Урок в коррекционной школе «Изложение на тему "Богатыри"» (8–9 классы)
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока русского языка (чтение) в 8 классе коррекционной школы на тему: Изложение «Богатыри».
Шаповал Татьяна Петровна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Макеевской специальной общеобразовательной школы – интерната № 35»
Тема урока |
Изложение «Богатыри». |
||
Тип урока |
Урок развития речи |
||
Технологии: |
исследование. |
||
Цель урока |
Подготовка обучающихся к написанию сочинения по репродукции картины В.Васнецова «Богатыри». |
||
Задачи урока |
Образовательные: учить обучающихся «читать картину», соотносить персонажи былин с персонажами картины, выделять художественные детали, понимать замысел художника; Развивающая – развивать творческие способности школьников, умение описывать увиденное на полотне; развивать устную и письменную речи в ходе работы над репродукцией картины; умение читать картину; Коррекционно-развивающие: развивать логическое мышление обучающихся, обогащать и активизировать словарный запас, способствовать развитию орфографической зоркости. корректировать умственные и речевые недостатки; способствовать развитию коммуникативной компетентности; Воспитательная – воспитывать чувство любви к искусству слова, живописи; способствовать воспитанию положительного отношения к учебной деятельности; воспитывать доброжелательность на основе оценивания работ одноклассников; воспитывать патриотизм, уважение и любовь к народным героям, воплощающим лучшие человеческие качества. |
||
Планируемый результат обучения |
В результате работы над репродукцией картины обучающиеся - продолжат знакомство с живописью как одним из видов творчества; - научатся: • принимать и сохранять учебную задачу; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; • оценивать правильность выполнения действий; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. • основам смыслового восприятия текста, выделять существенную информацию из него; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; •адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи. |
||
Основные понятия |
Благородство, православный, застава богатырская. |
||
Ресурсы |
Учебник «Чтение» 8 класс, для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева. Москва «Просвещение» 2014. Презентация выполнена в Microsoft Power Point 2007 с применением технологического приёма «Экран» (автор Г.О.Аствацатуров) Краснов Н. В. Беседы по искусству в начальной школе. – М.-Л.: Учпедгиз, 1968 Дубинская М.С., Новосельская Л.С. Русская литература в 4 – 5 классах. – К.: Радянська школа, 1975 http://pedsovet.su/load/418-1-0-44177 - рамки (автор Е.А.Ранько) http://artclassic.edu.ru/attach.asp?a_no=7285 - портрет П.Третьякова http://www.tanais.info/vasnetsov/kuznetsov1.jpg - портрет В.Васнецова http://img.webme.com/pic/h/herbstpage/ecken30.png - осенняя композиция http://ramki-vsem.ru/images/ramki-34_small.png - рамка из цветов http://i014.radikal.ru/0801/bf/a1af9eaa1ac8.png - фон http://i046.radikal.ru/0712/3c/9abaf8d953bd.png - виньетка http://antalyafal.com/images/vector_03.png - завитки Репродукции картин В.М.Васнецова: http://900igr.net/datai/izo/Serebrjannyj-vek/0006-009-SOJUZ-RUSSKIKH-KHUDOZHNIKOV-1903-g.jpg |
||
Этапы урока |
Формируемые УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Организационный |
Организовать направленное внимание на начало урока |
Психологический настрой: Прозвенел уже звонок, Значит, начался урок. Сели все за парты дружно, Нам теперь работать нужно. |
Приветствие учителя Самоконтроль готовности. Настрой на работу. |
Мотивация к учебной деятельности |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь выделять существенную информацию из задания. |
На доске репродукция картины Богатыри» Кто написал картину?
Кто такой Виктор Михайлович Васнецов?
Когда он жил и работал?
Что оказало влияние на живопись художника?
Какие картины Васнецова, написанные по мотивам сказок и былин вы знаете? Названия картин записываются на доске.
Одним из лучших произведений В.М Васнецова является картина «Богатыри», над которой он работал около 20 лет (1881-1898). В картине все продумано до мельчайших деталей, все подчинено главной мысли: показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа. Полностью картина называлась: «Богатыри русские на заставе богатырской смотрят, нет ли где ворога, не обижает ли кто народ православный», имела она и другое название «На Киевской заставе». Сообщение темы урока: Написание изложения «Богатыри» по репродукции картины В.Васнецова |
Демонстрация знаний, умений В.Васнецов. Известный русский художник Во второй половине 19-начале 20 века Устное народное творчество («Ковер-самолет», «Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван-царевич на сером волке», «Царевна-лягушка)
Запись в тетрадь темы урока |
Актуализация знаний, постановка учебной задачи Словарная работа |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Какую цель поставим для себя на этот урок? Перед нами стоит цель: Выяснить значение слов: благородство, православный, застава богатырская. Подготовиться к написанию изложения «Богатыри»
Какой период из жизни русского государства отражен на картине? Что вы знаете о нем? Кого изобразил художник на полотне? Каков фон картины? |
Определение цели урока. Учащиеся высказывают свои предположения
когда Русь должна была защищаться от врагов.
