12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Раимбердиева Гульмира Ергешовна718
Казахстан, Жамбылская область, г Тараз

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА ТАРАЗ

Программа кружка по математике


 

Класс:3 «Г»

Составители: Раимбердиева Г Е

 

Пояснительная записка

Математика подобно мифотворчеству, литературе или

музыке — это одна из наиболее присущих человеку областей

его творческой деятельности, в которой проявляется его

человеческая сущность, стремление к интеллектуальной сфере

жизни, являющейся одним из направлений мировой гармонии.
Герман Вейль
Программа в количестве 34 часов (один час в неделю) развивающего курса математики выражает целевую направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения, памяти и мышления ребенка.

Актуальность работы определяется рядом факторов
практического характера:

ориентирование на исследовательскую,

творческую самореализацию ученика,

на общение учителя и ученика.

Занятия проводятся в интересной и доступной форме и представляют особый интерес для развития ребенка младшего школьного возраста. На каждом занятии ученик знакомится с одним из мировых имен в области математики, рассматриваются ситуации, связанные с историческими событиями и открытиями великих учёных.

Цель развивающего курса:

методикопсихологические обоснования психических механизмов,

лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: воображения, внимания, памяти (природной и культурной). Именно эти качества являются основой успешной учебной деятельности ребенка.

Задачи развивающего курса:

определить объем знаний и умений, качество и степень их обобщенности учащихся;

развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать и т. п.;

учить приемам исследовательской и творческой деятельности.

 

На занятиях рассматриваются следующие основные вопросы: таблица умножения, внетабличное умножение и деление чисел в пределах 100, нумерация, сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на однозначное. Параллельно с развитием числовой линии продолжается развитие геометрической, логической, функциональной, алгоритмической и комбинаторной линий. Курс в целом ориентирован на личностное развитие ребенка, поэтому знания в нем рассматриваются не как самоцель, а как средство развития мышления детей, их чувств и эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности, Цель развития детей реализуется посредством практического внедрения результатов психолого-педагогических исследований и методических материалов, разработанных на их основе (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Я.Виленкин и др.) Структура введения нового знания:

постановка учебной задачи; “открытие” детьми нового знания; первичное закрепление с проговариванием в громкой речи; обучающая самостоятельная работа с проверкой в классе; решение задач на повторение материала, изученного ранее.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировались вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения — вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы с детьми.
Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей.
Практически в каждое занятие должны включаться интенсивные упражнения на отработку вычислительных навыков. Вычислительным упражнениям целесообразно придавать развивающий характер, подбирая числа-ответы так, чтобы полученные ряды дети могли анализировать, классифицировать, выявлять в них закономерности. Это поможет не только закреплять навыки счета, но и вести подготовку детей к работе деятельностным методом.


 


Тематическое содержание кружка

Количество часов в неделю- 1 час Всего- 34 часа Класс- 3

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Межпредметная связь

1.

1 Практическая значимость математики. Сложение и вычитание трёхзначных чисел.

1

 

Познание мира

2.

2. Старинные системы записи чисел. Решение круговых примеров с трёхзначными числами.

1

 

История Древнего мира

3.

3.Иероглифы. Решение примеров на умножение и деление.

1

   

4

Римские цифры. Решение примеров на порядок действий.

1

 

История Древнего мира

5

5.Алфавитные системы. Умножение и деление чисел.

1

   

6.

6.Из истории цифр. Решение задач..

1

 

История Древнего мира

.

7.

7. Математика Древнего Востока. Таблица умножения.

1

   

8.

8.Математика Древнего Китая. Измерение площади фигур.

1

   

9.

9. Арифметика в Китае. Решение составных задач.

1

   

10.

10. Античная математика. Решение нестандартных задач.

1

   

11.

11.Математики Греции. Работа над умножением и делением.

1

   

12.

12. Школа Пифагора.

Деление с остатком.

1

   

13.

13. Фалес. Любимый вопрос греков. Решение задач на умножение и деление.

