Практические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках истории «Работаем самостоятельно»
«Работаем самостоятельно».
практические рекомендации для организации самостоятельной работы обучающихся на уроках истории Древнего мира в 5 классах
(из опыта работы)
Автор: Коптяева Наталия Викторовна
преподаватель высшей категории
ОД (история, обществознание и география)
ФГКОУ Ставропольское президентское кадетское училище
г. Ставрополь
Система образования является одним из приоритетных направлений в развитии любой страны в мире. Образование – это определенный фундамент будущего. Для любого государства важным является воспитание и образование его граждан. В настоящее время государство, как и в любой период истории, старается как можно больше прислушиваться и реагировать на запросы общества. Это нашло отражение в Государственном Образовательном стандарте РФ, Стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Наше государство нацелено на повышение качества образования, а оно в свою очередь, включает в себя не только набор теоретических знаний, но и практические умения, на развитие которых как раз и направлена самостоятельная деятельность учащихся. Говоря об этом, я исхожу из того, что знания, умения, убеждения, а также духовность сложно передать только посредством слова
Но самостоятельная работа важна не только, как перспектива дальнейшего развития, для отдельно взятого преподавателя, для которого она составляет часть его работы, его преподавательской деятельности, но и для самих учащихся. Л.Н. Толстой говорил: “…Для восприятия чужой мудрости нужна прежде всего самостоятельная работа”
При организации самостоятельной работы необходимо учитывать следующие методические требования: самостоятельная деятельность учащихся проводится под руководством и контролем учителя; она сочетается с другими приемами обучения, не занимая весь урок; материал должен быть доступен и посилен учащимся.
Важным условием организации самостоятельной работы является также опора на знания и умения предшествующих курсов. Начальная ступень учебной деятельности пятиклассников характеризуется очень слабой подготовленностью их к изучению исторического материала. Они располагают еще нечеткими представлениями о явлениях общественной жизни, беден их словарный запас, приемы их учебной деятельности не отражают специфики исторического познания, им известны лишь немногие источники знаний об истории. Поэтому на первых же уроках в 5 классе следует стимулировать и развивать посильную для них самостоятельность в обучении, учить способам и приемам учебной деятельности.
Уровень самостоятельности у воспитанников изменяется не только от класса к классу, но и в течение одного учебного года. Развитие самостоятельности в обучении истории идет по следующим основным направлениям:
1) способность к усвоению исторических знаний из различных источников информации, расширение круга источников, используемых в обучении;
2) способы воспроизведения и применения усвоенных исторических знаний на уроках;
3) объяснение сущности исторических явлений с возрастающими глубиной и доказательностью.
Развитие у воспитанников способности к самостоятельной работе с источниками информации по истории связано с формированием у них определенных знаний и умений:
- понятий об основных структурных элементах исторических знаний (событиях, причинах, определениях, оценках и др.) и умения эти элементы распознать;
- знаний основных видов источников информации, их специфики и особенностей познавательной деятельности с ними;
- овладение приемами работы с различными источниками знаний.
Структурные элементы исторических знаний наиболее доходчиво можно показать учащимся при работе с учебником. Постепенно вводя понятия об элементах знаний в процессе обучения, преподаватель ускоряет и облегчает процесс усвоения материала, выполнение заданий. В этой работе преподаватель опирается прежде всего на учебник, в котором помимо авторского текста есть вспомогательные тексты, дополнительный материал сведения о жизни людей изучаемого периода, отрывки из письменных исторических источников находках ученых. При этом важно разъяснить на этом этапе работы основные признаки и роль этих источников в познании истории.
В 5 классе повышается уровень самостоятельности в работе с различными источниками знаний по истории. Вопросы и задания, первоначально очень краткие и конкретные, становятся более обобщенными, требующими охвата всего содержания источника. Приведу примеры заданий из опыта своей работы.
Глава 2. Первобытные охотники и собиратели.
Например,1. Рассмотрите в учебнике рис. 1 на с. 13. Подумайте, кто изображен на рисунке — люди или животные. Обоснуйте ваше мнение. Чем древнейшие люди отличались от животных и чем от современного человека?
2.Сравните иллюстрации в учебнике на с. 13 и 17. Какие коллективы людей на них изображены? Какой из них более древний? Укажите изменения, происшедшие в жизни людей, изображенных на рисунках. Почему изменялась жизнь первобытных людей? Обоснуйте свой вывод.
