Занятие «Знакомство с топонимами родного уголка на уроках окружающего мира в начальной школе»
Село Подсинее
Величаво течет плавной линией
Древний витязь – река Енисей
В его воды глядится Подсинее
Все сады деревеньки моей
Словно вход с расписными воротами
У Хакасии нашей село,
Всех гостей повстречаем охотно мы
Звонкой песней, радушно, тепло.
Н. Лапшин (житель с. Подсинее)
Село Подсинее расположено в Алтайском районе Хакасии, на левом берегу реки Енисей. Расстояние до районного центра — с. Белый Яр — 18 км, до Абакана — 11 км. Год основания 1866. Площадь в границах поселения 356 га, общая площадь 946 га (с лесными угодьями, пашнями).
Название села происходит от каменных парод синего цвета на скалистых берегах Енисея. Этот факт зафиксирован в документе из архива, а именно, кайбальский староста ходатайствует перед начальством о разрешении обустройства паромной переправы через Енисей под «Синим камнем». От этого и пошло название нашего села.
Улус Подсининский (Кjк хайадаub аал), на левом берегу Енисея, на левом дороге из Минусинска в село Усть-Абаканское. Число дворов 6, мужского пола 8 и женского — 10. Жители занимаются скотоводством и садят арбузы. От с. Аскиза в 108 верстах, Минусинска в 12 и Красноярска в 512. Подсининским назван потому, что находится у синей скалы.
В то время малочисленное население жило в землянках, мазанках. Позднее появились бревенчатые дома с примыкающими постройками: амбарами, стайками, навесами. Самая первая улица в Подсинем была Набережная, которая находится у дамбы. Первое время подсинцы жили в землянках, мазанках. Позднее появились бревенчатые дома с примыкающими постройками: амбарами, стайками, навесами. Первые жители это семьи Мажаровых, Игнатенко и мн.др. Наверняка, те, кто читал книгу «Хмель», знают главного персонажа Ефимию. Несколько лет Ефимия прожила в Подсинем на первой улице и была одной из первых жительниц. Вторая улица была основана у парома через Енисей. Затем улица была названа Архипенко. Получила она своё название благодаря одному их своих жителей - Архипенко Павлу Селивёрстовичу. Был он красным партизаном и во время гражданской войны погиб от рук белогвардейцев. После этой улицы стали образовываться другие. В конце XIX века в России начала бурно развиваться промышленность, зарождаться буржуазия. Юг Хакасии привлекал молодых энергичных людей своими богатствами.
Вокруг села имеются более десятка курганов. Некоторые уже раскопаны археологами. Эти курганы имеют расплывшийся вид. Могильная ограда в виде прямоугольника. Стены воздвигали из вертикально поставленных плит. Камень песчаник добывали на горе Самохвал. При раскопках в могилах обнаруживают кости людей, глиняные сосуды для пищи, украшения, оружие (наконечники копий и стрелы). Эти предметы многое могут рассказать об их хозяевах. Останков древних поселений в селе не обнаружено. Значит, древние люди только хоронили здесь умерших. Видимо это место не казалось им благоприятным для жилья. При раскопках у с. Подсинее в 1974 году была найдена скульптура лани с орлом на спине, принадлежащая таштыпскои эпохе. Таштыпская культура сложилась в бассейне среднего Енисея (1 в. до н.э. - V в. н.э.).
