12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шмакотина Жанна Викторовна16

Технологическая карта урока окружающий мир

студентки 313 группы Шмакотиной Жанны.

Программа (УМК): Школа России

Класс: 3

Дисциплина: Окружающий мир

Тема урока: Мир глазами географа

Цель: Создать условия для формирования у учащихся представлений о глобусе и географической карте.

Задачи:

Обучающая: Познакомить детей с наукой «географией», определять границы знания и незнания.

Развивающая: Развивать интерес к предмету «Окружающий мир».

Воспитывающая: Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать.

Планируемые результаты:

Личностные: иметь целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки.

Предметные: научаться работать с учебником, работать с глобусом и картой.

Метапредметные:  овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; уметь вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Тип урока: открытие нового знания

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная 

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи в работе на уроке. Садитесь.

Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место 
к уроку

Коммуникативные: настрой на урок.

Личностные: учебный интерес к новому учебному материалу.

Актуализация опорных знаний

- Итак, давайте вспомним, что нового вы узнали на прошлом уроке?

- Как правильно наблюдать звездное небо?

– Назовите созвездия, о которых вы узнали на прошлом уроке.

– Что вы о них знаете?

 

Отвечают на вопросы. 

Коммуникативные: уметь формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Целеполагание

– Подумайте, кто мог написать такое стихотворение?

География – наука из наук, замечательная,

Интересная, полезная и увлекательная!

Убедила нас она, что Земля

И кругла, многообразна и чудес полным-полна!

Всё теперь мы знаем и про реки, про моря –

И про устья и истоки и какая глубина!

Всё про горы и равнины изучили мы, дивясь,

Чудесами восхищались, откровенно, не таясь!

А про страны, континенты, про народы, города

Столько мы всего узнали... Закружилась голова!

Географией «болею», трудно дома мне сидеть,

Путешественником стану, мир хочу я посмотреть!

– Такое стихотворение мог написать только будущий географ. Вот его-то «глазами» мы и посмотрим на мир сегодня на уроке.

Дети предполагают, учавствуют в диалоге.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей достаточной полнотой и точностью.

Познавательные: узнавание новой темы при взаимодействии с детьми.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.

Работа по теме урока

– Что же изучает наука география? Как вы считаете?

– Это одна из наук о Земле, ее название означает «землеописание», слово «география» образовалось из двух слов: «ге» – земля и «графо» – пишу. Интересно, что «ге» – это сокращение от слова «Гея» – так звали греческую богиню земли.

Если с помощью астрономии мы совершали путешествие в космос и посмотрели на Землю как бы со стороны (как на одно из космических тел), то география предлагает нам путешествие по самой Земле, чтобы узнать, какие на ней есть материки и океаны, равнины и горы, реки, озера, моря, страны, города. Кто такие географы?

– Послушайте внимательно загадки. Отгадав их, мы узнаем, какие изобретения человека помогут нам путешествовать по планете.

У меня в ладонях страны,

Реки, горы, океаны.

Догадались, в чём тут фокус?

Я держу руками… (глобус).

Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам,

По пустыне шёл отважно –

На одном листе бумажном.

(Географическая карта.)

– Давайте познакомимся поближе с глобусом и географической картой. Рассмотрите внимательно глобус и подготовьтесь ответить на вопросы.

– Какую форму имеет глобус?

– Оказывается, что латинское слово «глобус» означает «шар». Вот уж действительно, держа в руках глобус, вы держите в руках земной шар.

– Какую он имеет окраску? И почему?

– Почему глобус называют «мяч в сетке»?

– Рассмотрите внимательно рисунок-схему с изображением глобуса. Каждая линия на глобусе имеет свое название. Вы уже знаете, что «главный пояс Земли» – это экватор, его еще называют «самая длинная параллель». Как же называются остальные горизонтальные линии? Их называют параллели, так как они расположены параллельно относительно друг друга.

Найдите вертикальные линии, которые соединяют полюсы. Их называют меридианами.

– Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Прочитайте о нем в учебнике (с. 24).

– Кто был создателем первого глобуса? Когда это было?

– Как назвал он свое изобретение?

– Чем глобус М. Бехайма отличается от современного?

Внимательно слушают, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно читают текст.

 

 

Личностные: формулировать способность к самооценке.

Регулятивные: выполнять учебные действия в материале.

Физминутка

Мы готовы для похода,
Но от парты не отходим.
Поднимаем выше ноги,
И не нужно нам дороги. (Ходьба на месте.)
Птицы учатся летать,
Плавно крыльями махать.
Полетели, полетели,
Опустились, посидели. (Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.)
Наклоняемся вперёд,
Прогибаемся назад.
Кто носочки достаёт?
Молодцы. Последний раз (Наклоны вперёд-назад.)
Отдохнули все ребята,
А теперь пора за парты. (Дети садятся за парты.)

 

 

Продолжение работы по теме урока

– Ребята, представьте себе, что вы отправляетесь в далекое путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в пути ориентироваться по глобусу?

– Нужен другой помощник. Что это?

– Географическая карта – это условное изображение поверхности нашей Земли на плоскости.

– С какими видами географических карт вы уже знакомы?

– Сегодня мы познакомимся с другим видом географических карт – картой полушарий.

предлагает мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное.

Демонстрирует карту полушарий.

– Совсем не случайно такое изображение называют «карта полушарий». «Половинки» – это полушария. Вы видите на карте Западное полушарие и Восточное полушарие.

Обратите внимание на масштаб. Он показывает, сколько километров на местности соответствует одному сантиметру на карте.

Сравните масштабы карт полушарий в учебнике 
(с. 26, 27) и на доске

Отвечают 
на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают карту полушарий

 

Коммуникативные: формировать собственные умения и позицию, строить речевое высказывание.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику (с. 23).

– Давайте сравним глобус и карту полушарий. В чем их сходство? В чем различие?

– Вспомните правила показа на настенной карте. Продемонстрируйте у доски свое умение показывать на карте. (работа у настенной карты).

Самостоятельная работа.

1. Дополнить текст:

Модель Земли называют… . А условное обозначение поверхности Земли на плоскости называют… . На физической карте синим цветом обозначена… , коричневым, желтым, зеленым – … , белым – … . Каждая карта имеет свой… . Если работаешь у настенной карты, стой… , когда держишь указку в правой руке, и… , когда указка в левой.

2. Собрать полушарие. Назвать географические 
объекты.

 

Устанавливают сходство и различие глобуса и карты полушарий.

 

выходят к доске и на настенной карте показывают материки 
и океаны.

Вписывают недостающие слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собирают разрезанную по экватору и меридианам карту Восточного полушария, записывают его материки 
и океаны.

 

Познавательные: осуществлять поиск информации в учебнике, выявление затруднений в собственной деятельности.

Рефлексия

– Над какой темой работали?

– Что нового узнали?

– Полезным будет для вас изученный материал в будущем?

– Какую он имеет практическую направленность?

– Какие задания вызвали затруднения? Почему?

– какие задания выполнять было легко?

– как оцениваете свою деятельность на уроке?

Отвечают на вопросы учителя

Личностные: формулировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: умение оценивать процесс и результат деятельности.

Домашнее задание

Учебник, с. 22–29. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя», выполнить задания 1, 2

Слушают, уточняют задания

Познавательные: умения структурировать знания

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.