Занятие для старшего дошкольного возраста по развитию эмоциональной сферы «Радуга эмоций»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Ручеек»
Новосибирская область, г. Бердск
«Радуга эмоций»
Занятие для старшего дошкольного возраста
по развитию эмоциональной сферы
Наименование и направленность психолого-педагогической практики:
Занятие «Радуга эмоций», направленное на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Информация о разработчике, участниках:
Разработчик занятия – Кунщикова Екатерина Николаевна, педагог-психолог первой категории МБДОУ №15 «Ручеек». Участники – дети старшего дошкольного возраста, в том числе дети с ОВЗ.
Актуальность темы
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей дошкольного возраста, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает как прямую, так и косвенную работу по развитию и формированию эмоциональной сферы ребёнка. Эта работа может осуществляться в различных видах деятельности дошкольника.
Дошкольный возраст — достаточно короткий период жизни человека. Поэтому очень важно именно в это время заложить хорошие основы личности. Одной из таких основ является эмоциональная сфера, которая напрямую связана с психологическим и социальным благополучием человека. Поэтому я считаю это направление в своей деятельности актуальным.
Система работы практики представлена следующими взаимосвязанными направлениями:
-Дети – педагог-психолог;
-Педагог-психолог – педагоги;
-Педагоги – родители.
Занятие я провожу каждый год со всеми детьми подготовительных к школе групп. Оно предусматривает групповую и индивидуальную работу с детьми, и после его завершения продолжается в вовлечении в работу педагогов и родителей.
Описание целей и задач, на решение которых направлено занятие
Цель занятия: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- Расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх)
- Закрепить и знания о чувствах, настроении и эмоциях.
- Помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.
- Формировать навыки рефлексии.
Развивающие:
- Развивать умение понимать эмоциональное состояние других людей.
-. Развивать эмпатию (умение сочувствовать и сопереживать).
- Развивать навыки саморегуляции и самоконтроля.
- Развивать умение передавать разные эмоциональные состояния, используя различные выразительные средства.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение к личности товарища и принятие индивидуальности каждого ребенка
- Воспитывать умение оказывать помощь другим в трудной ситуации.
- Воспитывать умение вежливо общаться с окружающими.
- Способствовать вовлечению педагогов и родителей в процесс развития эмоциональной сферы дошкольников.
Интеграция образовательных областей
При составлении занятия в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО) учитываются следующие образовательные области:
Социально –коммуникативное развитие: учить выражать свои чувства и эмоции и распознавать чувства других
Познавательное развитие: воспитание гуманных чувств и отношений друг к другу, формирование нравственного поведения
Речевое развитие: развивать мыслительную деятельность у детей, учить понимать и употреблять в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (злой, сердитый, грустный, веселый), развивать умение использовать выразительные средства (интонация, мимика, жесты)
Художественно-эстетическое развитие: способствовать творческой самореализации
Физическое развитие: способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами двигательной активности, активизация волевой сферы
Принципы и методы к реализации занятия
При разработке занятия мною учитывались следующие дидактические принципы:
1.Гуманизма (позволяет не только установить наличный уровень развития ребенка, но и выявить его потенциал, осуществляя бережный и научный подход).
2.Учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста (ребенок, на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к себе подхода).
3.Деятельностного подхода (предполагает опору на ведущий вид деятельности — игру).
4.Учета зоны ближайшего развития ребенка (опора на актуальный уровень развития ребенка).
5.Индивидуального подхода (общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо).
7.Последовательности изложения материала (предусматривает его подачу от простого к сложному и логическую связь всех тем этапов занятия между собой).
8.Интегративности (соединение различных видов деятельности в единый комплекс
Методы
Наглядные методы:
- наглядно – зрительные: дидактический материал;
- формы несловесной поддержки (улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д.);
- элементы психогимнастики (релаксация, контактный массаж, дыхательные упражнения.
Словесные методы:
- объяснение: краткое, четкое, эмоциональное;
- вопросы: четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память. Пояснения, уточнения.
Практические методы:
- метод упражнений: связан с многократным выполнением практических действий;
- игра - занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции.
Ожидаемый результат: дети приобретут уверенность в выражении разных эмоций; смогут использовать полученные навыки и умения в повседневной жизни, а именно понимать свое эмоциональное состояние, терпимее относиться друг к другу, регулировать свое эмоциональное состояние; учитывать эмоциональное состояние окружающих.
Форма проведения занятия: НОД
Необходимые материалы: фотографии детей с изображением основных эмоций и их пиктограммы (радость, грусть, злость, удивление, страх), мяч, кубик эмоций, фотоаппарат или смартфон с камерой, компьютер или ноутбук с программой «Ворд» (Word), цветной принтер, ватман, краски, клей.
Ход занятия:
Дети проходят в зал и встают вместе с психологом в круг.
