12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шаповал Татьяна Петровна116
Украина, Донецкая Народная Республика, Макеевка
Материал размещён в группе «"Творим сами"»
14

Урок в коррекционной школе «Изложение «Богатыри»»



Технологическая карта урока русского языка (чтение) в 8 классе коррекционной школы на тему: Изложение «Богатыри».

Шаповал Татьяна Петровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Макеевской специальной общеобразовательной школы – интерната № 35»

Тема урока

Изложение «Богатыри».

Тип урока

Урок развития речи

Технологии:

исследование.

Цель урока

Подготовка обучающихся к написанию сочинения по репродукции картины В.Васнецова «Богатыри».

Задачи урока

Образовательные: учить обучающихся «читать картину», соотносить персонажи былин с персонажами картины, выделять художественные детали, понимать замысел художника;

Развивающая – развивать творческие способности школьников, умение описывать увиденное на полотне; развивать устную и письменную речи в ходе работы над репродукцией картины; умение читать картину;

Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, обогащать и активизировать словарный запас, способствовать развитию орфографической зоркости. корректировать умственные и речевые недостатки; способствовать развитию коммуникативной компетентности;

Воспитательная – воспитывать чувство любви к искусству слова, живописи; способствовать воспитанию положительного отношения к учебной деятельности; воспитывать доброжелательность на основе оценивания работ одноклассников; воспитывать патриотизм, уважение и любовь к народным героям, воплощающим лучшие человеческие качества.

Планируемый результат обучения

В результате работы над репродукцией картины обучающиеся

- продолжат знакомство с живописью как одним из видов творчества;

- научатся:

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действий;

адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

основам смыслового восприятия текста, выделять существенную информацию из него;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Благородство, православный, застава богатырская.

Ресурсы

Учебник «Чтение» 8 класс, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева. Москва «Просвещение» 2014.

Презентация выполнена в Microsoft Power Point 2007 с применением технологического приёма «Экран» (автор Г.О.Аствацатуров)

Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. – М.-Л.: Учпедгиз, 1968

Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4 – 5 классах. – К.: Радянська школа, 1975

http://pedsovet.su/load/418-1-0-44177 - рамки (автор Е.А.Ранько)

http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=7285 - портрет П.Третьякова

http://www.tanais.info/vasnetsov/kuznetsov1.jpg - портрет В.Васнецова

http://img.webme.com/pic/h/herbstpage/ecken30.png - осенняя композиция

http://ramki-vsem.ru/images/ramki-34_small.png - рамка из цветов

http://i014.radikal.ru/0801/bf/a1af9eaa1ac8.png - фон

http://i046.radikal.ru/0712/3c/9abaf8d953bd.png - виньетка

http://antalyafal.com/images/vector_03.png - завитки

Репродукции картин В.М.Васнецова:

http://900igr.net/datai/izo/Serebrjannyj-vek/0006-009-SOJUZ-RUSSKIKH-KHUDOZHNIKOV-1903-g.jpg

Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный

Организовать направленное внимание на начало урока

Психологический настрой:

Прозвенел уже звонок,

Значит, начался урок.

Сели все за парты дружно,

Нам теперь работать нужно.

Приветствие учителя

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.

Мотивация к учебной деятельности

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь выделять существенную информацию из задания.

На доске репродукция картины Богатыри»

Кто написал картину?


 

Кто такой Виктор Михайлович Васнецов?


 

Когда он жил и работал?


 


 

Что оказало влияние на живопись художника?


 


 

Какие картины Васнецова, написанные по мотивам сказок и былин вы знаете? Названия картин записываются на доске.


 


 


 


 


 

Одним из лучших произведений В.М Васнецова является картина «Богатыри», над которой он работал около 20 лет (1881-1898). В картине все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: «Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный», имела она и другое название «На Киевской заставе».

Сообщение темы урока: Написание изложения «Богатыри» по репродукции картины В.Васнецова

Демонстрация знаний, умений

В.Васнецов.

Известный русский художник

Во второй половине 19-начале 20 века

Устное народное творчество

(«Ковер-самолет», «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «Царевна-лягушка)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Запись в тетрадь темы урока

Актуализация знаний, постановка учебной задачи

Словарная работа

Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Какую цель поставим для себя на этот урок?

Перед нами стоит цель:

Выяснить значение слов:

благородство, православный, застава богатырская.

Подготовиться к написанию изложения

«Богатыри»


 

Какой период из жизни русского государства отражен на картине? Что вы знаете о нем?

Кого изобразил художник на полотне?

Каков фон картины?

Определение цели урока.

Учащиеся высказывают свои предположения


 


 


 


 


 


 

когда Русь должна была защищаться от врагов.


 

Защитников земли русской – известных по былинам любимых героев – богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича


 


 

Фон картины – типичный русский пейзаж: степь, поросшая ковылем, темный лес, курганы

Открытие новых знаний

Познавательные:

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Обращаю внимание на то, что ни в окончательном названии, ни в подписи не сказано о защите земли, но позы героев, их силуэты, детали картины говорят об этом. Это первое впечатление от картины.

