Образовательная программа дополнительного образования детей «Мир красок» (1–4 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 им. Н. А.НЕКРАСОВА»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
« МИР КРАСОК »
Возраст: 7 -10 лет
Срок реализации программы: 1 год, 72 часа.
Автор: В. С. Кузин
Программу составила учитель изобразительного искусства:
Гузаева Нина Михайловна
1. Пояснительная записка
Программа «Мир красок» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с изменениями и дополнениями), «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, планируемыми результатами начального общего образования», базисным учебным планом, учебным планом МАОУ «СОШ №1 им.Н.А.Некрасова», и авторской программой В. С. Кузин «Изобразительное искусство» (УМК «Школа России»).
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Одним из актуальных вопросов современного образования является формирование духовной культуры личности, приобщение её к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием; развитие у учащихся эстетического чувства, формирование пространственных представлений и творческого воображения. Большое значение в формировании этих качеств имеет изобразительное искусство.
Обучение детей основам изобразительного искусства предполагает не только развитие у них умения излагать свою мысль графически и цветом, понимать изобразительное искусство, но и развитие способности наблюдать, острее воспринимать и анализировать явления окружающей действительности.
Данная программа помогает детям соприкоснуться со спецификой искусства, художественного творчества, почувствовать и создать нечто подобное тому, что чувствуют и создают настоящие художники; понимать язык художественных образов и, в меру сил, говорить на этом языке.
При составлении данной программы учитывался следующий опыт работы:
-авторская инновационная программа комплексного развития творческого потенциала личности средствами архитектуры и дизайна «Старт», авторы Абаева И. М. Бармаш О. А. 1998г.
Образовательная программа «Мир красок» является модифицированной, имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает апробацию как в творческой группе, так и индивидуальное обучение на базе учреждений дополнительного образования.
Теоретической основой данной программы являются:
- Системно-деятельностный подход: обучение на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией. (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
- Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Следуя новым образовательным стандартам программа «Мир красок» помогает сформировать у обучающихся систему универсальных учебных действий, Которые обеспечивают возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания».
Содержание программы составлено, исходя из информационного, материально-технического и методического обеспечения.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы:
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, а также создание условий для художественно – эстетического развития ребенка средствами изобразительного искусства.
Достижение этой цели возможно через решение ряда следующих задач:
Предметные:
обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел;
приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;
воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям”.
Метапредметные:
формирование мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;
формирование привычки неукоснительно соблюдать технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;
- формирование первоначальных умений поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке, умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;
- формирование коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);
- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;
- формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.
Личностные:
воспитывать любовь к природе, к окружающему миру и к своей Родине- России в многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;
- развивать способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;
- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;
2. Общая характеристика курса.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы се решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия - образы по сценарию со специальной подготовке детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов фестивалей, массовых мероприятий.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.
Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика.
Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий.
Тем самым программа «Мир красок» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).
Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы, либо примерные программы дополнительного образования
Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов и др.
Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного
творчества, но и достичь к концу года обучения общего углублённого уровня подготовки.
В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у мотивации к творчеству. Так участие в мероприятиях школы, оформление выставок, конференций, интегрированных учебных проектах, спектаклях стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
3. Место курса в учебном плане.
Программа рассчитана на работу с детьми 7-10 лет и состоит из следующих этапов:
Ознакомительный , 1-я четверть обучения
Развивающий, 2 ,3 –я четверть обучения
Исследовательский, 4-я четверть обучения
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия в группе 2 раза в неделю по 1 часу.
В группу принимаются все желающие. Специального отбора не производится. Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы се решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Большой интерес вызывают занятия, где для концентрации внимания и при подведении итогов привлекаются персонажи русских сказок. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям у всех детей.
Формы и режим занятий
Основной формой работы являются учебные занятия. Ведущей формой организации обучения является групповая.Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия-- образы по сценарию со специальной подготовке детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты.
Продолжительность занятий: 2 раза в неделю по 1 (45 минут) часу. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов фестивалей, массовых мероприятий.
4. Материально – техническое обеспечение курса.
1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.
Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).
Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.
Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.
Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.
Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 7-8 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 9-10 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.
Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.
Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда объединения.
После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.
Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.
В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.
Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.
Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка.
Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо-зверей, птиц, фантастических животных.
На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.
Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.
Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.
Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.
Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.
Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.
Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.
Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».
Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.
Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.
В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы.
Аннотированный каталог дидактических материалов к программе
«Мир красок»
№
^ Форма дидактического материала
Название дидактического материала
Раздел, темы (примерные)
Цель использования
1
Наглядное пособие
«Природные формы»
«Азбука рисования»
Наброски
Рисунок:
зарисовки трав, цветов;
силуэты деревьев
Визуальная форма объяснения задания
2
Наглядное пособие
«Техника и характер штриховки»
«Линия и образ»
Рисунок:
линейный рисунок с натуры, по памяти;
объёмный рисунок с натуры, по памяти
Объяснение технических приёмов работы
3
Наглядные пособия
«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»
«Цветовой круг»
«Основные и дополнительные цвета»
«Ахроматические и хроматические цвета»
Живопись:
цветовая гамма осени;
дары природы;
холодная гамма зимы;
танец контрастных цветов;
царство ночи и царство дня
Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению
4
Наглядные пособия
Подборка демонстрационных карточек
Образцы лучших работ из фонда студии
«Азы композиции»
«Композиционный центр»
«Статика, движение в композиции»
Композиция:
космические дали;
праздник в городе;
любимая сказка;
цирк;
зоопарк
Определение различных вариантов построения композиции
5
Наглядные пособия
Подборка образцов
«Стилизация природных форм»
«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»
«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»
Орнамент:
деревянное кружево;
ковер из снежинок;
гжельские узоры
Демонстрация возможных вариантов построения орнамента
6
Наглядные пособия
Подборка образцов
«Выразительные возможности графических материалов»
Графика:
рисуем пером птиц, растения;
рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;
рисуем палочкой и цветной тушью;
рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;
рисуем углем деревья;
рисуем пастелью букеты
Наглядная помощь в решении учебных задач
7
Наглядные пособия
Образцы лучших работ из фонда студии
«Линейная и воздушная перспектива»
«Поэтапная работа над натюрмортом»
«Формы и строение предметов»
«Изображение перспективы с 1,
с 2 точками схода»
Натюрморт:
натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);
натюрморт из геометрических фигур;
натюрморт тематический на фоне драпировок со складками
Повышение результатов исполнения
8
Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии
Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики
Конструирование из бумаги:
бумажные «вырезанки»;
объемная аппликация;
сувенирные открытки;
карнавальные маски
Визуальная форма объяснения материала
9
Наглядные пособия
Выставочные работы из фонда студии
«Пропорции головы человека»
«Использование различных техник в работе над портретом»
Изображение человека:
портрет мамы;
автопортрет с другом;
спортивные игры;
веселый и грустный клоун
Помощь в объяснении задания
10
Наглядное пособие
Лучшие пленэрные работы из фонда
«Линейная и воздушная перспектива»
«Различные формы деревьев»
«Образ дерева»
Пейзаж:
этюды деревьев с натуры;
зарисовки природных мотивов;
живописные этюды неба на состояние;
тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)
Повышение результатов исполнения
Примерная форма для подражания
Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.
Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:
Предметы быта:
а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);
б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);
в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);
г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).
Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).
Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).
Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).
Муляжи (грибы, фрукты, овощи).
Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).
Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).
Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).
Техническое оснащение .
Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.
Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.
Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами, стульями, табуретами, шкафами. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.
Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок.
Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также современные технические средства обучения (телевизор, видеомагнитофон, компьютер, проектор, видеоплеер и др.).
Требования, предъявляемые к педагогу
Многолетняя практика работы с детьми, а также опыт общения с коллегами из других учреждений позволили автору сформулировать некоторые общие требования, которые должны предъявляться администрацией образовательных учреждений к педагогу, желающему работать в системе дополнительного образования по направлению «изобразительное творчество».
Помимо хорошей профессиональной подготовки, педагогу необходимо обладать определенными способностями к работе в сфере художественного творчества детей, умением создавать общую атмосферу доверия и заинтересованного общения.
Педагог должен быть не только художником, но и немного артистом, а также своеобразным режиссером проводимых им занятий.
Поэтому в нем важно все: и его внешний облик, и его жесты, и мимика, и манера разговора.
