12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Красильникова Ирина Сергеевна4291
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
15

Урок на тему «Внешняя политика Ивана Грозного»




Внешняя политика Ивана Грозного
PPTX / 26.32 Мб

Технологическая карта урока для 10 класса

учителя истории и обществознания МАОУ «Школа № 19» г. Нижнего Новгорода

Красильниковой Ирины Сергеевны.

Тема урока   

«Внешняя политика Ивана IV»

Тип урока

Комбинированный

УМК

А.Н. Сахарова-В.А. Шестакова. История России (10-11)

Место урока по теме

6 урок в разделе «Образование русского централизованного государства»

Образовательные ресурсы

учебник История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч. 1 / А.Н. Сахаров. - М.: Русское слово, 2012; презентация, раздаточный материал.

Цель урока

Рассмотреть основные направления внешней политики Ивана IV и дать им оценку

Задачи урока

а) образовательная – выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; способствовать расширению знаний обучающихся о направлениях внешней политики России во второй половине XVI века, дать характеристику и оценку целям и результатам внешней политики, выявить причины успехов и неудач, расширение понятийной базы.

б) развивающая – развивать умения и навыки работы с различными историческими источниками и картой, обобщать знания, проводить анализ, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать различные процессы, события и факты, коммуникативные навыки.

в) воспитательная – воспитывать чувство гордости и любви к Родине, развивать интерес к урокам отечественной истории, воспитание активной гражданской позиции.

Формы и методы обучения

Ф.: фронтальная, групповая, индивидуальная;

М.: наглядный, словесный, исследовательский, практический.

Педагогические технологии и приемы

Технология развития критического мышления

Приемы: «Верно – не верно», «2-х частный дневник», возвращение к верным и неверным утверждениям, таблица рефлексии

Основные термины и даты 

Засечная черта, Ливонская война, туры

1552 г. – взятие Казани

1556 г. – присоединение Астраханского ханства

1558-1583 гг. – Ливонская война

1581-1585 гг. – поход Ермака в Сибирь

Планируемые образовательные результаты: 

предметные: обучающиеся будут знать основные направления внешней политики Ивана IV и ее результаты, присоединение Казани и Астрахани, борьба с Крымским ханством, Ливонская война, присоединение Сибири.

Научатся: раскрывать историко-культурное многообразие народов России, определять последовательность и длительность исторических событий, работать с историческими документами, соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, оценивать роль личности в истории.

Получат возможность научиться: использовать картографические источники для описания событий, анализировать и оценивать исторические события в контексте общероссийской истории

метапредметные: обучающиеся смогут организовывать и регулировать свою деятельность, работать с различными источниками, работать в группе, решать творческие задачи, делать заключения и выводы на основе аргументации. 

личностные: обучающиеся смогут понять культурное многообразие мира, уважать культуру народов, осознать свою идентичность как гражданина страны, осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Организационная структура урока 

  

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Цель этапа

Организационный момент   

Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть. Садитесь.

Проверка присутствующих.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об Иване IV. Но начнем мы с вами с проверки домашнего задания.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности

Проверка домашнего задания

Вам предлагается тест из 10 вопросов, для его выполнения вам понадобятся таблички с QR-кодом (Приложение 1).

Инструктаж по выполнению задания с помощью приложения Plickers

Выполняют тест

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания

Стадия вызова

Обратите внимание на экран. Перед вами карта XVI века. Какие государства были нашими соседями? Как складывались отношения между ними и Россией? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Исходя из этого, давайте сформулируем тему и цель нашего урока.

Пока мы не изучили информацию по теме, предлагаю вам ответить на вопросы (Приложение 2).

