Доклад «Работа с исторической картой на уроках истории»
Доклад
«Работа с исторической картой на уроках истории»
Учитель истории
и обществознания:
Крайникова Н.А.
Одна из главных задач исторического образования – формирование пространственных представлений у учащихся. На уроке все события рассматриваются и во времени, и в пространстве. Формированию у учащихся пространственных представлений способствует работа с исторической картой. Но, к сожалению, учащиеся показывают недостаточные навыки работы с картой. Школьники неохотно выходят работать с картой, путаются в условных обозначениях либо используют карту как «шпаргалку» для ответа, как неумелое дополнение к своему рассказу. Это объясняется отсутствием у школьников интереса и потребности работы с этим наглядным учебным пособием. Но работа с картой является неотъемлемым элементом урока истории, учащиеся должны ориентироваться в пространстве исторической карты, уметь «читать» её.
Историческая карта «изображает поверхность Земли или её часть на плоскости в уменьшенном и обобщённом виде и отражает особенности природы и общества в какой-либо момент». Она служит для наглядного пространственного изображения тех событий, явлений и процессов, знакомство с которыми осуществляется в рамках преподавания истории. Основная функция таких карт – пространственная локализация некогда произошедшего.
Когда учитель истории может и когда должен работать с картой? Карта должна присутствовать на уроке практически всегда.
Во-первых, карта помогает установить, где и когда произошло то или иное событие, т.е. локализовать его. Локализация в узком смысле означает определение местонахождения. Но для понимания исторической ситуации локализация событий должна сопровождаться демонстрацией картины или словесным описанием ландшафта (например, на уроках истории древнего мира при формировании у пятиклассников представления, что «Египет – дар Нила» или описания берегов Ганга в Древней Индии).
Во-вторых, карты уместны в ходе фронтальной работы со всем классом. Особенно эффективно одновременное использование настенной карты и атласов, которые находятся на руках у школьников, при обучении чтению карт. Атласы, помимо иных функций, служат справочными пособиями (наподобие словарей), а также, если это необходимо, облегчают выполнение домашних заданий.
На протяжении урока историческая карта выполняет различные функции. Она может использоваться в самом начале урока – как отправной пункт для размышлений, как своеобразное введение в материал и как иллюстрация. В таком случае разумно ещё раз обратиться к той же самой карте в конце урока, когда она будет восприниматься уже на ином уровне, более осмысленно.
Историческая карта может стать хорошим подспорьем в ходе всего объяснения нового материала, а в других случаях – на завершающей стадии объяснения, при закреплении изученного и при применении новых знаний. Пока ученики ещё не вполне свободно ощущают себя у карты, учителю целесообразно сначала продемонстрировать приёмы работы с картой, затем проделать эту работу вместе со школьниками и таким образом подготовить их к самостоятельному выполнению заданий.
Необходимость более основательного знакомства с картами определяется важной педагогической задачей – помочь учащимся ориентироваться в исторических и современных политических реалиях.
Первое знакомство школьников с картой происходит в начальной школе. В ходе изучения курса «Окружающий мир» происходит первое знакомство учеников с планом местности, картами, глобусом. В ходе практической деятельности дети усваивают элементарные приёмы чтения плана, карты (в первую очередь географической). Ученики, оканчивающие начальную школу, согласно требования к уровню их подготовки, должны уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России (столицу, краевой центр, ещё 1-2 города).
В основной школе работа с картой должна вестись систематически, как при изучении нового материала на уроке, так и при его закреплении. Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простейших действий, со знакомства с отдельными странами, затем изучается история единого мира в тот или иной период. Карта становится одним из важнейших средств извлечения сущностных знаний. На заключительном этапе школьники поднимаются от знаний исторической топографии и умений ею оперировать к представлениям о динамике геополитического положения государств, цивилизаций.
Когда в V классе начинается систематическое преподавание истории, учитель должен определить уровень знаний и умений, необходимых для работы с картой. При этом нужно ориентироваться на реальные знания и умения, а не на предполагаемые учебной программой. Если такие знания и умения отсутствуют вовсе или присутствуют лишь фрагментарно, нужно их формировать заново. Иначе к выпускному классу карты вообще и исторические карты в частности будут восприниматься как малозначительная декорация, а то и как источник негативных эмоций.
