Технологическая карта урока «Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг.»

0
0
Материал опубликован 1 June 2017

Технологическая карта урока

Предмет: история (всеобщая история)

Класс: I курс

Тема урока: Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Педагогические цели урока:

формирование основ гражданской, социальной, этносоциальной, культурной самоиндентификации личности обучающегося;

осмысление им опыта российской истории как части мировой истории;

формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.

Подвести учащихся к пониманию особенностей внешней политики России начала XX века.

Сформировать представление о русско-японской войне как об одной из самых печальных страниц отечественной истории, продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, карикатурами, совершенствовать навыки анализа исторических материалов.

Продолжить развитие интеллектуальных умений: классификации, обобщения и самоконтроля. Прививать любовь и уважение к истории своей страны.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

гражданский патриотизм, любовь к Родине

устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;

формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

Предметные:

способность анализировать условия достижения цели действия при работе с новым учебным материалом;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

устанавливать причинно-следственные связи, объяснять исторические явления;

анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках.

Метапредметные:

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и вносить необходимые коррективы;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

уметь находить нужную информацию в различных источниках и грамотно представлять имеющуюся информацию;

вырабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы.


 

Основное содержание урока:

Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – ХХ вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Начало Русско-японской войны. Осада Порт-Артура. Ход военных действий в 1905г. Окончание войны. Сближение России и Англии.

Межпредметные и внутрикурсовые связи:

«География», «Право», «Изобразительное искусство».

Образовательные ресурсы:

Учебник: Артемов В., Лубченков Ю. История

Карта с указанием мест основных сражений Русско-японской войны 1904-1905, контурная карта

http://vm.sovrhistory.ru/sovremennoy-istorii-rossii/katalog#/item/416 - виртуальная экскурсия

Исторические источники: Портсмутский мир

Основные даты:

1896г. - российско-китайский секретный договор об оборонительном союзе.

1899 г. – Международная конференция в Гааге.

27 января 1904 г. – начало русско-японской войны.

Февраль 1905 г. – сражение под Мукденом.

Май 1905 г. - Цусимское сражение.

23 августа 1905 г. – Портсмурский мирный договор России с Японией.

Персоналии:

З.П. Рождественский, А.М. Стессель, А.Н. Куропаткин, С.О. Макаров

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

характеристика основных видов деятельности

формируемые УУД

Организационное начало

Приветствие обучающихся. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Приветствие учителя. Организация рабочего места.

Регулятивные: включение в деловой ритм

Актуализация знаний

Как же складывалась внешняя политика России в конце XIX – начале XX веков?

Является ли внешняя политика Николая II продолжением внешней политики АлександраIII?

Основой государственной политики Николая II стало продолжение стремления его отца ―придать России больше внутреннего единства путем утверждения русских элементов страны.

 

Высказывают суждения об исторических событиях.

Примерный ответ:

Коммуникативные: сотрудничество с преподавателем и с одногруппниками

Логические: анализ, сравнение,синтез

Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель предлагает посмотреть карикатуру и сформулировать тему урока, демонстрируется карикатуру Раздел Китая европейскими державами и Японией. Французская карикатура 1890-х годов.

О чём мы сегодня будем с вами говорить?

Вы совершенно правы.

Запишем сегодняшнюю тему урока: Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Я прошу записать тему урока в тетрадь, и по ходу моего объяснения, делать соответствующие записи.

Почему в конце XIXв. Россия стала активно развивать дальневосточное направление внешней политики??

Внешняя политика Николя II первый период его царствования была направлена на решение двух задач. Он стремился сохранить сложившееся положение и не допустить новых военных конфликтов в Европе, с одной стороны, и расширить сферу влияния России на Дальнем Востоке – с другой.

Ази­ат­ское на­прав­ле­ние во внеш­ней по­ли­ти­ке Рос­сии но­си­ло дру­гой ха­рак­тер. 

Слайд 5

1.Рассмотреть карикатуру и ответить на поставленные к ней вопросы (группа работает коллективно, выдвигаются разные версии, из которых выбираются наиболее верные).

2.Поработать с различными источниками и собрать необходимый материал по теме урока, объяснить новые понятия.

 

Такая по­зи­ция неиз­беж­но стал­ки­ва­ла Рос­сию с на­рож­да­ю­щей­ся Япон­ской им­пе­ри­ей.