От педагога зависит настрой обучающихся, их желание работать. Педагог, умеющий перевоплощаться, создавать на занятиях определенное настроение, владеющий различными игровыми приемами, может превратить учебный процесс в творческую мастерскую, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей, почувствует себя юным художником.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Литература для обучающихся
Алехин А. Д. О языке изобразительного искусства
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Волков Н.Н. Восприятие картины
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Кузин В. С. Наброски и зарисовки. Изобразительное искусство.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2012.
Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2013.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив авторов: Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). – М.: Агар, 1996. Данная программа предлагает обучение от 1 до 2 часов в неделю и – соответственно – от 36 до 72 часов в год.
5.Требование к результатам обучения.
Ожидаемый результат и способы определения его результативности.
По окончании учащиеся должены знать:
- приёмы красивого, выразительного расположения рисунка на листе бумаги в связи с его размерами и необходимостью зрительного равновесия форм, цвета;
- о разнообразных изобразительно – выразительных средствах;
- сведения о светотени ( свет, тень, полутень, блик, рефлекс и т. д.), о зависимости освещённости предмета от силы и удаленности источника освещения;
- сведения об изменении цвета в пространстве ( для отдаленных предметов , средних, ближних)
- знать названия акварельных красок (основной цвет и его оттенки);
- о выдающихся произведениях художников ( А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин, В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, А. Куинджи.);
- сведения о художниках своего города.
Учащийся должен уметь:
- работать в определенной цветовой гамме;
- добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов разной формы;
- передавать при изображении предметов пропорции и характер формы, обогащать изображение предметов характерными деталями;
- передавать движение человека и животных в рисунках;
- передавать пространственные планы способом загораживания, с помощью цвета и линий;
- свободно рисовать кистью в разных направлениях, используя различные мазки;
- свободно рисовать кистью орнаментные композиции;
- видеть и оценивать связь художественного образа вещей с практическим назначением, с материалом и техникой её исполнения, природой, бытом, художественными традициями.
Формы подведения итогов реализации данной программы являются:
- выставка рисунков.
Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.
6. Содержание и структура программы.
Тема1.Осень.(18 часов)
Теория: Натюрморт. Листья деревьев. Дары осени.
Хохломская роспись. Виды орнамента.
Практические занятия: Композиция. Работа в цвете. Выход на пленэр. Зарисовка этюдов. Роспись посуды.
Тема 2. Зима.(15 часов)
Теория. Зимний пейзаж. Композиция.
Практические занятия. Выполнение схематического эскиза.
Тема 3. Весна.(21час)
Теория. Весна пришла. Композиция. Весенние цветы. Рисование с натуры.
Цветы в вазе. Насекомые. Анималистический жанр.
Практические занятия. Схематический облик дерева. Приёмы акварельной техники в изображении деревьев.
Тема 4. Творческие работы (18 часов)
Теория. День учителя. Новогодний праздник. Иллюстрации к сказкам. Основные этапы над рисунком – иллюстрацией. Космос. Праздник День победы. Охрана природы.
Практические занятия. Портрет учителя. Мамин платок. Иллюстрации к сказкам. Подарок к 8 марта. Композиция «Космос».
7. Примерное тематическое планирование.