1

   

14.

14. Как люди научились считать.

Решение геометрических задач.

1

   

15.

15. Бесконечный ряд загадок.

Решение составных задач.

1

   

16.

16. Архимед.

Решение составных задач.

1

   

17.

17. Исторический счёт.

Решение составных задач

1

   

18.

18. Арифметика Диофанта.

Нетиповые задачи.

1

   

19.

19. Средневековая Индия. Квадрат и куб числа.

1

   

20

20.Индийский счёт. Объём куба.

1

   

21.

21.Четыре действия умножения и деления.

1

   

22.

22.Аль-Хорезми об индийском счёте. Внетабличное умножение и деление.

1

   

23.

23. Умножение.

Решение сложных уравнений.

1

   

24.

24.Деление.

1

   

25.

25. Умножение и деление.

1

   

26.

26.Делится или не делится.

1

   

27

27.Письменное умножение и деление.

1

   

28

28. Устное и письменное умножение и деление.

1

   

29

29.Деление с остатком.

1

   

30

30.Решение уравнений

1

   

31

31.Решение нетиповых задач.

1

   

32

32.Сложные уравнения.

1

   

33

33.Интеллектуальный марафон.

1

   

34

34.Интеллектуальный марафон.

1

   

 

Тематическое планирование кружка

Тема урока

Цель урока

Содержание

 

1 неделя

1.

Практическая значимость математики. Сложение и вычитание многозначных чисел.

Показать практиче­скую значимость ма­тематики; познако­мить с её историей; учить мыслить, слу­шать, запоминать

Что дала людям

математика? За

чем её изучать?

Когда родилась и что явилось причиной её возникновения. Упражнения, задания, задачи.

 

2 неделя

   

2.

Старинные системы записи чисел. Решение круговых примеров с многозначными числами.

Расширить познания об истории математики; развивать внимание, память, воображение, логику мышления.

Когда появилась единичная система счисления. Задачи.

 

3 неделя

   

3.

Иероглифы. Решение примеров на умножение и деление.

Познакомить с иерог­лифической системой египтян; учить логи­чески мыслить, управлять своим мышлением

Что вы знаете о иероглифической системе древних египтян. Откуда мы узнали о тайне древнеегипетского счета?

 

4 неделя

   

4.

Римские цифры. Решение примеров на порядок действий.

Учить решать занимательные зада­чи, рассуждать, раз­вивать мышление

Иероглифы, сим­волы чисел. Зада­чи логического и занимательного характера

 

5 неделя

   

5.

5.Алфавитные системы. Умножение и деление чисел.

Из истории цифр.

Решение задач.

Познакомить с рим­скими цифрами. Нау­чить их читать. Учить решать задачи логи­ческого характера, делать анализ и син­тез задач

Как записываются римские цифры

 

6 неделя

   

6.

Математика Древнего Востока. Таблица умножения.

Познакомить с дру­гими иероглифиче­скими системами. Развивать память, мышление, умение решать логические задачи

Запись чисел в десятичной системе. Упражнения, задания, задачи

 

7 неделя

   

7.

Математика Древнего Китая. Измерение площади фигур.

Познакомить с алфа­витными системами. Развивать память, мышление, умение анализировать, логи­чески мыслить

Алфавитная сис­тема. Геометриче­ский материал

 

8 неделя

   

8

Арифметика в Китае. Решение составных задач.

Познакомить с развитием математики в Китае; развивать пространственное мышление; воспитывать математическую любознательность. Познакомить с исто­рией цифр. Развивать пространственное мышление; математическую любознательность

Математические тексты древнего Китая

 

9 неделя

   

9.

Античная математика. Решение нестандартных задач.

Познакомить с разви­тием математики древних цивилиза­ции. Познакомить с ан­тичной математикой; учить детей рассуж­дать; развивать мате­матическое мышле­ние.

Начертания цифр. Закономерности Культурная рево­люция греков

 

10 неделя

   

10.

Математики Греции. Работа над умножением и делением.

