Технологическая карта урока «Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904-1905 гг.»
Технологическая карта урока
Предмет: история (всеобщая история)
Класс: I курс
Тема урока: Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.
Педагогические цели урока:
формирование основ гражданской, социальной, этносоциальной, культурной самоиндентификации личности обучающегося;
осмысление им опыта российской истории как части мировой истории;
формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений.
Подвести учащихся к пониманию особенностей внешней политики России начала XX века.
Сформировать представление о русско-японской войне как об одной из самых печальных страниц отечественной истории, продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, карикатурами, совершенствовать навыки анализа исторических материалов.
Продолжить развитие интеллектуальных умений: классификации, обобщения и самоконтроля. Прививать любовь и уважение к истории своей страны.
Планируемые результаты:
Личностные:
гражданский патриотизм, любовь к Родине
устойчивый познавательный интерес к прошлому своей Родины;
формирование коммуникативной компетентности, умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Предметные:
способность анализировать условия достижения цели действия при работе с новым учебным материалом;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи, объяснять исторические явления;
анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках.
Метапредметные:
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы, учитывать разные мнения и вносить необходимые коррективы;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем
уметь находить нужную информацию в различных источниках и грамотно представлять имеющуюся информацию;
вырабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы.
Основное содержание урока:
Основные направления внешней политики России на рубеже XIX – ХХ вв. Гаагская конференция. Дальневосточная политика. Начало Русско-японской войны. Осада Порт-Артура. Ход военных действий в 1905г. Окончание войны. Сближение России и Англии.
Межпредметные и внутрикурсовые связи:
«География», «Право», «Изобразительное искусство».
Образовательные ресурсы:
Учебник: Артемов В., Лубченков Ю. История
Карта с указанием мест основных сражений Русско-японской войны 1904-1905, контурная карта
http://vm.sovrhistory.ru/sovremennoy-istorii-rossii/katalog#/item/416 - виртуальная экскурсия
Исторические источники: Портсмутский мир
Основные даты:
1896г. - российско-китайский секретный договор об оборонительном союзе.
1899 г. – Международная конференция в Гааге.
27 января 1904 г. – начало русско-японской войны.
Февраль 1905 г. – сражение под Мукденом.
Май 1905 г. - Цусимское сражение.
23 августа 1905 г. – Портсмурский мирный договор России с Японией.
Персоналии:
З.П. Рождественский, А.М. Стессель, А.Н. Куропаткин, С.О. Макаров
Организационная структура урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
характеристика основных видов деятельности |
формируемые УУД |
||||||
Организационное начало |
Приветствие обучающихся. Проверка готовности обучающихся к уроку. |
Приветствие учителя. Организация рабочего места. |
Регулятивные: включение в деловой ритм |
||||
Актуализация знаний |
Как же складывалась внешняя политика России в конце XIX – начале XX веков? Является ли внешняя политика Николая II продолжением внешней политики АлександраIII? Основой государственной политики Николая II стало продолжение стремления его отца ―придать России больше внутреннего единства путем утверждения русских элементов страны.
|
Высказывают суждения об исторических событиях. Примерный ответ: |
Коммуникативные: сотрудничество с преподавателем и с одногруппниками Логические: анализ, сравнение,синтез |
||||
Усвоение новых знаний и способов действий |
Учитель предлагает посмотреть карикатуру и сформулировать тему урока, демонстрируется карикатуру Раздел Китая европейскими державами и Японией. Французская карикатура 1890-х годов. О чём мы сегодня будем с вами говорить? Вы совершенно правы. Запишем сегодняшнюю тему урока: Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Я прошу записать тему урока в тетрадь, и по ходу моего объяснения, делать соответствующие записи. Почему в конце XIXв. Россия стала активно развивать дальневосточное направление внешней политики?? Внешняя политика Николя II первый период его царствования была направлена на решение двух задач. Он стремился сохранить сложившееся положение и не допустить новых военных конфликтов в Европе, с одной стороны, и расширить сферу влияния России на Дальнем Востоке – с другой. Азиатское направление во внешней политике России носило другой характер. Слайд 5 1.Рассмотреть карикатуру и ответить на поставленные к ней вопросы (группа работает коллективно, выдвигаются разные версии, из которых выбираются наиболее верные). 2.Поработать с различными источниками и собрать необходимый материал по теме урока, объяснить новые понятия.