№ п.п. |
Название темы |
Всего часов |
Теоретические знания |
Практические знания |
1. |
Осень |
18 |
9 |
9 |
2. |
Зима |
15 |
7 |
8 |
3. |
Весна |
21 |
10 |
11 |
4. |
Творческие занятия |
18 |
8 |
10 |
Итого |
72 |
34 |
38 |
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
1. |
Вводная беседа о красоте садовых цветов. Изображать отдельные части растения. |
1 |
Анализировать разные по форме садовые цветы; изображать отдельные части растения. |
|
2. |
Натюрморт. Правила композиции; построение, карандаш. |
1 |
Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (бутон),выбирать правильное композиционное решение. |
|
3. |
Составление натюрморта.Подбор предметов, компоновка.Работа в карандаше. |
1 |
Сравнивать различные цветы на основе выявления их формы. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости. |
|
4. |
Натюрморт. Завершение работы в цвете. Гуашь, светотень. |
1 |
Овладевать первичными навыками работы гуашью на листе бумаги. Называть и различать тональные отношения между предметами. |
|
5. |
Условно плоские предметы. Листья деревьев. Построение рисунка листа в карандаше. |
1 |
Изображать сложные по форме предметы. Овладевать графическими навыками(простой карандаш). |
|
6. |
Осенний лист. Завершение работы в цвете. Гуашь, акварель. |
1 |
Видеть красоту осенней листвы, любоваться красочными листьями. Осваивать простые приемы работы с красками. |
|
7. |
Знакомство с произведениями: В.А.Серов « Октябрь», И.И. Бродский «Опавшие листья». Начальное формирование навыков восприятия станковой картины. |
1 |
Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать , отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. Любоваться красотой природы. |
|
8. |
Пейзаж. «Золотая осень». Восковые мелки. Развитие первоначальных навыков в новой технике |
1 |
Изображать пейзаж, передавая осеннюю окраску природы. Развивать навыки работы в новой технике. |
|
9. |
Наши любимые учителя. Беседа о профессиональном празднике.Портрет учителя,построение. |
1 |
Изображать характерные черты лица, соблюдая пропорции. Развивать чувство уважения к профессии учителя. |
|
10. |
Букет для учителя.Построение,работа в цвете. |
1 |
Осваивать простые приемы техники работы с акварельными красками. Развивать эстетический вкус. |
|
11. |
Выход на пленер. Зарисовка этюдов в карандаше. |
1 |
Получать первичные навыки рисования на пленере. Развивить графические умения и навыки. |
|
12. |
Пейзаж. Составление композиции из отдельных элементов. Карандаш. |
1 |
Развивать навыки композиционного изображения. Создавать несложные композиции на плоскости листа. |
|
13. |
Пейзаж. Завершение работы в цвете. Гуашь, акварель (смешанная техника). |
1 |
Приобретать первичные навыки работы в смешанной технике. Развивать навыки работы кистью. |
|
14. |
Осенний лист (дуб,береза). Акварель. Вливание цвета в цвет. |
1 |
Развивать навыки работы акварелью. Осваивать технику работы акварелью. Называть основные цвета. |
|
15. |
Дары осени (овощи). Натюрморт. Линейное построение, карандаш. |
1 |
Видеть и называть форму овощей, их особенности, пространственное положение. Развивать графические умения и навыки. |
|
16. |
Дары осени. Завершение работы в цвете.Гуашь. |
1 |
Развивать колористические навыки работы гуашью.Развивать навыки композиционного изображения. |
|
17. |
Фрукты. Анализ, особенности конструкции, формы, пространственного положения, цвета. |
1 |
Сравнивать и сопоставлять разные формы фруктов. Повторять полученные знания на предыдущих уроках. |
|
18. |
Фрукты. Завершение работы в цвете. Светотень. |
1 |
Изображать живописными материалами объем предметов светотенью. Называть светотеневые отношения (блик, тень и т. д.). |
|
19. |
Хохломская роспись. Сочетание красок. Виды орнамента. Изображение основных элементов. Навык быстрого письма. |
1 |
Рассматривать орнаменты,находить в них природные мотивы. Овладевать навыками быстрого письма(без предварительной работы карандашом). |
|
20. |
Хохлома. Растительный узор в полосе. Травный орнамент. |
1 |
Овладевать навыками композиции. Придумывать свой орнамент. |
|
21. |
Роспись посуды. Тарелочка. |
1 |
Придумывать и изображать узоры согласно заданной формы. Развивать навыки работы гуашью. |
|
22. |
Роспись посуды. Чайник, кружка. |
1 |
Использовать характерные цвета хохломской росписи. Овладевать навыком скорого письма. Получать первичные навыки декоративного изображения. |
