Разработка проверочной работы для подготовки к ВПР по русскому языку (5 класс)
Пояснительная записка к презентации
Всероссийский конкурс для учителей русского языка и литературы на лучшую методическую разработку «Проверочная работа по русскому языку»
Автор: учитель русского языка и литературы
МОУ Саввинской СОШ им. С.А.Калабалина
Жаркова И.Ю.
Разработка проверочной работы
для подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе
Пояснительная записка
Разработка проверочной работы составлена на основе рабочей программы по русскому языку для 5 класса к учебнику: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017; на основе сборника «Рабочая программа по русскому языку. 5 класс / Сост. Т.Н.Трунцева. – 2-е изд. – М.: ВАКО, 2017.
Тема «Прямая речь. Знаки препинания» для учащихся 5 классов является новой. По программе на изучение данной темы отводится 2 урока.
Необходимые умения для успешного выполнения задания №5 в ВПР:
· распознавать предложение, содержащее прямую речь;
· расставлять необходимые знаки препинания в предложении с прямой речью;
· составлять схему к предложениям с прямой речью.
Задания проверочной работы выявляют уровень базовых умений учащихся по теме; расположены по принципу возрастающей сложности.
Задания 1–4 направлены на установление уровня понимания новой темы и умения видеть предложения с прямой речью, различать составные части этих предложений. Задания 5–9 направлены на проверку уровня умения распознавать предложения с прямой речью, расставлять знаки препинания при прямой речи; на самоконтроль знаний. Задание №9 данной разработки соответствует типу заданий №5 ВПР. Задание 10 – творческое.
Проведение работы
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Выполнение теста.
4. Самопроверка, самоанализ.
Самопроверка, самоанализ, проверка работ
Учащийся сверяет свои ответы с ответами в презентации или на доске (как удобно учителю). В графе «Умею» выделяет умение, если задание выполнено верно. В графе «Не умею» выделяет умение, если задание выполнено неверно. После проведения самопроверки дать время на осознание и фиксацию учащимся «пробелов» в знаниях. Таким образом, с урока учащийся уходит с четким пониманием того, что умеет, а что нет. Заранее учителю рекомендуется продумать индивидуальные домашние задания.
Учитель проводит проверку и анализ работ после урока, намечает план по коррекционной работе в классе в целом и с каждым учащимся индивидуально. После проведения коррекционной работы можно предложить учащимся выполнить задания другого варианта.
Тест
Тема: Прямая речь. Знаки препинания (Порядковый номер урока – 2)
Класс: 5
Тип урока: урок по проверке, оценке, коррекции знаний
Цели:
· проверка уровня знаний по теме;
· развитие самоконтроля и самоанализа учащегося;
· выявление «пробелов» в системе знаний учащегося по теме, коррекция.
Время выполнения заданий: 15 – 25 минут (зависит от уровня подготовки конкретного класса).
Задания 1 варианта рассмотрим подробно
1. Укажите предложение с прямой речью. Знаки препинания РАССТАВЛЕНЫ.
1. В вазе стояли цветы: ромашки, лютики и васильки.
2. «Где-то мой селезень?» - думает царевич.
3. Мама, я получил пятерку за проверочную работу!
Контролируем базовое умение: опознавать предложение с прямой речью при расставленных знаках препинания.
Время выполнения: 1-2 минуты.
Ответ: 2
Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.
2. Какая из предложенных ниже схем относится к теме «Прямая речь»?
1. О, О и О – О.
2.
О, |
3. «П», – а.
Контролируем базовое понимание: какая схема из изученных соотносится с текущей темой занятия.
Время выполнения: 1-2 минуты.
Ответ: 3
Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.
3. Выпишите из приведенного ниже предложения только слова автора.
Дворецкий помолчал и подумал: «Безответная ты душа!»
_________________________________________________________________________
Контролируем базовое умение: опознавать слова автора в предложении с прямой речью при расставленных знаках препинания.
Время выполнения: 1-2 минуты.
Ответ: Дворецкий помолчал и подумал.
Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.