Такая позиция неизбежно сталкивала Россию с нарождающейся Японской империей. В 1899 г. по инициативе Николая II была созвана Гаагская мирная конференция, в которой приняли участие представители 26 стран (Слайд №3). (Мирная конференция была созвана по Конференция открылась 18 (6) мая, в день рождения Императора, и проходила по 29 (17) июля.) Это было крупным европейским событием. Русский император предложил существенно сократить вооружение мировых европейских стран-лидеров и ограничить средства ведения войны. Конференция закончилась принятием документа, согласно которому были ограничены некоторые виды вооружений: запрещено использование отравляющих газов, разрывных пуль и пуль со смещённым центром тяжести. (Документ №1) Конфликт в Японии начался задолго до начала русско-японской войны. В частности, японцев не устраивало то, что Россия построила в Китае КВЖД, при этом подписав договор о строительстве объекта втайне. Японцам также не нравилось, что Российская империя на безвозмездных условиях арендует Ляодунский полуостров и г. Порт-Артур, из которого была сделана военно-морская база. Япония считала Корею сферой своих интересов, но российский флот постоянно бывал в корейском порту Чемульпо, неся там т. н. стационарную дипломатическую службу. Японское правительство не раз выражало желание решить все возникающие проблемы дипломатическим путём, но Николай IIвсякий раз отвергал эти предложения. С.Ю. Витте (Слайд 5, 6), министр финансов России, совершивший поездку по Дальнему Востоку, предупреждал императора об опасности военного конфликта с Японией. Он утверждал, что в случае начала войны Россия столкнулась бы с сильнейшим противником, поскольку российская европейская часть и российский Дальний Восток – это фактически две разные страны. Пропускная способность Транссибирской магистрали была ограниченной, поскольку ветка была одноколейной. Сил и количества флота и армии на Дальнем Востоке не хватило бы, чтобы деятельно бороться с мощной Японской империей. Тем не менее Николай не внял советам своего министра и фактически спровоцировал войну.
В ночь с 27 на 28 января 1904 г. японские эскадренные миноносцы совершили нападение на корабли российской тихоокеанской эскадры, стоявшей на внешнем рейде Порт-Артура (Слайд 9, 10). Командовал тихоокеанским флотом адмирал О.В. Старк (Слайд 10). Большинство офицеров российской эскадры в это время отсутствовали на кораблях, поэтому своевременное управление на них наладить не удалось. В результате русский флот понёс значительные потери: было повреждено около 6 военных кораблей. 28 января японская эскадра из 14 кораблей под командованием К. Хиконодзё (Слайд 12) блокировала в корейском порту Чемульпо российский крейсер «Варяг» (Слайд 13) и канонерскую лодку «Кореец». Небольшой российской эскадре не удалось вырваться в открытое море, но в результате сражения были повреждены 7 из 14 японских кораблей. Тем не менее, чтобы не сдаться врагу, крейсер «Варяг» был затоплен (впоследствии он был поднят японцами и плавал в составе их флота), а канонерскую лодку «Кореец» взорвали. Таким образом, только за первых два дня боевых действий российский флот потерял около 11 боевых кораблей. Адмирала Старка на Дальнем Востоке вскоре сменил адмирал С.О. Макаров (Слайд 14). Ему удалось наладить деятельность флота. Он наладил ремонтную базу кораблей, привезя с собой рабочих из Санкт-Петербурга с судоремонтных заводов. Корабли, повреждённые в результате первого нападения японцев, вскоре вошли в строй российского флота снова. 31 марта 1904 г. броненосец «Петропаловск», на котором находился адмирал Макаров, наскочил на «минную банку» (связка мин для усиления взрыва), вследствие чего погиб почти весь экипаж корабля, включая самого адмирала. Макарова на посту главнокомандующего тихоокеанским флотом заменил В.К. Витгефт (Слайд 15), который не смог эффективно им управлять, и флот всё больше отстаивался во внутренней гавани Порт-Артура. Тем временем активизировалась японская сухопутная армия. В феврале 1904 г. в Корее высадился маршал И. Ояма (Слайд 16) с первой японской армией, целью которой было продвижение вглубь корейского полуострова для того, чтобы перерезать пути КВЖД. В марте 1904 г. недалеко от порта Дальний высадилась вторая японская армия под командованием М. Ноги (Слайд 17) с целью блокирования Порт-Артура с дальнейшим его захватом. Летом 1904 г. в России ещё надеялись на возможное победное завершение войны. Дело в том, что командующий русской армией А.Н. Куропаткин (Слайд 18) слал в Петербург обнадёживающие телеграммы. Тем не менее в августе 1904 г. после Ляоянского сражения и отступления русской армии многим русским людям стало ясно, что война Россией проиграна. Но Никола II был непреклонен и считал, что русско-японская война должна быть завершена только победой России. Для укрепления сил Тихоокеанской эскадры на Балтийском море была сформирована вторая эскадра под командованием З.П. Рожественского, которая в составе 40 кораблей, совершив плавание по Атлантике и Индийскому океану, приплыла к острову Цусима. В декабре 1904 г. погиб командующий сухопутными силами Порт-Артура генерал Р.И. Кондратенко (Слайд ). После этого силы обороны Порт-Артура существенно сократились. Следующий за Кондратенко по старшинству генерал А.М. Стессель сдал город японцам. Фактически война была проиграна, но тем не менее продолжалась. 22–25 февраля 1905 г. состоялось грандиозное Мукденское сражение. В этом сражении впервые начала просматриваться тактика будущих войн XXв.: маневренная война, рассыпной строй, широкое применение огневых средств поражения. Генерал Куропаткин не усмотрел возможности успешного завершения сражения под Мукденом, хотя японская армия уже была готова отступать. Русские отступили раньше, оставив поле боя противнику, фактически проиграв данное сражение. Финальным аккордом русско-японской войны явилось Цусимское морское сражение, произошедшее 14–15 мая 1905 г. Русская эскадра Рожественского, не занимавшаяся боевой подготовкой во время плавания до места назначения, столкнулась с мощным японским флотом под командованием Х. Того Японцы применили в этом сражении новейшую тактику «палочка на Т», когда корабли японской эскадры, выстроившись в кильватерной колонне попытались охватить голову российской кильватерной эскадры, то есть попросту сконцентрироваться на головном корабле российской эскадры. Так были потоплены один за другим 6 российских кораблей, после чего строй российских кораблей рассыпался и победу одержали японцы. Сам адмирал Рожественский был захвачен в плен и доставлен в Японию. Практически вся русская эскадра была либо уничтожена, либо интернирована в нейтральных портах. До Владивостока добрался только один корабль. Мирная конференция в Портсмуте открылась 9 августа 1905 года. (Анализ Документа Приложение №1 Портсмутский мир.)
Требования, поставленные Японией, сводились к следующему: Признание свободы действий Японии в Корее. Отвод российских войск из Маньчжурии. Передача Японии Ляодунского полуострова и Южно-Маньчжурской железной дороги (ЮМЖД). Уплата Россией военных издержек. Передача Японии интернированных ею российских судов. Итоги войны для России уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов; большие людские потери; позор от проигранных сражений; крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке; потеря полуострова Сахалин революция. За время Русско-японской войны, продолжавшейся 19 месяцев, русская армия потеряла 400.000 человек убитыми, ранеными и пленными Смотрят видеоролик Инфоурок «Внутренняя политика 1894-1904 гг.» |
Обучающиеся смотрят карикатуру, выдвигают варианты формулировки темы урока, записывают тему урока и план в тетрадь. Делают записи. На протяжении всего урока. Слушают преподавателя, анализируют информацию, выполняют анализ текста принятой декларации в Гааге в 1899 г. Император Германии, Вильгельм II (2), спорит с королевой Великобритании Викторией (2) о куске «пирога», вонзив при этом кинжал в знак своих агрессивных намерений; российский император Николай II (3) присматривает для себя особый кусок; Марианна (4), олицетворяющая Францию, вроде бы не участвует в разделе, но у неё союз с Россией, они изображены рядом. Японский император Мэйдзи (5) глубоко задумался: какие куски ему следует взять… Позади всех изображен представитель двора Цин, поднявший руки, чтобы всех остановить – но безуспешно… Могут быть и такие ответы: «особый кусок пирога» – это особая часть Китая, Ляодунский полуостров. Побережье его не замерзает. России очень важно иметь свою крепость именно здесь, чтобы укрепиться на Тихом океане…Европейские державы не желали укрепления позиций России и искали своей выгоды. По ходу объяснения темы обучающиеся заполняют таблицу «Хронология русско – японской войны 1904 – 1905 гг.», наносят на контурную карту основные события в войне.
Анализ документа, делая выводы и записывая условия договора Подводят итоги урока, делают выводы, записывают в тетрадь Закрепляют полученные знания на уроке. |
Познавательные: возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий. Коммуникативные: участие каждого ребёнка в совместных действиях по решению учебной задачи. - Познавательные: знание ключевых исторических понятий по теме урока, представление о направлениях внешней политики России того периода. Регулятивные: организация учащимися своей учебной деятельности Познавательные: умение находить нужную информацию, применять исторические термины и понятия, как в устной, так и в письменной речи; преобразовывать в соответствии с решаемой учебной задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) - Коммуникативные: умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. - Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности
Познавательные: умение находить нужную информацию, применять исторические термины и понятия, как в устной, так и в письменной речи; преобразовывать в соответствии с решаемой учебной задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) - Коммуникативные: умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. - Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности Познавательные: умение находить нужную информацию, применять исторические термины и понятия, как в устной, так и в письменной речи; преобразовывать в соответствии с решаемой учебной задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями) - Коммуникативные: умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. - Регулятивные: организация учащимся своей учебной деятельности |
||||
Рефлексия |
Наш урок подошёл к концу, и я хочу, чтобы вы самостоятельно оценили свою работу |
Подводят итоги полученных знаний |
Регулятивные: анализ работы и соотнесение с уровнем овладения материала |
||||
Информация о домашнем задании |
На выбор: подобрать информацию о героях русско-японской войны (чьи фотографии вы видели в ходе урока); обучающиеся представляют изученный материал в виде сочинения-эссе на тему «Русско-японская война: примеры чести, доблести и мужества» или коллективного проекта по теме «Герои Русско-японской войны». |
Записывают домашнее задание |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны
После Цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.
Вопросы к документу для анализа
Какие внутренние события подталкивали Россию к заключению мира? Какая связь существовала между ними?
Что заставляло Японию согласиться на подписание мирного договора?
Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? Могла ли она победить и при каких условиях?
27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в.
Портсмутский мирный договор, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.
(извлечение)
Статья I
Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.
Статья II
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...
Статья III
Россия и Япония взаимно обязуются:
эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского
полуострова... возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности. <... >
Статья V
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...
Статья VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...
Статья VII
Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова. <...>
Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. <...>
Статья XI
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом. <...>
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3