Разработка рабочих программ Ресурсного центра, основанная на общих и профессиональных компетенциях

29
0
Материал опубликован 1 August 2016 в группе

Региональный отраслевой ресурсный центр строительного профиля представляет собой единицу региональной сети учреждений довузовского профессионального образования, в которой сконцентрированы высокостоимостные и эксклюзивные образовательные ресурсы, для совместного использования другими учреждениями профобразования, реализующими профессиональные образовательные программы строительного направления.

В соответствии с приоритетами программы «Развитие системы образования», ресурсные центры призваны обеспечивать этап профессионализации квалифицированного рабочего, связанный с освоением современных производственных технологий, соответствующих технологическим и организационно-экономическим условиям передовых предприятий и организаций отрасли.

Для реализации этой цели ресурсные центры оснащаются учебным и симуляционным оборудованием (тренажерами, компьютерными имитационными системами и т.д.), позволяющим периодически обновлять учебные комплексы в соответствии с изменением реальных производственных технологий, а также имитировать различные технологические и производственные режимы для решения комплекса учебно-профессиональных задач, адекватных реальной профессиональной деятельности современного квалифицированного рабочего.

Основной задачей Регионального ресурсного центра строительного профиля является подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих кадров строительных профессий. Основная цель - выпуск конкурентно-способных в современных условиях рабочих кадров и удовлетворение кадровых потребностей строительной отрасли региона. Для реализации этих задач необходимо формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Общие компетенции позволят рабочему, прошедшему обучение, легче адаптироваться в условиях рыночной экономики:

Коммуникабельность, умение работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;

Самостоятельная организация профессиональной деятельности, исходящая из целей и задач, определенных руководством; осуществление текущего и итогового контроля над собственной деятельностью, её оценка и коррекция, ответственность за результат своей работы;

Стремление к расширению кругозора, исследовательские навыки, навыки работы в Интернете;

Умение работать с современными инновационными технологиями;

Умение экономично расходовать материалы, ресурсы, электроэнергию;

Развитие лидерских, предпринимательских качеств, стремление к организации своего бизнеса;

Правовая грамотность, информированность.

Профессиональные компетенции позволяют качественно и на высоком профессиональном уровне выполнять свои обязанности. Так, например, перечень профессиональных компетенций штукатура 4-го разряда:

Знать требования, предъявляемые к поверхности под штукатурку, уметь её подготавливать;

Знать требования к выполнению штукатурных работ, уметь оштукатуривать поверхность всеми видами штукатурки;

Знать технологию работы с современными облицовочными материалами;

Знать состав, свойства, назначение основных материалов, мастик и готовых сухих смесей; приготавливать растворы из сухих смесей;

Знать назначение и устройство инструментов, приспособлений и механизмов, использовать их в работе, содержать в надлежащем состоянии;

Знать и соблюдать технику безопасности штукатурных работ, правила внутреннего распорядка, производственную санитарию, пользоваться средствами предупреждения и тушения пожаров на рабочем месте;

Знать и проводить мероприятия по охране окружающей среды, экономному использованию ресурсов, снижению себестоимости и трудоемкости и повышению эффективности труда;

Знать назначение и порядок тарифных ставок, тарификацию работ, присвоение рабочим квалификационных разрядов, вести установленную техническую документацию.

Формирование этих компетенций невозможно без наличия современной дорогостоящей материальной базы, а также кадровых, научно-методических и других специальных ресурсов. Именно Региональный отраслевой ресурсный центр как структура, концентрирующая дефицитные высокостоимостные ресурсы и обеспечивающие их использование другими однопрофильными учреждениями системы образования, должен обеспечивать формирование компетенций на качественно новом уровне.

В рамках приоритетного проекта «Образование» для мастерских отделения было закуплено инновационное оборудование. Его использование в процессе профессионального обучения позволяет существенно улучшить качество профессиональной подготовки обучающихся, т. к. опыт работы на инновационном оборудовании позволяет обучающимся формировать новые, не только профессиональные, но и общие компетенции, адекватные современным производственным технологиям (мотивация, коммуникабельность, умение самостоятельно организовывать работу, работать с современным оборудованием, экономное расходоваие материалов и др.).

