Дополнительная образовательная программа «Мир детских эмоций» (1 класс)
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МАТВЕЕВО-КУРГАНСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
П.МАТВЕЕВ КУРГАН
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
И КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«МИР ДЕТСКИХ ЭМОЦИЙ»
(СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)
Срок реализации: 2 года.
Возрастная категория: 5 – 7 лет.
Продолжительность апробации программы: 5 лет.
Разработчик: Чучалова Елена Анатольевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД «ЦДОД»
Матвеев Курган
2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Актуальность ……………………………………………………………. 3
Пояснительная записка …………………………………………………. 4
Учебно-тематический план 1,2 г.о. …………………………………….. 8
Содержание разделов и тем …………………………………………….. 9
Ожидаемые результаты …………………………………………………10
Оценка результативности. Управление программой ……………….…11
Условия реализации программы ………………………………………..11
Список используемой литературы ………………………………….…..13
Приложения ……………………………………………………………....15
I. АКТУАЛЬНОСТЬ.
Коренные изменения, происходящие на данном этапе современности, приводят к переосмыслению роли самого человека в преобразовании общества, акцентируя внимание на активной жизненной позиции личности, основы которой формируются в детстве. Человек будет активным субъектом общества, творческим преобразователем окружающей его действительности, полноценным реализатором своих потенциальных возможностей, опираясь на фундамент, дарованный ему природой, который нужно непременно укреплять и сохранять. Данный фундамент – здоровье.
В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Свыше чем у 60% детей в возрасте 3-7 лет выявляются отклонения в состоянии здоровья (патология самая разнообразная – заболевания опороно-двигательного аппарата, нервно-психические расстройства и др.) По данным Минздрава России, в стране лишь 14% здоровых детей, 35% больных и 50% с различными отклонениями.
Создавшаяся ситуация затрагивает одну из абсолютных ценностей человечества – здоровье, и наиболее уязвимо, в сложившейся обстановке, детское здоровье, как физическое, так и психическое.
Разработанная программа заключает в себе коррекционно - развивающую работу с детьми дошкольного возраста имеющими отклонения в психофизическом развитии.
Данная программа опирается в своей реализации на пособия Кудрявцева В.Т., Егорова Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления», Яковлевой Н. «Психологическая помощь дошкольнику», Чистяковой М.И. «Психогимнастика».
Новизна программы заключается в объединении психо-коррекционного (Чистякова М.И.) и развивающе-оздоровительного (Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б.) подходов в коррекционно-развивающее направление, сочитающее в себе два подхода и взаимодополняющие друг друга. Многолетняя работа в данном направлении показала успешность интегративных процессов дошкольных образовательных учреждений и учреждений ДОД
Реализация программы осуществляется в течение 5 лет. Данная программа рассчитана на детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, но может быть успешно адаптирована для детей младшего школьного возраста с целью создания у них максимального психоэмоционального комфорта.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время устанавливать первые отношения с людьми. Это период как психологических, так физиологических перемен в организме маленького человека.
Число новорожденных с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психофизического состояния здоровья, нервно-психические расстройства у детей. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Перед детьми, страдающими нервно-психическими расстройствами, встает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. А между тем, успешное становление отношений ребенка со сверстниками – основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психофизического здоровья детей и поиски путей оказания помощи детям до поступления их в школу привели к созданию «Программы развития двигательной активности и коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста «Мир детских эмоций», которая включает в себя курс специальных занятий – игротренинг. Программа разработана для детей 5-7 лет.
Как показал экспериментальный опыт работы по данной Программе, подобное воздействие благоприятно сказывается на психофизическом развитии детей, способствует поддержанию у них психосоматического благополучия и т.п.
Развивающая двигательно-активная деятельность и коррекционно-оздоровительная работа носят ярко выраженный характер.
2.1 Цель программы:
Формирование двигательной активности и создание психолого-педагогических условий для положительного формирования психоэмоциональной сферы ребенка в условиях развития детей на основе их творческой активности.
Основные задачи программы:
Приобщение к физической культуре.
Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики.
Формирование психических функций через развитие двигательного воображения и мелкой моторики.
Развитие и укрепление положительного психоэмоционального уровня ребенка.
