Образовательная программа «Животный мир Ярославской области» (1–4 класс)
МОУ Волжская средняя общеобразовательная школа
Утверждено
Приказ №
Директор школы Иванова И.А.
Образовательная программа
«Животный мир Ярославской области. Птицы»
(2 класс)
Автор: Алексеева С.Н.
учитель биологии
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
В системе начального образования экологическое воспитание является одним из важнейших факторов нравственного, умственного, эстетического развития ребенка. Главным направлением курса является знакомство с природой родного края, животным миром через литературу, живопись, с основами охраны природы. Работа организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны детей, безопасности труда и личной гигиены. Программа решает общеобразовательные задачи, способствует экологическому и нравственному воспитанию учащихся начальной школы. Содержание занятий обогащает природоведческие знания учащихся, формирует навыки экологически правильного поведения детей, интерес к природе, бережное и заботливое отношение к ней, желание охранять и преумножать ее красоту. Учащиеся должны осознать необходимость природоохранной деятельности. Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей, их самостоятельности.
Содержание курса тесно связано с уроками ИЗО, окружающего мира, литературным чтением. В работе используются следующие формы и методы:беседа, рассказ, практические работы, экскурсии, познавательные игры,праздники, экологические акции, проектная деятельность.
Программа разработана для детей 7-10 лет и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы расширяет и углубляет представления о живой природе, ее красоте, природоохранной работе.
Цель: воспитание творческой, активной, экологически грамотной личности, умеющей видеть красоту окружающей природы и бережно к ней относиться.
Задачи:
формирование знаний о природе родного края, разнообразии животного мира Ярославской области;
развитие любознательности через развитие внимания, памяти, наблюдательности;
формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
формирование бережного отношения к природе;
воспитание привычки точного выполнения правил трудовой и экологической культуры, трудолюбия, усидчивости;
формирование умения трудиться в одиночку, в парах, в группах.
Содержание курса:
Введение. Животный мир России. Птицы Ярославской области.
Внешнее строение птиц, оперение. Лабораторная работа «Внешнее строение птицы. Строение пера». Места обитания птиц. Голоса птиц. Названия птиц.
Экологические группы птиц: птицы леса, луга, водоемов и др.. Птицы Ярославской области: сова, чайка, щегол, поползень,воробей, галка, голубь, галка, глухарь, грач, сорока, ворона, дятел, жаворонок, зяблик, кряква, кукушка, ласточка, стриж, синица, снегирь, сойка, свиристель, соловей, королек, чиж и др.. Биология птиц. Птицы в поселке. Домашние птицы. Практические работы: «Рисуем птиц». Практические работы: «Подкармливаем птиц зимой», «Изготовление кормушек», «Изготовление скворечников». Праздник «День птиц». Творческие и проектные работы. Просмотр видеоматериалов.
Охрана птиц. Красная книга Ярославской области. Проектные работы.
Стихи и рассказы о птицах. Конференция. Выставка рисунков. Фотовыставка. Викторина.
Экскурсия в парк: «Весенние трели соловья».Итоговая конференция.
Планируемые результаты.
Личностные:
- потребность в общении с природой;
- чувство доброго и милосердного;
- эстетическое отношение к живым объектам;
- участие в творческом процессе;
- установление рабочих отношений и продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Метапредметные:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и заключения;
- умение работать с различными источниками биологической информации;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера.
Предметные:
Получат знания о:
- многообразии птиц Ярославской области;
- особенностях внешнего строения птиц;
- разнообразии мест обитания, экологических группах птиц;
- биологии птиц Ярославской области;
- птицах, занесенных в Красную книгу Ярославской области и мерах по их охране.
Будут уметь:
- рисовать птиц;
- изготавливать кормушки, скворечники;
- правильно подбирать корм и подкармливать птиц зимой.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Количество часов (всего) |
Теория |
Практика |
1 |
Введение. Животные России. |
1 |
1 |
- |
2 |
Птицы Ярославской области. |
1 |
1 |
- |
3 |
Внешнее строение птиц. Лабораторная работа: «Внешнее строение птицы. Строение пера». |
1 |
0,5 |
0,5 |
4 |
Практическая работа: «Рисуем птиц» |
1 |
1 |
|
5 |
Места обитания птиц. Голоса птиц. Названия птиц. |
1 |
1 |
|
6 |
Экологические группы птиц. |
1 |
||
7 |
Ласточка, стриж. |
1 |
||
8 |
Сорока, дятел. |
1 |
||
9 |
Ворона, галка, воробей. |
1 |
||
10 |
Сойка,кукушка. |
1 |
||
11 |
Грач, голубь. |
1 |
||
12 |
Синица, снегирь, зяблик. |
1 |
||
13 |
Практическая работа: «Изготовление кормушек» |
1 |
1 |
|
14 |
Практическая работа «Развешивание кормушек и подкормка птиц» |
1 |
1 |
|
15 |
Глухарь, сова. |
1 |
||
16 |
Поползень, щегол, королек. |
1 |
||
17 |
Чайка, жаворонок. |
1 |
||
18 |
Свиристель. |
1 |
||
19 |
Практическая работа «Подкормка птиц» |
1 |
1 |
|
20 |
Птицы в поселке |
1 |
1 |
|
21 |
Домашние птицы: куры, утки, индюки. |
1 |
||
22 |
Практическая работа: «Рисуем птиц» |
1 |
1 |
|
23 |
Пение птиц. Прослушивание голосов птиц. |
1 |
1 |
|
24 |
Практическая работа: «Определение птиц по голосам» |
1 |
1 |
|
25 |
Просмотр видеофильма о птицах России |
1 |
1 |
|
26-27 |
Подготовка к празднику Дню птиц. Работа над проектами и творческими работами. |
1 |
1 |
|
28 |
Праздник День птиц. Развешивание скворечников. |
1 |
1 |
|
29 |
Охрана птиц. Красная книга Ярославской области. Птицы. |
1 |
1 |
|
30 |
Викторина «Птицы Ярославской области» |
1 |
1 |
|
31 |
Конференция. Стихи и рассказы о птицах. Выставка рисунков. Фотовыставка. |
1 |
1 |
|
32 |
Подготовка к итоговой конференции |
1 |
||
33 |
Итоговая конференция (отчет по проектам) |
1 |
1 |
|
34 |
Экскурсия в парк «Весенние трели соловья» |
1 |
1 |
Литература:
Арманд-Ткаченко «Календарь по охране природы» М. «Просвещение» 1984 год
С.И. Огнев. Биология наших птиц
Грешневиков А. Экологический сборник «Любитель природы» Рыбинск: Рыбинское подворье 2002-2007 и т. д.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: пособие для учителя начальных классов М. «Просвещение» 1985 год
Нестеров Е. В., Фадеев И.В.,Пешехонов С.Е. Птицы Москвы Государственный Дарвиновский музей 1997 год
Ситникова Т. Н. Птицы России М.: ВАКО 2012 год
Красная книга Ярославской области
Брэм А.И. Жизнь животных в 3 томах Москва «Терра» 1996 год
Молодова Д.П. «Игровые экологические занятия с детьми» Минск 1995год
Дмитриев Ю. Соседи по планете. Птицы. Москва. «Детская литература» 1984 год
Барто П. Пусть поют птицы. Мосвка. «Советская Россия» 1985 год
Материально-технические ресурсы:
Кабинет биологии, компьютер, проектор, СД -диски, диск с записью голосов птиц, чучело голубя,
таблицы.