Районный конкурс проектов по математике Номинация: «Математика в практической деятельности»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семигорская средняя общеобразовательная школа»
Кузнецов Михаил
ученик 10 класса
Районный конкурс проектов по математике
Номинация: «Математика в практической деятельности»
Тема проекта: «Прямоугольный параллелепипед
в практике сельского огорода»
|
Руководитель: Кухарчук Людмила Владимировна
учитель математики
Семигорск, 2021
Оглавление
Обоснование проекта
Назначение проекта
Актуальность исследования
Параллелепипед – значение в математике
Материал для изготовления макета парника, и парника в огороде инструменты
Организация рабочего места
Технологическая карта изготовления макета парника, и парника в огороде.
Контроль качества
Экологическая оценка изделий
Эстетическая оценка изделия
Фотографии работ
Литература и интернет источники
Обоснование проекта
С одним из самых простых многогранников - прямоугольным параллелепипедом - я знаком давно. Этот многогранник составлен из шести прямоугольников. Форму прямоугольного параллелепипеда имеют коробки, комнаты, книги, множество бытовых предметов и строительных материалов. Прект по изготовлению прямоугольного параллелепипеда я представил в 9 классе. Знания свойств прямоуголльного параллелепипеда применил на практике при построении парника.
Парни́к - малогабаритное неотапливаемое строение для защиты культурных растений от воздействия неблагоприятных погодных условий. Представляет собой малогабаритное культивационное сооружение, имеющее боковое ограждение и съёмную свето-прозрачную кровлю, полностью или частично погруженное в почву, обслуживаемое людьми, находящимися вне помещения. Различают холодные, полухолодные и тёплые парники.
Применяется для выращивания рассады капусты, томатов, огурцов, декоративных растений, укоренения черенков для последующего высаживания в открытый грунт или доращивания горшечных растений. Значительно реже в парниках организуют весь цикл выращивания той или иной культуры, как правило, ранней (салата, редиса и т. п.). Располагать парники необходимо в солнечном, незатемнённом месте, иначе растениям просто может не хватить солнечного излучения.
Цель: применить полученные знания свойств прямоугольного параллелепипеда при построении парника.
Задачи:
- рассмотреть геометрические понятия и формулы: теорема Пифагора, периметр прямоугольника, высота, ширина и длина;
- разработать технологическую карту изготовления макета парника и парника в огороде;
- изготовить модель парника и построить парник из досок лиственницы.
Ход выполнения проекта
Изучение литературы по теме проекта.
Составление краткой характеристики объемного тела.
Составление технологической карты изделия.
Изготовление модели парника, построение реального парника.
Назначение проекта
Имея даже небольшой участок земли, сложно обойтись без парника. Рассаду вырастить, получить ранний урожай, прикрыть их от возможного заморозка, от жары, заставить растения на клумбе расцвести раньше — все это можно сделать при помощи этого приспособления. Причем сделать парник своими руками несложно. Есть совсем простые конструкции, есть более сложные, но изготовление любого из них не требует специального образования.
Актуальность исследования
Парники появились во времена Древнего Рима и представляли собой простейшие конструкции. Также были эксперименты с передвижными грядками, их организовывали на телегах, таким образом, чтоб посевы хорошо прогревались. При усовершенствовании конструкции посадки начали накрывать колпаками, так появились первые парники. В них выращивали растения, завезённые из южных стран. К XIII веку в Италии конструкции парников дополнили примитивной системой отопления, так как появилась необходимость выращивания декоративных тропических растений.
Я житель сельской местности, каждую весну вместе с родителями веду подготовку своего приусадебного участка, теплиц и парников к новым посадкам. Чтобы получить хороший урожай, необходимо немало потрудиться, в том числе построить парники, с помощью которых можно разнообразить личный рацион, притом порадовать семейство настоящими природными витаминами раньше, нежели появится очередной сезонный урожай, а при правильном подходе – вовсе доставлять свежие ягоды и овощи к столу на протяжении года.
Объект исследования - прямоугольный параллелепипед
Предмет исследования - геометрия
Параллелепипед в математике
Прямоугольный параллелепипед – это многогранник, у которого все грани- прямоугольники. Противоположные грани равны и параллельны. И змерения прямоугольного параллелепипеда - это длины трех ребер, исходящих из одной вершины. Поверхность прямоугольного параллелепипеда состоит из 6 прямоугольников, каждый из которых называют гранью прямоугольного параллелепипеда. Противоположные грани прямоугольного параллелепипеда равны. Часто выделяют какие-нибудь две противоположные грани и называют их основаниями, а остальные грани – боковыми. Стороны граней называют рёбрами параллелепипеда, а вершины граней – вершинами параллелепипеда. У прямоугольного параллелепипеда 6 граней, 12 рёбер и 8 вершин. Прямоугольный параллелепипед имеет три измерения – длину, ширину и высоту. Диагонали прямоугольного параллелепипеда равны.