Формирование психологической физиологической готовности к школе.
Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями.
Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния.
Обучение приемам саморасслабления, снятия прсихомышечного напряжения.
Помощь ребенку в осознании своего реального «Я», повышения самооценки, развитии потенциальных возможностей.
Постановка и решение вышеизложенных задач в своей основе опирается на реализацию двигательного воображения - основу творческой, осмысленной моторики.
Репертуар движений у ребенка практически безграничен. Именно они образуют содержание накопленного ими опыта двигательного творчества, однако, в силу стихийности, этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик.
В доступной форме ребенок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело и телесные движения не являются некоторой готовой данностью. Тело и телесные движения должны стать для детей особым объектом освоения, преобразования, познания и оценки.
Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений предполагает наличие у них творческого воображения, развитие которого осуществляется разнообразными средствами специально организованной двигательной деятельности. Кроме того, в среде развития двигательного воображения лежит ключ и к формированию психических функций.
2.2 ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯГлавная установка данной программы опирается, прежде всего, на принципы развивающего дошкольного образования. Поэтому эффективность рекомендуемых данной Программой форм работы определяется тем, насколько они способствуют физическому и психическому развитию ребенка.
В связи с этим, основной формой проведения занятий является – игротренинг.
В организации занятий наиболее эффективными оказались следующие методы:
игровые занятия по перевоплощению;
этюды;
игры с правилами;
творческие игры;
игроритмика;
профилактические упражнения;
упражнения-имитации;
дыхательные и звуковые упражнения;
самомассаж;
закаливание;
аутотренинг.
В качестве основного метода используются игровые задания на перевоплощение. Программа ориентируется на широкое использование двигательных инсценировок. В отличие от пантомимы и театрализованных игр, которые развиваются по заранее подготовленному сценарию, последние представляют собой разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки, в форме двигательной импровизации. При отборе содержания указанных инсценировок используется литературный материал, произведения фольклора, вымышленные и реальные сюжеты, взятые из повседневной жизни.
В итоге, данные методы проведения занятий призваны сформировать у детей своеобразный язык движений, на котором может быть выражен творческий потенциал ребенка. По ходу освоения языка движений у детей формируется способность к образно-двигательному воплощению собственного удивления, вопроса, затруднения, как потенциальной «точки роста» нового движения.
Структура уроков по коррекционно-развивающей гимнастике – общепринятая. Каждый урок состоит из 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление урока на части относительно. Каждый урок – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
2.3 ПРИНЦИПЫ РАБОТЫВ основе Программы лежит направление, которое условно называют педагогикой оздоровления или оздоровительно-коррекционной педагогикой.
Именно поэтому здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма являются предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние.
Совместная творческая деятельность педагога и детей протекающая в форме их живого насыщенного эмоционального контакта, является внутренним основанием единства телесного и духовного в жизни ребенка.
Отсюда следуют основные основополагающие принципы оздоровительной работы с детьми:
Развитие творческого воображения, главного психологического завоевания дошкольного возраста, которое является необходимым внутренним условием при построении и проведении коррекционно-развивающей работы с детьми.
Формирование осмысленной моторики.
Создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при различных видах деятельности.
Формирование у детей способности к содействию и сопереживанию.
2.4 ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ГРУПП.
В целях выявления психо-физиологических отклонений в развитии детей психологом учреждения проводится предварительное обследование старших и подготовительных к школе групп.
На основе этих исследований, на базе учреждения создается развивающе-коррекционная группа, которая ведет свою дальнейшую деятельность в тесном контакте с воспитателем, психологом и родителями.
Коррекционно-развивающая группа состоит из 10-12 человек. Группы составляются не по одному какому-то признаку, напротив, дети с разными проблемами занимаются вместе в одной группе.
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 30 минут.
