Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 300-летнему юбилею М.В. Ломоносова для детей 1–5 классов коррекционной школы 8 вида «Свет русской науки»
Сценарий внеклассного мероприятия , посвящённого 300-летнему юбилею М. В.Ломоносова для детей 1-5 классов коррекционной школы 8 вида №14 г. Котласа
« Свет русской науки».
Цель: Познакомить детей с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова ,показав его вклад в развитии России.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания детей ,полученные на уроках, внеклассных часах и клубных занятиях о жизни и деятельности Ломоносова в различных науках;
- расширять представления детей о явлениях и предметах окружающей действительности ;
- развивать познавательную активность учащихся в элементарной исследовательской деятельности;
Коррекционно – развивающие :
-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- развивать наблюдательность ,умение анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать элементарные выводы;
- развивать диалогическую речь воспитанников через речевую игру – инсценировку «Иванушка»,беседу ,ответы на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за гениального земляка;
-воспитывать активность , инициативность детей, наблюдательность ;
- воспитывать интерес к познанию мира.
Ход мероприятия
Сегодня, ребята ,мы совершим необычное путешествие в прошлое…Поможет нам в этом МАШИНА ВРЕМЕНИ.
Установим счётчик времени на 16 век..Готовы????3..2..1..отправляемся ….(разноцветные лампы и музыка)
Строптивый сын Архангельских поморов
Прямой как ветер северной реки…
Он сохранял неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки
Не он ли в школе Законоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И с меткостью монахов удивлял?
В неё вошел, достойных славы россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившейся под северной звездой.
1 Вот мы и очутились в с вами в те давние времена в деревне Мишанинской Двинского уезда Архангельской губернии (звучит музыка)в семье помора. (картинка изба)
Поморы были всегда гостеприимны и щедры. Не зря в народе бытовали выражения: "Кого Бог полюбил, тому гостя послал", (приглашает детей в крестьянскую избу).
- Северное солнышко поднялось над лесом, петухи пропели свою раннюю
песню и начался день в семье Ломоносова.
Елена Ивановна, мать Михайло Василий Дорофеевич , отец Михайло
-
В ноябре месяце родился в семье Ломоносовых единственный сын - Михайлушка. Очень любили его родители. Родители знали, что растят себе трудовую смену, помощника. Елена Ивановна всегда пела ему колыбельные песенки:
- Давайте все вместе споём колыбельную, поможем усыпить Михайлушку.
- Дети поют:
"Баю-бай, баю-бай,
Рыбка - семга приплывай,
Михайлушку поджидай,
Михайлушка подрастет
С папкой на море пойдет.
2 Перенесёмся ещё на несколько лет вперёд ..(машина времени…,музыка)
Шли годы, вот Михайло уже 10 лет.
Поморы начинали рано приучать своих детей к труду. Мальчики 10 лет (чуть постарше вас) ходили со взрослыми мужчинами в море. И Михайло тоже ловил с отцом рыбу , да и обращал внимание на природу, был очень любознательным мальчиком(иллюстрация рыбалка). Рос сильным, смелым мальчиком.
Но как и все дети он любил играть в разные игры -Эй, честной народ, кто играть идет?
А вы знаете какие первые стихи сочинил Михаил Ломоносов Вот они:
Услышали мухи
Медовые духи,
Прилетели, сели,
В радости запели...
Это будет у нас считалка, давайте выберем кто будет играть в игру…
Юные поморы состязались в силе и ловкости. Давайте попробуем
и мы свои силы.
игры…"Перетягивание каната", "Попади в цель". "Прорыв цепи", "Золотые ворота".
Люди в старину не только много работали, но и любили отдыхать, красиво устраивали праздники. А на праздниках песни пели да хороводы водили.
- Вставайте, добры молодцы да девицы-красавицы в хоровод .(хоровод «Березка)
Ломоносов с детства мечтал учиться. Из всех жителей деревни был самым грамотным, самым умным.
Когда Михаилу Ломоносову исполнилось 11 лет он очень быстро освоил грамоту. Он любил читать. Первыми
его книгами были: "Грамматика", "Арифметика", . Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Шубный и местный дьяк Семен Сабельников.
Свои первые стихи – Михаил написал, когда был ещё учеником. Вы их уже слышали.
Конечно, это самые простые, первые стихи Ломоносова, но с них и начинался Ломоносов как поэт (слово на доску)
Михаил был очень смелым, настойчивым, поэтому он пешком отправляется в Москву продолжать обучение.
Ломоносову было 19 лет, когда он ушел в Москву учиться наукам разным.
" Шел, от мороза пряча руки,
В Москву ходок из Холмогор.
Крутая вьюга заметала
Обоза северного след.
И ничего еще не знала
Москва про университет.
В котомке лук и корка хлеба,
Но он предвидел эту быль,
Когда в распахнутое небо
Вонзился твой высокий шпиль.
Когда смирится космос грозный,
Разымет атомы рука
И встанет он, одетый в бронзу,
Перед Россией на века! "
Вы все прослушали на классных часах беседы о Ломоносове, посмотрели презентацию, а теперь поиграем в игру
«ДА или НЕТ» (Узнаем что вы запомнили ?)
Вот вопросики на деревце ,срывайте по одному и отвечайте…хором
- Михаил Ломоносов родился в Архангельской области? (Да)
- Он был из дворянской семьи? (Нет)
- Михаил помогал отцу с 10 лет? (Да)
- Его первой книгой была энциклопедия "Все обо всем"? (Нет)
- Вы гордитесь таким замечательным земляком? (Да)
3 Машина времени опять заработала и мы перенеслись ещё на несколько лет вперёд… И мы попали в художественную мастерскую ,потому ,что Ломоносов был и художником он создавал разноцветное стекло (смальту) для мозаики и изготавливал мозаичные картины. Давайте тоже попробуем создать свои
мозаики. ХУДОЖНИК
(Разрезаны рисунки предметов: бабочка, цветы, солнце, облака, деревья, дом, грибы, река, рыбы)
- Вы отлично справились с заданием. (Вывешивание работ на доску.)
- Посмотрите, какая красивая мозаика у нас получилась. А это наши работы на уроках труда и в группах продлённого дня.
4 Машина времени….Мы очутились в лаборатории "Эврика", чтобы ,провести некоторые опыты по физике
Ломоносов принадлежит к тому кругу ученых в истории мировой науки, чье имя связано с развитием целого ряда наук.
Ломоносов был ещё и ФИЗИКОМ
Перед вами магниты. Кто из вас знает свойства магнита? (ответы детей)А теперь мы проверим. Я предлагаю к магниту поднести скрепку, а к ней присоединить другую. Что показывает этот опыт? Магнит электризует ме-
таллические предметы, а также намагничивает их. Цепочка образовалась потому, что скрепки тоже стали магнитами, они намагнитились. Мы с вами сделали открытие …,что благодаря магниту металлы притягиваются!
Предлагаю вам немного побыть учёными-химиками и провести один опыт. Провести простейший опыт по окрашиванию воды марганцовкой или йодом. Молекулы воды под воздействием других, окрашенных молекул тоже окрашиваются!!!Ломоносов -ХИМИК
(Чудесный мешочек ) предметы: перо, бумага, чернильница; колбы, пробирки, камни; цветные стёкла. Давайте внимательно рассмотрим это предметы. Как вы думаете, для чего они нужны? (ответы детей: перо и бумага – чтобы писать, колбы и пробирки – чтобы проводить опыты, цветные стёкла – чтобы делать красивую мозаику)
А кому бы могли принадлежать все эти предметы? (ответы детей: поэту, писателю, художнику, учёному)
Все эти предметы могли бы принадлежать очень известному человеку, нашему земляку – Михаилу Васильевичу Ломоносову.
Аещё М.В. Ломоносов составил "Полярную карту" "Рассуждения о происхождении ледяных гор в северных морях". . Значит, Михаил Васильевич был ещё
и географом.
Многое мы узнали о М.В. Ломоносове. Давайте вспомним, кем был и чем занимался Ломоносов в своей
жизни. (Дети отвечают, что Ломоносов – художник, учёный, поэт, географ, физик, химик…)
И последнее задание отгадайте слово ,которое составлено из недописанных букв.
После проведения праздника детям был дан кроссворд, который необходимо было разгадать, после усышанной информации о Ломоносове.
Конкурс кроссвордов о М. В. Ломоносове
Вопросы:
1)Главный город поморского края во времена М.В.Ломоносова.
2) Город, куда отправился Ломоносов пешком.
3) Старорусское разговорное имя.
4) В каком месяце родился Ломоносов.
5)На берегу какой реки вырос Ломоносов.
6) Способ создания изображения из маленьких элементов.
7) Родная деревенька Ломоносова.
8)Коренное русское население на берегу Белого моря.
9)Часть света, которую восхвалял Ломоносов.
10) Великий сын земли северной.
1 |
10 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
|
1 |
|
10 |
|
|
|
|
|
|
||||
|
2 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
3 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
4 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
5 |
|
|
|
|
|
|||||||
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
8 |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
9 |
|
|
|
|
|
Мы – ребята из коррекционной школы №14 города Котласа решили составить кроссворд о Ломоносове. К юбилею Ломоносова в нашей школе проводится очень много конкурсов, бесед, КВНов и мы активно принимаем в них участие. Эту работу мы начали с посещения библиотеки, посмотрев там презентацию о Ломоносове. Затем провели несколько бесед и викторин на эту же тему, когда информации накопилось достаточно, чтобы составить простейший кроссворд о Ломоносове. Мы собрались за круглым столом и у нас закипела работа… Оказывается для нас составить кроссворд оказалось не так уж и просто. Но, приложив все силы и знания, мы составили кроссворд о великом русском учёном, человеке энциклопедических знаний и нашем земляке, где отразили все его автобиографические моменты. Этот кроссворд мы посылаем на ваш строгий суд и надеемся, что он пригодится в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Ответы на кроссворд
Х |
О |
Л |
М |
О |
Г |
О |
Р |
Ы |
|||||||||||||||||||||
М |
О |
С |
К |
В |
А |
||||||||||||||||||||||||
М |
И |
Х |
А |
Й |
Л |
О |
|||||||||||||||||||||||
Н |
О |
Я |
Б |
Р |
Ь |
||||||||||||||||||||||||
Д |
В |
И |
Н |
А |
|||||||||||||||||||||||||
М |
О |
З |
А |
И |
К |
А |
|||||||||||||||||||||||
М |
И |
Ш |
А |
Н |
И |
Н |
С |
К |
А |
Я |
|||||||||||||||||||
П |
О |
М |
О |
Р |
Ы |
||||||||||||||||||||||||
С |
Е |
В |
Е |
Р |
1) Главный город поморского края во времена М.В.Ломоносова.
2) Город, куда отправился Ломоносов пешком.
3) Старорусское разговорное имя.
4)В каком месяце родился Ломоносов.
5) На берегу какой реки вырос Ломоносов.
6) Способ создания изображения из маленьких элементов.
7) Родная деревенька Ломоносова.
8) Коренное русское население на берегу Белого моря.
9)Часть света, которую восхвалял Ломоносов.
10) Великий сын земли северной.
Светлана
Кушнарева Татьяна Николаевна
Светлана
Елена Гаврииловна Гончарова
Светлана