Инструктаж по выполнению задания «Верно - не верно»

Отвечают на вопросы

Формулируют тему и цель урока

Выполняют задание

Активизация имеющихся знаний, определение темы и цели урока

Стадия осмысления

Правы вы были или нет, мы узнаем, изучив тему. Для этого вам нужно разделиться на 4 группы, каждая из которых получит свою карточку с заданием (Приложение 3). Для подготовки выступления используйте источники и текст учебника параграфа 21. При выступлении каждой группы, вам нужно будет заполнить 2-х частный дневник. Напомню, в левой колонке записываете информацию, которая вам уже знакома, а в правой, которую вы узнали на уроке.

Напомню, в 1503 году Иван III заключил с Ливонской конфедерацией перемирие на 50 лет, по условиям которого она должна была ежегодно вносить дань за город Юрьев, принадлежавший ранее Новгороду. Когда срок договора истек, Иван IV предложил продолжение перемирия с условием отказа Ливонской конфедерации от военных союзов с Швецией и Литвой, а такде возвращения недоимок. Ливонская конфедерация свое обязательство выплаты долга в 1557 году не выполнила. А что из этого получилось, мы узнаем из видеоролика. Внимание на экран.

Итак, давайте запишем причины войны, повод, участников, ход и ее итоги.

Подумайте, каковы причины успехов и неудач внешней политики Ивана IV и попробуйте дать оценку его внешнеполитической деятельности.

Для закрепления материала предлагаю вам ответить на вопросы викторины (Приложение 4).

Время правления и внешней политики Ивана Грозного оставили след и в искусстве. Обратите внимание на экран.

Работают в группах, выступают по очереди и заполняют 2-х частный дневник

Смотрят видеоролик, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы викторины

Организация работы с учебным материалом в группах

Рефлексия 

  

Давайте вернемся к вопросам, на которые вы отвечали в начале урока (Приложение 2). На какие вопросы вы ответили верно? По каким вопросам ваши ответы после урока изменились?

Для подведения итогов предлагаю вам заполнить таблицу рефлексии урока (Приложение 5).

Отвечают на вопросы, заполняют таблицу рефлексии

Осмысление обучающимися своей деятельности на уроке

Домашнее задание 

  

Первый уровень («3»): ⸹ 21, составить в форме тезисов ответ на тему: «Ливонская война и ее роль в истории России».

Второй уровень («4»): ⸹ 21, составить план развернутого ответа по теме «Внешняя политика Ивана Грозного». План должен содержать не менее 3 пунктов с кратким пояснением.

Третий уровень («5»): ⸹ 21, на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние о пе­ри­о­де 1533-1584 гг. (инструктаж по написанию)

Спасибо за урок. До свидания.

  Записывают домашнее задание

Прощаются с учителем

  

Приложение 1

Проверка домашнего задания осуществляется с помощью приложения Plickers. Для этого необходимо зайти на сайт приложения и открыть его на смартфоне или планшете учителя. Каждому ученику необходимо раздать по 1 карточке с QR-кодом.

Каждой стороне карточке соответствует свой вариант ответа (A, B, C, D), который указан на самой карточке.

Для проведения опроса нужно выбрать один из заранее подготовленных вопросов на мобильном телефоне, он автоматически отображается на проекторе через режим Live view на сайте. Учитель задаёт вопрос, ученик выбирает правильный вариант ответа и поднимает карточку соответствующей стороной кверху. Учитель с помощью мобильного приложения сканирует ответы детей в режиме реального времени. На большом экране появятся карточки учеников, которые уже ответили на задание, а на телефоне учителя информация об ответах учеников. После того, как на вопрос ответили все учащиеся, можно приступать к следующему вопросу. После тестирования на сайте в отчетах будет виден общий результат и результат каждого ученика.

Тест по теме «Внутренняя политика Ивана Грозного» содержит 10 вопросов:

Церковный собор 1551 года, где были сокращены льготы религиозных учреждений:

А) Земский В) Стоглавый С) Успенский D) Введенский

Судебник Ивана Грозного был принят в:

А) 1547 г. В) 1549 г. С) 1550 г. D) 1551 г.