III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН- ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Профилактические упражнения |
10 |
44 |
54 |
2 |
Психотерапевтические игры и этюды |
6 |
20 |
26 |
3 |
Игропластика |
4 |
18 |
22 |
4 |
Психомышечная тренировка |
- |
- |
- |
5 |
Пальчиковая гимнастика |
6 |
30 |
36 |
6 |
Игровой самомассаж |
2 |
4 |
6 |
7 |
Итого |
29 |
115 |
144 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Теория |
Практика |
Всего |
||
1 |
Профилактические упражнения |
5 |
15 |
20 |
2 |
Психотерапевтические игры и этюды |
6 |
50 |
56 |
3 |
Игропластика |
4 |
16 |
20 |
4 |
Психомышечная тренировка |
1 |
5 |
6 |
5 |
Пальчиковая гимнастика |
6 |
30 |
36 |
6 |
Игровой самомассаж |
2 |
4 |
6 |
7 |
Итого |
24 |
120 |
144 |
Раздел «Профилактические упражнения»
служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе. В раздел входят общеразвивающие упражнения, развитие общей моторики; упражнения на формирование и коррекцию осанки; упражнения для профилактики зрения, упражнения для профилактики плоскостопия.
Раздел «Психотерапевтические игры и этюды»
здесь представлены мимические и пантомимические этюды, игры и этюды на выражение отдельных черт характера игры и упражнения направленные на коррекцию эмоциональных отклонений. Психотерапевтические упражнения, входящие в этот раздел, оказывают определенное воздействие на занимающихся, решают конкретные задачи программы, помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию, обеспечивают активную разрядку эмоций, нервного напряжения.
Раздел «Игропластика»
основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы древних гимнастических движений и упражнения стретчинга, выполняемые в игровой форме.
Использование данных упражнений, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают возможность ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворенность, открытость и внутреннюю свободу.
Раздел «Психомышечная тренировка»
обучает детей приёмам саморасслабления. Снятие психомышечного напряжения у детей с такими невротическими проявлениями, как истощенность нервной системы, возбудимость, страхи, агрессивность, навязчивые состояния, истерические реакции и др.
В этом разделе используются игры и этюды на тренировку (напряжение и расслабление) отдельных групп мышц – руг, ног, туловища, лица, шеи, комплекс психомышечной тренировки, аутотренинг.
Раздел «Пальчиковая гимнастика»
в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.
Раздел «Игровой самомассаж»
является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Воспитательная работа.
цикл лекций и бесед валеологического направления и основ безопасного образа жизни (цикл дидактических бесед по валеологии; обучение правилам безопасного поведения на улице и дома; обучение навыкам оказания первой помощи; гигиена и режим дня и т.д.)
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПосле обучения по программе обучающиеся знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями, знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями. Приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих упражнениях. Могут передавать характер заданного упражнения в движении. Могут контролировать своё эмоциональное состояние. У многих детей вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и др.), им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других, и легче выражают свои. У них изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка. Обучающиеся развивают мелкую моторику и координацию движений рук. Знакомятся с приемами самомассажа.
VI. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ.УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ.
У многих детей, прошедших курс коррекционно-развивающих занятий, вырабатывается положительное психоэмоциональное состояние и физическое самочувствие. Им становится легче общаться со сверстниками, они лучше понимают чувства других, и легче выражают свои. У детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка. Дети изучают приемы и методы психомышечной релаксации, основы самомассажа, коррекционные упражнения на отдельную группу органов и т.д.
С детьми, проблемы которых после проведенного курса занятий исчезли не полностью, проводятся дополнительные индивидуальные занятия.
Результативность, эффективность программы можно выявить путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала развивающе-коррекционных занятий и после прохождения курса. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
оценку детьми своих эмоционально-личностных качеств, навыков общения (тесты «Рисунок семьи», «Д.Д.Ч.», «Несуществующее животное», «Кактус», «Страхи в домике» и др.);
степень развития двигательной активности;
оценку детей воспитателями, родителями (путем анкетирования);
обследование детей психологом.
VII. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
7.1 Научно-методическое обеспечение:
Создание руководителем объединения необходимых условий для реализации Программы.
Владение педагогом необходимыми средствами и формами работы по Программе.
Знание педагогом особенностей работы с детьми дошкольного возраста.
Наличие информационного пространства содержащего необходимую информацию по деятельности Программы.
Четкое взаимодействие всех субъектов Программы
7.2 Дидактическое обеспечение:
Плакаты.
Информационные стенды.
Памятки для родителей.
