Технологическая карта урока окружающего мира «Какие бывают растения»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/r1573469089.docx (Конспект урока)
Технологическая карта урока
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тема: Какие бывают растения.
Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации через реализацию системно-деятельностного подхода.
Планируемые результаты:
Личностные:
– представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям.
Предметные:
– научится сравнивать растения, делить их на группы, приводить примеры деревьев, кустарников, трав;
-находить нужную информацию в учебнике;
- соблюдать правила поведения в природе.
Метапредметные:
Регулятивные:- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий при помощи шкалы оценивания, предложенные учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
- находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий;
- использовать схемы-рисунки для выполнения заданий;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, схем;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
-классифицировать объекты по заданным критериям;
- сравнивать объекты по внешнему виду;
- строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.
Коммуникативные:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Дидактические средства урока: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, мультимедийное оборудование, доска, разноцветный мел.
№ п/п |
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. |
Организацион – ный момент |
Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу: Поприветствуем гостей, Улыбнемся веселей. Прозвенел уже звонок, Начинается урок! |
Проверяют готовность к уроку, повторяют за учителем слова |
2. |
Актуализация знаний |
– Внимательно посмотрите вокруг себя, в окно на улицу. Что нас окружает? – На какие две группы можно всё это разделить? – Что на картинках( ель, белка, девочка, холодильник, солнце, луна, гриб) относится к рукотворному миру? Я его убираю. Посмотри, мой милый друг, Поле, речка и трава, - На какие две группы можно разделить природу? Какая она бывает? – Разделите карточки с объектами природы на 2 группы в паре: ель, белка, девочка, солнце, луна, гриб. - Проверим: что отнесли к неживой природе, к живой природе? -Оцени свою работу (! – все правильно; + - 1-2 ошибки,- много ошибок) – Назовите признаки живой природы. |
Называют предметы вокруг себя. - Природа и рукотворный мир. - Холодильник -Природа. -Живая и неживая. Ученики работают в паре, раскладывают карточки на 2 группы Отвечают на вопрос и проверяют по образцу. Оценивают себя по заданным критериям на листе самооценки. -Дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают. |
3. |
Целепологание и мотивация |
– Отгадайте загадку: Дышит, растёт, А ходить не умеет. - Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? Прочитаем тему нашего урока. - Что уже знаете по теме? - Что бы еще хотели узнать? - А задачи на урок нам поставил Муравьишка: откройте учебник с.56 и прочитайте. |
-Растение. - О растениях. Читают тему урока. Отвечают на вопросы учителя По учебнику с.56 читают задачи урока |
4. |
Первичное усвоение материала |
- Растительный мир нашей планеты чрезвычайно богат, более 300 тысяч видов растений населяют Землю. Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части. Подземная часть образована корнями. Они закрепляют растения в почве и поглощают воду и минеральные соли. Надземная часть у растений очень разнообразна. – Ребята, у вас на партах рисунки растения. Вспомните, что общего у разных растений. Найдите на рисунке части растения, рядом со стрелками напишите название частей. Работаем в группе, работаем дружно, выслушиваем все ответы. - Проверим правильность выполнения. Оцените работу группы. (!, +, - )
– Растения очень разнообразны, но их всех можно разделить на 3 группы. В учебнике на с.56 по схеме в паре с соседом определи эти группы, выясните, чем они различаются, потом зарисуйте схемы в тетрадь с. 39 №1 |
Слушают рассказ учителя. Работая в группе, подписывают части растений. Называют части растений, проверяют работу по образцу. Оценивают результат своей работы и фиксируют на листе самооценки. В паре с соседом рассматривают схемы в учебнике, делят растения на группы, схемы зарисовывают в тетрадь. |
5. |
Осознание и осмысление учебной информации |