К сожалению, под воздействием времени, особенно людей, немало курганов разрушено и пришли в негодность, как исторический источник. Так, в нашем селе один курган попал под строительство коттеджа на станции Подсинее; на улице, которая так и называется - "Курганная". Село Подсинее раскинулось у подножия горы Самохвал. Гора эта в XIX веке называлась Ирт-таг, по имени богатыря Ирт-Топчи, погребенного на её вершине и считалась священной. На ней проводили Таг-тайх (моление духам гор и небес). Очевидец этого моления Яковлев описывает это так: В день равноденствия на гору Ирт (Самохвал) поднималось племя Кайбал, среди которых была шаманка, руководившая жертвоприношением. Примечательно, что к молению допускались лишь мужчины и девушки, замужние женщины не допускались. На самой высокой вершине горы. Мужчины разводили костёр, закалывали баранов, а девушки варили мясо. После чего шаманка начинала задабривать духов, разбрасывая лучшие куски мяса на север, запад и восток. Затем они. Читали молитву горному, водяному духам и духам огня. Перечисляя горы и хребты, окружающие долину, в которой живут: Тепсей, Саксыр, Изых, Ирт, Борус, просила духов этих гор помочь людям в их делах и стремлениях к счастью, здоровью, благополучию, чтобы их земля не оскудела и не страдала от междоусобиц. После моления все участники Таг-тайхи начинали ходить вокруг костра и наматывать на указательный палец черную ленту, думая о том зле, которое могло им грозить.
Когда ленточки заканчивались, их снимали с пальца и бросали в костёр, веря, что с ней сгорит всё плохое, о чём они думали. Заканчивается Таг-тайх общей трапезой. В начале XX века Таг-Тайх уже не проводился, и русские переселенцы создали о горе Ирт новую легенду: «Один из богатырей поспорил с товарищем, что перепрыгнет Енисей с вершины горы, но конь не сумел преодолеть это расстояние и упал в Енисей. С тех пор гору называют Самохвал.
В начале хх века начинает строится кирпичный завод. К этому времени в селе Подсинее поселились семьи: Захаренко, Архипенко, Краморенко. Для строительства завода были привезены большие отряды арестантов, (в основном политических заключенных). Наступили 1905-1907 года, смуты и волнения охватили народ. Так успешно начатое строительство кирпичного завода было приостановлено, заключенные бастовали. Из Красноярска был вызван большой отряд солдат для усмирения заключенных.
Завод ветшал и разрушался. Но деревня продолжала жить. Спустя некоторое время в ней поселились староверы, гонимые с запада.
Конечно же, Гражданская война не обошла и Подсинее. 24-25 ноября 1919 года с боями партизанские армии Кравченко и Щетинкина форсировали Енисей, и перешли по всему фронту в наступление, освободив от белогвардейцев селения Подсинее, Усть-Согру, Белый Яр, Усть-Абакан (ныне Абакан), Черногорск и другие села, восстановили власть советов. Минусинские большевики призывали крестьянскую бедноту на борьбу с буржуазией, кулаками, призывали всё трудовое крестьянство к этой борьбе. Были семьи, из которых мужья уходили в Красную армию. Это - Архипенко, Ростмбергский, Сидоренко, Чайка, Авдеев и многие другие
За годы В.О.В. из села было призвано 223 человека, а вернулось не более сотни, то есть погиб каждый третий. После Великой отечественной войны люди стали укреплять свои хозяйства. Создали ферму от совхоза «Алтайский». Спустя некоторое время был построен свой колхоз «Красная Заря». В нём выращивали крупно - рогатый скот, немного овец и птиц. Потом скот стали понемногу перевозить в другие колхозы и совхозы, а птиц свозить в Подсинее.
В селе есть и свои местные названия, которые каждый понимает. Яшкина гора, на которой располагается жилой массив бывшей мехколонны №8, Вагончики-жилой район, который находится между улицами Зеленая и Чехова-1, Гавайи-место на реке Енисей у горы Самохвал, Тарзанка – это место на Енисее, где купаются дети.
Библиографический список:
Катанов Н.Ф. Сагайские татары Минусинского округа Енисейской губернии // Живая старина. 1893. Вып. 4. С. 559-570.
Шведова О. В. Рукопись. Время. События. Люди. Краеведческая энциклопедия села Подсинее. https://yandex.ru/video/preview?filmId=15993414071602174357&from=tabbar&text=%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B5+%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2
Куприянова Светлана Павловна
Елена Владимировна Пряникова