Работа по развитию речи по русскому языку и литературному чтению с учащимися с интеллектуальными нарушениями

1
0
Материал опубликован 12 December 2023

Работа по развитию связной речи на уроках русского языка и литературного чтения с учащимися с интеллектуальными нарушениями.

Основная цель работы по развитию связной речи в коррекционной школе 8 вида - научить учащихся связно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи, т. е. создавать текст.

Возможности учащихся с интеллектуальными нарушениями излагать свои мысли в устной и письменной речи весьма ограничены.

Уже в начальной школе большое внимание должно уделяться развитию связной устной речи. Учащиеся должны овладеть правильным, полным и последовательным пересказом на основе систематической работы, направ-

ленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучения правильному построению предложений.

В зависимости от года обучения, от сложности текста, от уровня развития речи учащихся могут быть разные варианты работы с материалом.

Если в классе несколько групп обучения, то для детей со слабым речевым развитием предлагается небольшой текст с легким содержанием. Поработав над содержанием текста, учащимся предлагается план в виде небольших подробных вопросов, требующих для ответа одно-два слова, которые можно поместить рядом с вопросом. В вопросе необходимо выделить слово, с которого надо начинать ответ на вопрос.

Вот как выглядит эта работа. Даем небольшой текст-описание.:

Лес.

Летом лес был зелен6ый. Осенью березы стали желтыми. Осины покраснели. Маленький клен стал похож на букет цветов. Все листья у него разные: зеленые, желтые, красные, коричневые.


Вопросы и задания к тексту (для уточнения и осмысления текста):

О каком времени года говорится в тексте?

Как выглядел лес летом?

Как он изменился осенью?

Опишите маленький клен.

Почему он сравнивается с букетом цветов?

Вопросы плана и слова для построения ответов.

Какой был леса летом? – зеленый

Какими стали осенью деревья? – желтыми

Что произошло с осинами? – покраснели

На что похож маленький клен? – букет цветов

Какие у него листья? – зеленые, желтые, красные, коричневые

Дополнительно: прочитать все слова, которые обозначают цвет. Разделить эти слова на слоги.

При отборе текстов необходимо учитывать их воспитательную направленность и познавательную ценность. Знакомить учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью животных и растений. Например:

Нельзя обижать животных.

Володя гулял по двору, собака Жучка грызла кость. Володя взял палку и бросил ее в Жучку. Собака прыгнула и укусила Володю за ногу. Мальчик заплакал и побежал к маме.

А мама сказала, что Володя сам виноват.

Нельзя обижать животных!

Вопросы к тексту.

Что случилось с Володей во дворе?

Почему Жучка укусила мальчика?

Почему мама сказала, что Володя сам виноват.

Как нужно относиться к животным?

Вопросы плана и слова для построения ответов.


Где гулял Володя? – По двору

Что делала собака Жучка? –Грызла кость

Как поступил Володя? – Взял палку, бросил в Жучку

Что сделала Жучка? – Прыгнула, укусила за ногу

Что сделал мальчик ? – Заплакал. Побежал к маме

Что сказала мама? – Сам виноват

Что нужно помнить каждому? – нельзя обижать животных!


Реализуя индивидуальный подход к учащимся, более подготовленной

группе предлагается несколько другая работа. Для пересказа текста даются

только вопросы без опорных слов для ответа на них. Предлагается текст

(и карточки):

Для чего руки нужны?

Петя с дедушкой были большими друзьями. Они любили друг другу задавать вопросы.

Спросил как-то дедуш8ка внука, для чего руки нужны. Весь вечер отвечал Петя. Руки нужны, чтобы в мячик играть, ложку держать, кошку гладить.

Правильно отвечал. Только мальчик был маленький. Обо всех людях по своим рукам судил.

( По Е. Пермяку)

Для проверки осмысления содержания текста даем вопросы и задания:

Какие отношения были между Петей и дедушкой?

Какой вопрос задал однажды дедушка?

