Программа кружка по математике «Занимательная математика»
КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА ТАРАЗ
Программа кружка по математике
Класс:3 «Г»
Составители: Раимбердиева Г Е
Пояснительная записка
Математика подобно мифотворчеству, литературе или
музыке — это одна из наиболее присущих человеку областей
его творческой деятельности, в которой проявляется его
человеческая сущность, стремление к интеллектуальной сфере
жизни, являющейся одним из направлений мировой гармонии.
Герман Вейль
Программа в количестве 34 часов (один час в неделю) развивающего курса математики выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка.
Актуальность работы определяется рядом факторов
практического характера:
ориентирование на исследовательскую,
творческую самореализацию ученика,
на общение учителя и ученика.
Занятия проводятся в интересной и доступной форме и представляют особый интерес для развития ребенка младшего школьного возраста. На каждом занятии ученик знакомится с одним из мировых имен в области математики, рассматриваются ситуации, связанные с историческими событиями и открытиями великих учёных.
Цель развивающего курса:
методикопсихологические обоснования психических механизмов,
лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: воображения, внимания, памяти (природной и культурной). Именно эти качества являются основой успешной учебной деятельности ребенка.
Задачи развивающего курса:
определить объем знаний и умений, качество и степень их обобщенности учащихся;
развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать и т. п.;
учить приемам исследовательской и творческой деятельности.
На занятиях рассматриваются следующие основные вопросы: таблица умножения, внетабличное умножение и деление чисел в пределах 100, нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное. Параллельно с развитием числовой линии продолжается развитие геометрической, логической, функциональной, алгоритмической и комбинаторной линий. Курс в целом ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности, Цель развития детей реализуется посредством практического внедрения результатов психолого-педагогических исследований и методических материалов, разработанных на их основе (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Я.Виленкин и др.) Структура введения нового знания:
постановка учебной задачи; “открытие” детьми нового знания; первичное закрепление с проговариванием в громкой речи; обучающая самостоятельная работа с проверкой в классе; решение задач на повторение материала, изученного ранее.
Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения — вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы с детьми.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Практически в каждое занятие должны включаться интенсивные упражнения на отработку вычислительных навыков. Вычислительным упражнениям целесообразно придавать развивающий характер, подбирая числа-ответы так, чтобы полученные ряды дети могли анализировать, классифицировать, выявлять в них закономерности. Это поможет не только закреплять навыки счета, но и вести подготовку детей к работе деятельностным методом.
Тематическое содержание кружка
Количество часов в неделю- 1 час Всего- 34 часа Класс- 3
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Межпредметная связь |
|
1. |
1 Практическая значимость математики. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. |
1 |
|
Познание мира |
|
2. |
2. Старинные системы записи чисел. Решение круговых примеров с трёхзначными числами. |
1 |
История Древнего мира |
||
3. |
3.Иероглифы. Решение примеров на умножение и деление. |
1 |
|||
4 |
Римские цифры. Решение примеров на порядок действий. |
1 |
История Древнего мира |
||
5 |
5.Алфавитные системы. Умножение и деление чисел. |
1 |
|||
6. |
6.Из истории цифр. Решение задач.. |
1 |
История Древнего мира |
. |
|
7. |
7. Математика Древнего Востока. Таблица умножения. |
1 |
|||
8. |
8.Математика Древнего Китая. Измерение площади фигур. |
1 |
|||
9. |
9. Арифметика в Китае. Решение составных задач. |
1 |
|||
10. |
10. Античная математика. Решение нестандартных задач. |
1 |
|||
11. |
11.Математики Греции. Работа над умножением и делением. |
1 |
|||
12. |
12. Школа Пифагора. Деление с остатком. |
1 |
|||
13. |
13. Фалес. Любимый вопрос греков. Решение задач на умножение и деление. |
1 |
|||
14. |
14. Как люди научились считать. Решение геометрических задач. |
1 |
|||
15. |
15. Бесконечный ряд загадок. Решение составных задач. |
1 |
|||
16. |
16. Архимед. Решение составных задач. |
1 |
|||
17. |
17. Исторический счёт. Решение составных задач |
1 |
|||
18. |
18. Арифметика Диофанта. Нетиповые задачи. |
1 |
|||
19. |
19. Средневековая Индия. Квадрат и куб числа. |
1 |
|||
20 |
20.Индийский счёт. Объём куба. |
1 |
|||
21. |
21.Четыре действия умножения и деления. |
1 |
|||
22. |
22.Аль-Хорезми об индийском счёте. Внетабличное умножение и деление. |
1 |
|||
23. |
23. Умножение. Решение сложных уравнений. |
