12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана39

МОУ Волжская средняя общеобразовательная школа

Утверждено

Приказ №

 

Директор школы Иванова И.А.

Образовательная программа

«Растительный мир Ярославской области »

(1 класс)

 

 

Автор: Алексеева С.Н.

учитель биологии

 

 

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

В системе начального образования экологическое воспитание является одним из важнейших факторов нравственного, умственного, эстетического развития ребенка. Главным направлением курса является знакомство с природой родного края, растительным миром через литературу, живопись, с основами охраны природы. Работа организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Программа решает общеобразовательные задачи, способствует экологическому и нравственному воспитанию учащихся начальной школы. Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту. Учащиеся должны осознать необходимость природоохранной деятельности. Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их самостоятельности.

Содержание курса тесно связано с уроками ИЗО, окружающего мира, литературным чтением. В работе используются следующие формы и методы: беседа, рассказ, практические работы, экскурсии, познавательные игры, праздники, экологические акции, проектная деятельность.

Программа разработана для детей 7-10 лет и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Содержание программы расширяет и углубляет представления о живой природе, ее красоте, природоохранной работе.

Цель: воспитание творческой, активной, экологически грамотной личности, умеющей видеть красоту окружающей природы и бережно к ней относиться.

Задачи:

формирование знаний о природе родного края, разнообразии растительного мира Ярославской области;

развитие любознательности через развитие внимания, памяти, наблюдательности;

формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

формирование бережного отношения к природе;

воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры, трудолюбия, усидчивости;

формирование умения трудиться в одиночку, в парах, в группах.

Содержание курса:

1. Введение. Знакомство с кабинетом биологии.

2. Растительный мир Ярославской области. Экскурсия «Растения нашего парка». Практические работы с природным материалом, составление гербария, рисование, просмотр видеоматериалов, викторина.

3. Деревья, кустарники, травы. Виды растений Ярославской области (дуб, береза, осина, липа, ясень, шиповник, жасмин, ольха, ландыш, иван-чай, василек, нивяник, клевер, гусиный лук, кувшинка, герань луговая, колокольчик, мать-и-мачеха, одуванчик и другие). Названия, внешний вид, распространение, полезные свойства, история открытия. Творческие и проектные работы., практические работы по рисованию, просмотр видеоматериалов.

4. Первоцветы. Охрана первоцветов. Экскурсия «Первоцветы нашей местности». Проектные работы, просмотр видеоматериалов.

5. Красная книга Ярославской области (растения).

Планируемые результаты.

Личностные:

- эстетичное отношение к живой природе;

- чувство доброго и милосердного к окружающей среде;

- потребность в общении с природой;

- освоение новых видов деятельности;

- участие в творческом и созидательном процессе;

- устанавливать рабочие отношения, строить продуктивное взаимодействие со сврестниками и взрослыми.

Метапредметные:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения;

- умения работать с различными источниками биологической информации, находить ее, преобразовывать из одной формы в другую;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;

- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Предметные.

Получат знания о:

- внешнем виде, жизненных формах растений,

- происхождении названий; истории открытия, полезных свойствах некоторых растений;

- многообразии растительного мира Ярославской области, нашей местности;

- растениях леса, луга, болот, водоемов;

- ядовитых растениях;

- первоцветах, их охране;

- растениях, занесенных в Красную книгу Ярославской области.

Будут уметь:

- работать с природным материалом, составлять гербарий;

- рисовать растения;

- распознавать растения по их внешнему виду.

Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов (всего)

Теория

Практика

1.

Введение. Знакомство с кабинетом биологии.

1

1

 

2.

Растительный мир Ярославской области.

1

1

 

3.

Экскурсия «Растения нашего парка».

1

 

1

4.

Практическая работа с природным материалом «Осенний букет».

1

 

1

5.

Практическая работа «Составление гербария».

1

 

1

6.

Жизненные формы растений (деревья, кустарники, травы).

1

0,5

0,5

7.

Растения леса. Лиственные деревья (дуб, береза, клен).

1

0,5

0,5

8.

Лиственные деревья (осина, липа, ясень).

1

0,5

0,5

9.

Хвойные деревья (ель, сосна).

1

0,5

0,5

10.

Хвойные деревья и кустарники (лиственница, можжевельник).

1

1

 

11.

Кустарники (шиповник, калина).

1

0,5

0,5

12.

Травы (копытень, кислица).

1

0,5

0,5

13.

Кустарнички (брусника, черника).

1

1

 

14.

Кустарнички (вереск, толокнянка).

1

1

 

15.

Растения луга (манжетка, герань луговая).

1

0,5

0,5

16.

Травы (клевер белый, красный, василек, нивяник).

1

0,5

0,5

17.

Иван-чай, колокольчик.

1

1

 

18.

Растения болот (мхи).

1

1

 

19.

Росянка-растение хищник, рогоз.

1

0,5

0,5

20.

Растения водоемов (камыш, стрелолист, ряска).

1

1

 

21.

Кубышка желтая, кувшинка

1

0,5

0.5

22.

Викторина «Растения леса, луга, болот, водоемов»

1

1

 

23.

Ядовитые растения Ярославской области.

1

1

 

24.

Практическая работа по определению растений.

1

 

1

25.

Красная книга Ярославской области. Растения.

1

1

 

26.

Красная книга Ярославской области. Растения (защита творческих работ, проектов).

1

 

1

27.

Первоцветы Ярославской области.

1

1

 

28.

Экскурсия: «Первоцветы».

1

 

1

29.

Первоцветы Ярославской области (защита проектов и творческих работ).

1

 

1

30.

Конкурс знатоков-ботаников.

1

1

 

31.

Практическая работа с природным материалом «Весенний букет»

1

 

1

32-33.

Подготовка к итоговой конференции. Работа над проектами и творческими работами.

2

 

2

34.

Итоговая конференция. Выставка рисунков. Фотовыставка.

1

 

1

 

Литература:

1. Журнал «Начальная школа» № 10,12 (1995 г.)

2. Растительный мир Ярославской области (Библиотека Ярославской семьи - том 11)

3. Молодова Д.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск, 1995 год

4. Петров В.П. «Растительный мир нашей Родины» Москва, Просвещение, 1996 г.

5. Алексин А. «Что такое, кто такой» М. Педагогика – Пресс, 1992 г.

6. Елкина Н.В. «1000 загадок» Ярославль: Академия развития, 1997г.

7. Смирнов «Мир растений» М: Молодая гвардия, 1988г.

8. Головкин Б.Н. «О чем говорят названия растений» М. Колос 1992г.

9. Артамонов В.И. «Зеленые оракулы» М. Мысль 1989г.

10. Вовк Б. «Цветы» Киев Вэсэлка 1989г.

11. Денисова Г.А. «Удивительный мир растений» М. «Просвещение» 1981г.

12. Определитель высших растений Ярославской области Ярославль Верхневолжское книжное издательство 1986г.

13. Саутин В.И. Определитель лесных растений медицинского значения Москва «Лесная промышленность» 1978г.

14. Арманд-Ткаченко «Календарь по охране природы М «Просвещение» 1984г.

15. Грешневиков А. Экологический сборник «Любитель природы» Рыбинск: Рыбинское подворье 2002-2007гг.

Материально-технические ресурсы:

Кабинет биологии, компьютер, проектор, СД-диски, природный материал, гербарий.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.