РЦ предоставляет различные способы освоения образовательных программ: подготовка и переподготовка квалифицированных рабочих кадров, повышение квалификации (программа рассчитана на 72 часа), ознакомление и обучение работе на современном оборудовании, проведение мастер-классов для преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения однопрофильных образовательных учреждений.

РЦ осуществляет подготовку и переподготовку по следующим специальностям:

электросварщик ручной сварки (600 часов);

газосварщик (480 часов);

сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (432 часа);

слесарь по ремонту автомобилей (480 часов);

монтажник санитарных систем и оборудования (480 часов);

электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (432 часа);

каменщик (360часов);

мастер отделочных строительных работ (432 часа);

штукатур (240 часов);

маляр (360 часов);

облицовщик-плиточник (360 часов);

плотник (240 часов);

столяр (360 часов).

По каждой из вышеперечисленных профессий разработан перечень профессиональных компетенций. На основании профессиональных компетенций и государственных стандартов разработаны рабочие программы. Эти рабочие программы были рассмотрены на методической комиссии лицея и лицензированы в Пензенском институте развития образования.

Рабочая программа включает в себя теоретическую часть, которая состоит из модулей общественных и специальных дисциплин, и практического курса, включающего в себя производственную практику в мастерских лицея и на производстве. Включение в программу таких модулей, как основы рыночной экономики и основы предпринимательской деятельности, позволяют развивать общие компетенции: правовая грамотность, развитие предпринимательских качеств, стремление к созданию своего бизнеса.

Особое внимание уделяется практическому курсу и обучению работе на инновационном оборудовании. Обучение проводят высококвалифицированные мастера производственного обучения. Методика обучения строится на современных образовательных технологиях:

а) использование компьютерных технологий;

б) создание проблемных ситуаций;

в «делай как я» - мастер демонстрирует элемент, а обучающийся повторяет и закрепляет его;

г) постановка практической задачи, в ходе решения которой обучающийся овладевает приемами работы;

д) инструкционно-технологические карты – своего рода «навигационная карта», по которой обучающийся выполняет операции на оборудовании и в ходе данной работы изучает инновационные технологии и развивает профессиональные компетенции.

В настоящее время Региональный ресурсный центр проводит работу по ознакомлению с новыми инновационными технологиями отделочных строительных работ и электрогазосварочных работ обучающихся однопрофильных учреждений. Актуальность разработки программы объясняется тем, что в рамках приоритетного национального проекта «Образование» инновационные подходы к подготовке кадров для высокотехнологичного производства выполняют главную роль. Программа составлена с учетом требований Стандарта РФ ФГОС НПО. Тридцатичасовая рабочая программа факультатива по профессии «Мастера отделочных строительных работ» включает в себя ознакомление с работой инновационного оборудования по профессиям «штукатур», «маляр», «облицовщик-плиточник». Тридцатичасовая рабочая программа факультатива для электрогазосварщиков включает в себя обучение сварочным работам на тренажере МДТС-0,5, работе на оборудовании для ручной дуговой сварки и упражнения в пользовании газосварочной аппаратурой. По окончании курса слушателям выдается сертификат. В Ресурсном центре уже прошли обучение на новом оборудовании обучающиеся Кузнецкого многопрофильного колледжа, училищ и профессиональных лицеев Пензенской области из районных поселков Земетчино и Калышлея, села Вадинска.

На базе Ресурсного центра проводились мастер-классы для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения по ознакомлению и обучению работе на современном оборудовании фирмы «Bosh».

Формирование новых компетенций дает весомое преимущество, что позволяет не просто конкурировать, но и выигрывать в жесткой борьбе на рынке труда.

Комментарии
Комментариев пока нет.