"Работа над формированием вокально-хоровых навыков в младшем хоре"

2
0
Материал опубликован 20 June

Хоровое пение - наиболее доступная  исполнительская   деятельность школьников.   Правильное   певческое   развитие,  с   учётом    возрастных особенностей и закономерностей  становления  голоса,  способствует  развитию здорового голосового аппарата. Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального образования. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями. Пение не только доставляет поющему удовольствие, но также упражняет и развивает его  слух,  дыхательную  систему,  а  последняя  тесно  связана  с сердечно-сосудистой  системой,   следовательно,   он   невольно,   занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляет свое здоровье. Пение тренирует  также  артикуляционный  аппарат,  без  активной работы которого речь человека становится нечеткой. Правильная ясная  речь характеризует правильное мышление.

1. Характеристика певческих навыков. Методика дыхания.

В младшем школьном возрасте активно развивается мышление, воображение, память, речь. Все это способствует активному музыкальному развитию. В этом возрасте продолжается развитие основных (ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления) и специальных (способности к исполнительским видам деятельности - певческой, музыкально-ритмической, игре на инструментах, творческой) музыкальных способностей. Развиваются и совершенствуются музыкально-сенсорные способности.

На начальном этапе находится развитие вокальных навыков. В возрасте 7-10 лет у ребёнка ещё не сформирован голосовой аппарат - тонкие связки, малоподвижное нёбо, слабое, поверхностное дыхание. Певческое звучание, характеризуется лёгкостью, недостаточной звонкостью и требует бережного к себе обращения. В группе, которую можно назвать подготовительной, ребёнок получает элементарные певческие навыки – правильное положение корпуса при пении, дыхание, артикуляция, звукообразование, резонирование.

Огромную роль  в  звукообразовании  играет   певческое   дыхание.   В зависимости от возраста дыхание видоизменяется. Внимание хормейстера должно быть постоянно направлено на  певческое  дыхание,  естественно,  глубокое  и ровное. Момент образования звука называется атакой.  Различаются три  вида атаки: твердая, мягкая и придыхательная.  При работе с детским хором рекомендуется  предпочитать  мягкую  атаку. Для развития дыхания рекомендует специальные упражнения,  которые повторяются до тех пор, пока правильное дыхание не обратиться в привычку,  в умение, инстинкт.

2. Развитие детского голоса в младшем школьном возрасте.

Голос у человека  появляется   с   момента   рождения   (врожденный, безусловный защитный рефлекс). На базе этого  рефлекса  путем  образования цепных,  условнорефлекторных  реакций,  возникает  разговорный  и  певческий голос. В этом ему помогают и слух, и зрение,  и  артикуляционный  аппарат, очень богатый кинестетическими рецепторами (мышечное чувство). Главную роль в пении выполняет гортань (конечно, совместно в дыхании). Слух является главным  регулятором  и  корректором  певческого   поведения гортани и всего голосового аппарата. Звуковые образы  накапливаются  в кладовых слуховой памяти еще до их использования в речи или  пении. Чем   раньше   это накопление происходит, тем  лучше.   Разницы в устройстве голосового аппарата  у  мальчиков  и  девочек  в  этом возрасте не отмечается. Многие мышцы слабо  развиты.  Школьный  возраст делится   на   три   периода:   1)   домутационный;   2)    мутационный;    3) послемутационный.

Проблема «гудошников»

Значение слуха для пения особенно наглядно  выявилось  при изучении плохой интонации у первоклассников. Большинство плохо  интонирующих  страдало  тем  или  другим  дефектом органов слуха. Для  музыканта  и  певца  острота   слуха   совершенно необходима. Музыканты-педагоги очень часто встречаются в своей практике со случаями так называемого  «немузыкального  слуха».  Причины неточного  интонирования могут быть и иные, нежели низкий уровень развития звуковысотного слуха. Качество вокального  интонирования  у  большинства детей зависит не только от их способности точно  выделить  основную  частоту тона. Если ребенок слышит, что он поет не ту мелодию или  отдельные  звуки, которые заданы учителем, а правильно  спеть  не  может,  то,  следовательно, проблема неумения правильно интонировать заключается не столько  в  качестве звуковысотного слуха, сколько в способе звукообразования. В домутационном периоде было установлено, что качество звуковысотного интонирования тесно связано с  использованием  голосовых  регистров: 