Парник – это модель прямоугольного параллелепипеда, без одной грани. Можно построить парник без 2 противоположных граней. Для успешного построения парника необходимо знать и применить теорему Пифагора, чтобы парник был ровным, диагонали основания равнялись друг другу и его углы были 90 градусов. Боковые грани парника должны быть перпендикулярны плоскости, на которую он устанавливается. При соблюдении этих элементарных правил парник прослужит много лет.
Материал для изготовления макета парника
Название материала | Легкость обработки | Доступность | Внешний вид | Прочность | Сумма «+» и «-» |
Лиственница | - | + | - | + | 0 |
ДВП | + | + | - | - | 0 |
Картон | + | + | + | - | +2 |
В своей работе мной использованы материалы для изготовления
макета парника из дерева лиственница, ДВП, картона.
Несмотря на хорошие качества древесины лиственница, макет парника из этого материала получится громозким и тяжелым. Древесина лиственницы легко растрескивается в процессе сушки, раскалывается. Труднее других пород обрабатывается на станке (из-за высокой плотности и смолистости). Смолистые вещества несколько осложняют строгание, полировку.
ДВП – материал, который имеет недостаточную прочность, при работе ломается, однако макет парника получился наилучшего качества именно из ДВП.
Картон - материал, который легок в обработке, доступен, но прочность низкая.
Материал для изготовления реального парника
Название материала | Легкость обработки | Доступность | Внешний вид | Прочность | Сумма «+» и «-» |
Лиственница | - | + | + | + | +1 |
В своей работе мной использованы для изготовления парника пиломатериалы из лиственницы.
В силу уникальных свойств древесины лиственница сибирская относится к элитным деревьям. У этой древесины замечательные лечебные свойства, выдающиеся прочностные характеристики и богатая цветовая гамма. Сибирская лиственница − это синоним стойкости к воздействию внешних факторов и долговечности.
Дерево лиственницы обладает прочностью и твердостью, не уступающими дубу. Из-за механических воздействий не остается никаких вмятин на древесине лиственницы вследствие ее прочности и твердости. Интересным является и тот факт, что твердость и прочность этого дерева только возрастают со временем.
Сибирская лиственница очень стойка к гниению. Именно из-за смолы сибирская лиственница обладает повышенной стойкостью к гниению и воздействию других биологических вредителей.
В состав сибирской лиственницы входит камедь. Благодаря этому веществу лиственница в воде с течением времени еще больше твердеет, вследствие чего увеличивается ее прочность. Поэтому поливать растения в парнике можно смело в нужом объеме.
Именно благодаря камеди и смоле, пропитывающей древесину, лиственница не нуждается в окраске и в обработке различными антисептическими веществами. Поэтому изделия из лиственницы являются абсолютно экологически чистым пиломатериалом.
.
Инструменты:
Ножовка, дрель, линейка, клеевой пистолет, наждачная бумага, шурупы, шуруповерт.
Организация рабочего места
Технологический процесс осуществляется на различном технологическом оборудовании с применением технологической оснастки: дополнительного оборудования и инструментов. Организация рабочего места занимает не последнюю роль в выполнении технологических операций. Работу следует выполнять на правильно отрегулированном столярном верстаке. Высота крышки верстака должна быть на уровне локтя. Свет должен падать спереди слева. Все работы выполняют в специальной одежде и очках, с обязательным соблюдением техники безопасности. Склеивание частей фигуры производят на подкладной доске в хорошо проветриваемом помещении.
Перед изготовлением фигур начертил эскиз и разработал технологическую карту.
Технологическая карта изготовления макета парника из ДВП
№ | Действие | Рисунок | Размер (мм) | Инструменты |
1. | Разметка, выпиливание и шлифовка граней (по 2 шт) | | 20 на 9 | Карандаш, линейка, ножовка |
2 | Разметка, выпиливание и шлифовка основания параллелепипеда | | 20 на 9 | Карандаш, линейка, ножовка |
3 | Разметка, выпиливание и шлифовка граней (по 2 шт) | | 9 на 9 | Карандаш, линейка, ножовка |
4 | Сборка (склеивание всех деталей) | | | Клей, клеевой пистолет |
5 | Шлифовка граней макета парника | | | Наждачная бумага |
Технологическая карта изготовления реального парника
№ | Действие | Рисунок | Размер (мм) | Инструменты |
1. | Подготовка территории | | | |
2. | Разметка, выпиливание досок (по 4 шт.) | | 400 на 20 | Карандаш, линейка, ножовка |
3. | Разметка, выпиливание досок (по 4 шт.) | | 100 на 20 | Карандаш, линейка, ножовка |
4. | Разметка, выпиливание брусков ( 4 шт.) | | 80 на 10 | Карандаш, линейка, ножовка |
5 | Разметка, выпиливание брусков ( 2 шт.) | | 150 на 10 | Карандаш, линейка, ножовка |
6 | Разметка, выпиливание бруска | | 400 на 10 | Карандаш, линейка, ножовка |
7 | Сборка парника |
| 400 на 100 на 150 | Шурупы, шуруповерт |
8 | Установка дуг, натягивание пленки. | | | |
Контроль качества макета парника
Готовое изделие отвечает следующим требованиям: Изделие изготовлено из ДВП. Все детали изготовлены аккуратно в соответствии с вышеуказанной технологии. Изделие представляет собой законченное изделие. Внешний вид макета парника производит благоприятное впечатление.
