Разработка урока истории на тему «Внешняя политика Николая I. Крымская война и её итоги»

1
0
Материал опубликован 21 April 2018

Тема «Внешняя политика Николая I. Крымская война и ее итоги».

Цели урока: сформировать представление о внешней политике России, восточном вопросе и его влиянии на внешнеполитический курс России в XIX веке;

Развивать умения определять причины Крымской войны, цели сторон, ход военных действий, причины поражения, итоги и последствия войны.

Задачи:

Образовательные :Выявить основные направления внешней политики России при Николае 1. Изучить причины, ход и последствия Крымской войны.

Воспитательные: Воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли русскими солдатами, работы медиков в труднейших условиях осаждённого Севастополя.

Развивающие: Развивать навыки работы с документами, умение выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи.

Оборудование: проектор, монитор, презентация к уроку, фильмы о Крымской войне, сообщения учащихся.

Даты : 1826-1828гг.- русско-иранская война, 1828-1819гг.- русско-турецкая война, 1853-1856гг. – Крымская война, сентябрь 1854г.- август 1855г. – оборона Севастополя; март 1856г. – Парижский мирный договор.

Исторические личности Николай I, П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Н.И.Пирогов ,П.Кошка, Д.Севастопольская.

Оборудование урока: карта « Крымская война 1853 – 1856гг».

Ход урока.

Изучение нового материала.

Основные направления внешней политики России.

В преддверии Крымской войны.

Крымская война (1853 – 1856гг).

Итоги Крымской войны

Проблемные задания:

- Почему внешнеполитические успехи России в первой половинеXIXв.сменились поражением в Крымской войне?

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Изучение нового материала. Методические рекомендации по проведению урока

Этот урок весьма велик по содержанию и по объему, поэтому целесообразно начать его с объяснения нового материала, особое внимание при этом уделить центральному вопросу – Крымской войне.

Крымская война должна изучаться во взаимосвязи двух ее сторон - внешнеполитической и внутриполитической.

Причины поражения феодально-крепостнической России в Крымской войне показываются не только как результат выступления против нее коалиции держав, но и, в первую очередь, как результат столкновения двух систем: с одной стороны - отсталой феодально-крепостнической (Россия), а с другой - прогрессивной (капиталистической) (Англия и Франция).

К концу урока необходимо подвести учащихся к выводу:

- поражение России в Крымской войне, обнажив до предела гнилость феодально-крепостнического режима и показав экономическую отсталость России, способствовало росту революционного движения в стране;

-  необходимость отмены крепостного права в России стала очевидной для всех;

-  внешнеполитическое влияние российского царизма было подорвано, и он уже был не в состоянии играть роль жандарма в

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Охрана абсолютистских порядков.

2. Восточный вопрос.

3. В преддверии Крымской войны.

4. Крымская война 1853-1856 гг.

5.Итоги и последствия Крымской войны.

Объяснение учителя.

Охрана абсолютистских порядков. Внешняя политика, как правило, есть отражение внутренней политики. Для периода правления Николая I это правило особенно характерно.

При Николае I внешняя политика имела несколько основных направления:

Вопрос студентам: Назовите основные направления внешней политики России при Николае 1.

1)подавление польского восстания 1830-1831гг. и отмена Конституции 1815г

2) Подавление венгерской революции 1849г

3) Русско-иранская война 1826-1818гг

4) Русско-турецкая война 1828-1829гг

5) Кавказская война 1817-1864гг

6) Восточный вопрос – соперничество стран из-за влияния на Балканах и Ближнем Востоке в связи с упадком Османской империи.

Решение первой задачи Николаю I во многом удалось (например, подавление Венгерской революции). Польское освободительное движение 1830-1831 гг. также подавлено царскими войсками.

Николай I отменил польскую конституцию и объявил Польшу «неотъемлемой частью Российской империи».

В 1848-1849 гг. по Европе прошла волна революций. В их подавлении Николай I также принял активное участие. Совместно с султаном он подавил восстание в дунайских княжествах.

Слушаем сообщение о Кавказской войне.

2. Восточный вопрос. В конце XVIII века явно обозначилось начало распада Османской империи. Входившие в ее состав славянские и другие нетурецкие народы все более активно вели борьбу за свою независимость.

К этому времени резко усилилось английское влияние на Балканах. Не желая этого, Николай I активизировал политику в Восточном вопросе. Он, например, оказал помощь православным грекам в их борьбе против Турции. 

3.  В преддверии Крымской войны. Николай I решил, что настала пора поделить наследство Турции.  Он считал, что ни Франция, еще не оправившаяся от революции, ни Австрия, якобы благодарная и обязанная России за спасение от революционных венгров, в борьбу не вмешаются.

С Англией Николай I рассчитывал договориться о разделе сфер влияния.

Однако Николай I жестоко ошибся.

Во Франции Луи Бонапарт стремился упрочить свое положение за счет победоносной войны, поэтому он охотно пошел на антирусский союз с Англией. Англия имела колонизаторские планы на Ближнем Востоке и соперничала здесь с Россией. «Благодарная» же Австрия также препятствовала России. Турция, подталкиваемая Англией и Францией, стремилась к войне с Россией, чтобы сохранить свои позиции на Балканском полуострове и вернуть себе Закавказье.

Таким образом, война была неминуема и закономерна. Россия же оказалась перед этой войной в полной международной изоляции.

4. Крымская война 1853-1856 гг. Еще раз подчеркнем, что главной причиной Крымской войны явилось обострение Восточного вопроса: стремление России, Англии и Франции, используя слабость Турции, поделить ее владения.

Поводом к войне стал вопрос о «святых местах» в Палестине, принадлежавшей тогда Турции.

В 1850 году в Палестине возник конфликт между православным и католическим духовенством. Речь шла о том, кто будет блюстителем особо чтимых храмов в Иерусалиме и Вифлееме. Под давлением Франции турецкий султан решил этот вопрос в пользу католиков.

Россия потребовала от султана признать русского царя покровителем всех православных в Турции. После отказа Россия объявила о разрыве дипломатических отношений с Турцией (октябрь 1853 года) и ввела свои войска в дунайские княжества Молдавию и Валахию. В ответ английская и французская эскадры вошли в Мраморное море. Ободренный этим, турецкий султан в октябре 1853 года объявил войну России.

Так начался первый этап Крымской войны. 

Фильм Синопский бой

Вступление в войну Англии и Франции, обеспокоенных успехом России в войне с Турцией, является началом второго этапа Крымской войны. Этот этап характеризуется также мощным наступлением турецких войск в Закавказье. Наступление поддерживалось с севера войсками чеченского лидера имама Шамиля.

Русским войскам удалось остановить турок и одержать ряд побед, взять непреступную крепость Каре.

Далее следует остановиться на австрийской угрозе.

На Дунае русские войска осадили крепость Силистрию. Однако Австрия, поддерживаемая Пруссией, потребовала от России вывода войск с территории Дунайских княжеств. Россия вынуждена была подчиниться ультиматуму.

Главные события разворачивалась в Крыму - в борьбе России против Англии и Франции.

После сражения при реке Альме англо-французские (шестидесятитысячная союзная армия, отлично оснащенная и вооруженная) войска подступили к Севастополю. Началась его героическая оборона, продолжавшаяся 349 дней и ночей, с 13 (25) сентября 1854 года по 28 августа (9 сентября) 1855 года.

Расчет неприятеля был на взятие Севастополя комбинированным ударом с моря и суши.

Однако, затопив свои корабли у входа в бухту, защитники Севастополя не позволили врагам использовать для штурма города вражеский флот.

Оборону Севастополя возглавляли один за другим великие сыны Отечества: адмирал В. А. Корнилов, П. С. Нахимов, В. И. Истомин.

В защите города участвовали все его жители.

Сообщение

И все же в конце августа 1855 года ценой огромных потерь после ожесточеннейшего штурма неприятель захватил ключевую позицию Севастополя - Малахов курган.

Таким образом, падение Севастополя предрешило исход войны. Силы обеих сторон были истощены, и ни у кого уже не было сил продолжать военные действия.

Сообщение и видео о героях Севастополя.

II. Обобщение, закрепление изученного.

В заключение урока разбираются причины поражения царской России в Крымской войне.

Затем рассматриваются условия Парижского мирного договора (март 1856 года), итоги войны, последствия поражения России в Крымской войне.

Условия Парижского мира оказались весьма тяжелыми для России. Она лишилась южной Бессарабии, потеряла право иметь крепости и военный флот на Черном море.

Поражение России было обусловлено, прежде всего, экономической и военно-технической отсталостью страны.

=> В чем же заключалась эта военно-техническая отсталость? (Вопрос обращен к учащимся и звучит проблемно, и далее с помощью учеников формулируется ответ.)

Российская армия была вооружена кремневым оружием (ее противники - Англия и Франция - нарезным).

Устарела и артиллерия в российской армии. Хроническую нехватку боеприпасов не могла восполнить военная промышленность с ее крепостными рабочими и отсталой техникой и технологией.

Из-за отсутствия железных дорог опаздывала доставка войск, снаряжения, техники, боеприпасов и т. д. Парусный флот России явно уступал паровому флоту Англии и Франции.

Снабжение армии было крайне неудовлетворительным из-за неорганизованности начальников, коррумпированности чиновников, казнокрадства и откровенного воровства.

К тому же русская армия, будучи еще рекрутской, не могла на равных соперничать с армиями, комплектуемыми на основе всеобщей воинской обязанности.

Что касается последствий войны, то надо отметить, что был подорван международный престиж России. Поражение России наглядно показало необходимость проведения буржуазных преобразований, особенно в промышленности, на транспорте и в военном деле.

Еще одно важное последствие Крымской войны - новый подъем освободительной войны на Балканах.

В качестве закрепления изученного материала - составление опорных конспектов.

Рефлексия.

Домашнее задание. Сообщение на тему Условия освобождения крестьян по реформе 1861г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.