1)  в фальцетном регистре добиться чистоты интонирования легче, чем  в  каком-либо другом; 2)  в  натуральных  регистрах  интонация  чище,  чем  при  смешанном голосообразовании; 3)  причины  фальшивой  интонации  на  отдельных  верхних звуках у певцов связаны с регистровой перегрузкой этих звуков;  4)  неумение правильно интонировать мелодию даже простой песенки  происходит  чаще  всего из-за    использования    детьми    исключительно     грудного     механизма голосообразования. 

         Имея часто неплохой музыкальный слух, они «гудят» в  пределах  2-3-х звуков («гудошники»). Причина в этом не сенсорная, а функциональная, это относится к детям, которые в  процессе  речи   используют   лишь   грудную манеру голосообразования. Речь их отличается   монотонностью,   интонационной неразвитостью, узким звуковым  диапазоном. То же  самое  происходит с голосом, когда  такой  ребенок   естественно   пытается   петь,   используя наработанный в речи грудной механизм фонации. Если учитель сумеет настроить голос такого  «гудошника»  на  фальцетное  звучание,  то  его  звуковысотный диапазон резко  раздвигается  вширь,  и  ребенок  сразу  начинает  правильно интонировать. Таким образом, одна из наиболее часто встречающихся причин  среди  явления  «гудошничества» заключается    в    способе звукообразования.


Вокально-хоровая работа в детском хоре.

Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в  соответствии  с психо-физиологическими особенностями детей разных  возрастных  групп,  каждая из которых имеет свои отличительные  черты  в  механизме  голосообразования.  Воспитание вокально-хоровых навыков требует  от   хористов постоянного  внимания,  а  значит,  интереса   и   трудолюбия.   Пение в детском хоре не только  не  вредно,  но  и  полезно.  Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. В детском хоре следует совершенно исключить форсированное пение. Петь надо не напрягаясь, с максимальной естественностью –  только при соблюдении  этого условия создаются предпосылки для успешного  развития вокальных данных.  Петь слишком высоко или слишком низко тоже нежелательно, потому что голос  может утратить свою звонкость и силу. Только регулярное пение в удобном диапазоне помогает развить голос. Бывает так, что точно петь мелодию детям мешает и простуда (хрипота).  Вот почему  нужно  беседовать  с  детьми  о  том,  как  бережно относиться к своему голосу. Звук образующийся в гортани, очень слаб, и его усиление, а  также тембровая  окраска  происходит  во  время  попадания  звука  в  пространства (полости), называемые резонаторами.  В младшем хоре у детей  преобладает верхний резонатор. У более старших детей постепенно появляется  грудной резонатор. Формирование грудного резонатора –  ответственный  период  для юного певца. В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью, звонкостью и нежностью звука. Они делятся на  дисканты  и  альт.  Дискант  – высокий детский голос, его диапазон до1 – соль 2, альт – низкий детский  голос,  его  диапазон – соль –  ми2.  Различают три  этапа  развития  детского  голоса, каждому из которых соответствует определенная возрастная группа. 

1. 7-10 лет. Голоса мальчиков    девочек, в общем, однородны и почти  все  – дисканты. Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий фальцет, при  котором  вибрируют только края  голосовых связок (неполное смыкание  голосовой  щели). 