|
23. |
Мамин платок. Составление узора применительно к конкретной вещи. |
1 |
Изображать узор применительно к конкретной вещи. Фантазировать на основе несложного алгоритма действий. |
|
24. |
Завершение работы. Мамин платок. Гуашь. |
1 |
Овладевать навыками работы гуашью. Рассматривать и сравнивать разные по внешнему виду платки, знать для кого они предназначены. |
|
25. |
Ночной пейзаж. Возможные варианты. Тушь. |
1 |
Рассматривать и сравнивать разные варианты ночного пейзажа. Развивать навыки работы тушью. |
|
26. |
Ночной пейзаж. Выполнение схематичного эскиза. |
1 |
Овладевать художественными приемами с графическими материалами. |
|
27. |
Ночной пейзаж завершение работы в цвете. Работа в технике гризайль. |
1 |
Передавать в рисунке пространство в изображении предметов. Подбирать характерный цвет ночи. Овладевать навыками в новой технике. |
|
28. |
Зимний пейзаж. Беседа о красоте зимней природы. Элементы пейзажа. |
1 |
Эстетически воспринимать и оценивать произведения выдающихся художников. Высказывать свое мнения. Изображать отдельные элементы пейзажа. |
|
29. |
Зимний пейзаж. Техника «по - сырому». |
1 |
Овладевать навыками работы в технике «по-сырому». Свободно пользоваться акварельными красками. |
|
30. |
Зимний пейзаж. Техника «мыльный отпечаток». |
1 |
Овладевать навыками работы в новой технике. Развивать навыки работы гуашью. |
|
31. |
Знакомство с новогодними традициями разных стран. Изображение подарка. |
1 |
Выражать свое отношение к традициям разных народов. Выбирать яркие цветовые сочетания. |
|
32. |
Новогодний праздник. Композиция. Карандаш. |
1 |
Создавать линейную композицию. Овладевать простейшими правилами композиционного решения. |
|
33. |
Новогодний праздник. Работа в цвете. Акварель, гуашь. |
1 |
Овладевать первичными живописными навыками. Выражать в рисунке свои впечатления о празднике. |
|
34. |
Зимушка – зима. Забавы детей. Изображение снеговика. |
1 |
Создавать композицию на тему «Лепка снеговика». Изображать предметы кругло формы, используя прием растяжки цвета. |
|
35. |
Зимний пейзаж: «Первый снег». Освоение приема набрызга. |
1 |
Использовать белила для набрызга..Создавать композицию на заданную тему. |
|
36. |
Наши зимнии забавы. Работа гуашью. |
1 |
Овладевать навыками работы гуашь. При выполнении фона в холодной гамме. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема « живая краска». |
|
37. |
Работа тушью. Изображение деревьев в разных состояниях. |
1 |
Развивать навыки работа графическими материалами. Видеть и сравнивать расположение веток от состояния погоды. |
|
38. |
Работы тушью. Виды оформительской работы. |
1 |
Развивать графические умения и навыки. Анализировать и сравнивать варианты оформления работы. |
|
39. |
Работа тушью. Шрифт. Изображение букв. Варианты. |
1 |
Овладевать первичными графическими навыками в написании букв алфавита. Понимать назначение разного шрифта. |
|
40. |
Знакомство с картинами В.М. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на сером волке». Эскиз. |
1 |
Эстетически воспринимать произведения художников, давать им собственную оценку. Создавать эскизы украшений. |
|
41. |
Иллюстрация к сказкам. Композиция. Построение, карандаш. |
1 |
Овладевать первичными навыками композиции. Правильно определять величину изображения. |
|
42. |
Иллюстрация к сказкам. Завершение работы в цвете. |
1 |
Рисовать кистью, применяя простейшие приемы работы (волнистые линии, штрихи, точки и т.д.). Овладевать живописными умениями работы акварелью и гуашью |
|
43. |
Подводный мир. Особенности строения рыб. Техника ««монотипия». |
1 |
Приобретать навыки работы в технике «монотипия». Выделять и называть основные части тела строения рыбы. |
|
44. |
Подводный мир. Композиция, построение. карандаш. |
1 |
Передавать в рисунке пространство (ближе, дальше; меньше, больше). |
|
45. |
Подводный мир. Завершение работы в цвете. |
1 |
Передавать в рисунке пространство живописными материалами (ярче,тусклее). |
|
46. |
Подарок учителям к празднику 8 марта. Рисование по представлению полевых и садовых цветов. |
1 |
Наблюдать цветовые сочетания, любоваться ими. Анализировать и сравнивать части растений. Изображать цветы, соблюдая пропорции. |
|
47. |
Цветы. Прием вливания цвета в цвет. |
1 |
Смешивать краски сразу на листе бумаги. Осваивать навыки работы « по- сырому». |
|
48. |
Комнатное растение с натуры. Виды . Построение, карандаш. |
1 |
Развивать графические умения и навыки. Выполнять линейное построение, соблюдая пропорции. |
|
49. |
Комнатное растение. Завершение работы в цвете. Восковые мелки, пастель. |
1 |
Развивать навыки работы мелками и пастелью, называть отличительные особенности материалов. |
|
50. |
Деревья. Береза. Два варианта. Изображение схематичного облика дерева. |
1 |
Овладевать графическими умениями и навыками. Определять величину изображения предмета в зависимости от размера листа. |
|
51. |
Береза. Индивидуальные особенности в строении. Изображение дерева тушью. |
1 |
Работать графическими материалами с помощью линий различной толщины. |
|
52. |
Приемы акварельной техники в изображении деревьев. |
1 |
Развивать навыки работы в акварельной технике. Осваивать приемы вливания и растяжки цвета. |
|
53. |
Космос. Беседа. Изображение планет космического пространства. |
1 |
Изображать фрагменты космического пейзажа, передавая необычную красоту. Развивать навыки работы гуашью. |
|
54. |
Космический пейзаж. Коллективная работа. Смешанная техника -гуашь, аппликация. |
1 |
Овладевать техникой и способами аппликации. Участвовать в создании коллективной работы. |
|
55. |
Весна пришла. Работа в цвете. Прилет птиц. |
1 |
Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира. Фантазировать и придумывать сюжет, используя живописные материалы. |
|
56. |
Весна пришла. Изображение неба с облаками. «Нежные» краски. |
1 |
Развивать умения выразительно компоновать изобразительный сюжет. Любоваться красотой природы. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. |
|
57. |
Праздник День Победы. Открытка. Фломастеры, мелки. |
1 |
Способствовать патриотическому и эстетическому воспитанию. Развивать навыки работы с разными художественными материалами. |
|
58. |
Праздник День Победы. Украшение улиц. |
1 |
Углублять знания о празднике. Овладевать первичными навыками перспективы. Выражать свое отношение к празднику. |
|
59. |
Весенние цветы. Беседа. Рисование по представлению. Построение, карандаш. |
1 |
Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. |
|
60. |
Весенние цветы. Рисование с натуры. Выход на пленер. |
1 |
Изображать эскизы, передавая особенности формы цветов. Развивать графические умения и навыки. |
|
61. |
Весенние цветы. Завершение работы в цвете. |
1 |
Передавать живописными материалами особенности цветовой окрашенности весенних цветов. Эстетически воспринимать пробуждение природы. |
|
62. |
Цветы в вазе. Разметка, пропорции. |
1 |
Характеризовать и эстетически оценивать разные виды натюрмортов. Выделять степень сложности. Изображать предметы соблюдая пропорции. |
|
63. |
Цветы в вазе. Построение, работа в карандаше. |
1 |
Овладевать графическими умения ми и навыками. Изображать симметричные детали. |
|
64. |
Насекомые. Беседа о красоте насекомых. Изображение стрекозы. |
1 |
Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Изображать стрекозу на основе анализа зрительных впечатлений. |
|
65. |
Насекомые Божья коровка. Симметрия. Мелки, фломастеры. |
1 |
Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Изображать симметричные детали. |
|
66. |
Насекомые. Красивые бабочки. Монотипия. |
1 |
Овладевать техникой «монотипия» в изображении бабочки. Эстетически оценивать свою работу. |
|
67. |
Охрана природы. Знакомство с журналом «Свирель». |
1 |
Учится поэтическому видению мира, развивая фантазию и творческое воображение. |
|
68. |
Охрана природы. Композиция, работа в цвете: «Лягушечье царство». |
1 |
Выбирать правильное композиционное решение. Развивать навыки работы с живописными материалами. |
|
69. |
Фантазия. Изображение фантастического животного. |
1 |
Придумывать и изображать выразительные фантастические образы животных. Развивать навыки работы живописными материалами. |
|
70. |
Природные постройки. Изображение сот пчел, ракушек. |
1 |
Рассматривать природные конструкции, анализировать их пропорции. Использовать в изображении мелки. |
|
71. |
Ритм пятен. Летящие птицы. |
1 |
Понимать что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. |
|
72. |
Выставка. Итоговое занятие. |
1 |
Обобщать пройденный материал. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке. Оценивать собственную худ-ую деятельность и деятельность своих одноклассников. |
Авдюшкина Лариса Викторовна