Защитников земли русской – известных по былинам любимых героев – богатырей – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича
Фон картины – типичный русский пейзаж: степь, поросшая ковылем, темный лес, курганы |
Открытие новых знаний |
Познавательные: - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
Обращаю внимание на то, что ни в окончательном названии, ни в подписи не сказано о защите земли, но позы героев, их силуэты, детали картины говорят об этом. Это первое впечатление от картины. |
Развитие аналитико-синтетической деятельности Коррекция мышления
|
2 этап. Работа над картиной |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Коммуникативные: - уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного; |
Постараемся выделить главную мысль картины. |
показать благородство, огромную силу, неустрашимость и красоту русского народа.
|
Физкультминутка |
Личностные УУД: уметь применять правила охраны своего здоровья |
Слайд 12 Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. физкультминутка для глаз (по методу Базарного) |
|
3 этап. Работа с текстом изложения. |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков; - уметь определять главную мысль текста; - уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; - уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; |
Чтение текста изложения. (Приложение 1) Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание? Почему? Что мы знаем об Илье Муромце из былин? Как народ рассказывает о его подвигах, силе богатырской? Во имя чего он их совершает? Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине? Какие детали портрета раскрывают облик героя? Какими красками написан Илья Муромец и почему? Таким ли вы представляли себе богатыря, читая былины? Как нарисовал В. М. Васнецов другого богатыря – Добрыню Никитича? Что вы знаете о нем из былин? Учитель дополняет ответы учащихся. Добрыня – побратим Ильи, тоже богатырь – герой, сын богатого купца рязанского. Он прославился своей борьбой за русскую землю с ханом Батыем. Былины описывают его, как рассудительного богатыря, дипломата. Благодаря своему уму, он добивается успеха. Добрыня нарисован по правую руку от Ильи. Чертами лица напоминает самого художника. У него умный взгляд, он пытливо смотрит вдаль. Как и Илья, Добрыня храбр, силен. Но одет он в богатый кафтан, меч у него в золотых ножнах. Конь Добрыни в нарядной сбруе. Интересна деталь: полумесяцы на сбруе – символ победы богатыря над злым татарином. Как нарисован третий богатырь – Алеша Попович? Что вы знаете о нем из былин? Учитель дополняет ответы учащихся. Алеша молод, но победил злого Тугарина Змея, много раз отважно дрался с кочевниками, тоже защитник земли русской? Действует против врага находчивостью, хитростью. Рядом с Ильей он кажется особенно стройным, вооружен, щегольски, у седла висят гусли. Конь Алеши легкий на бегу, выносливый, как и хозяин. Что объединяет богатырей в грозную силу? Какие детали на полотне указывают на приближение опасности? Что усиливает впечатление силы и мощи богатырей? Какие детали пейзажа помогают увидеть тревожность времени? Какие еще названия можно дать картине? Что роднит полотно В. М. Васнецова с былинами? Примерный план 1. Великий русский художник В. М. Васнецов. 2. История создания картины «Богатыри». 3. Эпоха, отраженная в ней. 4. Герои Васнецовского полотна (внешний вид их, выражение лица, поза, характер богатырей). 5. Главная мысль картины. |
Принятие учебной задачи. Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы. Коррекция внимания и восприятия. Выполняют задание. Оценивают ответы Фигура богатыря написана в желтых, темно-синих, серых и черных тонах, эти холодные тона подчеркивают суровую простоту в облике крестьянского сына Ильи Муромца). . Отвечают на вопросы. Отвечают на вопросы. Демонстрируют свои знания. Алеша Попович – тоже побратим Ильи, «сын соборного попа ростовского» Опасность приближается справа: конь Добрыни повернул голову вправо и т.д. Размеры полотна, его монументальность, детали пейзажа – маленькие ёлочки у ног лошадей Небо облачное, осеннее. Гонит ветер тучи, колышет пожелтевшую траву в сте6епи, разметал гривы и хвосты богатырским коням. «В дозоре», «Богатырская застава», «На страже своих границ». Картина проникнута горячей верой в силу и величие России. Она близка нам своей глубокой идейностью, патриотическим чувством и поэтической правдой. Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос Формулируют вывод. В результате коллективной работы учащиеся записывают план изложения
|
Итог урока (обобщение) Рефлексия |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей; |
- Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями? |
Учащиеся делятся впечатлениями Коррекция личностных качеств, эмоционально-волевой сферы Высказывание по модели:
Я сегодня узнал… Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. |
Домашнее задание (творческое) |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; |
Объяснение сути домашнего задания Подготовка к написанию изложения
|
Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания. |
Приложение 1
Текст изложения.
Виктор Михайлович Васнецов – один из известных и любимых русских художников. Большое влияние на его творчество оказала устная народная поэзия. Его самые известные картины написаны по мотивам русских народных сказок, былин. «Богатыри» – лучшее произведение Васнецова. Над ним художник работал более двадцати лет.
На картине мы видим трех могучих богатырей. Это Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.
Они богато и красиво одеты. Под ними сильные богатырские кони. Их оружие наготове. Добрыня Никитич вынимает меч из ножен, Илья Муромец повернул копьё в сторону врага, Алеша Попович уже наложил на лук стрелу.
Всадники остановились на границе русской земли и зорко всматриваются вдаль. Вокруг них виднеются холмы, перелески, над ними плывут облака. Крепко стоят богатыри на рубеже родной земли.
В облике Ильи Муромца художник отразил силу, мудрость, благородство, в Добрыне Никитиче отметил знание, опытность, решимость. В образе Алёши Поповича показал безграничную отвагу, смелость и весёлый характер. В картине «Богатыри» прославляется мощь, высокие духовные качества и патриотизм русского народа.