1 |
|||
24. |
24.Деление. |
1 |
|||
25. |
25. Умножение и деление. |
1 |
|||
26. |
26.Делится или не делится. |
1 |
|||
27 |
27.Письменное умножение и деление. |
1 |
|||
28 |
28. Устное и письменное умножение и деление. |
1 |
|||
29 |
29.Деление с остатком. |
1 |
|||
30 |
30.Решение уравнений |
1 |
|||
31 |
31.Решение нетиповых задач. |
1 |
|||
32 |
32.Сложные уравнения. |
1 |
|||
33 |
33.Интеллектуальный марафон. |
1 |
|||
34 |
34.Интеллектуальный марафон. |
1 |
Тематическое планирование кружка
№ |
Тема урока |
Цель урока |
Содержание |
||||||
1 неделя |
|||||||||
1. |
Практическая значимость математики. Сложение и вычитание многозначных чисел. |
Показать практическую значимость математики; познакомить с её историей; учить мыслить, слушать, запоминать |
Что дала людям математика? За чем её изучать? Когда родилась и что явилось причиной её возникновения. Упражнения, задания, задачи. |
||||||
2 неделя |
|||||||||
2. |
Старинные системы записи чисел. Решение круговых примеров с многозначными числами. |
Расширить познания об истории математики; развивать внимание, память, воображение, логику мышления. |
Когда появилась единичная система счисления. Задачи. |
||||||
3 неделя |
|||||||||
3. |
Иероглифы. Решение примеров на умножение и деление. |
Познакомить с иероглифической системой египтян; учить логически мыслить, управлять своим мышлением |
Что вы знаете о иероглифической системе древних египтян. Откуда мы узнали о тайне древнеегипетского счета? |
||||||
4 неделя |
|||||||||
4. |
Римские цифры. Решение примеров на порядок действий. |
Учить решать занимательные задачи, рассуждать, развивать мышление |
Иероглифы, символы чисел. Задачи логического и занимательного характера |
||||||
5 неделя |
|||||||||
5. |
5.Алфавитные системы. Умножение и деление чисел. Из истории цифр. Решение задач. |
Познакомить с римскими цифрами. Научить их читать. Учить решать задачи логического характера, делать анализ и синтез задач |
Как записываются римские цифры |
||||||
6 неделя |
|||||||||
6. |
Математика Древнего Востока. Таблица умножения. |
Познакомить с другими иероглифическими системами. Развивать память, мышление, умение решать логические задачи |
Запись чисел в десятичной системе. Упражнения, задания, задачи |
||||||
7 неделя |
|||||||||
7. |
Математика Древнего Китая. Измерение площади фигур. |
Познакомить с алфавитными системами. Развивать память, мышление, умение анализировать, логически мыслить |
Алфавитная система. Геометрический материал |
||||||
8 неделя |
|||||||||
8 |
Арифметика в Китае. Решение составных задач. |
Познакомить с развитием математики в Китае; развивать пространственное мышление; воспитывать математическую любознательность. Познакомить с историей цифр. Развивать пространственное мышление; математическую любознательность |
Математические тексты древнего Китая |
||||||
9 неделя |
|||||||||
9. |
Античная математика. Решение нестандартных задач. |
Познакомить с развитием математики древних цивилизации. Познакомить с античной математикой; учить детей рассуждать; развивать математическое мышление. |
Начертания цифр. Закономерности Культурная революция греков |
||||||
10 неделя |
|||||||||
10. |
Математики Греции. Работа над умножением и делением. Школа Пифагора. Деление с остатком. |
Познакомить с одним из первых греков, кто убедительно научился отвечать на трудные вопросы; развивать у детей математическое мышление; учить мыслить последовательно, доказательно. Познакомить с Пифагором и его школой; развивать математическую любознательность и инициативу, умение рассуждать |
Доказательство признака равенства треугольников. Пифагор и его деятельность в союзе |
||||||
11 неделя |
|||||||||
11. |
Фалес. Любимый вопрос греков. Решение задач на умножение и деление. |
Познакомить с историей зарождалась математики, учить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения |
Развитие математики. Геометрия Лобачевского |
||||||
12 неделя |
|||||||||
12. |
Как люди научились считать. Решение геометрических задач. |
Познакомить с историей счета. Воспитывать гибкость математического мышления, умение рассуждать |
Как люди учились считать |
||||||
13 неделя |
|||||||||
13. |
Бесконечный ряд загадок. Решение составных задач. |
Познакомить с историей натурального числа; развивать творчество и инициативу детей; развивать процесс математического мышления |
Кто назовет самое большое число. Упражнения, загадки, задачи |
||||||
14 неделя |
|||||||||
14 |
Архимед. Решение составных задач. |
Познакомить с открытиями гениального ученого; воспитывать познавательный интерес к математике | |
Архимед - самый гениальный ученый Древней Греции |
||||||
15 неделя |
|||||||||
15. |
Исторический счёт. Решение составных задач Арифметика Диофанта. |
Познакомить с «арифметикой» Диофанта; развивать математическое мышление |
«Арифметика». Трактат о многоугольных числах |
||||||
16 неделя |
|||||||||
16. |
Нетиповые задачи. |
Продолжить знакомство с «Арифметикой» Диофанта; учить детей размышлять; воспитывать гибкость математического мышления |