2. 11-13 лет, предмутационный период. К 11 годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки грудного звучания.  В связи с развитием грудной клетки, более углубленным  дыханием,  голос  начинает звучать более полно и  насыщенно.  Голоса мальчиков явственно делятся  на дисканты и альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим – до2. В этом возрасте в  диапазоне  детских  голосов,  как  и  у  взрослых, различают  три  регистра:  головной,  смешанный  (микстовый)  и   грудной.  У девочек преобладает звучание головного регистра и явного различия в тембрах сопрано  и  альтов  не  наблюдается.  Основную часть диапазона  составляет центральный регистр, имеющий  от  природы  смешанный  тип  звукообразования. Мальчики пользуются одним регистром, чаще грудным. В предмутационный период голоса приобретают тембровую определенность и характерные индивидуальные черты, свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает желание петь, появляются  тенденции  к  пению  в  более  низкой  тесситуре,  голос  звучит неустойчиво,  интонация  затруднена.  У дискантов   исчезает   полётность, подвижность. Альты звучат массивнее. Крикливое пение может нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Перенапряженное звучание не может считаться целесообразным ни  для развития детского голоса, ни быть приемлемым с  эстетической  точки  зрения. Поиски оптимального звучания голоса  связаны  с  работой  над  устранением различных недостатков в функционировании голосового аппарата  певца.  На первых   занятиях, следует   использовать   несложные по диапазону, но яркие по музыкальному материалу миниатюры. В каждой песне первоклассники осваивают звуковысотное движение мелодии с помощью двигательных, наглядных приёмов, что способствует координации слуха и голоса, точному воспроизведению звуков по высоте.

К концу второго года обучения середина певческого  диапазона (ми1- си1)  ребёнка укрепляется и совершенствуется, окраска  звука  становится  разнообразной  в зависимости от характера и содержания песни. С третьего  года  обучения  звучание  голоса  выравнивается  на  всём диапазоне до1-ре2(ми2).

3. Педагогические условия развития певческих навыков младшего школьного возраста.

У младших школьников происходит становление характерных   качеств певческого голоса,   поэтому  тембры  детских   голосов   должны   постоянно находиться в центре внимания учителя. Особое значение   имеет   высокохудожественный    песенный репертуар, по принципу его доступности, который осваивается в определённой системе и последовательности. Успех работы зависит от умений учителя, знаний, из  реальных  певческих  возможностей  детей и  учёта  возрастных особенностей  детского  голоса,   дифференцированного  подхода  к  детям  при формировании у них певческих  навыков,  развитии  музыкальных  и  творческих способностей.  По ходу разучивания песни дети  получают  элементарные  сведения  о музыке,  средствах  музыкальной  выразительности;  при  разборе   содержания знакомятся  с  основными  терминами,  определяющими  характер  произведения, темп,  динамику; Выразительность исполнения формируется на основе осмысленности  содержания  и его   эмоционального    переживания    детьми, это и есть  результат развития  слуха. Выразительность вокального исполнения является признаком вокальной   культуры.   В   ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему через исполнение и передачу определенного художественного образа. 


4. ПРОБЛЕМА   ВОКАЛЬНО-ХОРОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, НАУЧНОИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЛИТЕРАТУР

В области методики вокального воспитания детей хотелось бы

отметить статьи и очерки С.Гладкой,  Н.Тевлина, Н.Черноиваненко, Л.Дмитриева, О.Апраксиной, Л.Безбородова, Г.Стулова и многих других.

В статье Г. Урбановича «Певческий  голос  учителя»  довольно  подробно разбирается,  какими  вокальными  навыками  должен  обладать   преподаватель. В своём очерке он пишет о том, что голос  является  главным  орудием учителя: «В  задачу учителя входит не только умение петь, но и  умение  петь так красиво, чтобы  его голос нравился детям. Учитель должен уметь  петь  и без  музыкального   сопровождения  и   аккомпанируя   себе   на   музыкальном инструменте,  обладать  большой  палитрой  голосовых  красок,  разнообразием тембра, необходимым рабочим диапазоном, владеть динамикой своего  голоса  и, наконец, хорошо говорить, рассказывать, объяснять...» 

