Проверочная работа по русскому языку для учащихся 6 класса (ВПР, 5 вариантов)
Вводная часть.
Проверочная работа по русскому языку предназначена для учащихся 6 класса при подготовке к ВПР. Данная работа может быть выполнена на уроке на листах (смотри варианты ниже) и для самостоятельной работы дома в Googl – форме https://sites.google.com/a/i-dist.ru/gluhova-svetlana-nikolaevna/home/vpr .
Данная работа составлена на основе текстов из «Открытого банка оценочных средств по русскому языку» ФИПИ 6 класс раздел «Письмо».В проверочной работе представлены задания наиболее трудные для учащихся 6 класса.
В задании 1 на основании адекватного понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста, владения изучающим видом чтения (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.
Задание 2 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).
Задание 3 также предполагает ориентирование в содержании текста, понимание его целостного смысла, нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов (познавательные универсальные учебные действия), на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения) с учётом норм построения предложения и словоупотребления.
Задание 4 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), построенном с учетом норм создания предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование в содержании контекста, нахождение в контексте требуемой информации (познавательные универсальные учебные действия).
В задании 5 проверяются: учебно-языковые умения распознавать стилистическую окраску заданного слова и подбирать к слову близкие по значению слова (синонимы); предметное коммуникативное умение, заключающееся в понимании обучающимися уместности употребления близких по значению слов в собственной речи; коммуникативное универсальное учебное действие, связанное с возможной эквивалентной заменой слов в целях эффективного речевого общения.
Задание 6 предполагает распознавание значения фразеологической единицы (учебно-языковое умение); умение на основе значения фразеологизма и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для адекватной интерпретации фразеологизма (предметное коммуникативное умение, познавательные универсальные учебные действия), умение строить монологическое контекстное высказывание (предметное коммуникативное умение) в письменной форме (правописные умения); задание нацелено и на адекватное понимание обучающимися письменно предъявляемой информации (коммуникативные универсальные учебные действия), и на выявление уровня владения обучающимися национально-культурными нормами речевого поведения (коммуникативные универсальные учебные действия), а также на осознание обучающимися эстетической функции русского языка (личностные результаты). Необходимо отметить, что проверяемые в заданиях 3, 4, 6–14 умения востребованы в жизненных ситуациях межличностного устного и письменного общения.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом.
Ответ на каждое из заданий 1, 3, 5 оценивается от 0 до 2 баллов. Ответ на каждое из заданий 2, 4 оценивается от 0 до 3 баллов. Ответ на задание 6 оценивается от 0 до 4 баллов. Правильно выполненная работа оценивается 16 баллами. Критерии оценки совпадают с критериями для заданий 9 – 14 ВПР для 6 класса.
Ответы.
|
1 вариант |
2 вариант |
3 вариант |
4 вариант |
5 вариант |
1 задание |
Главным для Мусоргского становится музыка |
Водоросли имеют важное значение для жизни на нашей планете. |
Люди не случайно назвали несколько веков своей истории именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. Этиважные природные материалы сыграли важную роль в развитии человечества. |
Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством за торжество науки. |
Главное для актёра — это контакт со зрителем, сотворчество. |
2 задание |
1. Встреча с композитором А. С. Даргомыжским. 2. Талант композитора растёт. 3. Нереализованные замыслы. |
1. «Вода зацвела». 2. видовое многообразие водорослей. 3. Значение водорослей для жизни на Земле. |
1. Важные природные материалы 2. Человек учился использовать природные материалы. 3. Подходящий сплав.
|
1. Крупнейший астроном своего времени. 2. Лингвист и стихотворец. 3. Основатель университета. |
1.Определённый материал для каждого вида искусства. 2. Актёр должен много работать. 3. Одно из главных действующих лиц – зритель. |
3 задание |
Встреча с композитором А. С. Даргомыжским |
Водоросли – главная пища морских животных. Они обогащают воду кислородом, являются главными производителями органического вещества.
|
Он легко плавился и был достаточно прочным. |
Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, и как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. |
Контакт актёра со зрителем необходим, потому что произведение живёт только тогда, когда находит отклик в другой душе, кода актёр вступает в некое духовное соприкосновение с теми, кто пришёл в театр. |
4 задание |
История - прошлое, сохраняющееся в памяти человечества. Петя рассказал нам интересную историю. |
Колония – группа организмов. Колония русских в Америке одна из самых многочисленных.
|
Природа – Всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир.
Надо чаще любоваться природой. |
Миры – Отдельная часть вселенной, планета. Интересно изучать мир животных |
Время - Период, эпоха.
Через короткие промежутки времени стреляли орудия. |
5 задание |
Воплощение – книжный Выполнение, исполнение |
Крошечный – разговорная речь (художественная) Мелкий, миниатюрный |
Познавал – книжный Узнавать, понимать |
Существующее – книжный. Нынешний, сущий |
Отклик – книжный Впечатление, отзвук |
6 задание |
Бить баклуши – бездельничать. Кто много и серьёзно трудится, а не бьёт баклуши, тому скучать некогда, — любит повторять наш тренер. И мы стараемся хорошо выполнять упражнения. |
Каши не сваришь –не сговоришься, дела не сделаешь.
Я чувствую, что с таким бестолковым напарником, как ты, каши не сварить, — прошептала Оля. Коля виновато опустил голову. |
Куй железо пока горячо - Не терять времени, используя благоприятные обстоятельства. Вот тебе мой дружеский совет: куй железо, пока горячо, и лови счастие, которое видимо посылает тебеблагодетельная судьба. |
Знать на ять –выражениенаилучших познаний.; знать на отлично. Надя у нас отличница. Она все правила знает на ять. |
Играть роль - иметь заметное влияние, оказывать воздействие. Олег стал победителем конкурса. В его удаче сыграли роль, по-видимому, огромные способности. |
оценка |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
баллы |
1-5 |
6-10 |
11-14 |
15-16 |
Инструкция.
Навыполнениепроверочнойработыпорусскомуязыкудаётся 30 минут.
Работавключаетвсебя6 заданий.
Ответзапишитевполеответавтекстеработы. Привыполненииработыне
разрешаетсяпользоватьсяучебником, рабочимитетрадями, справочникамипо
грамматике, орфографическимисловарями, инымисправочнымиматериалами.
Советуемвыполнятьзаданиявтомпорядке, вкоторомониданы. Дляэкономии
временипропускайтезадание, котороенеудаётсявыполнитьсразу, ипереходитекследующему. ЕслипослевсейработыуВасостанетсявремя, Высможетевернутьсякпропущеннымзаданиям. Задания 1 - 4, 6 предполагают запись развернутого ответа, задание 5− краткого ответа в виде слова (сочетания слов).
Вариант 1.
(1) Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров Модест Мусоргский закончил успешно. (2) Началась служба. (3) Она продолжалась бы, наверное, долго, если бы не встреча с композитором А. С. Даргомыжским. (4) В его доме Мусоргский впервые услышал произведения М. И. Глинки и почувствовал, что хочет учиться, работать, посвятить себя искусству. (5) Вскоре он познакомился с замечательным музыкантом М. А. Балакиревым и другими будущими членами «Могучей кучки» – творческого содружества выдающихся российских композиторов. (6) Теперь уже главным для Мусоргского становится музыка, и он решает оставить военную службу.
(7) Быстро растёт талант композитора. (8) Он сочиняет песни на слова Н. А. Некрасова, А. Н. Островского, Т. Г. Шевченко, а также на собственные тексты. (9) Когда же друзья предложили ему попробовать написать музыку к пушкинскому «Борису Годунову», Мусоргский тут же приступил к делу. (10) С увлечением изучал русскую историю, знакомился с пушкинскими материалами, текстами, письмами. (11) Главным действующим лицом оперы становится народ.
(12) Мусоргский мечтал написать оперу по роману Пушкина «Капитанская дочка». (13) Но воплощению этого замысла помешала преждевременная смерть. (14) Многие замыслы, к сожалению, оказались нереализованными.
Задание 1.
Сформулируйте главную мысль текста.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 2.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 3.
Что послужило тому, что Мусоргский оставил военную службу?
Ответ _______________________________________________________________
Задание 4.
Определите и запишите лексическое значение слова «историю» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. История — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 5.
Определите стилистическую принадлежность слова «воплощение» из предложения 13, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Воплощение — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 6.
Объясните значение фразеологизма «Бить баклуши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Бить баклуши — ...
Ответ _______________________________________________________________
Вариант 2.
(1) Вы, наверное, замечали, что летом в вода в пруду иногда становится зелёной. (2) Тогда говорят: «Вода зацвела». (3) Дело в том, что в тёплой воде пруда стали быстро размножаться особые растения – водоросли. (4) Они и окрасили воду в зелёный цвет. (5) Если вы рассмотрите позеленевшую воду под микроскопом, то увидите много маленьких зелёных шариков – это и есть колонии водорослей.
(6) На Земле существует очень много видов водорослей. (7) Есть гиганты, длина которых достигает 40 метров. (8) Они живут в океанах. (9) А есть крошечные водоросли, состоящие всего из одной клетки. (10) Такие «малютки» собираются в колонии-шарики, и много-много этих колоний плавает у поверхности воды, окрашивая её в разные цвета.
(11) Водоросли имеют важное значение для жизни на нашей планете. (12) Водоросли – главная пища морских животных. (13) Вот почему промысел рыб во многом зависит от того, есть ли в этих местах водоросли. (14) Но водоросли не только служат кормом для животных. (15) Они обогащают воду кислородом, очищают её от гнилостных бактерий. (16) Кроме того, водоросли являются главными производителями органического вещества в водной среде.
Задание 1.
Сформулируйте главную мысль текста.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 2.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 3.
Почему, по мнению автора, водоросли имеют важное значение для жизни.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 4.
Определите и запишите лексическое значение слова «колония» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Колония — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 5.
Определите стилистическую принадлежность слова «крошечные» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Крошечный — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 6.
Объясните значение фразеологизма «Каши не сваришь», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Каши не сваришь— ...
Ответ _______________________________________________________________
Вариант 3.
(1) Люди не случайно назвали несколько веков своей истории именами металлов: медный век, бронзовый век, железный век. (2) Без этих важных природных материалов нам, может быть, до сих пор пришлось бы жить в каменном веке, добывать себе пищу, обрабатывать землю, изготавливать вещи, строить жилища, используя палку и камень.
(3) Постепенно в процессе труда человек познавал природу, учился использовать природные материалы. (4) Но обрабатывать металлы человек научился далеко не сразу, ведь в готовом виде железо или медь, в отличие от палки, на земле не валяется. (5) Чтобы добыть металл, нужны глубокие знания о природе, о свойствах её материалов, разнообразный опыт использования материалов.
(6) Сначала люди научились ковать медь. (7) Из неё делали кинжалы, наконечники копий. (8) Время, когда люди изготавливали орудия из меди, позже назвали медным веком. (9) Однако орудия из меди были мягкими и непрочными. (10) Легче других металлов плавилось олово, но и оно не годилось для изготовления орудий труда. (11) Людям помог случай. (12) В каком-то очаге сплавились вместе кусочки олова и меди. (13) Этот сплав оказался подходящим для изготовления всякой утвари, инструментов и оружия: он легко плавился и был достаточно прочным. (14) Сплав назвали бронзой, а время, охватывающее конец четвёртого – начало первого тысячелетия до нашей эры, получило название бронзового века.
Задание 1.
Сформулируйте главную мысль текста.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 2.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 3.
Почему сплав из меди и олова оказался подходящим для изготовления утвари, инструментов, оружия.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 4.
Определите и запишите лексическое значение слова «о природе» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Природа — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 5.
Определите стилистическую принадлежность слова «познавал» из предложения 3, запишите.Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Познавать — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 6. Объясните значение фразеологизма «Куй железо пока горячо», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Куй железо пока горячо — ...
Ответ _______________________________________________________________
Вариант 4.
(1) Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством за торжество науки. (2) Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. (3) Такие представления о мироздании позволили Ломоносову стать одним из крупнейших астрономов своего времени.
(4) До Ломоносова книги в России писали в основном на церковнославянском языке. (5) Ломоносов изучил живой разговорный язык и написал первую подлинно научную грамматику русского языка. (6) Красоту и силу русского языка он показал в своих собственных стихах.
(7) Немало сил стоило Ломоносову добиться открытия первого в России высшего учебного заведения – университета в Москве. (8) Теперь это один из лучших центров науки и образования во всём мире, и он с гордостью носит имя М.В. Ломоносова.
Задание 1.
Сформулируйте главную мысль текста.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 2.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 3.
Какие представления о мироздании позволили Ломоносову стать одним из крупнейших астрономов своего времени?
Ответ _______________________________________________________________
Задание 4.
Определите и запишите лексическое значение слова «миров» из предложения 2. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Миры — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 5. Определите стилистическую принадлежность слова «существующее» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Существующее — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 6. Объясните значение фразеологизма «Знать на ять», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Знать на ять — ...
Ответ _______________________________________________________________
Вариант 5.
(1) Известно, что в каждом виде искусства используется определённый материал. (2) Живописец использует краски и холст; скульптор – глину, мрамор, дерево, музыкант – какой-то инструмент, например скрипку или рояль. (3) Для актёра единственным материалом в процессе создания образа является он сам, то есть его походка, жесты, мимика, голос, особенности его личности.
(4)Чтобы зритель волновался за судьбу героя, верил в него, актёр должен много работать. (5) Он должен читать исторические книги, знакомиться со временем, в которое жил его герой. (6) О человеке, которого он изображает, актёру нужно знать всё: кто он, к чему стремится, что он готов сделать, чтобы добиться своей цели. (7) Актёр постоянно наблюдает за людьми, подмечает особенности в их облике, движениях, поведении. (8) Всё это пригодится ему на сцене.
(9) Очень многое зависит от таланта актёра. (10) Но одним из главных действующих лиц любого спектакля является зритель. (11) Без него игра на сцене – это всего лишь репетиция. (12) Контакт актёра со зрителем необходим, потому что произведение живёт только тогда, когда находит отклик в другой душе, кода актёр вступает в некое духовное соприкосновение с теми, кто пришёл в театр. (13) Не случайно все деятели театра говорят о сотворчестве, когда зритель не пассивно созерцает происходящее на сцене, а становится активным участником действия, переживает, осмысливает, оценивает.
Задание 1.
Сформулируйте главную мысль текста.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 2.
Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Ответ _______________________________________________________________
Задание 3.
Почему необходим контакт актёра со зрителем?
Ответ _______________________________________________________________
Задание 4.
Определите и запишите лексическое значение слова «со временем» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Время — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 5.
Определите стилистическую принадлежность слова «отклик» из предложения 12, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Отклик — ...
Ответ _______________________________________________________________
Задание 6.
Объясните значение фразеологизма «Играть роль», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. Играть роль — ...
Ответ _______________________________________________________________
Легоцкая Вера Сергеевна
Глухова Светлана Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Глухова Светлана Николаевна