Как на него отвечал Петя?

Правильно ли он отвечал, согласны дли вы с ним?

Какого самого главного ответа не нашел Петя?

Почему он не смог найти его?

Каким суждением вы закончите этот рассказ?

Собираются карточки, открываются вопросы плана ( на доске)

Пересказать текст по плану ( проверяется связность пересказа, память,

логичность).

Кем были Петя с дедушкой?

Что они любили задавать друг другу?

О чем спросил как-то дедушка внука?

Сколько времени отвечал Петя?

Что он говорил, для чего нужны руки?

Как мальчик отвечал?

Какой был Петя?

Закончи предложение – «Обо всех людях он судил по …….»

Для чего нужны руки?

Объяснить, как понимают значение слова судил.

В группах с хорошей речевой подготовкой (первая группа обучения) используется не подробный вопросник, а вопросный план, которым могут служить вопросы, предлагаемые для беседы по содержанию и ответ на которые будет состоять не из одного, а из 2-3 предложений. Текст, с которым работала группа.

Черные руки.

Бабушка замесила белое тесто. Оно пышное, мягкое.

Юра попросил испечь ему голубя. Бабушка начала лепить птицу из белого теста.

Юра не смог отвести глаз т бабушкиных рук. Словно впервые увидел он, что рук4и у бабушки черные, сухие, сморщенные с тоненькими и подвижными пальцами.

Видит Юра, как появляется у голубя головка, крылышки. Каждое крылышко легкое и хрупкое.

Достала бабушка голубя из печи. Он белый, нежный. Вот-вот взлетит.

Юра спросил, почему руки у бабушки черные-черные, а голубь белый-белый.

-Если бы у меня были белые руки, не было бы ни пышного теста, ни белого голубя,- тихо сказала бабушка.

Вопросы к тексту

Что поразило Юру, когда бабушка начала лепить голубя?

О чем спросил Юра бабушку?

Как ему ответила бабушка?

Как вы понимаете ее слова?

План.

Бабушка месит тесто.

Юрина просьба.

Бабушкины руки.

Почему руки черные, а голубь- белый?

Словарно-лексическая работа, которая помогает сделать речь учащихся более яркой и образной.


Подобрать слова по вопросам: тесто (какое?)

крылышко (какое?) из теста (какого?)

голубь (какой?) от рук (чьих?)

теста (какого?) руки (какие?)

голубя (какого?) с пальцами (какими?)

В каком значении употреблено слово сухие в выражении «сухие руки»?

На этапе подготовки к написанию изложений ( коллективное составление текстов уже в 3 классе школы 8 вида) проводятся различные виды заданий: редактирование текста, порядок слов в предложениях, работа с деформированными текстами, определение границ предложений; вставь подходящее слово, в более старших классах выбор местоимений, повторение слов, деление текста на части, оглавление частей текста и т.д

Вставь слово ( подобрать подходящие по смыслу слова).

1 и 2 группы учащихся работу выполняют самостоятельно. 3группа- с помощью «слов для справок»

Зима. Все дорожки покрыты … … . Гладким … оделась река. Ребята построили высокую … . Быстро мчатся с горы … . Резкий бьется детям в …. Мороз щиплет … . Но … не боятся мороза. Весельем горят их … .

Слова для справок: пушистый снег, лед, горка, лыжники, ветер, лицо, щеки, дети, глаза.

Редактирование текста. Заменить повторяющиеся слова синонимами.

Самая умная из моих собак – это Жалька. Жалька все учение прошла, как будто ее родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жаька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твердом состоянии.


Выбор местоимений. Определить, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправить ошибки.

На березах сидят снегири. Они занесены снегом.

По реке плывет лодка. Она тихая и светлая.

Велосипед стоял около сарая. Он был старый.


Повторение слов. Найти ошибки и исправить их.

Повар посолил суп солью. В деревне жили старые старики. В детском саду много маленьких малышей. Стены больницы побелили белой краской.