Затем от воспитанников требуется самостоятельное формулирование вопросов для анализа и обобщения изученного материала по одному или нескольким источникам. При этом создается своего рода логическая схема прочтения источников, которая дается ученикам в виде памятки. Памятка используется в дальнейшем при работе с аналогичным материалом.
Одновременно с развитием самостоятельности пятиклассников в чтении источников у них формируется способность к воспроизведению исторических знаний в различной форме. Воспроизведение знаний может быть простым или преобразующим.
Самостоятельное преобразование знаний может заключаться: а) в отборе необходимого материала; б) в изменении структуры и логики изложения по сравнению с источниками информации; в) в использовании новой формы воспроизведения; г) в объединении содержания нескольких источников.
Развитие способности к преобразующему воспроизведению протекает в тесной связи с повышением осознанности, систематичности и оперативности знаний. Это требует от преподавателя разъяснения, постановки вопросов и заданий, задач на самостоятельное воспроизведение знаний и учебных умений.
Известно, что темп и уровень развития у воспитанников и способности преобразований знаний индивидуальны. В одном и том же классе могут быть учащиеся различных способностей. Поэтому необходимо учитывать индивидуальный уровень развития отдельных учащихся и из этого исходить в постановке заданий для самостоятельной работы. После начальной школы, где такого предмета не было приходится использовать педагогический потенциал для организации самостоятельной работы. Сначала это вызывает затруднения, но по мере изучения предмета, вовлечения обучающихся в увлекательное изучение истории я вижу результат.
Предлагаю хорошо успевающим воспитанникам задания, трудные для остальной части класса, этим не только способствую их развитию, но это и учит остальных кадет преобразующему воспроизведению исторических знаний. Проблемы должны быть посильны для воспитанников, а их трудность - постоянно возрастать, обеспечивая развитие учащихся.
Разрабатывая задания для самостоятельной работы по истории Древнего мира для 5 класса, я стараюсь охватить все характерные для истории типы содержательных проблем; основные методы исторического познания; важнейшие аспекты творческой деятельности; реализовать принцип постепенного возрастания сложности заданий; учесть требование индивидуального подхода к воспитанникам. Задания, выносимые для самостоятельной работы, охватывают все содержание курса с учетом взаимодействия всех сторон жизни общества: экономику, политику, социально-классовые отношения, культуру, идеологию и т. д.
Особое внимание уделяется в заданиях формированию мыслительных умений пятиклассников, в первую очередь: умению элементарно анализировать и обобщать изучаемые факты, формулировать несложные выводы и подтверждать их примерами, выделять главное в тексте, документе, в учебной картине, сравнивать несложные исторические явления, выявляя в них общее и различия, устанавливать происшедшие в них изменения, определять интересы различных классов общества. Многие задания направлены на выявление личностного отношения воспитанников к событиям и историческим деятелям.
Глава 2. Первобытные охотники и собиратели.
Например, составьте рассказ о жизни первобытных людей, начав его так: «Холодным дождливым вечером весь род собрался у костра отдохнуть и погреться. Но люди не просто отдыхали. Все, даже дети, были заняты делом...» Продолжите рассказ. Используйте в рассказе иллюстрацию в учебнике на с. 17, составьте план рассказа и озаглавьте его. Перед выполнением такого задания воспитанникам четко и ясно говорится о времени на подготовку выполнения. Сколько предложений можно.
Можно подготовить и раздать памятки с фразами клише для ответа.
Глава 9. Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии.
Например, рассмотрение вопроса об общественной жизни в Афинах (с. 191) можно начать с задания: «Представьте себе, что вы оказались на рыночной площади в Афинах. Что бы вы могли там увидеть? Составьте рассказ о народном собрании. Подумайте, в каком случае вы могли быть его участником. Используйте для ответа рис. на с. 191 учебника».
Заслушав рассказы, предлагаю другим кадетам дать устные отзывы на ответы своих одноклассников, а затем раскрываем понятие «общественная жизнь» и конкретизируем его фактами. Приведенные варианты применения заданий не исключают других приемов работы, а, наоборот, их предполагают.
Например, из речи Перикла: «Наш государственный строй не подражает чужим учреждениям, мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем подражаем другим. Называется этот строй демократическим... Государство наше достойно удивления... Мы одни считаем не свободным от занятий и трудов, но бесполезным того, кто вовсе не участвует в государственной деятельности... Говоря кратко, я утверждаю, что все наше государство — центр просвещения Эллады». Какую оценку дает Перикл государственному строю Афин? Подумайте, какому государственному строю противопоставляет Перикл афинскую демократию. Какую деятельность свободного человека греки (афиняне) высоко ценили?