Приказы – это:

А) органы центрального управления в России в XVI-XVIII вв.

В) выборные органы, осуществлявшие управление на местах

С) государственные канцелярии

D) органы, управляющие личными землями великокняжеской семьи

Первый Земский собор состоялся в:

А) 1547 г. В) 1549 г. С) 1551 г. D) 1556 г.

Орган при царе, состоящий из представителей различных слоев населения и созывавшийся для решения наиболее важных государственных дел:

А) Земский Собор В) Боярская Дума С) вече D) Избранная Рада

Новый Судебник наделял Боярскую думу правом:

А) утверждения налогов, о которых просил царь В) высшего законодательного органа

С) вершить высший суд в стране D) определять внешнюю политику

Годы правления Ивана Грозного:

А) 1533-84 гг. В) 1538-82 гг. С) 1547-84 гг. D) 1549-82 гг.

Войско, созданное в правление Ивана Грозного:

А) рекрутское В) драгунское С) стрелецкое D) гусарское

Венчание Ивана IV на царство произошло в:

А) 1547 г. В) 1549 г. С) 1550 г. D) 1551 г.

Важнейшим мероприятием в период правления Елены Глинской было:

А) введение единой для всей страны денежной единицы

В) ликвидация разногласий внутри православной церкви

С) изменение в управлении страной

D) введение Юрьева дня

Приложение 2

Напротив каждого утверждения поставьте «+», если считаете, что оно верное или «-», если неверное

Утверждения

До изучения темы

После изучения темы

1.За время правления Ивана Грозного территория Российского государства увеличилась

   

2. Иван Грозный вёл активную успешную внешнюю политику, не проиграв ни одной войны

   

3. Целью Ливонской войны был выход к Черному морю

   

4. При Иване Грозном Россия начала превращаться в многонациональное государство

   

5. В конце 16 века в состав Русского государства вошла Западная Сибирь

   

6. Во время Ливонской войны Швеция выступала на стороне России

   

7. Политика Ивана Грозного на восточном направлении была продиктована стремлением обезопасить границы государства

   

8. Важную роль в присоединении Казанского ханства сыграл донской атаман Ермак Тимофеевич

   

9. При Иване Грозном многие народы добровольно перешли под покровительство Русского государства

   

10. Астраханское ханство было присоединено к России раньше, чем Казанское

   

Приложение 3

1 группа «Присоединение Казанского ханства»

Составьте связный рассказ о присоединении Казанского ханства по плану:

Где расположено Казанское ханство

Причины присоединения

Сколько походов было совершено на Казань, почему первые походы закончились неудачей

Какие народы входили в состав Казанского ханства

Как происходило завоевание Казани

Кто из русских военачальников отличился в этом завоевании

Какое сооружение было возведено в честь взятия Казани

Какое значение для России имело присоединение Казанского ханства

Историк об осаде Казани в 1552 г.

23 августа началась регулярная осада Казани. Были возведены «туры» — башни против городских ворот. Под руководством прибывших итальянцев они были выстроены «фряжским обычаем» с тремя «бои» (проёмами для стрельбы) — верхним, средним и нижним.26 августа казанцы совершили неудачную вылазку. На современников этот бой произвёл сильное впечатление: «От пушечного бою и от пищального грому и от гласов и вопу и кричания от обоих людей и от трескости оружия и не бысть слышати другу друга». <…> Вскоре весь город оказался в плотном кольце тур, между которыми в отдельных местах под руководством дьяка Ивана Выродкова был сооружён тын1. 27 августа начался артиллерийский об-стрел крепости. <…> Начали делать подкоп. «Литвин Роз-мысл» предложил разрушить тайный ход, который вёл к ключу у Муралеевых ворот, где расположились стрельцы. Подкоп удался, в него заложили 11 бочек пороха, и 4 сентября тайник был взорван. Город остался без питьевой воды.