Определить границы предложений. Записать предложения правильно.

Красиво в лесу высокие сосны ели тихо шумели. Жара мы бежим к реке. Ветер з0агудел. И затрещал. Сорвал крышу с сарая. Работа была интересная. Но трудная.


Восстановление деформированного текста. (опора на план для 3 группы)

Ежик. План к рассказу.1. Оля принесла ежа в школу. 2.Ежик жил в школе.

3. Ежа выпустили на волю.

Составить по этому плану из разрозненных предложений рассказ «Ежик».

Однажды Оля Иванова принесла в школу ежа.

Весной еж заскучал.

Девочка положила ежа на пол посреди класса.

Ребята выпустили его на волю.

Ежик лежал неподвижно.

Он скоро привык к ребятам и остался жить в школе.

Вдруг он встал на лапы и убежал под шкаф.

Дежурные кормили его молоком, хлебом, зеленью.

Ежик прожил у ребят всю зиму.

Записать текст, разделить на части, каждую часть писать с красной строки.

Составить предложения, а из получившихся предложений составить рассказ.

1. Снег, на, легко, землю, падал. 2. Мороз, на, узоры, рисовал, окнах. 3. Зима, в ранняя, этом, наступила, году. 4.Корм, им, клюют, птицы, посыпанный. 5. Стоит, столик, в, для, саду, птиц.

Одним из показателей интеллектуальных возможностей человека является богатство, разнообразие и глубина ассоциативных связей между понятиями и представлениями. Они способствуют развитию гибкости мышления, формированию лексического запаса, усилению динамичности мыслительных процессов, во многом определяют творческий потенциал личности. Все это приобретает актуальность в работе с детьми, имеющими трудности в обучении.

Занимаясь развитием речи в старших классах школы 8 вида необходимо практиковать как вид тренировочных упражнений различные ассоциативные

игры. Один из самых простых видов игры - «цепочка». При построении «цепочки учащийся как бы совершает «прорыв» в смежную область мышления, переключаясь с одного предмета на другой, имеющий с первым какую-то точку соприкосновения, зачастую обусловленную его личным опытом, складом интеллекта, способностью определять сходство и различие явлений.

Интересны побудительные мотивы, заставляющие учащихся выбирать то или иное слово по ассоциации. Знание этих мотивов позволяет учителю корректировать их, целенаправленно управлять ими.

Учащиеся любят играть в слова, с интересом, даже с азартом воспринимают эти игры. Им предлагаются такие разновидности упражнений.

1.Учитель предлагает слово. Ученик называет свое слово, возникшее по ассоциации с первым, объясняет, почему назвал именно его. Следующий ученик подбирает слово, ассоциирующееся со вторым, также объясняя свой выбор. Третий называет слово по ассоциации со вторым и т. д.

Например: солнце – тепло – печка – дрова – лес – прохлада – ручей – вода – дождь – осень и т. д.

Если в игре участвуют две группы ( что возможно при проведении коррекционных занятий), можно ввести элемент соревнования, назначая оценку в баллах за более или менее удачно подобранное слово.

2.Предлагается слово. Каждый ученик на листке бумаги выстраивает в течение 3-5 минут «цепочку» слов. Затем одни ученики называют конечное слово своей «цепочки», а другие пытаются угадать развитие их ассоциаций.

Конечно, полностью восстановить чужую «цепочку» вряд ли удастся, но поиски нужного слова, направления мысли являются хорошим средством тренировки мышления и речи.

3.Предлагаетсяодно исходное слово для двух «цепочек» и заключительные к ним слова, например: мелодия … одуванчик, мелодия … великан. Восстанавливая «цепочки», учащиеся убеждаются, что в зависимости от ассоциаций мысль может развиваться по-разному.

4. При проведении указанных упражнений учитывается, что ассоциации могут возникать по смежности, сходству и контрасту. Поэтому учащимся предлагаем, например, такое задание; одна группа подбирает слова по сходству, другая – по контрасту. ( Для успешности работы используем темы

«Синонимы и «Антонимы»).