Школа Пифагора.

Деление с остатком.

Познакомить с одним из первых греков, кто убедительно научился отвечать на трудные вопросы; развивать у детей математическое мышление; учить мыслить последова­тельно, доказательно. Познакомить с Пифа­гором и его школой; развивать математи­ческую любознатель­ность и инициативу, умение рассуждать

Дока­зательство при­знака равенства треугольников. Пифагор и его деятельность в союзе

 

11 неделя

   

11.

Фалес. Любимый вопрос греков. Решение задач на умножение и деление.

Познакомить с исто­рией зарождалась математики, учить детей рассуждать, доказывать, отстаи­вать свою точку зре­ния

Развитие матема­тики. Геометрия Лобачевского

 

12 неделя

   

12.

Как люди научились считать.

Решение геометрических задач.

Познакомить с исто­рией счета. Воспиты­вать гибкость мате­матического мышле­ния, умение рассуждать

Как люди учились считать

 

13 неделя

   

13.

Бесконечный ряд загадок.

Решение составных задач.

Познакомить с исто­рией натурального числа; развивать творчество и инициа­тиву детей; развивать процесс математиче­ского мышления

Кто назовет самое большое число. Упражнения, за­гадки, задачи

 

14 неделя

   

14

Архимед.

Решение составных задач.

Познакомить с от­крытиями гениально­го ученого; воспиты­вать познавательный интерес к математике |

Архимед - самый гениальный уче­ный Древней Гре­ции

 

15 неделя

   

15.

Исторический счёт.

Решение составных задач

Арифметика Диофанта.

Познакомить с «арифметикой» Диофанта; развивать математическое мышление

«Арифметика». Трактат о много­угольных числах

 

16 неделя

   

16.

Нетиповые задачи.

Продолжить знаком­ство с «Арифмети­кой» Диофанта; учить детей размышлять; воспитывать гибкость математического мышления

«Арифметика» -это сборник задач. Уравнения первой и ВТОРОЙ степени

 

17 неделя

   

17.

Средневековая Индия. Квадрат и куб числа.

Познакомить с воз­никновением матема­тики в средневековой Индии; развивать инициативу и наблю­дательность, умение решать

арифметические за­дачи разных видов

«Шульба сутра», «Правила верев­ки», Разминка. Упражнения, за­дачи, задания

 

18 неделя

   

18.

Индийский счёт. Объём куба.

Познакомить с ин­дийским счетом; вос­питывать гибкость математического мышления; развивать умение рассуждать

Арифметические правила индийцев. Разминка

 

19 неделя

   

19.

Четыре действия умножения и деления.

Познакомить с аба­ком; учить детей рас­суждать, доказывать, отстаивать свою точ­ку знания.

Вычислительные приборы. Совре­менные вычисли­тельные приборы

 

20 неделя

   

20.

Аль-Хорезми об индийском счёте. Внетабличное умножение и деление.

Познакомить с ин­дийским счетом; учить детей рассуж­дать, мыслить после­довательно, доказа­тельно

Ученый Аль-Хорезми

 

21 неделя

   

21.

Умножение.

Решение сложных уравнений.

Познакомить с дейст­вием умножения в средние века; учить детей мыслить логически; возбуждать математическую любознательность и инициативу

«Маленький за­мок». «Русский крестьянский спо­соб умножения»

 

22 неделя

   

22.

Деление.

Познакомить с исто­рией возникновения методов деления; учить мыслить последовательно, до­казательно; отстаи­вать свою точку зре­ния

Способы деления монаха-математика Гер­берта. Упражне­ния, задачи, зада­ния

 

23 неделя

   

23.

Умножение и деление.

 

Познакомить с при­знаками делимости на 2, 4, 5, 8; развивать математическую ини­циативу и любозна­тельность

Признаки делимо­сти

 

24 неделя

   

24.

Делится или не делится.

Проверить знания,
умения, навыки де­тей, умение рассуж­дать, мыслить, прояв­лять математическую
инициативу

Знаете ли вы? Во­ображаете ли вы? «Разминочка»

 

25 неделя

   

25.

Письменное умножение и деление.

Проверить знания,
умения, навыки де­тей, умение рассуж­дать, мыслить, прояв­лять математическую
инициативу

Признаки делимо­сти

 

26 неделя

   

26.

Устное и письменное умножение и деление

Учить мыслить последовательно, до­казательно; отстаи­вать свою точку зре­ния

Признаки делимо­сти

 

31.Деление с остатком.

32. Решение нетиповых задач

33Решение уравнений

 

27 неделя

   

27.

Деление с остатком. Решение нетиповых задач

Учить мыслить последовательно, до­казательно; отстаи­вать свою точку зре­ния

Признаки делимо­сти

 

28 неделя

   

28.

Решение уравнений

Учить мыслить последовательно, до­казательно; отстаи­вать свою точку зре­ния

Знаете ли вы? Во­ображаете ли вы? «Разминочка»

 

29 неделя

   

29.

Решение нетиповых задач.

Учить мыслить последовательно, до­казательно; отстаи­вать свою точку зре­ния

Знаете ли вы? Во­ображаете ли вы? «Разминочка»

 

30 неделя

   

30.

30.Сложные уравнения.

Учить мыслить последовательно, до­казательно; отстаи­вать свою точку зре­ния

Знаете ли вы? Во­ображаете ли вы? «Разминочка»

 

31 неделя

   

31.

31.Интеллектуальный марафон.

Проверить знания,
умения, навыки де­тей, умение рассуж­дать, мыслить, прояв­лять математическую
инициативу

Знаете ли вы? Во­ображаете ли вы? «Разминочка»

 

32 неделя

   

32.

Интеллектуальный марафон

Проверить знания,
умения, навыки де­тей, умение рассуж­дать, мыслить, прояв­лять математическую
инициативу

Знаете ли вы? Во­ображаете ли вы?

 

33-34 неделя

   

33-34

Олимпиадные задания.

Интеллектуальные игры.

Проверить знания,
умения, навыки де­тей, умение рассуж­дать, мыслить, прояв­лять математическую
инициативу

Знаете ли вы?


 


 

Учащиеся 3 класса должны знать:

свойства умножения (переместительное, сочетательное и распределительное);

знаки и термины, связанные с умножением и делением;

таблицу умножения однозначных чисел;

названия величин (площади и объёма и единиц их измерения – квадратный сантиметр, кубический сантиметр);

- порядок выполнения арифметических действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;

- названия математических величин.

 

Учащиеся должны уметь:

сравнивать числа и величины;

выполнять устно деление, используя таблицу умножения;

выполнять устно вычисления, используя свойства единицы и нуля;

устно вычислять квадрат и куб однозначных чисел и числа10;

выполнять устно умножение и деление двузначных чисел на однозначное число;

выполнять устно умножение и деление с числами, приводимыми к действиям в табличных случаях;

выполнять устно действия деления двузначных чисел на двузначное способом подбора;

выполнять деление двузначных чисел на однозначное число с остатком;

выполнять письменно умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число;

вычислять доли числа и величины;

- решать составные задачи (2-3 действия), являющиеся қомбинацией простых задач;

- распознавать геометрические фигуры: точку, отрезок, угол, треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоуголь ник (квадрат), пятиугольник, шестиугольник, луч, прямую, ломаную, кривую.

 

Список литературы

Для учителя

Учебно-методический комплекс:

Г.Т.Дьячкова. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград, «Учитель», 2007

Для учеников

Петерсон Л. Г. – Математика 1,2,3 для 2-3 класса. Москва: Издательство «Ювента», 2011.


 

Содержание

1 ………………..Титульный лист

2-3 …………….. Пояснительная записка

4-5……………... Тематическое содержание кружка

6-13…………….Тематическое планирование

14……………… Ожидаемый результат

15……………… Список литературы

 


 

Опубликовано в группе «программа «Перспективная начальная школа»»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.