Разработка проверочной работы для подготовки к ВПР по русскому языку (5 класс)

8
8
Материал опубликован 16 May 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Проверочная работа по русскому языку»

 

Автор: учитель русского языка и литературы

МОУ Саввинской СОШ им. С.А.Калабалина

Жаркова И.Ю.

 

Разработка проверочной работы

для подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе

 

Пояснительная записка

 

Разработка проверочной работы составлена на основе рабочей программы по русскому языку для 5 класса к учебнику: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017; на основе сборника «Рабочая программа по русскому языку. 5 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.

Тема «Прямая речь. Знаки препинания» для учащихся 5 классов является новой. По программе на изучение данной темы отводится 2 урока.

Необходимые умения для успешного выполнения задания №5 в ВПР:

·       распознавать предложение, содержащее прямую речь;

·       расставлять необходимые знаки препинания в предложении с прямой речью;

·       составлять схему к предложениям с прямой речью.

Задания проверочной работы выявляют уровень базовых умений учащихся по теме; расположены по принципу возрастающей сложности.  

Задания 1–4 направлены на установление уровня понимания новой темы и умения видеть предложения с прямой речью, различать составные части этих предложений. Задания 5–9 направлены на проверку уровня умения распознавать предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания при прямой речи; на самоконтроль знаний. Задание №9 данной разработки соответствует типу заданий №5 ВПР. Задание 10 – творческое.

Проведение работы

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация знаний.

3.     Выполнение теста.

4.     Самопроверка, самоанализ.

Самопроверка, самоанализ, проверка работ

Учащийся сверяет свои ответы с ответами в презентации или на доске (как удобно учителю). В графе «Умею» выделяет умение, если задание выполнено верно. В графе «Не умею» выделяет умение, если задание выполнено неверно. После проведения самопроверки дать время на осознание и фиксацию учащимся «пробелов» в знаниях. Таким образом,  с урока учащийся уходит с четким пониманием того, что умеет, а что нет. Заранее учителю рекомендуется продумать индивидуальные  домашние задания.

Учитель проводит проверку и анализ работ после урока, намечает план по коррекционной работе в классе в целом и с каждым учащимся индивидуально. После проведения  коррекционной работы можно предложить учащимся выполнить задания другого варианта.

 

Тест

Тема: Прямая речь. Знаки препинания (Порядковый номер урока – 2)

Класс: 5

Тип урока: урок по проверке, оценке, коррекции знаний

Цели:

·       проверка уровня знаний по теме;

·       развитие самоконтроля и самоанализа учащегося;

·       выявление «пробелов» в системе знаний учащегося по теме, коррекция.

Время выполнения заданий: 15 – 25 минут (зависит от уровня подготовки конкретного класса).

Задания 1 варианта рассмотрим подробно

 

1. Укажите предложение с прямой речью. Знаки препинания РАССТАВЛЕНЫ.

1.     В вазе стояли цветы: ромашки, лютики и васильки.

2.      «Где-то мой селезень?» - думает царевич.

3.     Мама, я получил пятерку за проверочную работу!

Контролируем базовое умение: опознавать предложение с прямой речью при расставленных знаках препинания.

Время выполнения: 1-2 минуты.  

Ответ: 2

Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.

 

2. Какая из предложенных ниже схем относится к теме «Прямая речь»?

1.     О, О и О – О.  

2.    

О,   

 

 

3.     «П», – а.

 

Контролируем базовое понимание: какая схема из изученных соотносится с текущей темой занятия.

Время выполнения: 1-2 минуты.

Ответ: 3

Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.

 

3.  Выпишите из приведенного ниже предложения только слова автора.

 

Дворецкий помолчал и подумал: «Безответная ты душа!»

_________________________________________________________________________

 

Контролируем базовое умение: опознавать слова автора в предложении с прямой речью при расставленных знаках препинания.

Время выполнения: 1-2 минуты.

Ответ: Дворецкий помолчал и подумал.

Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.

 

4.  Какое место занимает прямая речь по отношению к словам автора в предложении:

«Чего она радуется?» - думает Жилин.

1.     перед словами автора;

2.     после слов автора.

Контролируем базовое умение: опознавать место прямой речи в предложении при расставленных знаках препинания.

Время выполнения: 1-2 минуты.

Ответ: 1 перед словами автора.

Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.

 

 

5. Расставь необходимые знаки препинания в предложении:

 

Мы   завтра   едем   на   экскурсию   сказала   мама.

 

Контролируем базовое умение: расставлять  знаки  препинания в предложении с прямой речью.

Время выполнения: 1-2 минуты.

Ответ: «Мы завтра едем на экскурсию», - сказала мама.

Правильное выполнение оценивается 2 баллами. Допущена одна ошибка – 1 балл. Допущено более 1 ошибки  – 0 баллов.

 

 

6. Представь, что ты помогаешь своему другу выполнить домашнее задание. Друг допустил ошибки. Проверь его работу и помоги правильно записать предложение.

 

 Артур Конан Дойль  «писал самый  совершенный  в  мире  мозг  ржавеет  без  дела»

_____________________________________________________________________________

 

Напиши, какие знаки пропустил твой друг? ____________________________________

 

Контролируем умения  расставлять  знаки  препинания в предложении с прямой речью, распознавать прямую речь и слова автора, развиваем контролирующие умения.

Время выполнения: 2- 3 минуты.

Ответ: Артур Конан Дойль писал: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела». Двоеточие, точка.

Правильное выполнение оценивается 2 баллами. Допущена одна ошибка – 1 балл. Допущено более 1 ошибки  – 0 баллов.

 

7. Выпишите предложение с прямой речью и расставьте знаки препинания.

1.     Покажите нам созвездие Большой Медведицы капитан

2.     Капитан рассказал нам о созвездии Большой Медведицы

3.     Большая Медведица похожа на перевернутый ковш ответил капитан

_____________________________________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

Контролируем умения  распознавать предложение с прямой речью, расставлять  знаки  препинания в предложении с прямой речью, развиваем контролирующие умения.

Время выполнения: 2- 3 минуты.

Ответ: «Большая Медведица похожа на перевернутый ковш», - ответил капитан.

Правильный выбор предложения оценивается 1 баллом. Правильное расстановка знаков препинания – 2 баллами. Допущена одна ошибка – 1 балл. Допущено более 1 ошибки  – 0 баллов.

 

8. Установите соответствие предложения и схемы. Знаки препинания не расставлены.

1.     Павел Третьяков был собирателем русской живописи сказал дедушка

2.     Дедушка объяснил Третьяковская галерея является сокровищницей русской живописи

А.      А: «П».

Б.      «П», - а.

 

Контролируем умения  распознавать предложение с прямой речью, расставлять  знаки  препинания в предложении с прямой речью, соотносить предложение со схемой, развиваем контролирующие умения.

Время выполнения: 2- 3 минуты.

Ответ: 1-Б, 2-А.

Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.

 

9. Выпишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте к нему схему.

1.     По мнению Ани нельзя было оставлять друзей в беде

2.     Разве можно оставлять друзей в беде Аня

3.     Аня никогда не оставит друзей в беде гордо сказала Маша

4.     Маша говорила что Аня никогда не оставляет друзей в беде

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контролируем умения  распознавать предложение с прямой речью, расставлять  знаки  препинания в предложении с прямой речью, умение составлять схему к предложению с прямой речью, развиваем контролирующие умения.

Время выполнения: 2- 3 минуты.

Ответ: «Аня никогда не оставит друзей в беде», - гордо сказала Маша. «П», - а.

Правильный выбор предложения  оценивается 1 баллом.

Правильная расстановка знаков препинания оценивается 2 баллами, Допущена одна ошибка -  1 балл. Допущено более одной  ошибки – 0 баллов.

 

10. Представь, что ты пишешь рассказ. Тебе нужно записать слова вымышленного героя другу о том, что скоро начнется гроза и нужно поспешить домой с прогулки. Придумай имена своим героям и запиши предложение с прямой речью. 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Контролируем умения  составлять предложение с прямой речью, пользоваться правилами русской пунктуации.

Время выполнения: 2-3  минуты.

Ответ проверяется учителем.

Составление предложения с прямой речью – 1 балл. Правильная расстановка знаков препинания – 2 балла.  Допущена одна ошибка -  1 балл. Допущено более одной  ошибки – 0 баллов.

 

 

Задания 2 варианта

Ответы к варианту 2 смотреть в презентации.

 

1. Укажите предложение с прямой речью. Знаки препинания РАССТАВЛЕНЫ.

1.         Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду за журавля».

2.         Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко в небо.

3.         Журавль, возьми меня замуж!

 

2. Какая из предложенных ниже схем относится к теме «Прямая речь»?

 

О,

1.        

 

 

2.         А: «П!»

3.         О: О, О и О. 

 

3.  Выпишите из приведенного ниже предложения только слова прямой речи.

 

«Будь что будет», - отрешенно подумал он.

_________________________________________________________________________

 

 

4.  Какое место занимает прямая речь по отношению к словам автора в предложении:

Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверное?»

1.         перед словами автора;

2.         после слов автора.

 

5. Расставь необходимые знаки препинания в предложении:

 

Мама  поинтересовалась  почему  тебе,  Катя,  не  понравился  фильм

 

 

6. Представь, что ты помогаешь своему другу выполнить домашнее задание. Друг допустил ошибки. Проверь его работу и помоги правильно записать предложение.

 

Где это я изумленно «подумал Васютка»

_____________________________________________________________________________   

 

Напиши, какие знаки пропустил твой друг? ________________________________

 

 

7. Выпишите предложение с прямой речью и расставьте знаки препинания.

1.         Он вскрикнул и бросился бежать

2.         Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал плачет, поди, мамка

3.         Ты уж Гриша не особенно строго с ним

_________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________

 

 

8. Установите соответствие предложения и схемы. Знаки препинания не расставлены.

1.         Соседка убедительно произнесла Михаил победит на конкурсе

2.         Василий станет хорошим гитаристом сказал сосед

А.      «П», - а.

Б.       А: «П».

 

 

9. Выпишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте к нему схему.

1.         Где водится знаменитая рыба омуль рыбаки

2.         Рыбаки утверждают что омуль водится только в чистой воде Байкала

3.         По словам бывалых рыбаков Байкал знаменит омулем

4.         Бывалые рыбаки говорят Байкал знаменит омулем

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

10. Представь, что ты пишешь рассказ. Тебе нужно записать слова вымышленного героя другу о том, что в мастерской починили велосипед и теперь можно кататься снова. Придумай имена своим героям и запиши предложение с прямой речью.  Составь схему к получившемуся предложению.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Перевод первичных баллов в оценку

7 и менее баллов – неудовлетворительно;

8 – 11 баллов – удовлетворительно;

12 – 15 баллов – хорошо;

16 – 18 баллов – отлично.

 

Планируемые результаты выполнения теста

- проверка уровня знаний и умений по теме «Прямая речь. Знаки препинания»;

- выявление «белых пятен»  в системе знаний по теме у каждого учащегося;

- коррекция знаний, умений по теме;

- продолжается формирование познавательных УУД (работа с грамматическим заданием: чтение, восприятие, выполнение);

- продолжается работа по формированию регулятивных УУД (проверка, контроль, коррекция).

 

Примеры предложений взяты из источников:

1. https://vprklass.ru/5-klass/vpr-po-russkomu-jazyku-varianty-s-otvetami-2018

2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014 (В.П. Астафьев «Васюткино озеро», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», народные сказки).

3. С.В. Драбкина, Д.И.Субботин Русский язык. 5 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. 


Разработка проверочной работы
DOCX / 42.56 Кб


Презентация Разработка проверочной работы
PPTX / 422.97 Кб

Тест "Прямая речь. Знаки препинания" 1 вариант
DOCX / 27.04 Кб

Тест "Прямая речь. Знаки препинания" 2 вариант
DOCX / 27.47 Кб

Предварительный просмотр презентации

Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Проверочная работа по русскому языку» Разработка проверочной работы для подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе Автор: учитель русского языка и литературы МОУ Саввинской СОШ им. С.А.Калабалина Жаркова И.Ю.

1 вариант

1. Укажите предложение с прямой речью. Знаки препинания РАССТАВЛЕНЫ. В вазе стояли цветы: ромашки, лютики и васильки. «Где-то мой селезень?» - думает царевич. Мама, я получил пятерку за проверочную работу! Ответ: 2

2. Какая из предложенных ниже схем относится к теме «Прямая речь»? О, О и О – О. О,     «П», – а. Ответ: 3 О,

3. Выпишите из приведенного ниже предложения только слова автора.   Дворецкий помолчал и подумал: «Безответная ты душа!»   Ответ: Дворецкий помолчал и подумал.

4. Какое место занимает прямая речь по отношению к словам автора в предложении: «Чего она радуется?» - думает Жилин. перед словами автора; после слов автора. Ответ: 1 перед словами автора.

5. Расставь необходимые знаки препинания в предложении:   Мы завтра едем на экскурсию сказала мама.   Ответ: «Мы завтра едем на экскурсию», - сказала мама.