– Чем деревья отличаются от остальных растений? Приведи примеры деревьев – Назовите главные существенные признаки кустарников Приведи примеры кустарников. – Чем травы отличаются от других растений? Приведи примеры трав. – На какие группы мы разделили растения? – Если представить лес в виде лестницы, какие растения вы расположите на нижней ступеньке? А на следующих, поднимаясь вверх? Нарисуйте схематично на доске. Это ярусы леса. - Посмотрите какой разноцветный, осенний лес у нас получился! Оцените свою работу. (! + - ) - Самостоятельно выполните задание №3 в тетради на с.39 - Какие примеры привели? Оцените свою работу. (! + - ) |
- У деревьев есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви. Приводят примеры деревьев. -Кустарник имеет не один ствол, а много стволиков. Они разной толщины и высоты. Приводят примеры кустарников. - У трав мягкие стебли. Приводят примеры трав. -Травы, кустарники, деревья. Приводят примеры, рисуют на доске мелом схемы растений. Оценивают результат своей работы и фиксируют на листе самооценки Самостоятельно в тетради пишут названия деревьев, кустарников, трав. Называют свои примеры. Оценивают результат своей работы и фиксируют на листе самооценки. |
6. |
Первичное закрепление |
– Назовите растения, которые вы видите. Назовите их одним словом. -На какие две группы можно распределить эти деревья: берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа. – Чем отличаются хвойные деревья от лиственных? – Почему хвойные деревья круглый год зелёные? - Самое интересное дерево из хвойных – это лиственница. - Прочитайте о ней текст на карточке самостоятельно. - Какие интересные факты узнали? Что вас удивило? - Откройте учебник на с.58. Прочитаем рассказ «Красота растений» по цепочке. -О чем прочитали? Фотографии каких растений вы здесь увидели? - А какими растениями вы восторгаетесь? - Какую пользу приносят растения? – Зачем нам нужны растения? - Предположите, что было бы, если б на Земле исчезли все растения? - Какой вывод сделаем? - Участвуете ли вы в посадке растений, или уходе за ними? – Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких. В нашей стране она утверждена в1974году |
- Берёза, ель, сосна, лиственница, дуб, липа- это деревья. - Лиственные и хвойные. - У лиственных листья в виде пластинок, а у хвойных в виде хвоинок. - Хвоинки у хвойных деревьев опадают не все сразу, как у лиственных деревьев, а постепенно, в течение нескольких лет, поэтому хвойные деревья круглый год зеленые. Читают по карточке рассказ о лиственнице. Отвечают на вопросы. Читают по цепочке рассказ по учебнику. Отвечают на вопросы. - Кормят, лечат, одевают, дают много полезных вещей. Отвечают на вопросы. |
7. |
Информация о домашнем задании |
- Всем прочитать с56- 59, в тетради с. 20 №5; а желающим показать свой талант - №6 или подготовить фоторассказ о красоте растений. |
Записывают в дневник домашнее задание. |
8. |
Рефлексия |
- Проверим ваши знания: выполните тест на листочках – в каждом задании выберите один правильный ответ. 1.Деревья, кустарники, травы – это … А) группы растений Б) группы животных В) рукотворный мир 2.Сколько стволов у деревьев… А) один б) два В) много 3.Какое хвойное дерево сбрасывает хвоинки на зиму… А) сосна Б) ель В) лиственница 4. Листья лиственных деревьев в виде: А) стебля Б) хвоинок В) пластинок - Проверим по образцу. Оцените свою работу. (! + - ) |
Выбирают правильные ответы. Проверяют по образцу. Оценивают результат своей работы и фиксируют на листе самооценки. |
9. |
Подведение итогов |
– Подведем итог нашей работы: какая тема нашего урока? Выполнили ли задачи урока, поставленные Муравьишкой? - Что нового узнали? - Что показалось самым интересным? - Поднимите руки те, кто за урок набрал пять ! знаков? -Молодцы! Вам ставим за урок оценку «5». |
Отвечают на вопросы. Анализируют свои листы самооценки. |
Список использованной литературы:
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир» 2класс – М.:Просвещение,2012.
Рабочая тетрадь А.А Плешаков 2 класс - М.:Просвещение,2012.
Приложение.
1.Карточки с картинками (на этапе актуализация знаний):
2.Карточка с рисунком растения горох ( на этапе первичного усвоения материала):
3.Фотографии деревьев (на этапе первичного закрепления):
4.Лист самооценки(на протяжении всего урока).
Ф.И. ученика_____________
1.__2.__3.__4.__5.___
5. Лист с тестовой работой (на этапе рефлексии).
Ф.И.ученика__________
1.Деревья, кустарники, травы – это …
А) группы растений
Б) группы животных
В) рукотворный мир
2.Сколько стволов у деревьев?
А) много
Б) два
В) один
3.Какое хвойное дерево сбрасывает хвоинки на зиму…
А) сосна
Б) ель
В) лиственница
4. У трав стебли:
А) твёрдые
Б) мягкие, сочные
В) много стволиков