12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ахметшина Гульнара Фазыловна28

Разработка методики обучения по написанию конспекта.

Автор: Ахметшина Гульнара Фазыловна, учитель русского языка и литературы МБОУ “Гимназия №30 им. Железной Дивизии»


Современному школьнику обязательно придется, готовясь к урокам, работать с первоисточниками, с материалами лекций, поэтому он должен уметь извлекать и соответствующим образом обрабатывать информацию, т.е. уметь конспектировать.

Такие виды вторичных текстов, как аннотация и конспект, характеризуются общеучебной направленностью, а их жанровые особенности во многом сходны: содержание первичных текстов воспроизводится кратко (в сокращенном виде); в основе создания лежат определенные приемы работы с исходным текстом; вторичные тексты оформляются с помощью соответствующих речевых средств (клишированных или взятых из содержания первичного текста) [Ипполитова Н.А.,2010, с. 4].

Разработанный урок по формированию умения конспектировать включал несколько основных моментов:

1. Сообщение теоретических сведений о конспектировании, о конспекте как особом виде вторичного текста. Урок начался с целеполагания и беседы, подчеркивающей значение умения составлять конспект, необходимого человеку любой профессии.

2. Работа с текстом и созданным по нему готовым конспектом (Ивин А.А. «Дискуссия»). Учащимся в парной работе предлагались задания:прочитать текст, написанный к нему конспект, подчеркнуть карандашом и подписать сверху те приемы сжатия текста, которые вы обнаружили, а также ответить на вопрос: чем же отличается конспект от других видов вторичных текстов?

3. Проверка выполненного задания. Ученики зачитали то, что подчеркнули, озвучили приемы компрессии — исключение второстепенной информации (уточняющих и поясняющих конструкций, одного или нескольких предложений); свертывание исходной информации за счет обобщения; упрощение (слияние нескольких предложений в одно). Учащиеся отметили, что в конспекте используются сокращения, графические выделения шрифтом и цветом.

4. Знакомство с памяткой «Как написать конспект»

Чтобы законспектировать прочитанное, нужно:

1. Сформулировать тему, основную мысль текста, главную мысль каждого абзаца или обозначить смысловые вехи текста.

2. Добавить к главной мысли каждого абзаца (каждой смысловой части) примеры (если это необходимо).

3. Определить, какие части текста необходимо привести дословно; использовать сокращения слов, рисунки-символы, графические и условные обозначения.

5. Работа с текстом. Чтение текста учителем. Речеведческая работа: информация об авторе текста, словарная работа, определение темы, идеи, стиля текста.

6. Конспектирование текста. Групповая работа. Детям было дано задание:Разделиться на группы по 4 человека (по рядом стоящим партам) и составить один конспект на группу. При этом каждый член группы должен был сократить свой абзац (в тексте 4 абзаца, соответственно, каждому по абзацу). Затем каждый представляет свой законспектированный абзац, обсуждается в группе и записывается на контрольный листочек. Далее один защищает групповой конспект перед всем классом.

7. Проверка выполненного задания. Подведение итогов. Рефлексия.

Все группы справились с заданием. Представляем лучший конспект, выбранный всем классом по итогам голосования.

Все кактусы обладают великолепным набором приспособлений к жизни. Даже в самое сухое время они до отказа наполнены водой. Не так-то просто подступиться к кактусам: они ощетинились острыми, крепкими и длинными шипами. Это грозное оружие - преображенные листья. Обязанности же листьев выполняет само кактусовое тело. Кожица его толстого стебля пронизана устьицами, под которой залегают зеленые зерна хлорофилла. А совсем не нужные этому растению расточители влаги - нежные листья превратились в жесткие колючки-защитники.

Самые большие кактусы (канделябры) поднимаются над сухими холмами на высоту трех-, а то и пятиэтажного дома и хранят в себе до шести тонн воды (2 авт. цисцерны). Как умудряется растение собирать здесь такое богатство? (почва как цемент).

Его неглубокие, но длинные корни раскинулись во все стороны на 20-30 метров. В сухие бездождевые сезоны каждый кактусовый корешок словно бы притаится, замрет, а кончик у него даже совсем отсохнет. Но с приходом дождей растение начинает жадно, неустанно всасывать свежую воду, пока полностью не зальет свои просторные емкости.

Кактусу уже не страшно днем. Чтобы не отдавать ни капли из своих сбережений, он плотно сомкнет устьица. Только ночью он открывает их, вбирая с воздухом необходимый углекислый газ. Таким способом и еще какими-то пока не совсем ясными науке ухищрениями растению удается необычайно долго сохранять накопленное в дожди богатство. (Я. Марголин)

Учащимися был сделан вывод, что главным в конспектировании является умение отбора наиболее ценной информации.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.