Глава 10. Македонские завоевания в 4 веке до н.э.
Например, как характеризуют Александра Македонского его изречения? «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд». «Филиппу я обязан тем, что живу, а Аристотелю тем, что живу достойно». «Для смелых нет никакой преграды, а для трусов нет никакой опоры». Можно ли определить на основе этих высказываний, какие качества Александр Македонский ценил в человеке и воспитывал в себе? Какое из высказываний вам больше всего нравится? Почему?
Задания, которые я использую в своей работе можно условно разделить на проверочно-тренировочные и творческо-поисковые. К первой группе относятся задания, требующие воспроизведения учебного материала; вторая группа заданий предполагает самостоятельное преобразование знаний. В последнюю группу входят также образные задания, обучающие воссозданию исторического прошлого в образах
Например, проверочно-тренировочные (это большая часть тестовые задания)
Выберите причину появления религии:
а) неумение человеком объяснять явления природы
б) боязнь человека перед стихией природы;
в) желание человека отличаться от животных. Столица Древнего Египта:
а) Мемфис; б) Фивы; в) Урук Существо с телом льва и головой человека, «охранявшее» гробницы египетских фараонов?
а) Сфинкс; б) Апис; в) Хеопс.
Оцените утверждение.
Древний Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря: а) верно; б) неверно.
Выберите правильный ответ.
Пешее войско фараона:
а) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу;
б) создавалось на время войны;
в) было единственным родом войск в Египте.
Найдите лишнее.
Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно назовем эти слова:
а) иероглифы; б) бумага; в) папирус.
Например, творческо-поисковые (может быть работа с текстом)
Задание №1 Определите, где находился данный дворец, с именами каких персонажей мифа он связан (используя слова для справок).
Это самый большой дворец на острове Крит. Он занимал площадь 20тыс.м?. Около 30тыс. человек могли жить на этой территории. Царский дворец расписывался яркими фресками и был украшен резьбой в форме бычьих рогов. Во дворце была совершенная система водоснабжения, где в роли подачи воды использовали глиняные трубы.
Слова для справок: Дедал, Ариадна, Федра, Эгей, Ипполит, Минотавр, Геракл, Тесей, Икар, Прокруст.
Задание №2. Соотнеси имена и их деятельность.
1. Ксеркс |
1. Спартанский царь |
2.Фемистокл |
2. Кто был за подчинение |
3.Дарий |
3. Поэт, который прославил победы греков |
4.Леонид |
4. Грек, входивший в войско персов, тиран |
5.Эсхил |
5. Кто первым подчинил греков |
6.Мильтиад |
6. Первый царь персов |
7.Кир |
7. Персидский царь воевал в Греции |
8.Гиппий |
8. Кто выиграл в сражении Салами |
9.Павсаний |
9. Кто разгромил персов под Платеями |
10.Жрецы в Дельфах |
10. Кто предложил строить флот |
11.Еврипид |
|
Варианты ответов занесите в таблицу
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание № 3 Представьте, что Вы ученый, которого пригласили на телепередачу, посвященную географии Древней Индии. Подготовьте выступление используя карту Древней Индии.
Инструкция 1. Рассмотрите картографический материал. 2.Устно ответьте на вопросы А) Назовите часть света, в которой расположена Индия? Б) Какой океан омывает Индию? В) Определите какие берега Индии омывает океан Г) Определите какой географический объект расположен на Севере Индии? Д) Назовите 2 самых больших реки Индии? Е) Где реки берут свое начало?
Примечание: Данное задание направлено развитие умения работы с картографическим материалом. Также здесь можно использовать кроссворды, сканворды, исторические ребусы.
Задания можно использовать на различных этапах урока и с различной целью, исходя из опыта преподавателя и индивидуальных педагогических условий, например, в качестве создания проблемной ситуации, как способ закрепления и проверки знаний и др. Одни задания можно предложить для групповой работы всему классу, другие - для индивидуальной отдельным учащимся. Воспитанники отвечают на них устно или письменно, в тетрадях, на контурных картах.
Для организации работы в группе так как это воспитанники 5 классов у них еще нет большого опыта работы в группах, здесь целесообразно познакомить с требованиями. Работа в группах может применятся как на уроках отработки умений и рефлексии так на уроках открытия нового знания. Для более успешной работы в группах при самостоятельной работе с заданиями лучше создать памятки работы, распределения обязанностей и критерии оценивания такой работы и раздать каждой группе во время работы. Что облегчает и конкретизирует работу в группе, оценивание работы преподавателем или одноклассниками при выполнения предложенных заданий. Это я привела в приложении №1.