В 1899 г. по ини­ци­а­ти­ве Ни­ко­лая II была со­зва­на Га­аг­ская мир­ная кон­фе­рен­ция, в ко­то­рой при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли 26 стран (Слайд №3).  (Мирная конференция была созвана по Конференция открылась 18 (6) мая, в день рождения Императора, и проходила по 29 (17) июля.) Это было круп­ным ев­ро­пей­ским со­бы­ти­ем. Рус­ский им­пе­ра­тор пред­ло­жил су­ще­ствен­но со­кра­тить во­ору­же­ние ми­ро­вых ев­ро­пей­ских стран-ли­де­ров и огра­ни­чить сред­ства ве­де­ния войны. Кон­фе­рен­ция за­кон­чи­лась при­ня­ти­ем до­ку­мен­та, со­глас­но ко­то­ро­му были огра­ни­че­ны неко­то­рые виды во­ору­же­ний: за­пре­ще­но ис­поль­зо­ва­ние отрав­ля­ю­щих газов, раз­рыв­ных пуль и пуль со сме­щён­ным цен­тром тя­же­сти. (Документ №1)

Кон­фликт в Япо­нии на­чал­ся за­дол­го до на­ча­ла рус­ско-япон­ской войны. В част­но­сти, япон­цев не устра­и­ва­ло то, что Рос­сия по­стро­и­ла в Китае КВЖД, при этом под­пи­сав до­го­вор о стро­и­тель­стве объ­ек­та втайне. Япон­цам также не нра­ви­лось, что Рос­сий­ская им­пе­рия на без­воз­мезд­ных усло­ви­ях арен­ду­ет Ляо­дун­ский по­лу­ост­ров и г. Порт-Ар­тур, из ко­то­ро­го была сде­ла­на во­ен­но-мор­ская база. Япо­ния счи­та­ла Корею сфе­рой своих ин­те­ре­сов, но рос­сий­ский флот по­сто­ян­но бывал в ко­рей­ском порту Че­муль­по, неся там т. н. ста­ци­о­нар­ную ди­пло­ма­ти­че­скую служ­бу.

Япон­ское пра­ви­тель­ство не раз вы­ра­жа­ло же­ла­ние ре­шить все воз­ни­ка­ю­щие про­бле­мы ди­пло­ма­ти­че­ским путём, но Ни­ко­лай IIвся­кий раз от­вер­гал эти пред­ло­же­ния. С.Ю. Витте (Слайд 5, 6), ми­нистр фи­нан­сов Рос­сии, со­вер­шив­ший по­езд­ку по Даль­не­му Во­сто­ку, пре­ду­пре­ждал им­пе­ра­то­ра об опас­но­сти во­ен­но­го кон­флик­та с Япо­ни­ей. Он утвер­ждал, что в слу­чае на­ча­ла войны Рос­сия столк­ну­лась бы с силь­ней­шим про­тив­ни­ком, по­сколь­ку рос­сий­ская ев­ро­пей­ская часть и рос­сий­ский Даль­ний Во­сток – это фак­ти­че­ски две раз­ные стра­ны. Про­пуск­ная спо­соб­ность Транс­си­бир­ской ма­ги­стра­ли была огра­ни­чен­ной, по­сколь­ку ветка была од­но­ко­лей­ной. Сил и ко­ли­че­ства флота и армии на Даль­нем Во­сто­ке не хва­ти­ло бы, чтобы де­я­тель­но бо­роть­ся с мощ­ной Япон­ской им­пе­ри­ей. Тем не менее Ни­ко­лай не внял со­ве­там сво­е­го ми­ни­стра и фак­ти­че­ски спро­во­ци­ро­вал войну.


 

В ночь с 27 на 28 ян­ва­ря 1904 г. япон­ские эс­кад­рен­ные ми­но­нос­цы со­вер­ши­ли на­па­де­ние на ко­раб­ли рос­сий­ской ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры, сто­яв­шей на внеш­нем рейде Порт-Ар­ту­ра (Слайд 9, 10). Ко­ман­до­вал ти­хо­оке­ан­ским фло­том ад­ми­рал О.В. Старк (Слайд 10). Боль­шин­ство офи­це­ров рос­сий­ской эс­кад­ры в это время от­сут­ство­ва­ли на ко­раб­лях, по­это­му свое­вре­мен­ное управ­ле­ние на них на­ла­дить не уда­лось. В ре­зуль­та­те рус­ский флот понёс зна­чи­тель­ные по­те­ри: было по­вре­жде­но около 6 во­ен­ных ко­раб­лей.

28 ян­ва­ря япон­ская эс­кад­ра из 14 ко­раб­лей под ко­ман­до­ва­ни­ем К. Хи­ко­нод­зё (Слайд 12) бло­ки­ро­ва­ла в ко­рей­ском порту Че­муль­по рос­сий­ский крей­сер «Варяг» (Слайд 13) и ка­но­нер­скую лодку «Ко­ре­ец».  Неболь­шой рос­сий­ской эс­кад­ре не уда­лось вы­рвать­ся в от­кры­тое море, но в ре­зуль­та­те сра­же­ния были по­вре­жде­ны 7 из 14 япон­ских ко­раб­лей. Тем не менее, чтобы не сдать­ся врагу, крей­сер «Варяг» был за­топ­лен (впо­след­ствии он был под­нят япон­ца­ми и пла­вал в со­ста­ве их флота), а ка­но­нер­скую лодку «Ко­ре­ец» взо­рва­ли. Таким об­ра­зом, толь­ко за пер­вых два дня бо­е­вых дей­ствий рос­сий­ский флот по­те­рял около 11 бо­е­вых ко­раб­лей.

Ад­ми­ра­ла Стар­ка на Даль­нем Во­сто­ке вско­ре сме­нил ад­ми­рал С.О. Ма­ка­ров (Слайд 14). Ему уда­лось на­ла­дить де­я­тель­ность флота. Он на­ла­дил ре­монт­ную базу ко­раб­лей, при­ве­зя с собой ра­бо­чих из Санкт-Пе­тер­бур­га с су­до­ре­монт­ных за­во­дов. Ко­раб­ли, по­вре­ждён­ные в ре­зуль­та­те пер­во­го на­па­де­ния япон­цев, вско­ре вошли в строй рос­сий­ско­го флота снова. 31 марта 1904 г. бро­не­но­сец «Пет­ро­па­ловск», на ко­то­ром на­хо­дил­ся ад­ми­рал Ма­ка­ров, на­ско­чил на «мин­ную банку» (связ­ка мин для уси­ле­ния взры­ва), вслед­ствие чего погиб почти весь эки­паж ко­раб­ля, вклю­чая са­мо­го ад­ми­ра­ла.

Ма­ка­ро­ва на посту глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го ти­хо­оке­ан­ским фло­том за­ме­нил В.К. Вит­гефт (Слайд 15), ко­то­рый не смог эф­фек­тив­но им управ­лять, и флот всё боль­ше от­ста­и­вал­ся во внут­рен­ней га­ва­ни Порт-Ар­ту­ра. Тем вре­ме­нем ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась япон­ская су­хо­пут­ная армия. В фев­ра­ле 1904 г. в Корее вы­са­дил­ся мар­шал И. Ояма (Слайд 16) с пер­вой япон­ской ар­ми­ей, целью ко­то­рой было про­дви­же­ние вглубь ко­рей­ско­го по­лу­ост­ро­ва для того, чтобы пе­ре­ре­зать пути КВЖД. В марте 1904 г. неда­ле­ко от порта Даль­ний вы­са­ди­лась вто­рая япон­ская армия под ко­ман­до­ва­ни­ем М. Ноги (Слайд 17) с целью бло­ки­ро­ва­ния Порт-Ар­ту­ра с даль­ней­шим его за­хва­том.

Летом 1904 г. в Рос­сии ещё на­де­я­лись на воз­мож­ное по­бед­ное за­вер­ше­ние войны. Дело в том, что ко­ман­ду­ю­щий рус­ской ар­ми­ей А.Н. Ку­ро­пат­кин (Слайд 18) слал в Пе­тер­бург об­на­дё­жи­ва­ю­щие те­ле­грам­мы. Тем не менее в ав­гу­сте 1904 г. после Ляо­ян­ско­го сра­же­ния и от­ступ­ле­ния рус­ской армии мно­гим рус­ским людям стало ясно, что война Рос­си­ей про­иг­ра­на. Но Ни­ко­ла II был непре­кло­нен и счи­тал, что рус­ско-япон­ская война долж­на быть за­вер­ше­на толь­ко по­бе­дой Рос­сии.

Для укреп­ле­ния сил Ти­хо­оке­ан­ской эс­кад­ры на Бал­тий­ском море была сфор­ми­ро­ва­на вто­рая эс­кад­ра под ко­ман­до­ва­ни­ем З.П. Ро­же­ствен­ско­го, ко­то­рая в со­ста­ве 40 ко­раб­лей, со­вер­шив пла­ва­ние по Ат­лан­ти­ке и Ин­дий­ско­му оке­а­ну, при­плы­ла к ост­ро­ву Цу­си­ма.

В де­каб­ре 1904 г. погиб ко­ман­ду­ю­щий су­хо­пут­ны­ми си­ла­ми Порт-Ар­ту­ра ге­не­рал Р.И. Кон­дра­тен­ко (Слайд ). После этого силы обо­ро­ны Порт-Ар­ту­ра су­ще­ствен­но со­кра­ти­лись. Сле­ду­ю­щий за Кон­дра­тен­ко по стар­шин­ству ге­не­рал А.М. Стес­сель сдал город япон­цам. Фак­ти­че­ски война была про­иг­ра­на, но тем не менее про­дол­жа­лась.

22–25 фев­ра­ля 1905 г. со­сто­я­лось гран­ди­оз­ное Мук­ден­ское сра­же­ние. В этом сра­же­нии впер­вые на­ча­ла про­смат­ри­вать­ся так­ти­ка бу­ду­щих войн XXв.: ма­нев­рен­ная война, рас­сып­ной строй, ши­ро­кое при­ме­не­ние ог­не­вых средств по­ра­же­ния. Ге­не­рал Ку­ро­пат­кин не усмот­рел воз­мож­но­сти успеш­но­го за­вер­ше­ния сра­же­ния под Мук­де­ном, хотя япон­ская армия уже была го­то­ва от­сту­пать. Рус­ские от­сту­пи­ли рань­ше, оста­вив поле боя про­тив­ни­ку, фак­ти­че­ски про­иг­рав дан­ное сра­же­ние.

Фи­наль­ным ак­кор­дом рус­ско-япон­ской войны яви­лось Цу­сим­ское мор­ское сра­же­ние, про­изо­шед­шее 14–15 мая 1905 г.  Рус­ская эс­кад­ра Ро­же­ствен­ско­го, не за­ни­мав­ша­я­ся бо­е­вой под­го­тов­кой во время пла­ва­ния до места на­зна­че­ния, столк­ну­лась с мощ­ным япон­ским фло­том под ко­ман­до­ва­ни­ем Х. Того Япон­цы при­ме­ни­ли в этом сра­же­нии но­вей­шую так­ти­ку «па­лоч­ка на Т», когда ко­раб­ли япон­ской эс­кад­ры, вы­стро­ив­шись в киль­ва­тер­ной ко­лонне по­пы­та­лись охва­тить го­ло­ву рос­сий­ской киль­ва­тер­ной эс­кад­ры, то есть по­про­сту скон­цен­три­ро­вать­ся на го­лов­ном ко­раб­ле рос­сий­ской эс­кад­ры. Так были по­топ­ле­ны один за дру­гим 6 рос­сий­ских ко­раб­лей, после чего строй рос­сий­ских ко­раб­лей рас­сы­пал­ся и по­бе­ду одер­жа­ли япон­цы. Сам ад­ми­рал Ро­же­ствен­ский был за­хва­чен в плен и до­став­лен в Япо­нию. Прак­ти­че­ски вся рус­ская эс­кад­ра была либо уни­что­же­на, либо ин­тер­ни­ро­ва­на в ней­траль­ных пор­тах. До Вла­ди­во­сто­ка до­брал­ся толь­ко один ко­рабль.

Мирная конференция в Портсмуте открылась 9 августа 1905 года. (Анализ Документа Приложение №1 Портсмутский мир.)


 

Требования, поставленные Японией, сводились к следующему:

Признание свободы действий Японии в Корее.

Отвод российских войск из Маньчжурии.

Передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД).

Уплата Россией военных издержек.

Передача Японии интернированных ею российских судов.

 Итоги войны для России

уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов;

большие людские потери;

позор от проигранных сражений;

крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке;

потеря полуострова Сахалин

революция.

За время Русско-японской войны, продолжавшейся 19 месяцев, русская армия потеряла 400.000 человек убитыми, ранеными и пленными

Смотрят видеоролик Инфоурок «Внутренняя политика 1894-1904 гг.»

Обучающиеся смотрят карикатуру, выдвигают варианты формулировки темы урока, записывают тему урока и план в тетрадь.

Делают записи. На протяжении всего урока.

Слушают преподавателя, анализируют информацию, выполняют анализ текста принятой декларации в Гааге в 1899 г.

Император Германии, Вильгельм II (2), спорит с королевой Великобритании Викторией (2) о куске «пирога», вонзив при этом кинжал в знак своих агрессивных намерений; российский император Николай II (3) присматривает для себя особый кусок; Марианна (4), олицетворяющая Францию, вроде бы не участвует в разделе, но у неё союз с Россией, они изображены рядом. Японский император Мэйдзи (5) глубоко задумался: какие куски ему следует взять… Позади всех изображен представитель двора Цин, поднявший руки, чтобы всех остановить – но безуспешно…

Могут быть и такие ответы: «особый кусок пирога» – это особая часть Китая, Ляодунский полуостров. Побережье его не замерзает. России очень важно иметь свою крепость именно здесь, чтобы укрепиться на Тихом океане…Европейские державы не желали укрепления позиций России и искали своей выгоды.

По ходу объяснения темы обучающиеся заполняют таблицу «Хронология русско – японской войны 1904 – 1905 гг.», наносят на контурную карту основные события в войне.

Даты

События

Итог

Суша/море

Анализ документа, делая выводы и записывая условия договора

Подводят итоги урока, делают выводы, записывают в тетрадь

Закрепляют полученные знания на уроке.

Познавательные: возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий.

Коммуникативные: участие каждого ребёнка в совместных действиях по решению учебной задачи.

- Познавательные:

знание ключевых исторических понятий по теме урока, представление о направлениях внешней политики России того периода.

 Регулятивные:

организация учащимися своей учебной деятельности

Познавательные: умение находить нужную информацию, применять исторические термины и понятия, как в устной, так и в письменной речи; преобразовывать в соответствии с решаемой учебной задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

- Коммуникативные:

умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

- Регулятивные:

организация учащимся своей учебной деятельности

 

Познавательные: умение находить нужную информацию, применять исторические термины и понятия, как в устной, так и в письменной речи; преобразовывать в соответствии с решаемой учебной задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

- Коммуникативные:

умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

- Регулятивные:

организация учащимся своей учебной деятельности

Регулятивные:

организация учащимся своей учебной деятельности

Познавательные: умение находить нужную информацию, применять исторические термины и понятия, как в устной, так и в письменной речи; преобразовывать в соответствии с решаемой учебной задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

- Коммуникативные:

умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу

сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

- Регулятивные:

организация учащимся своей учебной деятельности

Рефлексия

Наш урок подошёл  к концу, и я хочу, чтобы вы самостоятельно оценили свою работу

Подводят итоги полученных знаний

Регулятивные: анализ работы и соотнесение с уровнем овладения материала

Информация о домашнем задании

На выбор: подобрать информацию о героях русско-японской войны (чьи фотографии вы видели в ходе урока);

обучающиеся представляют изученный материал в виде сочинения-эссе на тему «Русско-японская война: примеры чести, доблести и мужества» или коллективного проекта по теме «Герои Русско-японской войны».

Записывают домашнее задание

Регулятивные: анализ работы

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны

После Цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и пра­вительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.

Вопросы к документу для анализа

Какие внутренние события подталкивали Россию к за­ключению мира? Какая связь существовала между ними?

Что заставляло Японию согласиться на подписание мирного договора?

Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? Могла ли она победить и при каких условиях?

27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посред­ничестве президента США Теодора Рузвельта начались перегово­ры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в.

Портсмутский мирный договор, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.

(извлечение)

Статья I

Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

Статья II

Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономиче­ские, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...

Статья III

Россия и Япония взаимно обязуются:

эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исклю­чением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского
полуострова... возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или япон­скими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не об­ладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключитель­ными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или не­совместимыми с принципом равноправности. <... >

Статья V

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить импе­раторскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия ки­тайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привиле­гиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...

Статья VII

Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.

Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на тер­ритории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуостро­ва. <...>

Статья IX

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общест­венные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>

Статья XI

Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предостав­ления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.