4. Какое место занимает прямая речь по отношению к словам автора в предложении:
«Чего она радуется?» - думает Жилин.
1. перед словами автора;
2. после слов автора.
Контролируем базовое умение: опознавать место прямой речи в предложении при расставленных знаках препинания.
Время выполнения: 1-2 минуты.
Ответ: 1 перед словами автора.
Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.
5. Расставь необходимые знаки препинания в предложении:
Мы завтра едем на экскурсию сказала мама.
Контролируем базовое умение: расставлять знаки препинания в предложении с прямой речью.
Время выполнения: 1-2 минуты.
Ответ: «Мы завтра едем на экскурсию», - сказала мама.
Правильное выполнение оценивается 2 баллами. Допущена одна ошибка – 1 балл. Допущено более 1 ошибки – 0 баллов.
6. Представь, что ты помогаешь своему другу выполнить домашнее задание. Друг допустил ошибки. Проверь его работу и помоги правильно записать предложение.
Артур Конан Дойль «писал самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела»
_____________________________________________________________________________
Напиши, какие знаки пропустил твой друг? ____________________________________
Контролируем умения расставлять знаки препинания в предложении с прямой речью, распознавать прямую речь и слова автора, развиваем контролирующие умения.
Время выполнения: 2- 3 минуты.
Ответ: Артур Конан Дойль писал: «Самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела». Двоеточие, точка.
Правильное выполнение оценивается 2 баллами. Допущена одна ошибка – 1 балл. Допущено более 1 ошибки – 0 баллов.
7. Выпишите предложение с прямой речью и расставьте знаки препинания.
1. Покажите нам созвездие Большой Медведицы капитан
2. Капитан рассказал нам о созвездии Большой Медведицы
3. Большая Медведица похожа на перевернутый ковш ответил капитан
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Контролируем умения распознавать предложение с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложении с прямой речью, развиваем контролирующие умения.
Время выполнения: 2- 3 минуты.
Ответ: «Большая Медведица похожа на перевернутый ковш», - ответил капитан.
Правильный выбор предложения оценивается 1 баллом. Правильное расстановка знаков препинания – 2 баллами. Допущена одна ошибка – 1 балл. Допущено более 1 ошибки – 0 баллов.
8. Установите соответствие предложения и схемы. Знаки препинания не расставлены.
1. Павел Третьяков был собирателем русской живописи сказал дедушка
2. Дедушка объяснил Третьяковская галерея является сокровищницей русской живописи
А. А: «П».
Б. «П», - а.
Контролируем умения распознавать предложение с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложении с прямой речью, соотносить предложение со схемой, развиваем контролирующие умения.
Время выполнения: 2- 3 минуты.
Ответ: 1-Б, 2-А.
Правильное выполнение оценивается 1 баллом. Неправильное – 0.
9. Выпишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте к нему схему.
1. По мнению Ани нельзя было оставлять друзей в беде
2. Разве можно оставлять друзей в беде Аня
3. Аня никогда не оставит друзей в беде гордо сказала Маша
4. Маша говорила что Аня никогда не оставляет друзей в беде
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контролируем умения распознавать предложение с прямой речью, расставлять знаки препинания в предложении с прямой речью, умение составлять схему к предложению с прямой речью, развиваем контролирующие умения.
Время выполнения: 2- 3 минуты.
Ответ: «Аня никогда не оставит друзей в беде», - гордо сказала Маша. «П», - а.
Правильный выбор предложения оценивается 1 баллом.
Правильная расстановка знаков препинания оценивается 2 баллами, Допущена одна ошибка - 1 балл. Допущено более одной ошибки – 0 баллов.
10. Представь, что ты пишешь рассказ. Тебе нужно записать слова вымышленного героя другу о том, что скоро начнется гроза и нужно поспешить домой с прогулки. Придумай имена своим героям и запиши предложение с прямой речью.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контролируем умения составлять предложение с прямой речью, пользоваться правилами русской пунктуации.
Время выполнения: 2-3 минуты.
Ответ проверяется учителем.