Легенда о Сююмбике

Гордая царица Казани Сююмбике не желала выходить замуж за Ивана Грозного, но когда тот пришел с войском и осадил город, она потребовала в качестве свадебного подарка построить высокую башню. А когда начался свадебный пир, поднялась на самый верх башни и бросилась на острые камни. Народ в память о последней казанской царице назвал башню ее именем.

2 группа «Присоединение Астраханского ханства»

Составьте связный рассказ о присоединении Астраханского ханства по плану:

Где расположено Астраханское ханство

Причины присоединения

Как происходило завоевание Астрахани

Кто из русских военачальников отличился в этом завоевании

Какие народы вошли в состав России после присоединения Астраханского ханства

Какое значение для России имело присоединение Астраханского ханства.

После разгрома и распада Большой Орды астраханские ханы, потеряв в лице ее ханов мощного союзника, постоянно колеблются между ногаями и Крымом.

Активную роль во вмешательстве России в дела Нижнего Поволжья играл ногайский мурза Измаил, кочевавший со своими народами под Астраханью. Он давно лелеял мысль о захвате Астрахани, но за отсутствием собственных военных сил решил захватить ее при помощи русских войск. Укрепляя дружеские отношения с Измаилом, москвичи понимали, что противоречия между Крымом и ногаями, усобица татарских ханов может быть использована для более самостоятельной внешней политики в отношении Нижнего Поволжья. Они понимали, что Астрахань стала яблоком раздора между татарскими ханствами, что мешало турецкому султану Сулейману Великолепному создать единый фронт, союз против Москвы.

Просьба Измаила была удовлетворена после взятия Казани. Конечно, этот поход был предпринят не только ради просьб Измаила. Русское правительство удовлетворяло требования растущего дворянства и купечества, нуждавшихся в новых территориальных завоеваниях и рынках. Оно не собиралось передавать Астрахань Измаилу. Завоевание Астраханского ханства объяснялось также потребностями обороны от турецко-крымской агрессии, нависшей над южными и восточными рубежами страны. Во главе армии были воевода и князь Юрий Иванович Пронский-Шемякин. В состав войска входили казаки под командованием атамана Федора Павлова и вятчане под командованием князя Вяземского Святыня. Русская армия взяла Астрахань без боя.

Новый хан Дервиш-Али принял присягу верности Москве. Он обязан был собирать и отправлять в Москву ежегодную дань, русские получили свободу лова рыбы по всей Волге на равных правах с татарами. Астраханское ханство теперь находилось в полной зависимости от России. Вскоре Дервиш-Али перешел открыто на сторону Крыма. Не имея должных вооруженных сил в низовьях Волги, русские войска объявили о снятии дани на год, но как только русские войска ушли из города, в Астрахани вспыхнуло восстание, русский отряд был разгромлен. Ранней весной 1556 казаки конным строем направились к Астрахани, вступили в бой с войсками Дервиша-Али, но продвинуться к городу до подхода основных сил под командованием Черемисина не рискнули. В начале августа началось наступление на город. Астрахань была сдана без боя. Дервиш-Али бежал.

Население – простолюдины, черные люди, добровольно признали необходимость присоединения к России. Татары и ногаи стали сближаться с русскими. Так закончилось существование Астраханского ханства.

«Природа и история Астраханского края». – Издательство АПИ, 1996 г.

3 группа «Борьба с Крымским ханством»

Составьте связный рассказ о взаимоотношениях России и Крымского ханства по плану:

Где расположено Крымское ханство

Причины конфликтов между государствами

Что такое засечная черта и для чего она была создана

Почему Иван Грозный не решился на войну с Крымским ханством

Кто из русских военачальников отличился в борьбе с Крымским ханством.

