Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика» (3 класс)
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с ФГОС
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика программы.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний,
соревнований между командами.
Место программы в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.
Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Программа рассчитана на детей 9-10 лет.
Сроки реализации программы: 2017-2018 уч.г.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
— освоение эвристических приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
· усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
· помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
· формировать творческое мышление;
· способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Личностные результаты:
· - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
· - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
· - воспитание чувства справедливости, ответственности;
· - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия»
· Предметные результаты отражены в содержании программы.
Универсальные учебные действия:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;
Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;
- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:
занятия-конкурсы на повторение практических умений,
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:
результативность и самостоятельную деятельность ребенка,
активность,
аккуратность,
творческий подход к знаниям,
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.
- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.
Проверка результатов проходит в форме:
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
собеседования (индивидуальное и групповое),
опросников,
тестирования,
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,
при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Содержание курса
Курс рассчитан на 34 часа в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 35 минут.
Введение (1 ч.)
Знакомство с курсом «Занимательная математика». Беседа «Математика—царица наук».
Математические действия (8ч.)
Числа от 1 до 10000. Чтение, запись, последовательность. Задания с понятием «Разряд». Старинная русская нумерация. Обозначение цифр буквами. Запись чисел от 1 до 10, от 10 до 20.
Сложение и вычитание без перехода через разряд и с переходом через разряд в переделах 10000. Знакомство с формой записи вычислений столбиком. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. «Обратное» действие.
Табличное умножение и деление чисел. Умножение и деление – взаимно-обратные действия. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости. Умножение на пальцах. Умножение на счетах. Комбинаторные задачи, представление данных в виде таблицы.
Упорядочивание множеств. Составление и решение суперпримеров. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.
Выражения со скобками. Порядок действий в выражениях со скобками в решении задач и примеров.
Внетабличное умножение и деление. Умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление на однозначное число в пределах 1000 (простые случаи). Деление с остатком и его особенности. Алгоритмы письменного умножения и деления.
Геометрическая мозаика (8.)
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Поиск симметричных фигур.
Пространственные представления. Вычерчивание линий и фигур с помощью линейки.
Конструирование фигур на плоскости. Размещение фигур в соответствии с заданием. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление фигур по собственному замыслу.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Форма организации обучения— конструирование.
Моделирование объемных геометрических фигур из различных материалов.
Танграм: древняя китайская головоломка.
Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики», «Строитель», «Монтажник» и др. из эл.учебного пособия «Математика и конструирование»
Измерение величин. (8ч.)
Единицы измерения длины. Соотношения между единицами длины: сантиметр и миллиметр, метр и дециметр. Измерение длин предметов. Сравнение длин предметов. Старинные русские меры длины («пядь», «локоть», «простая сажень», «маховая сажень», «косая сажень», «верста».). Решение задач с данными величинами.
Единица измерения времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определение время по часам. Выставление время на часах. Задачи на нахождение продолжительности событий, соотнесение времени событий с временем суток. Из истории часов. «Живые часы». Календари и их виды.
Единица измерения площади: см2. Вычисление площади фигур. Вычисление площади прямоугольника с помощью умножения.
Масса. Старинные единицы массы («пуд», «фунт»). Метрические соотношения между ними.
Единицы измерения объема: см3, дм3, м3. Вычисление объема прямоугольного параллепипеда (без термина).
Мир занимательных задач (8 ч.)
Задачи на увеличение/уменьшение в несколько раз, на разностное сравнение, деление на части и по содержанию, определение длины пути, времени и скорости движения, определение цены и стоимости.
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Алгоритм решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданный вопрос.
Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуации, описанных в задачи.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Знакомство с компьютерными математическими играми.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективного способа решения.
Итоговое занятие (1 ч.)
В результате обучения по данной программе ученик научится:
- Работать с разными источниками информации;
- Пользоваться изученной терминологией;
- Выполнять инструкции при решении учебных задач;
- Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;
- Сравнивать, анализировать полученную информацию;
- Рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;
- Составлять простейшие ребусы, кроссворды;
- Работать в группе, в паре;
- Определять последовательность осуществления логических операций.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
По плану |
По факту |
1 |
Вводное занятие. «Математика – царица наук». |
1 |
||
2 |
Конкурс эрудитов «Звездный час». |
1 |
||
3 |
Экскурсия в компьютерный класс. |
1 |
||
4 |
Компьютерные математические игры. |
1 |
||
5 |
Числа – великаны и действия с ними. |
2 |
||
6 |
Изучаем с интересом таблицу умножения. |
2 |
||
7 |
Решение задач с помощью умножения. |
1 |
||
8 |
Путешествия в Страну Геометрию. Прятки с фигурами. |
1 |
||
9 |
Геометрические фигуры на плоскости. |
1 |
||
10 |
Танграмм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграмма. |
1 |
||
11 |
Путешествие по Стране Геометрии. Какие бывают треугольники. |
1 |
||
12 |
Квадрат. Магичес -кие квадраты и их тайны. |
1 |
||
13 |
Симметрия фигур. |
1 |
||
14 |
Виды симметрии. «Зеркальная симметрия» «Переносная симметрия» «Поворотная симметрия». |
1 |
||
15 |
Проект «Симметрия нашей жизни». |
1 |
||
16 |
Познавательная игра «Семь верст…». Игра «Узнай свой рост». |
1 |
||
17 |
Старинные русские меры длины. |
1 |
||
18 |
Вычисление площади фигур. |
1 |
||
19 |
Старинные единицы веса. |
1 |
||
20 |
Определяем время по часам. Измеряем время |
1 |
||
21 |
Из истории часов. «Живые часы» |
1 |
||
22 |
Итоговое занятие – «Гонка за лидером: меры в пословицах. |
1 |
||
23 |
Это интересно. Старинная русская нумерация. |
1 |
||
24 |
Числовые выражения со скобками. |
1 |
||
25 |
Решение задач. Задачи – смекалки. |
1 |
||
26 |
Математические горки. |
1 |
||
27 |
Решаем задачи на клетчатой бумаге. |
1 |
||
28 |
Решение задач повышенной трудности. Секреты задач. |
1 |
||
29 |
Числа – великаны и действия с ними. |
1 |
||
30 |
Умножаем на однозначное число. Делим на однозначное число. |
1 |
||
31 |
Школьный тур олимпиады. Международная игра «Кенгуру» |
1 |
||
32 |
Газета любознательных. Путешествие по стране Точечных наук. |
1 |
||
Итого |
34 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва. Издательский цент «Вентана – Граф». 2014
Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). Е.В. Языканова. Москва. Экзамен.
Нестандартные задачи по математике. Т.П. Быкова. Москва. Экзамен.
Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. РОСТ. 2011г.
Олимпиадные задания. Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Учитель. 2011г.
Развиваем способности детей. Н.К. Винокурова Росмэн-Пресс. 2013г. 1.
6. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
7. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы.
8. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
9. Занимательные задачи для маленьких.
10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова.