Конспект внеклассного мероприятия «Игра-путешествие "Ломоносовский обоз", посвящённая 310-летию М.В. Ломоносова»
Корнишина Марина Васильевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Конёвская школа»
с. Конёво
Плесецкого района
Архангельской области
Игра-путешествие
«Ломоносовский обоз»,
посвящённая 310-летию М.В.Ломоносова
Цель: обобщить и закрепить знания обучающихся о жизни, научной деятельности и творчестве М.В. Ломоносова.
Задачи игры: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова
способствовать развитию познавательных способностей обучающихся
воспитывать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова
пробуждать у детей чувства гордости, уважения и любви к своему краю
Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, презентация, листы с заданиями, черный ящик, бисер, фарфоровая чашка, бумага, ручки, материал для создания мозаичной картины или пазлы мозаики М.Ломоносова. Также необходимо заранее приготовить с учащимся стихи, сценки, песни и танцы, которые будут показаны во время игры.
Ход игры
(Слайд 1.)
Вед. Вечер, посвящённый Великому сыну Севера, архангельскому знаменитому учёному М.В.Ломоносову открываем гимном Архангельской области. Просим всех встать и присоединиться к исполнению гимна (На сцене учащиеся 3-4 класса, можно заменить аудиофайлом)
(Слайд 2.)
ГИМНА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (СЛОВА Н.К.МЕШКО)
Здесь Ломоносов
Великий родился,
Мудростью мир осветил,
Былинные сказы,
Загадки природы
В научную быль воплотил.
Край наш поморский
В движении и силе,
Ему по плечу Новый век!
Космос, богатства,
Глубины морские -
Все покорит человек!
Край наш поморский
Могуч и прекрасен!
Его не забудешь вовек.
Манят отважных
Бескрайние дали,
Где не ступал человек!
Здесь по Петрову
Веленью из моря
Ряд белокрылых
Фрегатов восстал.
И колыбелью Российского флота
Край наш Архангельский стал.
(Слайд 3.)
Чтец: стих о Ломоносове Марфы Крюковой.
Вед. На послушаньице, как красиво сказала Марфа Крюкова в стихотворении, прозвучавшем в зале, приглашаем всех на послушаньице: послушать о нашем великом земляке, о жизни и творческом пути игрой «Ломоносовский обоз». В игре участвуют две сборные команды 7-11 классов. 1 команда «Трескоеды» (выходят на сцену), 2 команда «Зуйки» (выходят на сцену)
В 2011 году в России был организован проект «Ломоносовский обоз», архангельские, московские и из других регионов школьники проехали путём нашего земляка из Холмогор до Москвы. И мы вам предлагаем виртуально повторить этот путь. Поможет нам совершить путешествие карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву». (Слайд 4.)Мы сделаем несколько остановок, где вас ждут разнообразные задания.
Жюри будет следить за игрой
Правила игры: задаётся вопрос, команда обсуждает, поднимает сигнальный круг, за правильный ответ начисляет жюри 100 вёрст; если команда не знает ответ или даёт неправильный ответ, вопрос уходит в зал, команда, которая больше наберёт вёрст – победитель. Итак, в путь.
Отправная точка – с.Ломоносово
М.В. Ломоносов родился на севере Архангельской области, в нижнем течении реки Северная Двина в районе села Холмогоры. В этом месте река разделяется на несколько рукавов и проливов, которые обтекают 9 островов, близко расположенных друг к другу. Одни острова - болотистые, другие - песчаные отмели. А остров, на котором родился великий учёный, - холмист, с многочисленными деревнями и погостами. Одна из этих деревень и стала родиной Ломоносова, в просторечье её называли Болото. (Слайд 5.)
Вопрос: дайте название острова, на котором родился учёный и деревни - 100 вёрст. (Ответ: на Курострове, в деревне Мишанинской)
Вед.: отправляемся в путь, (звук дорожных бубенцов, слайд 6)
1 остановка – Сийский монастырь (звуки вьюги, слайд 7).
Суров русский Север. Теплые дни – всего3 месяца, а остальное время – зимушка-зима с трескучими морозами, вьюгами и метелями. В один из зимних дней ушел Михайло из дома, вопреки воле отца. Что его влекло, что гнало из дома? Давайте посмотрим. Отрывок из поэмы Н.Некрасова «Юность Ломоносова» покажут учащиеся 6 класса.
Вопрос в зал: Что его влекло, что гнало из дома? “Жажда знаний была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей” А.С.Пушкин.
Чтец: Старик, сосед по Холмогорам,
Руками жёсткими стуча,
Приблизился к Михайле: - Скоро
Ты обратишься в москвича.