Какое значение имела битва при Молодях

Историк о засечной черте

Общая протяжённость черты составляла более шестисот вёрст, а вместе с дополнительными и параллельными линиями — до тысячи вёрст. <...> Искусственные сооружения засечной черты — лесные завалы, глубокие и широкие рвы с валами, укреплённые городки и ворота, широкие полосы частокола и надолоб1, сторожевые шатры и боевые башни — строители черты умело сочетали с естественными препятствиями и топографией местности — реками с их притоками, лесными массивами, болотами и оврагами…

Историк о борьбе с Крымским ханством

Ливонская война (1558—1583) отвлекала основные силы русской армии на северо-западные рубежи. Нехватка войск вынудила правительство форсировать завершение масштабных работ по строительству оборонительной линии, начатых ещё в 20-х годах XVI в. За 25 лет Ливонской войны только три года (1566, 1575 и 1579 гг.) не отмечены кровавыми нападениями крымских татар. Это стало одной из главных причин неудачного исхода борьбы за Ливонию. Русскому государству пришлось вести тяжёлую борьбу на два фронта, что истощало военные и экономические ресурсы страны. 
Крымский хан Девлет-Гирей мечтал о восстановлении Казанского и Астраханского ханств и славе покорителя Русского государства. В 1571 году произошло одно из самых страшных татарских нашествий на Русь. Хан Девлет-Гирей, остановившийся в Коломенском, послал к городу 20 тыс. войско и приказал поджечь пригороды. Огонь быстро перекинулся на город, и через несколько часов Москва выгорела почти полностью. 30 июля 1572 г. на реке Пахре у деревни Молоди Передовой полк под началом Андрея Петровича Хованского и Дмитрия Ивановича Хворостинина (около 4 тыс. воинов) настиг тыловые татарские части, атаковал и разгромил их. 2 августа войска крымского хана ожесточенно штурмовали «гуляй-город», пытаясь уничтожить русские войска. Во время яростного боя у русских позиций, кавалерия под началом Воротынского обошла вражеские силы и ударила с тылу. Одновременно в контратаку пошли русские силы засевшие в «гуляй-городе». Татары не выдержали двойного удара и отступили, понеся огромные потери во время бегства.
Битва при Молодях имела огромное значение. Крымское ханство потерпело страшное поражение: Крым потерял большую часть боеспособного мужского населения. Россия одержала стратегическую победу на своём южном фронте (в условиях Ливонской войны). Османская империя и Крымское ханство были вынуждены отказаться от военных действий с целью возврата Нижнего и Среднего Поволжья в сферу своих интересов, эти территории были закреплены за Русским государством. Крымские татары возобновили набеги, но это были обычные рейды мелкими отрядами, они не могли принести значительного ущерба.

4 группа «Поход Ермака в Сибирь»

Составьте связный рассказ о походе Ермака в Сибирь по плану:

Где расположено Сибирское ханство

Как складывались отношения России с Сибирским ханством

Какие народы входили в состав Сибирского ханства

Почему народы Сибири были недовольны ханом Кучумом

Какую роль в присоединении Сибири сыграли Строгановы и Ермак

Значение присоединения Сибирского ханства

«Румянцевский летописец»:

«Во времена государя царя и великого князя всея России Ивана Васильевича на реке Волге и на Дону было много казаков. И по царскому повелению началось на них жесткое гонение и преследование на Волгн и на дону: хватая, их по темницам сажали и предавали смертной казни. И потому атаманы и казаки ушли с Волги и с Дону: Ермак Тимофеев с соратниками- 9 атаманов, Матвей Мещеряк, Иван Кольцов, с ними казаков 540 человек- и пришли в Сибирь в 1581г.А некоторые пишут что, призвали их с Волги Строгановы и снабдили их припасами и добротной одеждой и оружием…»

«Строгановская летопись»:

«В 1582 году, 1 сентября, на память преподобного отца нашего Симеона Столпника, Семён, и Максим, и Никита Строгановы отправили из крепостей своих в Сибирь против сибирского султана атаманов и казаков, Ермака Тимофеева с соратниками, а с ними отпустили, собрав из крепостей, своих разных служилых вольных людей: литву, и татар, и русских-отважных и смелых, достойных воинов 300 человек все вместе, сообща; и в том их войске собралось всего 840 человек, смелых и отважных…»

С. Бущинский

«Я не разделяю того мнения, что будто алчность к наживе, вела русских все далее в глубь Сибири. Нет, помимо материальных интересов ими руководил необыкновенный дух предприимчивости, страсть к рискованным предприятиям, жажда знания – что таится в неведомых местах. Об этом свидетельствует неопровержимые исторические факты».