В 5 классе учащиеся первоначально (после объяснения учителем тех или иных действий, напоминания, что собой представляют условные обозначения на карте и т.д.) действуют по образцу: находят тот или иной объект, границы страны на карте атласа, учебника, показанные учителем на настенной карте; повторяют словесное описание местонахождения той или иной страны и т.д. затем они самостоятельно: 1) находят объект на карте по словесному описанию, данному учителем; 2) определяют словами местонахождение показанного на карте и названного учителем объекта. Кроме того, пятиклассники учатся пользоваться картой как источником знаний: на основе легенды извлекать информацию о географическом положении различных стран и вытекающих из неё занятий людей; описывать границы государства, направления военных походов и др. Всё это делается под руководством учителя, на основе вопросов и заданий учебника, рабочей тетради и других учебных пособий.
Для эффективности работы учащиеся могут пользоваться памяткой.
Памятка «Как работать с исторической картой».
Школьник должен знать,
что название карты указывает на тему, на основное содержание карты;
что исторические карты рассказывают о прошлом;
что условные знаки расшифровываются в легенде карты.
Школьник должен уметь
узнавать и называть изображённое на карте географическое пространство;
воспринимать масштаб;
сравнивать расстояния на карте с известными расстояниями;
правильно читать содержащуюся в легенде информацию и воспроизводить её средствами обычной речи;
находить на карте и называть включённые в легенду знаки;
находить изображённую на небольшой карте территорию на картах, охватывающих большее пространство;
передавать содержание карты устно и на контурных картах.
Приёмы формирования умений работы с исторической картой.
Умение читать историческую карту – одно из главных умений работы с картой. Без этого умения немыслима никакая серьёзная работа с картой на уроках истории. Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение школьников умению ориентироваться в ней. Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание. В качестве ориентиров при показе по карте нужно использовать знакомые детям объекты -- города, реки, моря, части суши. Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний, площадей. Для этого надо обучать школьников пользоваться масштабом карты
Это умение опирается на ряд навыков учащихся и привычку правильно выполнять определённые требования учителя.
Первое требование - систематически обращаться к легенде карты, опираться на её ориентиры. Учащиеся должны знать значение условных знаков, уметь пользоваться ими при работе с картой.
Второе требование – определять географическое положение изучаемых стран. Школьники под руководством учителя определяют местоположение страны, устанавливают связь географического положения с климатом, растительным и животным миром, хозяйством. Например: «Египет расположен в северо-восточной части Африки в долине реки Нил». При этом учитель объясняет, что необходимо указывать ориентиры: материки, океаны или моря, реки, озёра, горы, а иногда и соседние страны.
Третье требование – устанавливать, какое время (века, годы) и какую территорию охватывает карта. Учащиеся должны использовать название карты, уметь соотносить век и год, указанные на карте.
Умение пользоваться картой как источником знаний. Важнейшим умением, помимо ориентирования, является чтение исторической информации в самой карте, ибо она является важным и особым источником знаний о прошлом. С 5 класса эта работа должна приобрести систематический осознанный характер. Учитель даёт установку к анализу карты: «Определите, о каких сторонах исторического прошлого различных народов можно «прочитать» по данной карте», - и школьники извлекают разнообразную информацию: о природной среде и вытекающих из неё занятиях населения различных стран, о причинах и последствиях войн, о существенных различиях между раздробленными и централизованными государствами, между локальным восстанием и крестьянской войной, об изменениях в территориальном составе различных государств. На основе, извлекаемой из карты информации, учитель учит детей анализировать, сравнивать карты и выполнять преобразующие задания.
В старших классах формируется наиболее общее умение учащихся: систематизировать, обобщать и использовать в своих ответах фактические данные, извлечённые путём анализа содержания карт со сложной нагрузкой, в первую очередь тематических: «Революция 1905 – 1907 гг. в России», «Установление Советской власти в России», «Великая Отечественная война», «Карта мира после Первой мировой войны» и т.д.
Чем чаще и интенсивнее тренируются школьники ориентироваться в изображённом на различных, всё новых картах, тем проще им будет в дальнейшем.
Итак, от класса к классу, с изменением возраста учеников, усложняются их действия при работе с картой, растёт уровень самостоятельности.