История – интереснейший предмет, преподавание которого дает широкий простор для применения самостоятельных форм работы. Именно они могут разнообразить урок, сделать его ярким, а материал, который дается на нем, будет запоминаться учащимися легче и проще, так как осваивается в процессе самостоятельной деятельности.
В заключении стоит отметить, что понятие “самостоятельная работа” не является лишь теоретической категорией. Она может и должна применяться на каждом уроке истории для активизации познавательных способностей учащихся. Ее формы разнообразны, что дает простор для работы учителя. Проблема применения самостоятельной работы в классно-урочной системе не теряет своей актуальности и находится в постоянном развитии, поиске новых форм ее организации.
Приложение №1
Инструкции по организации работы в группе.
Правила поведения во время работы в команде.
Слушай своих одноклассников, не перебивая.
Помогай работать группе. От твоего участия зависит оценка всех
«Один за всех и все за одного». От того, как работает каждый, зависит оценка всех.
Во время работы разговаривай вполголоса, чтобы не мешать другим командам работать.
Не кричи. Ты мешаешь работать окружающим и получить хорошую оценку.
Будь вежливым со своими товарищами. Не оскорбляй их.
Не выкрикивай во время выступления твоего одноклассника. Если хочешь что-то сказать, подними руку.
Старший команды.
1. Распределяет обязанности между членами группы.
2. Руководит выполнением задания и обсуждением.
3. Помогает членам группы в выполнении задания.
4. Следит за дисциплиной в команде.
5. Назначает выступающего.
Хранитель времени (тайм менеджер)
следит за временем работы группы;
участвует в работе группы;
Эксперты (1 – 2чел.).
подбирают материалы;
анализируют материалы;
отбирают информацию для презентации;
готовят докладчика;
Секретарь.
фиксирует все идеи, ответы, вопросы группы;
участвует в создании слайдовой презентации;
Правила ведения дискуссии.
Высказывай свое мнение открыто, без стеснения.
Говори четко по существу вопроса.
Избегай лишних слов и информации.
Доказывай свои слова примерами из жизни и истории.
Выслушай своего оппонента до конца, не перебивая.
Ты высказался, дай высказаться другим.
Уважай мнение оппонента.
если возникает спор, говори спокойно аргументировано.
Кричать, перебивать оппонента, оскорблять нельзя.
10.Установи время выступлений на дискуссии, чтобы каждый мог высказать свое мнение.
11. Постарайся прийти к общему мнению на дискуссии со своими оппонентами.
Правила выступления группы
Представиться, внятно назвать себя (Меня зовут…).
Кратко пояснить, о чём вы будете говорить («Тема моего выступления…» или «Я хочу рассказать о…).
Говорить по существу, не отклоняться от темы.
Рассказ должен соответствовать слайдовой презентации (дополнять, комментировать…).
Стараться приводить интересные факты, примеры.
Говорить достаточно громко, но не кричать.
Стараться говорить, а не читать (в крайнем случае, обращаться к слайду)
Речь должна быть правильной и чистой.
Как оценивать работу членов команды(группы)
1.Работа с источником информации.
- оценка «5» ставится, когда воспитанник сам определяет источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию без посторонней помощи, помогает своим товарищам найти необходимую информацию в тексте источника, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставиться, когда по подсказке определяется источник информации, читает его, выбирает необходимую информацию с помощью преподавателя или членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться, когда читает указанный ему текст, выбирает необходимую информацию с помощью преподавателя или своих товарищей, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
2. Ответы на вопросы.
-оценка «5» ставиться, когда воспитанник самостоятельно нашел ответ на поставленный вопрос, предложил свой ответ товарищам, доказал его и с предложенным ответом согласились большинство членов команды, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставиться, когда воспитанник с помощью товарищей или учителя нашел ответ на поставленный вопрос и предложил его своим товарищам, но не смог доказать правильность своего ответа на вопрос, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться, когда воспитанник при помощи своих товарищей или учителя искал ответ на вопрос в источнике, но не смог предложить своих вариантов ответа, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
3. Заполнение таблиц, составление схем, работа с картой.