Далее на уроках продолжается активизация ритмического чувства в музыкально - ритмических движениях. В работе используются  методы,  предложенные  Л.  Г. Дмитриевым и Н. М. Черноиваненко:

Развитие вокально-хоровых навыков в процессе обучения пению  младших школьников содержит в себе несколько этапов, в зависимости  от  поставленных на каждом этапе задач.

1-ый период: подготовительный или ознакомительный. Впервые дети узнают кто такой дирижер и что такое хор.

2-ой период:   первичное   освоение   певческих   навыков   (дыхание, звукообразование, дикция).

Во время работы над первичными певческими навыками у детей выделяется ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание. У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию; некрасивый тембр; пропуск согласных в конце и их искажение; неумение правильно взять  дыхание,  что  приводит  к  шумному  вздоху  и стремительному выдоху; использование твёрдой, активной  подачи  звука,  которое  может  вызвать форсированное пение;  невосприимчивость к музыке. Этот период подразумевает под собой долгую  и  кропотливую  работу. Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие всех навыков хорового пения (организация времени). В процессе развития хоровых навыков  у  младших  школьников  следует закреплять  совершенствовать  и   закреплять   полученные   умения,   а   не останавливаться на достигнутом: необходимо обращаться к логике детей  для получения некоторых выводов  и обобщений. Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением; использовать в репертуаре разных по настроению произведений;  повышать требования к исполнению.    

3-ий период: даёт возможность  сосредоточить   максимум   внимания   учеников   на художественно - исполнительных  задачах  –  сознательное  восприятие  текста,   ясное, выразительное произношение текста при пении, напевность звука.

            Условия: чтобы стимулировать стремление учащихся к певческой деятельности, необходимо разработать возможные условия для поощрения, систему оценивания умений;

сформировать у учащихся устойчивый интерес к хоровому пению, певческим  навыкам;

развитие музыкальных способностей детей;

приобщение учащихся к высокому миру искусства и полноценное его освоение посредством хорового обучения на начальном этапе и созданием ярких эстетических впечатлений.

благоприятная эмоциональная атмосфера;

 творческие занятия должны доставлять радость;

 нужен интерес окружающих к замыслам ребенка, дружеское обсуждение;

 уважение результатов работы маленького творца.

Необходимо программное обеспечение;

Компьютеры, подключенные к сети с доступом в Интернет;

Наглядные пособия, нотно-методический материал;

Сценические микрофоны, фонограммы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В предлагаемой   работе была рассмотрена проблема становления навыков хорового пения   у детей младшего школьного возраста. Музыкально-хоровое воспитание является частью интегрированной системы подготовки личности. Через хоровую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре, а   коллективное   пение   –   это   прекрасная   психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших  человеческих качеств.   В хорах   дети   приобретают   навыки   музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя в искусстве.  


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов К.П. «Работа над дикцией  в хоре». Москва «Музыка» 1967 год.

2.  Гладкая С.  «О  формировании  певческих  навыков  на  уроках  музыки  в  начальных классах» в кн. «Музыкальное воспитание  в  школе».  Выпуск  14. Москва 1989 год.  

3.  Карасёв А.Н.  «Методика пения».  Стулова Г.Г. «Хоровой класс» Москва  Просвещение» 1988 год. 

4.  Г.П. Стулова «Развитие детского  голоса  в  процессе  обучения  пению»

      (Москва, издательство «Прометей» МПГУ им. В.И. Ленина, 1992 г.).

5.  Г.А. Струве «Школьный хор» (Москва, Просвещение, 1981 г.)

6.  Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн.  «Музыкальное  воспитание  в школе». Выпуск 15 Москва 1982 год.

7.  Черноиваненко Н. «Формирование   творческих   способностей   младших школьников в певческой деятельности»  в  кн.  «Музыкальное  воспитание  в школе». Москва «Просвещение»1989 год.

8.  «Развитие детского голоса» (ред. В.Н. Шацкой) (Москва, 1963 г.).

9.  «Детский голос» (Экспериментальные исследования)  под редакцией  В.Н. Шацкой. Издательство «Педагогика», Москва, 1970 г. 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей