Предварительный просмотр презентации

Урок литературы. Час мужества. Рассказы Е. И. Носова «Кукла» «Живое пламя»

Евгений Иванович Носов (15. 01. 1925 – 14. 06. 2002) Е. И. Носов — русский писатель, прозаик, автор повестей и рассказов, художник оформитель, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, Кавалер двух орденов Ленина, почётный гражданин Курска. Фронтовик, был наводчиком орудия, принял участие в операции «Багратион». Работал в журналах «Наш современник», «Роман-газета». Евгения Носова можно отнести к представителям «деревенской прозы» и к не менее значимой в литературе XX века «окопной правде».

Рассказ «Живое пламя» (1957 г.) Маки. Невероятно яркие цветы, притягивающие внимание. Их бутоны внезапно «вспыхивают» и также внезапно «затухают». Отвести от них взгляд сложно. Именно маки в произведении Евгения Носова ассоциируются с дыханием жизни. Смысл заглавия произведения «Живое пламя» заключается в том, что наша жизнь, несмотря на проблемы, горе, тревоги, наполнена радостью, счастьем, приятными моментами. Кажется, простая клумба с маками. Но она принесла много пользы и положительных эмоций женщине, которая потеряла самого близкого человека.

Произведение Е.И. Носова «Живое пламя» относится к жанру рассказа. Это эпический жанр небольшого объёма, повествующий об одном эпизоде, событии из жизни героя. Тематика и проблематика рассказа. Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению тех русских писателей XX века, которые пережили войну, перенесли все тяготы военного времени, поэтому тема подвига, мгновенно прожитой жизни для него особенно актуальна. В рассказе писателя «Живое пламя» повествуется о слишком быстром цветении маков и тех ассоциациях, которые возникли у главной героини произведения, тёти Оли, наблюдающей яркую, но непродолжительную жизнь маков. Именно через название произведения писатель передал свое отношение к изображаемому и обратил внимание читателя на ключевой эпизод рассказа. Жизнь цветка скоротечна: «Два дня буйно пламенели маки. А на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли». Такая короткая, но полная силы жизнь мака ассоциируется у тёти Оли с судьбой собственного сына Алексея, который «погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика». В основе названия рассказа необычная метафора, характеризующая не только цвет мака, красный, как огонь, но и очень быструю, как пламя, жизнь цветка. В названии заключён основной смысл рассказа Е.И. Носова, его философская глубина. Писатель как бы предлагает читателю задуматься над нравственной сущностью жизни, прожить ярко, не пугаться трудностей, преодолевать обстоятельства. Автор заставляет стремиться не к безликому существованию, а к жизни, полной глубокого смысла. Маки подобно пламени быстро вспыхивали и также быстро сгорали.

Жизнь Алексея была такой же короткой и неповторимой, как жизнь этих прекрасных цветов.

План пересказа произведения «Живое пламя» 1. Клумба тети Оли 2. Нелюбовь к макам 3. Тайный посев 4. Три мака в центре клумбы 5. Живое пламя 6. Сравнение с человеком 7. Вечный огонь Главная мысль рассказа "Живое пламя" Лучше короткая, но наполненная смыслом жизнь, чем долгое, но бесцельное существование. Жизнь без цели - пустая жизнь.

Рассказ «Кукла» (1959 г.) Автор затрагивает несколько проблем: взаимоотношения людей и окружающей среды; позиция человека касательно бытия, жизни; отношения людей; взгляд на тонкости воспитания потомков. Большое зло начинается с малого. Яркий пример психологизма в произведении представляет образ главного героя -Акимыча. Герой изображен обыкновенным служивым человеком. Писатель рассказывает об эпизоде, когда мужчина шел по дороге и увидел сломанную куклу. Игрушка валялась в грязной луже. Но это не обычная игрушка. Кукла – это олицетворение самого человека, потому что делается похожей на свой прототип – людей. Носов, таким образом, толкает читателей поразмышлять над жизнью: о чистых и откровенных моментах существования. Автор пишет об ужасном состоянии игрушки: сломанная, изуродованная, оскверненная, опаленная сигаретными окурками. Глаза у куклы были выдавлены, ноги, часть головы и волос отсутствовали. Герой видит куклу – чувство жалости охватывает Акимыча. Мужчина решает, что игрушку следует похоронить. Акимыч хоронит свою жуткую находку по человеческим традициям – в земле. Герой работал в школе, служил сторожем. Новый день приносил Акимычу новые картины ужасающего разложения. Кукла – чистый атрибут детства – иллюстрация коренной испорченности людей.

Под куклой писатель подразумевает живое существо. Главный герой видит в игрушке вовсе не вещь. Наоборот, кукла – это олицетворение чего-то родного. Акимыч тяжело воспринимает ужасы существования, беды, горечь человеческой жизни. Это удивительно, ведь герой побывал на войне, пережил боль, смерть товарищей, ему знакомы кровь и насилие. Смысл произведения. «Равнодушие- это молчаливое согласие на зло» Общество превратилось в безразличную к злу массу людей. Бывший военный плачет, увидев оскверненный образ детства – игрушку, над которой жестоко поиздевались люди. Изуродованная кукла – картина нравственного упадка – проходит мимо внимания учителей, родителей, но волнует и ужасает сторожа. Писатель призывает задуматься над жизнью, над образом современной жизни. Автор толкает человека переосмыслить свою равнодушную позицию по отношению к миру и социуму. Похороны игрушки символизируют похороны собственных грехов, которые автор надеется искупить. «…И вдруг он шумно вздохнул, будто вынырнул из какой-то глубины, и проговорил с болью: – Всего не закопать…»