, в свою очередь, должен отражать не только структуру текста, но и содержание каждой структурной части.

5) составление плана

Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.

При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.

Требование к плану будет зависеть от вида изложения. Так план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.

Составление плана - чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату.

6) устный пересказ текста

Завершается работа устным пересказом - вторичное восприятие текста.

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений. Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

При подготовке к изложению может быть использован и такой прием работы, как составление рабочих материалов. Назначение этого приема - помочь учащимся успешно решить задачи воспроизведения текста. [4, c.28-30].

Рабочие материалы - это строительный материал для создания будущего текста; использовать их необходимо творчески, учитывая коммуникативную задачу и основную мысль будущего высказывания [5, c.21]. В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они потребуются в изложении, например: обобщающие слова или предложения при написании сжатых изложений.

Проверку работ первого варианта лучше проводить карандашом - это косвенно будет указывать на рекомендательный, обучающий характер проверки. Учительские исправления в тексте и пояснения на полях тетради послужат юным авторам краткими советами для дальнейшей работы над изложением. Оценка за первый вариант не ставится. [5, c.13]

Редактирование - это такой прием работы, который направлен на улучшение, совершенствование, исправление уже написанного текста. Редактирование первого варианта изложения дает положительные результаты, позволяет улучшить содержание, речевое оформление и грамотность работ.

Проверка обучающих изложений, как и любых других письменных работ, требует от учителя не только внимания, но и уважения к труду ученика. Пленкин Н.А. делает замечание: "Лежащая перед нами ученическая тетрадь, это наивное и несовершенное создание детской мысли, - уже произведение начинающего автора, пусть еще неопытного и неумелого, но уже автора".

Перед возвращением детям проверенных тетрадей учитель во вступительном слове коротко отмечает общие для класса достоинства и недостатки работ, указывает на способы устранения недостатков.

Повторная проверка тетрадей, окончательного варианта изложения проводится, как обычно, красной пастой, и по итогам проверки ставится оценка.

Оценивание изложений

Оценка 5 ставится, если:

  • содержание работы полностью соответствует теме;
  • нет фактических ошибок;
  • содержание излагается последовательно;
  • работа отличается богатством словаря;
  • достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых ошибки и 1 грамматическая.

Оценка 4 ставится в том случае, если:

  • содержание работы в основном соответствует теме;
  • содержание в основном достоверно, единичные фактические неточности;
  • нарушение последовательности в изложении мысли;
  • лексический и грамматический строй речи разнообразен;
  • стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более 2 недочетов в содержании, 3-4 речевых недочета, 2 грамматических ошибки.

Оценка 3 ставится, если:

  • имеются существенные отклонения от темы;
  • достоверность в главном, но есть фактические неточности;
  • допущены отдельные нарушения последовательности изложения;
  • беден словарь, однообразны синтаксические конструкции, неправильное словоупотребление;
  • стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускаются 4 недочета в содержании, 5 речевых и 4 грамматических ошибок.

Оценка 2 выставляется в том случае, когда

  • текст не соответствует теме;
  • допущено много неточностей;
  • нарушена последовательность изложения во всех частях, связь между ними, не соответствует плану;
  • беден словарь;
  • нарушение стилевого единства текста.

Допускаются 6 недочетов в содержании, 7 речевых и 7 грамматических ошибок.

1 (единица) выставляется, если в работе допущено более 6 недочетов в содержании текста, 7 речевых недочетов и более 7 грамматических ошибок.

Использованные источники:

  1. Ладыженская Т.А. Связная речь. - В кн.: Методика развития речи на уроках русского языка. - М., 1980, с. 222
  2. Сборник текстов для изложений в начальных классах. Практическое пособие/Голубь В.Т. - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 2007 - 224 с.
  3. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения/автор - составитель Н.Н. Бобкова [и др.] - Волгоград: Учитель. 2010. - 316с.
  4. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. Изд. Просвещение. - М., 1984. - с.10-30.
  5. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Просвещение. - М., 2008. - с.12-18.
  6. Интернет - источники
  • Работа над изложением http://litirus.ru/prepodavanie/rabota-nad-izlozheniem.html
  • Методика работы над изложениями с комплексным анализом текста/ О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов http://dagcentr.com/biblioteka_psihologia/32-metodika-raboty-nad-izlozheniyami-s-kompleksnym-analizom-teksta.html
  • Виды изложений и методика их проведения/ Баковкина Е.А http://ped-konkurs.ru/load/3-1-0-52
  • Методика работы над изложением с языковым разбором текста/Мартынова М. В.
  • Понятие текста. Тема и основная мысль текста http://www.xliby.ru/uchebniki/russkii_jazyk_yekspress_repetitor_dlja_podgotovki_k_egye_rech_tekst/p2.php
Комментарии
Комментариев пока нет.