Гляди, да станешь барин грозный,
Забудешь, где и кем рождён!.. –
Потом подумал и серьёзно
Добавил на прощанье он:
- Пришёл не к батюшке родному,
Ты никому не нужен тут…
Ходи всю ночь от дома к дому –
Нигде приюта не дадут.
Вот кулебяки, пригодятся!
Бери же, что за разговор…
Ещё придётся поскитаться,
Но ты держись: ведь ты помор!
Пошёл Михайло Ломоносов,
Сдержав рыдание с трудом.
Трещат деревья от мороза,
В снегу, как в шубе, каждый дом
Он шёл навстречу бури снежной
К большой мечте – за шагом шаг…
Уже тогда была безбрежной
Его поморская душа.
Задание командам: Исправьте ошибки в тексте (слайд 8) «В ноябре 1735 года вышел Михайло из дому и побежал догонять вереницу телег с рыболовными сетями. Эти телеги ещё утром отправились в Москву. С собой было у Михайла 3 тысячи рублей, взятых взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – математика и букварь. М.Ломоносов называл их «вратами своей учёности». Телеги он догнал через 3 недели. Добирался до Москвы месяц» (Ошибки: обоз с мороженой рыбой, 3 рубля, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, догнал обоз через 3 дня, до Москвы добирался 3 недели).
«Литературная пауза». Пока команды готовятся, наши чтецы познакомят нас со стихами М.В. Ломоносова (чтение стихов М.Ломоносова).
Команды озвучивают ответы.
Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 9)
2 остановка – Емецк. Задание «Заморочки из бочки», слайд 10 (задаются вопросы, команда, поднявшая сигнальный круг, отвечает первой):
Кого называл М. Ломоносов «закоренелою во злобе бабой»? (мачеху)
Сколькими языками владел человек, которого А.С.Пушкин назвал “нашим первым университетом”? (11 знал, на 20 мог читать, итого – 31.)
В какой армии пришлось послужить помимо своей воли Ломоносову? (немецкой)
(Приключение в Германии: зашёл в трактир, денег не было, но можно погреться. Но тут вошла группа немецких солдат с офицером, предложили бедному студенту поужинать с ними. Но у офицера на самом деле была менее благородная цель, напоили Ломоносова вином до беспамятства. А утром он проснулся солдатом прусской армии. Вопрос в зал: почему ломоносов привлёк внимание немецкого офицера? Такой богатырь должен принести пользу Германии. Никто не мог сбежать из немецкой армии, а Ломоносову удалось).
Какую область науки называл М.В.Ломоносов «своей утехой»? (Ломоносов к собственному поэтическому творчеству: «Стихотворство - моя утеха, физика - мои упражнения»)
О какой букве русского алфавита Ломоносов сердито сказал: «немой место занял, подобно как пятое колесо»? Назовите эту букву. (Буква ер (ъ), так называемый твёрдый знак, сейчас считается полезной буквой. Она выполняет всегда одну и ту же работу: отделяет согласную приставки от гласной (подъём, объезд). А до реформы 1917—1918 годов твёрдый знак писался в конце слов после твёрдых согласных, например: домъ, дубъ, ехалъ, городъ. Как только не называли ер: "бездельником", "лодырем", "дармоедом", "разбойником", "кровососом"! И действительно, буква эта на конце слова пожирала более 8 % времени и бумаги).
Послушайте отрывок из поэмы Алексея Маркова «Михайло Ломоносов» и ответьте на вопрос: Что такое калькулюс, который ни разу не повесили на Ломоносова, в отличие от других учеников академии? (Калькулюс — бумажный свиток, вешался на шею ученикам, которые делали ошибку по латыни).
Пришел латыни обучаться
Детина в двадцать с лишним лет...
— Он, может, русский наш Гораций?
Он, может, первый наш поэт?
Ни разу калькулюс, однако,
Повесить не пришлось ему.
Всегда у нас висит, собака,—
Другой ответствовал тому.
Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 11)
3 остановка – Шенкурск. Велика научная слава Ломоносова. Его фамилия стала ещё при жизни известна далеко за пределами России: в мае 1760 г. его избирают почетным членом Шведской Академии наук, а в апреле 1764 г. — почетным членом Академии наук Болонского института. А знаете ли вы, что означает фамилия учёного, помогла ли она ему? Учащиеся 5а класса покажут сценку «Хорошо ли быть Ломоносовым?» Запишите все версии о том, что означает фамилия Ломоносовых.
Сценка «Хорошо ли быть Ломоносовым?»
