Урок окружающего мира в 1 классе «В подводном мире»
Пояснительная записка к презентации
Окружающий мир
1 класс
Тема: В подводном мире.
Цель:
- Дать представление о многообразии животного мира водоёмов.
- Определить части тела и места обитания рыб. Выяснить виды рыб обитающие в местных водоёмах.
- Развивать познавательный интерес.
Оборудование: таблица , персональный компьютер, мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point, экран, учебник, рабочие тетради.
Ход урока.
Организационный момент.
Игра «Как живешь?»
Ребята, настроимся на работу.
Учитель: Как живешь?
Дети: Вот так! (дети показывают поднятый палец вверх)
Учитель: А идешь?
Дети: Вот так! (имитируют ходьбу.)
Учитель: А бежишь?
Дети: Вот так! (имитируют бег.)
Учитель: Ну, а спишь?
Дети: Вот так! (складывают руки под щекой.)
Учитель: А за партою в школе сидишь?
Дети: Вот так! (показывают.)
Учитель: Какой урок нам предстоит сейчас? (окружающий мир.)
Я уверена, что все вы будете слушать внимательно, а думать самостоятельно.
II. Актуализация знаний. Проверка полученных знаний.
Учитель: Окружающий мир очень многообразен и изменчив. Рассмотрите животных, назовите их и скажите на какие группы вы разделили бы этих животных? (слайд 1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/b1458316165.ppt (презентация)
- Назовите отличительные признаки каждой группы.
1. Фронтальный опрос.
- С какой группой животных мы знакомились на предыдущих уроках?
- Назовите главный признак насекомых
- Из чего состоит их тело?
- Каких насекомых называют общественные? Почему?
2. Работа в парах. Компьютерный тест.
III. Постановка темы и цели урока.
Послушайте загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыбы) ( Слайд 2)
- О ком сегодня будем говорить на уроке ? (О рыбах)
Тема урока «В подводном мире»( слайд 3)
IV. Изучение нового материала.
Учитель: На Земле около 200 тысяч видов разных рыб.
- В каких водоемах водятся рыбы?
Дети: Море, океан, река, озеро, пруд.(слайд 4.1)
- Чем покрыто тело ?
- Как рыбы дышат ? (слайд 4.2)
- Кто знает, как рыбы передвигаются в воде ? ( Слайд 4.3)
- А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом : ( Слайд 5) Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
- А знаете ли вы какое строение имеет рыба? ( Слайд 6 )
- Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. ( Дети читают и называют)
- Рыбы прекрасно приспособлены для жизни вводе. Тела их обтекаемы, чтобы было легче плавать. Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
- Рыбы не могут жить без кислорода. Большинство рыб получают его из воды с помощью жабр.
(Слайд 7)-Отличительный признак рыб -чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое.
Учитель: Как называются рыбы по месту обитания?
В море - … (морские.)
В озере - … (озерные.)
В реке - … (речные.)
- Какая вода в море? А в реке и озере?
Речных и озерных рыб еще называют пресноводными, потому что живут в пресной воде.
- А как называется речка, которая протекает рядом с нашим селом?
- А знаете ли вы какие рыбы водятся в ней?
V. Знакомство с речными и морскими рыбами.
1. - Вы все умные ребятки отгадайте-ка загадки. (Слайд 9 )
Загадки о рыбах. Заполнение кроссворда.
Драчун и забияка
живёт в воде.
Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш)
2. Поймать его не просто,
Не любит рисковать.
В песок всегда зароется
И от погони скроется. (Пескарь).
3. Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. ( Щука)
4. Он всем рыбам говорил:
- Я к зиме зароюсь в ил.
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил - не грязь,
А зовут меня -…(Карась)
|
1 |
р |
|
||||
2 |
е |
|
|
|
|
|
|
3 |
|
к |
|
||||
4 |
а |
|
|
|
|
- Какое слово у нас получилось ? ( Река )(Слайд 10)
- Значит рыбы: ёрш , пескарь, щука, карась , где обитают ? ( В реке) Это речная рыба.
- Рассмотрите в учебнике речных рыб стр54.
- А что вы знаете о соме? ( Ответы детей)
- На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются два толстых , хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка , подплыла. В тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе , а рыба сом. И червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.
По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник.
- Сом- неповоротливый, ленивый .Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
- А теперь постараемся запомнить как можно больше речной и озёрной рыбы. ( Слайд №11)
- Проведём игру « Узнай рыб по силуэтам». ( Слайд 12)
Физкультминутка. ( Слайд )
(Показывают движения)
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
- А знаете ли вы других обитателей ? ( Слайд)
(Отгадывают кроссворд о морских рыбах )
Загадки о рыбах.
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская , как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала ). (Слайд )
2. Если в шахматы играешь,
То коня ты представляешь.
На него похожа рыба,
Даже спутать их могли бы.
Всех мальков растит самец,
Он заботливый отец!
Сумочка на брюшке есть, в ней детишек и не счесть.
Сумку папа раскрывает,
Деток в воду выпускает.
Этот крошечный малёк-
Будущий морской…(Конёк) (Слайд )
3. Кто плывёт хвостом вперёд ? ( Горбуша ) ( Слайд )
4. Блещет в море чистом, Спинкой серебристой. (Сельдь ) (Слайд)
1 |
|
м |
|
|
|
|
2 |
о |
|
|
|
||
3 |
|
р |
|
|
|
|
4 |
е |
|
|
|
|
- Какое слово у нас получилось ? ( Море) Значит рыбы: конёк , горбуша , камбала , сельдь , где обитают ? ( В море) Это морская рыба.
- Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали ? ( Треска , морской окунь , акула. )
- А что вы знаете об этих рыбах ? Среди этих рыб есть хищница – акула.
- Акулы- отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
- Рассмотрим морских рыб и постараемся их запомнить. ( Слайд ) Поработайте в парах и назовите друг другу каких вы запомнили морских рыб.
VII. Итог урока.
- О ком сегодня говорили на уроке ? ( О рыбах )
- Кто такие рыбы ? Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
- Каких речных и морских рыб запомнили ?
- Какое значение несут эти животные для природы? А для человека?
VIII. Задание на дом. Раскрась картинку