«Арифметика» -это сборник задач. Уравнения первой и ВТОРОЙ степени |
||||||
17 неделя |
|||||||||
17. |
Средневековая Индия. Квадрат и куб числа. |
Познакомить с возникновением математики в средневековой Индии; развивать инициативу и наблюдательность, умение решать арифметические задачи разных видов |
«Шульба сутра», «Правила веревки», Разминка. Упражнения, задачи, задания |
||||||
18 неделя |
|||||||||
18. |
Индийский счёт. Объём куба. |
Познакомить с индийским счетом; воспитывать гибкость математического мышления; развивать умение рассуждать |
Арифметические правила индийцев. Разминка |
||||||
19 неделя |
|||||||||
19. |
Четыре действия умножения и деления. |
Познакомить с абаком; учить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку знания. |
Вычислительные приборы. Современные вычислительные приборы |
||||||
20 неделя |
|||||||||
20. |
Аль-Хорезми об индийском счёте. Внетабличное умножение и деление. |
Познакомить с индийским счетом; учить детей рассуждать, мыслить последовательно, доказательно |
Ученый Аль-Хорезми |
||||||
21 неделя |
|||||||||
21. |
Умножение. Решение сложных уравнений. |
Познакомить с действием умножения в средние века; учить детей мыслить логически; возбуждать математическую любознательность и инициативу |
«Маленький замок». «Русский крестьянский способ умножения» |
||||||
22 неделя |
|||||||||
22. |
Деление. |
Познакомить с историей возникновения методов деления; учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Способы деления монаха-математика Герберта. Упражнения, задачи, задания |
||||||
23 неделя |
|||||||||
23. |
Умножение и деление.
|
Познакомить с признаками делимости на 2, 4, 5, 8; развивать математическую инициативу и любознательность |
Признаки делимости |
||||||
24 неделя |
|||||||||
24. |
Делится или не делится. |
Проверить знания, |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
||||||
25 неделя |
|||||||||
25. |
Письменное умножение и деление. |
Проверить знания, |
Признаки делимости |
||||||
26 неделя |
|||||||||
26. |
Устное и письменное умножение и деление |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Признаки делимости |
31.Деление с остатком. 32. Решение нетиповых задач |
33Решение уравнений |
||||
27 неделя |
|||||||||
27. |
Деление с остатком. Решение нетиповых задач |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Признаки делимости |
||||||
28 неделя |
|||||||||
28. |
Решение уравнений |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
||||||
29 неделя |
|||||||||
29. |
Решение нетиповых задач. |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
||||||
30 неделя |
|||||||||
30. |
30.Сложные уравнения. |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
||||||
31 неделя |
|||||||||
31. |
31.Интеллектуальный марафон. |
Проверить знания, |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
||||||
32 неделя |
|||||||||
32. |
Интеллектуальный марафон |
Проверить знания, |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? |
||||||
33-34 неделя |
|||||||||
33-34 |
Олимпиадные задания. Интеллектуальные игры. |
Проверить знания, |
Знаете ли вы? |
Учащиеся 3 класса должны знать:
свойства умножения (переместительное, сочетательное и распределительное);
знаки и термины, связанные с умножением и делением;
таблицу умножения однозначных чисел;
названия величин (площади и объёма и единиц их измерения – квадратный сантиметр, кубический сантиметр);
- порядок выполнения арифметических действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;
- названия математических величин.
Учащиеся должны уметь:
сравнивать числа и величины;
выполнять устно деление, используя таблицу умножения;
выполнять устно вычисления, используя свойства единицы и нуля;
устно вычислять квадрат и куб однозначных чисел и числа10;
выполнять устно умножение и деление двузначных чисел на однозначное число;
выполнять устно умножение и деление с числами, приводимыми к действиям в табличных случаях;
выполнять устно действия деления двузначных чисел на двузначное способом подбора;
выполнять деление двузначных чисел на однозначное число с остатком;
выполнять письменно умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число;
вычислять доли числа и величины;
- решать составные задачи (2-3 действия), являющиеся қомбинацией простых задач;
- распознавать геометрические фигуры: точку, отрезок, угол, треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоуголь ник (квадрат), пятиугольник, шестиугольник, луч, прямую, ломаную, кривую.
Список литературы
Для учителя
Учебно-методический комплекс:
Г.Т.Дьячкова. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград, «Учитель», 2007
Для учеников
Петерсон Л. Г. – Математика 1,2,3 для 2-3 класса. Москва: Издательство «Ювента», 2011.
1 ………………..Титульный лист
2-3 …………….. Пояснительная записка
4-5……………... Тематическое содержание кружка
6-13…………….Тематическое планирование
14……………… Ожидаемый результат
15……………… Список литературы