Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Материал опубликовала
Адамова Нарема Семедовна1274
Россия, Дагестан респ., Дербент
Материал размещён в группе «Я - учитель начальных классов!»
2

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Занимательная математика»

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с ФГОС

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь курс «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Общая характеристика программы.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Факультатив «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.  Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми  (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний,

соревнований между командами.

Место программы в учебном плане. Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю.

Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на детей 9-10 лет.

Сроки реализации программы: 2017-2018 уч.г.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

— формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

— освоение эвристических приёмов рассуждений;

— формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

—формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:

·        усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

·        помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

·        формировать творческое мышление;

·        способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной  деятельности «Занимательная математика»

Личностные результаты:

·        - развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

·        - развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

·        - воспитание чувства справедливости, ответственности;

·        - развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия»

·        Предметные результаты отражены в содержании программы.

Универсальные учебные действия:

- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы выполнения конкретного задания;

Применять изученные способы учебной работы и приемы вычислений для работы с числовыми головоломками;

- анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

занятия-конкурсы на повторение практических умений,

занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

активность,

аккуратность,

творческий подход к знаниям,

степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

собеседования (индивидуальное и групповое),

опросников,

тестирования,

проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной,

при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.


 

Содержание курса

Курс рассчитан на 34 часа в год с проведением занятий два раза в неделю продолжительностью 35 минут.

Введение (1 ч.)

Знакомство с курсом «Занимательная математика». Беседа «Математика—царица наук».

Математические действия (8ч.)

Числа от 1 до 10000. Чтение, запись, последовательность. Задания с понятием «Разряд». Старинная русская нумерация. Обозначение цифр буквами. Запись чисел от 1 до 10, от 10 до 20.

Сложение и вычитание без перехода через разряд и с переходом через разряд в переделах 10000. Знакомство с формой записи вычислений столбиком. Взаимосвязь действий сложения и вычитания. «Обратное» действие.

Табличное умножение и деление чисел. Умножение и деление – взаимно-обратные действия. Интересные закономерности в умножении и делении. Признаки делимости. Умножение на пальцах. Умножение на счетах. Комбинаторные задачи, представление данных в виде таблицы.

Упорядочивание множеств. Составление и решение суперпримеров. Переместительный и сочетательный законы сложения и умножения.

Выражения со скобками. Порядок действий в выражениях со скобками в решении задач и примеров.

Внетабличное умножение и деление. Умножение на однозначное число в пределах 10000. Деление на однозначное число в пределах 1000 (простые случаи). Деление с остатком и его особенности. Алгоритмы письменного умножения и деления.

Геометрическая мозаика (8.)

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Поиск симметричных фигур.

Пространственные представления. Вычерчивание линий и фигур с помощью линейки.

Конструирование фигур на плоскости. Размещение фигур в соответствии с заданием. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление фигур по собственному замыслу.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Форма организации обучения— конструирование.

Моделирование объемных геометрических фигур из различных материалов.

Танграм: древняя китайская головоломка.

Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Кубики», «Строитель», «Монтажник» и др. из эл.учебного пособия «Математика и конструирование»

Измерение величин. (8ч.)

Единицы измерения длины. Соотношения между единицами длины: сантиметр и миллиметр, метр и дециметр. Измерение длин предметов. Сравнение длин предметов. Старинные русские меры длины («пядь», «локоть», «простая сажень», «маховая сажень», «косая сажень», «верста».). Решение задач с данными величинами.

Единица измерения времени: минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Определение время по часам. Выставление время на часах.  Задачи  на нахождение продолжительности событий, соотнесение времени событий с временем суток. Из истории часов. «Живые часы». Календари и их виды.

Единица измерения площади: см2.  Вычисление площади фигур. Вычисление площади прямоугольника  с помощью умножения.

Масса. Старинные единицы массы («пуд», «фунт»). Метрические соотношения между ними.

Единицы измерения объема: см3, дм3, м3. Вычисление объема прямоугольного параллепипеда (без термина).

Мир занимательных задач (8 ч.)

Задачи на увеличение/уменьшение в несколько раз, на разностное сравнение, деление на части и по содержанию, определение длины пути, времени и скорости движения, определение цены и стоимости.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Алгоритм решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданный вопрос.

Логические задачи. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуации, описанных в задачи.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Знакомство с компьютерными математическими играми.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения  задачи. Выбор наиболее эффективного способа решения.

Итоговое занятие (1 ч.)

В результате обучения по данной программе ученик научится:

- Работать с разными источниками информации;

- Пользоваться изученной терминологией;

- Выполнять инструкции при решении учебных задач;

- Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу;

- Сравнивать, анализировать полученную информацию;

- Рассуждать, строить догадки, выражать свои мысли;

- Составлять простейшие ребусы, кроссворды;

- Работать в группе, в паре;

- Определять последовательность осуществления логических операций.

Календарно - тематическое планирование

п/п

Тема занятия

Количество часов

По

плану

По факту

1

Вводное занятие. «Математика – царица наук».

1

   

2

Конкурс эрудитов «Звездный час».

1

   

3

Экскурсия в компьютерный класс.

1

   

4

Компьютерные математические игры.

1

   

5

Числа – великаны и действия с ними.

2

   

6

Изучаем с интересом таблицу умножения.

2

   

7

Решение задач с помощью умножения.

1

   

8

Путешествия в Страну Геометрию. Прятки с фигурами.

1

   

9

Геометрические фигуры на плоскости.

1

   

10

Танграмм: древняя китайская головоломка. Конструирование многоугольников из деталей танграмма.

1

   

11

Путешествие по Стране Геометрии. Какие бывают треугольники.

1

   

12

Квадрат. Магичес -кие квадраты и их тайны.

1

   

13

Симметрия фигур.

1

   

14

Виды симметрии. «Зеркальная симметрия» «Переносная симметрия» «Поворотная симметрия».

1

   

15

Проект «Симметрия нашей жизни».

1

   

16

Познавательная игра «Семь верст…». Игра «Узнай свой рост».

1

   

17

Старинные русские меры длины.

1

   

18

Вычисление площади фигур.

1

   

19

Старинные единицы веса.

1

   

20

Определяем время по часам. Измеряем время

1

   

21

Из истории часов. «Живые часы»

1

   

22

Итоговое занятие – «Гонка за лидером: меры в пословицах.

1

   

23

Это интересно. Старинная русская нумерация.

1

   

24

Числовые выражения со скобками.

1

   

25

Решение задач. Задачи – смекалки.

1

   

26

Математические горки.

1

   

27

Решаем задачи на клетчатой бумаге.

1

   

28

Решение задач повышенной трудности. Секреты задач.

1

   

29

Числа – великаны и действия с ними.

1

   

30

Умножаем на однозначное число. Делим на однозначное число.

1

   

31

Школьный тур олимпиады. Международная игра «Кенгуру»

1

   

32

Газета любознательных.      Путешествие по стране Точечных наук.

1

   

Итого

 

34

   

Перечень учебно-методического обеспечения

Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва. Издательский цент «Вентана – Граф». 2014

Развивающие задания (тесты, игры, упражнения). Е.В. Языканова. Москва. Экзамен. 

Нестандартные задачи по математике. Т.П. Быкова. Москва. Экзамен. 

Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочая тетрадь. РОСТ. 2011г.

Олимпиадные задания. Математика, русский язык, литературное чтение, окружающий мир. Учитель. 2011г.

Развиваем способности детей. Н.К. Винокурова Росмэн-Пресс. 2013г. 1.            

6. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996

7.                Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. 

8.                Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002

        9.    Занимательные задачи для маленьких. 

10. Математика. Внеклассные занятия в начальной школе. Г.Т.Дьячкова.

Опубликовано в группе «Я - учитель начальных классов!»


Поблагодарить автора 2 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.