Приветствие.
Психолог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать на нашем занятии, и я вас приглашаю в круг, чтобы поприветствовать друг друга!
«Хлопок бежит по кругу».
Психолог: Я предлагаю поприветствовать друг друга хлопками в ладоши.
«Настроение»
Психолог: С помощью пушистого мячика, передавая его друг другу по очереди, каждый назовет свое настроение, как он сейчас себя чувствует.
«Солнечные лучики»
Психолог: Ребята, вы сегодня такие славные, как красиво улыбаетесь, такие все веселые и красивые. Покажем всем, какие вы веселые?
- Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажите, как солнышко просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно лучками-лучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного лучика мы стали добрее, радостнее))) Понравилось вам приветствие?
Дети садятся в круг.
Задание № 1
1. «Определи эмоцию».
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какими они бывают, будем учиться управлять своими эмоциями.
- Назовите, какие вы знаете эмоции и чувства? (ответы детей: радость, грусть, страх, удивление, злость и др)
- Я буду показывать вам фотографию, а вы попробуете узнать и назвать какая эмоция на фото.
РАДОСТЬ.
Психолог: Как вы думаете какая эмоция на фото? Расскажите, что вас может обрадовать? Когда вы радуетесь? Какие события вас радуют?
Психолог выслушивает детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы радуемся.
ГРУСТЬ.
Психолог: Как вы думаете какая эмоция на фото? А бывает ли, что вы грустите? Почему?
Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы грустим.
Психолог: Ребята, а как можно поднять человеку настроение, когда он грустит? Что можно сделать, что может помочь? (ответы детей)
СТРАХ.
Психолог: Как вы думаете какая эмоция на фото? По каким признакам можно понять, что человеку страшно? (У него широко раскрыты глаза, во взгляде испуг, рот приоткрыт, он вот-вот закричит, одна рука может быть выставлена вперед, как будто защищаясь, он дрожит, лицо бледнеет, у него беззащитный вид и т. д.)
- Когда нам бывает страшно? (ответы детей, например, гром, страшный сон). Как можно помочь, если вам страшно? Ответы детей, при затруднении психолог помогает детям наводящими вопросами (позвать на помощь, включить свет, глубоко подышать, вспомнить что-то приятное).
УДИВЛЕНИЕ.
Психолог: Как вы думаете какая эмоция на фото? Давайте вспомним, когда вы последний раз сильно удивились? Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы удивляемся.
ЗЛОСТЬ.
Психолог: Как вы думаете какая эмоция на фото? Если вы сердитесь или сильно злитесь, то, когда это бывает, в каких ситуациях? Психолог слушает ответы детей и делает обобщающие выводы о том, когда мы злимся.
- Как же можно избавиться от злости, ребята? (варианты ответов детей)
Психолог объясняет детям: чтобы избавиться от злости, необходимы физические упражнения. Это дает выход энергии и тем плохим чувствам, и мыслям, которые охватили человека.
Упражнение «Выгоняем злость»
Начиная с головы и так по всему телу «выгоняем» злость вниз, к ступням, а потом потопать ногами так сильно, как это кому нравится, чтобы злость вышла.
Задание № 2 «Изобрази эмоцию»
Психолог: Скажите, пожалуйста, а как люди понимают, что мы чувствуем и переживаем? Что в нас показывает наше настроение?
выражение лица - мимика
движения рук, поза тела – жесты
Упражнение «Изобрази эмоцию. Хоровод»
Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, их можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками и мимикой в хороводе показать:
По кругу двигаясь дети показывают испуганного зайчика, злого волка, радостную обезьянку, удивленную лису, грустного медведя
Дети садятся в круг.
Задание № 3 «Произнеси с разной интонацией»
Психолог: Кроме мимики и жестов есть еще интонация нашего голоса. Я предлагаю поиграть в игру «Произнеси фразу с разной интонацией».
Для проведения упражнения используется «кубик эмоций», на гранях которого расположены пиктограммы эмоций. Ребёнок повторяет фразу, стараясь передать то настроение, которое соответствует картинке.
Психолог: Мы будем произносить фразу, например: «Сегодня хорошая погода» с разной интонацией, в этом нам поможет кубик эмоций.
Задание № 4 «Определи эмоцию»
Психолог: Итак, не только животные – герои любимых сказок и мультфильмов – могут переживать различные эмоции, но и вы сами способны в разных ситуациях, после некоторых событий испытывать определенные эмоции.
Когда происходят приятные для нас события или исполняются наши желания, мы переживаем положительные эмоции.
Неприятные события и неисполнение наших желаний вызывает у нас отрицательные эмоции.
- Как вы думаете какая эмоция радость? Грусть? Страх? Злость? Удивление? (ответы детей).
Рефлексивный этап
Психолог:
- Что нового мы узнали?
- На какие группы можно разделить эмоции? Какие они бывают? (Приятные и не приятные, положительные и отрицательные)
- Можно ли научиться управлять своими эмоциями?
- Что особенно запомнилось?
- Как вы сейчас себя чувствуете? Какое у вас настроение?
- После занятия, я буду вас приглашать по одному и фотографировать ваше выражение эмоций, о которых мы сегодня говорили. Пока вы отдыхаете я сделаю красивый плакат, и мы с вами после тихого часа рассмотрим.
Заключительное упражнение №5 «Я хороший, ты хороший!»
(дети стоят в кругу)
- Наше занятие подходит к концу, а, чтобы и вы, и я ушли в хорошем настроении, передадим свое тепло, дружбу и любовь друг другу нашим пушистым мячиком, со словами: «Я хороший! Ты хороший!».
(Педагог берет мячик, кладет его на ладонь и прижимает к груди). Я хороший! (Передает рядом стоящему ребенку.) Ты хороший!
Давайте поаплодируем друг другу за замечательное занятие и работу!
После завершения занятия продолжается индивидуальная работа с каждым ребенком. Фотографируются основные эмоции: радость, грусть, злость, удивление, страх. После этого фотографии обрабатываются в программе Ворд и во время тихого часа в детском саду изготавливается газета «Радуга эмоций». После чего психолог возвращается в группу, и с детьми обсуждается готовая газета. В конце дня педагог (воспитатель) консультирует родителя о важности развития эмоциональной сферы ребенка и презентует газету.
Самоанализ занятия
1. Общая характеристика занятия:
Занятие по развитию эмоциональной сферы проводилось в подготовительной группе комбинированной направленности.
Занятие способствует пониманию собственного эмоционального состояния и чувств других людей через мимику, жесты, выразительные движения; совершенствованию способности управлять своими чувствами и эмоциями.
Занятие включает в себя групповую и индивидуальную работу с детьми, проходит в форме НОД. Данная форма наиболее подходит для занятия по развитию эмоциональной сферы, поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
2. Процессуально-деятельностный аспект занятия:
Занятие содержит следующие элементы:
Приветствие. Цель: создать благоприятный эмоциональный климат в группе: настроить детей на совместную работу, развивать чувство единства, сплоченности).
Основная часть. Цель: способствовать развитию умению понимать свои чувства и чувства других людей, развивать вербальное и невербальное общение, обогащать и активировать словарь детей за счет слов, обозначающих эмоции, чувства, настроение, развитие произвольного внимания, двигательной активности).
Рефлексия. Цель: подведение итога занятия, вызвать эмоциональный отклик от проведенного занятия (что понравилось, запомнилось), ритуал прощания (закрепление положительного эмоционального фона, развитие чувства единства). А также рефлексия родителей, цель: актуализировать важность развития эмоциональной сферы ребенка, вызвать эмоциональный отклик от проведенного занятия.
Организационный этап, в который входит фотосъемка каждого ребенка с изображением 5 основных эмоций (радость, грусть, удивление, злость и страх) и изготовление газеты «Радуга эмоций».
3. Содержательно-целевой аспект занятия:
В занятии применялся игровой метод, который формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение (игра: «Определи эмоцию», элемент психогимнастики: «Выгоняем злость», подвижная игра «Изобрази эмоцию», игра «Произнеси фразу с разной интонацией»). А также, словесные методы, обеспечивающие живое общение между психологом и детьми. С помощью речевого воздействия психолог вызывает у дошкольников эмоциональный отклик, побуждает их сформировать свое отношение к содержанию передаваемых знаний.
После завершения занятия, изготавливается газета «Радуга эмоций» и обсуждается после тихого часа с детьми. В конце дня подкачается педагог и во взаимодействии с родителями объясняет важность развития эмоциональной сферы ребенка и презентует газету «Радуга эмоций».
4. Результативно-оценочный аспект:
Цели и задачи занятия были достигнуты. Содержание занятия было доступно для детей. Участники занятия (дети) были заинтересованы происходящим, проявляли активность. На занятии был благоприятный эмоциональный климат. Занятие способствовало развитию эмоциональной сферы, коммуникативности, мыслительной деятельности, рефлексивности, способности к самооценке и самоанализу. Дети учились понимать свои эмоции и эмоции других. Были созданы условия для актуализации опыта участников, их личностного общения, рефлексии. Со стороны педагогов и родителей я всегда получаю много положительных отзывов после проведения этого занятия. Консультация о важности развития эмоционального интеллекта ребенка побуждает родителей задуматься об этой важной и актуальной теме.
Список использованной литературы
1) Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002.— 208 с.
2) Куражева Н. Ю., Бараева Н. В., Тузасва А. С., Козлова И. Л. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 —6 лет. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. — 218 с.
3) Чистякова М. И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова.—2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.