Наглядные пособия.
Раздаточный материал
7.3 Материально-техническое оснащение:
Аудиомагнитофон.
Кассеты.
Наличие хорошо освещаемого и проветриваемого помещения.
Утепленное покрытие пола.
Карандаши.
Бумага
Краски
VIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М, Сфера, 2003г.
Бабич Л. 365 увлекательных занятий для дошкольников. – М, АЙРИС пресс,2000г.
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб, Союз, 1999г.
Данилина Т.А., Зедгенидзе В.А., Степина Н.М. В мире детских эмоций. – М, АЙРИС пресс, 2004г.
Демирчоглян Г.Г. Зрительная гимнастика. Для малышей младшего школьного возраста. – М, 2001г.
Журналы:
Дошкольное воспитание.
Дошкольник. Младший школьник.
Домашний очаг.
Обруч.
Мой ребенок.
Мой кроха и я.
Карапуз
Игра и дети.
Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995г.
Клюева Н.В.,Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль, Академия развития, 1997г.
Королева З. Говорящий рисунок – Екатеринбург, У-Фактория, 2005г.
Коростелев Н. 50 уроков здоровья для маленьких и больших. – М, Детская литература, 1991г.
Косинова Е. Пальчиковая гимнастика. – М, ЭКСМО-пресс, 2004г.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Мир детских эмоций. Ярославль, Академия развития, 2000г.
Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления, М, 2000г.
Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М, Просвещение, 1991г.
Лопухина И. Логопедия. Ритм. Речь. Движение. – СПб, Дельта. 1999г.
Маховер К. Проективный рисунок человека. – М, Смысл, 2003г.
Методические указания к «Программе воспитания в детском саду». М, Прсвещение, 1975г.
Михайлова М.А., Воронина М.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения. – Ярославль, Академия развития, 2000г.
Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2002г.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр – СПб, Кристалл, 2000г.
Семенова И. Учись быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М, Просвещение, 1991г.
Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб, Питер, 1999г.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир – М, Просвещение, 1991г.
Тесты для дошкольников. – М, Аст, 2000г.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М, Просвещение, 1991г.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. – СПб, Детство-пресс, 2003г.
Холден А. Это Я! – М, АЙРИС – пресс, 2001г.
Чивы, чивы, чивычок… Русские сказки. – М, Детская литература, 1985г.
Чистякова М.И. Психогимнастика. – М, Просвещение, 1995г.
Шишкина В.А. Движение + Движение. – М, Просвещение, 1992г.
Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. – М, Просвещение, 2003гю
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб, Валери СПД, 2001г.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Косинова Е. Пальчиковая гимнастика, - М, Эксмо пресс, 2004г.
Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль, Академия развития, 2000г.
Лопухина И. Логопедия. Ритм. Речь. Движение. – СПб, Дельта, 1999г.
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб, Кристалл,2000г.
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М, Эксмо пресс, 2001г.
Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. – М, Педагогика, 1991г.
Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М, Просвещение, 1991г.
Холден А. Это Я! – М, АЙРИС-пресс, 2001г.
Приложение № 1
«Мы справляемся со страхом»
(упражнение с рисунком)
(Раздел: Психотерапевтические игры и этюды)
Ребята! Посмотрите внимательно на рисунок. Представьте себе свой страх. Подумайте, кто чего боится. Вот он, ваш страх, изображен на этом рисунке.
Скажем страху: «Нет!!!» (качаем энергично и решительно головой)
Скажем страху: «Не боюсь!!!» (ложем картинку на пол и стучим по ней кулаками)
Скажем страху: «Уходи!!!» (стучим по полу ногами)
Сильно-сильно подуем на наши страхи и увидим, как они задрожали!!! (держим картинку перед собой и дуем на нее)
А теперь раздавим наши страхи!!! (скомкаем рисунок)
И выбросим их в мусор! Ура! Мы больше не боимся! (выбрасываем страхи в мусорную корзину и сжигаем их на улице)
Раздаточный материал к упражнению.
Картинка с изображением страха
Приложение № 2
«ПТИЧЬЯ ГИМНАСТИКА»
(дыхательные упражнения)
(Профилактические упражнения)
«ВОРОНА»
Ребята поднимают через стороны руки вверх на вдохе. На выдохе произносят: «К-а-р-р-р!!!» и опускают руки.