Этнический состав.

На территории Сибири и Дальнего Востока проживали чукчи, коряки, эскимосы, ительмены, юкагиры, нивхи и т.д.

Они обитали в различных климатических условиях, относились к разным языковым семьям.

Крайний Северо-восток Азии – территория расселения чукчей, ительменов.

От побережья Ледовитого океана до р.Анадырь население занималось охотой на дикого оленя, к югу от р.Анадырь проживали рыболовы и охотники, которые создали вороний эпос. В мифах ворон действовал как творец благ, которые дает людям природа, и как устроитель жизни на Камчатке и Чукотке. Он создал реки, горы, растения, оленей и других животных, научил их жить в суровом снежном безмолвии.

Юкагиры – континентальные охотники на северного оленя и рыболовы.

По нижнему и среднему течению реки Амура жили тунгусы. Они сумели приручить оленя и использовать их в качестве транспортного средства. Для жилья использовали берестяной чум. Этнический состав населения в южной части Дальнего Востока во время их включения в состав России был очень сложным.

Засечная черта

...Оборонительная линия укреплений проходила в лес-

ной полосе южнее Оки от города Переяславля-Рязанского

через Венёв, Тулу, Крапивну, Одоев и Лихвин до верховьев

реки Жиздры в Брянских лесах. Общая протяжённость

черты составляла более шестисот вёрст, а вместе с допол-

нительными и параллельными линиями — до тысячи вёрст.

<...> Искусственные сооружения засечной черты — лесные

завалы, глубокие и широкие рвы с валами, укреплённые

городки и ворота, широкие полосы частокола и надолоб1,

сторожевые шатры и боевые башни — строители черты

умело сочетали с естественными препятствиями и топогра-

фией местности — реками с их притоками, лесными мас-

сивами, болотами и оврагами…

Засечная черта

...Оборонительная линия укреплений проходила в лес-

ной полосе южнее Оки от города Переяславля-Рязанского

через Венёв, Тулу, Крапивну, Одоев и Лихвин до верховьев

реки Жиздры в Брянских лесах. Общая протяжённость

черты составляла более шестисот вёрст, а вместе с допол-

нительными и параллельными линиями — до тысячи вёрст.

<...> Искусственные сооружения засечной черты — лесные

завалы, глубокие и широкие рвы с валами, укреплённые

городки и ворота, широкие полосы частокола и надолоб1,

сторожевые шатры и боевые башни — строители черты

умело сочетали с естественными препятствиями и топогра-

фией местности — реками с их притоками, лесными мас-

сивами, болотами и оврагами…

Приложение 4

Приложение 4

Интерактивная викторина разработана с использованием сервиса LearningApps. Ссылка на викторину - https://learningapps.org/display?v=ppfq2rny218

Приложение 5

Заполните таблицу рефлексии урока

Ф.И.

Критерий

Оценка

Получение новой информации

 

Процесс личной деятельности

 

Полученный результат

 

Работа с источниками

 

Общение в группе

 

Возможность проявить себя

 

Получение оценки

 

Ценность данной работы для вас - от 0 до 5 баллов

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (4)

Аладышева Татьяна Петровна, 08.12.18 в 15:11 3Ответить Пожаловаться
Грамотно построенный урок. Используются разнообразные формы подачи материала.
Красильникова Ирина Сергеевна, 28.06.19 в 18:24 1Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, Марина Юрьевна, за положительную оценку материала!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.