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Коррекция мышления


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2 этап. Работа над картиной

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

- уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

Постараемся выделить главную мысль картины.

показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа.


 


 


 


 

Физкультминутка

Личностные УУД:

уметь применять правила охраны своего здоровья

Слайд 12

Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. физкультминутка

для глаз (по методу Базарного)

 

3 этап.

Работа с текстом изложения.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

- уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

- уметь определять главную мысль текста;

- уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

- уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Чтение текста изложения.

(Приложение 1)

Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему?

Что мы знаем об Илье Муромце из былин?

Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской?

Во имя чего он их совершает?

Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?

Какие детали портрета раскрывают облик героя?

Какими красками написан Илья Муромец и почему?

Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былины?

Как нарисовал В. М. Васнецов другого богатыря – Добрыню Никитича? Что вы знаете о нем из былин?

Учитель дополняет ответы учащихся.

Добрыня – побратим Ильи, тоже богатырь – герой, сын богатого купца рязанского. Он прославился своей борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Былины описывают его, как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха. Добрыня нарисован по правую руку от Ильи. Чертами лица напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль. Как и Илья, Добрыня храбр, силен. Но одет он в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах. Конь Добрыни в нарядной сбруе. Интересна деталь: полумесяцы на сбруе – символ победы богатыря над злым татарином.

Как нарисован третий богатырь – Алеша Попович?

Что вы знаете о нем из былин?

Учитель дополняет ответы учащихся.

Алеша молод, но победил злого Тугарина Змея, много раз отважно дрался с кочевниками, тоже защитник земли русской? Действует против врага находчивостью, хитростью. Рядом с Ильей он кажется особенно стройным, вооружен, щегольски, у седла висят гусли. Конь Алеши легкий на бегу, выносливый, как и хозяин.

Что объединяет богатырей в грозную силу?

Какие детали на полотне указывают на приближение опасности?

Что усиливает впечатление силы и мощи богатырей?

Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени?

Какие еще названия можно дать картине?

Что роднит полотно В. М. Васнецова с былинами?

Примерный план

1. Великий русский художник В. М. Васнецов.

2. История создания картины «Богатыри».

3. Эпоха, отраженная в ней.

4. Герои Васнецовского полотна (внешний вид их, выражение лица, поза, характер богатырей).

5. Главная мысль картины.

Принятие учебной задачи.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Коррекция внимания и восприятия.

Выполняют задание.

Оценивают ответы

Фигура богатыря написана в желтых, темно-синих, серых и черных тонах, эти холодные тона подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына Ильи Муромца).

.

Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Демонстрируют свои знания.

Алеша Попович – тоже побратим Ильи, «сын соборного попа ростовского»

Опасность приближается справа: конь Добрыни повернул голову вправо и т.д.

Размеры полотна, его монументальность, детали пейзажа – маленькие ёлочки у ног лошадей

Небо облачное, осеннее. Гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в сте6епи, разметал гривы и хвосты богатырским коням.

«В дозоре», «Богатырская застава», «На страже своих границ».

Картина проникнута горячей верой в силу и величие России. Она близка нам своей глубокой идейностью, патриотическим чувством и поэтической правдой.

Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос

Формулируют вывод.

В результате коллективной работы учащиеся записывают план изложения

 

Итог урока

(обобщение)

Рефлексия

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


 


 


 

- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями?


 


 

Учащиеся делятся впечатлениями

Коррекция личностных качеств, эмоционально-волевой сферы

Высказывание по модели:


 

Я сегодня узнал…

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания

Подготовка к написанию изложения


 

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.


 


 


 

Приложение 1


 


 


 

Текст изложения.

Виктор Михайлович Васнецов – один из известных и любимых русских художников. Большое влияние на его творчество оказала устная народная поэзия. Его самые известные картины написаны по мотивам русских народных сказок, былин. «Богатыри» – лучшее произведение Васнецова. Над ним художник работал более двадцати лет.

На картине мы видим трех могучих богатырей. Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Они богато и красиво одеты. Под ними сильные богатырские кони. Их оружие наготове. Добрыня Никитич вынимает меч из ножен, Илья Муромец повернул копьё в сторону врага, Алеша Попович уже наложил на лук стрелу.

Всадники остановились на границе русской земли и зорко всматриваются вдаль. Вокруг них виднеются холмы, перелески, над ними плывут облака. Крепко стоят богатыри на рубеже родной земли.

В облике Ильи Муромца художник отразил силу, мудрость, благородство, в Добрыне Никитиче отметил знание, опытность, решимость. В образе Алёши Поповича показал безграничную отвагу, смелость и весёлый характер. В картине «Богатыри» прославляется мощь, высокие духовные качества и патриотизм русского народа.

 


богатыри
PPTX / 5.25 Мб

Опубликовано в группе «"Творим сами"»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.