Контроль качества реального парника
Готовое изделие отвечает следующим требованиям: Изделие изготовлено из пиломатериала лиственницы. Все детали изготовлены аккуратно в соответствии с вышеуказанной технологии. Изделие представляет собой законченное изделие. Внешний вид парника производит благоприятное впечатление.
Экологическая оценка изделий
Макет парника изготовлен из ДВП – это экологически чистый материал.
Реальный парник изготовлен из пиломатериала лиственницы. Доска лиственницы применяется в изготовлении уникальных изделий. Доска из лиственницы не имеет внутренних напряжений, а это гарантирует сохранение заданной геометрической формы на протяжении всего срока эксплуатации. В состав доски из лиственницы входят особые вещества – антиоксиданты, обладающие свойством замедлять старение организма человека. Этим веществом лиственница насыщает воздух вокруг себя, поэтому лиственница и изделия из нее являются генераторами здоровья.
Кроме того, лиственница не гниет в воде, она не горит в огне! Огнестойкость сибирской лиственницы в два раза выше, чем у сосны.
Вреда экологии не нанесено.
Эстетическая оценка изделия
Я спроектировал и изготовил две объемные фигуры – макет парника и реальный парник. Мои изделия соответствуют составленным критериям.
Я остался доволен своей работой и тем, что мой проект может использоваться на уроках математики, черчения, ИЗО и др. Мной получены знания: прямоугольный параллелепипед, практическое применение этой фигуры, необходимость знания теоремы Пифагора при построении парника. Дерево, пластмасса, ДВП – свойства этих материалов и возможность использования в быту. Зная свойства прямоугольного параллелепипеда, я построил дома ровный и красивый парник.
Таким образом, считаю, что поставленные задачи выполнил.
Фотографии работ
Литература и интернет источники:
1. Учебник Геометрия 7-9 классы, автор Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др., «Просвещение», 2020 год.
2. Учебник Геометрия 10-11 классы, автор Л.С. Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.,
«Просвещение», 2020 год.
3. http://www.trendwood.ru/Polesnoe
4. http://sdelajrukami.ru/parnik-svoimi-rukami/
5. https://novamett.ru/parniki-teplitsy/kak-sdelat-parnik
6.https://ru.wikipedia.org/wiki/
8. https://ru.onlinemschool.com/math/formula/cube/
9. Проект «Прямоугольный параллелепипед. Куб», 2020 год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Семигорская средняя общеобразовательная школа»
Рецензия
на ученический проект «Прямоугольный параллелепипед в практике сельского огорода», выполненный учеником 10 класса Кузнецовым Михаилом.
В проекте все вопросы раскрываются последовательно и грамотно. Михаил самостоятельно изучил литературу по теме проекта. Узнал, что такое прямоугольный параллелепипед, как применить знание объемной геометрической фигуры на практике. Просмотрел большое количество литературы по построению парника. Математические знания объемной геометрической фигуры – прямоугольный параллелепипед позволили Михаилу грамотно подойти к изготовлению макета парника и реального парника.
Каждый этап своей работы Кузнецов Михаил осветил подробно, в полном объеме, лишней информации в проекте нет. Оформление записей соответствует стандартным требованиям.
Для реализации задач данного проекта Михаил затратил 2 года. В 9 классе изучил объемные геометрические фигуры и их свойства: параллелепипед и куб. В марте 2020 года представил проект «Прямоугольный параллелепипед. Куб», в мае 2020 года построил реальный парник и получил первые плоды своего труда.
Михаил повторно изучил геометрический материал по объемным фигурам, составил технологическую карту, четко выдержав размеры, изготовил макет парника, умело применив полученные ранее знания.
Выполненный макет из ДВП показывает, что ученик планомерно достигал поставленной цели, обобщал и систематизировал, сделал выводы, что без знания теоретического материала сложно, почти невозможно правильно построить парник, изготовить макет. Макет получился аккуратный, выдержаны все размеры, ребра и грани ровные, шероховатости устранены.
Реальный парник прочный, ровный, выдержаны размеры.
Тема соответствует содержанию, раскрыта.
Рецензию составила учитель математики Кухарчук Л.В.