12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения68
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург

Работа с картой на уроках окружающего мира в начальных классах

Учитель начальных классов

Гимназии № 177 г. Екатеринбурга

Безбородых Ксения Евгеньевна

В рамках курса «Окружающий мир» ребенок не только получает теоретические знания и применяет их на практике, но и совершенствует сенсорные процессы, мышление, речь, развивает любознательность и самостоятельность. Учебный предмет служит для обучающегося источником чувств и эмоций. Ведь ребенку, изучая явления окружающего мира, приходится наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать зависимости и связи, обобщать и делать выводы.

Одним главных из планируемых предметных результатов, которые перечислены в ПООП НОО, является использование различных справочных материалов для поиска необходимой информации и готовых моделей для объяснения явлений или описание свойств объектов. Поэтому в данной статье будут описаны некоторые приемы работы с картой на уроках окружающего мира.

Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков. Существует множество приемов работы с картой. Рассмотрим некоторые из них.

1. Собери пазл. Учитель разрезает фрагмент карты на различные кусочки и предлагает детям ее собрать. Данную работу можно организовать с мини-группах. Материал может быть предложен детям как в цвете, так и в черно-белом варианте. Например, при изучении темы «Наши ближайшие соседи» педагог предлагает обучающимся собрать карту России, а после рассмотреть и обсудить «Кто является нашими ближайшими соседями?».

2. «Шерлок». Учитель называет географический объект, а дети показывают его на карте. Например, при изучении темы «Материки и океаны».

3. Узнай по описанию. У всех учащихся лежат карты на столе. Всех детей просим закрыть глаза, а педагог или один из учеников описывает географический объект. Когда кто-либо из обучающихся догадался о чем идет речь, описание прерывается и звучит ответ ученика. Если ответ оказался неверный, то описание продолжается. Если географический объект назвали правильно, то все ребята открывают глаза и ищут его на карте. Например, при изучении темы «Города России» ученик загадывает город и начинает описывать в какой части России он находится, какие рядом реки, города и т.д.

4. Карта сокровищ. Задача обучающихся найти географический объект по координатам. Например, при изучении темы «Географические координаты: долгота и ширина».

5. Загадки. Учитель читает загадки, а дети должны назвать отгадку, ответом которой будет являться географический объект, термины и т.д. Например, «Сверху полюс, снизу полюс. Посредине жаркий пояс. (Ответ: экватор)». «Есть в тайге сибирской нашей больше моря чудо-чаша. В окруженье диких скал, это – озеро … (Ответ: Байкал)».

6. Оживление карты. Обучающимся предлагается карта, на которую нужно нанести условные знаки. Например, при изучении темы «Куликовская битва» учитель демонстрирует обучающее видео, в котором будет присутствовать карта сражения. После просмотра педагог предлагает обучающимся нанести на карту с помощью самоклеящейся бумаги схему битвы, с которой они познакомились в видео. Дети работают в мини-группах. После возвращаемся к карте, которая изображена в обучающемся видео, и совместно с учителем анализируем ошибки и исправляем их.

С помощью карты обучающиеся изучают территорию земного шара. У детей развивается пространственное воображение и представление, логическое мышление. Учащиеся, работая с картой, постоянно устанавливают связи, анализируют, сравнивают, синтезируют и обобщают. Навыки работы с картой относятся к жизненным и являются неотъемлемой частью образования. Поэтому учителя начальных классов должны при каждом удобном случае включать работу с картой в свой урок и использовать различные примы для того чтобы поддерживать интерес обучающихся.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.