- оценка «5» ставиться, когда воспитанник самостоятельно определил источники, которые необходимы для выполнения задания, нашел необходимую информацию в источнике, доказал товарищам правильность своей версии, заполнял таблицу или карту, составлял схему, помогал в группе работать с источником информации, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставится, когда воспитанник с помощью одноклассников или преподавателя определил источник информации, нашел необходимую информацию в источнике, предложил её товарищам, но не смог доказать, выдвигал версии при заполнении таблицы или карты, предлагал свои версии при составлении схемы, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться, когда воспитанник ученик работал с источником информации при помощи товарищей или учителя, принимал участие в заполнении таблицы, карты, схемы, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
4. Формулирование выводов и доказательств.
- оценка «5» ставиться, когда воспитанник делает выводы, доказывает выводы с помощью источника информации, приводит примеры, факты в качестве доказательства своего вывода, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «4» ставится воспитаннику, когда он попытался сделать вывод, но не смог его доказать, предлагал факты и примеры для доказательства других выводов, соблюдает правила поведения во время работы в команде.
- оценка «3» ставиться воспитаннику, когда он предлагал примеры и факты для доказательства выводов принятых командой, или нарушает правила поведения во время работы в команде.
Выступление с результатами работы группы.
- оценка «5» ставиться воспитаннику, когда он четко и ясно излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой и доказывает их примерами и фактами.
- оценка «4» ставится воспитаннику, когда он излагает информацию, которую наработали в группе, выводы, сделанные группой, но нет четкости в ответе, и не может привести факты и примеры в качестве доказательства, просит помощь у команды.
- оценка «3» ставится воспитаннику, когда он путается при выступлении, нет четкости в его ответах, не может сформулировать выводы и доказательства, группа помогает ученику при ответе.
Участие в обсуждении или дискуссии.
- оценка «5» ставится, когда воспитанник активно принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли по обсуждаемому вопросу, приводит примеры и факты в качестве доказательства своих выводов, соблюдает правила ведения дискуссии.
- оценка «4» ставится у, когда воспитанник принимает участие в обсуждении или дискуссии, высказывает свои мысли, но не приводит примеров и фактов в качестве доказательства, соблюдает правила ведения дискуссии.
- оценка «3» ставиться воспитаннику, когда он иногда высказывает свои мысли во время обсуждения или дискуссии, не приводит примеров и фактов качестве доказательства или нарушает правила ведения дискуссии
Оценочный лист.
№ п/п |
Фамилия, имя участника группы. |
Вид работы.
|
Итог
|
||||||
Работа с источником информации |
Ответы на промежуточные вопросы
|
Заполнение таблиц составление схем, работа с картой
|
Формулирование вывод ов и доказательств |
Выступление с результатами работы |
Участие в обсуждении, дискуссии |
||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Использованные источники:
1.Арасланова О.В. История Древнего мира. 5 класс. Поурочные разработки к
учебникам А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и Ф.А.Михайловского.М,:
ВАКО, 2015. Стр. 23
2.Дидактические карточки-задания по истории древнего мира. 5 класс/ Аппарович Н. И., Борзова Л. П., Драхлер А. Б., Дударев М. И. - М.: Издательский Дом "ГЕНЖЕР", 1999. - 96 с : ил., карты.
3.Учебник Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс : Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С..Просвещение 2020
Интернет источники:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 07.07 2024г.)
2.Федеральный закон от 19.12.2023 № 618-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 07.07 2024г.)
3 Беспалова М. В. Формирование понятийного мышления на уроках истории и обществознания: Режим доступа: URL:http://nsportal.m/shkola/istoriya/libraiy/2013/09/25/formirovanie-ponyatiynogo-my shleniya-na-urokakh-i storii. (дата обращения 08.07 2024г.)
4.Гаврилина И.С. Захаров А.А. Работа с историческими понятиями на уроках истории в 5 классе на основе ФГОС Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rabota-s-istoricheskimi-ponyatiyami-na-urokah-istorii-v-5-klasse-na-osnove-fgos (дата обращения 09.07 2024г.)
5.Сборник домашних самостоятельных работ и проверочных работ по Истории Древнего мира | Анисимова Анастасия Сергеевна Режим доступа: https://pedagogcentr.ru/publication/4/38/1068 (дата обращения 17.07 2024г.)
6Смирнова. О. А. Формирование понятийного аппарата на уроках истории : Режимдоступа: URL:http://nsportal.m/shkola/istoriya/libraiy/2013/05/27/formirovanie-ponyatiynogo-apparata-na-urokakh-isto (дата обращения 17.07 2024г.)
7.Трофимова Е. Д. Обобщение педагогического опыта. Новые подходы к формированию понятийного аппарата учащихся на уроках истории и обществознания «Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф.» (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 98-106.