Указанные упражнения являются подготовкой к написанию сочинений. Прн подготовке к сочинениям описательного характера ( по картине или по личным впечатлениям) надо использовать ассоциации другого типа – концентрические. Слова не выстраиваются в цепочку, а группируются вокруг одного слова, которое является темой высказывания. Итак, вначале мы формулируем, затем анализируем с учащимися тему сочинения, определяем границы. Находим ведущее слово в формулировке темы.

Следующий этап – определение объектов описания, подбор слов, связанных с данной темой. Неплохо установить порядок употребления слов в соответствии со степенью их значимости в раскрытии темы и с логикой ее развития.

С отобранными словами составляем опорные предложения, которые могут стать пунктами плана. Для составления плана лучше использовать именно опорные предложения, а не словосочетания. Практика показывает, что словосочетания, в большинстве своем, особенно на первом этапе обучения сочинению, не используются при создании текста. Опорные предложения, если они вошли в план, включаются в текст сочинения, являясь его каркасом, как бы цементируя связное высказывание.

Естественно, когда почти вся работа проводилась коллективно, сочинения будут однотипны. Но это начальный этап обучения. В дальнейшем, освоив технику подготовки к творческой работе, учащиеся, работая самостоятельно, будут проявлять индивидуальные способности, их работы станут заметно отличаться.

На примере темы «Лето» посмотрим, как проводится такая работа. Выясняем, что стержневым словом темы является слово лето. Выбираем объекты описания, называя слова, которые ассоциируются с ним. Называем первый круг ассоциаций – непосредственные ощущения, а затем более отдаленные от объекта – второй круг ассоциаций.

Записываем на доске: зной лес загар тепло птицы солнце

ЛЕТО: голубое небо зелень каникулы легкие фрукты прекрасное облака ягоды настроение

Записываем в тетрадях:

Лето: солнце, загар, зелень, фрукты, ягоды, лес, птицы, тепло, зной, голубое небо, легкие облака, каникулы, прекрасное настроение.

Следующий этап – определение последовательности описания. Определяем объекты, которые войдут в план сочинения: лето, солнце, голубое небо лес, каникулы, прекрасное настроение.

Коллективно составляем план из опорных предложений:

План:

Наступило знойное лето.

Яркое солнце согревает все живое.

Пот голубому небу скользят легкие облака.

В прохладной зелени леса щебечут птицы.

Наступили летние каникулы (веселая пора).

У ребят прекрасное настроение.

Используя другие слова, распространяя предложения, включенные в план, добавляя новые предложения, учащиеся пишут свои сочинения. Доля самостоятельной работы увеличивается в каждой группе обучения и в старших классах.

Интересно проходит работа с сочинениями по картине.

Вот сочинение - описание по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Рассматриваем с ребятами картину.

Рассказываем:

Какое время года изображено на картине?

Что изображено на картине?

Передний план картины.

Что изображено на заднем плане картины?

Мое отношение к картине.

Материалы к сочинению: Называем опорные слова и группируем вокруг них слова, которые потом используем для составления предложений. Небо: голубое, с белыми облаками, чистое. Река: неширокая, спокойная, глубокая, тихая с медленным течением. Деревья: желтые, золотые, разноцветные, нарядные, красивые, пестрые. Трава: сухая, желтая, бурая. Поле: широкое, раздольное, зеленое, как бархатный мягкий коврике. Деревушка: маленькая, дальняя.

При предварительной работе рассматриваем значение некоторых изобразительно-выразительных средств (колорит, свет, тень, цвет..). Это обогащает словарь и помогает передать свое отношение к картине, найти свои слова: яркие, эмоциональные, помогающие представить то, что изобразил художник.

Работа по обогащению ассоциативных связей помогает добиваться интенсивного развития речи и мышления учащихся, реализации их творческого потенциала.












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации