Растения леса. Какие бывают растения (Окружающий мир во 2 классе)
Цель:
- Познакомить детей с названиями групп растений (деревья, кустарники, травы), с растениями, относящимися к той или иной группе.
Задачи:
- Развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы.
- Воспитывать культуру общения в группах, в парах.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
карточки с изображением растений,
карточки с названиями групп растений,
изображение существенных признаков каждой группы растений,
презентация.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
Самоопределение к деятельности Организационный момент |
Здравствуйте дети. |
Подготовка класса к работе. |
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: создание ситуации успеха, подвести детей к постановке новой учебной задачи. |
Именно так, с улыбкой , мы войдем в сказочное царство. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей…. Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас….может вы догадались, что это за царства? Это четыре царства живой природы.Просмотр слайда 1 «Царства живой природы» |
Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. |
В каком царстве мы окажемся, помогут понять загадки: Русская красавица (береза) Он красивой розе брат, Есть один такой цветок, (одуванчик) Я из крошки-бочки вылез, Только тронь – (крапива) Красненька матрешка (малина) Слайд 2 - Прочитайте еще раз отгадки и подумайте, каким одним словом можно все это назвать? /Растения/ |
Ставят цели, формулируют, уточняют тему урока.
|
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логическое – формулирование проблемы. |
|
Формулирование темы урока: |
В каком же царстве мы побываем? Что нам предстоит изучить? |
Тема урока отражается на слайде. |
|
Построение проекта, выхода из затруднения |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. - Вы быстро и правильно отгадали загаданные растения, теперь я попрошу вас получить задание для исследования Слайд3 Проводится проверка. Кто готов рассказать о растении по плану?(2-3 ученика со схожими растениями) Можно ли объединить их в одну группу? Как можно назвать эту группу растений? Кто еще исследовал растения этой группы?Назовите их. (аналогично с группой кустарники и травы) Слайд 4 (на доске схема дерева кустарника и таблички названия) Разместите иллюстрации растений по группам.Посовещайтесь, назовите отличительные признаки строения вашей группы растений- Проверка. 1 человек от группы отчитывается у доски Слайд 5 Далее следует разбор: - Почему береза и ель попали в одну группу? - У них есть один твердый, покрытый корой ствол. Это отличает их от остальных растений. - Как назовем эту группу растений? – Деревья. - Почему в одну группу попали крыжовник и малина? - У них есть несколько тонких стеблей – стволиков. Это их отличает от других групп растений. - Как назовем эту группу растений? – Кустарники. - Мы выделили еще одну группу растений – кустарники. Аналогично проводится работа с группой “травы”. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) |
Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Используется групповая форма работы. (Наглядное представление растений поможет детям в дальнейшем исследовании).
Дети должны попытаться выявить группы растений – деревья, кустарники, травы по их существенным признакам. /Если появились сомнительные варианты, откладываем их в сторону, их рассмотрим после вычленения существенных признаков каждой группы растений/. /Появляется схематическое изображение/ /Появляется карточка с названием данной группы/. Знания внешнего облика растений – деревьев должны помочь сориентироваться, что деревья бывают лиственные и хвойные. . /На данном этапе урока важно дать детям поработать самостоятельно, порассуждать, сделать выводы, сравнить свои предположения с другими мнениями/. /Дети еще раз подытоживают полученные знания, обобщают/. /Если имелись сомнительные варианты растений при работе в группах, рассматриваются их существенные признаки и растение заносится в определенную группу/. |
Релаксация Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент. |
Ветер дует нам в лицо,
Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вдохнём. Руки в стороны, вперёд, А потом наоборот. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И лучи детей согрели. Чудеса у нас на свете- Стали маленькими дети, А потом все дружно встали И большими разом стали.
|
|
|
Первичное закрепление. |
Закрепим полученные знания Поможет нам учебник.(деревья с.45-49, кустарники с.53-55, травы с.57, с.60-61
Проверка Слайд 6 - Проверим, как усвоили материал. Работать будем в рабочих тетрадях. С.16 №3 Взаимопроверка. - 1 ряд, У кого все верно? |
/С помощью учебника –достоверного источника, дети сверяют полученные самостоятельно, выводы, заключают, правы ли они были в своих предположениях/. /Задания даются дифференцировано/. Ребята в классе рассажены по рядам – по “силам”. /Работа осуществляется в парах/. /сомнительные варианты рассматриваются/ |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
Рефлексия деятельности (итог урока) |
Организует рефлексию: Слайд 7 -теперь я знаю(- На какие группы делятся все растения?) Теперь я умею(называть существенные признаки групп растений) Теперь я могу(различать растения) Если материал урока был для вас интересен и понятен покажите зеленую фишку Если материал урока в чем-то оказался не понятен для вас покажите желтую фишку Если материал урока оказался для вас трудным, не интересным покажите красную фишку |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Вопросы на слайде. |