«ГУСИ»
Наклонившись вперед, руки поднять до уровня плеч. Одновременно с выдохом сказать: «Га-а-а-а!».
«УТКИ»
Руки согнуть на уровне груди в локтях, кулачки соединить. Подымаясь на носочки и подымая руки вверх сделать вдох. На выдохе опуститься, опустить локти и сказать: «Кря!».
«ЖУК»
Руки на поясе. На вдохе поворачиваем корпус вправо, отводя руку в сторону и чуть назад, произнося на выдохе: «Ж-ж-ж-ж!», как летящий в воздухе жук. Затем возвращаемся в исходное положение, делаем вдох и повторяем аналогичное движение в левую сторону
«АИСТ»
Руки подняты в стороны, одну ногу приподнимаем, сгибая в колене, одновременно делаем вдох. На выдохе медленно опускаем руки и ногу, синхронно с этим произнося звук: «Ш-ш-ш-ш».
«ЖУРАВЛЬ»
Во время вдоха руки поднять вверх, на выдохе со звуком: «У-у-у-у!» опустить (вдоль тела) вниз.
«ПОЛЕТЫ»
В заключении быстро побегать по комнате, размахивая руками, изображая из себя задуманную птицу. Заканчивать движение с обязательным замедлением темпа.
Все упражнения повторяются 4-5 раз. Звуки выговариваются достаточно громко. Главное требование – шипящие звуки произносить на выдохе
Приложение № 3
Этюд «СНЕЖИНКИ»
(Психотерапевтические игры и упражнения)
Снег летает, летает,
Кружится, кружится!
Летает, летает,
Кружится, кружится!
(Дети свободно и легко кружатся по залу)
И на землю тихонько, тихонько
Ложится…
(Дети медленно и легко опускаются на пол)
Приложение № 4
Этюд «ТУЧИ»
(Психотерапевтические игры и этюды)
Тучки в небе веселились,
Веселились и резвились!
(Дети размахивают поднятыми вверх руками)
Налетел тут ураган –
Тара-рам, тара-рам!!!
(Одновременно топают ногами)
Тили-бом, тили-бом
И на землю грянул гром!!!
(Дети резко падают на пол)
На поля и на леса
Вдруг напала тишина…
(Дети некоторое время тихонько лежат на полу)
Приложение № 5
Упражнение «ВОДА»
(Пальчиковая гимнастика)
1. «Моем руки»: ритмично потирать ладошки имитируя мытье рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
2. «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
3. «Вытираем руки»: энергичные движения, имитирующие поочередное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
Приложение № 6
Упражнение «ГУСЕНИЦЫ И БАБОЧКИ»
(Психомышечная тренировка)
В начале упражнения желательно узнать у детей, что они знают о бабочках. Рассказать им о чудесном превращении гусениц в бабочек. В конце беседы, детям предлагается обыграть эту ситуацию. В дальнейшем, упражнение используется самостоятельно в конце занятия для закрепления расслабляющего и успакающего эффекта.
Упражнение:
1 этап: «ГУСЕНИЦА». Дети изображают гусеницу. Они садятся на колени, выпрямляют над головой руки и соединяют ладошки. Легкими, плавными извивающими движениями изображают гусеницу. Гусеница ползет по ветке.
2 этап: «КОКОН». Гусеница закрепилась на ветке и начинает плести кокон. Легкие плавные движения руками перед собой. Плетение ниточек. Руки движутся то расширяя, то сужая амплитуду. Кокон готов. Дети садятся в позу зародыша и замирают. Гусеница засыпает и начинает превращаться в бабочку. Педагог спокойным тихим голосом ведет счет, напоминая детям, что для того, чтобы получилась бабочка, гусенице необходимо полностью расслабиться. При необходимости можно давать определенные команды на расслабление.
3 этап: «БАБОЧКА». Досчитав до определенного числа, педагог говорит, что пришла пора бабочке выбираться из кокона. Дети медленно выпрямляются, разводя руки в стороны и изображая бабочек, медленно передвигаются по залу.