Составление предложения с прямой речью – 1 балл. Правильная расстановка знаков препинания – 2 балла. Допущена одна ошибка - 1 балл. Допущено более одной ошибки – 0 баллов.
Задания 2 варианта
Ответы к варианту 2 смотреть в презентации.
1. Укажите предложение с прямой речью. Знаки препинания РАССТАВЛЕНЫ.
1. Цапля после раздумалась и сказала: «Чем жить одной, лучше пойду за журавля».
2. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко в небо.
3. Журавль, возьми меня замуж!
2. Какая из предложенных ниже схем относится к теме «Прямая речь»?
О, |
1.
2. А: «П!»
3. О: О, О и О.
3. Выпишите из приведенного ниже предложения только слова прямой речи.
«Будь что будет», - отрешенно подумал он.
_________________________________________________________________________
4. Какое место занимает прямая речь по отношению к словам автора в предложении:
Рыбы было так много, что Васютку взяло сомнение: «Водоросли, наверное?»
1. перед словами автора;
2. после слов автора.
5. Расставь необходимые знаки препинания в предложении:
Мама поинтересовалась почему тебе, Катя, не понравился фильм
6. Представь, что ты помогаешь своему другу выполнить домашнее задание. Друг допустил ошибки. Проверь его работу и помоги правильно записать предложение.
Где это я изумленно «подумал Васютка»
_____________________________________________________________________________
Напиши, какие знаки пропустил твой друг? ________________________________
7. Выпишите предложение с прямой речью и расставьте знаки препинания.
1. Он вскрикнул и бросился бежать
2. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал плачет, поди, мамка
3. Ты уж Гриша не особенно строго с ним
_________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
8. Установите соответствие предложения и схемы. Знаки препинания не расставлены.
1. Соседка убедительно произнесла Михаил победит на конкурсе
2. Василий станет хорошим гитаристом сказал сосед
А. «П», - а.
Б. А: «П».
9. Выпишите предложение с прямой речью, расставьте знаки препинания и составьте к нему схему.
1. Где водится знаменитая рыба омуль рыбаки
2. Рыбаки утверждают что омуль водится только в чистой воде Байкала
3. По словам бывалых рыбаков Байкал знаменит омулем
4. Бывалые рыбаки говорят Байкал знаменит омулем
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Представь, что ты пишешь рассказ. Тебе нужно записать слова вымышленного героя другу о том, что в мастерской починили велосипед и теперь можно кататься снова. Придумай имена своим героям и запиши предложение с прямой речью. Составь схему к получившемуся предложению.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перевод первичных баллов в оценку
7 и менее баллов – неудовлетворительно;
8 – 11 баллов – удовлетворительно;
12 – 15 баллов – хорошо;
16 – 18 баллов – отлично.
Планируемые результаты выполнения теста
- проверка уровня знаний и умений по теме «Прямая речь. Знаки препинания»;
- выявление «белых пятен» в системе знаний по теме у каждого учащегося;
- коррекция знаний, умений по теме;
- продолжается формирование познавательных УУД (работа с грамматическим заданием: чтение, восприятие, выполнение);
- продолжается работа по формированию регулятивных УУД (проверка, контроль, коррекция).
Примеры предложений взяты из источников:
1. https://vprklass.ru/5-klass/vpr-po-russkomu-jazyku-varianty-s-otvetami-2018
2. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2014 (В.П. Астафьев «Васюткино озеро», Л.Н. Толстой «Кавказский пленник», народные сказки).
3. С.В. Драбкина, Д.И.Субботин Русский язык. 5 класс. Практикум по орфографии и пунктуации.
Разработка проверочной работы
DOCX / 42.56 Кб
Презентация Разработка проверочной работы
PPTX / 422.97 Кб
Тест "Прямая речь. Знаки препинания" 1 вариант
DOCX / 27.04 Кб
Тест "Прямая речь. Знаки препинания" 2 вариант
DOCX / 27.47 Кб
Легоцкая Вера Сергеевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Волкова Светлана Ивановна
Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова
Горбачёва Марина Юрьевна
Иоланта Юрьевна Жаркова