Пришел Мишанька зимним вечером к деду Луке, сбросил на лавку шубейку, спихнул валенки, стряхнул с головы шапку и вздохнул устало:
- Хорошо быть Дудиными! Всего вдоволь: богачества, книг, светильников разных.
-А ты попросись, может, тебя в пасынки примут, - посоветовал дед.
-Хорошо …,-машинально повторил Мишанька.
-А Ломоносовыми стало быть нехорошо? - подскочил уязвленный дед. - Да чем они-то нас лучше? Мне свое имя дорого, вот за него я и стою. За имя ЛОМОНОСОВА, дарованное мне предками.
-Вот так разошелся у нас дедушко! - с деловитостью хозяйки посетовала бабка Матрена.
-А ты, старая, не суйся в мужской разговор. То дело не бабье! Я желаю доподлинно рассказать, что такое есть фамилия ЛОМОНОСОВЫ. Ты хоть в слово-то само вслушайся, каково звучит! ЛОМОНОСОВ! А у них Ду-ди-ны…Эва, сравнил,- дуду с воеводой.
-А ломаный нос хорошо ли?! - (Мишанька)
-А хошь бы и ломаный нос! Не у человека же! У судна, у лодки, у корабля. (Бабка)
-А полуостровы как называются? (Дед)
-Нельмин Нос, Канин Нос! (Мишанька)
-Воот! А слыхивал ли ты о траве ломоносе? А ломаник кто таковой? Ломаник - есть могутный человек, силач то есть. Вот сколь толкований, а дуда, как ни раскинь, всего-то и есть свистулька зряшная.
-Будя ужо, - осадила Матрена,- развоевался Аника - воин. Внук с улицы пришел, угостить надо, чем ни то. А ты свой сказ и вдругорядь расскажешь.
-Род наш, Ломоносовский, начало свое ведет от времен Ивана Грозного. Помни : ты –ЛОМОНОСОВ!
Команды записывают и озвучивают ответы
Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 12)
4 остановка – Вельск. Задание «Доскажи словечко» (выдать командам листы с цитатами):
Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без ………( грамматики).
Неусыпный …………………препятства преодолевает... М.В.Ломоносов (труд)
Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением…………………..(услаждение минется, а худое останется).
……………………уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит. (Математику)
Разум с помощью ……………. проникает в тайны вещества, указывает, где истина. (науки)
За общую пользу, а особливо за утверждение науки в Отечестве, и против ……. восстать за грех не ставлю (отца своего родного)
"Истинный химик должен быть теоретиком и …"(практиком, а также и философом)
"Слеп физик без …, сухорук без химии" (математики)
(Наука )…………………есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии — украшение, везде верный и безотлучный спутник.
Вед.: Пока команды работают, приглашаем всех послушать стихотворные поздравления, сочиненные учащимися в честь юбилея нашего земляка (читают учащиеся школы).
Листы команд сдаются жюри, задания идут в зал зрителям, ответы озвучиваются, слайды 13-15
Вед.: В любой интеллектуальной игре есть музыкальная пауза. И мы приглашаем команды в зал отдохнуть. Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было "утверждение наук в отечестве"и процветание России, очень любил ученый свою родину. А что значат для вас слова «родина», «Россия». Могли бы вы пожертвовать чем-то ради процветания своей страны? Задумайтесь над этим. Песню «Россия» и танец исполнят учащиеся 5 классов.
Команды приглашаем на свои места.
Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 16)
5 остановка – Вологда. Видное место в творческой деятельности Ломоносова занимало конструирование приборов различного назначения. Задание: как назывались приборы, изобретенные Ломоносовым, зачем использовались, эти приборы будут показаны на слайдах (слайды 17-20)
1.Громовая машина - для исследования атмосферного электричества
2. Назвал М.В.Ломоносов свой прибор никтоптической трубой, а также «машиной для сгущения света». Каково ещё одно название прибора? (“ночезрительной труба”). Ломоносов первым в мире обратил внимание на возможность улучшить зрение человека в темноте благодаря оптическому прибору. Она дала бы возможность морякам ночью или в сумерки различать скалы и корабли в море. Русскому ученому удалось построить несколько экземпляров этих труб, чтобы снабдить ими экспедиции для отыскания Северного морского пути. Лишь почти два века спустя изобретение Ломоносова было оценено по-настоящему. По принципу «ночезрительной трубы» были созданы специальные ночные бинокли, которые широко использовались нашими воинами в годы Великой Отечественной войны.
3. Этот прибор стал прообразом вертолета. Как он называется и для чего использовался Ломоносовым? "Аэродинамическая машина", или аэродромная машина, как называл ее учёный, для изучения атмосферы, она предназначалась для подъёма в верхние слои атмосферы термометров и других метеоприборов .
