Образовательная программа «Животный мир Ярославской области» (1–4 класс)

0
0
Материал опубликован 24 December 2018

МОУ Волжская средняя общеобразовательная школа

Утверждено

Приказ №

 

Директор школы Иванова И.А.

Образовательная программа

«Животный мир Ярославской области. Птицы»

(2 класс)

 

 

Автор: Алексеева С.Н.

учитель биологии

 

 

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

В системе начального образования экологическое воспитание является одним из важнейших факторов нравственного, умственного, эстетического развития ребенка. Главным направлением курса является знакомство с природой родного края, животным миром через литературу, живопись, с основами охраны природы. Работа организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Программа решает общеобразовательные задачи, способствует экологическому и нравственному воспитанию учащихся начальной школы. Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту. Учащиеся должны осознать необходимость природоохранной деятельности. Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их самостоятельности.

Содержание курса тесно связано с уроками ИЗО, окружающего мира, литературным чтением. В работе используются следующие формы и методы:беседа, рассказ, практические работы, экскурсии, познавательные игры,праздники, экологические акции, проектная деятельность.

Программа разработана для детей 7-10 лет и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Содержание программы расширяет и углубляет представления о живой природе, ее красоте, природоохранной работе.

Цель: воспитание творческой, активной, экологически грамотной личности, умеющей видеть красоту окружающей природы и бережно к ней относиться.

Задачи:

формирование знаний о природе родного края, разнообразии животного мира Ярославской области;

развитие любознательности через развитие внимания, памяти, наблюдательности;

формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;

формирование бережного отношения к природе;

воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры, трудолюбия, усидчивости;

формирование умения трудиться в одиночку, в парах, в группах.

 

Содержание курса:

Введение. Животный мир России. Птицы Ярославской области.

Внешнее строение птиц, оперение. Лабораторная работа «Внешнее строение птицы. Строение пера». Места обитания птиц. Голоса птиц. Названия птиц.

Экологические группы птиц: птицы леса, луга, водоемов и др.. Птицы Ярославской области: сова, чайка, щегол, поползень,воробей, галка, голубь, галка, глухарь, грач, сорока, ворона, дятел, жаворонок, зяблик, кряква, кукушка, ласточка, стриж, синица, снегирь, сойка, свиристель, соловей, королек, чиж и др.. Биология птиц. Птицы в поселке. Домашние птицы. Практические работы: «Рисуем птиц». Практические работы: «Подкармливаем птиц зимой», «Изготовление кормушек», «Изготовление скворечников». Праздник «День птиц». Творческие и проектные работы. Просмотр видеоматериалов.

Охрана птиц. Красная книга Ярославской области. Проектные работы.

Стихи и рассказы о птицах. Конференция. Выставка рисунков. Фотовыставка. Викторина.

Экскурсия в парк: «Весенние трели соловья».Итоговая конференция.

Планируемые результаты.

Личностные:

- потребность в общении с природой;

- чувство доброго и милосердного;

- эстетическое отношение к живым объектам;

- участие в творческом процессе;

- установление рабочих отношений и продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Метапредметные:

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения;

- умение работать с различными источниками биологической информации;

- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.

Предметные:

Получат знания о:

- многообразии птиц Ярославской области;

- особенностях внешнего строения птиц;

- разнообразии мест обитания, экологических группах птиц;

- биологии птиц Ярославской области;

- птицах, занесенных в Красную книгу Ярославской области и мерах по их охране.

Будут уметь:

- рисовать птиц;

- изготавливать кормушки, скворечники;

- правильно подбирать корм и подкармливать птиц зимой.

 

 

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов (всего)

Теория

Практика

1

Введение. Животные России.

1

1

-

2

Птицы Ярославской области.

1

1

-

3

Внешнее строение птиц. Лабораторная работа: «Внешнее строение птицы. Строение пера».

1

0,5

0,5

4

Практическая работа: «Рисуем птиц»

1

 

1

5

Места обитания птиц. Голоса птиц. Названия птиц.

1

1

 

6

Экологические группы птиц.

1

   

7

Ласточка, стриж.

1

   

8

Сорока, дятел.

1

   

9

Ворона, галка, воробей.

1

   

10

Сойка,кукушка.

1

   

11

Грач, голубь.

1

   

12

Синица, снегирь, зяблик.

1

   

13

Практическая работа: «Изготовление кормушек»

1

 

1

14

Практическая работа «Развешивание кормушек и подкормка птиц»

1

 

1

15

Глухарь, сова.

1

   

16

Поползень, щегол, королек.

1

   

17

Чайка, жаворонок.

1

   

18

Свиристель.

1

   

19

Практическая работа «Подкормка птиц»

1

 

1

20

Птицы в поселке

1

 

1

21

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

1

   

22

Практическая работа: «Рисуем птиц»

1

 

1

23

Пение птиц. Прослушивание голосов птиц.

1

 

1

24

Практическая работа: «Определение птиц по голосам»

1

 

1

25

Просмотр видеофильма о птицах России

1

1

 

26-27

Подготовка к празднику Дню птиц. Работа над проектами и творческими работами.

1

 

1

28

Праздник День птиц. Развешивание скворечников.

1

 

1

29

Охрана птиц. Красная книга Ярославской области. Птицы.

1

1

 

30

Викторина «Птицы Ярославской области»

1

 

1

31

Конференция. Стихи и рассказы о птицах. Выставка рисунков. Фотовыставка.

1

 

1

32

Подготовка к итоговой конференции

1

   

33

Итоговая конференция (отчет по проектам)

1

 

1

34

Экскурсия в парк «Весенние трели соловья»

1

 

1

 

Литература:

Арманд-Ткаченко «Календарь по охране природы» М. «Просвещение» 1984 год

С.И. Огнев. Биология наших птиц

Грешневиков А. Экологический сборник «Любитель природы» Рыбинск: Рыбинское подворье 2002-2007 и т. д.

Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: пособие для учителя начальных классов М. «Просвещение» 1985 год

Нестеров Е. В., Фадеев И.В.,Пешехонов С.Е. Птицы Москвы Государственный Дарвиновский музей 1997 год

Ситникова Т. Н. Птицы России М.: ВАКО 2012 год

Красная книга Ярославской области

Брэм А.И. Жизнь животных в 3 томах Москва «Терра» 1996 год

Молодова Д.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск 1995год

Дмитриев Ю. Соседи по планете. Птицы. Москва. «Детская литература» 1984 год

Барто П. Пусть поют птицы. Мосвка. «Советская Россия» 1985 год

Материально-технические ресурсы:

Кабинет биологии, компьютер, проектор, СД -диски, диск с записью голосов птиц, чучело голубя,

таблицы.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.