6. Представь, что ты помогаешь своему другу выполнить домашнее задание. Друг допустил ошибки. Проверь его работу и помоги правильно записать предложение.  Артур Конан Дойль «писал самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела» Напиши, какие знаки пропустил твой друг? ____________________________________   Ответ: Артур Конан Дойль писал: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела». Двоеточие, точка.

7. Выпишите предложение с прямой речью и расставьте знаки препинания. Покажите нам созвездие Большой Медведицы капитан Капитан рассказал нам о созвездии Большой Медведицы Большая Медведица похожа на перевернутый ковш ответил капитан  Ответ: «Большая Медведица похожа на перевернутый ковш», - ответил капитан.

8. Установите соответствие предложения и схемы. Знаки препинания не расставлены. Павел Третьяков был собирателем русской живописи сказал дедушка Дедушка объяснил Третьяковская галерея является сокровищницей русской живописи А. А: «П». Б. «П», - а.   Ответ: 1-Б, 2-А

9. Выпишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте к нему схему. По мнению Ани нельзя было оставлять друзей в беде Разве можно оставлять друзей в беде Аня Аня никогда не оставит друзей в беде гордо сказала Маша Маша говорила что Аня никогда не оставляет друзей в беде   Ответ: «Аня никогда не оставит друзей в беде», - гордо сказала Маша. «П», - а.

10. Представь, что ты пишешь рассказ. Тебе нужно записать слова вымышленного героя другу о том, что скоро начнется гроза и нужно поспешить домой с прогулки. Придумай имена своим героям и запиши предложение с прямой речью. Пример возможного ответа: Никита сказал: «Миша, скоро начнется гроза, нам нужно поспешить домой». «Анечка, скоро начнется гроза, нам нужно поспешить домой», - поторопила Маша.

2 вариант

1. Укажите предложение с прямой речью. Знаки препинания РАССТАВЛЕНЫ. 1. Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду за журавля». 2. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко в небо. Журавль, возьми меня замуж! Ответ: 1

2. Какая из предложенных ниже схем относится к теме «Прямая речь»? 1. 2. А: «П!» О: О, О и О. Ответ: 2 О,

3. Выпишите из приведенного ниже предложения только слова прямой речи. «Будь что будет», - отрешенно подумал он. Ответ: «Будь что будет»

4. Какое место занимает прямая речь по отношению к словам автора в предложении: Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверное?» 1. перед словами автора; после слов автора. Ответ: 2

5. Расставь необходимые знаки препинания в предложении: Мама поинтересовалась почему тебе, Катя, не понравился фильм Ответ: Мама поинтересовалась: «Почему тебе, Катя, не понравился фильм?»

6. Представь, что ты помогаешь своему другу выполнить домашнее задание. Друг допустил ошибки. Проверь его работу и помоги правильно записать предложение. Где это я изумленно «подумал Васютка» Напиши, какие знаки пропустил твой друг? Ответ: «Где это я?» – изумленно подумал Васютка. Кавычки, тире, знак вопроса.

7. Выпишите предложение с прямой речью и расставьте знаки препинания. 1. Он вскрикнул и бросился бежать 2. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал плачет, поди, мамка Ты уж Гриша не особенно строго с ним Ответ: Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка».

8. Установите соответствие предложения и схемы. Знаки препинания не расставлены. 1. Соседка убедительно произнесла Михаил победит на конкурсе 2. Василий станет хорошим гитаристом сказал сосед А. «П», - а. Б. А: «П». Ответ: 1 – Б , 2 – А

9. Выпишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте к нему схему. 1. Где водится знаменитая рыба омуль рыбаки 2. Рыбаки утверждают что омуль водится только в чистой воде Байкала 3. По словам бывалых рыбаков Байкал знаменит омулем Бывалые рыбаки говорят Байкал знаменит омулем Ответ: Бывалые рыбаки говорят: «Байкал знаменит омулем». А: «П».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, Иоланта Юрьевна, грамотная работа. И интересное, мне особенно понравилось последнее, творческое задание!

16 May 2019

Благодарю за полезный ресурс!

3 June 2019

Спасибо, Марина Юрьевна!

29 July 2019

С победой,Иоланта Юрьевна! Рада за вас!

29 July 2019

Спасибо! Ура!

29 July 2019

Я её ещё на этапе оценивания выделила!!!! Рада,что моя оценка совпала с мнением других экспертов! Новых побед и достижений!

29 July 2019

Спасибо! Буду стараться!

29 July 2019