4. Кто лучше Ломоносова, бывшего помора, мог знать нужды мореплавателей, трудности кораблевождения, кончавшиеся нередко трагически! "Новыми полезными изобретениями безопасность мореплавания умножить", - ставит он себе задачи. Этот прибор, справедливо названный самим изобретателем жезлом морским, является и поныне одним из основных навигационных приборов морских и авиационных штурманов. Как он называется? Секстант — это специальный прибор, для вычисления местонахождения объекта, например, корабля. Заслуга Ломоносова, что он изобрёл секстант с искусственным горизонтом.
Вед. Спасибо командам за ответы. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 21)
6 остановка - Данилов. Задание «Вопрос на засыпку», слайд 22.
Кому и за заслуги в каких областях присуждается высшая награда Российской академии наук – золотая медаль им М.В.Ломоносова? Назовите ежегодную дату, когда присуждается эта медаль. Назовите имя известного писателя 20 века, получившего в 1998 г. золотую медаль имени Ломоносова.
Просим команды дать ответ на вопросы.
Ответ на задание: Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова — высшая награда Российской академии наук. Ежегодно присуждаются две Большие золотые медали имени М. В. Ломоносова — одна российскому и одна иностранному учёным за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук. Дата присуждения медали — 19 ноября (день рождения М. В. Ломоносова). В 1998 за выдающийся вклад в развитие русской литературы, русского языка и российской истории был награждён Александр Исаевич Солженицын .
Вед. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 23)
7 остановка – Игра «Чёрный ящик». Чёрный ящик в зал (музыкальная заставка, слайд 24)
Угадайте, что лежит в чёрном ящике: по всей вероятности, этим веществом Ломоносов занимался менее продолжительное время, чем стеклом. «Китайский секрет» создания вещества был известен лишь очень немногим современникам Ломоносова. Но каждый правитель той или иной страны старался наладить у себя любым путем это производство; при этом не гнушались никакими средствами для этой цели: крали рецепты, переманивали к себе мастеров. В России при Петре I пытались организовать это производство, но не получилось. А Ломоносов сумел самостоятельно разработать рецепт этого вещества. (В ящике фарфоровая чашка)
Первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий - Императорский фарфоровый завод. Расположен в Санкт-Петербурге. С 1925 по 2005г завод назывался Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова. Но в 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод», слайд 25.
Угадайте, что лежит в чёрном ящике: этот материал необходим для модного увлечения сегодняшних школьниц. Он изготавливался тоже на фабрике Ломоносова, но в Усть-Родице, что в 63 верстах от Петербурга, наряду со смальтой – цветными стекляшками для мозаики.
(Стеклярус, бисер, увлечение – плетение фенечек, бисероплетение)
Вед. Спасибо командам за ответы. Отправляемся дальше (звук дорожных бубенцов, слайд 26)
8 остановка – Москва. Наше путешествие подходит к концу. Итоговый вопрос – Какое древнее искусство возродил Ломоносов? А задание : 1 вариант) за 5 минут каждая команда должна создать небольшую мозаику; 2 вариант) собрать из пазлов репродукцию одной из мозаик Ломоносова.
Пока команды творят, мы подведем итоги конкурсов и викторин, прошедших в школе в преддверии юбилея М.В.Ломоносова.
Вед. Наш «Ломоносовский обоз» дошёл до конечного пути. Пока жюри подводит итоги, мы посмотрим, кто из зрителей стал сегодня умником нашей игры (награждение).
Вед. Слово для подведения итогов предоставляем жюри (награждение, слайд 27).
Использованная литература
Смирнова. Н.Е., Ципенко Н.Н. Игровые уроки. Русские и зарубежные произведения. - М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2002. - 160 с.
Щеблыкин И. П. Михаил Ломоносов. - М.: Просвещение, 1969. -104 с.
Пономарева Т. Д. Я познаю мир: Великие ученые: Детская энциклопедия. -М.: ООО “Издательство АСТ”: ООО “Издательство Астрель”: ЗАО НПП “Ермак”, 2004. -397 с.
Морозов А. А. Ломоносов. Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия. Изд. 5-е,1965. -576 с.
Звук бубенцов
MP3 / 1 Мб
Звук метели
MP3 / 14.63 Мб
Заставка "Чёрный ящик"
MP3 / 4.8 Мб
Гимн Архангельской области
MP3 / 4.79 Мб
Игра-путешествие "Ломоносовский обоз"
PPTX / 8.84 Мб