Работа с высокомотивированными и одаренными детьми на уроках и во внеурочное время при изучении английского языка

2
2
Материал опубликован 28 August 2021

Работа с высокомотивированными и одаренными детьми на уроках и во внеурочное время при изучении английского языка Хохлова Ирина Венедиктовна, учитель английского языка (Берёзовская СОШ)

Расширение собственных знаний по теме. Изучение эффективных методов и приемов организации работы. 2020-2021 год

Направление «Развитие системы поддержки талантливых детей» в рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа«) (февраль 2010 г.): «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования». Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования. Актуальность

Мотивированные и одаренные дети хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая обучение как насилие над собой; способны к самостоятельным познавательным действиям благодаря приобретенным ранее навыкам; легко усваивают новый материал, активны, их отличает творческий подход, стремление к познанию и  к самостоятельному исследованию; экспериментируют, применяя средства художественной выразительности, оригинальны, креативны; не ограничиваются работой со школьным учебником, используют дополнительные источники информации, пытаясь узнать как  можно больше. Требуют к себе особого внимания! Могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Их не устраивают методы обучения, которые не позволяют проявить и реализовать себя в полной мере.

Большинство детей уже с рождения наделены определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются, а вследствие невостребованности постепенно угасают. По мнению психологов, процент одарённых детей с годами резко снижается: в 9 лет их примерно 60-70%, к 14 годам- 30-40%, к 17 годам- 15-20%. Учителю важно создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, а затем продолжать работу по сохранению и развитию творческого потенциала учащихся.

Цели и задачи работы : Создать благоприятные условия для развития способностей учащихся, поддержания интереса к изучению предмета через оптимальную организацию урочной и внеурочной деятельности. Подготовить почву для того, чтобы эти способности  и потребности обучающихся были реализованы в будущем. Использование на уроках английского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей; Корректировка планирования уроков, включение заданий повышенной сложности, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности, исследовательских навыков, творчества; Организация внеурочной деятельности и индивидуальных консультационных занятий по предмету. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам различного уровня.

Система работы Урочная деятельность Самостоятельная работа Система дополнительного образования Внеклассная работа

Мотивационный этап Мотивационный этап (2-4 класс) развитие интереса учащихся к предмету, выявление группы лидеров реализация принципа успешности: учащиеся должны получать радость от того, что они делают Этапы работы Нестандартные формы проведения уроков (конкурс, соревнование, путешествие и пр.); Использование лексических, грамматических, фонетических, ролевых игр; Разучивание стихотворений и песенок на изучаемом языке; Выполнение творческих заданий (открыток, поделок к праздникам, мини проектов); Использование дополнительных заданий, представленных в яркой, красочной форме (worksheets, speaking cards, etc.) Участие в мероприятиях предметной недели, дистанционных конкурсах и олимпиадах. Урочная деятельность

Worksheets

Speaking cards

Формирующий этап Формирующий этап 5-7 класс происходит формирование и развитие творческой, исследовательской, проектной деятельности, а также деятельности, связанной с личным и социальным развитием. Этапы работы Развивающий этап 8-11 класс Урочная деятельность

Уроки-мотиваторы. Нестандартные формы проведения уроков (ИКТ, пресс-конференция, путешествие, ток-шоу и пр.). Использование игр, в том числе деловых и ролевых. Традиционные уроки с дифференцированными заданиями (задания повышенной трудности из рабочей тетради, дополнительных источников, различные методы и приёмы СОТ, и т.д.). Работа в режиме «консультант» (осуществляется взаимообучение и взаимопомощь в учебном процессе).  Формы организации учебной деятельности

Формы организации учебной деятельности Выполнение творческих заданий: подготовка презентаций, рефератов и сообщений; ведение дневниковых записей; литературные переводы; написание эссе, писем, описание картинок; задания, позволяющие прочно усвоить лексический материал, а также расширить лексический запас: решение и составление кроссвордов, ребусов, чайнвордов и т.д.; подготовка и проведение викторин и конкурсов; составление опросников и анкет по заданной теме. Домашние задания повышенной трудности с использованием внепрограммного материала по интересам

Использование СОТ Реализует дифференцированный подход к обучению; даёт возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы; позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, создает позитивный настрой (ситуацию успеха), стимулирует дальнейшее творчество; повышает самооценку учащихся; создает позитивную модель социального взаимодействия и сотрудничества; позволяет использовать иностранный язык в качестве инструмента познания и средства общения. Проектная технология

Использование СОТ Реализует дифференцированный подход к обучению. Даёт возможность обучающимся самостоятельно приобретать знания и применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; искать рациональные пути в решении проблем; самостоятельно критически мыслить; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Технология развития критического мышления

Методы и приёмы ТРКЧМ, используемые на уроках «Корзина» идей, понятий, имён» (приём организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Позволяет выяснить всё, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока).  Работа с лексикой: Ассоциативный ряд (создание новых оригинальных идей; образование смысловых связей, развитие воображения и фантазии); Кластер (опорный конспект по изучаемой теме, способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными мыслительные процессы, происходящие при погружении в тему), Концептуальное колесо (поиск синонимов), Синквейн (возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах). Устная речь: РАФТ (Роль – Аудитория – Форма - Тема)

Методы и приёмы ТРКЧМ, используемые на уроках Работа с текстом: Стратегия ЗХУ (один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала, предусматривает комплексный подход к содержанию темы), ИНСЕРТ -Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), Бортовой журнал ( во время чтения учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом (Что мне известно по теме? Что нового я узнал?), Ромашка Блума (стимулирует различные виды мышления посредством вопросов разных уровней сложности), Тонкие и толстые вопросы (простые («тонкие») вопросы, вопросы, требующие более сложного, развернутого ответа), Фишбоун (установление причинно-следственных связей).

Внеурочная деятельность Индивидуальные консультации; подготовка и участие в предметных олимпиадах и конкурсах; проведение предметной недели; выполнение творческих и исследовательских проектов.

Самостоятельная работа. Система дополнительного образования YouTube каналы на английском Онлайн-школы «Skyeng», «Инглекс» Список 30 ресурсов, которые помогут научиться писать, читать, понимать английскую речь на слух и, конечно, говорить. Все сайты и приложения адаптированы для эффективного самостоятельного изучения. Дистанционные олимпиады для школьников

Результат Перечисленные методы, приемы и формы работы позволяют создавать комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала ребенка, развития его интеллектуальной, эмоционально-волевой, поведенческой сферы.

Домбровский Сергей 2020-2021 год

Абышев Сергей 2020-2021 год

Гильдерман Елизавета 2020-2021 год

Чернобровкин Данил Арсентьев Степан 2020-2021 год

Маморцева Алина Журавлева Арина 2020-2021 год

6 класс 2020-2021 год

Табакаев Владимир 2020-2021 год

Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от многих факторов. Задача учителя- обеспечить для этого максимально благоприятные условия; создать ситуацию успеха, которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую и познавательную активность школьников. «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.» В.А. Сухомлинский

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за фотоотчет, молодцы!

28 August 2021

Интересная презентация достижений учащихся!

28 August 2021